Эффект новизны, примеры

Расшифровка

Эффект новизны в психологии — это некий феномен, который предполагает повышение значимости именно той информации, которая была получена в последнюю очередь. При этом все то, что вы знали ранее, как бы забывается или априори считается неважным. Как мы видим, эффект первичности и новизны — два противоположных понятия. Но стоит помнить, что и тот, и другой могут быть присущими одному и тому же человеку. Просто в чьем-то подсознании более развитым является именно эффект новизны. Подобное свойственно преимущественно тем людям, которые предпочитают идти в ногу со временем, не боятся перемен, путешествуют, всегда открыты новым знакомствам. А вот эффект первичности чаще всего берет верх над консервативными личностями, которые любят копаться в прошлом и живут в воспоминаниях.

Инновационные методы психологии

Усовершенствованная работа практического терапевта реализуется через ряд инновационных методов. Их принято разделять на четыре группы.

Техники, основная цель которых – совершенствование коммуникативных навыков путем прямого взаимодействия индивидов.

  1. Дискуссия – метод коммуникативно-диалоговых техник, позволяющих достигнуть консенсуса противоположных сторон. Используется при групповых формах работы.
  2. Дебаты видоизменяются исходя из аудитории: возможны индивидуальные состязания ораторов, групповые противоборства, интеллектуальные дуэли. Основа полемики – совершенствование ораторских способностей, развитие коммуникативных навыков индивида.
  • Совершенствование навыков самостоятельности, ответственности, творческого, нестандартного мышления.
  • Приемы моделирования проблемной ситуации. Группа имитационных технологий включает приемы моделирования профессиональных, личностных ситуаций индивида с последующим решением. Игры помогают реализовывать потенциал личности, избавляют от стереотипов, паттернов поведения, повышают навыки межгруппового сотрудничества.
  • Творческая активность. Цель – осознание ресурсов личности. Арт-терапия имеет множество разновидностей, каждой проблеме здесь соответствуют определенные методические средства. Психология активно применяет прием рисования на мокрой бумаге: лист бумаги смачивают водой, после чего наносят рисунок акварельными красками. Психологи просят фиксировать мысли, чувства, ощущения, которые испытывает индивид. Прием помогает выразить эмоциональное состояние, снижая напряжение. Нервное напряжение помогает снизить и техника монотипии. Гуашью на стекле создается рисунок, после чего изображения отпечатывается на листе.
  • Прием использования масок для психологической работы помогает перевести глубинные комплексы на сознательный уровень. «Лицо» помогает примерить новую роль, избавляет от психологических проблем.

Понятие «эффект новизны» в психологии

Определение 1 Эффект новизны – это феномен социальной психологии, который проявляется при восприятии человека человеком – по отношению к знакомой персоне наиболее запоминающейся оказывается последняя, полученная о ней информация, в то время, как по отношению к незнакомой персоне наиболее значимым является первое впечатление о ней.

Область социального восприятия, связанная с описанием феноменов, эффектов, проявлений является наиболее изученной, имеющей богатый фактический материал. Феномены и эффекты являются и своеобразными «ошибками», и важными закономерностями, связанными с особенностями психики.

Эффект новизны делает жизнь более счастливой и насыщенной. Эффект новизны тесно связан с эффектом ореола и первичности и проявляется через значимость информации определенного порядка о человеке для того, чтобы составить о нем свое представление. В отношении знакомого человека значимой будет последняя, новая о нем информация – это есть эффект новизны. Относительно незнакомого человека, значимой будет первая о нем информация – эффект первичности.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Оба эффекта рассматриваются как частные случаи проявления процесса, восприятие человека человеком – этот процесс получил название стереотипизация.

Данные «ошибки» психология объясняет просто и доступно, а вот затруднение вызывает перенесение этих принципов на практику.

Психологи считают, что полученное ранее знание переходит в долговременную память, а полученное новое знание пока находится в кратковременной памяти и сознание не воспринимает его как достоверный факт. Вторая причина этого эффекта, по их мнению, кроется в бессознательной расстановке приоритетности между сообщающими информацию. Обычно считают, что, первый источник, в получении каких-либо сведений, если удовлетворяет потребность индивида, то он и будет более привлекательным и доверия к нему больше.

С эффектом новизны совпадает закон предшествования, открытый американским психологом М. Лундтом в 1925 г – эта концепция существовала до официальной формулировки эффекта новизны. Данная особенность восприятия в современной психологии связывается с работами польско-американского психолога Соломона Аша.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

С. Аш в 1946 г впервые в своей статье упомянул эффект первичности. Анализируя свой эксперимент, он выдвинул теорию – более сильное впечатление на человека оказывает первое сообщение о чем-либо.

Эффект первичности С.Аша был подвергнут критике со стороны К. Ховланда, основателя Йельской школы, который считал, что теория не рассматривает образовательный уровень аудитории, её мировоззрение, кругозор.

Эффект новизны противопоставляется эффекту первичности. Он определяется, как склонность индивида отвергать прежнюю информацию о человеке, придавая большую значимость новым данным.

Для проверки этих эффектов Н. Миллер и Д. Кэмпбелл в 1959 г провели эксперимент. Суть эксперимента состояла в том, что произойдет с их точкой зрения на судебный процесс. Они получили стенограмму судебного процесса с аргументами обвинения и защиты, собранными в отдельные блоки. Их точка зрения о виновности и невиновности обвиняемого менялась, в зависимости от того, какой из блоков они читали первым.

В результате ученые сделали вывод о том, что эффект новизны побеждает эффект первичности лишь в том случае, если:

  • проходит большое количество времени между двумя сообщениями с противоречивой информацией;
  • формулировать свое мнение аудитория должна сразу после получения новой информации.

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя

Экспериментатор, который твердо верит в гипотезу или надежность информации, неосознанно действует таким образом, чтобы получить соответствующие результаты, подтверждающие гипотезу. Это называется эффектом Пигмалиона. В эксперименте Р. Розенталя участникам поручали провести определенную работу (эксперимент) с популяцией крыс, а именно следить за их поведением в лабиринте. В одном случае участнику говорили, что крыса «умная», а в другом — что «глупая». В результате были получены данные, которые это подтвердили.

Оказалось, что когда участник работал с «умной» крысой, он был с ней более мягким, поглаживал ее, поэтому создавал дополнительные положительные подкрепления для выполнения задания. Впоследствии Р. Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли экспериментатора выступили учителя. Оказалось, что «способные» (в той же мере, что и крысы) ученики достигли более значительных успехов.

Эффект Розенталя также получил название «эффекта предвзятости экспериментатора». Он относится к группе артефактов, обусловленных свойствами исследователя. В 1966 г. Р. Розенталь описал, что артефакты возникают в результате таких особенностей деятельности экспериментатора:

Ожидания экспериментатора определяют характер полученных им данных.

Осознание экспериментатором своей собственной склонности находить ожидаемые данные может привести к противоположному эффекту: искать предвзято только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы не казаться предвзятым.

Экспериментаторы, которые в начале исследования получают очень «хорошие» данные, пытаются дальнейшие данные еще больше улучшить, те же экспериментаторы, которые изначально получают «плохие» данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.

Эффект предвзятости экспериментатора проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные («фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым. Он просто неосознанным образом (вербально или имплицитно поведением) поддерживает именно те действия испытуемых, которые подтверждают гипотезу.

Предвзятость экспериментатора отражается в интонации, а также визуально, если он и исследуемый работают вместе и видят друг друга во время эксперимента.

Эффект предвзятости больше проявляется у тех исследователей, которые стремятся к поддержке, активно жестикулируют, по-дружески и с интересом относятся к испытуемым.

Этот эффект усиливается, когда экспериментатор и испытуемый знают друг друга.

Экспериментаторы-женщины больше склонны к предвзятости, чем мужчины.

Исследователи проявляют устойчивые тенденции, которые влияют на ход экспериментальной процедуры и являются последствиями неосознанного уровня психической регуляции. Экспериментатор организует деятельность исследуемого лица, дает задание, оценивает результаты, изменяет условия исследования, регистрирует особенности поведения участника и результаты его деятельности. Для того, чтобы избежать влияния заинтересованного исследователя на эксперимент с целью подтвердить свою теорию, надо привлекать других ученых, которые не знают его цели и теорий. Также уместной является проверка результатов исследователями, которые критически настроены к гипотезам автора исследования.

Экспериментаторы — это люди, по-своему заинтересованные, которые в свойственной им манере наблюдают, фиксируют и оценивают явления. Они также имеют разную мотивацию, принадлежат к разным этнокультурным общностям. При стремлении к новому и соблюдении образцов поведения настоящего ученого, экспериментаторы имеют разные представления о путях и способах познания. Как отметил А. Шопенгауэр, «человеку свойственно принимать пределы своего понимания за пределы вселенной».

При проведении исследований экспериментаторы допускают такие ошибки, обусловленные эффектом Пигмалиона:

Занижение слишком высоких результатов. Возможно также завышение низких оценок, деформация шкалы и сближение результатов до среднего значения. Причиной может быть неосознанная тенденция «привязывать» данные исследуемого к своим собственным.

Избегание крайних оценок (как низких, так и высоких), группировки данных только вокруг среднего значения.

Завышение значения определенного параметра или определенной задачи по экспериментальной серии. Через призму этой установки и происходит оценка задач и личностных качеств.

Для того, чтобы нейтрализовать артефакты, обусловленные экспериментатором, следует увеличивать число исследователей, наблюдать за их поведением, проводить специальное обучение и тренировки, скрывать от них основную гипотезу, свести к минимуму контакты экспериментатора и испытуемого.

Формирование первого впечатления о человеке

Повседневная жизнь человека насыщена новыми встречами, и во многих обстоятельствах оценивать людей приходится на основе кратковременного восприятия – это первые впечатления и, на его основе возникает соответствующее поведение.

Первое впечатление является сложным психологическим феноменом, включающим логические, эмоциональные, чувственные компоненты. Формироваться первое впечатление может, как при специальном намерении оценить человека, так и при отсутствии такого намерения.

Определяющими факторами впечатления о человеке, в первый раз встречаемого, являются особенности его внешнего облика и поведение. Сам человек, его поведение и облик отражаются при первой встрече очень ярко.

Также на формирование впечатления о незнакомом человеке существенное влияние оказывает ситуация, при которой произошла встреча.

Впечатление также будет зависеть и от личностных качеств того, кто оценивает незнакомца, его психический склад и отношение к различным сторонам действительности.

Перечисленные факторы являются глобальными и находятся в тесной взаимосвязи.

Исследования, проведенные психологами, говорят о том, что при формировании мнения о качествах личности, впервые встреченного человека, большое значение имеет его общая эстетическая выразительность. Например, степень соответствия физической наружности человека со сложившимся идеалом красоты.

Используя метод компетентных судей, А. Миллер провел эксперимент, выбрав из большого числа фотографий красивые лица с точки зрения судей и обыкновенные лица. Две группы фотографий были показаны женщинам и мужчинам, возраст которых был в границах 18-24 года. Задача испытуемых заключалась в том, чтобы рассказать по фотографиям о внутреннем мире каждого.

Фотографии, лица на которых были отнесены к более красивым, испытуемые охарактеризовали как уверенных, искренних, счастливых, духовно богатых людей. Оценка второй группы фотографий имела значительные расхождения с первой группой.

Выполненные исследования показывают, что физическая привлекательность вызывает «сдвиг» в оценках тогда, когда объектом оказываются черты личности человека и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности или поступок.

Виды инновационных технологий в психологии

Качество консультативного процесса повышается за счет использования инновационных технологий. Введение новшеств обусловлено развитием общества, появлением новых взглядов. Цель введения инновационных технологий в психологию – тренировка клиента для успешной адаптации к постоянно меняющемуся обществу.

Развитие потенциальных возможностей субъекта, происходящее через инновационную деятельность – одна из задач психологии. Новые методики в психологии имеют разные направленности: это могут быть групповые, игровые, проблемные методы. Творческая составляющая – основа всех техник.

Виды инноваций в психологии многообразны; рассмотрим некоторые из них.

Лечение рисунком

Лечение рисунком – воздействие на психику с помощью средств изобразительного искусства: рисование красками, карандашами, восковыми мелками, фломастерами, создание коллажей. Используя данные методы, человек способен выразить внутреннее эмоциональное состояние.

Теоретическое основание лечения творчеством – теории Фрейда и Юнга. Психологи исследуют бессознательные пласты личности, наблюдая за творчеством клиента. Процессом терапии личность управляет самостоятельно. Изображения носят индивидуальный, неповторимый характер. Изотерапия имеет два направления: активное и пассивное. При активной деятельности клиент получает полную свободу действий: он сам выбирает сюжет рисунка, материал. Пассивная деятельность предоставляет личности готовые мотивы, темы и шаблоны.

Использование IT-разработок

Активное использование IT-разработок. Информационные технологии плотно вошли в психологическую практику. Сфера применения технологий обширна: формирование базы данных, справочных систем, диагностическая функция, расчет статистических данных. Компьютеризация облегчает обработку первичных показателей, диагностический процесс. Автоматизированная обработка позволяет уменьшить вероятность субъективности и ошибок при подсчетах. Единая система экономит время психолога.

Лечение музыкой

Лечение музыкой – инновационный метод, основа которого – терапевтическое воздействие на психику с помощью музыкальных композиций.

Различают активную и пассивную форму деятельности. Активная деятельность – исполнение музыкальных произведения с использованием настоящих музыкальных инструментов или подручных материалов. Совершенствование коммуникативных связей во время исполнения музыки – основная цель методики. При совместном исполнении музыки люди учатся находить общий язык, выстраивать отношения, договариваться. Пассивная деятельность – прослушивание мелодий. Композиция выбирается с учетом эмоционального состояния индивида. Подход помогает достичь эмоциональной разрядки.

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия употребляется психологами, когда индивид испытывает трудности вербального выражения волнующей ситуации.

Танец помогает распознать испытываемые эмоции, выразить чувства. Тело работает как инструмент, расшифровывающий послания бессознательного. Движения помогают осознать собственное «Я». Танец не оценивается психологом с точки зрения эстетики и профессионализма. Цель движений – достижение максимальной согласованности души и тела.

Жизнь

Чтобы развить в себе стремление к новизне, нужно быть очень любопытным и обращать внимание на то, что нас окружает. Что интересно, иногда нечто совершенно новое находится прямо перед нашим носом, а мы не в состоянии заметить этого

Поэтому, развивая любопытство, вы становитесь способны замечать то, чего раньше не замечали и приобретать новый опыт даже по дороге на работу.

Проще говоря, намного полезнее получить опыт в пяти сферах, чем в пятидесяти. В последнем случае вы попросту выгораете, теряете огромное количество энергии и теряете интерес к новому опыту спустя короткий отрезок времени. Поэтому у новизны есть побочный эффект. В принципе, любая крайность имеет негативное влияние на человека

Поэтому обращайте внимание на все новое, однако постарайтесь задерживаться надолго в этом состоянии и не менять деятельность слишком уж часто, погрузитесь в новый опыт и получите большое количество новых эмоций и впечатлений

Это может показаться странным в контексте новизны, но нет ничего страшного в планировании своего опыта. Многие люди считают, что планировать что-то новое глупо, однако это не так

Планирование позволяет вам сосредоточиться на том, чем вы занимаетесь и не распылять свое внимание на что-то еще. Люди, живущие исключительно на импульсе, достаточно непостоянны и ветренны

Поэтому включить голову даже в развлечении никому не помешает. Планируйте выходные, планируйте время после работы. Новый опыт не станет для вас бременем вследствии этого — просто потому что все предсказать невозможно. Вы можете выделить три часа обучению игры в шахматы, но планирование этого опыта не сделает игру скучной, оно заставит вас успокоиться и не думать о чем-нибудь еще. Если вы знаете, что три часа проведете за шахматной доской, то никаких других мыслей у вас во время этого не будет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: