Таблица возрастной периодизации выготского

От стратегии констатации хода развития к социальному конструированию детства

Современная психология развития и возрастная психология давно преодолели барьер внедрения научных достижений в практику обучения и социализации ребенка. Ярким примером могут стать образовательные и социальные проекты, реализация которых существенна для определения содержания и динамики психического развития ребенка различного масштаба: от модернизации институтов социализации, проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – до практики возрастно-психологического консультирования. Социальное конструирование детства, все более отчетливо осознаваемое обществом как цель, результат и течение социальных процессов и явлений различных уровней, порождает новый образ будущего детства в нашем обществе, в его преемственности и инновациях.

Методологической основой перехода к стратегии социального конструирования детства является культурно-деятельностная теория развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин), обеспечивающая переход от констатации стихийного характера психического развития ребенка к целенаправленному конструированию детства и компенсации рисков его развития. Для реализации новой стратегии необходимо последовательное решение взаимосвязанных задач:

  1. Определение ценностно-целевых социальных установок в отношении детства, другими словами, определение того, каким общество хочет видеть детство и ребенка.
  2. Составление прогноза развития детства как необходимого условия его конструирования с учетом социальных требований и внутренней логики онтогенетического развития ребенка. Прогноз развития детства должен быть условно-вариантным, учитывающим связь ресурсного обеспечения условий развития и его вариантов.
  3. Создание условий, обеспечивающих структуру и содержание детства, отвечающего целевым и ценностным установкам общества. Такими условиями становится создание оптимальной социальной ситуации развития как источника развития с учетом специфической роли каждого из ее контекстов (семьи, школы, группы сверстников) и возрастной стадии; новых форм сообществ и социальных практик для выстраивания связи и преемственности между миром взрослых и миром детей; проектирование и организация различных видов деятельности ребенка, форм посредничества, сотрудничества и совместности, в которых автономия / самостоятельность и свобода выбора согласуются с руководством, направленным на инициирование и реализацию общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.

Новообразования в эпоху раннего детства

Эпоха раннего детства начинается с кризиса новорожденности. Этот кризис разрешается к двум месяцам жизни ребёнка, когда уходит противоречие между полной беспомощностью, зависимостью от других людей и отсутствием сформированных форм общения. К двум месяцам жизни появляется индивидуальная психическая жизнь и возникает потребность в общении, происходит, так называемый, комплекс оживления.


Giphy

Периоды внутри этой эпохи и их характеристики:

младенчество – от двух до двенадцати месяцев.

Социальная ситуация – сохранение тесной психологической связи с матерью, на фоне физического отделения от неё. Ситуация развития именуется «Пра-Мы». Ведущая деятельность этого периода заключается в установлении контакта с близкими людьми, аффективном общении и формировании доверия.

Кризисом этого периода является уход от «Мы» к периоду большей степени самостоятельности. Новообразования этого периода – адаптация организма к новым условиям существования, начало формирования индивидуальных психологических феноменов;

ранний детский возраст – от одного года до трёх лет.

Социальная ситуация – постепенный уход от «Мы» в сторону обретения автономности и самостоятельности. Ведущая деятельность – формирования речи, манипулирование различными предметами. Кризис периода возникает в силу развития потребности самостоятельности и независимости, и ограниченности средств выражения для достижения этого. Новообразования – формирование самосознания: замена местоимения «Мы» на «Я», стремление к самостоятельной деятельности.

Зрелая личность

Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?

Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать. Сделав ошибку, он делает соответствующие выводы;
Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет. Но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;
Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;
Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера

Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.

Деятельность и переживание

Как ребенок взаимодействует со средой? Выготский выделил две единицы ситуации развития – это деятельность и переживание. Внешнюю активность и деятельность ребенка можно легко наблюдать. Однако существует и внутренний план, план переживаний. Отдельные дети одинаковую ситуацию в их семье по-разному воспринимают. Это относится даже к близнецам, то есть детей, которые находятся в одном возрасте. Таким образом, например, ссора между родителями незначительно отразится на развитии одного ребенка, при этом может вызвать и разные отклонения или невроз у другого. Помимо этого, переходя от одной возрастной группе к другой, один и тот же ребенок по-разному переживает определенную ситуацию в семье.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский , советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» .

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний . Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости

Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

Периодизация

Кризис возрастного развития случается при переходе из одного возраста в другой. При этом человек становится замкнутым и раздражительным.

Детские кризисы

Большинство возрастных кризисов приходится на детский или подростковый возраст.

Периодизация детских кризисов:

  • Кризис новорожденности (происходит от рождения до 2-х месяцев). В этот период ребенок приспосабливается к новым условиям жизни.
  • Кризис 1 года. Обычно возникает после первого года жизни ребенка.
  • Кризис 3-х лет. В этом возрасте ребенок проявляет упрямство и своеволие.
  • Кризис 7 лет. В этот период формируется потребность в ведении активной социальной жизни.
  • Подростковый кризис (от 11 до 15 лет). Формируется отношение к себе как к члену общества. Этот кризис протекает на фоне гормональной перестройки организма, связанной с взрослением.
  • Кризис юности (от 15 до 21 года). Это время поиска себя в более широкой социальной среде. Период новых свершений и самореализации.

Кризисы взрослого возраста

Периоды возникновения кризисов во взрослом возрасте:

  • Средняя зрелость (кризис случается в возрасте от 30 до 60 лет). Происходит коррекция жизненных планов, расстановка приоритетов (семья, карьера, хобби).
  • Старение и старость (от 60 лет). Привыкание к новому социальному статусу, поиск новых занятий, моральная подготовка к старости.

Таблица основных переломных моментов человека

Основные переломные моменты в жизни человека имеют свои задачи развития, а также свои позитивные и негативные перемены.

Возраст Задача развития Позитивные перемены
Новорожденный ребенок до 1 года Обрести доверие к родителям Доверие
Раннее детство от 1 до 3 лет Обрести автономию, побороть сомнение и стыд Автономия
«Игровой возраст» (3-6 лет) Научиться проявлять инициативу, побороть чувство вины Инициатива
Младший школьный возраст (6-12 лет) Обрести трудолюбие, поборов чувство неполноценности и неуверенности в себе Трудолюбие
Средний и старший школьный возраст (12-19 лет) Обретение я-идентичности, борьба со смешением ролей Я-идентичность
Молодость (20-25 лет) Освоение близких отношений Близость
Взрослость (25-65 лет) Продуктивность, творчество, развитие, борьба с застоями в развитии Творчество, продуктивность
Старость (от 65 лет) Обретение новой я-идентичности, приспособление к новой жизни Новая я-идентичность, мудрость

Кризис трехлетнего возраста

Какие еще бывают возрастные кризисы у детей?

Они не имеют четких границ. Три года – возраст приблизительный. Кого-то этот кризис настигает уже в 2 года, кого-то – в 3,5.

Это возраст «Я сам». На данном этапе происходит резкое и активное осознание своего Я как отдельной личности, автономной не только от семьи, но и от окружающих, сверстников, родственников и пр. Происходит развитие резкого обострения личностно-социальных противоречий. Самостоятельное предметное действие еще сформировано слабо, а вот языковое и поведенчески-мыслительное развитие претерпевает огромный рывок вперед. Грубо говоря, ребенок много хочет делать сам, но еще не способен ни к самодисциплине, ни к самоконтролю, не владеет многими навыками самостоятельной деятельности. Известный автор психологических исследований Д.Б. Эльконин называет этот возрастной кризис у детей в психологии кризисом социальных отношений, в результате которого идет активное обособление ребенка от микросоциума. Активно формируется внутреннее Я ребенка, при этом нет осознанного понимания социальной структуры ролевых отношений в семье и микросоциуме. Ребенок не понимает сложности структуры социальных действий, предметно бытовых действий. Одним словом, логика окружающего мироустройства ребенка видна, но непонятна. В то же время растет активность своего Я, социальная роль которого ребенку также пока непостижима. Кризис трех лет помогает пережить активное вовлечение ребенка в ролевые игры, на простых примерах которых ему проще осознать ролевое поведение разных участников окружающего социума. Например, игры в дочки-матери, в магазин, прием у врача.

Основные возрастные кризисы в таблице

В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

Основные возрастные кризисы в жизни

Кризис Признаки периода Что делать
1 года Увеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых. Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
3 лет Ребенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения. Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
7 лет Дети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы. Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность.
Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать.
Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
Предподростковый (11 лет) Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе. Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
Пубертатный Все чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности. Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
18 лет В этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким. Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
30 лет Происходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности. Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
40-45 лет Человек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает. Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
Предпенсионный Особенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического). Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.

Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий

Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис

Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

Даниил Эльконин: «большие» и «малые» кризисы возрастного развития

Весьма интересна периодизация возрастных кризисов развития у детей, которую предложил российский психолог и педагог Даниил Эльконин (1904-1984). Притом, что его периодизация во многом опирается на изыскания Выготского, Эльконин детализировал многие принципиальные моменты.

Предложенная Элькониным «структура кризисов» предполагает деление на эпохи развития, которые в свою очередь делятся на периоды. Переходы от эпохи к эпохе сопровождаются «большими» кризисами, а переходы между периодами – «малыми» кризисами. Приход человека в этот мир знаменуется кризисом новорожденности, а далее жизнь ребенка делится на 3 эпохи и 6 периодов.

Эпоха раннего детства (до 3 лет):

  • Младенчество (2-12 мес.) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и исследовать окружающий мир.
  • Ранний возраст (1-3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда идет усиление автономии ребенка, что кратко можно описать словами «я сам».

Эпоха детства (с 3 до 11 лет):

  • Дошкольный период (3-7 лет) и «малый» кризис (6-7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.
  • Период младшего школьного возраста (7-11 лет) и «большой» кризис по его окончании, когда идет перестройка отношений со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Эпоха подросткового возраста (с 12 до 17 лет):

  • Период среднего школьного возраста (12-15 лет) и «малый» кризис (15 лет), когда формируются собственная идентичность, собственное «эго» и самосознание.
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец эпохи подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Возможно, такая разбивка по периодам у кого-то вызовет сомнения, но это взгляд ученого. Напомним, мы обещали вас познакомить с разными взглядами на проблему. Более подробно поможет изучить кризисы возрастного развития таблица, составленная по работам Эльконина:

Обратите внимание, что у Эльконина есть такое понятие, как «новообразования периода». Это те самые изменения, которые, накопившись до критической массы, делают невозможным функционирование личности в прежнем формате и объективно требуют изменений и выхода на новый уровень

Также обратите внимание, что Даниил Эльконин постулирует понятие ведущего типа деятельности, и наступающие кризисы возрастного развития во многом связаны именно с изменением ведущего типа деятельности. Желающим глубже вникнуть в концепцию Даниила Эльконина рекомендуем изучить его «Избранные психологические труды» [Д

Эльконин, 1989].

Как мы уже заметили ранее, возрастные кризисы подстерегают не только детей и подростков, но и взрослых уже сформировавшихся людей. Давайте обсудим и этот аспект темы.

Особенности преодоления

Далеко не всегда при возрастном кризисе нужно обращаться к психологу. Можно попробовать помочь себе самостоятельно. Для этого рекомендуется выполнить несколько действий:

  1. Не пытаться игнорировать ситуацию. Нужно собрать все силы и постараться преодолеть тяжелый момент.
  2. Больше общаться. Для этого необходимо уделять время друзьям, родственникам, находить новые знакомства. Положительные эмоции помогут быстрее справиться с кризисной ситуацией.
  3. Выстроить правильный режим дня. Нужно спать не меньше 8 часов в день, остальное время распределить на работу и отдых.
  4. Нормализовать питание. Есть по 5–6 раз в день небольшими порциями. Употреблять больше овощей, фруктов. Сократить количество употребляемых жиров.
  5. Отказаться от вредных привычек.
  6. Заниматься спортом. Утром рекомендуется делать зарядку, вечером выходить на прогулку.
  7. Уделять больше времени себе. Если есть возможность — попросить выделить отпуск на работе.
  8. Стараться отложить любые тяжелые дела, моменты принятия серьезных решений до восстановления психологического состояния, стабилизации ситуации.
  9. Не нужно сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек индивидуален. Желательно постараться найти преимущества в себе, думать о них как можно больше.

Детство и подростковый возраст

В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.

  • В раннем возрасте (1-3 года) малыш наиболее интенсивно развивается физически и психологически. Меняется восприятие, поведение. Быстрыми темпами растет мозг. Трехлетние дети очень общительны. Когда взрослые читают или рассказывают сказки, они с удовольствием слушают их речь, эмоции, интонацию. Главная деятельность ребенка состоит в получении информации, познании окружающего мира. На развитие личности в раннем возрасте больше всего влияет общение с матерью или тем лицом, которое ее заменяет.
  • Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – также характеризуется физическим ростом, ребенок становится более крепким. Ведущая деятельность на этом этапе – ролевая игра. Известный отечественный педагог-психолог А.Макаренко был убежден, что для ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевая игра так же важна, как и для взрослого – производительный труд. В детской игре отображается взрослая жизнь, ребенок учится отыгрывать разные ситуации.
  • Главной деятельностью для младшего школьного возраста (от 6-7 до 11-12 лет) является обучение. Возрастные особенности развития личности на данном этапе связаны с изменением социальной ситуации развития – ребенок идет в школу. Ребенок теперь вступает во взаимодействие с обществом. Он наделяется обязанностями, за которые получает общественную оценку.
  • Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для девочек) – один из самых важных и сложных этапов для формирования психики. Возрастное развитие личности характеризуется поиском «своей» социальной роли – общаясь со сверстниками, подросток примеряет на себя разные модели поведения и отсекает неподходящие. Ему особенно необходимы друзья. С ними можно поделиться переживаниями, о которых невозможно рассказать взрослым.

Возможно ли преодоление

Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.

Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие. Помочь ребенку могут родители

Для этого необходимо проникнуть во внутренний мир подростка, выяснить, чем он интересуется, принять его музыкальные предпочтения, стиль одежды, мировоззрение. Взрослому человеку, столкнувшемуся с кризисом, помогут семья, друзья.

Кризисы взросления

Как понять, что наступил кризис возраста

Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Когда требуется помощь психолога?

Обратиться за помощью к психологу нужно, если общее психологическое состояние не улучшается длительное время. Психолог должен провести ряд тестов, чтобы определить, почему индивид не может справиться с кризисной ситуацией. После выполнения диагностики, подбирается курс для восстановления общего состояния.

Психология выделяет несколько этапов взросления индивида. Каждый из них имеет характерные особенности. Между отдельными возрастными этапами есть промежутки, которые отличаются нестабильностью. Их называют возрастными кризисами. Каждый из них обуславливается изменением психики, восприятием окружающего мира. Если кризис не проходит самостоятельно, вызывает развитие депрессий и стрессов, нужно обратиться за помощью к опытному психологу.

От познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая

Сегодня идеографический подход к изучению психического развития не просто мирно соседствует с номотетическим, но и оказывается все более востребованным как наукой, так и ее практическими приложениями – психологическим консультированием по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков. Универсализм в понимании развития оказывается недостаточным для перехода от теоретических конструктов к практическим решениям в практике обучения, воспитания, социализации ребенка 11. Возрастание интереса к индивидуальным траекториям развития ребенка требует создания типологии вариантов онтогенетического развития. Все большую актуальность приобретает проблема оснований такой типологии и критериев научной квалификации вариантов развития. Структура и динамика психологического возраста, по нашему мнению, могут составить основу для ее создания. Принцип реконструкции истории развития ребенка, предложенный Л.С. Выготским, является методом исследования индивидуальной траектории развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: