Деперсонализация

Физиологические принципы восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы в
органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Таким образом,
под воздействием раздражителей в нервных окончаниях, имеющихся в органах
чувств, возникает нервное возбуждение, которое передается по проводящим путям в
нервные центры и, наконец, в кору головного мозга. Здесь она переходит в
проекционные (сенсорные) области коры головного мозга, которые являются как бы
центральной проекцией нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В
зависимости от того, с каким органом связана проецирующая область, формируется
определенная сенсорная информация.

Механизм, описанный выше, является механизмом генерации
ощущений. Следовательно, ощущения можно рассматривать как структурный элемент
процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия участвуют
в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда
возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного
мозга, где завершается формирование образов явлений реального мира. Поэтому
интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто
называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции
проективных зон.

Физиологическая основа восприятия усложняется тем, что оно
тесно связано с двигательной активностью, эмоциональными переживаниями и
различными мыслительными процессами. Следовательно, начиная от органов чувств,
нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, идут к нервным центрам,
где они захватывают различные зоны коры головного мозга и взаимодействуют с
другими нервными раздражителями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействуя друг
с другом и широко охватывая различные зоны коры головного мозга, составляет
физиологическую основу восприятия.

С практической точки зрения, основная функция восприятия —
распознавание объектов, то есть отнесение их к той или иной категории. На самом
деле, распознавая объекты, мы делаем вывод о многих скрытых свойствах объекта.
Каждый предмет имеет определенную форму, размер, цвет и т.д. Все эти свойства
важны для его распознавания.

В настоящее время принято выделять несколько этапов в
процессе распознавания объектов, одни из которых являются предварительными, а
другие — окончательными. На предварительных этапах перцептивная система использует
информацию от сетчатки и описывает объект на языке элементарных компонентов,
таких как линии, края и углы. На последних этапах система сравнивает это
описание с описаниями форм различных типов объектов, хранящихся в зрительной
памяти, и выбирает наилучшее соответствие. А во время распознавания большая
часть обработки информации недоступна сознанию как на предварительной, так и на
заключительной стадии распознавания.

Определение

Слово «опосредовать» — это глагол, который обозначает выполнение действия не напрямую, а через посредника, получение результата переносом функции с одного объекта на другой. Им может выступать все что угодно: предмет, действие, знание, человек и т. д. Объект получает результат, не совершая прямолинейного действия для этого — опосредованно.

Противоположное по смыслу понятие — непосредственно. То есть можно узнать, который сейчас час (непосредственно), посмотрев на часы или (опосредованно) спросив у кого-нибудь.

Мы получаем информацию об окружающей среде посредством кожи (температура, влажность, характеристики материала и т. п.), глаз (свет, цвет, движение и т. д.), ушей (громкость, вибрации и т. п.). Но само это восприятие считается непосредственным, потому что дает нам ответы напрямую. Подставил руку под струю воды и определил, мокро и холодно, вытер полотенцем — тепло и сухо, а само полотенце мягкое и пушистое. Силы нашего зрения недостаточно, чтобы разглядеть далекие звезды и планеты — мы берем в посредники телескоп и изучаем их уже опосредованно.

Опосредованное мышление

Жизнь часто ставит перед нами такие задачи, которые невозможно решить напрямую, непосредственно. Умея находить ответ (совершать определенный алгоритм действий) в аналогичных, но более простых ситуациях, мы можем опосредовать это знание для ситуаций, неподвластных нам напрямую (как с планетами).

Когда какой-либо закон, проверенный и достоверно доказанный на элементарных объектах, мы применяем для объектов сложных, абстрактных и получаем новое знание, новые результаты, работает наше опосредованное мышление.

Мы применяем его, когда:

  • работа с объектом напрямую невозможна из-за неразвитости или отсутствия у нас необходимых рефлексов, органов чувств и т. п. (ультразвук, радиация);
  • непосредственное познание возможно, но не в реальном времени (история, археология);
  • опосредованное познание, изучение объектов является более рациональным (измерение массы, объема, высоты крупных предметов).

Диагностика

Для выявления расстройства восприятия требуется тщательный опрос пациента и его родственников — они опишут поведение больного. Также проводится специальное тестирование.

Анализы крови и осмотр пациента ничего не даст – он не выглядит больным, у него нет хронических и скрытых соматических заболеваний, иммунитет не вызывает нареканий, физическое состояние вполне нормальное. Но зато МРТ покажет изменения в отдельных областях головного мозга. Существуют и особые лабораторные исследования, подтверждающие изменения в белковых рецепторах и нарушения в работе железы внутренней секреции — гипофиза.

Сейчас имеются и четкие критерии, позволяющие подтвердить диагноз:

  1. Критичность мышления пациента, осознающего свою проблему.
  2. Сохранение ясности сознания, отсутствие так называемых сумеречных эпизодов, спутанности мысли.
  3. Жалобы на то, что разум существует отдельно от тела, последнее существует самостоятельно и нарушено его восприятие.
  4. Ощущение изменения местности, нереальности, неузнавание знакомых объектов.

Специалисту следует отличить деперсонализацию от шизофрении, имеющей похожие симптомы. Различают эти патологии так: шизофрения проявляет себя одними и теми же симптомами одинаковой интенсивности каждый день, а при расстройстве восприятия они намного разнообразней.

Что будет происходить, если вас лишить свободы реакции?

Например, многие из рефлексов как раз «территориальная агрессия»или защита территории являются оправданным поведением, когда речь мы наблюдаем за реакциями представителей животного мира, но когда речь идет о человеке, то от него следует ожидать свободы действий и свободы выбора в отношении своей реакции на мнение окружающих.

Если же он лишен свободы при реакции на мнение окружающих то, происходит следующая ситуация: если какой–нибудь человек говорит нам что – то неприятное о нашей внешности, творческих задатках и т. д., у нас сразу же становится хуже настроение, понижается самооценка. Подобная реакция на мнение других людей существенно усложняет нашу жизнь и ставит преграды для дальнейшего развития.

Субъективное восприятие на окружающую природу

Человек воспринимает природу как субъективное явление, чувствуя ее объекты с особенными качествами, у человека создается внутреннее ощущение, что он познает себя с самого начального этапа развития.

В настоящем мире используется свобода выбора, по определенному принципу, где свобода пересекается с упорством. За счет этого упорства, человеку по силам решить любую ситуацию в свою пользу. Когда делается выбор, то в голову приходят мысли, которые должны быть осознанными и принятыми во всем внимании в проявлении к окружающему миру и природе.

Мысли реальны, и порождают эмоции, которые в свою очередь активно начинают действовать при восприятии окружающей природы, не зависимо какая сторона будет принята самим человеком.

Сюда еще можно отнести и субъективное социальное восприятие, где человек находится в окружении и его ощущения имеют произвольность. Когда у человека много эмоций и отношений между природой и личностью, восприятие становится более личным и субъективным.

Замечание 1

Окружающий нас мир дает нам большой опыт в восприятии информации, которая в дальнейшем будет опорой. Субъективное восприятие играет немаловажную роль в человеке. Потому что его отношение к природе во многом зависит от его эмоционального состояния.

Какими психическими явлениями характеризуется психика человека

Рассмотрим свойства, характеризующие личность человека в целом.

Все психические процессы всегда протекают в какой-либо деятельности. Это относится не только к волевым и познавательным, но и к эмоциональным процессам. Человек всегда так или иначе действует, и в ходе своей деятельности он познает и чувствует.

Не всякая деятельность проявляется во внешних движениях. Решая трудную задачу, человек может внешне сохранять полную неподвижность, и все же мы скажем, что в данном случае он активен, что он выполняет определенную деятельность, имеющую свои цели и требующую от него немалых волевых усилий. Таким образом, психические процессы возникают при конкретных действиях человека.

Свойства индивидуальности также формируются в деятельности. Никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера

Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы и — что особенно важно — мозга

Определение

Задатки — это анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми.

Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют ее, т. е

не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

Определение

Интерес — это особенное отношение к предмету, создающее тенденцию обращать внимание именно на него. Например, ученый, работающий над какой-либо проблемой, будет видеть нюансы, которые ускользнут от внимания другого человека

Оределение

Склонность — это тенденция посвящать время какому-либо конкретному занятию.

Важно отличать склонности и интересы от обычных человеческих потребностей. Любому человеку нужно есть, например, но его интерес к еде проходит после насыщения и не является характеристикой его личности

Также важно учитывать, что интересы человека часто определяются его окружением в детстве и юности, материальным положением его семьи и другими социальными факторами.

Определение

Способности — это свойства личности, дающие ей возможность успешно заниматься какой-то конкретной деятельностью.

Примеры способностей:

  • наблюдательность;
  • зрительная память;
  • эмоциональная память;
  • эмоциональное воображение;
  • техническое воображение.

Таким образом, способности — это условие успешного выполнения разных видов деятельности. Совокупность задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называют одаренностью. А совокупность способностей, позволяющее человеку выполнять какую-то деятельность творчески, называют талантом к данной деятельности.

Определение

Темперамент — это совокупность индивидуальных характеристик нервной системы, которые выражаются:

  • в эмоциональной возбудимости, т. е. быстроте возникновения чувств и их силе;
  • в тенденции к сильному выражению чувств вовне;
  • в общей подвижности человека.

Представителей каждого из четырех классических типов темперамента можно описать так:

  1. Холерик — быстрый, порывистый, с сильными чувствами, ярко выражающимися в его поведении.
  2. Сангвиник — быстрый, подвижной, эмоционально откликающийся на внешние раздражители; его чувства непосредственны, но слабы и кратковременны.
  3. Меланхолик — склонный к затаенным переживаниям большой силы и длительности; он реагирует далеко не на все, но если реагирует, то испытывает очень сильные чувства.
  4. Флегматик — медлительный, уравновешенный, спокойный, почти не проявляющий чувств и не испытывающий их.

В пример можно привести персонажей романа Тургенева «Накануне»:

  • Инсаров — холерик;
  • Шубин — сангвиник;
  • Берсенев — меланхолик;
  • Увар Иванович — флегматик.

Важно учитывать, что темперамент — лишь набор предпосылок к определенному типу реагирования. Не всякий холерик энергичен, и не всякий сангвиник отзывчив, но, например, холерику проще, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия

Определение

Характер — это совокупность основных характеристик личности, определяющих ее поведение.

Храбрость, лицемерие, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Говоря, что один человек — храбрец, а другой — трус, люди высказывают чем-то обоснованные предположения, как эти двое поведут себя в критической ситуации. 

Литература

на русском языке
  • Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика: Сб. ст. – М.: Прогресс, 1984. – С. 50–102.
  • Дружинин Н. В. Когнитивная психология // Учебник для вузов— М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 115-142.
  • Кравченко А. В. Является ли язык репрезентационной системой? // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. – М.: Гнозис, 2006. – С. 135–156.
  • Кубрякова Е. С. , Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. – М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.8–16.
на других языках
  • Chomsky N. Rules and representations. – New York: Columbia University Press, 1980.
  • Chomsky N. On Nature and Language. Cambridge University Press, 2002.
  • Kosslyn S., Thompson, W.L., Ganis G. The Case for Mental Imagery. — Oxford University Press, 2006.
  • Mckellar, P. Imagination and thinking: A psychological analysis. Oxford, England: Basic Books, 1957.
  • Miller G. A., Johnson-Laird M. Language and perception. – Cambridge (Mass.): Harvard University Press; London: Cambr. University Press, 1974.
  • Schank R., Kass A. Knowledge Representation in People and Machines // Meaning and Mental Representation / Edit. by Eco U., Santambrogio M., Violi P. – Bloomington: Indiana University Press, 1988. P.181–200.
  • Sternberg R. J. Cognitive Psychology — Cengage Learning, 2008.
  • Thagard P. Mind. Introduction to Cognitive Science. – Cambridgge (Mass.): MIT, 1996.

Список использованной литературы:

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1983.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

3. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М.: Наука, 1973.

4. Выготский Л.С. Психология. — М.: Владос, 2002.

5. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер. — М.: Б/и, 1994.

6. Логвименко А.Д. Психология восприятия. — М.: Просвещение, 1987.

7. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. — М.: Владос, 2002.

8. Павлов, И.П. Полн. собр. соч. / И.П. Павлов. — М.: Изд-во АН РСФСР, 1951. — Т. III. — Кн. 2.

9. Петровский А.В., Ерошевский М.Г. Психология. — М.: Владос, 2000.

10. Петухов В.В. Психология мышления. — М.: Просвещение, 1987.

11. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Л. Неймера. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2003.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002.

Размещено на

Что такое апперцепция в психологии

Простыми словами, апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности.

Отличия от перцепции

Немецкий психолог Лейбниц разделил понятия перцепция и апперцепция.

Термин перцепция – это более примитивное, зачастую бессознательное явление. Нечто неясное, нечеткое. Перцепция – это деятельность по формированию образа.

Читайте статью на сайте «Кто такой визуал«. Вы узнаете, какие возможности открывает для человека визуальный основной канал восприятия.

Апперцепция – это осмысленная, четкая и понятная категория восприятия, зависящая от опыта и особенностей личности.

Симптоматика

Существует 3 условных группы признаков, характеризующих синдром деперсонализации:

1. Эмоциональная холодность, безучастность в восприятии окружающего мира, отстраненность, равнодушие к людям::

  • безразличие к страданиям других;
  • отсутствие радости при общении с родными, друзьями;
  • невосприимчивость к музыке;
  • утрата чувства юмора;
  • соблюдение невозмутимости в ранее вызывавших какие-либо чувства ситуациях, как негативных, так и позитивных.

Страх испытывается только от утраты контроля своего тела и потери ориентации в пространстве. Угнетает чувство растерянности от непонимания местонахождения, истории попадания сюда и дальнейших действий.

2. Нарушение физических ощущений:

  • теряется чувствительность к горячему и холодному;
  • краски становятся тусклыми, может появиться дальтонизм;
  • изменяются вкусовые ощущения;
  • предметы кажутся размытыми, не имеющими границ;
  • звуки кажутся приглушенными, как в воде;
  • боль при небольших ранениях отсутствует;
  • нарушается координация движений;
  • отсутствует чувство голода, а с ним пропадает и аппетит.

3. Психическая невосприимчивость:

  • человек забывает свои предпочтения – что нравится и не нравится;
  • отсутствие стимулов и мотивов – нежелание ухаживать за собой, готовить еду, стирать, работать, ходить за покупками;
  • временная дезориентация – индивидуум может просидеть, ничего не делая, несколько часов и не понимать, сколько прошло времени;
  • ощущение участия в качестве актера в скучной тягучей пьесе;
  • созерцание со стороны своей жизни, как будто это сон.

Главным признаком расстройства восприятия считается глубокая погруженность человека в себя. Сначала он понимает, что воспринимает свою личность неправильно, это его угнетает и вызывает сильное душевное волнение.

При попытке понять происходящее, ощущение нереальности становится все сильнее, и нелепость ситуации заставляет индивидуума избегать общения с другими людьми. Индивид, однако, отдает себе отчет в болезненности своего состояния.

В общем клиническую картину деперсонализации можно описать так:

  1. Нарушено восприятие мира – он кажется ирреальным, фантастическим.
  2. Полная отстраненность от происходящего вокруг.
  3. Потеря удовлетворения от естественных физиологических потребностей – сна, еды, дефектации, секса и т.п.
  4. Замкнутость.
  5. Нарушения восприятия строения своего тела – руки и ноги кажутся искусственными, непонятной конфигурации или размера.
  6. Неспособность управлять своим телом.
  7. Снижение интеллектуальных способностей.
  8. Чувство одиночества, брошенности всеми.
  9. Отсутствие любых эмоциональных проявлений.
  10. Изменение физиологических ощущений.
  11. Раздвоение личности.
  12. Ощущение наблюдения за самим собой со стороны.

Эти симптомы расстройства восприятия могут иметь разную степень выраженности при разных типах деперсонализации, о которых будет сказано ниже.

Теории и исследования

Автор психологического термина апперцептивность – Готфрид Лейбниц. Изначально термин трактовался как философский, форма активности человеческой души.

Иммануил Кант расширил предложенное Лейбницом понятие апперцепции. По его мнению, апперцепция зависит от жизненного опыта человека, а также от факторов, которые находятся за пределами человеческого понимания.

Иоганн Гербарт сделал термин «апперцепция» полноценным научным понятием, а не философским определением. Ввел понятие апперцептивной массы, которое означает знания, навыки и опыт, которые человек накопил за всю свою жизнь.

Вильгельм Вундт, опираясь на метафору сознания, рассматривал апперцепцию как процесс интеллектуального накопления, структурирования жизненного опыта, который необходим для анализа процессов и явлений, происходящих с человеком.

Вильгельм ВундтГотфрид ЛейбницИммануил КантИоганн Гербарт

Схема апперцепции по Адлеру

В зависимости от факторов, которые происходили с человеком в жизни, в его сознании формируется индивидуальная схема апперцепции (или когнитивная схема). На ее основе выстраивается концепция мира человека, в которой зачастую эти схемы в жизни подтверждают сами себя.

Чем вреден эгоцентризм?

При эгоцентризме всё внимание человека сфокусировано на нем самом. Чем больше степень эгоцентризма, тем больше сил направлено внутрь и меньше энергии остается для ресурсов

Если человек является крайним эгоцентриком, то ему уже будет не интересно в жизни ничего: ни другие люди, ни профессиональная деятельность, ни книги, он заинтересован лишь в себе самом. Крайний эгоцентризм может легко трансформироваться в депрессию.

Если эгоцентризм не находится в крайней степени, то человек проявляет интерес к жизни за рамками своей собственной персоны. Но с целью понять, как он может использовать ресурсы окружающего мира для удовлетворения своих желаний.

Таблица 1

Уровни мышления

Уровень мышления

Форма, в которой можно представить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы им можно было успешно оперировать (левая часть термина)

Способ, каким сам человек представляет и познает окружающий мир (правая часть термина)

Наглядно-действенное

Объект как таковой в своей материальности и конкретности

Через практические действия с объектом

Образно-художественное

Изображение на рисунке, схеме, чертеже

С помощью образных представлений

Словесно-понятийное

Описание в той или иной знаковый системе

С помощью логических понятий и других знаковых образов

§2. Индивидуально-психологические особенности мышления

Физиологи связывают преобладание наглядного или словесно-логического типа мышления с асимметрией мозга, большим развитием его правого или левого полушария.

Идею функциональной неоднородности различных участков мозга первым высказал Франц И. Галль. Согласно его представлениям, все способности человека предопределяются активностью конкретных участков мозга.

Основы нейрофизиологии в нашей стране заложены В.М. Бехтеревым. По утверждению учёного, «нельзя признать полнаго тождества въ функцiяхъ правой и лЂвой лобныхъ долей»

В результате многочисленных наблюдений и экспериментов физиолог заключил, что «для психической дЂятельности более важною представляется лЂвая предлобная область, как имЂющая ближайшее отношенiе к производству рЂчи»

Постоянное функциональное взаимодействие корковых центров того и другого полушарий обеспечивается мозговыми спайками, причём, как установил В.М. Бехтерев, эти спайки имеют решающее значение в умственной деятельности: «взаимоотношенiе центровъ обоихъ полушарiй, устанавливаемое с помощью мозговыхъ спаекъ, представляется существенно важнымъ в дЂле развитiя умственныхъ способностей и лишь благодаря ихъ присутствiю оказывается возможным полный расцвЂтъ психической дЂятельности» .

Экспериментальные данные В.М. Бехтерева были подтверждены и уточнены исследованиями А.Р. Лурия. Изучая афазии мозга, то есть заболевания, при которых нарушается воспроизведение или понимание членораздельной речи из-за повреждения мозга, а не по причине изменений непосредственно в речевом аппарате, нейрохирург разделил их на две категории: синтагматические и парадигматические. Первые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария. Вторые возникают при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического).

Виды восприятия. Основные свойства восприятия

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) – это основные свойства обра­за, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность – это способность человека воспринимать мир не в вице набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Эта характеристика образа восприятия указывает на такое его качество, как отделенность его от фона и спроецированность в данную точ­ку пространства, т.е. образа объекта как пространственно обособленного, от­дельного предмета. Целостность восприятия вы­ражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом вице со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредст­венно в данный момент времени не воспринимаются.

Обобщенность. Обобщенность образа объекта при его восприятии заключа­ется в том, что отображаемый единичный объект, сохраняя все свои индивиду­альные особенности вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с ним по каким-либо признакам. Воспринимаемый в данный момент объект немедленно относится воспринимающим к определен­ной категории предметов, при этом общие свойства предметов этой категории начинают определять восприятие данного отдельного объекта, т.е. проецируют­ся на него. Механизмы обобщения, имеющие место уже в процессе восприятия, в целом способствуют лучшему приспособлению к среде, поскольку позволяют мгновен­но определить, с каким именно объектом мы имеем дело, и построить свое пове­дение в отношении него соответствующим образом.

Константность восприятия определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду дру­гих параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Любой организм живет в постоянно изменяющихся услови­ях среды. Движение объектов в пространстве, перемещение самого организма приводит к тому, что условия восприятия объекта постоянно меняются – изме­няется форма его проекции на сетчатке глаза, меняется степень его освещенно­сти и цветовые оттенки. На условия восприятия влияют и другие факторы – су­точное изменение освещенности, наличие или отсутствие облаков и ряд других.

Описанные свойства предметности, целостности, констант­ности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализато­ров, синтетической деятельности мозга.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецеп­торов. Различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия. Существуют сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени. В зависимости от участия воли, целенаправленности воспри­ятие делится на непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и преднаме­ренное (целенаправленное), произвольное.

Восприятия могут классифицироваться и в зависимости от специ­фики объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и удаленности; восприятие человека человеком, воспри­ятие речи и т.п.).

Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но оно может выступать и в качестве самостоятельной деятельности. Планомерное, специальное, организованное восприятие для раз­решения какого-либо вопроса называется наблюдением.

Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. Например, восприятие учебного текста при его чтении вслух есть сочетание зрительного и слухового восприятий. Восприятие в процессе труда в школьной мастерской есть сочетание зрительного, слухового, осязательного восприятий.

Так может ли то, что ты видишь, быть тем, что вижу я?

Люди каждую секунду получают информацию из окружающей среды с помощью различных органов чувств.

Фото автора Dimitry Zub: Pexels

Но если бы это было одинаково у всех, то мозг имел бы реальное представление об окружающей среде и мог бы ответить на все вопросы четким «да». Но теперь известно, что это не так. Каждый по-разному описывает или распознает информацию, которую он получил из своего окружения и мира.

Как это может быть? Восприятие – это не просто получение информации, но, прежде всего, ее обработка. Все обрабатывается, преобразуется, оценивается в мгновение ока в мозгу, искажается и переворачивается вверх ногами – прежде, чем действительно получится говорить о том, что что-то воспринято.

Понятие субъективного восприятия

Определение 1 Субъективное восприятие – это внутреннее состояние человека, которое искаженно воспринимает объективную картину мира.

Степень восприятия всегда разная, но есть моменты, где субъективность неотъемлемая часть того, что человек воспринимает находящиеся перед ним образы за счет своих отдельных качеств и жизненного опыта, который приобретался на протяжении всего времени. Человек является отражением своего внутреннего мира, своих страхов, радостных моментов и многих других чувств, которые всегда имеют место быть.

Еще одно восприятие — это переживание, которое дает эмоции, что нельзя передать словами. Когда человек переживает, у него нет никаких других мыслей, он хочет побыть один, наедине с самим собой. Переживание — это такой процесс, когда внутри субъекта идет отражение эмоциональных всплесков, которые могут плавно перетекать в слезы. Поэтому субъективное восприятие, может быть связано с поведением человека, которые бывает даже трудно объяснить.

Субъективное восприятие, это истина, которая отражает или искажает информацию полученную человеком. Оттенки субъективности распространяются на все стадии восприятия и обрабатыванию определенной информации. Данное восприятие имеет свои положительные и отрицательные стороны. Но бывает порой так, что мы воспринимаем чужие мысли и чувства, которые пропускаем через самого себя, за счет субъективности, этим подправляется искаженная картина, которая уже была искажена нашими мыслями, тем самым выправляет ее на нужный лад.

Если мы берем книгу, то в ней уже реальность настолько искажена, что наше внимание выделяет нужную информацию, а остальное просто приглушается. Искаженность восприятия уже присутствует в окружающем мире, тем самым создается впечатление главенствования над информацией, которая поступает из вне

Благодаря субъективному восприятию в действительности, есть ответвления различных стилей и божественных творений в искусстве.

Истина субъективного восприятия – это восприятие человеком чего-то прекрасного и великого.

Эго: что это значит?

Даже для философов данная тема стала достаточно непростой. Часто встречается мнение, что наше эго состоит из комплекса воспоминаний, устремлений и привычек. В данной статье мы раскрое суть этого понятия и его специфические аспекты.

Давайте сначала выясним, что же понимают под термином «эго». Значение слова вроде бы достаточно просто объяснить: с латинского оно переводится как «Я», согласно теориям многих психоаналитиков, является одной из весомых частей структуры личности. Другими словами, это набор наших мыслей, убеждений, то к чему мы привыкли. Таким способом мы формируем оценку всего происходящего в нашей жизни.                                         

Основные свойства

Предметность

Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.

Целостность

Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.

Структурность

Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.

Постоянство

Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия

Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля

Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:

  1. По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т.д.).
  2. По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).

Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.

Активность

Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия. 

Осмысленность

Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:

  1. Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
  2. Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
  3. Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
  4. Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: