9 когнитивных искажений, которые мешают тебе принимать правильные решения

Научное понятие

Как и все известные заболевания, обсессивно-компульсивное нервное расстройство внесено в МКБ-10. Это общепринятая Международная классификация болезней, которая периодически пересматривается и модифицируется (число соответствует номеру пересмотра). Описание данного психического заболевания в классификации этого пересмотра расположено в разделе F42.

Согласно МКБ 10, ОКР отличается стереотипными, навязчивыми мыслями, которые периодически повторяются и побуждают к вынужденным действиям. Воспринимаются мысли, как собственные, даже если они противоречивы или же вызывают отвращение, и позиционируются как некий знак для проведения ритуала. Цель этих повторяющихся действий – предотвратить возможные неприятности, которые якобы угрожают либо самому исполнителю, либо его близким. 

В редких случаях больной понимает, что навязчивые мысли абсурдны, а последующее поведение не имеет ожидаемого эффекта. Однако попытки сопротивления обсессивным идеям и побуждениям не дают положительных результатов. Подавление компульсивных действий неизбежно приводит к нарастанию тревожного состояния.

С точки зрения физиологии, развитию обсессивно-компульсивного расстройства способствуют патологические изменения в таких отделах мозга, как:

  • базальные ганглии;
  • лобная часть коры головного мозга;
  • хвостатое ядро;
  • миндалевидное тело.

Определяет заболевание серотониновая дисфункция. Происходит сбой взаимодействия серотонина с вышеперечисленными структурами и, как следствие, наблюдается нарушение процесса передачи импульсов нейронами.

Гало-эффект

В классическом эксперименте первооткрыватель этого эффекта Эдвард Торндайк попросил офицеров оценить различные качества своих солдат. Эти характеристики включали такие вещи как лидерство, внешний вид, интеллект, лояльность и надежность. Он заметил, что высокие оценки одного качества совпадают с оценками других характеристик. Например, высокий интеллект приписывался людям с красивой внешностью и т. д.

Эта ошибка может оказать мощное влияние в реальном мире. Например, привлекательных кандидатов на работу чаще рассматривают как умных и компетентных.

Представьте, что продукт в телевизоре рекламируют две женщины.  Одна ухоженная и уверенная в себе. Другая плохо одета и бормочет под нос. Какая их этих реклам скорее побудит вас купить товар? Между тем, они продвигают один и тот же продукт с одинаковыми характеристиками.

Сосредоточьтесь на объективных показателях личности или продукта, чтобы не попасть под влияние этой когнитивной ошибки.

Теория Фестингера

Словосочетание, которое, мы часто используем при несоответствии ожиданий и действительности, ввел в обиход американский психолог и специалист в области психологии регуляции мышления Леон Фестингер.

Широко известно исследование, в котором он со своими студентами наблюдал за поведением людей, принадлежащих к секте «Хранители Космоса». Адепты были уверены, что вот-вот наступит конец света. Ради этого они бросили семью, работу, жилье и стали ждать Судного дня и спасения от инопланетян.

Когда же назначенный день наступил без каких-либо последствий, верующие этому ловко нашли объяснение. Их молитвы продлили время существования мира!

Анализируя подобные истории, Фестингер сделал вывод, что ради своего покоя мозг стремится объяснить происходящее всеми правдами и неправдами. Дискомфорт и напряжение, которое возникает в состоянии неопределенности, он и назвал когнитивным диссонансом.

https://youtube.com/watch?v=Wi37VYnpQxM

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Когнитивный диссонанс на примерах из жизни

Если рассмотреть примеры из жизни, то гораздо легче осмыслить когнитивный диссонанс. Если применить художественный образ, это якорь, тянущий ко дну. К примеру, человек на протяжении всей жизни был уверен, что популярное блюдо из устриц абсолютно несъедобное. Но однажды ему предоставляется возможность в одной из стран попробовать его, и он убеждается, что оно намного вкуснее, чем он ожидал.

Классический пример в психологии – поступившие в университет медалист и троечник. Преподаватели ждут от первого студента высокого уровня знаний и соответствующих результатов, а ко второму относятся в лучшем случае снисходительно. Однако может случиться так, что отличник ответит на вопрос весьма посредственно, а троечник, напротив, даст грамотный ответ. В этом случае у преподавателей возникает дисгармония из-за того, что убеждения оказались несоответствующими реальной ситуации.

Часто диссонанс возникает у женщин, стремящихся к похудению. Они начинают сидеть на диетах, игнорировать употребление «вредного», но, если захочется съесть сладкое, то это будет противоречить их цели и представлению о правильном питании. Чтобы уменьшить психологический диссонанс или вообще преодолеть его, можно выбрать один из трех вариантов: не есть сладкое, сделать себе поблажку или отказаться от диеты.

Когнитивный диссонанс не всегда является негативом в жизни, иногда он дает мощный толчок к дальнейшему развитию человека

Психологи отмечают, что когнитивный диссонанс – не всегда негативный фактор. Наоборот, зачастую, благодаря ему, личность начинает совершенствоваться. Избежать противоречивых явлений в обычной жизни практически нереально, но возможно восстановить гармонию.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Особенности когнитивной психологии

Интересно, что ученые сумели выделить особую схему, которая и управляет поведением личности в определенных ситуациях. Когнитивисты считают, что первичным в познании человеком окружающего мира является впечатление. Именно чувственное восприятие запускает процессы, которые в дальнейшем преобразуют знания и впечатления в некую цепочку. Она регулирует поведение человека, в том числе и социальное.

Причем данные процессы находятся в постоянном движении. Дело в том, что человек стремится к внутренней гармонии. Но в связи с получением нового опыта и знаний личность начинает испытывать определенную дисгармонию. Поэтому стремится упорядочить систему и получить еще больше знаний.

Как проходят консультации

Среди психологов можно найти представителей разных школ, каждый из них будет иметь свои особенности. В когнитивном направлении принято отталкиваться от мыслей и действий клиента.


Задача специалиста – выработать максимальную степень осознанности

Основное положение терапии – помочь клиенту сделать поведение результативным. Поэтому когнитивная психология востребована среди менеджеров, продавцов и т.п. На сеансе специалист будет детально объяснять, откуда взялась та или иная проблема, пути ее решения.

Между сеансами обязательно дается домашнее задание: это упражнения, надобность вести дневник наблюдений и другие. Психолог не будет ругать за невыполнение, но без него замедлится терапия.

Специалист понятными словами объясняет техники релаксации, расслабления и отвлечения. С их помощью клиент снижает уровень стресса и нервного напряжения. Психологические приемы позволяют беречь силы организма.

Когнитивная терапия эффективно учит справляться с фобиями, кардинально меняет поведение личности. Ее иногда совмещают с арт-терапией или транзактным анализом – это позволяет затрагивать разные механизмы психики.

Когнитивная психология дает человеку возможность правильно проводить презентацию себя. Специалист показывает, как справляться с негативными ситуациями, что делать при панической атаке или тревожности. Дополнительно разрабатываются упражнения для того, чтобы улучшить работу памяти и мышления.

Роль когниции в жизни человека

Лучше всего понять данный термин дает пример рождения и развития ребенка в мире. Древние философы сравнивали разум новорождённого с «чистым листом бумаги», все не раз слышали этот термин – Tabula rasa. На самом деле такое наблюдение очень точно описало состояние познавательных процессов и мышления ребенка на начальном этапе.

По мере его развития и познания окружающего мира, у него формируются определенные понятия, в него закладываются убеждения и образцы восприятия окружающей действительности. Непосредственное влияние на формирование когниций оказывает воспитание и микросоциум, в котором развивается человек.  В сформированные когниции, человек вкладывает собственный смысл.

Что такое когнитивный диссонанс?

Психология уделяет большое значение когнитивным убеждениям людей

Созданные паттерны поведения на их основе могут быть как позитивными, так и негативными.  Важно знать, что для человека его умозаключения являются истинными, он не видит ошибки в «программе» и может на протяжении всей жизни сталкиваться с серьезными проблемами

В основу когнитивных убеждений входят следующие области познания мира:

  • Внутренняя картина мира определяет место человека в окружающем мире. То, как он себя ощущает в социуме.
  • Самоидентификация и ощущения собственной индивидуальной сущности. Какой я на самом деле?
  • Область взаимодействия с другими людьми. В основе лежит то, как личность познает другого человека.
  • Сценарии взаимодействия с другими людьми.

Паттерны поведения в конфликтных ситуациях.

Если убеждения носят нелогичный и травмирующий характер, то такую когницию называют противоречивой и дисфункциональной. Существуют методики и техники работы с коррекцией паттернов в поведении через изменение когнитивных убеждений человека. В данном направлении работает – Когнитивная психология.

Когнитивная сфера личности что такое

В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека. Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание. Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.

На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.

Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально

Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.

Что изучает когнитивная психология

Каковы последствия?

Представление — это часть процесса восприятия. Восприятие не только ментальный процесс, в нем принимает участие всё тело. Вернее, мир и наше восприятие активно создают друг друга во взаимодействии. Если восприятие — часть одной динамичной системы со средой, то восприятие можно рассматривать еще и как культурный процесс, ведь среда бывает не только природная. Французская исследовательница Катрин Малабу в своей книге «Что нам делать с нашим мозгом?» доказывает, что мозг не машина. Он пластичен, а потому легко поддается влиянию среды. Социальная среда влияет на наш мозг, выстраивая его по своим законам. И для Малабу это имеет политические последствия.

Основные концепции

Один из подходов в когнитивной психологии к моделированию работы памяти

Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии — понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально, насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций. Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.

Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.

Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели, такие, как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей, активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач.

Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а, как правило, работают в узких специализированных областях, таких, как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями. Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста — максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам.

Научно-познавательная форма

Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.

Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое. Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности.

Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм.

Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания.

Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества.

Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания

Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в учебный период, но и в течение всей жизни

Практическое применение:

1) Когнитивная психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный А.Т. Бекоми основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях; на этапе эмпирического анализа — отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации; на этапе прагматического анализа — строит оптимальное осознание собственных действий.

2) Рациона́льно-эмоциона́льно-поведе́нческая терапи́я, РЭПТ (англ. Rational Emotive Behavior Therapy (REBT) — активно-директивный, обучающий, структурированный, мультимодальный подход в психотерапии и психологическом консультировании, сконцентрированный на проблеме, созданный А.Эллисом в 1955 году и рассматривающий в качестве главной причины психических расстройств ошибочные, иррациональные когнитивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т.п.), а не прошлый опыт индивида (в отличие от психоанализа).

Такие когниции в терминах РЭПТ называются «иррациональными верованиями» (иногда — «иррациональные убеждения», англ. irrational beliefs) и основной целью терапии является их устранение.

Когнитивная психология активно развивается и далека от завершения, обладает всеми признаками научной школы и стала частью основного русла психологической мысли.

Определение резонанса

Первым, кто дал определение того, что такое резонанс был великий итальянский ученый Галилео Галлией, активно занимающийся не только астрономическими наблюдениями, но и работой с маятником, теорией струн и многими другими вещами в физике. Итак, в переводе с латыни слово «резонанс» буквально означает «откликаюсь», и означает физическое явление, при котором собственные колебательные движения, становясь вынужденными, многократно увеличивают свою амплитуду, отвечая на воздействия внешней среды.

Или если по-простому, то резонанс это отклик на некий раздражитель извне, это синхронизация частот колебаний (количества колебаний в секунду) определенного тела (или целой системы) с внешней силой, которая воздействует на него. Вследствие физического резонанса всегда происходит увеличение амплитуды колебаний тела или системы.

Представьте себе детские качели, чтобы раскатать их сильнее, вам необходимо прикладывать силу таким образом, чтобы ее колебания совпадали с колебаниями самой качели. Как результат таких действий качели будут раскачиваться все сильнее и сильнее, или говоря по-научному – амплитуда их колебаний будет увеличиваться. Детские качели, пожалуй, самый простой и яркий пример резонанса из нашей жизни.

Впрочем, есть у резонанса и свой антипод – диссонанс. Диссонанс (с латыни переводится как «разногласящий») – прямо противоположное явление, означающее несовпадение, несоответствие. Если к тем же раскаченным качелям начать прикладывать силу хаотически, то есть хаотически их дергать туда-сюда, то вскоре они остановятся, амплитуда их движения снизится до нуля. Или еще один наглядный пример: если вы жарким летним днем выйдете на улицу в шубе, это тоже будет диссонанс, так как ваша одежда будет совершенно не соответствовать погоде.

Проявления заболевания

Обсессивно-компульсивное расстройство развивается постепенно, его легко можно распознать на ранних стадиях. Признаки, характерные для этого психического нарушения, проявляются в виде резких перепадов настроения или нелогичного поведения, выходящего за рамки общепринятых норм и убеждений. Состояние больного можно охарактеризовать, как подавленное и тревожное, выполнение привычных ежедневных действий вызывает затруднения.

В зависимости от стадии психического расстройства, у человека могут наблюдаться следующие симптомы:

  • физические – боль, слабость, бессонница;
  • эмоциональные – тревога, страх, грусть;
  • когнитивные – нарушение памяти, ложные убеждения, проблемы с четкостью мышления;
  • поведенческие – агрессия либо, наоборот, апатия, проблемы с гигиеной и банальным самообслуживанием;
  • перцептивные – человек считает себя избранным, поскольку он слышит голоса и видит различные видения.

На практике заболевание может выражаться не только банальным частым мытьем рук (при упоминании ОКР это как раз то, что первое приходит в голову), но и другими проявлениями. К примеру, это может быть: использование салфеток для очистки поверхности кожи от несуществующей грязи, избегание контакта с любыми поверхностями вне дома. Больным движет страх загрязнения или заражения тяжелой, неизлечимой болезнью.

Стремление к симметрии – еще одно навязчивое состояние и оно вполне может быть проявлением обсессивно-компульсивного расстройства. Если желание расставить все вещи вокруг себя в симметричном порядке настолько непреодолимо, то помочь сможет только квалифицированный специалист.

Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов – повод для проведения диагностики, а присутствие нескольких проявлений являются показателем для незамедлительного обращения в специализированное медицинское учреждение.

Развитие ОКР не привязано ни к возрастной категории, ни к половой принадлежности человека. Это расстройство может начать прогрессировать в любом возрасте, при этом с одинаковой вероятностью наблюдается как у мужчин, так и у женщин.

Заключение

Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики. Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости. И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.

Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.

Источники литературы:
  • 1. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности// Серия-14. Общая психология. – 1995. — №13. – С. 67-485.
  • 2. Когнитивная психология. Джон Андерсон. – СПб. Серия-2. – 2014. — С. 24-45.
  • 3. Когнитивная психология. Р. Солсо. – СПб. – Серия №4- 2014. – С. 234-342.
  • 4. Жан Пиаже. «Избранное». Под ред. Обухова С.В. // Издательство Московского университета.
  • 5. Введение в общую психологию. Абдурахманов Р.А. – Москва-Воронеж. С. 345-454.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: