Гиперкомпенсация
Человек, неуверенный в своей ценности, часто прибегает к этому способу. Он хочет привести доказательства всему белому свету в пользу того – что он ценен и хорош. Нередко астеничные работники засиживаются допоздна за кипами бумаг, желая угодить своему руководителю и получить долгожданную похвалу. Но добиваются они только того, что наживают себе новые болячки. Ведь при всем желании меланхолик не может превратиться в энергичного холерика. Особенности психики необходимо учитывать при составлении графика труда и отдыха. Нужно знать свои сильные стороны и слабости.
Человек, не обладающий чувством самоценности, практически не имеет личных ориентиров. Он соизмеряет свою жизнь не с тем, что является ценным и важным лично для него, а с тем, что ожидают от него окружающие. Дождется ли он от них «поглаживания по головке» или нет – другой вопрос (в действительности всем угодить практически невозможно, всегда найдется деталь, за которую могут «пнуть»). Корень всех бед избравшего стратегию гиперкомпенсации в том, что оценка окружающих становится его основным жизненным ориентиром. Но это настоящий тупик. Ведь окружающие не могут знать, что является для человека хорошим, а что – нет. Они живут своей системой ценностей. Если начальнику выгодно, чтобы их работник задерживался допоздна без дополнительной оплаты – он всегда будет «за», вряд ли его будет волновать состояние здоровья подчиненного.
Социальная самореализация
Данный вид реализации личностного потенциала больше остальных коррелирует с духовным ростом личности. Почему? Социальная самореализация — это прежде всего самоотдача человека, умение что-то бескорыстно и добровольно делать для других.
Часто люди реализуются через социум благодаря различной волонтерской деятельности. Социальные работники, к примеру, физически и морально помогают тем, кто находится за гранью бедности или пережил стихийное бедствие. От помощи окружающим индивид получает духовное вознаграждение и развитие личности в данном направлении. Материальная награда в данном случае не является для индивида приоритетом, целью самореализации.
Нестабильная самооценка и ее разновидности
Самооценка есть фундамент личности. Мы привыкли к терминам «высокая» и «низкая» самооценка. Психолог Борис Литвак предложил заменить их на более объективные «стабильная» и «нестабильная». В своей книге «7 шагов к стабильной самооценке» автор говорит следующее:
«Я» человека со стабильной самооценкой не зависит от внешних событий. Он ориентируется на изменчивую реальность, но не пропускает все события через свое «Я». Это позволяет ему быть более спокойным и практичным. Нестабильная самооценка предполагает, что представление человека о самом себе, своей жизни, своем окружении, своих достижениях постоянно изменяется в зависимости от внешних событий, которые происходят в его жизни».
Стабильная самооценка согласно теории Б. Литвака имеет формулу «Я+». В этом состоянии человек понимает, что с ним все хорошо независимо от того, что о нем думают окружающие. Если самооценка шаткая и сильно зависит от внешних факторов, ее формула обратна – «Я-». Человек, угнетенный своей заниженной самоценностью на фоне других значимых людей, эмоционально зависим от оценок. Поэтому, его психологическое состояние напрямую связано с одобрением или порицанием со стороны.
В той или иной степени тенденция реагировать на посыл окружения присуща каждому, поскольку человек неразрывно связан с социумом. Однако личность с нестабильной самооценкой смещает центр значимости с себя на других. Вместо того, чтобы быть Солнцем в собственной галактике, такой человек становится маленькой планетой, нарезающей круги вокруг общественного мнения. Постоянная потребность доказывать значимость формирует стратегию социальной адаптации. Человек с базой «Я-» бессознательно трансформирует ее в формулу «Я+, если…». Это своеобразная подмена концепции «Я+», при которой он чувствует себя хорошо только при соблюдении определенных условий.
Я+, если я лучший
Такие люди стремятся быть первыми во всем. Они могут быть успешными в карьере, вести насыщенную жизнь, всегда оставаться в потоке и даже вызывать зависть. Однако в стремлении завоевать все возможные награды, они остаются несчастными. Причина в том, что источником мотивации выступает не вдохновение, а невротическое опасение за свою несостоятельность.
Как быть?
- осознать свои истинные цели без оглядки на их престиж с точки зрения социума;
- позволить себе ошибаться и быть неидеальным;
- трансформировать источник мотивации из страха во вдохновение;
- перестать разделять людей на тех, кто лучше или хуже вас.
Я+, если я радую других
Этот тип нестабильной самооценки характерен для общества с советским прошлым. Несколько поколений подряд людям внушали, что их основная задача – осчастливить других. Собственное счастье и благополучие стояли на последнем месте. Кроме того, влияние общественного мнения (Что скажут люди?) оказывало сильное влияние на жизнь каждого индивида. В связи с этим концепция «Я+, если радую других» встречается в наших реалиях часто. Такие люди несамостоятельны, нервозны, для них характерно плыть по течению и оставаться ведомыми. Им сложно говорить «нет» и отстаивать свои личностные границы.
Как быть:
- учиться планированию и постановке целей;
- учиться отказывать;
- баловать себя и поощрять за любые (по личному критерию, а не внешнему) достижения;
- выстраивать личностные границы;
- не бояться просить о помощи;
- рассуждать о проблеме с позиции здорового эгоизма.
Я+, если я сильный
Это самостоятельные люди, прочно стоящие на ногах. Они транслируют обществу свою уверенность, иногда сами провоцируют конфликты, и тщательно скрывают слабости. Но их недостаток в том, что образ непобедимого человека диктуем страхом быть осмеянным. Запрет на чувства и состояние вечной борьбы очень изматывают и лишают возможности радоваться жизни.
Как быть?
- принять себя с недостатками и слабостями;
- принимать и проживать любые свои эмоции;
- учиться компромиссам;
- избегать крайностей в суждениях о людях и себе;
- найти безопасный выход агрессии.
Почему мы недовольны собой?
Наверное, многие из нас могут сказать, что:
- недовольны своей внешностью…
- что есть «лишний вес»
- что не такая карьера
- не такая квартира
- что не такие красивые губы, руки, ноги и т. д., как хотелось бы…
- что хожу не так «легко»…
- слишком много морщин…
- одежда сидит не так хорошо, как на «Даше/Маше» и т. д.
- глаза не так сияют и волосы не такие густые
- что не все так во внешности, как хотелось бы при взгляде на себя в зеркало
С полной уверенностью можно сказать, что «не люблю я себя»… если такие мысли крутятся в голове. Вот это и есть самооценка.
Фото автора Anastasia Tooming: Pexels
Про пониженную самооценку и нелюбовь к себе написана масса статей, созданы тренинги для ее повышения, есть психологи, которые работают только с самооценкой. И все же есть еще одно понятие, напрямую относящее к любви к себе, это самоценность.
Мнение науки о самореализации
Представитель гуманистической психологии доктор Абрахам Маслоу в своем труде отметил ряд личностей, достигших самореализации. Среди них указывались Альберт Эйнштейн, Элеонор Рузвельт и Абрахам Линкольн. Мнение психолога заключалось в том, что достижение полной самореализации не может быть осуществлено без удовлетворения некоторых базовых потребностей человека.
Примеры таких потребностей приводятся в иерархии потребностей Маслоу. По мнению специалиста, данные потребности необходимо удовлетворить перед становлением на путь самореализации. Стоит также отметить, что Маслоу использовал несколько иной термин вместо слова «самореализация» — «самоактуализация». Впрочем, данный термин удовлетворяет базовому определению самореализации.
Реальность такова, что большая часть населения нашей планеты не может удовлетворить собственные базовые потребности в рамках иерархии потребностей Маслоу. Это приводит к невозможности активизации механизмов самореализации у многих людей. Психолог относит к таким индивидам тех, кто не может, к примеру, заплатить за аренду жилья или купить продукты для себя и своей семьи. Недостаток денег ведет к нескончаемым переживаниям по поводу того, как погасить очередной платеж или заплатить в магазине за товары первой необходимости. В таком режиме человек начинает не жить, но выживать. Соответственно, в подобной ситуации лишь немногие ищут ответ на вопрос о том, как самореализоваться в жизни и применить это для решения сложившихся проблем.
Составляющие успеха при самореализации
Психолог С. Мадди провел обширные исследования и построил на их основе теорию личности, которая имеет задатки к реализации собственного потенциала. Среди характеристик полноценно функционирующего индивида он привел следующие:
- Наличие творческого потенциала.
- Ощущение самостоятельного контролирования жизни.
- Обладание свободой воли и действия во всех жизненных ситуациях.
- Спонтанное принятие решений в различной обстановке.
- Высокий уровень возможностей к адаптации, повышенная подвижность.
Данные характеристики сами по себе еще не дают гарантии самореализации. По мнению многих психологов, важны не столько врожденные качества, сколько приобретенные. Особую роль в становлении на путь реализации потенциала индивида играют уверенность в себе, целеустремленность, решительность, здоровый азарт, любовь к труду и осознание поставленной цели. Кроме того, подобная личность должна уметь оперативно выбирать, изменять и дополнять стратегии, адаптироваться к изменяющимся условиям и менять тактику при необходимости, но при этом оставаться в трезвом уме и спокойном рассудке.
Одни смотрят на проблему самореализации с точки зрения гуманистической психологии, другие же опираются на религиозные догматы о наличие у каждого человека души. Какую опору и основу для начала движения по пути реализации собственного потенциала выбрать — вопрос строго индивидуальный. Тем не менее известно, что независимо от точки опоры, успешное применение знаний и навыков в избранных личностью сферах для самореализации является неизменной составляющей обретения счастья в жизни.
Как следовать своим ценностям
В каждой конкретной ситуации мы выбираем, куда идём — к ценностям или в сторону, противоположную от них.
Изображение: Павлик Лемтыбож
Ситуация. Даша работает в кофейне, и между утренним потоком посетителей и обедом у неё почти всегда есть свободное время. В перерыве она находится в точке выбора:
посидеть в соцсетях;
подготовиться к экзамену, который ей важно сдать.
Интересно, что по умолчанию мы склонны выбирать путь от ценностей. Как правило, это первое, что приходит нам в голову. То есть если Даша не обратит внимания на то, что она находится в точке выбора, она предпочтёт полистать ленту в соцсетях
А чтобы выбрать путь к ценностям, нужно уметь останавливаться, анализировать, что для вас сейчас действительно важно, и идти в этом направлении
Классификация
В психологии есть несколько классификаций ценностей.
По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.
Материальные
К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.
Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.
Духовные
Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.
Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.
Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.
Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:
- Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода. Те самые, что не меняются со временем.
- Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
- Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.
Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.
Осознаваемые
Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.
Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.
Неосознаваемые
Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном. Они оказываются там в результате действия психологических защит. Человек не хочет признавать в себе какие-то слабости и несовершенства, поэтому старается вытеснить их в глубинные слои психики.
Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть
Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека
Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.
Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.
По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.
Терминальные
Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.
Инструментальные
Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.
Проблемы в ценностно-смысловой сфере
Если в ценностно-смысловой сфере личности не все в порядке, будут страдать и другие структуры психики. А самое главное – существенно понизится качество жизни. Давайте рассмотрим возможные проблемы.
Конфликт нескольких ценностей
Бывают ситуации, когда жизненные приоритеты приходят в противоречие друг с другом. Это может привести к острому внутриличностному конфликту, который будет истощать человека.
Например, у молодого человека есть два жизненных приоритета: любовь и творчество. Он играет в рок-группе и состоит в отношениях с любимой и любящей девушкой. Но возникает ситуация, в которой ему приходится делать выбор между ними. Парню предлагают пятилетний контракт в другой стране с большими перспективами, но его девушка не может поехать с ним. Выбор для него будет очень сложным и мучительным.
Реализация чужих ценностей
Выше я писала, что человек сначала усваивает коллективную систему ценностей, а затем на основе нее формирует свою
Очень важно, чтобы не было перекосов ни в одну, ни в другую сторону. То есть личные не должны идти вразрез с коллективными, а коллективные не должны подавлять личные
Например, девушка выросла в религиозной семье, где родители очень серьезно относились ко всем правилам и обрядам. Но девушка не чувствовала в душе такой же потребности. Ей хотелось жить обычной светской жизнью, радоваться и развлекаться, как делали все ее сверстники. Но страх и чувство вины перед родителями заставили принять их образ жизни и ограничить себя в желаниях.
Деструктивные способы реализации ценностей
Способы, с помощью которых человек реализует свои приоритеты, не должны идти вразрез с законом и нормами морали, а также не должны приносить вред самому человеку, другим людям и природе.
Например, реализовывать ценность “материальный достаток” нельзя с помощью кражи, ценность “удовольствия и развлечения” – с помощью приема наркотиков.
Факторы, которые определяют самоценность
Ниже перечислены наиболее распространенные способы измерения собственной значимости.
Сфера контакта. Мы часто меряемся с другими количеством выдающихся/успешных/знаменитых людей, с которыми близки или хотя бы просто знакомы.
Физическое и эмоциональное состояние. Окружающие люди часто судят о человеке по его внешнему виду — они смотрят на то, какую одежду он носит, как говорит или как общество относится к нему. К примеру, когда социум порицает наличие лишнего веса, к полному человеку начинают относиться предвзято.
Род занятий. Это еще один критерий, который люди используют для измерения самооценки. Кто-то может вести себя бестактно по отношению к официанту и в то же время быть дружелюбным с врачом или банковским работником. Такое случается, если человек чувствует, что врач имеет больший авторитет, нежели официант
Карьерный выбор часто добавляет положительной или отрицательной важности к жизни
Имущество. Это общий фактор, используемый для измерения самооценки. Критерием может послужить что угодно — от размера зарплаты человека до количества автомобилей, которыми он владеет.
Виды самооценки в психологии
Самооценка и её виды: адекватная, неадекватная, смешанная. Неадекватная делится ещё на две категории – заниженная и завышенная. Адекватность оценки своей личности выражается в представлении о себе, максимально приближённом к реальности. Причём она может быть и отрицательной. К примеру, преступник или тиран, осознающий степень своих злодеяний, может обладать адекватной самооценкой. Такое самосознание влияет на поведение человека в обществе и наедине с собой:
️ Человек трезво оценивает соотношение желаний и возможностей.
️ Способен ставить пред собой реализуемые цели.
️ Обладает критическим взглядом на свою личность.
️ Стремится предугадать последствия от своих действий.
️ Для него важны окружающие.
️ Человек оценивает мнение других адекватно.
️ Совершая поступки, опирается на собственные представления об их пользе или вреде.
Неадекватность проявляется в двух крайних степенях: низкой и высокой. Речь идёт именно о большом перепаде и удалении от «золотой середины». Нормальная самооценка имеет свойство колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от обстоятельств или настроения, но лишь достижение критических отметок говорит о неадекватных показателях.
Виды самооценок: заниженная и завышенная и их признаки:
️ Бытует мнение, что слишком высокая самооценка лучше, чем слишком низкая, но это не совсем так. Такие люди бывают крайне неприятны в общении, эгоцентричны и заносчивы. Им, возможно, комфортно в своей атмосфере, но окружающие в большинстве стремятся избегать общения с подобными неадекватными людьми, либо признают их превосходство, попадают под их влияние. И это, как правило, случается с противоположностями – теми, кто имеет низкую оценку своих качеств.
️ Слишком низкая оценка себя тоже способна превращать людей в эгоистов. Но происходит это из-за того, что человек настолько погружен в свои переживания, что страдания окружающих не имеют для него ценности и кажутся незначительными. Например, мать с заниженной самооценкой, страдающая от комплекса неполноценности, не замечает проблем своих детей и не может быть для них настоящей опорой в жизни. В таких семьях порой происходит обмен ролями – родители проявляют инфантильность, а дети вынуждены брать на себя чрезмерную ответственность.
1. Неадекватная самооценка
Неадекватно заниженная самооценка является следствием психологического давления. Подобная реакция возникает, когда человека сравнивают с кем-то ещё, подчёркивая его недостатки и никчёмность. Часто объектом давления становятся дети, которые несут это бремя во взрослую жизнь, и люди с ранимой психикой, подверженные внушению. Например, жертвы домашней тирании тоже страдают от заниженной неадекватной оценки своих качеств и возможностей.
Характеристика неадекватной самооценки заключается в определении её по шкале, к примеру, от одного до девяти. В данном случае минимальный уровень (1-3) – показатель чрезмерно низкой, а максимальный (7-9) – слишком высокой самооценки, а 4-6 баллов – нормальное, адекватное восприятие себя. В этих границах находятся все люди. Неадекватная самооценка в психологии – совокупность искажённых выводов о своих возможностях и способностях. Формируется под давлением социума.
2. Адекватная самооценка
Адекватная самооценка — это в психологии комплекс наблюдений и последующих выводов о своей личности, наиболее приближённый к реальному положению вещей, с точки зрения общества.
Адекватная самооценка, характеристика человека, обладающего набором неискажённых представлений о себе:
️ Способен адекватно воспринимать критику.
️ Стремится к саморазвитию.
️ Реально оценивается свои возможности.
️ Ставит достижимые, с его точки зрения цели.
️ Стремится к увеличению своих возможностей.
️ Экономит силы и энергию.
️ Не подвержен влиянию со стороны.
️ Им трудно манипулировать.
️ Уважает мнение других.
️ Понимает природу своих поступков и мотивов.
️ Эмоционально устойчив.
3. Смешанная самооценка
Это понятие характеризует людей, наделённых противоположными чертами в одной личности. Например, интеллектуал, учёный, даже гений в своей области имеет завышенную самооценку в своей области, а в обычной жизни страдает от комплекса неполноценности.
Такое явление встречается в среде людей, жизнь которых подчинена одной цели, и они с детства отдают все силы, совершенствуясь в этом направлении, оставляя без внимания другие стороны жизни. Это спортсмены, танцовщики, программисты и прочие. Люди могут обладать выдающимися способностями, но иметь однобокое развитие и самооценку, которая резко колеблется то в одну, то в другую сторону, в зависимости от обстоятельств.
Как повысить самооценку, советы психологов
Несколько советов от психологов для вашего психологического восстановления и восполнения, а также для «выращивания любви к себе» и повышения самооценки:
① Всегда говорите себе: «Я есть то, что есть. И это нормально»
② Составьте список качеств, которые вам нравятся в себе, которыми вы гордитесь (профессиональных и личных). Подумайте:
- Что помогает вам оставаться в ресурсе? Составьте шпаргалку ваших талантов, достижений, достоинств и сильных качеств и возвращайтесь к ней всегда, когда ощущаете опустошенность.
- Составьте приоритет задач на день, на месяц, на полгода (личных и профессиональных) и постарайтесь спланировать график выполнения так, чтобы оставить время на то, что вам нравится.
③ Не ищите причины за что и почему вы себя любите, это уже оценка себя. И не ругайте себя за ошибки. Всегда можно найти то, в чем вы «НЕ ОК», и начнется критика. Примите себя «без условий», такого какой вы есть!
④ Никогда не сравнивай себя с другими. Пользы от этого не будет, а разочарование может и быть. Лучше ведите свой дневник достижений и наблюдайте за своими победами, пусть и маленькими.
⑤ Не стоит осуждать других людей, в том числе и себя. Ворчание отнимает много энергии и превращает вас в «ворчащую бабку».
⑥ Подключите свое тело к поднятию самооценки: следите за правильной уверенной осанкой, начните улыбаться. Можно пойти научиться танцевать или ходить на любые спортивные занятия, которые развивают плавность движений и гибкость.
⑦ Важно научиться принимать и любить людей вокруг себя, причем всех, даже тех, которые у вас вызывают раздражение. Так можно научиться принимать как их, так и себя!. ⑧ Следите за своим здоровьем и занимайтесь спортом
Это в разы повысит вашу самооценку и улучшит внешний вид
⑧ Следите за своим здоровьем и занимайтесь спортом. Это в разы повысит вашу самооценку и улучшит внешний вид.