Зоны ответственности
У каждого из нас есть своя зона ответственности, то есть сфера, где мы можем что-то изменить. И там контроль в разумных количествах уместен и даже необходим.
Но чувство тревоги внутри заставляет нас контролировать в том числе и то, что нас, в общем-то, не касается или от нас не зависит. Приведу пример.
Мы можем пытаться контролировать собственное поведение, заниматься личностным ростом, учиться. Но не можем заставить делать это другого человека. Наша зона ответственности – мы сами, а также наши дети, пока они маленькие.
Многие из нас постоянно забывают об этом, пытаясь совершенствовать мужей, родственников, родителей и друзей. А то и коллег по работе.
Кроме того, контроль заставляет нас брать на себя слишком много ответственности там, где она изначально не определена – например, в новом совместном проекте. Человек, который стремится все контролировать, постарается «стянуть» все нити на себя, чтобы иметь возможность все проверять. Это приводит не только к тому, что он переутомляется, но и к дисбалансу
в работе, а то и к риску провалить мероприятие.
Здоровый контроль относится к тому, что действительно зависит от вас. Вы не управляете погодой, но в ваших силах одеться комфортно. Вы не можете заставить мужчину любить себя, но можете работать над отношениями со своей стороны. И наконец, вы не заставите людей вести себя по-вашему, но способны изменить свое отношение к этому или прекратить общение, если их поведение заставляет вас страдать. Это можно и нужно контролировать, и это принесет счастье.
Для чего нужен контроль?
Внутренний контроль
Его функция – сводить к минимуму неизбежные ошибки, а также уменьшать неизбежное сопротивление новому при реализации планов.
Когда мы что-то запланировали, то результат, которого мы хотим добиться, выглядит в нашем воображении определенным образом. Но в процессе воплощения жизнь вносит свои коррективы. Порой вмешиваются обстоятельства, иногда – другие люди. А время от времени у нас просто возникают другие дела, которые заставляют отвлечься и вовсе забыть о первоначальной цели.
Именно для подобных случаев существует внутренний контролер. Он проверяет, насколько успешно мы претворяем в жизнь запланированное, подталкивает нас и мотивирует, если что-то пошло не так.
Внешний контроль
Внешняя часть контролера тоже необходима. Мы следим за миром вокруг себя хотя бы в целях самосохранения, и это вполне разумно. Мы давно уже не живем в дикой природе, где постоянный «мониторинг» окружающей среды – залог выживания, но, тем не менее, смысл в контроле по-прежнему есть
Мы следим за машинами, когда переходим улицу, смотрим под ноги, чтобы не споткнуться, обращаем внимание на часы, чтобы прийти вовремя, и так далее.
Если говорить о психологической сфере, контроль помогает нам отслеживать реакции людей вокруг, получать обратную связь.
То есть контроль – необходимая часть нашей личности, которая «следит за порядком».
Просто реальность (действительность субъекта) и объективная реальность
Систематизация и связи
Онтология
Гносеология
Диалектика
Логика
Просто реальность (действительность субъекта) и объективная реальность
(К дискуссии о противоречии в вещах)
Болдачев: реальность – это пересечение действительностей (онтологических регионов) множества (>1) действующих субъектов. Я не знаю, что такое «объективная реальность». Не использую этот термин. Поэтому и не могу рассуждать про модели «объективной реальности».
Вообще, мне представляется достаточно сложным дать общее определение, которое подошло одновременно и для объективной реальности и для субъективной реальности. Александру Болдачеву в этом отношении проще: объективная реальность для него в принципе не существует.
«Реальность — одно из самых неточных и спорных понятий в философии, обросшее множеством эпитетов, которые делают его просто бессмысленным: объективная реальность, субъективная реальность, неистинная реальность и т.п. (С.39)
…
И уж совсем непонятно, что такое субъективная реальность? Нереальная реальность? (С.39)
…
Противоречиво и представление о реальности как о том, что существует независимо от нашего мышления
К примеру, если человек обратил внимание, что некий объект-галлюцинация в его действительности никак от него не зависит — появляется когда угодно и не может быть силой мысли и воли растворен, — то должен ли он сделать заключение, что галлюцинация вполне объективна, реальна? (С.40)
…
само понятие реальность оказывается лишним — все объекты в действительности субъекта одинаково реальны. (С.41)
…
единственным и абсолютным критерием всамделишности объектов может являться только субъект — вне субъекта конкретного частного объекта не существует
(С.41)
…
Итак, реальность — это совпадающие, пересекающиеся части действительностей
различных субъектов. (Болдачев А. Темпоральность и философия абсолютного релятивизма. — Москва, 2011. — С.42)».
Рабочее определение реальности
В определении Болдачева речь идет исключительно о реальности в сознании субъекта (группы субъектов со своей действительностью каждого субъекта). Сущее вида «реальность за пределами действительности субъекта» (вне и независимо от сознания личности) в системе определения Болдачева не существует.
Объективная реальность — это то, что независимо от мышления и вне мышления людей (вещи, процессы, явления). Как же Вы оперируете понятием «вещь» и противоречием в вещах, если не имеете представления об объективной реальности?
—
Грачев Михаил Петрович.
Москва, 07 июня 2015 года
mp_gratchev, 7 Июнь, 2015 — 15:56
Главные черты свободного человека
Рассматривая характеристики, которыми обязательно должен обладать человек свободный, в первую очередь можно выделить ответственность, которая должна сопровождать каждого, кто смог отнести себя к такой группе. Если ответственность сидит глубоко внутри, и буквально все поступки и действия подчинены ей, значит свобода характеризует такого человека вполне обоснованно. Возможность отвечать абсолютно за все полученные результаты, самостоятельно принимать каждое решение без исключения, полагаться только на собственное ощущение реальности — все это проявление ответственности.
Самодостаточность и свобода — два понятия, которые тесно взаимосвязаны. Одно без другого существовать просто не может. Но кто такой самодостаточный человек? Это личность, сформированная на основе собственных взглядов. Мнение такой личности зависит только от ее анализа ситуации и сделанных выводов. Время распределяется в соответствии с собственными потребностями, выделяется материальная и духовная независимость от других людей. Жизнь такой личности наполнена смыслом, оптимизмом, уверенностью в завтрашнем дне.
Открытость подразумевает способность человека быть готовым к изменениям. Он без труда впускает в свою жизнь нововведения, которые должны помочь приобрести желаемое. Главное, не пасовать перед возможными трудностями и суметь себя заставить выйти из зоны комфорта.
Уникальность — неотъемлемая черта свободных людей. Она подразумевает возможность обладать определенным набором качеств, присущих далеко не каждому. Что значит быть свободным в разрезе уникальности? Ответ кроется в умении делать собственный выбор, несмотря на существующие тенденции. Например, мода диктует свои правила в одежде, макияже, стиле и прочем, но только свободный человек может отказаться от так называемой диктатуры моды. Он в состоянии принять решение, не оглядываясь на чужое мнение. Сделать это довольно сложно, но ведь в этом кроется вся разгадка, поэтому приобретение свободы — тяжелый труд.
Читать далее: Почему мужчина не звонит
Что такое объективность
Что значит слово «объективность»? Образовано от латинского objectum, что означает «предмет». Объективность – это способность воспринимать, анализировать события безоценочно, беспристрастно, без каких либо интерпретаций. Что значит «объективное мнение»? Это значит, непредвзятое, беспристрастное, безоценочное мнение.
Объективность – это свойство предмета (факт), оно не зависит от желаний, чувств, эмоций людей. Например, все законы природы, психики, наук относятся к объективности. Они работают вне зависимости от эмоций, опыта, убеждений, желаний человека. Они существуют и они такие, какие есть.
Что значит объективность
Рассмотрим определение понятия в разных словарях.
Объективность – что это в психологических энциклопедиях:
- действительное существование предметов (явлений, процессов, свойств, отношений), которое не зависит от воли, сознания человека;
- положение, согласно которому поведение человека всегда поддается внешним факторам и явлениям, которые можно измерить;
- свобода от оценочных, ошибочных суждений, предрассудков;
- способность проводить исследование, собирать информацию вне своих оценок, эмоций, предрассудков, не позволяя личным интерпретациям помешать.
Объективность в философии это:
- принцип, подразумевающий признание действительности в ее реальных закономерностях, формах;
- независимое существование вещей вне нашего сознания;
- независимость событий от сознания, воли, желаний, вкусов, пристрастий человека.
Часто можно услышать такие словосочетания как «объективное отношение», «объективное решение». Что это значит? Объективное отношение – это непредвзятое отношение. То же, что объективный взгляд. Например, все судьи, вынося приговор, сохраняют непредвзятое отношение. Объективное решение – это вывод о необходимых действиях, принятый на основе анализа информации из разных источников, фактов, явлений, свойств действительности. В нашем примере это сам приговор.
Объективность: синонимы
Согласно всем рассмотренным определениям объективности, можно назвать следующие синонимы (по частоте использования, от самого популярного к менее популярным синонимам):
- справедливость,
- независимость,
- честность,
- предметность,
- беспристрастность,
- непредвзятость,
- непредубежденность.
Раньше объективность рассматривали в негативном ключе и использовали такие синонимы как нелицеприятие, нелицеприятность.
Что такое субъективность?
Человек – это субъект, в прямом и переносном смысле: так иногда называют личность определенного склада или стиля поведения. Существует также философская категория субъекта, в основе которой лежат такие понятия, как сущность, индивид, обладающие сознанием и волей, познающие мир и практически преобразующие его.
С точки зрения грамматики это корень, от которого происходят родственные слова:
- Субъективность – это конкретные представления человека обо всем, что нас окружает, основанные на его чувствах, мыслях, ощущениях. Иначе – это точка зрения, сформированная в результате полученных знаний и размышлений, мировоззрение;
- Субъективное – это личное, внутреннее состояние, переживания. Данная категория свидетельствует также о взаимодействии людей между собой и с окружающей действительностью, их иллюзиях и заблуждениях.
Разные области знания по-своему определяют субъект:
- В философии он имеет обобщенное понимание;
- В психологии в его качестве выступает внутренний мир человека, его поведение;
- Есть логические и грамматические толкования.
Существуют также субъекты преступления, права, государства и т.д.
Причины психических расстройств
Единой причины психических расстройств не существует. Как правило, они возникают под влиянием множества факторов, среди которых выделяют:
- наследственные;
- биологические (состояние внутренних органов и тканей);
- психологические;
- социальные;
- культурные.
Все больше исследований указывают на наличие генетической составляющей психического здоровья. Например, при наследственной склонности даже небольшие жизненные проблемы для человека оборачиваются настоящей трагедией. Такая уязвимость в сочетании со стрессами может привести к психическому заболеванию.
Все причины психических расстройств также можно условно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние причины:
- Заболевания мозга и черепно-мозговые травмы. Например, опухоли мозга могут сильно изменить душевное состояние человека.
- Инфекционные заболевания, которые негативно отражаются на состоянии нервной системы. Основная опасность большинства инфекций – токсины, отравляющие нервные ткани.
- Сахарный диабет. Высокий уровень сахара в крови токсичен для тканей. В первую очередь от этого страдают сосуды и нервные ткани.
- Болезни внутренних органов, влияющих на кровоснабжение мозга. Это патологии сердца и сосудов, нарушения работы печени, почек и эндокринной системы.
- Врожденные пороки развития и наследственные заболевания.
Психобиом: роль кишечных бактерий
Еще одной причиной психических расстройств могут быть изменения в кишечной микрофлоре. Проведено немало исследований, показывающих взаимосвязь между микробиомом и нервной системой4. Не так давно возник и термин психобиом. Он характеризует воздействие микрофлоры на состояние психики человека. Например, некоторые микроорганизмы выделяют сигнальные вещества, которые с током крови поступают в мозг. Другие бактерии стимулируют секрецию гормонов. Кроме того, в кишечнике присутствуют и нейроподобные клетки, которые связаны с блуждающим нервом.
Внешние причины:
- Ошибки в воспитании ребенка, семейные конфликты и домашнее насилие.
- Частые стрессы, переутомление.
- Особенности социального окружения, условия на работе.
- Воздействие некоторых химических веществ (алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов и других).
- Радиационное воздействие.
Развитие способности к вытеснению
Вытеснение
– это естественныймеханизм защиты психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.
«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса . Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.» (Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)
Но такая способность не дана нам при рождении.
«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.» (Фрейд. “Вытеснение”)
Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно
разделяется на три компонента:Ид ,Эго иСупер-Эго .Динамически психика разделяется насознательное ибессознательное :Ид целиком находится в бессознательном,Эго большей своей частью находится в сознательном,Супер-Эго большей своей частью находится в бессознательном.Эгоявляется местом развития тревоги. Вытеснения всегда производит Эго по требованиюпринципа реальности , и нередко под давлениемСупер-Эго . Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной частиЭго .
Способность к вытеснению связана с распадом Эдипова комплекса
, формированиемСупер-Эго и, как следствие, синфантильной амнезией – именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детскиевнутрипсихические конфликты , связанные сЭдиповым комплексом , остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.
Конечно, вытеснение
работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “Психопатология в обыденной жизни ”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет местоизоляция аффекта (аффект подавляется, а воспоминание остается) илидиссоциация (это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).
Зеркальный ящик: мы ошибаемся не в сознании, а в интерпретации
Рассмотрим теперь пример с иллюзией зеркального ящика в эксперименте 1963 года: человек помещает руку в перчатке в зеркальный ящик и получает задание прочертить линию своей рукой. Потом оказывается, что рука его будто не слушается. И человек не только говорит: «Что такое? Что происходит с моей рукой?» — а испытывает трудности в управлении собственной конечностью и совершает непроизвольные движения.
Все примеры ошибок в отношении сознания на самом деле относятся не самому факту наличия сознания — а, скорее, к тем фактам, которые стоят за состояниями сознания, и к интерпретации этих фактов. А вот само состояние сознания для нас всегда достоверно известно.
В этом смысле интроспекция ничем не отличается от внешнего восприятия (хотя в современной философии все же много дискуссий на эту тему). Как в темной комнате вы можете ошибаться в распознании того или иного предмета, так и в вашем спутанном внутреннем мире вы легко допускаете какие-то ошибки восприятия. Вы можете смешать какие-то воспоминания с реальностью, спутать разные переживания в одно. Чем туманней данности, тем больше вероятность ошибки, как во внешнем чувстве, так и во внутреннем.
Смысл утверждения «материя первична»
Поскольку мы считаем вопрос о соотношении сознания и материи главным вопросом философии, мы придерживаемся здесь того мнения, что мир, вещи, материя рассматриваются как первичные, а сознание, субъективные образы — как вторичные, зависимые от вещей. Три обстоятельства иллюстрируют смысл утверждения «материя первична».
Во-первых, материя, мир существует вечно, никогда не возникает, а сознание возникает как свойство определенных вещей при определенных условиях;
Во-вторых, вещи, обладающие сознанием как свойством, являются результатом эволюции вещей, не обладающих этим свойством;
В-третьих, вещь первична по отношению к сознанию (своему образу), так же как оригинал первичен по отношению к своей копии.
Отношения между материей и сознанием характеризуются как единство тождества и различия: они различны и в то же время тождественны. Разница между ними заключается, во-первых, в том, что материя может существовать независимо от сознания, а сознание не может существовать независимо от материи. Материя, обладающая бесчисленными свойствами, имеет в качестве одного из них свойство сознания. Эти свойства не существуют без их носителей; носители вполне могут не обладать некоторыми свойствами (есть, однако, свойства, без которых вещь не существует; они называются атрибутами. Атрибуты вещей — это такие свойства, как движение, существование в пространстве и времени, нахождение во всеобщем контексте вещей и т.д. Отражение также является атрибутом вещей, а сознание — лишь частный случай (форма) отражения). Между сознанием (образ) и материей (вещь) одно и то же — они более или менее совпадают по содержанию, что является условием существования сознания-сущности среди явлений действительности.
Вопрос 5. Соотношение между сознанием и бессознательным
СОЗНАНИЕ УПРАВЛЯЕТ САМЫМИ СЛОЖНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ПОСТОЯННОГО ВНИМАНИЯ И СОЗНАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И ВКЛЮЧАЕТСЯ В ДЕЙСТВИЕ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ :
- КОГДА ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ ВОЗНИКАЮТ НЕОЖИДАННЫЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОЧЕВИДНОГО РЕШЕНИЯ,
- КОГДА ЧЕЛОВЕКУ ТРЕБУЕТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА ПУТИ ДВИЖЕНИЯ МЫСЛИ ИЛИ ТЕЛЕСНОГО ОРГАНА.
- КОГДА НЕОБХОДИМО ОСОЗНАТЬ И НАЙТИ ВЫХОД ИЗ КАКОЙ-ЛИБО СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ САМА ПО СЕБЕ БЕЗ ПРИЛОЖЕНИЯ ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ РАЗРЕШИТЬСЯ НЕ МОЖЕТ,
- КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕОЖИДАННО ОКАЗЫВАЕТСЯ В СИТУАЦИИ, СОДЕРЖАЩУЮ ДЛЯ НЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ УГРОЗУ В СЛУЧАЕ НЕПРИНЯТИЯ НЕМЕДЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ПОДОБНЫЕ СИТУАЦИИ ВОЗНИКАЮТ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ ПРАКТИЧЕСКИ БЕСПРЕРЫВНО, ПОЭТОМУ СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОСТОЯННО ПРИСУТСТВУЕТ И ФУНКЦИОНИРУЕТ. НАРЯДУ С НИМ МНОГИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АКТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА УРОВНЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ, ТАК ЧТО В РЕАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОДНОВРЕМЕННО В УПРАВЛЕНИИ ПОВЕДЕНИЕМ УЧАСТВУЮТ МНОГИЕ РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ ЕГО ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ.
Отличие и сходство
Объективно или субъективно? Объективными и субъективными являются определения, относящиеся соответственно к непредвзятым наблюдениям и предвзятым оценкам. То, что объективно, не зависит от чувств или личных предубеждений. Объективное описание основано на экспериментах и наблюдениях. То, что субъективно, зависит от личной интерпретации и зависит от личных чувств.
Фразы, начинающиеся со слов, таких как самый красивый цвет, самый красивый автомобиль, лучший фильм, являются субъективными фразами и представляют свое собственное мнение. Если придерживаться строго этих понятий, то отличие кажется простым и ясным.
Условность и сходство понятий объективное и субъективное можно рассмотреть на примере. Мы хотим составить некий план действий на завтра. Это субъективно. Но каким он предстанет, если составить план на завтра письменно в виде конкретных заданий для себя, руководства к действию, возможно даже с указанием времени? Очевидно, это уже нечто объективное. Мы видим перед собой конкретный предмет, например стол. Он прямоугольный, деревянный. Это объективность. Через время, не видя данного стола, мы пытаемся воссоздать в памяти его образ. Это уже субъективность. Стол так и останется столом, но в своей голове мы уже видим его несколько иным. Или же назовем письменный стол по-другому.
Какой из этих терминов является объективным? Предмет существует вне зависимости от названия, которое мы ему присвоили. Но в нашем сознании возникнет, например слово «бюро». Золото объективно желтый, мягкий, химически инертный металл. То, что золото ценно — это субъективное мнение, которое мы все разделяем.
Однако на сегодняшний день широко распространены, острые разногласия между способами успешного отличия фактов от мнений. Эффективные аргументы включают как фактические замечания, так и оценочные суждения, основанные на этих фактах. Таким образом, аргументы содержат как объективные, так и субъективные заявления. Наши суждения квалифицируются как субъективные и объективные, независимо от того, содержат ли они наши личные мнения. На практике мы все понимаем объективную реальность через субъективные впечатления и интерпретации. Обойти этот факт невозможно: все мы -несовершенные наблюдатели. На практике, «два мира» пересекаются.
Окружающий мир всегда останется независимым от нашего сознания, но понятия объективное и субъективное станут бессмысленными.
«Ты не можешь быть объективным в этой ситуации», «Научись объективно оценивать свои возможности», «Это мое субъективное мнение» – знакомые выражения, правда? Мы употребляем их чуть ли не каждый день, но не все люди до конца понимают смысл ключевых понятий. Да что уж тут скрывать, психологи, философы тоже до сих пор ведут споры о том, какая между ними разница, можно ли быть абсолютно объективным. Давайте разберемся во всем этом раз и навсегда. Узнаем, что такое объективность и субъективность, что такое объективное мнение, как быть объективным.
Четырехступенчатая внутренняя реальность
Все, что относится к телесным реакциям и ощущениям, например: легкость, тяжесть, температура, учащенное сердцебиение и пульс, и тд.
Эмоции запускают определенный процесс в нашем теле. Например, есть такое понятие как «психогенная температура», то есть это такая своеобразная реакции организма на сильнейший стресс или ярко выраженные эмоции, а они, в свою очередь, зависят от интерпретации человеком происходящих событий извне.
Эмоции и чувства
Сюда входят простые, то есть базовые эмоции, и сложные
Важно уметь ориентироваться в них. Именно они говорят о наших потребностях и эмоциональных состояниях. Верная интерпретация, помогает не искажать реальность
Выше мы уже рассматривали с тобой пример, когда недовольство собственной жизнью, продиктованное завистью к другим, выливается в плохое настроение, злость и чувство несправедливости. Начинает казаться, что все вокруг живут мега классно, и лишь один индивид бедный и несчастный.
Когниции
Сюда входят: планы, цели, ценности, фантазии, смыслы и тд. Стоит отметить, что распространенной современной проблемой является «раздувание» фантазии, которая буквально, заполняет все внутренне пространство. И как итог: страдание от неудовлетворенности внешним миром, и апатия — как ощущение, идущее из внутреннего мира.
Поведение и действия
Это четвертая ступень — по сути, результат предыдущих трех. В зависимости от того, из чего состоят его три ступени, и зависит, будет индивид действовать или останется в состоянии выжидания. Транслирует окружающим агрессивное поведение или оно нацелено на установлении коммуникации с другими людьми и улучшение внешней среды его обитания.
Помни, что очень важно сохранять психологически границы внешней и внутренней реальности!
Развитие психических процессов
Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.
С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:
- Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
- Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
- Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
- Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).
Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:
- Находить 10 отличий между предметами.
- Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
- Копировать в точности движение или узор.
- Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.
Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):
- Развитие памяти
- Логическое мышление.
- Эмоциональный интеллект.
- Когнитивистика
Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».
Желаем вам удачи!
Какая бывает реальность?
Помимо субъективной и объективной, она бывает еще и такой:
- Физическая . Это и есть мир вокруг нас, который мы видим, слышим, обоняем. Это то, что в нашем понимании и есть реальная жизнь.
- Виртуальная . Под этим видом реальности подразумевают искусственно созданный мир, с которым мы можем взаимодействовать посредством своих каналов чувств.
- Социальная . Это понятие используется чаще как синоним социальной жизни, включая в себя основные законы, принципы, особенности взаимодействия между людьми.
Физическая реальность
Не вдаваясь в подробности квантовой физики, можно сказать, что ни один человек не знает, какая она на самом деле. Наука больше внимания уделяет особенностям восприятия человеком физической реальности. Все наши рецепторы и органы чувств ограничены в своих возможностях, поэтому мы физически не способны воспринимать и обрабатывать в полной мере реалии окружающей действительности. Учитывая это, наука делает вывод, что все, что человек видит вокруг себя, является не реальным миром, а его проекцией в личном пространстве.
Виртуальная реальность
Ее ассоциируют чаще с интернетом, компьютерными играми, где человек может взаимодействовать с искусственно созданным пространством в трехмерном измерении. Прогресс шагнул так далеко, что при использовании современного оборудования виртуальность может подарить реальные ощущения, потому что стимулируются органы чувств человека. Она используется не только для игр и прочих развлечений, но и в:
- архитектуре, дизайне;
- медицине;
- спорте;
- обучении;
- искусстве.
Социальная реальность
Это самый сложный вид, потому что он многоплановый и состоит из:
- человека, его мировоззрения, интересов, идеалов, умозаключений, личного опыта и так далее.;
- ментальных и психических особенностей индивидов;
- природных объектов;
- предметов культуры;
- социальных действий.
Не знаете, социальная реальность – это что такое, отметим, что она характеризуется несколькими плоскостями:
- субъект является частью реальности, в которой живет;
- каждый субъект сам по себе представляет отдельную реальность;
- есть определенная специфика восприятия реальности конкретным субъектом;
- многогранность взаимодействия субъекта с социальной реальностью.
Группа риска: кто подвержен
Провоцирующими факторами психических расстройств являются не только индивидуальные черты характера, неспособность управлять собственными мыслями, поведением. Провоцируют развитие психических отклонений также причины социального, экологического, политического характера, в том числе уровень социальной защищенности, экономическое благосостояние, поддержка родных.
Поэтому в группе риска находятся люди с тяжелыми условиями жизни, находящиеся за чертой бедности, перенесшие насилие в детстве или взрослой жизни, потерявшие близких или имеющие тяжелые системные заболевания в анамнезе.
Понимание природы сознания
Представленные выше две концепции идеального, существующие в современном материализме, различаются настолько, что первая (точка зрения Дубровского) допускает существование идеального не только в психике человека, но и в психике животных; точка зрения Ильенкова видит существование идеального только в деятельности социального человека.
Понимание природы сознания облегчается знакомством с так называемой психофизиологической проблемой.
Долгое время в науке преобладал дуалистический взгляд на сознание и мозг. Сознание рассматривалось как нечто выше физического, лежащее над мозгом, как туман над поверхностью земли. Для некоторых душа — это «артист, управляющий инструментом, то есть мозгом, но как артист может играть только при наличии инструмента, так и душа может действовать на тело только при наличии мозга».