Учимся критиковать конструктивно
В силу обстоятельств, нам тоже приходится становиться критиками. Часто, не подумав о последствиях, мы поддаёмся отрицательным эмоциям, в приступе гнева и раздражения обижаем дорогих, близких сердцу людей. А потом, когда теряем их доверие, раскаиваемся и виним себя во всех грехах.
Как правило, жертвами нашей критики становятся собственные дети, а это опасно, поскольку формирует у них заниженную самооценку, разрушает веру в себя и калечит психику.
Эмоциональные взрывы происходят, в большинстве случаев, бесконтрольно и являются результатом нашей собственной неудовлетворённости либо объясняются неумением общаться.
Поэтому учитесь критиковать конструктивно, а для этого следуйте основным правилам:
Проявляя снисходительность к людям, делая уместные справедливые замечания в доброжелательной форме, мы помогаем им увидеть себя со стороны, способствуем их совершенствованию.
Профилактика деструктивного поведения
Мероприятия, направленные на предупреждение деструктивного поведения среди детей и подростков, являются более эффективными, чем коррекция уже сформированной разрушительной модели поведения. Под профилактикой подразумевается формирование у подрастающего поколения базисных качеств, позволяющих им стать полноценными членами общества, подготовка их к социализации.
Поскольку основы мировоззрения и морально-этических, нравственных норм закладываются в семье и школе, основные профилактические меры должны проводиться именно там. Для предупреждения аномального поведения подростков необходимо:
Польза объективных замечаний
Разумное оценивание – это важнейший инструмент, с помощью которого мы становимся лучше, также он позволяет нам работать на своих ошибках. В профессиональной деятельности должны преобладать конструктивные замечания, они важны для отношений с партнерами, коллегами, а также с друзьями и родственниками. Без способности говорить о том, что вам не нравится, вы не построите ни крепкую семейную, ни дружескую, ни коллективную связь.
Если мы спокойно относимся к суждениям, это помогает нам быть смелее принимать разумные решения, а также дает понять, что для всех ни мы, ни наша работа никогда не будут идеальными, всегда найдутся моменты, которые стоит исправить, пусть даже незначительные. Замечания со стороны определяют наши слабые места и дают возможность исправить свою работу, чтобы она стала еще лучше
Важно услышать оценку и определить недостатки, которые можно поправить, чем принять ложный вывод о том, что все идеально.
Такой тезис, как конструктивная критика – это один из важных инструментов формирования общества и развития человеческих отношений. Когда нас подвергают обсуждению, значит, мы что-то из себя представляем.
Деструктивные отношения между мужчиной и женщиной: признаки и причины
Зачем люди заводят семью? Если исключить биологические мотивы, то основной целью становится счастье. Мы встречаем человека, который делает нас счастливым, и нам хочется провести с ним всю жизнь. Но не все отношения развиваются по такому сценарию.
Иногда партнерство становится деструктивным. Вы чувствуете, как копятся взаимные претензии, любимый постоянно критикует. Бывшие влюбленные больше не чувствуют душевного подъема: регулярные ссоры, скандалы «выкачивают» энергию. Отношения не развиваются, более того, оба партнера тоже останавливаются в личностном развитии: у них просто не остается на это сил.
В результате через несколько месяцев таких отношений, мужчина и женщина меняются до неузнаваемости. Вместо счастливых и гармоничных личностей можно увидеть постоянно раздраженных и недовольных ворчунов. Что произошло? Токсичная связь.
Деструктивные отношения имеют следующие признаки:
- Занижение самооценки оба или один из партнеров теряет уверенность в себе.
- Отказ от личных интересов: личное время тратится не на развитие, а на удовлетворение нужд другого человека.
- Навязывание мнения в союзе нет места компромиссам, один из партнеров полностью игнорирует другого.
- Постоянные манипуляциипартнер лжет, навязывает чувство вины, угрожает, чтобы добиться желаемого.
- Снижение настроения и уровня энергии после общения даже если ссор не было, взаимодействие выматывает, опустошает.
- Отсутствие совместных планов на жизнь: у пары нет единой картины будущего.
В таких отношениях есть только две роли: жертвы и манипулятора, и они поочередно меняются. Например, сначала мужчина ревнует женщину, заставляет ее оправдываться, ведет себя как тиран. Через какое-то время девушка закатывает истерику, роль деспота переходит к ней. Примеры конструктивных взаимоотношений и советы по их построению я даю в рубрике «Идеальные отношения по любви».
Почему вы выбрали деструктивные отношения?
Каждый человек уверен, что стремится к счастью. Почему же тогда мы заводим токсичные связи? Психологи называют 3 основные причины:
- Копирование родительской модели поведения. Дети, выросшие в неблагополучных семьях, подсознательно стремятся повторить этот сценарий в своей жизни.
- Потребность быть нужным.Если ребенок не получал достаточное количество родительского внимания и любви, у него развивается потребность быть нужным. Вырастая, он подсознательно выбирает «сложного» партнера: с зависимостью, эмоционально нестабильного, несчастного.
- Потребность в контроле.Сильные авторитарные личности настолько привыкают держать все аспекты своей жизни под контролем, что эта «мания» распространяется и на вторую половину.
К счастью, деструктивные модели поведения можно осознать и преодолеть. Проще всего это сделать, работая с психологом или проходя соответствующие курсы. Например, Тренинговый Центр Павла Ракова регулярно проводит онлайн и офлайн встречи, помогающие мужчинам и женщинам понять себя, и научиться гармонично взаимодействовать в паре.
Как правильно поддерживать людей
— Что нужно делать, чтобы помочь другому человеку справиться с трудностями?
— Просто будьте рядом, смотрите на человека, когда он что-то рассказывает, а не в телефон. Если он говорит, что ему обидно, то вы должны согласиться с ним: «Да, это неприятный случай»
Не обязательно чувствовать то же самое, но важно понимать, почему этому человеку в конкретной ситуации плохо
Мой муж способен понять, что в девять часов вечера варить бульон мне не совсем нравится. В это время я хочу полежать в ванной или почитать книжку. Но мне всё-таки надо варить этот бульон. А когда он ещё и не варится, я могу из-за этого расстроиться.
Иногда полезно погрузиться в какую-то историю человека или узнать её для того, чтобы понимать его. Если твоя подруга не сдала экзамены во второй раз, то она будет более остро переживать новую неудачу. Здесь может помочь успокаивающая фраза вроде: «Я знаю, для тебя это большая нагрузка».
Ещё хорошо помогает общение на равных. Бывает, что-то рассказываешь и тебе говорят: «Ой, ты бедненькая, это ужасно» — и от этой фразы легче не становится. Лучше сказать иначе: «Я даже не представляю, как тебе тяжело, я, наверное, не выдержал бы». Почувствуйте разницу.
— Какие ещё фразы лучше не произносить, когда человеку плохо?
— Например, такие:
- «Не принимай близко к сердцу»;
- «Это ерунда»;
- «Забей».
На самом деле мы можем инвалидировать, то есть не признать эмоции человека, любыми словами. Чтобы этого не допустить, нужно сфокусироваться именно на валидации. Но допускать ошибки — это нормально, нам никогда не стать идеальными. Даже психолог может сказать что-то такое, что заденет человека. Главное, чтобы инвалидация не была систематической.
В случае систематической инвалидации человек может не верить самому себе, своим собственным эмоциям.
Если чувствительный ребёнок упал на площадке и ему больно, а его мама говорит: «Да не больно тебе, это всё ерунда», — то он учится игнорировать свои чувства.
Признаки деструктивного человека (деструктора)
Разрушительный характер человека может быть не исправлен в детстве или подростковом возрасте, поэтому он пронесёт его через всю свою жизнь. Как узнать, что перед вами такой тип людей?
Скрытые и явные угрозы
Деструктивным личностям важно знать, что они лучше других, и весь мир им обязан. Чтобы поддерживать это амплуа и самолюбие, не позволяет другим высказывать своё мнение. А также пресекает любое непослушание и критику
Собеседник может услышать приказной тон или угрозу
А также пресекает любое непослушание и критику. Собеседник может услышать приказной тон или угрозу.
Триангуляция
Человек завлекает в спор сторонних людей, мнение которых якобы совпадает с его, а не оппонента. Делает отсылки на то, что его коллеги, друзья, учёные тоже на его стороне. Таким образом, давит на жертву, чтобы она сломалась и приняла позицию собеседника.
Проверка границ
Такие люди любят проверять, где находятся чужие границы. И каждый раз пытаются их разломать, пока остаются безнаказанными. Поэтому, если жертва вернулась к обидчику, то это даёт повод последнему дальше её изнурять своим исследованием рамок.
Жестокий сарказм
Унижение других – любимое дело нарциссов (кто это?) с деструктивным характером. Сарказм (что это такое?) в этом очень помогает, поскольку можно вовремя перевести всё в невинную шутку. А если человек обиделся, то это его «проблема», что такой чувствительный.
Газлайтинг
Если слышите на свое замечание по поводу поведения обсуждаемого персонажа фразу: «Такого не было!», «Что с твоей памятью?!», «Тебе показалось», то знайте, что это манипуляция. Собеседник пытается разрушить уверенность в реальности и пошатнуть убеждённость в своей правоте.
Проекция
Поскольку человек не может признаться себе, что у него есть недостатки, то проецирует это на других. Может сказать, что кому-то не помешало бы пойти в спортзал, если сам не доволен своей фигурой. Таким образом, вызывает чувство стыда, которое должно быть свойственно ему.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Подборки по теме
- Вопросы и ответы
- Использую для заработка
- Полезные онлайн-сервисы
- Описание полезных программ
Использую для заработка
Классификация видов агрессии
1. Внешняя агрессия по отношению к другому — это агрессия, проявляющаяся в поведении человека в виде высказываний и действий, причиняющих другому человеку моральный и/или физический вред. К данному виду агрессии можно отнести: действия, наносящие физический ущерб здоровью людей, имуществу, окружающей среде; высказывания, нацеленные на самооценку другого человека: обвинения, оскорбления, унижения, поучения («Ты должен…», «Ты не прав…»), упреки, насмешки, демонстративное игнорирование и т. п.
2. Внешняя агрессия по отношению к себе — это агрессия, проявленная в поведении в виде агрессивных действий и высказываний по отношению к себе. Данный вид агрессии может сопровождаться причинением себе физического ущерба (биться головой об стену; шлепать себя по лицу, рукам и т. д.).
3. Внутренняя агрессия по отношению к другому — это агрессия, выражающаяся в негативных эмоциях, чувствах и мыслях по отношению к другому человеку. Например, к данному виду агрессии будут относиться обида, злость, ненависть, гнев, ревность, зависть, страх, разочарование, отвращение, осуждение, презрение, высокомерие и др.
4. Внутренняя агрессия по отношению к себе — это агрессия, выражающаяся в негативных эмоциях, чувствах и мыслях по отношению к себе. К данному виду агрессии можно отнести чувство вины, чувство стыда, обиду на себя, чувство самоуничижения, внутреннее самобичевание и т. п.
Влияние негативных эмоций на жизнь человека. Как отмечалось ранее, к негативным эмоциям относятся эмоции, причиняющие дискомфорт самому человеку или окружающим.
Наличие отрицательных эмоций — это сигнал человеку о том, что задеты значимые для него ценности, нарушены его ожидания относительно себя, других людей, явлений и т. п. Негативные эмоции являются симптомом психологического нездоровья, показателем наличия у человека дисгармонии с собой или миром.
Негативное влияние отрицательных эмоций на здоровье человека было доказано экспериментальным путем. Д. Серван-Шрейбер в своей книге «Антистресс» (Серван-Шрейбер Д. Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. ― М., 2013. ― С. 82–83.) описывает эксперимент, доказывающий влияние эмоциональных переживаний на функционирование иммунной системы, а именно, на секрецию иммуноглобулина A. Иммуноглобулины A являются первой линией защиты организма от возбудителей инфекций (вирусов, бактерий и грибов). Они непрерывно обновляются на слизистых поверхностях носа, горла, бронхов, кишечника и влагалища — там, где существует постоянная угроза инфекций. В эксперименте добровольцев просили вспомнить какой-либо пережитый эпизод, вовлекший их в состояние гнева. Даже простое воспоминание заставило их сердце биться хаотично. Вследствие утраты баланса на короткий промежуток времени секреция иммуноглобулина A резко снизилась, уменьшив сопротивление возбудителям инфекций в среднем на шесть часов. В том же исследовании позитивные воспоминания привели к увеличению выработки иммуноглобулина A в течение последующих шести часов.
Описанный эксперимент объясняет, как внутренняя агрессия (негативные эмоции) приводит к психосоматическим расстройствам здоровья человека, а в случае затяжного характера негативных переживаний — к серьезным заболеваниям, и показывает важность нейтрализации своей внутренней агрессии для сохранения здоровья. Ещё одной характерной особенностью агрессии является то, что она функционирует согласно принципу бумеранга (агрессия, отправленная вовне, возвращается отправителю) и принципу «подобное притягивает подобное» (и внутренняя, и внешняя агрессия притягивает агрессию)
Иными словами, человек, который ведет себя агрессивно по отношению к окружающим или себе, получает в ответ агрессию со стороны других
Ещё одной характерной особенностью агрессии является то, что она функционирует согласно принципу бумеранга (агрессия, отправленная вовне, возвращается отправителю) и принципу «подобное притягивает подобное» (и внутренняя, и внешняя агрессия притягивает агрессию). Иными словами, человек, который ведет себя агрессивно по отношению к окружающим или себе, получает в ответ агрессию со стороны других.
Задумывались ли вы о том, какие отрицательные эмоции и чувства характерны для вас, какой вид агрессии у вас преобладает? Осознать ответы на данные вопросы поможет выполнение следующего упражнения.
Признаки эскалации конфликта
При эскалации конфликта атмосфера настолько накаляется, что стороны в принципе не могут увидеть в другой стороне никаких позитивных качеств.
В таком столкновении интересов каждый считает противника врагом. Естественно, возникает недоверие, а также стремление обвинить во всех неудачах противника. Всех участников противоборствующей стороны извлекают из числа лиц, заслуживающих обычного человеческого сочувствия и участия.
Эти факторы крайне негативно влияют на психологическое состояние враждующих сторон. А также признаками считается генерализация конфликта, привлечение новых участников на свою сторону и применение насилия, когда других методов воздействия не хватает.
Зачем контролировать эмоции
Для начала важно понять, зачем контролировать эмоции и чувства. Все мы делимся на психотипы
Экстраверты обваливают собственные эмоции на других, они ведут себя необдуманно, вредят себе. Интроверты – это закрытая книга, они скрывают чувства от окружающих.
Люди иногда не хотят учиться контролировать гнев, устранять зависть, злость, тревогу. Они считают, что это особенность характера, а другим людям остается только смириться с этим. Конечно, обвинять в сложностях гены проще, чем учиться направлять эмоции в нужное русло. Не недооценивайте разрушительную мощь негативных чувств. Психологи объяснили их опасность:
- от повышенного возбуждения до состояния аффекта путь короткий, короче, чем вам кажется. Казалось бы, что тут такого, что вы злитесь на мужа из-за очередной бытовой мелочи и кидаетесь выяснять отношения. А муж вместо извинений сказал, чтобы вы сами все делали. Хорошо, если злость выльется в ссору, а не нечто большее. Многие бытовые преступления случаются на почве мелочных ссор;
- неумение держать в узде чувства выльется в проблему с общением. Даже если близкие вас любят, то в один прекрасный день из-за агрессии и неумения сдерживаться вы останетесь один на один с собой;
- если вы не сумели справиться с негативом сразу, носили его в себе, то он оставляет след. С каждой новой отрицательной эмоцией след будет расти. В скором времени вас окружит негатив, а это никому не приносит пользы;
- неумение управлять эмоциями – это признак нарушения в психике. Звучит страшно. Но одна ситуация, если вы вспыхнули однажды, а другая – если каждая мелочь становится причиной вспышек;
- руководители предпочитают избегать брать на работу людей, которые чересчур ярко показывают эмоции. Никто не доверит руководящую должность или серьезный контракт неспокойной личности.
Признаки деструктивной личности
Деструктивное поведение развивается у человека по различным причинам. К ним относятся:
- Рождение в неблагополучной семье, атмосфера которой и пример поведения родителей развивает склонность к разрушению.
- Психические заболевания. Если у человека имеются психические расстройства, то его поведение вполне может отклоняться от нормального, развивая агрессивный настрой, неадекватные реакции.
- Наличие проблем соматического характера.
- Перенесенный стресс, серьезные переживания, с которыми человек не смог справиться, понесенные неудачи, отчаяние.
Признаками деструктивной личности являются:
- Намеренная порча имущества. Если вы видите, что человек осознанно и целеустремленно наносит вред своим вещам или вещам других людей, то у него явно есть задатки деструктивной личности;
- Положительное отношение, вплоть до фанатизма, к фильмам ужасов, просмотру сцен насилия, восхищение суицидом;
- Проявление реальной заинтересованности к суициду, смерти, изучение этих вопросов;
- Частое нахождение в депрессивных состояниях.
В чем разница между конструктивным и разрушительным конфликтом?
• Определения конструктивного и разрушительного конфликта:
• В конструктивном конфликте, даже если возникают разногласия между двумя сторонами, его можно разрешить положительным образом, чтобы это принесло пользу обеим сторонам.
• В деструктивном конфликте разногласия приводят к негативным результатам, вызывая чувство разочарования и антагонизма.
• Результат:
• Конструктивный конфликт имеет положительные результаты.
• Деструктивный конфликт имеет отрицательные последствия.
• Влияние на отношения:
• Конструктивный конфликт укрепляет отношения между двумя сторонами.
• Деструктивный конфликт вредит отношениям между двумя сторонами.
• Ситуация создана:
• Конструктивный конфликт создает беспроигрышную ситуацию, в которой выигрывают обе стороны.
• В деструктивном конфликте не выигрывают обе стороны.
• В конструктивном конфликте есть честное общение.
• В деструктивном конфликте нет.
• Производительность:
• Конструктивный конфликт повышает производительность, особенно в группах.
• Деструктивный конфликт снижает производительность.
• Действия Сторон:
• В конструктивном конфликте обе стороны участвуют в разрешении проблемы.
• В деструктивном конфликте вы не можете увидеть, что обе стороны участвуют в разрешении проблемы.
Изображения любезно предоставлены:
- Переговоры Сената Речи Посполитой Польской (CC BY-SA 3.0 pl)
Конструктивная критика что это?
Конструктивная критика — это выраженное мнение, цель которого способствовать вам или вашему делу. То есть исходно, такое мнение может быть весьма полезным. Например, когда человек объясняет вам ваши ошибки, а так же предлагает различные варианты решения.
Основными отличительными свойствами данного вида критики являются:
1. Конкретика, аргументы, факты. То есть отсутствие расплывчатых выражений вида «ну как-то оно все плохо», «это не концептуально» и прочие.
2. Объективность. То есть критика отражает только мнение человека, а не представляет собой истину во плоти.
3. Предлагаются варианты решений. То есть человек делится с вами его знаниями и опытом.
Стоит понимать, что чего-то может и не быть. Например, вам сразу рассказывают про какое-то решение, даже не указывая на основной источник проблем.
К сожалению, выражать свое мнение корректно, а так же уметь его воспринимать, это то, чему людям обычно приходится учится на собственном жизненном опыте. Поэтому нередко конструктив смешивается с криками, лишней информацией, переходом на личности, выражением вселенской скорби и прочими вещами.
Так что я перехожу, к следующему разделу.
Важность осознанности
Чтобы было понятнее, что такое конструктивная критика, хочу привести жизненные примеры, которые укажут на разницу между обесцениванием и желанием продвинуть. Она ведь, по факту нужна нам для того, чтобы сделать кого-то лучше или решить какую-то проблему. Допустим, вы отлично плаваете разными стилями и решили научить сына. Так вот, указывая на его ошибки, вы ведь стремитесь к тому, чтобы он осознал, что делает не так, и исправился, став отличным пловцом?
При деструктивности вы бы просто поднимали себе самооценку за его счёт, каждый раз напоминая, что плаваете намного круче. Или бы жаловались, как долго обучались, как страшно, сложно и больно было, желая таким корявым способом получить признание. Выпускали бы пар, крича при каждой неудаче, что он бездарность и что даже маленькие дети лучше понимают, что надо делать. В общем, обязательно перед диалогом спросите себя, что именно вы хотите получить благодаря своим замечаниям? Зачем вам это?
Если действительно, просто хочется разрядки или получить «мнимое уважение» — не стоит затевать разговор, попробуйте поискать другие способы удовлетворения своих потребностей. Человек на подсознательном уровне чувствует искренность порывов, поэтому будьте аккуратны, чтобы не навредить и не спровоцировать конфликт.
Зачем держать эмоции под контролем
Наверняка вы замечали, как могут испортиться отношения из-за чьей-то несдержанности и чрезмерной эмоциональности. Люди, которые заводятся с полуоборота, имеют славу конфликтных и неспособных идти на компромисс.
Часто накопленный за рабочий день негатив мы бездумно выливаем на близких. Потом приходится сожалеть о сказанном сгоряча, но что с этим делать, мы не знаем.
Кроме гнева и злости есть и другие эмоции, которые вставляют нам палки в колеса. Например, страх. Из-за него мы не можем высказать свое мнение, когда хочется, поступить по совести или совершить поступок, который сделает нашу жизнь лучше.
Стоит упомянуть и про менее разрушительную на первый взгляд эмоцию – печаль. У нее много имен и оттенков: одиночество, уныние, неудовлетворение, сожаление. Эти тихие товарищи не позволяют нам радоваться. В таком состоянии легко поддаться депрессии и чьей-то манипуляции.
Люди, которые умеют справляться со своими эмоциями и не поддаваться сиюминутным порывам, обычно успешнее и добиваются в жизни большего, чем те, кто постоянно борется с эмоциональными качелями. К этому умозаключению пришли психологи из Стэнфордского университета, которые провели эксперимент, в народе получивший название “Зефирный тест”.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
В опыте приняли участие более 650 детей в возрасте четырех лет. Их по одному заводили в комнату, где на тарелке лежал зефир. Задание озвучивалось следующее: ребенок может съесть этот зефир прямо сейчас, но если подождет 15 минут, то получит еще один зефир и сможет съесть обе сладости. Для чистоты эксперимента каждый ребенок оставался один в комнате с зефиром.
В результате только 30 % всех детей дождались возвращения взрослого, который зашел в комнату через 15 минут. Остальные не смогли удержать себя в руках и поддались искушению.
Эксперимент проводился в 60-х годах прошлого века. Организатор Мишель Уолтер отслеживал судьбу этих детей и убедился, что те, кто в свое время сумел обуздать свои сиюминутные желания, оказались более обучаемы и успешны в выбранных областях и интересах.