Матриархат на территории России
Существование матриархата на Руси подтвердили археологи. Миф о древних женщинах-воительницах (амазонках) нашел свое подтверждение на территории Воронежской области. Лет 20 назад там открыли 6 захоронений женщин, рядом с их костяками, помимо золотых серьг, иных женских принадлежностей, лежало оружие. В давний период истории Руси женщина-мать имела большое влияние на жизнь древнерусского общества.
Когда говорят о матриархате в СССР, подразумевают большую личную свободу советской женщины. Одной из первых инициатив Ленина был декрет «Об отмене брака», предоставлявший женщине полное «материальное и сексуальное самоопределение». В обиход вошел термин «сексуальный союз», его можно было легко заключить и расторгнуть. Девица могла проживать отдельно от мужа и не менять свою фамилию.
Первое время не преследовали за гомосексуализм и лесбийскую любовь, считали их нормой. В последние годы советской власти женщина считалась «хранительницей домашнего очага», к ее мнению прислушивались, она могла испортить партийную карьеру своему непутевому мужу, заявив, что он ведет неправедную жизнь — завел любовницу и бросил детей.
Матриархат в России современной продолжает старые советские традиции. По многим показателям российская женщина доминирует над мужчинами. Например, при разводе ребенок, как правило, остается с матерью, считается, что отец не в состоянии его воспитать.
Характерным показателем является «материнский капитал», выплачиваемый при рождении ребенка матери. Деньгами, а значит, судьбой дитяти распоряжается женщина, а мужчина только второстепенный участник этого процесса. Такой семейный матриархат умаляет роль мужа в семье, невольно ведет к женскому деспотизму в отношениях «он — она».
Это интересно! Матриархат в семье учит «женскому» восприятию жизни мальчиками. Женоподобные мужские личности нередко мелькают на экранах телевизоров, взахлеб рассказывая о своих жизненных успехах и неудачах.
Что такое матриархат — смотрите на видео:
В наше время заговорили о возрождении матриархальных традиций в западном обществе. Хорошо это или плохо? Тут можно по-разному рассуждать. Однако минусы матриархата налицо, когда женщины пытаются обвинить мужчин в сексуальных домогательствах якобы имевших место много лет назад. Пример тому — скандалы в Голливуде, докатились они и до России.
История
Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии, утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными. Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание. Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события. Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 года до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства.
Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке, начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин[нейтральность?] и исключение их из процесса представления и конструирования истории[нейтральность?].
Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины — и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу».
В текстах Аристотеля женщины описываются как морально, интеллектуально и физически неполноценные по сравнению с мужчинами. Аристотель рассматривал женщин как собственность мужчин, утверждал, что роль женщин в обществе — рожать детей и служить мужчинам в доме, и считал господство мужчин над женщинами естественным и добродетельным.
Древний Рим также был патриархален: pater familias (с лат. — «отец семейства») по закону имел одинаковую власть над женой, детьми, рабами и вещами.
До нас не дошли философские тексты Древнего Египта, но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы.
Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского, который был учеником Аристотеля.
Что такое в семье патриархат. Патриархат: в чём его недостатки?
Большое количество людей, которые хоть немного знакомы с историей, хотели бы вернуться к далёким временам, когда царствовал патриархат. Причём этого бы хотели, на удивление, не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола! Сидеть дома, ухаживать за ребёнком и варить борщи – некоторые женщины желают именно этого, но никак не ходить на работу и иметь с мужем равные обязанности и права. Но действительно ли так хорош патриархат, или есть у него свои недостатки? Давайте вместе разбираться.
Что такое патриархат? Патриархат – это форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем власти и авторитета. Отцы в патриархальных семьях обладают властью над женщинами и детьми. По сути, термин «патриархат» означает «власть отца», а женщине отдаётся в таком обществе лишь второстепенная роль. Патриархат в семье значит полная власть и доминирование мужчины. Женщина в патриархальной семье полностью посвящает себя мужу, детям и дому.
Патриархат появился ещё в далёкой древности, когда мужчина считался главой не только семейства, но и целой общины. Лишь в некоторых странах главенствовала женщина. Патриархальные семьи считались, и по сей день считаются, более крепкими и стабильными. Дети в таких семьях вырастают более адаптированными к жизни (по крайней мере, так показывает статистика). Маленькие девочки видят, как отец заботится о семье, и с самого раннего детства берут пример ответственности за своих близких людей. Из мальчиков в таких семьях вырастают настоящие мужчины. В Исламской культуре, где царит патриархат, и вовсе принято, чтобы мать воспитывала детей до 6 лет, а после 6-ти лет отец воспитывал детей. Патриархат в семьях нельзя назвать отрицательным явлением, однако есть и у него свои минусы, которые следует учесть.
Да, с одной стороны, есть в патриархате и плюсы, как например, крепкая полная семья, основной целью которой является достижение благополучия, материального и душевного. Или же чёткое разграничение обязанностей: обеспечение семьи, принятие важных решений — обязанность мужа, быт и дети — заботы жены. Однако и минусов в патриархате не мало. Патриархат, собственно, как и матриархат, это крайность. В первом случае – вся власть у мужчины, во втором – у женщины. О равных правах и обязанностях в патриархате не может быть и места – у всех своё место: мужчины – у власти, женщины – на кухне.
Конечно, это очень грубо сказано, но факт остаётся фактом. В такой семье женщине не удается даже мечтать о любимой работе и карьере. Сидя дома с детьми и занимаясь хозяйством — женщина не получает должного образования, не имеет возможности расширять свой кругозор и жить полноценной жизнью. Её единственный интерес – это муж, дети и домашний уют. В финансовом вопросе она полностью начинает зависеть от мужчины и у неё не может быть своего личного бюджета. По крайней мере, так рассуждают в патриархальной семье. Но согласитесь, так тоже не правильно. В современных семьях всё чаще присутствуют некоторые черты патриархата (реже матриархата), однако большинство семей предпочитает всё же равноправие всякой крайности, будь то патриархат или матриархат.
Какая будет Ваша семья, патриархальная, матриархальная или всё же демократическая, решать только Вам. Однако главное не забывать о роли каждого родителя в семье, и недооценивать (или переценивать) роль одного из родителей нельзя. Всё же семья – это нечто большее, чем власть одного человека. Семья – это объединение двух людей в попытке соединиться в одно целое. Берегите свою семью!
Патриархальное устройство семьи: что это такое (определение)
Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей.
В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова.
Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор.
Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях.
Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание.
Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии.
На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений.
Окончание сторителлинга
Если начинать повествование непросто, то довести его до конца может быть еще сложнее. Удачная, яркая концовка может заставить повествование казаться лучше, чем оно есть на самом деле. И наоборот, слабая концовка может убить весь сторителлинг.
Два фундаментальных качества концовки: правдоподобие и удовлетворение.
Правдоподобие во многом зависит от нашего индивидуального понимания того, как устроен реальный мир, и как действуют реальные люди.
Большинство читателей принимают эту концовку, учитывая условности того времени и потому, что желают Джейн счастья.
Удовлетворение финалом еще больше зависит от вкуса и личного опыта читателя. Нельзя убедить скептика удовлетвориться счастливой концовкой, описанной выше, как нельзя заставить людей изменить свое мнение о еде, которая им не нравится.
Окончание повествования – это то место, где ее смысл истории наиболее четко определен. Именно здесь раскрываются скрытые закономерности предшествующего сторителлинга. Секрет удовлетворительного финала не в том, что он завершен или открыт, счастлив или несчастлив, а в том, что больше нечего сказать: например, как в концовке «Титаника»:
Смотрите это видео на YouTube
Существует много видов концовок художественных произведений и сторителлинга. Рассмотрим два из них.
Разрешение конфликта
Этот вариант можно назвать бинарным окончанием. Оно разрешает ситуацию или отвечает на простой вопрос, поставленный в начале повествования.
Сюжеты с бинарными окончаниями часто критикуют как механические и надуманные. Но также верно и то, что бинарные концовки бывают высшей точкой истории.
Это бинарное окончание многослойно, потому что предательство «крота» является одновременно политическим, социальным и личным, а это настоящая находка для сторителлинга.
Осознание
Осознание – это точка, в которой повествование достигает глубочайшего понимания характера или ситуации. Одной из разновидностей такой концовки является прозрение.
Здесь нет бинарного сюжета, нет ситуации, которую нужно разрешить, но история движется к неизбежному финалу.
Другие примеры сторителлинга
Когда появился патриархат?
История патриархата начинается несколько тысячелетий назад. Это обусловлено физиологическими особенностями мужского пола. Они сильнее. Женщина в одиночку не могла бы справиться с бытовыми трудностями.
Патриархат характерен для эпохи древности и средневековья. В те времена мужчины являлись авторитетами. Более того, патриархат рассматривается как одна из стадий развития современного общества, позволившая ему сформироваться.
Большинство учёных уверено: патриархальный строй стал формироваться в период первобытных общин. Именно тогда мужчине была отведена главенствующая роль. Он был добытчиком и защитником. Историки считают, что такая социальная форма была единственно возможной. Более того, причиной её установления называют природные инстинкты. Мы знаем, что животные, живущие стаями, стадами, имеют вожака, роль которого берёт на себя самец.
Патриархат и матриархат – антонимы. Это противоположные по значению слова. История располагает фактами, когда у власти стояли женщины. То есть в разные времена люди наделялись правами исключительно по гендерному признаку. Остальные характеристики были незначимы.
Матриархат существовал с эпохи палеолита до бронзового века. Считается, что патриархат сменил его. Мужчины не всегда правили миром. Причиной историки называют осознание человечеством такого термина как «отцовство». Когда люди стали придавать этому значение, они моментально подняли статус мужчины.
Современное общество провозглашает равноправие между мужчиной и женщиной. Мы пытаемся не выделять людей, ориентируясь на половой признак.
Первую попытку уравнять права современных людей в нашей стране сделали коммунисты. Для этой эпохи характерны черты феминизма, то есть отчаянной борьбы женщин за свои права. Порой доходило до смешного, представительницы противоположного пола одевались как мужчины, подстригались как мужчины, перенимали манеру их поведения.
Таким образом, они пытались доказать миру, что обладают такими же правами и возможностями, как и мужчины. Ярким образцом послужит героиня повести «Собачье Сердце». Профессор Преображенский иронично отметил, что перед ним стоит женщина, которая зачем-то переоделась мужчиной.
Тем не менее признаки патриархата или матриархата присутствуют в каждом обществе. Просто в некоторых странах они проявляются не так явно, например, на европейской территории провозглашено равноправие. Но во многих семьях главой семейства всё так же считается мужчина. А руководящие должности и важные посты по-прежнему в большинстве занимают мужчины.
Амазонки
Античный миф об амазонках в свое время считался одним из доказательств существования общества, в котором женщины играли доминирующую роль. Согласно ему, племя амазонок, обитавшее на территории современной Турции, состояло исключительно из женщин-воительниц. Для воспроизведения его численности амазонки вступали в связь с мужчинами из других племен, причем из младенцев они оставляли только девочек. Родившихся мальчиков убивали либо отправляли к их отцам.
Упоминания о племени амазонок встречаются в трудах Плутарха, о них сообщает Гомер. Их образы запечатлены на античных вазах, рельефах, скульптурах. Что такое матриархат в данном случае? Здесь мы видим радикальную его форму, при которой даже присутствие мужского пола на территории племени не допускалось. Однако необходимо помнить, что история об амазонках – не более чем миф, не нашедший убедительного исторического и документального подтверждения. Наиболее поздние сведения об амазонках в исторической литературе датируются эпохой правления Александра Македонского.
Домострой
Наиболее ярко модель патриархального уклада семьи, можно рассмотреть на примере средневековой Руси:
Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни.
Людей, которые оставались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей.
По Домострою (свод семейного уклада того времени) семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали.
Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи, что значительно снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности.
Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.
Жена: «Богу и мужу угодить»
Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой.
Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».
Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.
Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.
Подробно расписывалось, как женщина должна вести себя в разных жизненных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:
Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже.
С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.
Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.
В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример.
В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить» супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.
Патриархальные принципы отношений мужчины и женщины по Домострою:
1. Родовой принцип устройства семьи – глава и члены семьи в иерархичных отношениях: он – субъект властных отношений, она – объект его власти.
2. Мужчина доминирует во всех сферах семейной жизни, без него не принимается ни одно решение, он обеспечивает и содержит семью, решает все вопросы и нужды жены.
3. Разделение труда выстроено по принципу взаимодополняемости, но вовсе не равноценных ролей:
- Мужчине отдан внешний мир, культура, творчество, притязания на господство и так далее.
- Женщине – дом, но и в доме она – существо подчинённое.
По мнению многих социологов, например, Р. Айслер: выстроенные вышеизложенным образом «гендерные» (межполовые) отношения – это самые фундаментальные из всех человеческих отношений; такой принцип «глубочайшим образом воздействуют на все институты общества и на направление культурной эволюции».
Пояснительные теории исторического возникновения патриархата
Эволюционный тезис о человеческих социальных организациях в соответствии с их стадиями эволюции разработан антропологом Льюисом Генри Морганом (1818–1881). По его словам, возникновение семьи как ядра развитой социальной организации должно было означать появление патриархальной семьи после того, как сформировалась синдьясмическая семья и до того, как она превратилась в моногамную семью. Введение патриархальной системы было бы тесно связано с появлением собственности. Взятый и популяризированный Фридрихом Энгельсом (1822-1895) в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» , он становится составной частью ортодоксального марксистского анализа эволюции обществ:
«Преобладание женщин в домашнем хозяйстве, а также исключительное признание матери лично, поскольку невозможно с уверенностью узнать настоящего отца, это означает очень высокое уважение к женщинам, то есть к матерям. Это одна из самых абсурдных идей, которые были переданы нам Просвещением, что идея о том, что женщина, у истоков общества, была рабыней мужчины. Среди всех дикарей и всех варваров низшего и среднего уровня и даже отчасти среди тех, кто находится на высшем уровне, женщина занимает положение не только свободной, но и высоко оцененного » .
По словам археолога Марии Гимбутас , этот тезис подтверждается распространением художественных изображений женских тел в форме статуй и свидетельствует о преобладании культа Богини-Матери и неизбежно отражает представление гендерных ролей в обществе. .
Гипотезу зарождения патриархального строя в сочетании с одомашниванием лошади в индоевропейских популяциях кургана выдвинула Мария Гимбутас .
Согласно Элизабет Барбер , и это «градуалистский» тезис, кажется, что для возникновения патриархата необходимы по крайней мере два фундаментальных условия : в первую очередь, торговля металлами, которая обязательно возвращает нас примерно в бронзовый век . Эта деятельность по добыче, выплавке и торговле металлами могла бы стать монополистом мужской энергии, поскольку женщины, ограничивавшие свободу передвижения младенцами и маленькими детьми, с эпохи мезолита, когда родилась семья. Это уже не клан, а семья. состоящие из детей, родителей, бабушек и дедушек, не могли путешествовать на большие расстояния
Во-вторых, как представляется, во внимание принимается разделение труда, связанное с улучшением условий жизни и стремлением объединить все необходимое для благополучия, которое обеспечивает это улучшение. Этот тезис, однако, не исключает роли других условий, все из которых играют более или менее важную и определяющую роль в предполагаемом процессе.
Согласно Эвелин Рид , которая помещает свой анализ в продолжение марксистского анализа, система родства играет важную роль в построении патриархата.
Согласно Колину Спенсеру , патриархат появляется с концом кочевничества . Новый оседлый образ жизни привел бы к необходимости защищать накопление богатства, когда раньше в этом не было необходимости. Необходимость защиты богатства (накопленного оседлым образом жизни) привела к обязательству военной организации. Военные задачи ложились на мужчин, физически более сильных и не ограничивающих воспроизводство, а вместе с ними и политические функции. По мере того как женщины сохраняют за собой обязанности, связанные с материнством, возникает или усугубляется половое разделение труда (или « сексистское разделение труда» для некоторых авторов).
По словам Ивана Яблонько , патриархат основан на представлении о женщинах как о многогранном служении мужчинам, призванном доставить им удовольствие (через влагалище ), сделать их детьми (в утробе ) и накормить их дома ( роль груди ). Это то, что он называет с патриархальной точки зрения «женской функцией».
Согласно Эммануэлю Тодду , патриархат — это не архаическая форма общества, а, напротив, плод его эволюции из примитивных форм обществ охотников-собирателей, в которых статус женщин выше. Оседлость кочевников в степях Центральной Азии привела бы к тому, что эти общества приняли систему наследования, защищающую совместную собственность и отцовство с мужским доминированием. Затем эта система распространилась бы из Центральной Азии, периферийных регионов Евразии, сохранив архаическую модель нуклеарных семей. Тогда эта архаическая модель способствовала бы взлету образования и появлению современности на Западе, в то время как патрилинейные системы, отвергая женщин, оказались бы в конечном итоге парализованными для технологического и экономического развития.