Лонгитюдное исследование и его особенности

Содержание

А лонгитюдное исследование Это тот, где непрерывные или повторяющиеся измерения определенного явления проводятся в течение длительных периодов времени. Часто такое исследование может занять годы или десятилетия. Обычно они носят наблюдательный характер и могут собирать как количественные, так и качественные данные.

Например, такие страны, как Швеция, Норвегия и США, проводили периодические переписи населения на протяжении более двух столетий (1749, 1769 и 1970 годы соответственно). Кроме того, с 1970-х годов эти исследования получили широкое распространение в социальных и поведенческих науках, а также в других дисциплинах.

Таким образом, научное сообщество признает его ценность, и многие области знаний свидетельствуют о его полезности. Один из них — в области медицины. Их часто используют для оценки взаимосвязи между факторами риска и развитием заболевания. Они также могут измерить результаты различных процедур.

С другой стороны, его истинная ценность заключается в его способности отвечать на вопросы, которые невозможно решить с помощью другого типа дизайна. По мнению многих экспертов, продольное исследование идеально подходит для установления временного порядка, измерения изменений и создания надежных причинных интерпретаций, необходимых в научном методе.

Гипотезы

На примере «Пути поколения» мы видим работу над гипотезой К. Мангейма.

По его мнению, в периоды исторических катаклизмов появляется т.н. «историческое поколение», которое отличается от предыдущих своей психологией, социальным опытом и является катализатором для существенного «скачка» в развитии общества.

Исследования Микка Титмы дали понять, что эта гипотеза если не является единственно верной.

В истории, может быть, случались прецеденты, когда политико-экономическая ситуация порождала радикально иное поколение, которое подрывало устои старого общества и строило новое. Однако, в данном конкретном случае, гипотезу доказать не удалось.

Исследователь проводит эксперимент на основании собственных догадок и умозрительных заключений. Подобные гипотезы называются каузальными.

Каузальная гипотеза — это предположение, о существовании причинно-следственной связи между явлениями.

Иначе говоря, исследователь выдвигает гипотезу о том, что фактор Х влияет на индивида Y и превращает его в индивида с измененной психикой Y1.

Соответственно, фиксируется изначальное состояние индивида Y и конечное состояние индивида Y1… Или все того же индивида Y, если фактор Х не произвел на него никакого значимого эффекта.

Лонгитюдное наблюдение ищет взаимосвязи между внешней и внутренней средой.

Каузальные гипотезы бывают разные. Вот некоторые их виды:

  • гипотеза о развитии;
  • гипотеза о длительных и отложенных влияниях эксперимента на индивида;

Проверка предположений на респондентах, при грамотной организации эксперимента, даёт понимание истинности или ложности гипотезы.

Способы и виды лонгитюдных исследований

Лонгитюдный метод исследования делится на виды в зависимости от его продолжительности, способа проведения и особенностей.

Итак, по длительности выделяют такие виды лонгитюда:

  1. Кратковременный. Используется для изучения личности в период времени, когда предполагается наличие сразу нескольких скачков развития.
  2. Долговременный. Это исследование, предполагающее изучение динамики в наиболее выдающиеся периоды развития. Пример — младенчество.
  3. Ускоренный. Это изучение объемных периодов развития за небольшой промежуток времени. Здесь проходит наблюдение за людьми из нескольких возрастных групп.

Способ проведения исследования делит лонгитюд на такие виды:

  1. Ретроспективный. Психолог или социолог рассматривает личность и ее отдельные характеристики в прошлом.
  2. Перспективный. Изучение индивида до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста.
  3. Сочетаемый. Предполагает соединение элементов ретроспективного изучения с перспективным.

Существуют и другие виды лонгитюдного исследования:

  1. Истинное. Это классический вариант. Цель наблюдения за человеком — узнать перспективы психического и психологического здоровья.
  2. Смешанное. Пересекается со срезовым методом, благодаря которому можно получить данные об объектах, схожих с изучаемым. Чаще всего применяется для исследования тающих групп, количество участников которых уменьшается с каждым этапом.
  3. Псевдолонгитюд. Предполагает определение нормы для всех возрастных групп. Для ее вычисления берут средние показатели каждого отдельного члена группы.
  4. Индивидуальное панельное исследование. Специалисты изучают испытуемых на протяжении определенного времени. Участники дают интервью.
  5. Панельные исследования домохозяйств. Это наблюдение за человеком, который является частью семьи. Рассматривается информация, касающаяся семьи в целом.
  6. Когорное. Цель изучения — проследить развитие когорты или людей определенной возрастной группы.

Также существуют исследования, объединяющие данные. Наглядный пример — перепись населения.

Следствия

Линейная зависимость приводит к тому, что в ходе контроля любых двух показателей осуществляется управление и третьей переменной. Если при исследовании используется метод срезов, выборка людей имеет также общую «историю», но она отличается для участников лонгитюда срезов и секций. Это приводит к смешению фактора социальных обстоятельств и возраста. В этой связи, при выполнении срезовых сопоставлений параметров людей различного возраста, выявленные отличия между более зрелыми и молодыми испытуемыми могут выражать не линию развития основного процесса, а эффекты когорты. Использование лонгитюдного метода с множественными последовательными измерениями может способствовать обнаружению результатов, не заданных в качестве предмета исследования, а следствий воздействия социальных обстоятельств, как исторического этапа, специфичного для данной выборки.

Преимущества

Основное преимущество метода заключается в его информативности. Изучая относительно большую группу людей на протяжении длительного периода, можно получить исчерпывающие данные. Это касается таких неизмеряемых категорий, как личностные ориентиры, ценности, мотивация, приоритеты. Более того, устанавливается взаимосвязь между человеком, его психикой и средой, в которой он живёт. Можно удачно определять факторы, более или менее влияющие на развитие.

Любое исследование, основанное на наблюдении, требует внимательности и способности концентрироваться. Эти навыки требуют постоянного развития, а если их не тренировать, то они постепенно ухудшаются

Когнитивные тренажеры Викиум отлично развивают память, внимание и концентрацию и позволяют держать мозг в тонусе

Способы и виды лонгитюдных исследований

Лонгитюдный метод исследования делится на виды в зависимости от его продолжительности, способа проведения и особенностей.

Итак, по длительности выделяют такие виды лонгитюда:

  1. Кратковременный. Используется для изучения личности в период времени, когда предполагается наличие сразу нескольких скачков развития.
  2. Долговременный. Это исследование, предполагающее изучение динамики в наиболее выдающиеся периоды развития. Пример — младенчество.
  3. Ускоренный. Это изучение объемных периодов развития за небольшой промежуток времени. Здесь проходит наблюдение за людьми из нескольких возрастных групп.

Способ проведения исследования делит лонгитюд на такие виды:

  1. Ретроспективный. Психолог или социолог рассматривает личность и ее отдельные характеристики в прошлом.
  2. Перспективный. Изучение индивида до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста.
  3. Сочетаемый. Предполагает соединение элементов ретроспективного изучения с перспективным.

Существуют и другие виды лонгитюдного исследования:

  1. Истинное. Это классический вариант. Цель наблюдения за человеком — узнать перспективы психического и психологического здоровья.
  2. Смешанное. Пересекается со срезовым методом, благодаря которому можно получить данные об объектах, схожих с изучаемым. Чаще всего применяется для исследования тающих групп, количество участников которых уменьшается с каждым этапом.
  3. Псевдолонгитюд. Предполагает определение нормы для всех возрастных групп. Для ее вычисления берут средние показатели каждого отдельного члена группы.
  4. Индивидуальное панельное исследование. Специалисты изучают испытуемых на протяжении определенного времени. Участники дают интервью.
  5. Панельные исследования домохозяйств. Это наблюдение за человеком, который является частью семьи. Рассматривается информация, касающаяся семьи в целом.
  6. Когорное. Цель изучения — проследить развитие когорты или людей определенной возрастной группы.

Также существуют исследования, объединяющие данные. Наглядный пример — перепись населения.

Лонгитюдный анализ проявлений дисграфии у учащихся 1–4-х классов

Мониторинг за процессом становления фонематического навыка письма у учащихся с дисграфией на протяжении всего начального обучения обнаруживает несколько типов ее динамики: прогредиентный, регредиентный и стационарное проявление.

Однако специфика становления письма у детей с разными типами динамики дисграфии остается не в полной мере изученной. Отсутствующие данные не позволяют теоретически обосновать основные направления коррекционной работы при каждой из названных динамик дисграфии, что определяет актуальность проводимого исследования.

Применение стандартизированной методики изучения показателей сформированности фонематического навыка письма позволяет проанализировать разные группы дисграфических ошибок, допускаемых детьми в разных видах письменных работ при разных типах динамики дисграфии. Это замены и смешения букв по акустико-артикуляционному сходству, ошибки звукового анализа и синтеза, моторные, зрительно-моторные и зрительно-пространственные. Вместе с письмом обследуется устная речь учащихся. Все результаты обрабатываются статистически.

Исследование генеральной выборки младших школьников (n = 206) носит лонгитюдный характер и проводится дважды в год (с 1-го по 4-й класс).

По результатам обследования письма выделяются дети с дисграфией (ЭГ, n = 56) и школьники без нарушений письма и устной речи (КГ, n = 66).

Изучение устной речи школьников ЭГ обнаруживает фонематическое, фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое и общее недоразвитие речи, в связи, с чем все дети получают логопедическую помощь на школьном логопедическом пункте.

Мониторинг процесса становления письма и ретроспективный анализ его результатов у 26 школьников ЭГ выявляет стационарное проявление дисграфии (СПД), у 19 школьников — прогредиентную динамику дисграфии (ПДД), у 11 школьников — регредиентную динамику дисграфии (РДД).

Анализ результатов лонгитюдного изучения письма при стационарном проявлении дисграфии в сравнении с КГ показывает, что между группами имеются достоверные различия в количестве допускаемых ошибок. Большое количество этих ошибок при СПД за весь период экспериментального наблюдения не претерпевает значительных изменений.

Манифестация стационарной дисграфии происходит в конце первого года обучения, на что указывает отсутствие достоверных отличий в их числе между первым и последующими годами обучения. Среди всех ошибок при СПД преобладают ошибки звукового анализа в виде пропусков гласных и согласных букв.

Применение продольных данных

Продольный анализ также можно использовать для расчета подверженной риску стоимости портфеля (VaR) с использованием метода исторического моделирования. Это моделирует, как стоимость текущего портфеля колебалась бы в предыдущие периоды времени, используя наблюдаемые исторические колебания активов в портфеле в течение этих периодов. Он дает оценку максимально вероятных убытков в следующий период времени.

Лонгитюдные данные также используются в исследованиях событий, чтобы проанализировать, какие факторы приводят к аномальной доходности акций с течением времени или как цены акций реагируют на объявления о слиянии и прибыли. Его также можно использовать для измерения бедности и неравенства доходов путем отслеживания отдельных домохозяйств. А поскольку результаты стандартизированных тестов в школах являются продольными, их можно использовать для оценки эффективности учителей и других факторов, влияющих на успеваемость учащихся.

Социологи также используют лонгитюдные данные, чтобы попытаться понять причинно-следственные связи событий, которые могли произойти в прошлом, и то, как они приводят к результатам, наблюдаемым в более поздних волнах данных. Например, влияние принятия нового закона о статистике преступности или стихийного бедствия на рождаемость и смерть спустя годы.

История лонгитюдного исследования

Уильям Штерн и Гвоздев А. Н. являются основоположниками лонгитюдного способа исследования. Они наблюдали за развитием детей в семье и фиксировали полученные данные в дневнике. Вначале лонгитюдный метод исследования был сформирован в возрастной и детской психологии. Там он использовался как определенная альтернатива приему «поперечных срезов». Данный метод в психологию впервые ввел Гезелл Арнольд Луций – психолог из Америки, который создал Йельскую клинику нормального детства. Он дал название способу — «исследование продольного наблюдения детей с рождения до юношества». Психолог Льюис Термен придумал и реализовал лонгитюдное изучение на примере множества умных и талантливых детей.

Появление такого рода исследований тесно связано с введением постоянных переписей канадского населения в XVII веке. Данный метод получил большой скачок развития после окончания Первой мировой войны в США, а после — в науках о поведении в конце ХХ века. Развитие лонгитюдного способа в настоящее время связано с развитыми способами анализа данных, которые определяются во время планирования исследования.

Преимущества и недостатки лонгитюдного метода

Как и любое другое исследование, лонгитюд имеет плюсы и минусы. К преимуществам относится возможность продолжительное время наблюдать за развитием одних и тех же людей, видеть изменения, происходящие в жизни. Причем эти изменения касаются не только физического состояния, но и взглядов, ценностей и приоритетов.

Другое преимущество — возможность изучения влияния на человека того или иного события. Данные собираются до и после него. Пример — образовательные мероприятия или изменения в экономике.

А что можно сказать о недостатках?

Изучение требует больших затрат, как финансовых, так и в плане ресурсов (время, силы). Сложнее всего провести повторное исследование.
Технические трудности. На каждом этапе собирают новую информацию, касающуюся испытуемых

При этом рассматриваются все события, которые произошли в жизни, берутся во внимание переезды и другие факторы. А после эти данные обрабатываются, анализируются и систематизируются.
Результаты исследования могут проявиться через несколько лет

Но бывали случаи, когда они не проявлялись вовсе.
Есть риск упустить из внимания некоторые события или перемены в жизни человека.

И еще один серьезный недостаток — испытуемые к концу исследования становятся недоступными. Они могут отказаться от участия, уехать, умереть. В этом случае база для сравнений сильно уменьшается, что ставит под сомнение точность лонгитюда в целом.

Классификация

По Ананьеву методы можно разделить на 4 основные группы:

  1. Организационные, являющиеся стратегическими в создании модели исследования. На их основе выстраивается схема проведения эксперимента и регулируется взаимодействие между остальными методами.
  2. Эмпирические, с помощью которых добываются научно-экспериментальные данные. Сюда относятся способы наблюдения и проведения экспериментов, тестирование, анализ процессов и результатов, научное моделирование.
  3. Методы обработки данных включают количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
  4. Интерпретационные методы включают генетический (позволяющий выстроить вертикальные уровневые связи) и структурный (горизонтальные связи между частным и общим в структуре психики).

Цель лонгитюдных исследований

Главная цель лонгитюдного метода исследования — проследить историю развития одного или нескольких объектов, а также оценить влияние на них определенных событий. Наблюдения проводятся в течение длительного промежутка времени. Психологи анализируют и оценивают, как наступление тех или иных событий влияет на состояние экспериментальной группы. Для этого достаточно рассмотреть поведение испытуемых до события и после него.

Стоит отметить, что одновременно с лонгитюдным исследованием применяются и другие методы изучения. Речь идет о тестировании, психографии, наблюдении и т.д.

Примеры интересных лонгитюдных исследований

Университетом Мэдисона, штат Висконсин, начиная с 1957 года проводится одно из наиболее продолжительных социологических исследований. Его цель изучить дальнейшие планы выпускников Университета связанные с карьерой, здоровьем и старением. Сейчас проект продолжает следить за судьбами участников, их детей.

Новозеландское лонгитюдное исследование, можно назвать самым масштабным в пределах одной страны, охватывает 8600 студентов последнего года обучения. Основная задача его состоит в выявлении причин, определяющих жизненный успех новозеландских выпускников. Первый опрос был проведён в 2011 году, последующие в 2013 и 2016 следующий 2021 году.

Британское исследование образования студентов и выявление связи с их дальнейшей карьерой началось в 2008 году, и считается самым массовым в области образования, оно охватило 130 тысяч учащихся.

С 1983 по 1999 годы всесоюзное, а позже международное исследование «Пути поколения» охватило городах России, Белоруссии и Латвии. Цель отследить жизнь участников в советском, а затем и постсоветском обществе.

Примеры интересных лонгитюдных исследований

Университетом Мэдисона, штат Висконсин, начиная с 1957 года проводится одно из наиболее продолжительных социологических исследований. Его цель изучить дальнейшие планы выпускников Университета связанные с карьерой, здоровьем и старением. Сейчас проект продолжает следить за судьбами участников, их детей.

Новозеландское лонгитюдное исследование, можно назвать самым масштабным в пределах одной страны, охватывает 8600 студентов последнего года обучения. Основная задача его состоит в выявлении причин, определяющих жизненный успех новозеландских выпускников. Первый опрос был проведён в 2011 году, последующие в 2013 и 2016 следующий 2021 году.

Британское исследование образования студентов и выявление связи с их дальнейшей карьерой началось в 2008 году, и считается самым массовым в области образования, оно охватило 130 тысяч учащихся.

С 1983 по 1999 годы всесоюзное, а позже международное исследование «Пути поколения» охватило городах России, Белоруссии и Латвии. Цель отследить жизнь участников в советском, а затем и постсоветском обществе.

Литература

Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen. Rowohlt, Hamburg
Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK . Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.

Понимание продольных данных

Часто аналитиков интересует, как все меняется со временем. В типичной поперечной выборке, даже если вы измеряете какую-то переменную сегодня, а затем снова через год, вы, вероятно, будете каждый раз выбирать разных людей. Чтобы лучше понимать, как со временем меняются вещи для одних и тех же людей, вам нужно иметь возможность отслеживать их и поддерживать с ними связь через год и в будущих волнах. Это лонгитюдные данные.

Лонгитюдные данные часто используются в экономических и финансовых исследованиях, поскольку они имеют ряд преимуществ перед повторяющимися поперечными данными. Например, поскольку лонгитюдные данные измеряют, как долго длятся события, их можно использовать, чтобы увидеть, остается ли одна и та же группа людей безработными во время рецессии , или разные люди переходят из-под безработицы и выходят из нее. Это может помочь определить факторы, которые больше всего влияют на безработицу.

Лонгитюдный метод

Смотреть что такое «Лонгитюдный метод» в других словарях:

Лонгитюдный метод — Метод Лонгитюдный (метод длинника) относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей или с одним человеком, регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени отслеживается развитие,… … Википедия

Лонгитюдный метод — ( лат. longus длинный, долгий) исследование посредством наблюдения за индивидом или группой индивидов в течение длительного периода времени, в некоторых исследованиях, например, начиная с детского возраста и до возраста зрелости. Труднодоступный… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД — Исследование, проводимое посредством наблюдения за рядом субъектов в течение длительного периода времени. Ср. с методом поперечного среза … Толковый словарь по психологии

Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых … Психология человека: словарь терминов

Лонгитюдный метод — (longitudinal design). Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода времени … Психология развития. Словарь по книге

метод лонгитюдный — (метод длинника) относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей или с одним человеком, регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени отслеживается развитие, производится… … Большая психологическая энциклопедия

метод организационный — сюда относятся: 1) метод сравнительный и метод срезов как его частный случай; 2) метод лонгитюдный; 3) метод комплексный; 4) метод субъективный и метод объективный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

метод срезов — (метод поперечных срезов) относится к методам организационным. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой… … Большая психологическая энциклопедия

метод сравнительный — широко применяется во всех областях психологии. Фактически универсален. В психологии сравнительной реализуется в форме сопоставления особенностей психики особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии воплощается в выявлении… … Большая психологическая энциклопедия

Примеры лонгитюдных исследований

Университет Мэдисона проводит самое длительное лонгитюдное исследование. Оно началось в 1957 году. Главная цель — изучить планы выпускников относительно карьерного роста, здоровья, взросления и т.д. Сейчас специалисты наблюдают и за участниками, и за их детьми.

Исследование в Новой Зеландии, по праву считается самым крупным из проведенных в пределах одной страны. В нем приняли участие более 8 500 студентов, которым оставалось учиться 1 год. Цель — понять, что определяет дальнейший успех выпускников. Опросы были 3 раза: в 2011, 2013 и 2021 году. Следующий предстоит в 2021.

Студенты стали участниками лонгитюдного исследования, посвященного образованию и будущей карьере, и в Великобритании (начало в 2008 году). Всего испытуемых около 130 000.

Суть и особенности исследования

Лонгитюдное наблюдение может проводиться в исследовательских и в клинических целях.

В первом случае мы имеем дело с психологическим экспериментом, когда изучается реакция референта или референтной группы на определенные внешние изменения.

Во втором случае, лонгитюдное наблюдение представляет собой метод диагностики соматических и психических отклонений в психике ребенка. Методика широко применяется в педагогике, чтобы, например, выявить последствия от изменений в системе образования.

Объект может изучаться как в естественной, так и в искусственно созданной среде.

На протяжении выбранного промежутка времени, обычно длительного, объект наблюдается.

Исследователь регистрирует поведенческие изменения, интерпретирует данные и формулирует вывод о верности или неверности искомой гипотезы. Многократная фиксация показаний даёт насыщенную картину развития индивида в динамике.

Лонгитюдное исследование иногда противопоставляют методу сравнения и аналогии. Однако, это не совсем корректно. Сравнительный метод сопоставляет два разных объекта в определенной ситуации.

В лонгитюдном наблюдении сопоставляются два разных состояния одного объекта — до влияния внешнего фактора и после этого влияния.

Таким образом, если метод поперечного среза сравнивает объекты в пространстве, то «метод продольного среза» — второе название лонгитюдного наблюдения — сравнивает состояния объекта во времени.

При этом, исследование может быть как проспективным, так и ретроспективным. В первом случае сбор данных проводится во время исследования, в указанный отрезок времени; во втором случае исследователь интерпретирует данные, собранные в прошлом.

Обычно, результаты исследования изображаются в виде простых графиков с осями абсцисс и ординат.

Схемы развития бывают прямолинейными, нелинейными и прерывистыми.

Основная цель лонгитюдного наблюдения — исследовать влияние внешнего фактора на психологические процессы референта; проверить каузальные (предположительные) гипотезы на конкретном материале; выявить отклонения и сформулировать пути её решения.

Преимущества и недостатки лонгитюдного метода

Как и любое другое исследование, лонгитюд имеет плюсы и минусы. К преимуществам относится возможность продолжительное время наблюдать за развитием одних и тех же людей, видеть изменения, происходящие в жизни. Причем эти изменения касаются не только физического состояния, но и взглядов, ценностей и приоритетов.

Другое преимущество — возможность изучения влияния на человека того или иного события. Данные собираются до и после него. Пример — образовательные мероприятия или изменения в экономике.

А что можно сказать о недостатках?

Изучение требует больших затрат, как финансовых, так и в плане ресурсов (время, силы). Сложнее всего провести повторное исследование.
Технические трудности. На каждом этапе собирают новую информацию, касающуюся испытуемых

При этом рассматриваются все события, которые произошли в жизни, берутся во внимание переезды и другие факторы. А после эти данные обрабатываются, анализируются и систематизируются.
Результаты исследования могут проявиться через несколько лет

Но бывали случаи, когда они не проявлялись вовсе.
Есть риск упустить из внимания некоторые события или перемены в жизни человека.

И еще один серьезный недостаток — испытуемые к концу исследования становятся недоступными. Они могут отказаться от участия, уехать, умереть. В этом случае база для сравнений сильно уменьшается, что ставит под сомнение точность лонгитюда в целом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: