Что же такое филогенез — психология или игра?

Связь с онтогенезом

Филогенез и онтогенез, как уже говорилось выше, тесно связаны между собой, и данная связь очень четко выражена в биологическом законе. Его установили известные ученые Мюллер и Геккель.

Онтогенез представляет собой индивидуальное развитие живого существа. Весь процесс запускается тогда, когда появляется зигота, и затем он продолжается вплоть до того момента, когда существо умрет. Основной характеристикой онтогенеза является то, что в живом организме постоянно происходят разного рода изменения, которые во многом будут зависеть от наследственности или условий жизни.

Филогенез в свою очередь направлен на то, чтобы накапливать, отбирать, а затем закреплять изменения, произошедшие во время индивидуального развития. В то же время учитываются те изменения, которые случились ранее с другими поколениями. Это объясняет тот факт, что животные развиваются точно так, как и их предки.

В психологии филогенез представляет собой процесс изменения и развития психического состояния живого организма под влиянием эволюции. Большая часть биологических свойств, характерных для человека, считаются достаточно устойчивыми. При этом развитие психики никогда не останавливается. На нее во многом будут влиять культурные особенности и социальная жизнь каждого отдельного человека. Для развития психики и мозговой деятельности необходимо постоянно тренировать мозг. Для этого отлично подходят когнитивные тренажеры Викиум.

Филогенетические определения таксонов

Для того, чтобы была возможна однозначная классификация, необходимо соблюдать правило монофилии таксонов. Монофилетический таксон включает общего предка всех видов в таксоне и все виды, произошедшие от него. Следующая иллюстрация представляет собой кладограмму позвоночных животных (Vertebrata) согласно наиболее распространенной систематике с сильно упрощенной структурой и без учета многих вымерших таксонов:

Монофилетический таксон

Синим цветом выделен монофилетический таксон Reptilia, который можно однозначно определить на основании общего предка всех рептилий. Птицы (Aves) также включены в таксон, поскольку считается, что они произошли от рептилий.

Таковы парафилетические таксоны, включающие общего предка, но не все его потомственные линии. Традиционный класс Reptilia является таким таксоном, поскольку не включает птиц:

Парафилетический таксон

Парафилетический таксон не может быть однозначно идентифицирован, так как не существует формальных критериев для выделения определяющих его признаков.

Классификация в данном случае скорее условна и не возникает естественным образом. Однако используется множество классификаций, включающих парафилетические таксоны.

Все остальные таксоны, т.е. те, которые не включают общего предка, называются полифилетическими и считаются «неестественными»:

Полифилетический таксон

На первый взгляд, систематика, основанная на монофилетических таксонах, может показаться простым решением проблемы несовместимости таксономий, поскольку позволяет однозначно определить таксоны. В действительности, однако, хотя общий подход не вызывает сомнений, по поводу систематики организмов все еще существует ряд споров. Разногласия существуют даже для высших таксонов, таких как классификация черепах (см. Рептилии). Это связано с ограничениями методов современной систематики и огромными вычислительными ресурсами, необходимыми для секвенирования и сравнения геномов организмов.

Другая проблема филогенетической систематики связана с организмами, интенсивно осуществляющими горизонтальный перенос генетической информации. В основном это бактерии, но есть данные о горизонтальном переносе хлоропластной, митохондриальной и ядерной ДНК у эукариот. Горизонтальный перенос является мешающим фактором при изучении вертикального (филогенеза) и требует дополнительных статистических методов для получения корректного дерева.

Развитие интеллекта, сознания и личности

Вершиной интеллектуального развития животных является
практический интеллект, позволяющий изображать не только индивидуальные
качества объектов, целых объектов и предметных ситуаций, но и динамические
межсубъектные отношения, возникающие прежде всего в виде зрительных образов.
Интеллектуальная психика свойственна так называемым высшим животным, таким как
волки, лисы, медведи, дельфины, собаки и особенно обезьяны.

Большое значение у высших животных, особенно у обезьян,
имеет не только использование предметов, таких как ветки, кости, камни, но и их
манипулирование, которое предшествует их использованию в качестве инструментов.
У обезьян наблюдается сложное поведение, например, ежедневное создание
спального места. Этому способствует постепенное высвобождение передних
конечностей, что делает манипуляции у обезьян превосходящими аналогичные
действия у других высших животных.

Создание инструментов привело к накоплению знаний о
свойствах объектов, умению применять знания и инструменты в различных
ситуациях, значительному расширению фонда умений и, соответственно, интеллекта.

Развитие человеческого интеллекта проходит через три этапа.
Первая фаза эволюционного развития высших животных — это обучение и навыки.
Обучение формирует индивидуальную память и становится двигателем ее
интенсивного развития.

Информационное и оперативное содержание памяти, накопленной
в процессе обучения, становится основой для развития мыслительных процессов.
Начинается второй этап психического развития — период перехода от животного к
человеку. Отделение мыслительных процессов от реальности, появление чисто
человеческого абстрактного интеллекта — вот содержание третьей фазы.

Решающее значение в развитии психических качеств человека
приобретает слово как средство организации социальной деятельности, фиксации и
передачи опыта, как внутренний инструмент организации и развития своего
поведения и менталитета. У древнейших людей зародилась сознательная психика с
присущими ей чертами:

чисто человеческие познавательные,
интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
мотивирующие и формирующие сферы деятельности и
необходимые для ее реализации системы знаний, умений и навыков;
эмоционально-сенсорная сфера как важный фактор
регулирования деятельности и социальных отношений.

Под постоянным развитием психики, благодаря деятельности
философов, врачей, педагогов, государственных деятелей, изобретателей и т.д.,
создаются. Инструменты, орудия труда, транспортные средства, новые формы жизни,
литература, изобразительное, скульптурное, конструктивное искусство и т.д.,
т.е. предметный и духовный мир человеческой цивилизации.

В рамках сознания возникает качественно новая психическая
формация — самосознание, внутренний рефлексивный механизм саморазвития и
саморегуляции человеческой психики. Личность становится регулятором творческой
деятельности в преобразовании внешней реальности и внутреннего самосоздания
психики. Личность характеризуется огромным творческим потенциалом и реальным
влиянием на природу, на других и на себя.

Филогенез людей

Человек развивался на протяжении миллионов лет. На пути его развития постепенно вытеснялся биологический процесс другим, небиологическим. Человек развивается сугубо индивидуально за период своей жизни. И этапами служит его возраст.Трансформации физиологического уровня сопутствуют тенденции:

  • сложное поведение – активные двигательные способности;
  • индивидуальное обучение и дальнейшее самосовершенствование;
  • сложные формы психического отражения.

Психика людей отличается от животных наличием сознания. Культурная эволюция способствует формированию сознания и личности. У людей эволюция сознания есть результат мозговой деятельности, физического труда и речи. Чтобы сознание развивалось стабильно необходимо самосовершенствование. Эволюция сознания не является быстрым процессом. От рождения психика человека трансформируется. С возрастом растет физическая сила и развивается психика. Когда человек достиг 60-65 лет рост замедляется, а затем происходит снижение.

Вначале еле заметное снижение. Чем человек становится старше, тем снижение больше. Все трансформации изучает возрастная психология.

Труд, материальное состояние, духовное состояние человека – эти составляющие позволяют оптимально судить о достижениях психического развития.

Человек как наивысшая ступень развития психики

Более подробно стоит рассмотреть человека и чем конкретно его психические процессы преобладают над предыдущими представителями филогенеза.

Основные отличия от животных:

Труд – специфический присущий исключительно человеку вид деятельности. Заключается он в воздействии на природу и окружающую среду с целью создания благополучных для себя условий.
Коммуникация, речь – по праву новый уровень регуляции поведения и психических состояний, посредством которого не только происходит контакт с окружающими представителями своего вида, но и появляется способность получать информацию.
Законы принципов, морали и нравственности. Появление таких понятий как «хорошо», «плохо». Все эти законы формировались обществом и общим пониманием того, как правильно.
«Совершенная» нервная система, которая включает в себя огромное количество нейронов. Для нервной системы характерна большая проводимость нервных импульсов и высокая скорость проведения информации.
Стоит отметить и тот факт, что в процессе эволюции произошло и то, что человек вместо того, чтобы изменяться для природы, подчиняясь ее законам, начал менять природу под себя.
Появляется наряду с сознанием, самосознание, ощущение себя, отношение к себе. Способность к рефлексии, основываясь на личные требования, ценности и идеалы

Однако самосознание людей сугубо индивидуально и может не совпадать с восприятием другого представителя вида.
Образование таких психических процессов как мышление, память, восприятие, внимание помогли человеку выйти на совершенную ступень разума.

Единство всех этих психических функций и способностей формируют сознание человека. Однако развитие и преобразование этих процессов также проходило огромный путь к достижению такого «совершенного» результата психики, который видим мы сейчас.

Психика постоянно развивается в процессе трудовой деятельности, посредством социума, под воздействием дальнейшего развития и исторических перемен. Поэтому говорить о том, что развитие психики до конца сформировано и это конечная точка, нельзя.

Подводя итоги, стоит сказать, что психика прошла невероятный путь преобразований в процессе филогенеза. Масштабы этих изменений по праву величественны. Благодаря этим знаниям, мы способны оценить уникальность природы и мира в целом.

Стадии

Филогенетическое развитие условно делится специалистами на три разные стадии:

  • Элементарная сенсорная. Присутствует она у самых простых или же многоклеточных организмов, которые обитают в воде. Дополнительно стадию можно поделить на высшую и низшую. Простейшие способны воспринимать некоторые из свойств явлений, которые происходят в окружающем мире. В самом начале проявляется достаточно низкий уровень, при котором у животного возникает незначительное раздражение. Такая реакция считается вполне естественной, и только после нее может начать проявляться более высокий уровень, при котором возникает определенная чувствительность или же адекватная реакция.
  • Перцептивная. Можно поделить на три разных уровня – наивысший, низший и высший. Деятельность может проявляться исключительно в тех ситуациях, когда на явление или предмет происходит воздействие. Влияние на отдельные составляющие в данном случае учитываться не будут.
  • Интеллектуальная. Это самый высокий уровень психики перцептивного характера. Организмы могут решать самые разные задачи и запоминать информацию, определенные результаты, которые потом используются в подобных ситуациях.

Если говорить об интеллектуальном поведении человека, то в данном случае отличие заключается в том, что мы способны дополнительно придумывать новые варианты того, как можно решить задачу. При этом происходит постоянное развитие, которое не останавливается ни на секунду. Действия интеллектуального характера, возникающие среди животных, совсем не похожи на аналогичные действия людей.

Незнакомое понятие

Часто ли вы слышали о филогенезе? Наверняка многие предположат, что филогенез – это биология, или, если быть более точным – определение, используемое в биологии. Но, скорее всего, не каждый образованный человек точно знает, о чем пойдет речь. Беглый опрос десяти человек показал, что:

— филогенез – это «нечто похожее на фотосинтез» (так предположили четыре человека из десяти);

— филогенез – мутация живых клеток (два из десяти);

— филогенез – определение, используемое в генетике и обозначающее процесс «сотворения новых индивидов» (один из десяти);

— еще три человека при вопросе, что такое филогенез, с недоумением пожали плечами.

Однако, несмотря на очевидную неосведомленность в данном вопросе, никто из респондентов не остался равнодушным. Каждый из них захотел узнать: что же такое филогенез?

Значение филогенеза

Филогенез — это одно из самых главных звеньев в развитии всего живого. С момента появления на научном поприще он занял важнейшее место в понимании эволюции и развития не только человеческого рода, но и всех живых организмов. Исследования данного явления необходимы для развития общей теории эволюции и построения естественной системы организмов. Основа, на которой строятся доктринальные положения филогенеза, заключена в теорию естественного отбора. В данный момент следует говорить о том, что филогенез всевозможных групп организмов изучен неравномерно, что определяется различной сохранностью останков и ископаемых, на основе которых можно было бы достоверно выстраивать филогенетическое (родословное) древо. В настоящее время наиболее изученным является филогенез высших групп позвоночных. Если же говорить о беспозвоночных животных, то из них к наиболее изученным можно отнести моллюсков, членистоногих, плеченогих и некоторых других.

Безусловно, в свете проявления большого интереса к происхождению мира, его составляющих и, в частности, человека такое научное явление, как филогенез, имеет огромное значение для познания человечеством самого себя и окружающего мира.

Способы

Методы:

  1. Neural network abstract 3d rendering

    Молекулярной биологии. Часть из них разработал, применял в своих научных целях Чарльз Дарвин. Он использовал биохимические показатели, чтобы установить систематическую принадлежность тех или иных форм.

  2. Генетические методики. Этот может быть прямое определение генетической совместимости форм или анализ цитогенетических особенностей.
  3. Экологические методики. Совокупность способов изучения условий взаимоотношений, проживания живых существ.
  4. Методы систематики. С их помощью специалисты выясняют систематическое расположение той или иной формы.
  5. Эмбриологические методики. Существует разные методы изучения эволюционного процесса.
  6. Морфологические методы. Если живые существа похожи внутренне, они относятся к одной форме, имеют сходства в функционировании сознания.
  7. Биогеографические методы. С помощью этих методик можно проанализировать процесс развития живых организмов в разных масштабах.
  8. Палеонтологические методы. С их помощью изучаются смены фауны, флоры, экосистемы, эволюции.

Для получения общей информации о филогенезе, эволюции методики изучения комбинируются.

История исследования

Особенности становления психики — краеугольный камень для психологической науки с середины XIX века. Чарльз Дарвин первым выявил три стадии развития психики.

Следующий исследователь, который внес вклад в изучение филогенеза, — И. М. Сеченов. Он поставил перед собой задачу проследить за историей развития психических процессов. Он рассматривал не только особенности людей, но и других живых существ. В своей работе «Элементы мысли» он призывал других исследователей заниматься разработкой эволюционной психологии по учениям Дарвина.

Еще один ученый, который внес вклад в развитие данного направления, — А. Н. Северцов. В своем труде «Эволюция и психика» он провел анализ приспособления живых существ к окружающей среде.

Эволюционный подход продолжил изучать и развивать В. А. Вагнер. Он разрабатывал эволюционную психологию на основе данных о психической жизни живых существ.

Развитие в филогенезе психики от инстинктов через навыки к интеллекту

Основной вопрос филогенеза – это развитие психики, которое привело к разумному поведению индивида. Таким образом, поведение человека прошло через определённые этапы:

  1. Инстинктивное (в основе которого – только инстинкты): такое поведение позволяет неосознанно приспосабливаться к окружающей среде за счёт биологических потребностей. Инстинкты есть у живых существ с разным уровнем развития.
  2. Поведение на основе навыков . Такое поведение проявляется в результате научения или получения индивидуального опыта. Навыки развиваются на базе инстинктов, поэтому их можно выработать уже у высших беспозвоночных.
  3. Разумное поведение, в основе которого лежит интеллектуальная деятельность. Зачатки «интеллекта» проявляются у некоторых животных (шимпанзе, дельфины) исходя из биологических потребностей, на основе инстинктов.

Связь с онтогенезом

Связь между онтогенезом и филогенезом отражается в биогенетическом законе, который был представлен известными исследователями Ф. Мюллером и Э. Геккелем.

Онтогенез — индивидуальное развитие живых существ. Он начинается с появления зиготы и продолжается на протяжении жизни. Характеризуется онтогенез тем, что в теле живого организма происходят изменения. Они зависят от условий жизни, наследственности.

Во время филогенеза накапливаются, отбираются, закрепляются изменения индивидуального развития от предшествующих поколений. Поэтому животные развиваются аналогично предкам.

В психологической науке под филогенезом подразумевается процесс изменения, развития психики в ходе эволюции. Большинство видовых биологических особенностей человека являются устойчивыми, но психика развивается постоянно. На нее влияет особенности культурной и социальной жизни индивида. Через духовную, материальную культуру человек может воплощать достижения психического развития.

Примеры филогенеза

Самое простое сенсорное восприятие наблюдается у лягушки или хамелеона. Язык этих существ стремительно реагирует на пролетающую муху, стрекозу. Но если насекомые не двигаются, их не замечают. У приматов хорошо развит мозг. Они могут производить определенные манипуляции с палкой, камнем. Некоторые животные могут испытывать эмоции, у некоторых имеется отличная память, и даже склонны к обучению. Но изготовить самостоятельно орудие труда не могут.

Только человек с его развитым сознанием, мышлением может придумать новые инструменты, средства передвижения или игры для умственного развития. Человек научился строить самолеты, корабли, подводные лодки.

Филогенез – что это?

Что такое филогенез – это постепенные качественные изменения всей живой материи в процессе эволюции. Понятие филогенез (от греческого – зарождение рода) ввёл Э. Геккель.

В психологии филогенез ещё называют филогенетическим развитием. Филогенез в психологии – это процесс формирования и развития психики и поведения в ходе эволюции конкретного вида или же развитие форм сознания в ходе социокультурного человеческого развития. С этого определения ясно, психология определяет, что все существующие психические структуры проходят неизменные изменения и эволюционируют в более сложные формы. И наивысшей формой такой эволюции является появления сознания, которым наделен лишь человеческий вид.

Основными стадиями развития психики (по А. Н. Леонтьеву) в процессе филогенеза определяют:

  1. Сенсорную, когда психика заключалась в элементарной чувствительности (когда живые организмы отвечают лишь на отдельные раздражители внешнего мира);
  2. Перцептивную, где в основе уже предметное восприятие и организм реагирует уже на целостные образы и отдельные объекты;
  3. Интеллект, когда действительность отражается в ходе сложной мыслительной деятельности;
  4. Сознание, как высший уровень психического отражения, что появился в результате возникновения особого вида человеческой деятельности – труда.

Чем полезны эти знания?

В психологии определением филогенез называют сам процесс трансформации психики в результате эволюции. Филогенетические трансформации проходят в результате перестройки онтогенезов индивида. Онтогенез рассматривает развитие особей, в отличие от филогенеза. Люди населяют планету Земля примерно 7,53 миллиарда лет. За этот период сменилось около 1600 поколений. 1200 поколений вело пещерный образ жизни. Обучаться по книгам могли только 22 поколения. Пользоваться электроэнергией научились всего пять поколений назад. Использовать электронику в обучении начали совсем недавно.

Дагирова Лидия · 09 окт, 2019

Филогенез игры

Один из важных вопросов в филогенезе человеческого индивида – это игра. Она наряду с трудом, помогает ребенку развиваться, в соответствии с тем поведением и той деятельностью, что требует общество. Что такое филогенез игры?

В первобытное время важным рычагом в формировании сознательной деятельности стал труд, и для рожденного младенца, существа сознательного и ориентированного на выживание, не было места игре. Природа диктовала детям самостоятельность и необходимость совместного труда со взрослыми, где не было нужды для ролевой игры. Дети входили в жизнь общества и попросту овладевали орудиями труда и заодно – всеми отношениями со взрослыми.

С переходом к усложнению способов и форм труда (земледелие, скотоводство и т.д.), произошло разделение труда. Здесь уже детям приходилось упражняться с уменьшёнными «тренировочными» орудиями труда, что позволяет уже говорить об элементах игровой деятельности.

И вот уже с усложнением форм разделения труда и развития производства, становится невозможным быстрое введение детей в процесс труда. И теперь уже процесс овладения сложными, не по возрасту, орудиями откладывается на более поздний срок. В связи с этим и возникают первые игрушки (упрощённые и уменьшённые копии орудий труда), как средства развития ловкости, точных и метких движений, зрительной и двигательной координации. А следующим этапом в развитии игры стали символические игрушки, с помощью которых дети уже смогли создавать, играя, все жизненные сферы.

На примере филогенеза игры мы наблюдаем, в первую очередь, изменившуюся социальную составляющую этого процесса. Так, ребенок первобытного примитивного человека в игре, якобы тренируется к той деятельности, которая далее позволит ему выжить: охота, рыбалка, распознавание звериных следов. А вот игра уже ребенка « homo sapiens » демонстрирует направленность на будущую социальную активность и в игре демонстрирует все спектры социальных отношений.

Основы психики: чувствительность и восприятие

Развитие психики во время филогенеза — это качественное
изменение психики, происходящее в рамках эволюционного развития живых существ,
вызванное возрастающей сложностью их взаимодействия с окружающей средой.

Появление примитивной психики связано с переходом от
пре-психотических форм поведенческой регуляции простейших, растительных и
животных организмов к психическим, сигнальным, собственно животным формам
регуляции. Одной из форм жизнедеятельности являются тропизмы — изменения
направления движения частей растений под воздействием биологически значимых
стимулов (света, почвенного притяжения, химических раздражителей). Следующим
этапом в развитии живой деятельности являются такси — инстинктивная форма
пространственной ориентации животных. В соответствии с ними начинается движение
либо в сторону благоприятных, жизненно важных элементов окружающей среды
(положительные такси), либо в сторону от неблагоприятных (отрицательные такси).

Существуют также виды такси: — фототаксис в ответ на свет, —
хемотаксис на химические раздражители, — термотаксис на изменения температуры,
— геотаксис на гравитацию, — гидротаксис на поток жидкостей.

Одноклеточные животные и многие низкоклеточные
многоклеточные животные характеризуются — ортотаксисом, как реакцией на
ускорение или замедление движения, — клинотаксисом, как реакцией на изменение
направления движения под заданным углом.

В процессе эволюции возникает еще одна форма картирования,
которая дает организмам явные преимущества в выживании и развитии. Это сдвиг от
реагирования на прямое воздействие биотических стимулов под влиянием
сигналов-стимулов. Стимулируемость — это фундаментальное свойство живых
существ, представляющее способность живого существа реагировать на внешние
воздействия внутренними изменениями. Минимальное значение стимула, достаточное
для проявления раздражительности, называется порогом чувствительности.

Чувствительность — это способность реагировать на
биологически значимые объекты не прямым контактом с ними, а удаленными
сигналами о них, благодаря которым организмы могут избежать угрозы своему
существованию или воспользоваться благоприятными условиями. Чувствительность
присутствует как в одноклеточных организмах, таких как инфузория, так и в
многоклеточных организмах, таких как гидроидные полипы, медузы. Нейронная сеть
возникает как ассоциация чувствительных и управляемых сигналом клеток. Нервная
система зарождается. Он выделяет анализаторы, то есть органы чувств, среди
которых рецепторы — центральные нервные механизмы обработки информации и
эффекторные механизмы действия, служащие основой сенсорной психики, способной
проявлять индивидуальные качества.

Способность воспринимать различные объекты объективной
реальности стимулировала формирование у животных еще более сложных цепочек
инстинктивного поведения, чем врожденные, необусловленные рефлекторные
действия. Инстинкты — это комплекс двигательных воздействий или
последовательность воздействий, характерных для организма конкретного вида,
выполнение которых зависит от функционального состояния животного и текущей
ситуации, они обладают достаточным постоянством и независимостью от местных
изменений окружающей среды. Структура инстинктивного поведения включает в себя
хорошо согласованные движения, выразительные позы, психофизиологические
реакции, воспроизводимые в строгой последовательности. В инстинктивном
поведении существует подготовительная или поисковая фаза, которая является
относительно переменной, и заключительная, более постоянная фаза. Инстинкты
относятся, прежде всего, к тем сферам питания, обороны и воспроизводства,
которые характерны для данного вида.

Филогенез (биология)

Филогенез — эволюционное развитие любой биологической системы. Этот термин был введен в научный оборот немецким ученым-естествоиспытателем и философом Эрнстом Генрихом Геккелем в 1866 году. Данное определение обозначает изменения, происходящие в процессе эволюции различных видов органического мира. Основой для появления в биологии области, занимающейся изучением филогенеза, стало «эволюционное учение» английского натуралиста и путешественника Чарльза Роберта Дарвина.

После того как появилось понятие филогенеза, в науке сформировались и другие, отличные от первоначального, определения. Так, Шмальгаузен Иван Иванович, советский биолог, понимал под филогенезом исторический ряд прошедших отбор онтогенезов, связанных между собой как «предок–потомок».

Филогенез – это процесс весьма длительный, он длится много миллионов лет. Именно поэтому он не может быть объектом непосредственного наблюдения, и изучается путем воссоздания и моделирования уже произошедших событий и явлений. При этом эволюцию понимают как процесс, в ходе которого генетическая линия (предки) порождает ответвления (потомков) с естественными изменениями, произошедшими в ходе этого процесса либо вовсе приведшими к исчезновению вида.

Филогенетическая систематика

Традиционная иерархическая классификация организмов Линнея распределяет организмы в единую таксономию. Таксоны имеют ранги, основанные на общем сходстве входящих в них организмов. Степень сходства уменьшается с повышением ранга.

Однако наука еще была недостаточно развита, чтобы предложить единую схему определения рангов и таксонов. Соответственно, классификация производилась на усмотрение ученых и их представлениях о «божественном плане творения». Созданная таким образом классификация приводит к ряду трудностей: ранги не имеют биологического значения, например, род Люди, Homo, никоим образом таксономически не эквивалентен роду комаров-кулексов, Culex.

В 1950-х и 1960-х годах немецкий энтомолог Вилли Хенниг показал, что филогенез может служить основой для правил более точной (и естественной) таксономии с формально определенными правилами. В настоящее время биологи едины в том, что система классификации жизни должна быть совместима с эволюционной теорией.

Стадии филогенеза психики (А. Н. Леонтьев)

А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики:

Первая стадия. Элементарная сенсорная психика.

Представителями этой стадии являются простейшие, черви, некоторые насекомые.

Организмы на этой стадии способны отражать только отдельные свойства внешних воздействий. Все основано на ощущениях. Основными формами поведения считаются инстинкты, рефлексы и таксисы.

Инстинкты – генетически заложенные формы психического отражения. Таксисы – направленные движения организмов под воздействием некоторых раздражителей, таких как свет, температура, влажность, кислород и т.д.

Простыми словами организмы, имеющие элементарную сенсорную психику способны воспроизводить действия, когда внешняя среда влияет на них. Например, при встрече с некомфортной температурой или влажностью, они способны менять свое местонахождение, выбирая более комфортные условия.

Остальные формы поведения основаны исключительно на врожденных, генетически заложенных инстинктах. Червь, рождаясь, уже знает, как рыть землю, чем питаться.

Вторая стадия. Перцептивная психика.

Слово перцепция означает целостный образ восприятия.

Представители низшего уровня перцептивной психики — это рыбы, рептилии, членистоногие. Их формами отражения стоит считать объединение различных свойств в цельный образ. Помимо генетически запрограммированных реакций, появляются более разноплановые двигательные способности.

Высшими формами, которые имеют перцептивную психику, считаются некоторые млекопитающие и птицы.  Их формы поведения приобретают более развитый характер, инстинкты возникают также на повышенном  уровне. Появляется способность к научению.

У представителей перцептивной психики появляются такие понятия как промежуточные действия, операция. То есть они уже могут уже разнообразно реагировать на конкретную задачу, применяя ряд последовательных действий для достижения желаемого.

Развитие психики в филогенезе

Третья стадия. Стадия интеллекта.

Представителями низшего уровня стадии интеллекта являются некоторые позвоночные животные (собаки, кошки), а так же низшие обезьяны.

Появляется способность решать задачи, опираясь на отношения между предметами. Способность к научению становится более развитой. Представители низшего уровня стадии интеллекта уже умеют переносить пережитый опыт в новые условия и применять его, где необходимо.

Носителями высшего уровня стадии интеллекта считаются уже высшие человекообразные обезьяны и дельфины.

Им характерна способность решать задачи несколькими способами. При решении задачи, если реагирование на ту или иную ситуацию было удачным, такое поведение закрепляется и в дальнейшем применяется и в других подходящих ситуациях.

Формируется способность изготавливать орудие труда. Появляется умение решать двухфазные задачи. Другими словами, животные умеют в одной задаче применить две сформированные операции, в конечном итоге достигая желаемого.

Появляется такое явление, как «инсайт». Это означает, что после ряда неудачных попыток появляется внезапное понимание отношений и структуры ситуации, что приводит к нахождению правильного решения.

Четверная стадия. Сознание.

Наивысший уровень развития психики по праву представляет Homo sapiens (человек разумный). Именно у человека появляется такая форма отражения как сознание.

Возникает способность планировать, разделять мотив и цель. То есть человек начинает трудиться уже не с целью биологического подкрепления, а ради решения своей личной задачи.

Таким образом, способность к целенаправленной деятельности помогает не только приспосабливаться к среде, но и окружающую среду приспосабливать под себя.

Стоит отметить, что нервная система также проходила постоянное преобразование в процессе филогенеза. Если у простейших она диффузная, у червей – ганглиозная, у представителей перцептивной психики – трубчатая, а у позвоночных и птиц появился головной мозг.

Заключение

Таким образом, тренируя себя для реального общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми,, уже в дошкольном возрасте возникают осознанные потребности ребенка, что находят своё проявление именно в игре, делая этот вид деятельности – ведущим. Именно в игре ребенку удаётся разрешать нереализованные свои стремления, ориентированные на отношения со взрослым.

Таким образом, современная человеческая игра – это результат филогенеза, это деятельность, в ходе которой возможно создать и социальное взаимодействие между людьми без объективного его присутствия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: