Кризис = опасность + возможность: как преодолеть психологический кризис

Как облегчить себе проживание кризиса

Справиться с кризисом личности можно несколькими способами. Главное – осознать наличие «болезни» и быть готовыми к решительным действиям.

Составьте план действий

Для этого понадобится чистый лист бумаги и ручка. Нужно написать все то, что вызывает неприятные эмоции и недовольство, а также обозначить ту сферу жизни, в которой появились проблемы. Это поможет увидеть причину развития кризиса. Зачастую она находится на поверхности.

После нужно написать, что делать дальше, как выбраться из кризиса. Последний шаг – воплощение плана в жизнь. Он будет эффективен только в тех случаях, когда в точности соответствует ряду требований:

Также важно хвалить себя даже за малейшие успехи. Если видеть только отрицательные моменты, можно утратить контроль над сложившейся ситуацией. Похвала же поможет сосредоточиться, стать увереннее в себе и идти дальше.

Похвала же поможет сосредоточиться, стать увереннее в себе и идти дальше.

Найдите поддержку

В самом начале беседы нужно попросить человека не перебивать и не осуждать. Его цель – внимательно выслушать и по возможности поддержать.

Важно, чтобы разговор был максимально честным и доверительным

Найдите внутреннюю опору

Сделать это сложно. Особенно в том случае, когда мир вокруг перевернулся с ног на голову. Однако это один из самых действенных способов пережить кризис личности.

Итак, в качестве внутренней опоры выступает уверенность в справедливости, в доброжелательности или доброте людей. Человеку нужно понять, что он, как и все остальные, является частью этого мира и играет важную роль в его устройстве. Осознание собственной значимости помогает справиться с отчаянием и одиночеством, а также побороть тревогу и панику.

Переживайте все, что с вами происходит

Не стоит убегать от своих эмоций, даже если они не совсем приятные. Это наша жизнь и от нее никуда не деться. Поэтому нужно прочувствовать все сложившиеся ситуации, а после сделать из них выводы. Это поможет осознать ошибки и получить бесценный опыт.

Будьте готовы к неожиданным открытиям

Они не всегда будут радостными. Возможно, в период кризиса вскроются не очень приятные качества, например, лень или зависть. Или, может быть, человек поймет, что на самом деле он не такой уже и добрый, как хочет показаться людям. В любом случае нового себя придется принять.

Со временем появится осознание того, что окружающий мир не всегда яркий и красочный. Иногда он окрашен в серые тона. Это называется принимать вещи такими, какие они есть.

Поймайте ритм жизни

Он есть у каждого человека. Но в период кризиса немного сбивается. Вернуться к привычному образу жизни можно тремя способами:

Обратить внимание на природные ритмы. Это могут быть шум дождя, звук водопада и т.д.
Присоединиться к механическим – тиканье часов, стук колес в поезде.
Воспользоваться ритмами жизни других людей. Сюда относится пение, танцы, хороводы.

Сюда относится пение, танцы, хороводы.

Каждый из перечисленных вариантов помогает найти свой собственный ритм и вернуть вкус к жизни.

Поговорите с людьми, уже пережившими личностный кризис

Зачем это делать? Есть две причины:

  1. Разговор помогает избавиться от чувства одиночества, преследующего каждого, кто столкнулся с кризисом личности.
  2. Чужой опыт дает возможность найти новые способы переживания собственного кризиса.

Все люди разные. То, что помогает одному, часто оказывается бесполезным для другого. Но почему бы не попробовать воспользоваться советами?

Пробуйте новое

Этот совет продолжает предыдущий. Не стоит сразу бросаться искать и реализовать новые идеи. Лучше дождаться времени, когда появится устойчивое желание действовать. Наглядный пример – прыжок с парашютом. Если совершить его в состоянии отчаяния и тупика, ситуация только ухудшится. Если же кризис остался позади, прыжок принесет море положительных эмоций и заряд бодрости.

Психологи рекомендуют прислушиваться к своему внутреннему «Я». Если появляются новые желания и потребности, их нужно как можно быстрее удовлетворить.

Помните о том, что кризис конечен

Человеку, столкнувшемуся с кризисом личности, кажется, что проблемам нет ни конца, ни края. Его захлестывает чувство безысходности и отчаяния. Помочь в этом случае может только осознание того, что рано или поздно в конце тоннеля покажется свет. Как быстро он появится, зависит исключительно от самого человека.

Классификация

Разделить этапы становления личности можно по форме и источнику. Кризисы бывают:

  1. Невротические — сопутствуют возрастным изменениям. В некоторых случаях не связаны с реальными изменениями и формируются самим индивидом. Впервые человек переживает невротический кризис в раннем детстве, при первом осознанном контакте с другими детьми. Он чувствует дискомфорт от осознания, что он — не единственный ребенок в мире, ему придется научиться взаимодействовать.
  2. Возрастные — появляются в пограничной ситуации, когда зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Освоив новые навыки, индивид переходит на новый этап становления личности, меняя свое отношение к себе и к миру. Благополучное проживание изменений помогает повысить уверенность в себе, поддерживать отношения и создавать новые. Но при затяжном кризисе он теряет навыки коммуникации, не воспринимает себя как полноценную личность.
  3. Травматические — возникают как ответ на трагическую ситуацию, негативное внешнее влияние со стороны взрослых или сверстников. Переживание катастрофы вводит в стагнацию. Он останавливается в развитии, теряет способность самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью.

В норме критические изменения происходят быстро, не мешая нормальному течению жизни.

Около 40% людей утверждают, что не переживали переломных моментов, но на самом деле им просто повезло не столкнуться с негативными проявлениями.

Что такое кризис середины жизни?

Человек нередко отвергает или разрушает то, чего добивался годами, во что вкладывал немало сил. Либо человек начинает остро переживать свою несостоятельность: как правило, к сорока годам осознается расхождение между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет – это время исполнения обещаний, данных когда-то давно.

Острота этого кризиса зависит от нескольких факторов. Люди амбициозные, с высоким уровнем притязаний переживают кризис середины жизни острее других. Но важнее всего то, насколько был разрешен предыдущий кризис – тридцатилетия. Многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости – и именно это служит причиной неврозов. Ведь к сорока годам начинается заметное убывание физических сил, снижение жизненной энергии, уменьшение сексуальной привлекательности.

Как понять, что наступил кризис возраста

Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский , советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» .

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

О специфике и особенностях подросткового периода

Данный этап является одним из самых тяжелых в жизни человека. У подростка, помимо новых потребностей, появляются особенные мысли, раздумья, важные вопросы, проблемы. И большинству, как правило, тяжело пережить этот период, поскольку родителям всё перечисленное кажется не важным. «Какие проблемы могут быть у ребёнка? Слишком мал ещё, не пожил!» — отмахивается большинство взрослых. И очень зря.

Потом взрослые удивляются – почему отношения с их ребёнком испортились? А потому, что они были безразличны. Не считались с его мнением, продолжали воспринимать его, как малыша. А последствия кризиса, между прочим, могут быть очень плачевными. В данном случае тоже может проявиться пресловутая строптивость. Если родители запретили идти на вечеринку, то что сделает подросток? Сбежит через окно! И неизвестно, какие будут последствия вечеринки – может, за них придётся расплачиваться всю последующую жизнь

Поэтому очень важно считаться с подростком, строить с ним отношения, как со взрослым человеком. И уметь идти на компромиссы

Так делают адекватные взрослые люди.

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

Этапы развития кризиса личности.

Независимо от типа, любой кризис личности имеет начало, пик и завершение. Естественно, эти фазы размыты и условны, но они позволяют понять или предугадать психоэмоциональное состояние человека, переживающего переломный момент.

Этап погружения.

  • Происходит эмоциональный взрыв;
  • Ухудшается общее физическое здоровье;
  • Путается алгоритм действий, решения — хаотичны;
  • Возможен «уход в себя»;
  • Одолевает бездействие, апатия.

Этап тупика.

  • Приходит осознание проблемы;
  • Вопрос, что делать, остается нерешенным;
  • Начинается поиск причин сложившейся ситуации;
  • Будущее представляется серым;
  • Происходит поиск новых решений.

Переломный этап.

  • Появляется новый взгляд на проблему;
  • Возникает тяга к переменам;
  • Ситуация не кажется тупиковой;
  • Постепенно «лед рушится».

Это классическая модель кризиса, пережив который, человек выходит на новый уровень. Но существуют и другие варианты развития ситуации – психические расстройства, суицид, наркотическая или алкогольная зависимости. Эти негативные последствия вызваны игнорированием сложного состояния. Чтобы этого не произошло, желательно каждому заранее знать, как выжить в кризис.

Пройти тест на психические расстройства

Классификация

Разделить этапы становления личности можно по форме и источнику. Кризисы бывают:

  1. Невротические — сопутствуют возрастным изменениям. В некоторых случаях не связаны с реальными изменениями и формируются самим индивидом. Впервые человек переживает невротический кризис в раннем детстве, при первом осознанном контакте с другими детьми. Он чувствует дискомфорт от осознания, что он — не единственный ребенок в мире, ему придется научиться взаимодействовать.
  2. Возрастные — появляются в пограничной ситуации, когда зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Освоив новые навыки, индивид переходит на новый этап становления личности, меняя свое отношение к себе и к миру. Благополучное проживание изменений помогает повысить уверенность в себе, поддерживать отношения и создавать новые. Но при затяжном кризисе он теряет навыки коммуникации, не воспринимает себя как полноценную личность.
  3. Травматические — возникают как ответ на трагическую ситуацию, негативное внешнее влияние со стороны взрослых или сверстников. Переживание катастрофы вводит в стагнацию. Он останавливается в развитии, теряет способность самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью.

В норме критические изменения происходят быстро, не мешая нормальному течению жизни.

Около 40% людей утверждают, что не переживали переломных моментов, но на самом деле им просто повезло не столкнуться с негативными проявлениями.

Что такое кризис личности?

Кризис личности (личностный кризис) — это переломный момент, который определяет дальнейший ход жизни и характеризуется сильными эмоциональными переживаниями. Это период выбора нового направления и перехода на другой уровень восприятия действительности. Личностный рост имеет четкое требование – изменить стиль, формулу жизни, образ мышления, отношение к миру, а также самому себе. Распознать начало переходного этапа можно с помощью конкретных симптомов.

Кризис развития: признаки, которые настораживают:

  • Чувство собственной неполноценности, чрезмерная закомплексованность;
  • Беспомощность, страх перед решениями;
  • Чувство одиночества («Меня никто не понимает…»);
  • Изменчивость в настроении, непостоянство;
  • Противоречивость, двойственность мнения;
  • Неспособность объяснить причины несвойственных своему характеру поступков.

Пройти тест на характер человека

Что собой представляет кризис среднего возраста у мужчин?

Что касается мужчин, то после 30 летнего возраста у них появляются все чаще переживания по поводу:

  • своего статуса, уровня и образа жизни и обеспеченности в материальном плане;
  • своей реализации, профессионализма;
  • семейного положения, наличия детей;
  • своих упущенных возможностей;
  • наличия дальнейших перспектив и возможностей повышения качества жизни и развития в перспективе.

Если мужчина мало, что успел сделать и реализовать из того, что планировал, у него начинается кризис среднего возраста. Одни стремятся к переменам, чтобы наверстать максимум упущенного, а другие – не видят выхода и смысла в изменениях, сталкиваются с депрессией.

Внутренняя инвентаризация жизни мужчины, достигшего 40 лет, может быть тягостным процессом, приводящим к неожиданным поступкам. Это и смены работы, и уходы из семей к более молодым спутницам, и апатия с депрессией без видимых причин.

Цепочка жизненных неудач, разбитые надежды и безвозвратно утраченные возможности выбивают из колеи и приводят его к кризису. В кризисном возрасте происходит глобальная переоценка ценностей, возникает жалость к самому себе, хочется говорить с кем-то просто на отвлеченные темы, обвинять близкого человека в своих проблемах и неудачах. Такое состояние может проявляться к 35 годам – к такому выводу пришли психологи. Ранее это было в 40-45 лет. И жертвами на самом деле становятся и успешные, и одинокие мужчины без стабильных заработков.

К 40 годам у мужчины снижаются физические возможности, которые затрагивают моторику с сенсорными функциями и месте с ними функционирование всего организма. Дальше со временем появляются проблемы со слухом и зрением, создающие неудобства в плане общения с другими людьми. Могут быть снижения болевой, вкусовой, обонятельной чувствительности, но они менее заметны для других. Кроме этого мужчин в этот период теряется гибкость, эластичность мышц и кожи также становится хуже. У многих появляются жировые отложения в области живота. Изменения в физическом и психологическом планах идут параллельно. Мужчина чаще ощущает нервозность, неуверенность в собственных силах, он ходит подавленный и усталый. Все это провоцирует все новые конфликтные ситуации на личном фронте и на работе.

Также в этот период обостряются хронические заболевания

Мужчине приходиться больше уделять внимание своему здоровью

К кризису среднего возраста каждый относится по-разному. Большинство осознает, необходимость изменений образа жизни, включая отказ от вредных привычек. Некоторым мужчинам не так просто пережить такие психологические барьеры. Жажда карьерного роста, самоутверждения в период кризисов могут быть разрушительны.

Мужские кризисы являются своеобразными бунтами против общепринятых норм и правил. Поиск себя – то, чем заняты мужские мысли в это непростое время, когда всплывают все комплексы подростковых лет. Они заменяют все «надо» на «хочу». Глубина, характер подросткового комплекса сильно влияет на прохождение кризисного периода средних лет. 

Четких границ у кризисов среднего возраста нет. Это могут быть месяцы, годы. Зависит от поддержки близкого окружения, темперамента, характера, социального статуса и т.п.

Какие кризисы переживают взрослые люди?

Традиционно принято выделять кризис тридцати лет и кризис середины жизни, который относят к 40-45 годам. Сразу отметим, что привязка кризисов к календарному возрасту является достаточно условной. Однако раз мы говорим о зрелости, необходимо рассмотреть и кризисы, маркирующие ее границы, — кризисы перехода от молодости к зрелости и от зрелости к старости.

Возраст первого кризиса определить однозначно трудно, он зависит от времени начала самостоятельной профессиональной деятельности человека.

Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. Понимая условность этого фактора, мы тем не менее считаем, что для России он является важным социальным условием, определяющим серьезный внутриличностный кризис.

К сожалению, как правило, возрастные кризисы взрослых людей приобретают характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования.

Помимо экзистенциальных кризисов, у взрослых могут наблюдаться, как мы уже говорили, духовные кризисы, общей чертой которых является обращение к высшим ценностям.

Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации.

Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи).

Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.

По мнению многих авторов, объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора.Остановимся на содержании и типологии выборов, основываясь на представлениях В. Шутса (1993).

Свое представление о выборе исследователь формулирует следующим образом: «Я выбираю всю свою жизнь и всегда выбирал. Я выбираю свое поведение, свои чувства, свои мысли, свои болезни, свое тело, свои реакции, свою смерть. Некоторые из этих выборов я предпочитаю осознавать, некоторые я предпочитаю не осознавать. Я часто предпочитаю не знать о чувствах, с которыми мне не хочется иметь дело, о неприемлемых для меня мыслях и о некоторых связях между событиями». Таким образом, можно говорить о выборе сознательном и бессознательном, Можно выделить активный выбор, которому соответствует та или иная деятельность человека, и пассивный, который осуществляется в результате бездействия. Бывают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выбора, и он вынужден подчиниться обстоятельствам. На самом деле это тоже выбор, но безответственный.

Итак, кризис можно понимать как ситуацию необходимости выбора, в которой осуществляется последовательное движение от неосознанности, пассивности и безответственности выбора к более полному его осмыслению, активной позиции и принятию ответственного решения.

Возрастные изменения

Среди всех видов кризисов в психологии обязательными для каждого являются возрастные. Выделяют 9 основных этапов развития личности:

  1. Рождение — резкий переход новорожденного из утробы матери в новый незнакомый мир вызывает сильный стресс. Психика грудничка начинает формироваться, реагировать на внешние факторы.
  2. 1 год — ребенок учится ходить, его зона комфорта значительно расширяется, вместе с ней возрастает психоэмоциональная нагрузка.
  3. 3 года — становление первичной самостоятельности. Один из самых сложных этапов, проявляющийся капризами, отказом от подчинения взрослым.
  4. Дошкольный период — подготовка к переходу в новый социальный статус. Завершение раннего детства, стремление занять свое место в коллективе сверстников.
  5. Подростковый — переход из детского периода во взрослый, формирование собственной личности.
  6. Юношеский — завершающий этап формирования взрослой личности, определение своего жизненного пути.
  7. 30 лет — период зрелости, подведения первых жизненных итогов.
  8. 40 лет — осознание первых признаков старения, сожаление об упущенных возможностях.
  9. 50 лет — принятие приближающейся старости, подготовка к новому социальному статусу пенсионера.

На каждом этапе личности приходится смиряться с тем, что он уже не может жить как раньше. При положительном исходе он учится применять новые навыки. При отрицательном — останавливается, может вернуться на предыдущий этап.

Как преодолеть личностный кризис?

Существуют разработанные психологами методики, которые помогут выйти из личностного кризиса. Они подразумевают пересмотр и коррекцию жизненных целей. Одна из них предполагает следующих 4 шага:

  • Шаг первый. Сдерживайте себя. Если в жизни что-то изменилось, а вам не нравится, не выплескивайте на всех свои негативные эмоции. Они разрушают, отношения с ближними портятся. Успокойтесь и трезво поразмыслите о случившемся. Не стоит пускать свою судьбу на самотек, мол, куда вынесет. А прибить может к плохому берегу.
  • Шаг второй. Разберитесь в своих чувствах и мыслях, почему так случилось и что нужно сделать, чтобы выйти из такого неприятного положения.
  • Шаг третий. Поставьте вполне достижимую цель и двигайтесь к ней не спеша, но неуклонно каждый день. Для этого нужно составить пошаговый план своих действий и не отступать от него.
  • Шаг четвертый. Это самый существенный и трудный из 4 шагов. Тут нужна серьезная психологическая подготовка. Необходимо изменить стереотип мышления. Мыслить нужно позитивно. «Мир прекрасен, спасибо Господу, что дал мне возможность видеть его и наслаждаться жизнью».

Важно знать! Только позитивный настрой на преодоление личностного кризиса поможет успешно выйти из него. Это залог  дальнейшей благополучной жизни.. Как выйти из личностного кризиса — смотрите на видео:

Как выйти из личностного кризиса — смотрите на видео:

Личностный кризис — это закономерный психологический процесс. Если человек сумел в себе разобраться, что его не удовлетворяет и как поступить, чтобы стать успешным, тогда критическая ситуация становится тем катализатором, который подстегивает принимать нужные решения на данном этапе жизни. В противном случае, столкнувшись с трудностями, не осмыслив случившееся и уйдя в сторону от решения проблем насущных, он деградирует как личность и становится неудачником.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: