Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции э.фромма

Экзистенциальные потребности человека по теории Фрома

За последние 100 лет на поле психологии появилось большое количество школ и направлений, изучающих и пытающихся объяснить экзистенциальные потребности личности.

Важным инструментом социально-психологического анализа поведения человека в социуме, является всестороннее сравнение по параметру отношений субъекта к окружающему миру и людям.

Эрик Фромм утверждал, что поведение здорового человека в обществе обусловлено осознанием того, что в силу своих природных особенностей он стремится установить связи в обществе, преодолеть себя, укорениться в жизни, идентифицировать себя, построить собственную систему моральных ценностей.

1. Экзистенциальные потребности в установлении связей

Всю свою жизнь человек осознанно или неосознанно стремится объединиться с другими людьми. По мнению Эрика Фромма, есть только 3 способа удовлетворения этой потребности.

Можно подчиниться правилам и требованиям какой-то группы или другого индивидуума, можно властвовать над кем-то, можно быть связанным с людьми или отдельным человеком посредством любви.

При этом Фром с точки зрения своей гуманистической теории склонял общественную мысль к тому, что неоправданно удовлетворять через власть или подчинение свои экзистенциальные потребности. Это только любовь является верным способом сохранить целостность натуры, внутренние силы и уверенность в себе.

Социальная связка людей по модели власть – подчинение ущербна, потому что не может полностью удовлетворить указанную потребность. В силу побочного возникновения грубой зависимости между собой властвующий и подчиненный частично теряют свое «Я».

2. Экзистенциальные потребности в преодолении себя

Сложное понятие заключается в стремлении к созиданию.

Продуктивный путь лежит через процесс творчества и его проявления в искусстве, науке, религии. Человек по природе своей пытается показать, чем он, будучи приматом, отличается от представителей животного мира. Поэтому люди создают общественные институты, материальные ценности, моральные нормы, в той или иной степени позиционируя любовь, как движущую силу развития своего биологического вида.

Иррациональный путь удовлетворения потребности заключается в проявлении злонамеренной агрессии. Убивая и превращая другого в жертву, кто-то видит свою значимость в демонстрации доминирующей силы, подсознательно поднимая внутренние конфликты.

3. Экзистенциальные потребности человека в укорененности

Чтобы чувствовать себя полноценным представителем своего вида, человеку важно осознавать свои корни. Поэтому так сильна связь матери с ребенком

Соглашаясь с Фрейдом, Фромм признавал наличие в детской психике инцестуальных стремлений, но утверждал, что их причиной является вовсе не сексуальное влечение, а подсознательное желание вернуться в материнское лоно с целью укорениться, добиться полноценного чувства защищенности.

Непродуктивный способ состоит в фиксации своего мышления в ограниченных матерью пределах, без желания самостоятельности. Люди, идущие этим путем неуверенные в себе, переполненные внутренними страхами, крайне зависимы.

4. Экзистенциальные потребности в самоидентичности

В человек заложено природой самостоятельное формирование концепции собственного «Я», результатом которого является осознание факта, что «Я отвечаю за себя».

Легче отождествлять себя с разными институтами: с государством, нацией, религией, профессией, социальной группой, местом проживания.

В упрощенной модели идентификации заложена угроза глобального конформизма, стадного инстинкта, зависимой принадлежности к толпе, где индивидуальность остается только словом, теряет объективную сущность своего лексического значения.

Другая крайность скрыта в ситуации, где человек лишен возможности отождествлять себя с кем-то или с чем-то. Можно лишиться рассудка. Люди, не имеющие психологических проблем, умеют идентифицировать себя вне толпы, при этом их критерии отвечают реальности.

5. Экзистенциальные потребности в системе ценностей

Человек, лишенный моральных ориентиров, движется по жизни, как слепой котенок. Систему ценностей он создает, как остов своего поведения, правила, опираясь на которые проживает жизнь продуктивно или деструктивно с точки зрения Фромма. История знает много личностей, заплативших жизнью за сохранение своей системы ценностей.

Духовные стремления

Духовные интересы развиваются у человека в связи с желанием сделать богаче жизненный опыт, расширить кругозор, развить творческие способности.

Смотреть галерею

Рост личностного потенциала заставляет индивидуума не только интересоваться культурой человечества, но и заботиться о представлении ценностей собственной цивилизации. Духовные стремления предполагают рост психологического напряжения при эмоциональных переживаниях, осознание ценности выбранной идеологической цели.

Человек, обладающий духовными интересами, повышает мастерство, стремится к высоким результатам в области деятельности и творчества. Индивидуум относится к работе не только как средству обогащения, но познает собственную личность через труд. Духовные, биологические и социальные потребности тесно переплетаются между собой. В отличие от животного мира, в человеческом обществе первичной является потребность биологического существования, но она постепенно превращается в социальную.

Природа человеческой личности многогранна, отсюда возникает многообразие видов потребностей. Проявление стремлений в различных социальных и природных условиях делает трудной их классификацию и разделение на группы. Многие исследователи предлагают различные разграничения, ставя во главе угла мотивацию.

Способы удовлетворения современного человека

Духовные потребности — что это такое для людей

Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.

Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои. Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду

Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу

Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.

Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.

Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.

Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.

Потребность в «укорененности»

Человеку невыносимо жить в полной изоляции. Рано или поздно у каждого возникает острое желание «укорениться» в этом мире и обществе, почувствовать себя неотъемлемой частью Вселенной. Фромм утверждает, что потребность в «укорененности» возникает в момент, когда разрывается биологическая связь с матерью. Под влиянием концепции о раннем матриархальном обществе выдвинутой Дж. Бахофеном Фромм соглашается с ним, что центральной фигурой в любой социальной группе является именно мать. Она обеспечивает своим детям ощущение укорененности. Именно она способна как пробудить в них стремление к развитию собственной индивидуальности, самостоятельности и независимости, так и приостановить психологический рост ребенка.

Помимо положительной стратегии удовлетворения потребности в «укорененности», когда человек, приспособившись к внешнему миру, чувствует себя с ним единым целым, существует менее продуктивная, так называемая стратегия «фиксации». В этом случае человек упорно отказывается от какого-либо продвижения, он прекрасно себя чувствует в том мире, который когда-то очертила ему мать. Такие люди крайне не уверены в себе, пугливы и чрезвычайно зависимы от других. Они нуждаются в постоянной опеке и не могут справиться с неожиданными препятствиями внешнего мира.

Мотивация и потребности личности

Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.

С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.

Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.

Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.

Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.

Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется  положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».

Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.

Материальные потребности человека — примеры, специфические особенности

Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.

Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.

  • Социальные – зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
  • Материальные потребности человека (биологические) – обеспечение сохранения и продолжения жизни.
  • Духовные – реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.

Смотреть галерею

Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей

Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.

  • Дыхание.
  • Еда.
  • Вода.
  • Кров.
  • Творческие увлечения.
  • Религиозные убеждения.
  • Сон, отдых тела и мозга.
  • Интимные потребности.

Смотреть галерею

Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:

  • навязанные увлечения;
  • мнимые вероубеждения;
  • склонности и вымышленные способности.

Материальные потребности человека – примеры позитивные

Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.

Смотреть галерею

Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.

  • Удобное жилище.
  • Питательная разнообразная пища.
  • Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
  • Средства передвижения.

Материальные потребности человека — примеры негативные

  • Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
  • Зависимость от лекарственных препаратов.
  • Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.

Первичные и вторичные потребности

Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.

Первичные:

  1. потребности, без которых жизнь обрывается;
  2. потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.

Вторичные:

  1. социальные – контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
  2. престижные – реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
  3. духовные – реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).

Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.

Психология в лицах

Чтобы наиболее полным образом понять, что представляет собой рассматриваемая нами теория, нужно подробнее поговорить о тех великих людях, которые ее основали. Итак, Сёрен Кьеркегор – это, пожалуй, главная личность в экзистенциализме. Сёрен – получивший теологическое образование датский философ. Ему принадлежит огромное количество трудов по религиоведению и философии. Рекомендуем: Что такое индивидуальность?

Именно он первым стал рассуждать о том, что индивидуальность первична, и о том, что к поступкам и действиям любого человека нужно относиться не так, как это было принято раньше. Кьеркегор прожил относительно небольшое количество лет, при этом довольно-таки тяжелых, поэтому совсем не случайно он в кризисные и проблемные моменты задумывался о том, что такое смысл жизни, для чего люди существуют на этом свете, о том, что такое смерть.

Другим ярким представителем учения был Виктор Франкл. Он занимался изучением основных трудов Адлера и Фрейда, именно они помогли ему понять и раскрыть собственные психологические теории. В своих трудах он опирался на трудные жизненные ситуации, в процессе которых люди задумываются о смысле собственного бытия.

К примеру, такое часто случается, когда человек или кто-то из его близких тяжело заболел или попал в тюрьму. Только в такие моменты как никогда человек начинает ценить собственное существование в этом мире. Самому Франклу пришлось пережить пять тюремных заключений и потерять при этом свою семью, зато взамен этого он стал гениальным психологом. Одной из главных заслуг Франкла считают введенное им понятие «экзистенциальный вакуум», которое означает полное отсутствие у человека смысла жизни, нежелание жить, равнодушие и опустошение, что может привести к глубокой депрессии или вовсе суициду.

Рекомендуем: Интенция — это

Нельзя обойти стороной Джеймса Бьюдженталя, который вывел основные положения экзистенциальной психологии:

  • Проблемы любого человека всегда имеют более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд.
  • Следует непременно в каждой личности уважать ее автономию и самостность.
  • Каждая личность является субъективной, поэтому у каждого человека свои переживания, тревоги, радости, мысли и чувства, и у разных людей они не похожи. Поэтому удивляться, что люди могут по-разному реагировать на одни и те же жизненные обстоятельства, не приходится.
  • Главная роль в человеческом поведении отводится настоящему, хотя имеется зависимость и от прошлого, и от будущего.

Одним из сильнейших представителей, изучающих экзистенциальный подход, можно назвать Ролло Мэя. Он на протяжении всей своей жизни был весьма увлечен литературой и искусством, что существенно повлияло на его психологические теории.

Стартовой точкой его учений стало то, что Мэй заболел такой страшной болезнью, как туберкулез. Только в тот момент он понял, что человек сам является хозяином своей жизни и может ее менять, а если он надеется на судьбу и сам ничего не делает, это не приводит ни к чему хорошему. Большую роль в его теориях играло понятие «тревожность». Мэй считал, что она может быть нормальной, то есть необходимой для того, чтобы человек оставался бдительным, и нервозной, которая не приводит ни к чему хорошему.

Рекомендуем: Причины тревоги и как от нее избавиться?

Школа экзистенциальной психологии не представляется полной без такого психолога, как Бинсвангер. Он жил в Швейцарии и учился у великих психологов: Юнга, Фрейда и др. Стоит отметить, что Бинсвангер был не просто психологом, но и врачом-психотерапевтом, использующим на практике техники экзистенциализма.

Из ныне живущих самых ярких представителей экзистенциального направления в психологии можно назвать такого психотерапевта, как Ирвин Ялом. Его главная идея состоит в том, что для каждого человека нужно придумывать индивидуальную психотерапию, поскольку здесь не может быть какого-то универсального метода.

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — «переступать») — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова «трансценденция». По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Примеры:

  • Г. Мюррей — достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон — новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм — значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные.
  • В зависимости от сферы приложения — коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные.
  • Коррелируя к их происхождению — эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды.
Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Потребности человека: стандартная классификация

Принято классифицировать потребности человека на естественные и культурные, а потому необходимо подробней в этом разобраться. Естественные потребности – то, что передаётся особе генетически и заложено природой.

Они разделяются на:

  1. Первичные биологические – сон, еда, тепло, вода, воздух.
  2. Воспроизведения и рода – половое влечение, рождение детей, их воспитание.
  3. Первичные социальные – общение с другими людьми, обмен информацией.

Культурные, в свою очередь, появляются в результате жизни в социуме. Они сформированы современной культурой человека. Например:

  • эстетическая красота;
  • чистота окружения;
  • книги и знания;
  • социальный статус, положение в обществе;
  • религия, наука, спорт, музыка.

Так как культура человечества меняется, потребности также могут видоизменяться – некоторые исчезают, другие – наоборот, усиливаются.

Потребности человека с точки зрения психологии

Психологи отмечают, что потребности человека могут быть осознанными или нет. Если личность осознаёт, чего она хочет, то может легко удовлетворить это напрямую. Если же потребность находится на подсознании, то люди могут долго страдать от неудовлетворения и не понимать, чего на самом деле им хочется. Это очень осложняет жизнь, ведь особа не имеет понятия, как ей исправить ситуацию и стать счастливой.

Екзистенційна психологія. Думка Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу ні екзистенціалістів, він навіть не міг назвати себе старанним дослідником цієї галузі психології. Він вивчав екзистенціалізм, намагаючись в ньому відшукати щось нове для себе. Для нього базовою умовою, що визначає прояв базових соціальних екзистенціальних потреб, є поняття самобутності, ідентичності і подоланні себе.

Під час вивчення даної теми Маслоу зробив чимало корисних висновків. Він вважає, що для психологів надзвичайно важливим є той факт, що тільки екзистенціалісти можуть вивчати психологію, грунтуючись на філософських засадах. Іншим цього не вдається зробити. Так, логічний позитивізм був в корені помилковим, особливо під час лікування клінічних хворих. «Бути може, в недалекому майбутньому психологи візьмуть до уваги основні філософські проблеми і перестануть покладатися на неперевірені концепції», — вважає психолог.

Сформулювати екзистенційні потреби по Маслоу досить складно. У своїх дослідженнях він не намагався винайти щось нове, його метою було відшукати щось спільне зі звичною психологією, навчитися чогось в існуючих теоріях. Найбільш сильне враження на нього справив питання про майбутнє, який в літературі займає центральне значення. Зі статті Ервіна Страуса в книзі «Екзистенція» слід, що майбутнє є динамічно активним в будь-який момент часу, воно завжди разом з людиною. У розумінні Курта Левіна майбутнє — поняття позаісторичне. Всі звички, навички та інші механізми засновані на досвіді з минулого, а, отже, вони сумнівні і недостовірні щодо майбутнього.

Вчений вважає, що вивчення базових соціальних екзистенціальних потреб і екзистенціалізму в цілому допоможе відкинути життєві страхи і ілюзії, виявивши істинні психічні захворювання, це все може призвести до утворення нової гілки в психології.

Одна з думок Маслоу говорить, що, цілком ймовірно, те, що прийнято називати психологією, є всього лише вивченням хитрощів людської натури, які застосовуються підсвідомістю, щоб уникнути страху перед незвіданою новизною майбутнього.

Подводя итоги

Если подводить итог всего вышеизложенного, прежде всего, следует отметить, что экзистенциальные потребности человека являются понятием многозначным. Во-первых, из-за многозначительной трактовки самого понятия «потребности». Во-вторых, вследствие неоднозначности в определении понятия «экзистенциальный». Так что же в современном мире оно означает?

  1. Термин «экзистенциальный» может значить все то, что существует.
  2. Все, что связано с критичными, жизненно важными аспектами существования человека (потребность в безопасности, в удовлетворении первичных потребностей).
  3. Все, что относится к вопросам бытия.

Тем не менее экзистенциальные потребности человека, примеры которых рассматривались ранее, имеют следующие характеристики:

  • в них присутствует весь опыт человека;
  • в оценочной характеристике экзистенциальные потребности присутствуют при восприятии отдельной личности, такая оценка может быть как вполне осознанной, так и интуитивной;
  • ими задаются жизненные ориентиры как отдельной личности, так и общества в целом;
  • при рассмотрении таких потребностей очевидно, что в них всегда присутствует человеческий фактор, существование личности невозможно без полного или хотя бы частичного подчинения положениям социокультурного порядка.

В зависимости от того, как общество понимает экзистенциальные потребности (примеры реализации их в жизни можно привести разные), какой ответ дает на вопрос о смысле собственного существования, можно судить о важности дальнейших исследований. На сегодняшний же день, опираясь на категорию веры, под данным понятием принимают религиозную сущность, несмотря на то, что атеистами себя считают лишь 10% населения

Исследования экзистенциальных потребностей и полное их изучение могут сыграть важную роль в таких областях, как социология жизни и морали, социология человеческих ценностей, морали и смысла жизни. Существует огромное множество рассуждений о счастливом и успешном человеке. Но нельзя построить универсальное пособие на все случаи жизни, руководствуясь которым каждый сможет сделать свою жизнь лучше. На пути к этому предстоит преодолеть еще немало преград.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: