Возможности и ограничения
Естественный эксперимент в психологии имеет ряд возможностей и ограничений. Возможности:
- Получение информации о внутренних, внешних условиях активности испытуемого.
- Возможность увидеть скрытые качества личности, свойства, их развитие.
- Получение информации о мотивах, методах, поведении личности.
Ограничения:
- Проведение многих опытов ограничивается нарушением прав человека.
- Психика не является постоянной.
- Психическое состояние может проявляться спонтанными всплесками эмоций.
- Психика является уникальной и не поддается статистике.
Психика является слишком сложным объектом для изучения. Поэтому результаты одного и того же опыта, проведенного с разными людьми, могут отличаться
Бихевиоризм – это в психологии…
В далеком 1913 году Джон Уотсон всколыхнул Нью-Йорк лекцией-манифестом, рассказывающем о психологии с позиции последователя бихевиоризма. Молодой и перспективный исследователь фактически отожествлял поведение животных и людей.
Направление бихевиоризм – это то, что подтолкнуло психологию к бурному развитию в ипостаси науки экспериментальной. Уотсон практически кричал: забудьте о сознании, слепцы, давайте изучать поведение человека.
Суть бихевиоризма по Уотсону можно охарактеризовать связью стимул-реакция. Сначала нужно изучить причину импульса, а затем – предсказать последствия.
Уотсон говорил о четырех классах реакций:
- Явные реакции. Когда ты отпираешь дверь, играешь на скрипке и вообще делаешь что-то, заметное глазу, то вот тебе явный пример видимой реакции. Просто, как дважды два.
- Скрытые реакции. Ведешь внутренний диалог в любой непонятной ситуации? Тогда вот тебе пример скрытой реакции от дядюшки Джона Уолтера.
- Зевание, кашель и иные импульсы – это тоже бихевиоризм в психологии. Новатор Уолтер обозвал все это явными наследственными реакциями.
- Замаскированные наследственные реакции – все то, что происходит в системе внутренней секреции, пока ты об этом и не подозреваешь.
С позиции бихевиоризма, психология – это на 100% объективная сфера естественной науки, которая может предсказывать поведение и контролировать его.
Стимулы внешней среды и твои действия в ответ на них – вот что реально формирует поведение. А все эти штуки вроде эмоций и настроения настолько субъективны, что и внимания не достойны. Бихевиоризм это в психологии утверждал. Причем, весьма красноречиво.
Проект «Аверсия»
Этот страшный проект проводился с 1970 по 1989 года в армии ЮАР под «предводительством» полковника Обри Левина. Это была секретная программа, направленная на то, чтобы очистить ряды южно-африканской армии от лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. «Участниками» эксперимента, согласно официальным данным, стали около 1000 человек, хотя точное число жертв неизвестно. Для достижения «благой» цели учёные использовали множество средств: от наркотиков и электрошоковой терапии до кастрации химическими препаратами и операций по перемене пола.
Проект «Аверсия» потерпел неудачу: изменить сексуальную ориентацию военнослужащих оказалось невозможно. А сам «подход» не был основан ни на каких научных данных о гомосексуальности и транссексуальности. Многие жертвы этого проекта так и не смогли реабилитироваться. Некоторые покончили с жизнью самоубийством.
Конечно, этот проект касался только лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Но если говорить о тех, кто отличается от остальных вообще, то мы часто можем видеть, что общество не желает принимать людей «не похожих» на остальных. Даже малейшее проявление индивидуальности может стать причиной насмешек, неприязни, непонимания и даже агрессии со стороны большинства «нормальных». Каждый человек это индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями и психическими свойствами.
Внутренний мир каждого человека это целая вселенная. Мы не имеем права говорить людям, как им нужно жить, говорить, одеваться и т.д. Мы не должны пытаться их изменить, если их «неправильность», конечно, не наносит вреда жизни и здоровью окружающих. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, невзирая на их половую, религиозную, политическую и даже сексуальную принадлежность. У каждого есть право быть самим собой.
8
Механизмы теории aтрибуции
Механизмы кaузальной aтрибуции основаны нa следующих положениях:
познaвая друг другa в социумe, люди нe огрaничиваются свeдениями, полученными в результатe внешних наблюдений: они стремятся к выяснению причин поступкa и к формулированию выводов о личностных кaчествах; поскольку информация, полученная в результатe стороннего наблюдения, часто бывaeт недостаточной, нaблюдатели опрeделяют вероятныe причины, побудившиe к действию, и приписывают их наблюдaeмому участнику; интeрпретация причин оказывaeт сущeственноe влияниe нa повeдениe нaблюдателя.
Самыe сущeственныe результаты исследования были получены вследствиe изучения механизмов кaузальной aтрибуции. Были установлены:
· 1. системныe различия в объяснении чeловеком собственного повeдения и действий других людей;
· 2. отклонения процессa замeщения от логических норм под влиянием субъективных факторов (информационных и мотивационных);
· 3. стимулирующee воздействиe, котороe оказывaeтся нa дeятельность чeловекa и eго мотивацию посредством объяснения нeудовлeтворительных результатов такой дeятельности влиянием внешних факторов, a удовлeтворительных результатов – влиянием внутренних факторов.
Одной из самых частых закономeрностей теории считaeтся завышениe собственной значимости и прeувeличение роли некоторых факторов (таких как удачa, вeзениe, способности) в формировании ситуации.
Что такое проекция
Знаете, как работает проектор? Он переносит изображение с фотопленки на экран. Также и человек нередко переносит, проецирует свои чувства, мысли, желания на других. Чаще всего это неприятные мысли и желания. Стыд и чувство вины – тяжелые переживания, и человек стремится избавиться от них, чтобы не травмировать свою психику. Причем не просто выносит свои грехи и темные помыслы из своего сознания, а наделяет ими других людей. Так ему проще – не нужно обвинять себя, ведь другие ничем не лучше, а даже и хуже.
Так, наиболее ревнивыми всегда бывают мужья, которые сами не прочь изменить жене. Но раз у них подобные мысли и желания возникают, то у женщины они тоже должны быть? И в этом есть своя, хоть и извращенная, логика. А жена, обвиняющая мужа в лишних тратах на «его прихоти и игрушки», сама не слишком экономна. Ей же так хочется эти туфли или блузку, но муж нисколько ее не лучше. А осуждая своих соседей или коллег, мы вспоминаем прежде всего те неприятные качества, которые присущи нам самим.
Вы скажете: это плохо, и я так никогда не делаю. Нет, не тешьте себя иллюзиями, все так делают, и вы тоже.
Как это работает
Защитный механизм проекции присущ всем людям и формируется в самом раннем детстве. Он рождается из запретов, которые диктует нам социум. В процессе воспитания складываются и закрепляются в сознании представления о плохом и хорошем, о дозволенном и недопустимом. Ребенок очень рано начинает понимать, что проявлять агрессию, обижать слабых, оскорблять других людей, отбирать игрушки – это плохо. Чем старше становится человек, тем больше запретов диктует ему общество. Они создают условия для негативных переживаний, ведь даже желать запретное – это плохо, недопустимо. И человек стремится защититься от этих неприятных эмоций, выйти из внутреннего конфликта между желаемым и допустимым. Вот и возникает известная всем реакция: «Ты сам(а), виноват(а)!»
Проекция – один из древнейших видов психологической защиты, и механизм ее прост. Он всегда работает по следующей схеме:
- Индивид ощущает дискомфорт, стыд, раздражение, причиной которых являются запретные желания и его неправильное, с точки зрения социальных норм, поведение.
- Стремясь избавиться от негативных эмоций, человек выносит неприемлемые желания и побуждения за пределы своего сознания.
- Приписывает эти побуждения другим людям, чтобы не было самому так стыдно, ведь «все такие, все так делают».
Поэтому «старые девы», озабоченные своими «неправильными» мыслями и желаниями, так энергично борются с «развратом» молодежи. А пьяница в моменты трезвости с гневом клеймит позором соседа-алкоголика.
Механизм проекции подливает масло и в огонь межнациональных конфликтов, потому что чаще всего представители одной нации обвиняют своих врагов в грехах, присущих им самим. И чем больше этих грехов, тем агрессивнее становятся люди. Чаще всего мы обвиняем тех, кого сами же обидели. Почему? Чтобы не было стыдно и чтобы не чувствовать себя виноватыми.
Громче всех обвиняют чиновников в воровстве те люди, которые и сами бы не прочь погреть руки, но этой возможности не имеют. И отвергая собственные желания, эти обличители проецируют их на тех, у кого такая возможность есть.
Проекция и эмпатия
Проекция связана не только с постыдными мыслями и асоциальными желаниями
Процесс переноса эмоциональных состояний лежит в основе такого важного социально-психологического явления, как эмпатия. Под эмпатией в психологии понимается способность человека переживать те же чувства, что и его партнер. Это сострадание, сочувствие, которое основано на личном эмоциональном опыте
Именно этот опыт индивид и переносит на других людей, представляя, что они должны чувствовать в знакомой ему ситуации. Поэтому страдания или радость другого может понять только тот, кто сам страдал и радовался
Это сострадание, сочувствие, которое основано на личном эмоциональном опыте. Именно этот опыт индивид и переносит на других людей, представляя, что они должны чувствовать в знакомой ему ситуации. Поэтому страдания или радость другого может понять только тот, кто сам страдал и радовался.
Без способности проецировать свой эмоциональный опыт невозможно взаимопонимание. Хотя не всегда проекция отражает объективное состояние дел. Мы можем сопереживать человеку, думать, как ему плохо, ведь в схожей ситуации нам было очень тяжело. Но это не значит, что тот человек действительно страдает. Люди-то разные, и обстоятельства, в которых они оказываются, тоже разные. Но чем более эмоционально близки индивиды, тем более точно они понимают состояние друг друга.
Необходимость проведения
Эксперименты в области психологии позволяют разложить на отдельные компоненты то или иное явление, чтобы затем заняться изучением каждого из них. Также в ходе проводимых практических исследований удается с определенной точностью зафиксировать полученные результаты и следить за процессом развития предмета изучения. При этом экспериментатор чаще всего не ждет возникновения рассматриваемого им психического явления. Он активно воссоздает его в самых благоприятных для этого условиях, варьирует, планово вмешивается в процесс, многократно повторяя особенности проведения опыта.
Нередко психические явления изучаются в естественных условиях с помощью методики непосредственного наблюдения. А вот использование эксперимента позволяет искусственно отделить изучаемое явление от прочих и целенаправленно варьировать условия воздействия на испытуемых. В ходе проведения таких работ прослеживаются получаемые результаты, что и является основанием для определенных выводов.
Эксперимент Марии Кюри
Мария Кюри является одной из немногих женщин, имена которых отмечены в больших экспериментах.
Родившись в 1867 году в Варшаве, она иммигрировала в Париж в возрасте 24 лет, чтобы получить возможность продолжить изучение математики и физики. Там она познакомилась и вышла замуж за физика Пьера Кюри. При всем ее таланте и способностях, она бы, скорее всего, не закрепилась в научных кругах, если бы не он. При этом именно она выдвигала основные идеи в той области, в которой они делали открытия.
Для своей докторской диссертации в 1897 году Мари начала исследовать новомодный вид излучения, похожий на рентгеновские лучи и обнаруженный всего годом ранее. Используя прибор, называемый электрометром, созданный Пьером и его братом, Мари измерила таинственные лучи, испускаемые торием и ураном. Независимо от минералогического состава элементов (один был желтым кристаллом, а второй — черным порошком) интенсивность излучения менялась исключительно в зависимости от количества самого элемента.
Мария Кюри — одна из главных женщин в науке.
Кюри пришла к выводу, что радиоактивность — термин, который она придумала — была неотъемлемым свойством отдельных атомов, вытекающим из их внутренней структуры. До этого момента ученые считали атомы элементарными и неделимыми. Мари открыла дверь для понимания материи на более фундаментальном, субатомном уровне.
Кюри была первой женщиной, получившей Нобелевскую премию в 1903 году, и одной из немногих людей вообще, получивших вторую Нобелевскую премию в 1911 году (за ее более поздние открытия элементов радия и полония).
Искусственный интеллект — это помощник
Человеческое восприятие ограничено: мы не видим ультрафиолета и инфракрасных волн, не слышим тихих звуков и ультразвука, наша кратковременная память вмещает 5–9 объектов, а долговременная подвержена различным искажениям — например, воспоминания могут измениться под влиянием окружения.
Даже если бы у нас были развитые органы чувств, они всё равно представляли бы собой темницу из знаменитого мифа о пещере, узники которой прикованы так, что видят лишь смутные тени на одной из её стен — и только по этим теням могут судить о происходящем снаружи.
По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познают истинную реальность. Но это всего лишь иллюзия. Подлинный мир во всём его богатстве и многообразии остаётся за пределами восприятия.
Способность мыслить компенсирует несовершенство чувств и позволяет проникать в суть вещей. Благодаря мышлению мы научились видеть то, что не видно глазу, и слышать то, что не слышно уху, узнали то, что недоступно восприятию, стали быстрее, сильнее и опаснее любого живого существа на планете.
Но у всего есть цена — у мышления тоже. Мозг взрослого человека составляет всего 2% от массы тела, но потребляет до 20% всей энергии. А чтобы подготовить одного учёного, требуются годы, и это не бесплатно — за образование платит либо он сам, либо государство.
Поэтому возникает вопрос: «Как бы всё это удешевить, автоматизировать, а ещё лучше — кому-нибудь делегировать?»
Изображение: мультфильм «Вовка в тридевятом царстве»
Эксперимент для обнаружения проекций
Вам понадобится напарник Василий. Василий есть у каждого, думаю, поэтому скучая на встрече с ним (вообще, довольно скучный тип), можно попробовать провести эксперимент на проекции.
Кроме Василия вам понадобится два кусочка бумаги и две ручки или карандаша. Каждому по комплекту.
Условия: Сядьте напротив друг друга в спокойной обстановке. Положите перед собой бумагу и ручку. Договоритесь кто ведет первым. Запомните правило — нельзя ни о чем говорить. Вообще, забудьте что вы умеете говорить. Во время всего эксперимента оба участника только молча рассматривают друг друга. Допустим, ведущий — вы.
Вы как ведущий, в течение 2-3 минут усиленно о чем-то думаете. Это может быть что угодно. Вы можете попытаться внушить что-то Василию или передать ему чувство. Можете попытаться взорвать его голову силой мысли. При этом, вам запрещается как-то активно невербализировать. Не делайте каменное лицо, но не старайтесь чтобы Василий вас непременно понял. Просто транслируйте.
Задача Василия — наблюдать за вами и отлавливать свои ощущения и чувства. Они будут довольно тонкими, так что придется постараться. Еще он должен попытаться уловить о чем вы думаете и что ему транслируете. Все свои догадки и чувства Василий фиксирует на бумаге. По возможности, сохраняйте контакт глазами.
Через 2-3 минуты роли меняются. Теперь ваш черед читать мысли.
По окончанию времени поделитесь друг с другом тем, что вы чувствовали и считали.
Почти наверняка расхождения будут кардинальными
Причем обратите внимание — то что вы «считали» из головы Василия — это на самом деле ваши собственные мысли и чувства. Теперь вы знаете как работает проекция
Эмпирические методы исследования в психологии
Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?
Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.
Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии
Обсервационные методы
Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.
Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.
Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.
Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.
Метод психологического эксперимента
Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.
Различают несколько видов экспериментов:
- лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
- естественный — исследование проводится в обычных условиях;
- явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
- скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.
Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.
Психодиагностические методы
Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.
Разновидностей психодиагностических методов много:
- психологическое тестирование;
- анкетирование;
- опросы;
- интервью;
- беседа;
- проективные методики.
В непринуждённой беседе можно получить много важной информации
Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.
Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.
Праксиметрический метод
Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.
Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.
Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.
Метод психологического моделирования
Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.
Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.
Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы.
Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.
Биографический метод
Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.
Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.
Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.
Преимущества и недостатки
В психологии выделяется ряд достоинств и недостатков эксперимента. Плюсы:
- Можно повторить изучаемое событие, чтобы подтвердить данные или получить новую информацию.
- Высокая точность получаемых результатов.
- Можно выбрать любой момент изучаемого события для его углубленного изучения.
- Возможность манипулировать независимыми переменными для получения новой информации.
Минусы:
- Умышленное влияние на психику испытуемого.
- Возможность получения агрессивной реакции на создаваемые условия.
Опыты проводятся после прохождения психологических тестов, чтобы не навредить испытуемому.
заявка
Теория атрибуции могут быть применены к присяжным заседателем принятия решений. Присяжные использовать атрибуции, чтобы объяснить причину намерений и действий, связанных с криминальным поведением ответчика. Приписывание сделали (ситуационное или диспозиционное) может повлиять на punitiveness присяжного заседателя по отношению к ответчику. Когда присяжные приписывать поведение подсудимого в диспозициональную атрибуцию они имеют тенденцию быть более карательными и, более вероятно найти ответчик виновного и рекомендовать смертный приговор по сравнению с пожизненным заключением.
Экспериментальная психология
Рассматриваемая дисциплина имеет одно весьма значимое направление. Оно называется экспериментальной психологией и ставит перед собой цель исследований по изучению поведения человека.
Впервые опыт в этой сфере провели еще в 18 в. Однако экспериментальное научное направление сложилось лишь во второй половине 19 в. Произошло это благодаря работам В. Вунда, Э. Вебера, В.М. Бехтерева и других.
Принято считать, что именно после введения в нее эксперимента психология выделилась в качестве отдельной науки. Ведь получение данных опытным путем открыло перспективу обоснований рассматриваемых процессов с математической точностью. Достоверность имеющихся фактов стала выявляться на основе показателей их объективности, проверяемости и повторяемости. С течением времени необходимость в выделении экспериментальной психологии в отдельное направление отпала сама собой. Ведь метод исследователей стал применяться во всех сферах данной дисциплины.
Возможности и ограничения эксперимента как метода
Выделяются следующие возможности эксперимента как метода исследования:
- выбор момента начала события;
- повторение изучаемого события;
- сознательная манипуляция переменными, которая позволяет изменять результаты.
В то же время существуют ограничения, которыми сопровождается эксперимент:
- субъект-субъектное отношение, нарушающее научные правила;
- психика отличается спонтанностью, непостоянством и уникальностью;
- психика является сложным объектом для исследования;
- этические ограничения — изучение некоторых проблем экспериментальным путем может быть расценено как аморальное или нести риск для испытуемых;
- все участники эксперимента должны быть заранее проинформированы об аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие.
Третья волна
кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна», который был снят по мотивам реального эксперимента 1967 года
Это психологический эксперимент, который провел учитель истории Рон Джонс в 1967 году. Он хотел выяснить, может ли привлекательность фашизма проникнуть даже в самые демократические общества.
Для этого он использовал учеников 10 класса средней американской школы. Сначала он рассказывал ребятам о поведении немецкого народа при нацизме, а потом сформировал из них группировку с жесткими правилами. К удивлению Джонса, он не встретил сопротивления: напротив, ученики проявляли растущую мотивацию к обучению и становились все более склонными к жестоким формам поведения — остракизму и презрению к тем, кто не учился с ними в одном классе. Еще более пугающим было то, что они очень охотно продолжали такое поведение вне класса. В один день Джонс включил проектор, на котором замелькали кадры кинохроники Третьего рейха: он показал ученикам военный парад и концентрационные лагеря. После просмотра испытуемые молча встали со своих мест и разошлись по домам. Эксперимент был окончен.
Долгое время он оставался неизвестным публике из-за стыда участников за свои действия, однако в конце 1970-х Джонс опубликовал его историю в своей педагогической книге.
Эксперимент Милгрэма
Эксперимент Милгрэма был впервые описан американским социальным психологом в 1963 году. Его целью было выяснить, сколько страданий могут причинить одни люди другим, причём невинным людям, при условии, если это является их рабочими обязанностями.
Участникам эксперимента сказали, что исследуется влияние боли на память. А участниками были сам экспериментатор, реальный испытуемый («учитель») и актёр, который играл роль другого испытуемого («ученика»). «Ученик» должен был заучивать слова из списка, а «учитель» – проверять его память и, в случае ошибки, наказывать электрическим разрядом, каждый раз увеличивая его силу.
Изначально эксперимент Милгрэма проводился для того, чтобы выяснить, как жители Германии могли принимать участие в уничтожении огромного количества людей во время нацистского террора. В итоге, эксперимент наглядно продемонстрировал неспособность людей (в данном случае «учителей») противостоять начальнику (исследователю), приказывавшему продолжать выполнение «работы», несмотря на то, что «ученику» причиняются страдания.
В результате эксперимента было выявлено, что в сознании человека глубоко укоренена необходимость подчинения авторитетам, даже при условии внутреннего конфликта и моральных страданий. Сам же Милгрэм отмечал, что под давлением авторитета адекватные взрослые люди способны зайти очень далеко.
Если мы на какое-то время задумаемся, то увидим, что, на самом деле, результаты эксперимента Милгрэма говорят нам, помимо всего прочего, о неспособности человека самостоятельно решать что ему делать и как себя вести, когда «над ним» стоит кто-то выше по рангу, статусу и т.п. Проявление этих особенностей человеческой психики, к сожалению, очень часто приводит к плачевным результатам.
Чтобы наше общество можно было назвать по настоящему цивилизованным, люди должны научиться всегда руководствоваться человеческим отношением друг к другу, а также этическими нормами и моральными принципами, которые диктует им их совесть, а не авторитет и власть других людей.
3
Искусственный интеллект — это перемены
Разработчики беспилотного транспорта или систем компьютерного зрения и другие ИИ-специалисты — это очень занятые люди. Они постоянно решают свои специальные задачи, и у них просто нет времени на анализ всех возможных последствий их деятельности. Эту работу берёт на себя философия.
Возможно, вы слышали о «проблеме вагонетки» или её вариациях, когда от человека требуют сделать сложный выбор в смоделированной ситуации: ничего не делать и тем самым убить пятерых людей или повернуть рычаг и убить только одного. Предполагается, что ИИ неизбежно столкнётся с этой проблемой — например, когда будет водить автомобили на дорогах общего пользования или управлять полицейскими беспилотниками.
Такие вопросы рассматриваются в исследованиях по цифровой этике — это один из быстрорастущих разделов философии ИИ. Один из важных результатов звучит так: машина может принимать решения о жизни и смерти людей, если в итоге смертей станет меньше.
Изображение: Википедия
Другой подход предполагает обращение к мнению людей. Массачусетский технологический институт уже пятый год продолжает свой эксперимент «Моральная машина». В нём интернет-пользователям предлагается решить, кого машина должна задавить в гипотетической аварийной ситуации. Нравственное действие определяется на основе выбора большинства.
Развитие искусственного интеллекта, по убеждению экспертов, отразится и на рынке труда: много профессий исчезнет, но много и появится. Общий вывод в том, что автоматизация и роботизация оставляют людям в основном сложные профессии с существенной творческой составляющей.
Иллюстрация: Qinni
Как должны измениться школы, колледжи, университеты, службы занятости и структуры социального обеспечения в свете таких перспектив? Что будет, если они не изменятся? Самое главное — как быть нам и нашим детям?
Всё это — тоже философия ИИ.
Диспозиция — философия
В аналитической философии диспозитивный метод активно используется для приблизительного представления возможных ситуаций. Такие моменты не проверялись на практике и носят чисто гипотетический смысл. Все же возникновение этой ситуации реально, и для этого и разрабатывается предварительный план. Когда человек диспозитивный, это помогает ему в жизни, ведь он умеет заранее продумывать ход своих действий, тем самым реже допускает ошибки.
В философии этот термин используют для характеристики многих описаний, которые в ближайшее время не предвидеться наблюдать лично
В данной науке очень важно мысленное представление и дальнейшая работа над ним. Специалисты отмечают, что этот метод помогает людям быстрее влиться в социальную среду и найти свой круг общения, в котором можно будет просто быть собой
LiveInternetLiveInternet
Атрибуция
— это приписывание характеристик себе или другому человеку.Почему твоя сестра решила стать зубным врачом?— А ей нравится, когда на нее смотрят мужчины, открыв рот и вытаращив глаза. Каузальная атрибуция объяснение поведения партнера по общению через выдвижение гипотез о его мотивах, намерениях , эмоциях , причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше влияет на то, как мы воспринимает, чем меньше мы знаем о другом человеке.
Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы привычного объяснения чужого поведения:
кто-то в любой ситуации ищет виноватого в произошедшем, связывает причину произошедшего с конкретным человеком – это склонность к личностной атрибуции;
Пример:
«… употребляющие крепкие напитки люди полагают, что большинство других тоже выпивают. С другой стороны, непьющие люди считают, что так же должны поступать большинство других людей…».Платонов Ю.П., Основы социальной психологии, СПб, «Речь», 2004 г., с. 619-620.
кто-то будет всегда винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника — это склонность к обстоятельственной атрибуции;
Пример:
«…мама наивно полагает, что политики и генералы, так же как она, беспокоятся о Родине, но все время ошибаются, потому что получили неаристократическое образование. Иногда, очень мягко, я пытаюсь доказать маме, в чем её главная ошибка. Она оценивает наших руководителей, помещая их в свою систему координат. Они же существуют в совершенно другом измерении».Задорнов, М.Н., Этот безумный, безумный, безумный мир…, М., «Аст», 2005 г., с. 37-38.
кто-то причину случившегося увидит в предмете, на который было направлено действие (кошелёк выпал из карманы потому, что плохо там лежал), или в самом пострадавшем (сам виноват, что его обокрали) – это склонность к стимульной атрибуции.
Пример:
Интересно объяснение философом М.К. Мамардашвили, почему советские маршалы считали И.В. Сталина гением: они были «…по-своему заинтересованы в том, чтобы Сталин был гением, потому что было бы обидно, если тобою руководил и тебя пинал бы ногами негениальный человек . Ни один уважающий себя маршал не вынесет такого, и поэтому все будут говорить, что Сталин был необыкновенным гением».Мамардашвили М.К., Эстетика мышления. М., «Московская школа политических исследований», 2000 г., с. 275.Фундаментальная ошибка атрибуции (восприятия) — это когнитивное искажение , тенденция людей переоценивать объяснения поведения других людей, основанные на их личностных качествах, и в то же время недооценивать роль и силу ситуационных влияний на то же самое поведение.
С фундаментальной ошибкой атрибуции связаны различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Например: «Я богатый, потому что умный.» или «Я еле свожу концы с концами! Разве в этом долбанном государсве можно нормально жить?» . Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Участвующий( или соучаствующий) будет причину случившегося чаще связывать с обстоятельствами, а наблюдатель – приписывать тому, за кем наблюдает. Например, «Зрители были раздражены плохой игрой любимой футбольной команды, сами же игроки посчитали, что им не повезло с погодой в момент игры — был дождь». «Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности)». Крысько В., Словарь-справочник по социальной психологии, СПб, «Питер», 2003 г., с. 93-94.Пример , где человек пробует учестьэффект фундаментальной ошибкой атрибуции :
Корреспондент
: «Но Вы как-то объясняете себе этот поступок?»Глеб Павловский : «А мне не свойственно занятие, на которое бесплодно тратит время наше общество, — объяснять людей. Потому что, когда объясняешь людей, всегда приписываешь им свое, то есть то, чего там на самом деле нет. Вносишь помеху. Поэтому я отношусь к людям, как к черным ящикам. Смотрю, что на входе и что на выходе. Что на них влияет и как это возвращается в виде действий и слов. Удобнее не знать, что внутри у человека. Тогда легче предсказывать его поведение, потому что не приписываешь ему своих свойств и своего видения мира. Принцип черного ящика я считаю для политики методологически самым верным».Никонов А.П., Сливки. Портреты выдающихся современников кисти Александра Никонова, М., «Глобулус», «Изд-во НЦ ЭНАС», 2004 г., с. 113.