Психологический барьер в общении и его виды: коммуникативный и физиологические

Что такое психологический барьер?

Что такое психологический барьер? Под ним понимается состояние психики, при котором человек не способен совершить нужные действия. Это происходит под воздействием негативных переживаний, когда человек относится к ситуации как к непреодолимой трудности. Если он не решает вопроса, тогда он начинает ощущать самонеприятие, самонеудовлетворенность, низкую самооценку, неуверенность в себе.

Все это приводит к внутренним комплексам, страхам, тревогам и чувству вины. Человек просто начинает испытывать комплекс неполноценности, что подтверждается ситуацией, когда он не смог чего-то сделать или решить какую-то проблему.

Выделяют следующие виды психологических барьеров:

  1. Барьер общения. Он в свою очередь делится на:
  • Барьер коммуникации, когда человек не может организовать связь с другими людьми.
  • Смысловой барьер, когда собеседники вкладывают в одно событие различные смыслы. Такой барьер часто возникает между детьми и родителями, супругами, подчиненными и руководителями.
  1. Индивидуальный психологический барьер. Он является следствием неуверенности в себе, страхов, зажатости, комплексов, тревожности. Человеку в данном случае предлагается посетить тренинги для саморазвития.
  2. Социальный психологический барьер личности. Возникает в конкретной ситуации. Например, под действием эмоций человек неправильно интерпретирует ситуацию, что не позволяет ему действовать эффективно.

Все эти психологические барьеры в итоге выливаются в определенные поступки, которые совершает или не совершает человек. Их условно можно назвать защитными механизмами.

Защитные механизмы:

Подавление – отрицание бессознательного импульса с целью устранения вызванной им боли.

Проекция состоит в замене давления Супер-Эго на вымышленную внешнюю причину. Например, человек думает «Он меня ненавидит» вместо «Я его ненавижу», «Он мне действует на нервы» вместо «Мне неприятно видеть, что я такой же». На самом деле происходит проекция собственной агрессии на другого.

  • Реактивное образование – одновременное существование противоположных импульсов: жизнь и смерть, любовь и ненависть, созидание и разрушение, пассивность и активность. Когда один из импульсов, например, ненависть, беспокоит Эго, оно может компенсировать в его концентрации на противоположном чувстве. Наиболее яркими примерами могут быть женственные мужчины, которые ведут себя грубо, пытаясь выглядеть более мужественными, но так все преувеличивают, что превращаются в карикатуру.
  • Фиксация. В развитии человека есть 4 этапа: младенчество, детство, отрочество, зрелость. Фиксация означает остановку психологического развития на определенном возрасте, обычно на младенчестве или детстве. Это продиктовано бессознательным страхом сделать следующий шаг. Почему человек боится идти вперед? Потому что не уверен, его пугают неудачи и наказания, он также может оставаться психологически зафиксированным на матери, как ребенок, который боится одиночества и стремится к защите.
  • Регрессия – это возвращение к предыдущему этапу развития из-за каких-то страхов. Обычно панику и регрессию вызывают те, кто обладает властью: зубной врач, например, или образ матери.

Почти у всех людей защитные механизмы образуются, потому что они слишком слабые и не могут защитить себя, не способны развиваться, поскольку тратят всю свою энергию на защиту от реальной или мнимой опасности. Таким образом, пытаются уменьшить тревогу следующими способами:

  • Отрицая опасность (подавление).
  • Вытесняя опасность (проекция).
  • Скрывая опасность (реактивное образование).
  • Оставаясь в неизменном состоянии (фиксация).
  • Возвращаясь к предыдущим этапам (регрессия).

Психологические барьеры в общении

В общении психологические барьеры возникают, когда человек сталкивается с мнением, которое не согласуется с его точкой зрения. Когда люди не могут прийти к общему пониманию, возникает пассивность, которая не позволяет совершить необходимые действия. Все это основывается на установках и отрицательных эмоциях, темпераменте личностей, манерах поведения и эмоциональных состояниях. Вот почему барьер в общении часто приводит к конфликтам и ссорам между участниками.

В зависимости от темперамента и акцентуации личности (его проявляющихся качеств), следует разделять типы собеседников, чтобы понимать, как с ними общаться:

Доминантный тип – он инициирует общение, желает доминировать, влиять на собеседников, подавлять их активность. Это делается путем перебиваний, повышения голоса, повторения одной фразы. С таким собеседником следует спокойно придерживаться своей позиции.
Недоминантный тип – он не провоцирует собеседника на диалог. Такой человек уступчив, боится высказать личное мнение, чувствует себя виноватым. Его следует стимулировать на открытое общение, где он будет самовыражаться.
Мобильный тип – он быстро разговаривает, перескакивает с темы на тему, перебивает, вставляет высказывания и реплики, сам задает тему общения. С таким собеседником лучше не обговаривать серьезные темы, где необходимо рассуждать и обдумывать какие-то вопросы.
Ригидный тип – он долго слушает собеседника, чтобы понять его намерений. Обычно разговаривает неспеша, обдуманно, тщательно излагает свои мысли. Он не любит, когда его перебивают или торопят. Вот почему с таким собеседником следует быть неторопливыми, придерживаться норм этикета.
Экстравертированный тип – он всегда готов к общению

Он проявляет симпатию и внимание к собеседнику, чего ждет в ответ. С ним легко общаться, поскольку он всегда положительно настроен.
Интровертированный тип – он общается без удовольствия, особенно если разговор происходит в большом коллективе

Он предпочитает общаться с самим собой, поэтому если нужно с ним поговорить, то лучше сделать это тет-а-тет, чтобы разговорить.

Зная типажи людей, можно обеспечить себе комфортное общение. Более того, следует учитывать, что на формирование качества взаимодействия влияют эмоции. Здесь рассматриваются такие эмоциональные барьеры:

  1. Боль страдания, когда человеку причинена боль, занижена самооценка, трагическое событие и пр. В такой ситуации человек не расположен к общению.
  2. Барьер гнева, когда человек активно проявляет действия и агрессивно словесно или физически нападает на окружающих. Людей в гневе лучше избегать, поскольку неизвестно, что они сделают.
  3. Барьер отвращения, когда человеку неприятно по различным причинам общаться с собеседником. Здесь брезгливость может проявляться в отношении внешности, запаха, манер собеседника, отсутствии гигиены и пр.
  4. Барьер презрения, когда собеседник вызывает своими поступками или взглядами отрицательные эмоции.
  5. Барьер страха, когда собеседник вызывает пугающие эмоции. Обычно такого человека стараются избегать.
  6. Барьер вины или стыда, когда человек понимает неуместность своего действия либо чувствует себя неловко из-за того, что окружающие им гордятся.
  7. Барьер плохого настроения, когда собеседник находится в отрицательных эмоциях, что отталкивает от него.
  8. Барьер речи, когда собеседник совершает ошибки в произношении слов, построении предложений, использовании смысла выражений и пр.

Защитные механизмы, которые были рассмотрены ранее, помогают человеку защититься от негативного воздействия мира. На самом деле негативно мир воздействует только на впечатлительных и чувствительных людей, у которых имеется слабая нервная система. Именно им необходимо психологические механизмы, которые их будут защищать в сложных ситуациях, создавая барьеры на пути совершения определенных действий.

Как преодолеть психологический барьер?

Психологический барьер толкает человека на совершение или несовершение действий, которые зачастую приводят к не всегда положительным последствиям. Если человеку не нравится, как он действует в стрессовой ситуации, ему необходимо разобраться в том, как преодолеть психологический барьер.

Это можно сделать, совершив 3 шага:

  1. Распознать стрессовую ситуацию, изучить ее, понять суть, причины возникновения.
  2. Найти различные пути выхода из сложившейся ситуации.
  3. Подобрать действия, которые необходимо совершить для достижения цели. Здесь человек должен отказаться от своих эмоций и страхов, которые он переживает, и просто совершить нужные действия.

Данный навык следует тренировать, поскольку в самый разгар неприятной ситуации человек обычно скатывается на эмоции, не может разумно мыслить, рассуждать и искать адекватные выходы. Однако по мере тренировки навык будет выработан, что позволит людям налаживать взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Придерживайтесь следующих полезных правил для улучшения взаимоотношений с людьми и для преодоления психологических барьеров:

  • Помните, что человек в стрессовой ситуации действует на эмоциях.
  • Отстаивайте свою точку зрения, но и не игнорируйте мнение собеседника. Старайтесь найти альтернативные решения.
  • Представьте, что будет, если проблема не разрешится. Что лучше – заняться решением ситуации или развитием конфликта?
  • Замолчите, если собеседник раздражен или агрессивен.
  • Ориентируйтесь на положительные собственные и собеседника качества. Ищите им применение в решении проблемы.
  • Ставьте себя на место собеседника, чтобы понимать его.
  • Никого не обвиняйте в случившемся.
  • Не возвышайтесь и не принижайте себя за счет собеседника.

Консультации у психолога и различные методы релаксации помогут в устранении психологических барьеров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: