Психопатия и акцентуации характера: в чем различие?

Способы и методы лечения акцентуаций различных типов

Лечение предполагает сглаживание проявлений ярко выраженных черт характера.Важно!

Лечение необходимо в том случае, если акцентуация препятствует нормальному развитию личности, самореализации и бесконфликтного существования в окружении людей. Несмотря на то, что характер человека почти не подлежит коррекции, все же можно научиться сдерживать и подавлять негативные проявления.

Самостоятельно

Некоторые предпочитают самостоятельно бороться с проблемами и сами работают над собой. Для этого потребуется достаточно времени и тренировки, которые позволят проявить те черты характера, которые будут подавлять негативные реакции.

Такой подход позволяет изучить модели поведения и приводит к гармонизации с окружающим миром. Для каждого типа акцентуации есть свои специально разработанные упражнения, которые нужно выполнять каждый день.

Помощь психолога

Также можно обратиться за помощью к настоящему специалисту. В зависимости от случая лечение может занять от 3х месяцев до года. В очень тяжелых случаях коррекция может длиться несколько лет. Человек будет с частой периодичностью посещать психолога, беседовать с ним и выполнять определенные занятия.

Грань между нормой и патологией

Стараясь самостоятельно оценить степень своей или чужой адекватности, люди нередко задаются вопросом о том, где проходит грань между нормальной и патологической психикой и поведением. Различные акцентуации характера определяются как крайняя степень клинической нормы на границе с патологией.

Во второй половине прошлого столетия, а именно в 1968 году, немецкий психиатр К. Леонгард ввел понятие «акцентуация». Он определил ее как отклоняющиеся от нормы чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности.

https://www.youtube.com/watch?v=cVDzF7AuhD4

Спустя девять лет, в 1977 году, уже советский ученый А. Е. Личко предложил использовать более точный и узкий термин «акцентуация характера». Именно эти два ученых (К. Леонград и А. Е. Личко) внесли неоценимый вклад в науку психологии, разработав близкие, дополняющие друг друга концепции и классификации акцентуаций.

Чрезмерный акцент и заостренность тех или иных черт характера воспринимается человеком и его окружением как некая психологическая проблема, мешающая жить, и потому ошибочно классифицируется как психическое расстройство.

  • Влияние на определенную сферу жизни. Акцентуация проявляется в специфических стрессовых и кризисных ситуациях, затрагивающих одну сферу жизни. Расстройство личности затрагивает все сферы жизни человека.
  • Временность. Чаще акцентуация характера проявляется у подростков и изредка во взрослой жизни. Серьезные психические расстройства развиваются и имеют тенденцию к усилению в дальнейшей жизни индивида.
  • Непродолжительность социальной дезадаптации или полное ее отсутствие. Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата индивидом способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Акцентуация, в отличие от расстройства личности, не мешает человеку адаптироваться в обществе и быть полноценным его членом либо «выбивает из колеи» на непродолжительное время.
  • Акцентуация характера может послужить толчком к формированию психопатии лишь в том случае, когда травмирующие факторы и воздействие слишком сильные и продолжительные. Также такое негативное воздействие может спровоцировать острые эмоциональные реакции и нервозы.

Что такое акцентуация характера

Само понятие акцентуаций ввел К. Леонгард. По его мнению, это всего лишь заостренные черты характера, то есть особенности личности, создающие стереотипный тип поведения человека. По ним можно предугадать поведение индивида в конкретной ситуации, активирующей эти черты. Автор отмечает, что акцентуации наблюдаются у 20%-50 % людей.

Согласно А. Личко, акцентуации – норма, но ее крайний вариант. Под этим автор понимает ярко выраженные отдельные черты характера, делающие уязвимой личность в определенных ситуациях.

Если углубиться в суть определений, то акцентуации в подростковом возрасте принято называть «преходящими подростковыми акцентуациями», а взрослых людей с ярко выраженными чертами характера – «акцентуированными личностями». Хотя существенных отличий нет. Отмечается лишь, что в подростковом периоде эти черты можно легко корректировать и вовсе устранить, а во взрослом – лишь компенсировать с помощью саморегуляции.

Акцентуированная личность обладает своеобразным дисбалансом характера. Сложность однозначного ответа на вопрос о том, что такое акцентуации (норма или патология), состоит в характерной особенности феномена. Они отличаются по силе проявления. Иногда они еле заметны (только для близкого окружения), а иногда видны невооруженным глазом и для многих выглядят как отклонение.

Место акцентуаций среди нормы и патологий можно представить следующим образом.

Зона нормы Зона патологии
Зона нормального характера Зона акцентуированного характера Зона психопатии
Зона скрытой акцентуации Зона явной акцентуации Умеренная Тяжелая Крайне тяжелая

Явная акцентуация обладает большим риском. Под влиянием определенных психогенных факторов она может перерасти в отклоняющееся поведение и проблемы с адаптацией.

Чем опасны акцентуации: конфликтами, выходящими из раздражающей ситуации, и нервными срывами. Если травмирующая ситуация повторяется очень часто (постоянно), то акцентуация может перерасти в невроз.

Акцентуации поддаются коррекции, могут с годами под влиянием воспитания и самовоспитания приблизиться к норме (у 40 % людей к 30-35 годам от них не остается и следа). Или же наоборот уйти в патологию при разрушающих стилях воспитания и условиях жизни.

Однако не стоит обольщаться, если вы смогли укротить свой характер. К сожалению, в любое время противоречие воли и вашей индивидуальности может снова проявить себя. Именно поэтому в психологии существует распространенное мнение, что, оценивая взрослого человека (старше 40 лет), нельзя верить всему, что видишь. Он действительно показывает то, что считает нужным (пропущенное через фильтр норм, ожиданий, морали) или то, с чем так и не смог справиться.

Интересен и тот факт, что нельзя однозначно сказать, чем для личности являются акцентуации: наградой или наказанием:

  • с одной стороны, они опасны развитием психопатии, отклоняющегося поведения и даже преступного;
  • с другой – могут поспособствовать становлению незаурядной личности, например, развитию актерской карьеры.

Типы акцентуации характера

Типы акцентуации характера по Леонгарду

  1. Демонстративный. Человек старается произвести благоприятное впечатление у окружающих, обратить на себя внимания. Личность часто нахваливает себя, пытается казаться незаменимым персонажем в каждой ситуации. Большинство сказанного им является только его фантазией или же имеет малую долю правды.
  2. Застревающий. Характерна повышенная устойчивость аффекта, продолжительная эмоциональная реакция, переживания. Такие люди редко когда прощают неуважение и оскорбления в свою сторону. Они долго помнят обиды и при первой же возможности стараются отомстить обидчику.
  3. Педантичный. Такой человек чрезмерно аккуратен, пытается во всем поддерживать порядок, но при этом страдает нерешительностью. Перед принятием решения он будет долго продумывать каждый шаг, взвешивать все за и против. Такая личность боится перемен и брать на себя ответственность.
  4. Гипертимический. Такие люди всегда находятся в хорошем настроении даже без весомых причин. Отмечается повышенная активность, жажда к насыщенной жизни, ярким эмоциям и впечатлениям. Для такого типа характерна общительность, оптимистичность. Жизненные проблемы переживаются без особых трудностей.
  5. Возбудимый. Человек отличается чрезмерной импульсивностью. На его поступки и поведение в большей степени влияют инстинкты, влечения и порывы, а не рациональное понимание своего поведения. Для такого типа не знакомо понятие терпимость.
  6. Дистимический. Личность почти всегда пребывает в мрачном и плохом настроении, мыслит пессимистично, не видит ничего хорошего в жизни. Для дистимиков не свойственно веселье и активность.
  7. Экзальтированный. Основная черта – бурная реакция на случившееся. Такие люди очень восторженные, их радует каждая мелочь. Но также быстро впадают в печаль от плохих новостей.
  8. Циклотимический. Предполагает, что на смену гипертимическому типу приходит дистимический. Такое наблюдается довольно часто. В первом состоянии хорошие новости приводят не только к позитивным эмоциям, но и побуждают к действиям. Во втором состоянии плохие новости не только огорчают, но и приводят к апатии.
  9. Тревожный. Такой тип личности отличается чрезмерной тревожностью касаемо возможных трудностей, волнение за свое будущее. При этом реальные причины для волнения отсутствуют. Человек очень робкий, покорный, не уверен в своих силах.
  10. Интровертированный. Такие люди привыкли руководствоваться личным жизненным опытом. Человек часто копается в себе, погружается во внутренний мир и на время выпадает из реальной жизни. Больше думает, чем делает.
  11. Экстраветрированный. На человека имеет большое влияние мнение окружающих. Он не имеет четкой позиции, постоянно появляются новые мысли и мнения, которые формируются на основе сказанного другими людьми. Такие люди склонны к импульсивным действиям.
  12. Эмотивный. Основная черта личности – повышенная чувствительность. Такая личность очень добрая, мягкотелая, восприимчива, может расплакаться в любой момент, не таит долго обиду, быстро прощает.

Типы акцентуации характера по Личко

  • Явная – крайний вариант нормы. Проблемный характер проявляется на протяжении жизни. Это может быть не только в тяжелых жизненных ситуациях, но и в благополучных. В быту носит название «Психопат».
  • Скрытая – обычный вариант нормы. Проблемный характер проявляется чаще всего только в проблемных ситуациях, во время конфликтов с окружающими, в состоянии депрессии. В благополучных ситуациях это может быть совсем милый и уравновешенный человек.

Тип 1. Реформатор

Данный тип имеет еще одно название – перфекционист. Мышление и поведение такой личности основывается на заботе о том, как все улучшить вокруг себя. Реформатор имеет внутри себя жесткого критика, который постоянно указывает человеку на то, что он должен делать все идеально и поменьше проявлять свои эмоции.

Основные характеристики 1-го типа:

  • часто думает об улучшении всего и везде;
  • избегает ошибок;
  • предъявляет высокие моральные требования.

В состоянии стресса такой человек ощущает, что теряет чувство собственного достоинства. В сложных моментах такой человек вспоминает все неудачи и думает, что у него ничего получится. При этом человек понимает, как выглядит в глазах других, и ему это не нравится.

Ощущая себя в безопасности, человек начинает размышлять и выдает много интересных идей. Он начинает строить планы и стараться усовершенствовать все вокруг себя.

Чтобы гармонизировать свои отношения с окружающим миром, такому человеку нужно чаще прислушиваться к своим эмоциям. Это поможет перестать критиковать окружающих и начать получать удовольствие от жизни.

Степень выраженности акцентуации

В своих исследованиях, Личко отмечает существование двух форм акцентуированных черт личности. Первая форма является явной, а вторая скрытой. Явная степень – состояние, при котором, выраженные черты сохраняются на протяжении всей жизни человека. Такие черты компенсируются психикой, даже при условии отсутствия психических травм. При этом ярко выраженные акцентуации у подростков могут стать причиной возникновения дезадаптации. Скрытые акцентуации возникают на фоне получения психических травм, а также под влиянием стрессовых факторов. Такие черты редко нарушают способность к адаптации, однако могут стать причиной возникновения кратковременной дезадаптации.

Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера»

Несмотря на то, что феномен акцентуации изучается более пятидесяти лет, наука так и не смогла найти ответы на вопросы, связанные с динамикой и развитием определенных типов акцентуации. Андрей Личко, посвятивший свою жизнь изучению этого феномена, является одним из тех, кто внес существенный вклад в развитие этого направления.

По мнению специалистов, формирование и развитие акцентуаций начинается в подростковом возрасте. По окончанию пубертатного периода, такие черты становятся более гладкими и компенсируются другими. Некоторые из явных акцентуаций могут начать видоизменение, становясь скрытыми. Скрытые акцентуации определенного психотипа личности раскрываются под влиянием стрессовых факторов и психотравмирующих ситуаций. Для определенных типов акцентуаций характерны различные нарушения, к которым относятся девиантное поведение, острые аффективные реакции и неврозы. Также следует отметить, что воздействие внешних факторов и внутренних механизмов может привести к трансформации акцентуаций и способствовать возникновению психопатии.

Классификация Личко

Личко использовал 10 типов акцентуаций для описания характера подростков, находящихся в активной фазе становления личности:

  1. Лабильный — эмпатичный, зависимый от поддержки близких, доброжелательный.
  2. Гипертимный — самоуверенный, веселый, становится неформальным лидером компании.
  3. Циклоидный — психологически неустойчив, зависит от перепадов настроения, которые случаются раз в 1–2 месяца.
  4. Психастенический — интеллектуал, сосредоточен на рефлексии, склонен к тирании, подвержен навязчивым идеям.
  5. Астено-невротический — сосредоточен на своем здоровье, быстро утомляется.
  6. Шизоидный — сосредоточен на себе, равнодушен, замкнут.
  7. Сензитивный — спокойный, высокоморальный, тяжело переживает перемены.
  8. Неустойчивый — склонен к лени, избегает деятельности, связанной с трудом, подвержен зависимостям.
  9. Эпилептоидный — прирожденный лидер.
  10. Конформный — стремится подчинятся авторитету, боится отличаться от других.

Классификацию Личко можно применять и ко взрослым пациентам, но в подростковом возрасте акцентуации проявляются наиболее ярко и постановка диагноза значительно упрощается.

Помощь психолога

Когда человек не в состоянии самостоятельно противостоять акцентуации, он может обратиться за помощью к специалисту. Применяются следующие методы психотерапии.

  1. Индивидуальные беседы. Пациенту рассказывают о его уязвимых местах, о том, как необходимо уравновешивать черты своего характера.
  2. Групповые занятия. Собираются люди, которые имеют схожие акцентуации, разговаривают на тему, которая для всех полезна. Психолог обучает, какие модели поведения являются продуктивными в различных ситуациях, рассказывает о правилах правильного общения с людьми, объясняет, как необходимо взаимодействовать с членами семьи.
  3. Семейная терапия. В процессе учения задействованы вся семья. Происходит налаживание взаимоотношений, улучшение семейной атмосферы.
  4. Психологические тренинги. Занятия, которые обучают, как необходимо правильно себя вести в определенных ситуациях.
  5. Методика психодрамы. Является групповым методом, который основан на создании волнующей ситуации. Оказывается помощь в выработке правильного поведения, общения с родными людьми.

Теперь Вы знаете, что собой представляет акцентуация характера человека. Как видите, данное явление иногда нуждается в коррекции. Если обнаруживаете у себя состояние, которое оказывает негативное влияние на Вашу жизнедеятельность, отправьтесь на прием к психологу или психотерапевту. Также можно попробовать справиться самостоятельно, своими силами. Главное, не бездействовать, ведь Вы достойны лучшей жизни.

Индивидуальные причины развития

Формирование акцентуаций связывают с врожденным темпераментом: возбудимым или спокойным. В подростковом возрасте, под влиянием окружения, черты характера усиливаются и закрепляются, как постоянная линия поведения. На становление характера могут повлиять:

  • несформированное понятие норм поведения;
  • неадекватная самооценка;
  • профессиональная деформация;
  • наследственная предрасположенность;
  • отсутствие возможности удовлетворить базовые потребности.

Развитие личности — динамический процесс, на который влияют как внутренние, так и внешние факторы. Сочетание внешнего давления с внутренней предрасположенностью значительно повышает шансы на наследственную активацию ведущих черт.

Классификации расстройства

Теория Личко в настоящее время распространена среди психологов, так как ученый исследовал здоровых подростков. Психиатрами чаще всего используется классификация Леонгарда.

Виды черт в этих классификациях не имеют ничего общего с психическими расстройствами, так как выраженность признака у них находится в норме.

Акцентуация имеет выраженность черты в пределах нормы и не является психическим расстройством

Классификация Личко

В исследованиях отечественного психолога выявлены особенности характера и причины появления психопатий в подростковом периоде. А. Е. Личко утверждал, что именно у подростков патологические черты характера проявляются наиболее ярко, причем во всех сферах жизни: школьных, семейных, межличностных отношениях. Подобным образом проявляются акцентуированные черты, например, подросток-гипертим выделяется своей энергией, истероид старается привлечь больше внимания, а шизоид пытается оградиться от окружающих.

Выделив 11 видов, он считал, что в пубертатном периоде черты характера относительно стабильны, но имеют три обстоятельства:

  • заострение большинства типов происходит именно в подростковом возрасте, так как он является наиболее критическим для возникновения психопатий;
  • психопатия и ее типы складываются довольно рано (шизоид определяется в детстве, психостеник – в начальной школе, гипертим – в подростковый период, циклоид и сенситив – в молодости);
  • трансформация типов в пубертате закономерно проходит под воздействием биологических и социальных факторов, например, гипертимные черты могут измениться на циклоидные.

Классификация Леонгарда

Немецкий ученый К. Леонгард выделил 12 личностных типов. Его классификация во многом сходна с теорией Личко, есть идентификация многих типов. Она проведена в соответствии с характером, темпераментом и особенностями личности, основой для выделения послужили стили взаимодействия личности и среды.

Типология Леонгарда ориентирована на взрослый возрастной период и делится на три группы:

  • гипертимного, дистимического, аффективно-лабильного, аффективно-экзальтированного, тревожного и эмотивного типов формирует темперамент;
  • от особенностей характера зависят демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
  • личностный уровень формирует экстраверта или интроверта.

Стили взаимодействия с окружающей средой лежат в основе типологии Леонгарда

Акцентуация характера по Шмишеку

Как вариант, на основании концепции Леонгарда разработана методика, автором которой стал Шмишек. Согласно его концепции, для личности характерны основные и дополнительные черты.

Стержень личности определяется основными чертами, которые влияют на адаптационные возможности, психическое здоровье человека, становятся ведущими в развитии. При крайней выраженности основные черты характера переходят в акцентуации. По мнению ученого, не менее половины всего населения имеет определенный тип акцентуации.

В настоящее время методика Шмишека применяется квалифицированными психологами для получения точных результатов и их последующей интерпретации.

Типология Леонгарда

Классификация Леонгарда включает следующие типы акцентированных черт характера:

  1. Застревающий — отличается длительным переживанием эмоций, фиксации на обиде. Застревающий человек любит вынашивать планы мести, окружающие считают его злопамятным и избегают.
  2. Педантичный — стремиться к упорядочиванию всех сфер жизни. Боится перемен, нуждается в тщательном продумывании своих действий. Необходимость принимать решения вызывает панику.
  3. Демонстративный — отличается потребностью быть в центре внимания. Для этого используются все доступные средства: от одежды до асоциальных поступков. Человек постоянно приукрашивает действительность, вознося и прославляя себя.
  4. Возбудимый — подчиняется внутренним импульсам. Руководствуется не рациональным подходом, а сиюминутными желаниями.
  5. Тревожный — отличается повышенным беспокойством. Переживает сильный стресс, боится за свою безопасность. Робкий, покорный, психологически зависимый, избегает высказывать свое мнение.
  6. Эмотивный — испытывает сильные эмоции даже по незначительному поводу. Обладает повышенным уровнем эмпатии, добр и внимателен к окружающим.
  7.  Экзальтированный — бурно реагирует на все события, получая сильные впечатления от любого, даже незначительного, явления.
  8. Циклотимический — зависит от настроения. В приподнятом стремиться к активной деятельности, в подавленном — замирает, не способен сосредоточиться на работе.
  9. Дистимический — ориентирован на негативную сторону жизни, серьезен и постоянен в увлечениях, поведении, общении.
  10. Гипертимический — словоохотливый, доброжелательный, всегда находит позитивные моменты в жизни.
  11. Интровертированный — направлен внутрь себя, не зависит от окружающих. Сосредоточен на собственных мыслях, комфортно чувствует себя в одиночестве.
  12. Экстравертированный — ориентирован на окружающих, не может долго находится наедине с собой. Нуждается в новых впечатлениях, частом общении с разными людьми.

По Леонгарду, в характере одного человека может быть несколько активных акцентуаций одновременно, например, интровертированность часто сочетается с тревожностью, а экстравертированность с гипертимией.

Диагностика акцентуаций характера и психопатий

сокращенный вариант 71Характеристики базисных шкал в тесте MMPI следующие:

  • первая шкала (шкала ипохондрии) измеряет черты астено-невротического типа личности;
  • вторая шкала (шкала депрессии) указывает на гипотимический тип личности;
  • третья шкала (шкала истерии) разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного (истероидного) типа;
  • четвертая шкала (шкала психопатии) — диагностирует социопатический тип личности;
  • пятая шкала – не используется для диагностики типа личности, а применяется для определения мужских или женских черт личности (навязывается обществом);
  • шестая шкала (шкала параноидности) характеризует обидчивость и диагностирует параноидный тип;
  • седьмая шкала (тревоги и психастении) предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности;
  • восьмая шкала (шкала шизофрении и аутизма) определяет степень эмоциональной отчужденности, указывает на шизоидный тип и аутистический спектр;
  • девятая шкала (шкала гипомании) указывает на гипертимный тип личности.

верноневернопсихолог, психотерапевт

Роль и степени выраженности

Характер представляет собой комплекс черт, определяющих поведение и отношение личности к себе и другим. Характер развивается на основе типа нервной деятельности, он относительно устойчив, но поддается изменению. Его развитие определяется внешней средой: изначально заложенные черты гиперболизируются и могут принимать опасные формы.

Акцентуация — направленность характера. В норме она малозаметна и не мешает человеку устанавливать нормальные отношения с людьми. Но акцентуация может принимать патологическую форму, подчиняя себе всю личность. Личко выделяет два варианта выраженности акцентуации:

  1. Скрытую — нормальную, не гиперболизированную форму. Черты проявляются после сильного эмоционального потрясения, но их можно контролировать и постепенно снизить проявление.
  2. Явную — крайнюю степень нормы, предшествующую патологии. Ключевая черта характера проявляется всю жизнь, ее невозможно компенсировать.

Характер включает все возможные черты личности, но активно проявиться могут только некоторые их них. Именно они определяют тип акцентуации, задавая способ развития, адаптации и психического здоровья личности.

2

Причины возникновения

Акцентуированный характер возникает и развивается под воздействием множества причин. Самой основной является наследственность. К причинам возникновения также относится недостаточное количество общения в подростковом возрасте как со сверстниками, так и с родителями.

Влияет на появление заостренных черт характера социальное окружение ребенка (семья и друзья), неправильный стиль воспитания (гиперопека и гипоопека). Это приводит к недостатку общения. Отсутствие удовлетворения личных потребностей, комплекс неполноценности, хронические заболевания нервной системы и физические недуги тоже могут привести к акцентуации. Согласно статистике данные проявления отмечаются у людей, которые работают в сфере «человек -человек »:

  • педагоги;
  • медицинские и социальные работники;
  • военные;
  • актеры.

Рекомендуем Понятие идентификации личности человека в психологии

Обучение

Учатся старательно, чтобы не пришлось при всём классе испытывать стыд за свою неуспеваемость. Если одноклассники обижают, и не удаётся наладить с ними контакт, всё равно отказываются переходить в другую школу.

Адаптация проходит непросто, отчего им проще терпеть издевательства, чем снова приспосабливаться к новым условиям, привыкать к другим совершенно незнакомым людям.

Когда вызывают к доске и что-то спрашивают, они готовы получить низкую оценку, несмотря на то, что знают ответ, лишь бы не пришлось выдавливать его из себя перед всеми. Поэтому письменные работы обычно у них на отлично, а устные не совсем.

Им кажется, что стоит произнести хоть одно слово публично, как их засмеют одноклассники и вообще, вся школа впоследствии будет дразнить.

Либо же расскажут всё, что знают, получат хорошую оценку, а другие посчитают данный поступок за попытку выделиться и начнут преследовать, издеваться.

Какие бывают виды акцентуации

В зависимости от рассмотренных факторов, К. Леонгард выделяет следующие типы акцентуации:

  1. Гипертимный. Основные поведенческие черты: экзальтация, открытость, разговорчивость, яркость проявления мимики и жестикуляции. Но при этом происходит компенсационная нагрузка черт характера, которые выражены в легкомысленности и отсутствии чувства ответственности. Такие люди предприимчивы, способны достигать успеха, но это происходит за счёт высокого развития коммуникативных навыков.
  2. Циклоиды. Настроение таких людей циклично: сначала у них есть силы и желание покорить мир, они воодушевлены и счастливы, а через какое-то время уже не видят ни в чём смысла, апатичны и не заинтересованы в активных действиях.
  3. Эмоционально-лабильный. Такой человек не стремится брать на себя ответственность, а любое проявление человеческих действий задевает и обижает его.
  4. Сензитивный. Такой человек не уверен в себе и своих силах, находится в постоянном страхе и фобиях. Его могут пугать обычные человеческие действия, он склонен избегать коммуникативных контактов и чувствовать себя хуже всех. С большой вероятностью такие люди проживают свою жизнь в депрессивных и психогенных эпизодах.
  5. Ананкастный, психастенический. Такие люди ценят личное пространство, им нужно время чтобы уйти в себя, порассуждать, подумать. При этом их сложно назвать спокойными, так как на них постоянно накатывает тревога. Люди этого типа чрезмерно щепетильны и за счёт ухода в себя нередко перестают понимать нормы взаимодействия с другими людьми, что приводит к некорректному общению с близкими людьми, нервозностью в отношении бытовых устоев, желании сделать всё по-своему.
  6. Шизоидный. Несмотря на то, что в общеупотребительном понимании этот воспринимается как вспыльчивый человек себе на уме, на самом деле такие люди довольно спокойны и невозмутимы. Они – как штиль на море. Сами в себе, их ничего е задевает, у них отсутствует эмпатия. Они замкнуты и не любят показывать свои эмоции, в общении с окружающими придерживаются не вовлечённой позиции.
  7. Эпилептоидный. Такие люди медлительны, но агрессивны. Для них важен порядок в делах, они скрупулёзны и не умеют себя контролировать.
  8. Истероидный. Для них характерен эгоцентризм, который вынуждает их жаждать внимания окружающих. Они хотят привлекать как можно больше внимания и получать похвалу.
  9. Неустойчивый. Человек асоциален, его не устраивают установленные обществом нормы, он хочет жить на полную и руководствоваться лишь своими ощущениями. У таких людей ярко проявляется безответственность, нежелание трудиться и стремление проводить время бесцельно и весело.
  10. Конформный. Очень доверчивый человек, принимает всё за чистую монету, не умеет проявлять инициативу, придерживается общепринятых норм и считает кощунственным их нарушение, не умеет относиться к миру с критикой. Такие люди не адаптивны, выполняют в обществе роль массовки.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Характеристика

Истероиды настолько любят внимание, что готовы его заполучить любой ценой. Даже если для этого придется переступить через себя, совершить противоправные действия или разрушить отношения с близкими людьми. Поэтому основной чертой является эгоцентризм, то есть, неумение принимать чужую точку зрения, забота только о своих интересах и чувствах

Поэтому основной чертой является эгоцентризм, то есть, неумение принимать чужую точку зрения, забота только о своих интересах и чувствах.

Они ведут себя вызывающе, желая стать объектом всеобщего признания и уважения. Порой даже критика воспринимается как бальзам на душу. Но при этом достаточно обидчивы, если кто-то посмеет задеть их, обесценить возможности и таланты, которые они буквально выпячивают на всеобщее обозрение.

Актёрские способности на высоте, они готовы войти в роль находясь практически в любом состоянии. Даже для одного зрителя.

К окружающим людям обычно не испытывают сочувствия, но очень красиво и достоверно могут его изображать.

Самооценка чрезмерно завышена, что, в принципе, является признаком того, что на самом деле такой человек испытывает токсический стыд за себя, считая чуть ли не ничтожеством.

Но проживать его настолько тяжело, что обманывается сам, веря в свою исключительность. Таким способом психика защищается от сильных переживаний и психологических травм, создавая иллюзорное представление о собственной персоне.

Любит модные, необычные вещи, которые, естественно, приковывают взгляды и выделяют его из толпы.

Много читает, посещает выставки, театр, производя впечатление образованного, культурного и интеллектуально развитого человека. Которым, в принципе, и есть на самом деле.

Ведь общается в основном с теми, от кого реально почерпнуть интересные знания, получить опыт, которым в дальнейшем можно будет хвастаться на публике.

У него хорошо развито чувство юмора, что не удивительно, ведь способность смешить людей помогает стать популярным, известным и желанным собеседником.

Истероида действительно можно заслушаться, его речь прекрасно поставлена. Он просто виртуозно управляет своей интонацией, избегая использования слов-паразитов и неловких пауз.

Факторы формирования акцентуаций личности

Доказано, что основное влияние на акцентуации оказывают врожденные свойства, то есть темперамент. Ярким примером этого является склонность холерика к возбудимому типу, меланхолический темперамент – основа для тревожного типа. Более всего усиление акцентуированных черт характерно для детей и подростков в результате педагогических ошибок.

При необходимости устранять факторы влияния на акцентуацию важно учитывать ее степень:

  • Крайний вариант нормы – явная форма проявляется в шокирующих ситуациях. Выраженные черты присущи личности в течение жизни, практически не компенсируются.
  • Норма – скрытая форма, которая может проявиться только в критический момент, но не достигает дезадаптации.

Как появился термин?

История данного термина начинается в 1964 году. Тогда немецкий психиатр Карл Леонгард опубликовал работу под названием «Нормальные и патологические личности». В ней он впервые использовал термин «акцентуация личности», а также перечислил несколько акцентуаций, которые ему удалось выделить на тот момент. Несмотря на то, что это была научная работа, Леонгард для наглядности сопоставил каждый тип акцентуации с известным литературным персонажем.

В 1968 году он опубликовал окончательный вариант классификации, который к тому моменту успел существенно переработать и дополнить. Он разделял все акцентуации на три группы, локализуя их по характеру, темпераменту и типу личности. В 1977 году советский психиатр Андрей Личко опубликовал свою классификацию, дополнив работу Леонгарда. Сегодня она считается более точной, кроме того, общепринятым стал предложенный им термин «акцентуация характера» (а не личности, как у Леонгарда).

Диагностика акцентуации характера

Наиболее современным методом диагностики акцентуация является опросник Личко. Он называется МПДО (модифицированный патохарактерологический диагностический опросник) и состоит из 143 утверждений. Опросник представляет собой модификацию методики Личко по выявлению акцентуаций характера; изначально методика применялась в клинической практике, а процедура обследования представляла собой сложный времязатратный процесс (от получаса до полутора часов — на обследование одного испытуемого). Опросник же — это облегченная форма методики; при заполнении опросного листа испытуемому предлагается из 143 высказываний отметить наиболее подходящие ему. Каждое из утверждений соответствует тому или иному типу акцентуации. Впоследствии на основании ответов строится график, выявляющий, какой из типов акцентуации является основным и какие — дополнительными.

Используя опросник Личко, следует помнить, что его основная задача — выявление акцентуаций у подростков. Применение этой методики ко взрослым людям является заведомо некорректным и вряд ли может претендовать на достоверные результаты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: