Формы и виды рефлексии
Рефлексия встречается в различных видах формах, которые мы рассмотрим далее.
Основная классификация
Существует большое количество различных классификаций. Психологи разделяют виды рефлексии в связи с тем, что они различаются своими особенностями и некоторыми признаками. Далее рассмотрим основную классификацию, которую выделяет наибольшее количество специалистов.
Личностная
Личностной рефлексией называют тот вид самопознания, при котором личность оценивает самого себя, свои мысли, поступки и действия, и их последствия
Коммуникативная
Проявляется при взаимодействии и коммуникациях с другими людьми. То есть в процессе общения человек узнаёт новую информацию для последующей обработки и использования, перенимает опыт других людей, их поведенческие модели. Происходит анализ эмоций и действий, которые совершаются другими людьми
Интеллектуальная
Данный вид рефлексии берёт своё начало в те моменты, когда человек занимается решением интеллектуальных задач. Анализ исходной информации и хода решения позволяет человеку найти наиболее простые и эффективные способы решения данной задачи. Рефлексируя человек обрабатывает информацию, принимает её и перерабатывает для дальнейшего использования при решении аналогичных задач
Социальная
Социальная рефлексия является одним из самых интересных видов рефлексии. Такой вид проявляется в тех ситуациях, когда человек познаёт себя и окружающий мир посредством того, что ставит себя мысленно на место того или иного человека. Пытается понять причины, по которым человек поступил так или иначе, его эмоции, то есть пытается войти в образ другого и думать так, как думал другой
Рефлексия и саморефлексия также подразделяется психологами на несколько форм и типов, которые отличаются не только объектом познания, но и по другим критериям.
По полученной человеком пользе
По пользе для самого человека рефлексию рассматривают как:
- Правильную и конструктивную. Это та форма самоанализа, которая помогает человеку разобраться в самом себе, проанализировать своё поведение и ощущения, чтобы в дальнейшем создать комфортную обстановку и раскрыть собственный потенциал.
- Вредная и необъективная. Носит разрушительный характер для человека вплоть до того, что личность начинает заниматься самокопанием, зацикливается на личных проблемах. Как результат, рано или поздно начинает чувствовать свою беспомощность, становится не уверен в себе, замкнут – подобные признаки уже являются поводом для обращения к психологу.
По времени
По временным рамкам, периодам выделяют:
- Событийную рефлексию. Когда человек проводит анализ тех ситуаций, которые происходят в настоящее время, пытается найти способы решения или выхода из проблемных ситуаций и так далее.
- Ретроспективная. Ретроспективная или ретроспекционная касается тех ситуаций, которые уже произошли в прошлом. То есть анализируя прошедшие события, человек рассуждает о правильности своих поступков, о том, какой опыт он почерпнул из тех или иных ситуаций.
- Перспективная. Относится к тем ситуациям, которые планируются или произойдут в будущем человека. То есть планирование каких-либо событий, определение планов и задач, которые нужно выполнить для того, чтобы добиться желаемого.
Психологи выделяют разные виды и типы рефлексии человека
Инструменты личностного развития
Предприниматели и коуч-мотиваторы Михаил Левченко и Евгений Некоз в своей видео-беседе о важности ретроспективного анализа (рефлексии). Как Гарри Каспарову удалось стать величайшим шахматистом и почему ведение дневника поможет стать вам лучше?
Как Гарри Каспарову удалось стать величайшим шахматистом и почему ведение дневника поможет стать вам лучше?
Тайм-коды для быстрого поиска:
1:00 Рефлексия, что это?
3:05 Дневник — ваш новый помощник
4:45 Подмечать то, что происходит с вами ежедневно и про дневник благодарности
7:12 Все новое — давно забытое старое
9:45 Главное — делать это ежедневно
12:10 Как это запланировать?
Читать далее: Взрослые отношения и общение с мамой (для взрослой дочери)
Размышление помогает вам развить свои навыки и оценить их эффективность, а не просто продолжать делать то, что вы всегда делали. Речь идет о том, чтобы задавать положительный вопрос о том, что вы делаете и зачем вы это делаете. А затем решать, существует ли лучший или более эффективный способ сделать это в будущем.
В любой роли, будь то дома или на работе, рефлексия является важной частью обучения. Вы бы не использовали рецепт во второй раз, если блюдо не сработало в первый раз, не так ли? Вы либо скорректируете рецепт, либо найдете новый и, наверняка, лучший
Когда мы учимся, мы можем застрять в рутине, которая может не работать эффективно. Размышление о ваших собственных навыках может помочь вам определить изменения, которые вам могут понадобиться.
Определение понятий рефлексия и саморефлексия
Саморефлексия зачастую применяется как синоним рефлексии. Однако не стоит путать. Рефлексия — более обширное понятие.
Что понимают под рефлексией
Рефлексия в психологии подразумевает не только личностное отражение, но и отражение ситуации, в которой находится индивид, окружающих людей, обстоятельств. Это умение человека, проявляющееся в самоанализе и самосознании личной жизнедеятельности, поведения, поступков, которые в процессе рефлексии человек анализирует и оценивает.
Саморефлексия в философии – это вид умственной активности личности, ориентированный на познание своих действий, культуры человека в целом, ее основных принципов.
Проще говоря, рефлексируя, человек заглядывает внутрь своей души и проглядывает свои индивидуальные особенности и поведение в различных житейских ситуациях и окружении. Осмысливает все положительные и отрицательные моменты совершенных поступков.
Рефлексия трудоемкая, она взаимосвязана одновременно с несколькими сферами:
- интеллектуальная;
- духовная;
- эмоциональная;
- оценочная.
Однако не стоит путать. Данное понятие не связано с рефлексами, реакцией человека на воздействие раздражителей извне. Оно тождественно понятию самокритика. Человек тщательно изучает, осмысливает, оценивает свои поступки. Процесс не из приятных. Но без него личность не сможет полноценно развиваться.
В психологии рефлексия подразделяется на два уровня:
- Когнитивный. Подразумевает изучение внутреннего мира, его соотнесение с нормами, стандартами, требованиями, принятыми в обществе.
- Эмоциональный. Выражается в переживании по поводу отношения к себе окружающих людей. Человека заботит его сознание и поведение.
Наличие эмоционального уровня – существенное отличие рефлексии от последовательного самоанализа.
Многие люди осознанно и намеренно не хотят заниматься рефлексией. Это не связанно с ленью. Процесс рефлексии не всегда вызывает положительные эмоции, желание похвалить себя. Иногда он связан с разочарованием, чувством неполноценности, стыдом, угрызениями совести.
Слишком усердное рефлексирование также ни к чему хорошему не приводит. Его последствия – самобичевание и самокопание. Они провоцируют стресс, неврозы и даже депрессию. Чтобы избежать таких последствий, нужно сохранять баланс между когнитивной и эмоциональной частью рефлексии.
Понятие саморефлексии
Саморефлексия – это отражение человеком самого себя в различных ситуациях посредством своего сознания.
В процессе саморефлексии человек словно глядит в зеркало и описывает все, что видит в нем. Это прием оценивания себя, своих методов работы и процессов обучения. Говоря простыми словами, «отражение» означает думать о чем-либо.
Отражение и формирование контекста саморефлексивного письма приобретает важное значение в любой форме постижения или саморазвития. Человеку, как существу разумному, присуща способность как отражать те или иные события, так и «отражать свое отражение».
Различают четыре ключевых ситуации, в которых может находиться человек постигающий:. Человеку, как существу разумному, присуща способность как отражать те или иные события, так и «отражать свое отражение».
Различают четыре ключевых ситуации, в которых может находиться человек постигающий:
Человеку, как существу разумному, присуща способность как отражать те или иные события, так и «отражать свое отражение».
Различают четыре ключевых ситуации, в которых может находиться человек постигающий:
- знание о знании (например, человек знает таблицу умножения и осознает при этом данный факт);
- незнание о знании (например, индивид знает много иностранных слов, услышанных или прочитанных в разных местах, но не осознает этих познаний);
- знание о незнании (например, человек не знает, где расположена гора Эверест, и осознает свое невежество);
- незнание о незнании (например, человек не знает, какие картины написал Рафаэль Санти, и в тоже время даже не подозревает сам факт неведения, по причине того, что никогда не слышал о Санти).
Что такое рефлексия
Фото автора cottonbro: Pexels
В психологии возможность человека анализировать свои поступки называется рефлексией. Именно это свойство отличает человека от животных. Еще известный философ древней Греции Платон говорил, что единственный путь человека к духовному развитию заключен в размышлении о собственном Я.
Под рефлексией подразумевается процесс, при помощи которого человек способен оценивать свои действия, мышление, поступки, установки, знания, эмоции. Это осмысление своего внутреннего мира на собственных ошибках, на собственном опыте. Это своего рода самокритика.
Ты, наверное, слышала, что сейчас человек рефлексирующий воспринимается с образом человека ленивого или человека, который имеет склонность к самокопанию. На самом же деле здесь нет ничего общего.
Рефлексирующий человек на фоне анализа своего поведения получает знание и опыт, который ему впоследствии пригодится в течение жизни. Таким образом у него повышается самосознание, что его существенно отличает от самокопания и лени.
Рефлексия – это необходимый процесс для развития здоровой личности. Она может быть двух видов:
- Ретроспективная, основанная на осмыслении прожитого, оценке своих действий, извлечении на будущее уроков. Этот вид важен для последующей организации деятельности. Человек, который учится на своих ошибках, в будущем избегает множества проблемных ситуаций.
- Перспективная, основанная на предвидении тех действий, которые могут произойти, оценке собственных возможностей, анализе различных вариаций развития событий. Этот вид рефлексии позволяет планировать деятельность, выбирать наиболее удачное решение в создавшейся ситуации.
Рефлексия является важным психологическим процессом, который позволяет человеку достигать определенных целей, успеха, удовольствия от жизни.
Возрастные этапы развития рефлексии
Как ранее упоминалось в данной статье, рефлексия несвойственная новорожденным, которые принимают весь окружающий их мир как единственно верный.
Поэтому первый этап рефлексии относят к 3 годам. В возрасте от трёх лет ребёнок начинает осознавать себя, анализировать своё поведение и поведенческие модели окружающих его людей. Знакомится с установленными в семье правилами, а затем учиться сопоставлять своё поведение относительно данных правил.
Вторым этапом является возраст от 6–7 лет до 10. Ребёнок получает знания об окружающем мире, не только о том, который был доступен ему физически. В данный период ребёнок уже умеет сопоставлять своё поведение с установленными правилами и корректировать собственные действия. А также именно в возрасте от 6 до 10 лет проявляется способность к социальной, коммуникативной рефлексии.
Третий период – подростковый от 11 до 16 лет. Подростковый период является достаточно сложным из-за гормональных перестроек, непринятия себя, внешних изменений и эмоциональной неустойчивости. В данном периоде рефлексия важна для принятия нового Я уже взрослеющего человека, критического анализа своего характера, внешности, мыслей и поведения.
Четвертый период охватывает юношеский возраст от 16 до 20–23 лет. В уже молодом возрасте рефлексия отличается наибольшей объективностью, разумеется, когда рефлексия не носит разрушительного характера и не оказывается чрезмерным самокопанием.
Виды рефлексии в психологии
Прежде чем говорить про методы рефлексии в психологии, следует сказать о классификации данного процесса с присущими каждому виду особенностями.
Личностная рефлексия.
Ключевой фигурой здесь выступает сам индивид. На данном этапе происходит оценка собственного «Я», своих возможностей, привычек, мыслей о других людях и внешнем пространстве, а также того, как ко всему этому относятся близкие.
Коммуникативная рефлексия.
Узнавание разных типов людей, понимание их действий и реакций на события вокруг. Подобным образом человек получает информацию о том, как другие люди взаимодействуют между собой.
Интеллектуальная рефлексия.
Задействуется в момент размышления о сложных ситуациях, которые нужно обдумать. Человеку мысленно приходится возвращаться к прошлым событиям и перебирать различные способы решения задачи, как в математике.
Кроме того, рефлексия бывает ситуативной, когда происходит анализ в моменте, проспективной – нацеленной на будущее, и ретроспективной, когда есть желание разобраться в прошлых проблемах.
Выделяют и другие виды рефлексии:
- Социальная. Обдумывание поступков других людей от их имени. Такую рефлексию именуют ещё «внутренним предательством». Человек представляет себя на месте другого, стараясь выяснить истинные мысли и мотивы его поведения.
- Научная. Подходит, чтобы анализировать и изучать методы познания. С её помощью появляются новые теории, открываются законы функционирования тех или иных процессов, исследуются механизмы, аспекты и доказательства.
Алгоритм работы рефлексии, независимо от её вида, схож с процессом самопознания. Совершенствовать данную способность способен любой человек.
Примеры упражнений для развития
Если человек старше 20 лет осознает, что его уровень самопознания низкий, ситуацию можно исправить. В этом помогут простые методы, с которыми справится каждый:
- Медитация. Люди не решаются начать медитировать, сомневаясь в своей способности удерживать концентрацию внимания в течение долгого времени. Начать можно с 3–5 минут в день. Нужно сесть в удобную позу, закрыть глаза и сконцентрироваться на дыхании. Отстраненность упорядочит мысли и подготовит к рациональному обдумыванию ситуации.
- Ведение дневника. Перенос мыслей на бумагу дисциплинирует и помогает избавиться от накопленного негатива. Перечитывание дневника помогает посмотреть на свои размышления со стороны, ослабить эмоциональную привязанность.
- Работа с аффирмациями. Повторение позитивных установок повышает самооценку и уровень доверия к себе. Для усиления эффекта нужно проговаривать предложения, глядя на свое отражение в зеркале. «Я уважаю себя, я доверяю себе, мои ошибки и мой опыт не определяют мое будущее» – примерный набор фраз, с которых можно начинать самоанализ. Аффирмации снижают нервное напряжение, повышают концентрацию.
Нельзя заниматься рефлексией в плохом настроении. Вначале нужно успокоиться, восстановить эмоциональное равновесие и только потом приступать к анализу. Даже если вывод будет неутешительным, нужно постараться найти повод, чтобы себя похвалить. Так получится удержать свою самооценку на объективном уровне.
Если попытка рефлексии всегда вызывает негативные эмоции, не нужно заставлять себя. Эта характеристика говорит о серьезных внутренних противоречиях. Их необходимо прорабатывать вместе с психологом. Ошибка, которую индивид может случайно допустить, способна ухудшить ситуацию. Поэтому погружаться в негативное состояние без присмотра психолога нельзя. Главное в рефлексии — не навредить себе.
Интересное видео
В видео описываются основные ошибки, которые допускают новички проведении рефлексии:
Условия философской рефлексии
Чтобы рефлексировать человек должен учитывать следующие моменты:
- Уметь абстрагироваться. Должно быть хорошо развито воображение. В философии это одно из самых важных условий мысли;
- Уметь создавать вероятные условия эксперимента;
- Устанавливать связи сразу между целой системой объектов;
- Быть скептически настроенным, то есть абсолютно всё подвергать сомнению. Философия всё подвергает сомнению, чтобы найти истинное знание.
В общем смысле слова философская рефлексия направлена на самопознание своего существования. Это продвижение человека на пути к просветлению, на пути к наилучшему самоосознанию. Это открытие абсолютно новых направлений мысли; это расширение границ видения всего сущего. Рефлексия позволяет в какой-то степени увидеть относительность предметов друг от друга, определить их величину, значение.
Почему человек постоянно обращается назад, перебирает события прошлого. Потому что движение вперёд допустимо в случае какого-то воздействия в направлении «вперёд». Всякое движение осуществляется благодаря чему-то, благодаря способствующим событиям. Если никакого влияния извне на предмет не происходит, то и предмет продолжит находиться в состоянии покоя. Поэтому тщательное изучение имеющихся фактов, имеющихся единиц для осуществления мыслительной деятельности и непрерывное движение к истине постепенно создаёт импульс, который необходим для движения вперёд. В философии инструментом создания этого импульса является обращение назад.
Истина постигается лишь терпеливыми. Теми, кто способен сохранять спокойствие; кто умеет устанавливать связи между событиями; кто чувствует потребность в истине. Рефлексия чем-то похожа на состояние медитации. В каком-то смысле это так и есть, но здесь не применяются медитирующие техники. Человек находится в привычном состоянии, но мыслительная деятельность отвлечена от настоящих внешних раздражителей.
Развитие у взрослых
Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые люди осознают, чего им не хватает. Например, умения сдерживать себя в критических ситуациях или правильно распределять время. Улучшить свои навыки можно. Но это каждодневная работа над собой. Нужно к этому быть готовым.
Если взрослый человек решил самосовершенствоваться, он должен понять, что именно он хочет и почему у него это не получается. Найти причину неудач – половина дела. После теоретической части можно приступать к практической.
Перенося в блокнот пережитые негативные ощущения, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждый этап дня, можно скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация будет похожей.
Полезно в мыслях попытаться восстановить неприятную ситуацию. Но ее финал должен быть другим – измененным в лучшую сторону
Важно оценивать также свои положительные качества и поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «поймать звезду» и стать «нарциссом»
Историческая справка
Рефлексия как целостный процесс интересует философов, политиков, бизнесменов и работников творческой сферы. Интерес к самопознанию появился у человека сразу после осознания себя живым мыслящим и способным творить индивида. В попытках понять, как работает самовосприятие, ученые античной эпохи предлагали разные версии. Одни уверяли, что возможность осознавать себя — проявление божественного начала. Другие полагали, что эта способность присуща всем живым существам, а не только людям.
Понимание рефлексии, как процесса самонаблюдения, предложил философ Э. Гуссерль. Эта деятельность подчиняется потребностям и зависит от направленности. Когда человек хочет оценить воспоминание — он вспоминает, когда ему нужно представить — он фантазирует.
Рефлексивность тесно связана с творчеством. Субъект, накапливая жизненный опыт, переосмысливает и проецирует его. Этот процесс называется рефлексивно-инновационным. Исследователи С. Степанов, И. Семенов обнаружили прямую связь между творчеством и личностными особенностями человека. Они выделили 4 подхода к пониманию рефлексии:
- личностный — выстраивание «я-образа» происходит в результате социализации, активной деятельности.
- когнитивный — рефлексия как навык субъекта оценивать, выделять и соотносить ситуации со своим опытом.
- коммуникативный — рассматривает развитие общества как процесс познания человека человеком;
- кооперативный — рассматривает деятельности группы, а не отдельной личности.
Для человека личностная рефлексия — метод развития сознания. С ее помощью он проводит внутреннюю работу, приводящую к качественным изменениям ценностей и стремлений, формированию целостной личности.
Путь самопознания
Путь самопознания так близок, и вместе с тем необозримы его горизонты, что человек подчас не знает, с чего начать своё путешествие на пути к самому себе. Но нужно всего лишь начать, пробудить желание самоузнавания, внутреннего роста себя как личности, и одновременно появится страсть к самосовершенствованию. Они как близнецы: похожи друг на друга, развитие одного подразумевает включение в работу другого. Самопознание не может жить без самосовершенствования.
Самосовершенствование — стремление достичь Абсолюта, приближение к идеалу
Процесс самосовершенствования имманентен натуре человека в равной мере, как и самопознание. Стремление к идеалу — вот для чего мы живём. Возможно, это громко сказано, и всё-таки в каждом человеке есть жажда самореализации, мы не можем этого недооценивать. Вследствие наличия желания реализовать себя через различные аспекты жизнедеятельности, человек постоянно стремится улучшить свои знания и навыки. На этой дороге он также подвергает пересмотру и свои цели, в основе которых лежат ценности.
Изменение ценностных категорий ведёт к трансформации самой личности. Часто процесс перехода, нахождение себя, сопровождается и переменами во внешней жизни человека: меняются его окружение, друзья, место проживания, род занятий. Одно лишь остаётся неизменным — тяга к самосовершенствованию через самопознание.
Роль Рефлексии в нашем мире.
По детальному рассмотрению вопроса, насколько глубоко укоренилась рефлексия в житейском обиходе, сам собой напрашивается необычный вывод. Необычность заключается всего-навсего в том, что итоговая мысль вроде бы одна, как бриллиант, а граней у неё – много, как и возможностей, предоставляемых рефлексивными умениями:
- последовательный анализ собственных мыслей и наблюдение за ним; вычленение квинтэссенции, синтез;
- оценочная работа мышления, с применением отстраненности (взгляд стороннего наблюдателя-марсианина);
- оценка собственных шаблонов поведения с последующей корректировкой;
- очистка сознания от «мусора»;
- следствие очистки сознания – отказ, избавление от сомнений и колебаний, переход к модели решительного поведения;
- самое глубокое погружение — познание себя с преобразованием скрытых возможностей в используемые и полезные.
Как видно из вышесказанного, роль науки трудно переоценить. Использующий способы рефлексии, технологии рефлексии развивающийся в этом плане человек понимает себя так, что для него нет в душе его никаких закрытых, потаенных мест. Осознавая себя и свою личность, владея сильнейшим самоконтролем, какой только могут дать его новые способности, он уверенно идет путем изменившихся жизненных обстоятельств, которые задал сам, как и новую дорогу к скорректированным приоритетам.
Его же оппонент, не придавший ровно никакого значения развитию у себя способностей к самоанализу и самонаблюдению, будет громоздить ошибку на ошибку, будет повторяться в схожих ситуациях, и при этом винить кого угодно и в чем угодно, кроме самого себя. Из всех возможных, человек, вместо того, чтобы подвергнуться собственному системному анализу, наугад выбрал, как ему казалось, наиболее удачную, а попал на наиглупейшую и наименее эффективную линию поведения.
Техники рефлексии и опытный психолог могли бы ему помочь: устранили бы эти провалы в ловушки ненужных мыслей, очистили сознание, произвели корректировку поведения. И начал бы накапливаться полезный опыт, пошел бы рост личности.
Из-за возможности реально помочь, методы рефлексии в последние полста лет стали чрезвычайно популярны и востребованы в психологической практике во всем мире. Психологи и психотерапевты пользуются ими, чтобы научить людей обращать свой взор в свое Я и изучать, как устроен их внутренний духовный мир, как устроен внутренний мир любого из нас. В результате совместного с психологом творческого поиска, приходят почти эвристические решения. казалось бы, безвыходных ситуаций, благополучно разрешаются сложнейшие проблемы. А все ответы на вопросы находятся внутри самих себя.
Что значит рефлексировать
Рефлексировать
— это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.
Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.
Рефлексируя, мы учимся:
- Рационально думать.
- Останавливать мыслительный «мусор».
Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.
Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.
Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:
- Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки . К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.
- «Пилить опилки»
, как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.
- Культивировать чувство вины
. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.
- Отвечать за весь мир
. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.
Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.