Типы общения: императивное, манипулятивное, диалогическое
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера.
12 стр., 5838 слов
Психологические проявления лжи в общение людей
… между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и … учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза … понижение тона, более громкая и быстрая речь, более медленная и тихая речь, учащенное или замедленное дыхание, потение, учащенное …
Пример: Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник—подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.
Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.
Пример: Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации.
Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.
Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.
Понятие средств коммуникации
В рамках процесса коммуникации обмен мыслями, знаниями, эмоциями и прочей информацией не происходит непосредственного «обмена», а осуществляется взаимное обогащение двух и более участников коммуникации новыми идеями, мыслями, мировоззрением, знаниями и т.д. В рамках данной статьи понимается, что в процессе коммуникации осуществляется обмен информацией, которой обозначаются мысли, знания, эмоции, чувства, опыт, модели поведения и т.д.
Соответственно, средства коммуникации позволяют разделить с кем-либо свой опыт, знания, мысли, чувства, за счет того, что обеспечивают передачу информации.
Вместе с тем, необходимо учитывать и тот факт, что процесс коммуникации не является непрерывным, а может быть разделен на отдельные коммуникационные акты, которые определяются логически по содержанию передаваемой информации. Следовательно, средства коммуникации должны обеспечивать возможность передавать как отдельные сообщения в рамках отдельных коммуникационных актов, так и непрерывный поток информации в рамках целостного процесса коммуникации.
Преодоление трудностей общения
В современном мире без общения нельзя. Отсутствие коммуникаций не позволит человеку удовлетворять свои потребности, реализовывать себя, иметь работу и личные отношения. Иными словами, без общения невозможна нормальная жизнь. Поэтому если есть сложности, их нужно преодолевать.
Рассмотрев основные виды трудностей процесса общения, уже можно делать выводы. В психологии есть разные способы борьбы со сложностями коммуникации. Но во многих случаях можно обойтись без психотерапии, самостоятельно улучшая коммуникативные навыки. Учитесь общаться вместе с Викиум, курс «Эмоциональный интеллект» поможет научиться эффективно строить коммуникации на работе и в личной жизни.
Понятие общения, виды, уровни, функции общения
Общение — установление в развитие
контактов между людьми, в процессе
которого происходит обмен мыслями,
чувствами, образцами поведения.
Выделяют различные виды
общения, которые
определяются чаще по специфике обратной
связи. Общение может быть:
-
Непосредственным – прямое и
естественное общение «лицом к лицу»,
когда субъекты взаимодействия находятся
рядом, общаются посредством речи и
паралингвистических средств. Является
наиболее полноценным видом взаимодействия,
так как индивиды получают полноценную
информацию. Может быть формальным и
межличностным оно может осуществляться
между двумя субъектами и одновременно
между несколькими субъектами в группе.
Прямое непосредственное общение
является двухсторонним и характеризуется
полной и оперативной обратной связью. -
Опосредованным – происходит в
ситуациях. Когда индивиды отдалены
друг от друга временем или расстоянием. -
Межличностным
-
Массовым
– множественные контакты незнакомых
людей, а также коммуникация опосредованная
различными видами массовой информации.
Может быть прямым (митинги, большие
собрания) и опосредованным (односторонний
характер и связано с массовой культурой
и СМИ).
Общение может происходить
на разных уровнях.
1 уровень.
Самый примитивный – фатический,
предполагающий простой обмен репликами
для поддерживания разговора в условиях,
когда общающиеся особенно не заинтересованы
во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Особенность данного уровня: субъект не
получает никакой новой информации.
2 уровень
– информационный,
на котором происходит обмен интересной
для собеседников информацией, являющейся
источником каких-либо видов активности
человека. Он обычно носит стимулирующий
характер и преобладает в условиях
совместной деятельности.
3 уровень
– личностный,
характеризует взаимодействие, при
котором субъекты способны к самому
глубокому самораскрытию и постижению
сущности другого человека. Самого себя
и окружающего мира. Данный уровень
является глубоко нравственным,
характеризует такое общение, которое
нацелено на активизацию позитивного
отношения самих субъектов взаимодействия
к себе, другим людям и окружающему миру
в целом.
Общение всегда рассматривалось
как полифункциональный процесс. Если
же рассматривать общение в определенной
системе отношений, то модно выделить
совокупность трех групп функций:
-
Психологические функции обуславливают
развитие человека как индивида и
личности. -
Социальные функции детерминируют
развитие общества как социальной
системы и развитие групп как составных
единиц этой системы. -
Инструментальные функции определяют
многочисленные связи между человеком
и миром в самом широком смысле слова;
между различными социальными группами.
Л.А. Карпенко выделяет следующие функции
общения:
1. Контактная — готовность к приему и
передаче сообщения.
2. Информационная
(коммуникативная) — обмен мыслями,
мнениями, информацией между общающимися
людьми.
3. Побудительная — стимулирование
активности партнера,
4. Координирующая — согласование действий.
5. Эмотивная — обмен эмоциями, переживаниями.
6. Смысловая (перцептивная, функция
понимания) — восприятие, оценка и понимание
партнерами общения друг друга.
7. Установление отношений — осознание
партнерами своей роли и места в деловых
и межличностных связях.
8. Изменение состояния, поведения,
межличностных смыслов партнера, его
мотивов, потребностей.
Виды общения
Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
Виды общения по целям
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
По опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
Психология bookap
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
Механизмы воздействия в процессе общения.
Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:
- Идентификация – один из самых простых способов понимания другого человека это уподобление себя ему.
- Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
- Рефлексия – способность сознания человека сосредоточится на самого себе.
Содержание общения включает определённые способы воздействия партнёров друг на друга в процессе общения:
- Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
- Внушение – неосознаное влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении.
- Убеждение – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
- Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
Общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.
Рассмотренные вопросы:
- Роль общения в профессиональной деятельности специалиста социально-экономической и социогуманитарной сферы.
- Характеристика перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторонам общения.
- Характеристика основных невербальных составляющих коммуникации.
- Значение игровых ситуаций в общении.
- Процессы кооперации и конкуренции в общении.
Субкультурные образования – социальные группы, которые, несмотря на то что они интегрированы в целостную социальную систему и не могут существовать без нее, в то же время стремятся показать свою самостоятельную идентичность и выработать некоторые черты, которые отличают их от базовой культурной ветви. Типичными формами субкультурных образований являются молодежные течения и группировки, которые несколько трансформируют ценностные системы, культурные признаки и черты, поведенческие рисунки (например, в отношении таких элементов как мода, характерная жестикуляция, формы речевого поведения и др.).
Коммуникация (от латинского communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) — здесь имеется в виду психологический контекст термина — общение, передача информации от человека к человеку как специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка или других знаковых систем.
От латинского verbalis – словесный.
Мимика (от греческого mimikos — подражательный) – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Пантомима (от греческого раn – весь, всякий и mimos – подражание) – здесь имеется в виду передача информации средствами пластики тела.
От латинского vōcālis – голосовой, звонкий, певучий.
Диапазон (от греческого dia pason – через все) — совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу или музыкальному инструменту.
Фабула (от лат. fabula – басня, рассказ) – цепь событий в их логической причинно-временной последовательности. Обычно в фабуле различают экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.
От лат. cooperatio – сотрудничество.
От лат. concurrentia – сталкиваться.
Классификация по Е.И. Рогову
Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное
В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.
Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.
Манипулятивное
Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель – аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.
Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.
Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:
- активное – управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип – быть главным везде и управлять всеми;
- пассивное – манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа – не раздражать окружающих;
- соревновательное – для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка – побеждать любой ценой;
- безразличное – манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.
Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.
Диалогическое
Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:
- настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
- доверие к собеседнику без оценивания его личности;
- участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
- в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
- общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.
Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.
Последствия бестактности
Отсутствие такта и элементарной воспитанности приводит к негативным последствиям:
- Постановка человека в неловкое положение.
- Обесценивание чужих достижений, мечтаний.
- Порча настроения окружающим людям.
- Конфликты, ссоры, недопонимание, прекращение общения.
- Принижение человека.
- Создание для индивида необходимости отчитываться, оправдываться.
- Нарушение чужих личных границ.
- Причинение морального вреда другому человеку (может расстроиться, заплакать, долго переживать о сказанном).
- Взращивание внутренних комплексов.
- Вынуждение человека раз за разом переживать неприятные эмоции, вспоминать болезненную ситуацию.
- За бестактность можно нарваться на грубый ответ.
Модели коммуникации
К настоящему времени в учебной и специальной литературе накопилось множество моделей коммуникации. Большинство из них описано исследователями в 20 веке. Однако еще Аристотель предложил первую из известных нам моделей. На основании ее можно определить задачи, функции коммуникации и ее значение. В своих работах «Риторика» и «Поэтика» мыслитель представил следующую модель: «оратор-речь-слушатель». Он указал на то, что данная классическая модель является универсальной, так как в полной мере отражает акт коммуникации как в письменной, так и в устной формах.
Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена. В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования. Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.
Количество участников в процессе коммуникации
Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.
- Лично-групповое или социально-ориентированное – инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
- Межличностное или личностно-ориентированное – в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
- Межгрупповое – контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения – встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.
Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.
Типы взаимодействий
Существуют многочисленные классификации взаимодействий. Наиболее распространенной классификацией является деление на: кооперацию и конкуренцию.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Наряду с этими видами взаимодействия выделяют:
- согласие и конфликт;
- ассоциации и диссоциации;
- приспособление и оппозицию.
Данные виды взаимодействий способствуют организации совместной деятельности и несут позитивную составляющую. В то же время наблюдаются и негативные проявления, которые препятствуют эффективной реализации учебного процесса и расшатывают совместную деятельность.
Для практики организационного поведения выделение только дихотомической классификации недостаточно
В классификациях важно учитывать отдельные конкретные компоненты взаимодействия: педагоги и учащиеся, их воздействие друг на друга, связь, их изменения
Все множество взаимодействий можно разделить на категории:
- взаимодействие, обусловленное позитивными эмоциями (согласие, снятие напряжения, солидарность);
- взаимодействие, обусловленное негативными эмоциями (демонстрация антагонизма, создание напряженности, несогласие);
- взаимодействие в сфере представления проблемы (просьба об указании, просьба высказать мнение, просьба об информации);
- взаимодействие в решении проблемы (мнение, указание, предложение, ориентация других).
Однако, эта классификация не вскрывает их содержательную и структурную сложность.
Минимум конфликтов
Вы приняли решение: да, это общение отнимает у вас время/финансы/внутренние ресурсы, а потому вам оно просто не нужно. Естественно, именно в таком виде подать свои мысли другому человеку вы не можете – это будет больно, это будет обидно, такая прямолинейность граничит с высокомерием и заносчивостью. Как правильно прекратить общение без лишней драмы?
- Выстраивайте новые границы в отношениях, не позволяйте их ломать, постепенно увеличивая дистанцию.
- Разговоры «за жизнь» теперь остались в прошлом. Будьте внимательны, чтобы не дать человеку случайной надежды, позволив ему излить вам душу в очередной раз за чашечкой кофе.
- Если для разрыва есть серьезная причина (друг подставил, парень изменил, подруга некрасиво посплетничала и т.д.), рекомендуется открыто о ней сказать. Если у человека действительно «рыльце в пушку», он сделает выводы и сам исчезнет из вашей жизни. Если же ситуация глазами другого видится совсем не так, выслушайте его аргументы. Возможно, вы что-то упустили, и отношения еще не настолько безнадежны.
- Если вы серьезно намерены расставить точки над i, обойдитесь без прямых обвинений – это может вызвать встречную агрессию и конструктивного диалога не получится. Старайтесь больше говорить о своих эмоциях («я огорчился», «мне непонятно», «меня это здорово расстроило»), а не о действиях оппонента.
Любой завершающий разговор, если такой все-таки планируется, должен проходить на нейтральной территории, не вызывающей у обоих каких-либо ассоциаций с прежним общением. Диалог должен быть максимально сдержанным и вежливым, не затрагивающим личные темы. Просто избегать человека – часто совсем не вариант: остается много вопросов, недосказанность, а додумывания и домысливания едва ли окажутся в вашу пользу.
Завершение любого общения редко проходит безболезненно для обоих