Иван петрович павлов и его вклад в науку

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Зная о том, что животное не способно мечтать и представлять себе будущее, рефлекс собак Павлова крайне заинтересовал. Он провел ряд экспериментов, в ходе которых доказал, что все рефлексы животных делятся на условные и безусловные. К безусловным рефлексам Павлов отнес врожденные рефлексы, не требующие наличия опыта, наследуемые: сосательный, глотательный и т.д. Кроме того, опыты Павлова с собакой помогли понять, в каком отделе мозга возникает сигнал о запуске того или иного рефлекса, что дало толчок развитию нейрохирургии и другим областям медицины. 

  • Слайд 3

    Одним из самых известных опытов с животными называют условным рефлексом собаки Павлова: та самая лампочка, в момент включения которой у животных начинала выделяться слюна. 

  • Слайд 4

  • Слайд 5

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    В наши дни опыт кажется невероятно простым: лампочка загорается – собака получает лакомство – выделяется слюна. Повторяем несколько раз, исключаем лакомство. Эффект достигнут: выработан условный рефлекс на свет лампочки (выделение слюны), который запускается даже при отсутствии пищевого поощрения. Сегодня реакция собаки Павлова понятна любому опытному владельцу собак, однако такая прозрачность психологии этих животных появилась именно после экспериментов Ивана Петровича. Мы используем эффект собаки Павлова ежедневно, когда просим любимца сесть, подойти или принести игрушку. Эффект собаки Павлова в быту – это банальная дрессура: сидеть – собака села и получила поощрение. Через несколько занятий у питомца вырабатывается условный рефлекс на голосовую команду, и пищевое поощрение теперь не требуется или требуется лишь иногда, как напоминание (команда – та же лампочка). Владелец, который понимает, как на практике использовать рефлекс собаки Павлова, никогда не испытывает сложностей с воспитанием питомца: не нарушай связи, давай лакомство в момент выполнения команды и не секундой позже, и любой урок будет усвоен в минимально короткий срок. И, конечно, нельзя забывать о том, что условные рефлексы постепенно «удаляются» из памяти, а потому необходимо повторение (тренировки на прогулке и т.д.).

  • Слайд 8

    Но, конечно, собаки Павлова страдали не во имя кинологии. Иван Петрович изучал нервную систему ради людей, которые и сегодня, благодаря его открытиям, восстанавливаются после тяжелейших травм, живут с серьезными расстройствами ЦНС, борются с психическими недугами. На основе открытий великого ученого разработаны сотни методов терапии самых различных недугов, от соматических нарушений до опухолей мозга. 

Посмотреть все слайды

С чего всё началось

Проследить историю возникновения этой теории довольно сложно, однако можно точно сказать, что она началась задолго до активной деятельности американского педагога Эдгара Дейла, с которой сейчас ассоциируется.

Кен Мастерс из Университета имени султана Кабуса в 2019 году провёл подробный анализ использования концепции «пирамиды Дейла» в медицинском образовании и выяснил, что впервые похожая идея была представлена в статье Чарльза Роудса 1906 года. Там указывается, что «мы запоминаем одну десятую того, что мы слышим, пять десятых того, что видим, семь десятых того, что говорим, и девять десятых того, что делаем». Роудс помещает цитату в кавычки, но источник не указывает — так что, вероятно, и до него это убеждение было распространено.

В 1950-х американская Национальная учебная лаборатория (National Training Laboratories, NTL) опубликовала свою версию пирамиды.

«Пирамида обучения» Национальной учебной лаборатории

По заявлению организации, эти процентные значения были установлены в процессе исследования NTL, однако найти подробную информацию о нём оказалось невозможно.

Неясно и то, как Эдгар Дейл стал ассоциироваться с пирамидой. В его книге «Аудиовизуальные методы обучения» (Audiovisual Methods in Teaching), впервые опубликованной в 1954 году, нет ничего определённо похожего. Однако в этой работе можно встретить «конус опыта» — схему, распределяющую образовательные форматы от самых абстрактных к самым конкретным: вербальные символы → визуальные символы → изображения, аудиозаписи, радио → фильмы → образовательные телепрограммы → выставки → образовательные экскурсии → демонстрации → театрализованная деятельность → симуляционная деятельность → практическая деятельность.

«Конус опыта» Эдгара Дейла из «Аудиовизуальных методов обучения», переиздание 1969 года

По запросу «Dale’s cone of experience» можно найти различные вариации конуса, в которых каждый тип учебного материала (текст, презентация, фильм и так далее) уже привязан к определённому проценту усвоения информации. Однако в оригинальной идее Дейла этого не было, схема вообще никак не касалась запоминания. Единственная её цель состояла в том, чтобы наглядно представить классификацию.

Третье переиздание «Аудиовизуальных методов обучения» Дейл специально дополнил разделом «Некоторые вероятные заблуждения» (Some Possible Misconceptions), в котором , что его классификация учебных материалов не означает, что конкретные формы обучения эффективнее, чем абстрактные. Как можно понять, его предупреждение не сработало.

Собаки Павлова

Свое великое открытие Иван Павлов сделал, наблюдая за нерегулярной секрецией слюнных желез собак. Как уже говорилось, сначала он изучал пищеварение животных, замеряя, какое количество слюны выделяется у них при виде съедобных и несъедобных продуктов. Со временем ученый заметил, что слюноотделение у собак начиналось, как только в комнату входил ассистент, приносивший им еду. Решив, что животные реагируют на белые халаты сотрудников, Павлов выдвинул гипотезу, что выделение слюны представляет собой рефлекторную реакцию собак на конкретный раздражитель и что они ассоциируют белые халаты с получением пищи. По его предположению, слюноотделение, начинавшееся, когда собакам действительно приносили еду, было безусловным рефлексом, тогда как выделение слюны, вызванное видом белых халатов, – рефлексом приобретенным, условным. Чтобы подтвердить (или опровергнуть) свою идею, ученый провел один из самых знаменитых научных экспериментов – опыт с собаками.

По ком звонит колокол: выработка условного рефлекса в опытах Павлова

Опыт Павлова с собаками

1. В качестве подопытных в данном эксперименте выступали собаки.

2. Первым делом нужно было выбрать безусловный раздражитель. В данном опыте это пища, вызывающая у животных естественный, автоматический рефлекс – слюноотделение. В качестве нейтрального раздражителя в эксперименте применялся звук метронома.

3. Как показало наблюдение за собаками до выработки условного рефлекса, слюна у них начинала выделяться при виде еды, а при звуках метронома слюноотделение отсутствовало.

4. Чтобы запустить нужный процесс, подопытных многократно последовательно подвергали воздействию нейтрального раздражителя (звука метронома), после чего сразу же вступал в действие безусловный раздражитель (кормление).

5. По истечении некоторого времени звук метронома начинал ассоциироваться у собак с получением пищи. Чем дольше длился эксперимент, тем сильнее закреплялся условный рефлекс.

6. После завершения фазы выработки условного рефлекса нейтральный раздражитель (звук метронома) в предвкушении еды вызывал у подопытных животных слюноотделение независимо от того, сопровождался ли он раздачей пищи. Иными словами, слюноотделение стало частью условного рефлекса.

В среде неспециалистов Иван Павлов известен именно своими знаменитыми опытами с собаками, но ценность данного исследования, безусловно, не ограничивается изучением механизма слюноотделения. Открытие ученого сыграло огромную роль в понимании физиологии нервной системы человека и в значительной мере способствовало поиску методов лечения таких психических заболеваний, как панические и тревожные расстройства и разного рода фобии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

http://kotsobaka.com/sobaki/porody-s/pavlova.htmlhttp://1-vopros.ru/1281-refleks-sobaki-pavlova.htmlhttp://psy.wikireading.ru/13521

Роль экспериментов

Результаты опытов академика стали опорой для множества дальнейших исследований и открытий в области физиологии. Павлов, знаменитый ученый, биолог и его собаки внесли большой вклад в мировую науку.

Среди наиболее значимых достижений доктора выделяют следующие:

  • сумел выявить и доказать существование закономерности в реакциях клеток желез на раздражение;
  • выявил роль нервной системы организма в процессе регулирования работы пищевых желез, которые он изучал;
  • доказал эффективность эксперимента в науке, способствовал его развитию, создавая новые направления;
  • сформировал основу для развития рефлексологии, выявил существование рефлексов и впервые ввел этот термин;
  • описания экспериментов с животными стало фундаментом для развития теории обусловливания;
  • стал создателем физиологии высшей нервной деятельности и в целом физиологической школы.

При этом опыты с собаками до сих пор рассматриваются неоднозначно. Хотя Иван Петрович на самом деле молодец, что добился высот в изучении физиологии, стоит понимать, сколько животных было принесено в жертву науке. Сотни собак погибли, многие были серьезно искалечены. Но не стоит считать академика жестоким человеком. Он с сочувствием относился к своим подопытным и признавался, что ему тяжело проводить эксперимент, если он означает гибель животного.

Обратите внимание! Искалеченным собакам ученый стремился обеспечить достойный уровень жизни и ее максимальную продолжительность

Роль исследований И. П. Павлова

Открытие Павловым классической теории обусловливания остается одной из самых важных в истории психологии. В дополнение к формированию основы того, что называется поведенческой психологией, теория процесса обусловливания даже сегодня остается важным практическим инструментом при лечении психических расстройств и формировании поведенческих реакций.

Одним из интересных примеров практического использования классических принципов обусловливания является выработка у койотов рефлекса отвращения к вкусу баранины, который предотвращает их охоту на домашний скот. Реакция наступает тогда, когда нейтральный стимул (обычное мясо баранины) используется в паре с безусловным рефлексом (вызванное заболевание после приема пищи). Удивительно, что рефлекс формируется сразу же после первого применения метода. Койоты перестают охотиться на овец, попробовав однажды их мясо, в которое введен препарат вызывающий тошноту и недомогание животного. Фермеры нашли полезным этот способ и взяли его на вооружение, чтоб защищать свои стада, пасущиеся вне фермы. После приема отравленной пищи койоты избегают встреч с овцами и не нападают на них.

Приложения классического кондиционирования

Открытие классической обусловленности остается одним из важнейших в истории психологии. Постулаты Павлова являются основой поведенческой психологии, и сегодня они продолжают применяться.

Классическая обусловленность — это форма обучения, которую большинство организмов используют для адаптации к окружающей среде. Это было продемонстрировано в многочисленных исследованиях, в которых реакция различных организмов была обусловлена. От рыб, птиц, обезьян до людей.

Некоторые из приложений классического кондиционирования являются:

— Для лечения алкоголизма и других зависимостей. Некоторые методы лечения связывают зрение, вкус и запах алкоголя с лекарством, вызывающим рвоту. Повторяя это несколько раз, возникает реакция тошноты на алкоголь. Это лечение называется аверсивной терапией и может быть полезно и при других зависимостях..

— Объяснение зависимостей. Люди, зависимые от наркотиков, чувствуют необходимость вернуться к потреблению, когда они находятся в местах и ​​с людьми, с которыми они употребляли. Прежде всего, если бы они чувствовали приятные эффекты.

В лечении от зависимости одна из первых мер состоит в том, что наркоман отходит от всего, что связано с ощущениями, которые вызвало его потребление..

— Классическая обусловленность также использовалась для лечения страха или фобий. Например, некоторые безобидные насекомые.

В одном исследовании пациентов попросили подумать об ошибках, которые вызывали реакцию страха. Этот ответ был вскоре устранен, потому что он не был связан с укусом или укусом.

После исчезновения ответа, фотографии ошибок были представлены пациентам понемногу, пока, наконец, страх не исчез, даже заставляя их прикоснуться к ним..

Эта процедура называется систематической десенсибилизирующей терапией и применяется для преодоления страха перед водой, уколами, полетами и т. Д..

ссылки

  1. Иван Павлов и классическая обусловленность: теория, эксперименты и вклад в психологию. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. с сайта Study.com: study.com.
  2. Майерс, Д. Г. (2005). Психология (7-е изд.). Буэнос-Айрес; Мадрид: Редакция Panamericana Médica.
  3. Собаки Павлова. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. с сайта Verywell: verywell.com.
  4. Собаки Павлова. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. от Simply Psychology: simplypsychology.org.
  5. Собаки Павлова и классическое воспитание. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. из сайта «Мир психологов»: psychologistworld.com.
  6. Worchel, S. & Shebilske, W. (1998). Психология: основы и приложения. Пятое издание. Мадрид: Прентис Холл.

Первый полёт Николы Теслы

Никола Тесла

Никола Тесла, без всякого сомнения, один из величайших учёных за всю историю человечества. Его эксперименты определили развитие науки на десятилетия вперёд, во многом благодаря Тесле у нас есть возможность наслаждаться плодами научно-технического прогресса, хотя современники считали великого учёного чудаком, если не сказать — безумцем. В последние годы жизни Никола Тесла занимался разработкой хитроумных устройств вроде генератора землетрясений или аппарата, создающего так называемые лучи смерти, что только подогревало слухи о его сумасшествии. Гений поставил немало экспериментов, при этом один из наиболее забавных опытов ему пришлось пережить в детстве, правда он чуть было не стал для будущего светоча научной мысли последним.

Однажды юный Никола заметил, что после нескольких минут гипервентиляции (то есть, интенсивного дыхания, в ходе которого в легкие поступает слишком много кислорода) он испытывает необыкновенную лёгкость — мальчику казалось, что он буквально может парить в воздухе. Экспериментатор решил проверить, сможет ли он с помощью гипервентиляции преодолеть земное притяжение. Взяв зонт, Тесла забрался на крышу сарая, начал глубоко дышать, пока не почувствовал головокружение и прыгнул вниз. Надо ли говорить, что его полёт был недолгим — при ударе о землю Никола потерял сознание, а через некоторое время мальчика обнаружила перепуганная мать и следующие несколько недель будущий гений провёл практически под домашним арестом.

Что такое безусловные рефлексы

Этот термин обязан своим появлением исследованиям Ивана Петровича. Он посвятил изучению высшей нервной деятельности организмов более 30 лет своей жизни. Сформированные академиком принципы составили основу науки о поведении.

Безусловным рефлексом принято называть реакцию особи на различные раздражители, которая заложена на генетическом уровне. Это значит, что человек или животное с рождения обучен определенному поведению, которое контролируется нервной системой и не зависит от чьего-либо желания. К примерам того, как проявляется безусловный рефлекс можно отнести отдергивание руки от чрезмерно нагретых предметов (кипящего чайника, плиты).

Значимость подобных реакций для организма очевидна — они способствуют защите особи, предупреждают ее о том, какие факторы могут принести серьезный вред и даже привести к гибели. «Фишка» безусловных рефлексов и их основное отличие от условных заключается в том, что они передаются по наследству. Они сохраняются на всю жизнь и особь не нужно обучать каждый раз заново.

Обратите внимание! Безусловные рефлексы являются жизненно необходимыми и наблюдаются у всех представителей класса млекопитающие. Наличие врожденных стереотипных реакций было доказано Павловым при сборе желудочного сока. Он проследил взаимосвязь между выдачей пищи животному и выделением вещества, которое помогает ее переварить

Наличие такой же реакции у человека и многих других особей говорит о том, что исследования академика переносные, подходят для различных организмов

Он проследил взаимосвязь между выдачей пищи животному и выделением вещества, которое помогает ее переварить. Наличие такой же реакции у человека и многих других особей говорит о том, что исследования академика переносные, подходят для различных организмов

Наличие врожденных стереотипных реакций было доказано Павловым при сборе желудочного сока. Он проследил взаимосвязь между выдачей пищи животному и выделением вещества, которое помогает ее переварить. Наличие такой же реакции у человека и многих других особей говорит о том, что исследования академика переносные, подходят для различных организмов.

Что означает выражение «собака Павлова»

Фраза «собака Павлова» — что это такое? Подобное словосочетание напрямую связано с экспериментальным изучением ученым пищеварительных желез и работы нервной системы. Зная его историю, можно догадаться о смысле данного выражения, которое значит «чрезмерно дрессированное животное». Когда о человеке говорят, как о собаке Павлова, подразумевают, что он выработал у себя такую стойкую привычку или реакцию, от которой практически невозможно избавиться.

В Санкт-Петербурге установлен памятник собаке Павлова

В основу этой часто шутливой фразы лег опыт академика, его попытка выработать условный рефлекс у животного. Павлов, собака которого ранее спокойно реагировала на разные раздражители (свет, звон, шум), выдрессировал ее так, что у нее определенные условия ассоциировались с едой. В итоге организм животного вырабатывал слюну даже тогда, когда пищи рядом не было.

Иногда можно услышать словосочетание «синдром собаки Павлова». Оно применимо к «выдрессированному» человеку, у которого на каждое явление выработана четкая ответная реакция. Данный синдром приписывают людям, сумевшим довести все до автоматизма, даже не задумываясь о своих действиях.

Академик Павлов — значимая фигура в мире биологии, которая известна в том числе за рубежом. В основу знаменитой фразы, связанной с его фамилией, легли эксперименты ученого, в результате которых у собаки был выработан условный рефлекс.

Иван Петрович Павлов хладнокровно причинял боль подопытным животным

На самом деле

Нет

До второй половины XX века, когда появились неинвазивные методы УЗИ и КТ, медики не имели выбора: изучать процессы в живом организме можно было только на животных. Павлов, исследуя пищеварение, делал собаке операцию: устанавливал фистулу, то есть выход из желудка наружу, чтобы собирать желудочный сок. Однако ученый был против «ненужного мучительства». Он требовал, чтобы операции проводили, как на людях, с соблюдением всех известных мер антисептики, искал менее опасные для жизни подопытных методы, применял анестезию в случаях, когда это не вредило эксперименту. Павлов не закрывал глаза на то, что собаки страдают, но другого пути для получения научного знания у него не было: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа… Но переношу это в интересах истины и пользы людям». Ученый понимал, какую роль сыграли его подопечные в развитии науки, и в 1935 году по инициативе Павлова в Ленинграде поставили памятник лабораторной собаке.


БИОГРАФИЯ

Иван Павлов

1849

— родился в семье рязанского священника.1870–1875 — учился в Санкт-Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета, специализировался на физиологии животных.1874 — опубликовал первую научную работу «О нервах, заведывающих работою в поджелудочной железе». Позже именно за открытия в области физиологии пищеварения получил Нобелевскую премию.1875–1879 — был студентом Медико-хирургической академии.1881 — женился на Серафиме Карчевской, ростовчанке из небогатой семьи. У пары родилось четверо детей.1883 — защитил докторскую диссертацию «Центробежные нервы сердца».1890 — был избран профессором кафедры фармакологии Военно-медицинской академии (бывш. Медико-хирургическая академия), через шесть лет перешел на кафедру физиологии. Параллельно с преподаванием в академии стал руководителем физиологического отдела Института экспериментальной медицины.1902 — опубликовал первый труд по условным рефлексам. Открытия в этой области станут самым знаменитым достижением Павлова.1907 — был избран академиком Санкт-Петербургской Императорской академии наук.1926 — по инициативе Павлова открылась Научно-опытная биологическая станция в Колтушах в окрестностях Ленинграда. Со временем вокруг станции вырос научный городок.1936 — скончался от пневмонии. Был похоронен на Волковском кладбище (Санкт-Петербург).

Насколько широко распространился этот миф

Попробуйте ввести в поисковую строку «диаграмма Дейла» или «пирамида Дейла». Вы увидите, как много существует разных вариантов этого мифа. Как мы уже знаем, с момента его зарождения не проводилось эксперимента, который бы подтвердил этот подход. При этом используется идея довольно активно. Если вернуться к анализу уже упомянутого ранее Кена Мастерса, то лишь среди статей по медицинскому образованию, опубликованных в период с сентября 2012 года по апрель 2018-го, была найдена 41 работа с отсылкой к «пирамиде Дейла».

Мастерс также обнаружил, что количество ссылок на пирамиды обучения в медицинской образовательной литературе резко увеличилось по сравнению с периодом до 2012 года. Даже опровержения этой теории порой используются для её поддержки, а исследователи, которые признают недостоверность идеи, всё ещё включают её в свои работы.

Встречается пирамида обучения и в популярной литературе по саморазвитию. Например, в книге про финансовый успех «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты» Роберта Кийосаки и Дональда Трампа есть следующий отрывок:

Как проходил эксперимент

Собаку кормили под звук метронома. По началу у животного присутствовал только безусловный рефлекс — слюноотделение при виде еды. Без пищи поблизости метроном секреции не вызывал. Чтобы выработать у собаки условный рефлекс, незадолго до кормления включали метроном, под который собака получала любимую еду. Через время звук метронома начинал ассоциироваться у животного с приемом пищи. Чем дольше длился эксперимент, тем сильнее становился приобретенный рефлекс.
 

Схема эксперимента по выработки условного рефлекса у собаки

На финальной стадии эксперимента слюна у собаки слюна появлялась, как только включался метроном. Этот процесс больше не зависел от того, сопровождалось ли воздействие нейтрального раздражителя кормлением. Слюноотделение стало частью условного рефлекса, который Павлов выработал у собаки в своем эксперименте. 

Нобелевская премия

Нобелевская премия

В 1897 году Павлов опубликовал свой классический труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез». Он обобщил знания, полученные в результате экспериментов. Работу моментально перевели на все европейские языки — она быстро нашла признание в международной научной среде.

Опыт с мнимым кормлением И.П. Павлов. Лекции по физиологии пищеварения. СПб., 1908г.
 

В 1903 году Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. Он рассказал о достижениях в исследовании пищеварения и впервые сформулировал принципы физиологии нервной деятельности.                                              И.П. Павлов произносит речь на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. 1903г

Номинанты 1901–1904 гг., ставшие Нобелевскими лауреатами.
Конкурентами И.П. Павлова были известнейшие ученые того времени: Росс, Кох, Гольджи, Мечников 

Эксперты почти 3 недели знакомились с научной деятельностью лаборатории Павлова. По результатам работы комитета, коллегия профессоров Королевского Каролинского медико-хирургического института 7 октября 1904 года единогласно провозгласила Павлова четвертым лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине. Награду он получил «за работы по физиологии пищеварения, которые изменили и расширили наши представления в этой области».Диплом лауреата Нобелевской премии, выданный И.П. Павлову Каролинским медико-хирургическим институтом в 1904г.Подлинник на русском языке

Павлов смог полностью изменить существовавшую в то время физиологию пищеварения и описал нервные взаимосвязи желудочно-кишечного тракта с центральной нервной системой.Диплом лауреата Нобелевской премии, выданный И.П. Павлову Каролинским медико-хирургическим институтом в 1904 г. Подлинник на шведском языке

Исследования и труды Ивана Петровича стали фундаментом для всех современных представлений о работе органов пищеварения, механизмах их регуляции и о том, как может нарушаться работа механизмов управления.

 

И.П. Павлов в тоге доктора Кембриджского университета в Кембридже (Великобритания).  1912г.

Наследие

Наследие

Павлов подарил миру не только полноценное представление о работе желудочно-кишечного тракта, за которую был удостоен Нобелевской премии. Последующие 35 лет он исследовал высшую нервную деятельность человека: Павлов изучал физиологию и расстройства сна, создал учение о типах нервной деятельности и заложил теоретические основы для исследования анализаторов и их представительства в коре.Титульный лист труда «Двадцатилетний опыт объективного исследования высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы». 1923г. 

Все знания, которые подарил нам Павлов, определили облик физиологии ХХ века во всем мире. Он дал новый вектор для исследований и способствовал бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины: 

  • Учение о 4 типах нервной деятельности (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) применяют в психологии и педагогике;
  • Знания о высшей нервной деятельности и сне позволили разработать схемы терапии неврозов и расстройств сна;
  • Его учение о пищеварении легли в основу современных схем терапии многих заболеваний ЖКТ, в том числе язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. 

Его знания и понимание нормальной физиологии стали фундаментом для успешного развития практической медицины.

Практическое применение

В настоящее время знания о рефлексах широко используются не только в медицине, но и в кинологии, дрессуре и даже сельском хозяйстве.

  • Дрессура. Кинологи и дрессировщики используют тот же принцип, что и лаборанты ученого Павлова в экспериментах над животными — они приучают животных выполнять различные команды и животные безукоризненно подчиняются, ведь в конце они получат пищу.
  • Медицина. Эксперименты Павлова с собаками помогли понять в какой части мозга возникает сигнал для запуска того или иного действия, что дало огромный толчок к развитию нейрохирургии и другим отраслям медицины. Благодаря открытию Ивана Петровича врачи каждый день помогают многим больным с расстройствами ЦНС вылечиться и жить полноценной жизнью.
  • Сельское хозяйство. Фермеры часто используют классический метод обусловливания для защиты скота от хищников. Например, оставляют отравленное мясо животных на ночь, на месте пастбища. Препарат, введенный в мясо, не убивает хищника, а вызывает у него недомогание, раз попробовав такую пищу, он уже не осмелится напасть на животных, ведь мясо пасущихся на этом пастбище будет ассоциироваться с болезнью.

Несмотря на свою экспериментальную деятельность, Иван Петрович очень любил своих подопытных собак, он назвал их совершенными созданиями и глубоко скорбел о каждой загубленной жизни в ходе экспериментов.

Благодаря открытию И. П. Павлова было разработано более сотни различных действенных методов лечения многих недугов связанных с расстройствами ЦНС. В СССР в благодарность животным, которые пострадали во имя науки, был установлен памятник собаке Павлова. Сегодня наука шагнула далеко вперед, но, несомненно, деятельность ученого остается одним из величайших открытий в медицине.

Видео: что доказал Павлов своими опытами?

В данном ролике Тимур Лолоханов расскажет, какие заключения вывел ученый из своих экспериментов, почему опыты проводить нужно было именно на собаках:

Описание эксперимента Павлова

Опыты академика Павлова на собаках принесли учёному широкую известность. Фактически это было началом глубокого изучения психоэмоциональных реакции и нервной системы живых организмов. Для проведения экспериментов Павлов преобразовал методы исследования функций организма, которые позволили проводить опыты на практически здоровом животном в течение длительного времени.

Проведённые исследования на тему физиологии пищеварения и опыты над собаками дали возможность академику Павлову описать реакции организма, которые поступают на внешние раздражители. Все реакции Павлов изучил и дал им название – рефлексы. Рефлексы, в свою очередь, были поделены на условные и безусловные.

Собаки были главными «героями» многих экспериментов учёного. Так чем прославилась собака Павлова, в чём суть опытов?

Эксперименты Павлова над собаками называли «мнимым кормлением». При проведении опытов учёный изучал физиологию пищеварения и связь пищеварительной и нервной системы. Суть исследования заключалась в том, что в стенке желудка и пищеводе животного проделывали отверстие с трубкой – фистулу. В итоге пища вываливалась наружу из отверстия в пищеводе и не достигала желудка. При этом желудок собаки успевал получать сигнал о движении пищи в организме и выделял сок для её переваривания. Выделенный желудком сок использовали для исследований.

В результате экспериментов было доказано, что желудок управляется нервной системой и зависит от неё. Желудочный сок начинал вырабатываться несмотря на то, что пища до желудка не доходила. Сигнал о выработке сока поступал в желудок по нервам, идущим от пищевода, и если перерезать нервы, которые идут от пищевода к желудку, то сок выделяться не будет.

Для проведения эксперимента собаку с помощью ремней фиксировали в специальном устройстве. Всё было сделано для того, чтобы животное реагировало на сигналы, подаваемые учёным (он находился в смежном помещении и наблюдал за реакциями).

Подачу пищи предваряли шаги тех, кто пришёл кормить животное, затем включался свет, и далее следовало кормление. День за днём собака привыкала к такому распорядку и реагировала на предстоящее кормление слюноотделением и выделением сока в желудке. В итоге были открыты условные рефлексы пищеварения. Слюноотделение и выделяемый желудком сок являлись параметрами, определяющими проявление условного рефлекса в качестве реакции на раздражитель

Для Павлова было важно подробно исследовать изучаемые процессы. Учёный заметил, что от раза к разу сок в желудке у животного «по привычке» начинает выделяться, когда зажигается свет, а последующее кормление не наступает

А ещё через некоторое время желудок собак выделял сок уже тогда, когда животное слышало шаги человека, означающие, что скоро будут кормить.

Условный рефлекс появлялся при готовности собаки получать корм, а на это влиял психологический компонент. Упреждающее слюноотделение и появление желудочного сока в ответ на акустические и визуальные стимулы, к которым привыкали животные при кормлении, Павлов назвал «психической секрецией».

Проведённые эксперименты объясняют, что такое рефлекс собаки Павлова. Исследования показали тесную взаимосвязь между процессами физиологии и факторами психологии живых организмов. Опыты показали, что со временем нейтральный начальный стимул становится значимым моментом для наступления реакции. Стимул и последующая реакция, которую демонстрировали животные, «привязываются» друг к другу.

Рефлекс, который назвали «эффект собаки Павлова» стал стимулом к развитию психологии и формированию теории классического обусловливания. Впоследствии проводимые исследования на эту тему показали, что психика человека не отличается от психики собаки.

Классическое («павловское») обусловливание – это процесс, при котором безусловный стимул (еда) связан с нейтральным стимулом (свет, звук шагов) до момента, когда нейтральный стимул становится условным и сопровождается реакцией (условной), какой сопровождается безусловный стимул

Теория обусловливания занимает важное место в практических методиках психологической терапии.

Павлов: опыты над собаками

Учёный родился в Рязани, где и по сей день находится его музей-квартира. Конец XIX века знаменовался бурным развитием разных сфер научной деятельности, однако далеко не все они следовали в верном направлении с точки зрения анатомии и физиологии живых организмов.

И.П

Павлов вначале сфокусировал внимание на исследованиях физиологии пищеварения, проводя многочисленные опыты над животными. Впоследствии ряд открытий натолкнул его на то, чтобы впервые описать ответную реакцию живого организма на поступающий внешний (или внутренний) раздражитель

Такие реакции Павлов назвал рефлексами, разделив их на условные и безусловные. Это стало началом для глубокого изучения нервной системы человека, в том числе и сути наших психоэмоциональных реакций.

Большая часть деятельности учёного была сосредоточена в Санкт-Петербурге, в Институте экспериментальной медицины. На его базе Иван Петрович в течение многих лет проводил уникальные для того времени исследования и опыты. В 1904 году он стал первым человеком в России, получившим Нобелевскую премию и международное признание.

Собаки были главным звеном всех экспериментов, проводимых Иваном Петровичем и его последователями. Животных оперировали и далеко не все из них выживали. Несмотря на это Павлов не был жестоким человеком и сам сильно переживал, теряя на операционном столе кого-нибудь из питомцев

По словам самого академика, собаки были настолько ему преданы, что их не нужно было принуждать идти в операционную: они словно понимали важность своего служения науке и нисколько не сопротивлялись

В Институте экспериментальной медицины есть легендарная Башня молчания, овеянная мрачными историями. В ней Павлов проводил все опыты, главным условиям которых была абсолютная тишина, чтобы никакие внешние стимулы не отвлекали собак от сигналов, регулярно подаваемых исследователем. Животные находились в полной изоляции, а свет в камере был очень тусклым (что, собственно, и может порождать у ряда впечатлительных людей мрачные и депрессивные мысли).

Появилось свободное время?

Тогда используй его! Получи дополнительное образование!

Собаку помещали в специально оборудованный станок и аккуратно фиксировали ремнями — так, чтобы она не могла уйти. Сам Павлов в процессе опытов находился в соседнем помещении, подавал звуковые сигналы, кормил животных и наблюдал за ними через перископ

Всё внимание собаки должно было сосредоточиться исключительно на сигналах экспериментатора: с помощью специального устройства зажигали лампочку, а корм подавали, нажимая на грушу или педаль

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: