Рефлексия

Философия Гегеля

Данный мыслитель определил две разновидности рефлексии:

  1. Теоретическая;
  2. Практическая.

Первый вид помогает человеку при помощи рассуждений подойти к решению вопроса. Анализирование, установление связей между понятиями позволяет получить близкое к истине представление. По мнению Гегеля, теоретическая рефлексия приближает человека к познанию собственной сущности. Практическая рефлексия – это движение к идеальному образу человека. И здесь задействованы мотивы, которые побуждают что-либо сделать.

Гегель считает, что мысль находит себя только тогда, когда способна породить себя. Мышление становится адекватным при осознании самого процесса мышления; при рассмотрении мышления в качестве объекта. Рефлексия подвергает сознание анализу, она обрабатывает уже готовый материал.

Для саморефлексии есть два важных компонента:

1. Подумайте о себе.

Кто вы и что вы хотите для своей жизни. Это часть самосознания, о которой мы говорили раньше. Многие древние философы от Аристотеля до Сократа и Пифагора говорили о преимуществах «познания себя».

Вот несколько вопросов, чтобы «задуматься», когда вы размышляете о СЕБЕ:

Каковы мои основные ценности? Каковы убеждения, руководящие принципы или идеи, которые очень важны для меня? Каковы мои приоритеты?
Каковы мои уникальные способности, навыки, сильные стороны или таланты?
Каковы недостатки или слепые пятна, на которые я должен обратить внимание?
Кем я хочу быть?
Какую энергию я хочу приложить ко всему, что я делаю?
Какое влияние или различие я хочу сделать? Как я могу служить, вносить или добавлять ценность?
Какие мои страсти? Что я люблю? Что заставляет меня заниматься, мотивировать и возбуждать?
Есть ли какие-то убеждения, которые ограничивают меня?
Что я хочу для своей жизни? (в конце концов, если вы не знаете, чего хотите, как вы ожидаете туда добраться?)
Что в моих силах?

2. Подумать о важных областях вашей жизни

Это может включать в себя ваши отношения, дом и семью, карьеру, здоровье и благополучие, финансы, цели, духовность и рост личности, а также развлечения и отдых.

Вот несколько вопросов, которые нужно задать себе в процессе саморефлексии:

Как я чувствую себя в целом в этой области моей жизни? По шкале от 1 до 10, как бы я оценил уровень удовлетворенности и успеха?
Что работает? Что не работает?
Чего я хочу больше — или меньше?
Каковы мои достижения / победы / успехи? (Люди часто по умолчанию ошибаются или не работают — так же важно сосредоточиться на том, что происходит!)
Чего я хочу? Каковы мои надежды или цели?
За что я благодарен?
Как мне улучшить эту область в моей жизни? Какие действия я могу предпринять?

Примеры рефлексии из жизни


Рефлексия в жизни, как она себя проявляет?

Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.

Попытаться подумать

Социальные сети интернет предоставляют человеку такое количество информации, что не остается даже времени на то, чтобы обдумать ее. Люди больше не должны прикладывать усилия или проводить самоанализ, ведь достаточно ввести запрос в интернет, чтобы получить ответ. По этой причине в большей части населения не развита рефлексия. Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы. Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.

Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие. Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы

  • Была ли польза от этого?
  • Получил ли я новую информацию?
  • Как я могу использовать полученный опыт?
  • Понравился ли мне персонаж (место)?
  • Что я извлек из этого?

Это позволит расслабиться и сосредоточиться одновременно. Пока человек будет отвечать на интересующие его вопросы, мозг будет активно действовать и развивать рефлексию.

Завести специальный блокнот

Склонность к самоанализу вырабатывается особым отношением к жизни

Важно обращать внимание на все детали и пытаться думать даже о том, что может стать причиной негативных эмоций. Только так человек может осознать свои ошибки. Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте

Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь

Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.

После этого все это следует записать в специальный блокнот

, поделив вопросы по следующим категориям:

  • Вопросы, посвященные жизни и смерти. Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
  • Основная цель в жизни. Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
  • Взаимоотношения с окружающими. Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
  • О духовном мире, религии и Боге.
  • О прошлых ошибках и действиях. Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
  • О планах и заветных мечтах. Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
  • О материальных ценностях. Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

Важно:

Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.

Формы и виды рефлексии

Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.

С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:

  • Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
  • Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

С учетом временных периодов рефлексия бывает:

  • Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
  • Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
  • Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.

Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:

Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
Интеллектуальная

Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире

Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.

Способы применения

Врожденной склонности к самоанализу у человека нет. Рефлексия относится к интеллектуальной деятельности и требует развития возрастных навыков:

  • самоидентификации;
  • самоанализа;
  • самооценки;
  • самокритики;
  • социализации.

У новорожденного младенца нет способности рефлексировать. Она появляется позже, когда у ребенка появится осознание себя, как субъекта деятельности. Впервые это происходит в 2,5–3 года. Ребенок пытается отстоять самостоятельность, специально нарушая запреты взрослых и проверяя реакцию. Проанализировать и оценить свое поведение он еще не способен.

Второй этап развития рефлексии начинается под влиянием учебной деятельности и наступает в 6–7 лет. Ребенок учится анализировать свое поведение и поведение других детей, стремится занять свое место в иерархии класса. Самооценка зависит от мнения взрослых: родителей и учителя.

В подростковом возрасте формируется навык самооценки. Нестабильный гормональный фон, умноженный на чрезмерную рефлексию часто приводит к негативному самовосприятию. Подросток зацикливается на недостатках, недоволен внешностью, отношениями со сверстниками. В этот период ему особенно нужно понимание со стороны взрослых. Если развитие личности проходило правильно, к 16 годам способность к рефлексии уже наработана. Самокритика больше не мешает подростку оценивать себя здраво.

После 20 лет развитие рефлексии не останавливается. В течение жизни человек приобретает новый опыт, облегчающий и обогащающий самопознание

Важно не останавливать саморазвитие

Роль Рефлексии в нашем мире.

По детальному рассмотрению вопроса, насколько глубоко укоренилась рефлексия в житейском обиходе, сам собой напрашивается необычный вывод. Необычность заключается всего-навсего в том, что итоговая мысль вроде бы одна, как бриллиант, а граней у неё – много, как и возможностей, предоставляемых рефлексивными умениями:

  • последовательный анализ собственных мыслей и наблюдение за ним; вычленение квинтэссенции, синтез;
  • оценочная работа мышления, с применением отстраненности (взгляд стороннего наблюдателя-марсианина);
  • оценка собственных шаблонов поведения с последующей корректировкой;
  • очистка сознания от «мусора»;
  • следствие очистки сознания – отказ, избавление от сомнений и колебаний, переход к модели решительного поведения;
  • самое глубокое погружение — познание себя с преобразованием скрытых возможностей в используемые и полезные.

Как видно из вышесказанного, роль науки трудно переоценить. Использующий способы рефлексии, технологии рефлексии развивающийся в этом плане человек понимает себя так, что для него нет в душе его никаких закрытых, потаенных мест. Осознавая себя и свою личность, владея сильнейшим самоконтролем, какой только могут дать его новые способности, он уверенно идет путем изменившихся жизненных обстоятельств, которые задал сам, как и новую дорогу к скорректированным приоритетам.

Его же оппонент, не придавший ровно никакого значения развитию у себя способностей к самоанализу и самонаблюдению, будет громоздить ошибку на ошибку, будет повторяться в схожих ситуациях, и при этом винить кого угодно и в чем угодно, кроме самого себя. Из всех возможных, человек, вместо того, чтобы подвергнуться собственному системному анализу, наугад выбрал, как ему казалось, наиболее удачную, а попал на наиглупейшую и наименее эффективную линию поведения.

Техники рефлексии и опытный психолог могли бы ему помочь: устранили бы эти провалы в ловушки ненужных мыслей, очистили сознание, произвели корректировку поведения. И начал бы накапливаться полезный опыт, пошел бы рост личности.

Из-за возможности реально помочь, методы рефлексии в последние полста лет стали чрезвычайно популярны и востребованы в психологической практике во всем мире. Психологи и психотерапевты пользуются ими, чтобы научить людей обращать свой взор в свое Я и изучать, как устроен их внутренний духовный мир, как устроен внутренний мир любого из нас. В результате совместного с психологом творческого поиска, приходят почти эвристические решения. казалось бы, безвыходных ситуаций, благополучно разрешаются сложнейшие проблемы. А все ответы на вопросы находятся внутри самих себя.

Как избавиться от рефлексии?

Если угнетает состояние рефлексии и есть желание от нее избавиться, вот несколько ценных советов психологов:

Важно взять за правило себе за правило первой приветствовать людей.
Нужно уметь держаться уверенно или по крайней мере делать вид уверенного в себе человека. Для начала нужно расправить плечи и приподнять вверх подбородок.
Не нужно бояться смотреть людям в глаза

Так человеку будет понятно, что есть в нем заинтересованность и он непременно ответит взаимностью.
Важно научиться вести светские беседы. Можно начать с тех людей, с которыми и вправду очень легко и приятно.
Аутотренинг. Время от времени нужно себе напоминать про собственную значимость и уникальность.
Необходимо попробовать сделать то, от чего есть страх. Если получится совершить то, на что раньше не хватало духу, то можно не сомневаться – впереди победа.

Советы по развитию рефлексии

В случае если вы чувствуете необходимость в развитии данной способности и более глубоком самопознании и оценки себя, то рефлексию можно развивать, в каком бы возрасте вы не находились.

Работу над процессом раздумий эффективней начинать… с самой рефлексии. Нужно ответить себе на несколько вопросов:

  • Для какой цели вам рефлексия и какого результата вы ожидаете?
  • По какой причине вас не устраивает то, как вы сегодня понимаете свой внутренний мир?
  • Какие свои способности вы хотите познать в большей степени?
  • Почему, на ваш взгляд, вы не используете рефлексию в настоящий момент в своей деятельности?

Ответ на последний пункт крайне важен, поскольку зачастую за ним стоит психологический барьер. Человек не желает окунаться в глубину собственной души из-за страха, поэтому бессознательно отвергает необходимость анализа своих действий, их первопричин и результатов влияния на других людей. Это усмиряет совесть и не позволяет испытывать стыд за собственные поступки. В данной ситуации помогает одно упражнение.

Подойдите к зеркалу, посмотрите на себя и улыбнитесь. Вы должны улыбаться искренне, ведь перед вами самый близкий человек на земле, и нет необходимости скрывать от него что-то. Поговорите с собой, начните так: «Здравствуй! Я знаю, что ты и я – одно целое. Всё твоё является и моим тоже. И позитивное, и негативное, и успехи, и неудачи

Это для меня важно и необходимо. Я бы хотел узнать и использовать этот опыт

Ошибок не стоит стыдиться, стыдно не знать о них никаких подробностей. Ведь лишь проанализировав, я смогу их исправить и вырасти как личность». Данный способ рефлексии отлично помогает в психологии общения с самим собой, избавляет от скованности, что даёт в итоге человеку возможность использовать метод самоанализа.

Для того чтобы избежать ситуации, когда рефлексия трансформируется в самокопание, следует думать о своём «Я» в правильном ключе. Делайте сначала небольшие шаги: за самоанализом не требуется сидеть часами. Начните с интервала от 10 до 15 минут. Этого хватит, чтобы увидеть положительные моменты от рефлексии. Далее потихоньку увеличивайте время, только не увлекайтесь чересчур.

Думайте о приятном и полезном.

Можно придумать планы на завтра или вспомнить, что особенно удалось сделать сегодня. Если же потерпели неудачу, подумайте, какие уроки стоит извлечь из данной ситуации.

Выберите комфортное положение для рефлексии.

К примеру, эффективней вам думается в процессе прогулки по парку, а может, в состоянии покоя с закрытыми глазами. Бывает, что озарения приходят лучше в кабинете психолога или в процессе ведения личного дневника

По сути, это не столь важно

Не переживайте и не спешите бросать.

Если не удаётся остановиться и разобраться в сути происходящего. Подобное случается, если вы не имеете знаний о чём-то или чего-нибудь не понимаете

Важно также не концентрироваться на правильности проведения процесса рефлексии

Восприятие человека не способно быть объективным в полной мере – запомните это.

Человек склонен думать о себе лучше, чем он есть в реальности. Принимайте это в расчёт и оставайтесь честными с самими собой, когда размышляете о своих действиях. Тогда рефлексия станет действительно полезной.

Ставьте вопросы правильно.

Не «по какой причине?» и «кто тому виной?», а лучше спросить себя «что случилось?» и «какие способы решения проблемы я могу придумать?» Только это и способно помочь в сложной ситуации и сделать верные выводы, тогда не нужно будет постоянно осмысливать результаты собственных действий.

Рефлексировать следует каждый день, к примеру, в вечернее время можно проводить анализ всего происшедшего за день, собственных дум, чувств, решений и предпринятых действий. В данном случае прекрасно работает метод ведения персонального дневника. Это дисциплинирует, контролирует рефлексию и способствует очищению от негативных мыслей и эмоций. Таким образом человек оставляет на бумаге свои тяжелые думы, опасения и нерешительность, освобождаясь от них.

Однако не нужно чересчур интенсивно копаться в себе, стараясь обнаружить что-то плохое. Лучше настраивать себя на мысль о том, что позитивного всегда больше, выискивайте среди прочего положительные моменты дня и проживайте их снова и снова. Пожурив себя за неудачу, похвалите за добрые дела или любые хорошие поступки, даже если они кажутся не очень значительными. Помните, что нужно обязательно себя хвалить.

Как начать рефлексировать?

  • Расслабьтесь. Это не обязательно должно быть в тихой комнате с выключенным светом и зажженными свечами (обычно трудно найти время и место для этого). Найдите то, что помогает вам расслабиться — это может быть перед сном или после посещения тренажерного зала.
  • Абстрагируйтесь. Старайтесь подумать о каком-то событии или ситуации отстраненно и воссоздать все остальное — чувства, которые вы испытывали в то время, анализ того, почему вы чувствовали себя так.
  • Задавайте себе вопросы, начинающиеся с “что”, “где” и “почему”. Это не только контекстуализирует ситуацию, но и эффективно запускает процесс оценки.
  • Будьте предельно честны. Признайте то, что вам, возможно, трудно признать. Иногда легче открыть и принять истину своему внутреннему «я», прежде чем вынести ее наружу. Затем начните “взвешивать” другие факторы, которые привели к вашим действиям.
  • Размышляйте и обучайтесь. Размышляйте о своем обучении. На протяжении всего процесса рефлексии основной аспект включает в себя то, как вы себя чувствуете, и те области, которые вы выбрали для развития. Используйте эти точки отражения, когда ситуация возникает снова, чтобы улучшить ситуацию.

Это, безусловно, не единственный метод рефлексии. Он может быть использован для отражения в повседневных ситуациях.

Найдите то, что вам подходит. Помните, что рефлексия не обязательно должна быть после негативного или стрессового события. Старайтесь размышлять о событиях, вызывающих у вас и положительные эмоции, чтобы вы могли продолжать получать их и в будущем.

В сетевом методе рефлексия может быть выражена в следующих формах:

  • Анализ знания с целью получения нового знания, или преобразование неясного знания в ясное;
  • Наблюдение за процессом и состоянием;
  • Выход из рутины, способность чувствовать и различать среди многоголосия мнений и голосов;
  • Акт исследования, направленный человеком на проблему и ситуацию и поиск новых альтернатив выхода.

То, что дрейфует, — это лодка. Но то, что позволяет ей дрейфовать, — это вода, а не лодка. То, что движется, — это карета. Но то, что позволяет ей двигаться, — это бык, а не повозка. Отражение — это ум. Но то, что делает возможным размышление, — это воля, а не ум.

Что значит рефлексировать

Рефлексировать

— это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.

Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.

Рефлексируя, мы учимся:

  • Рационально думать.
  • Останавливать мыслительный «мусор».

Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.

Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.

Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:

  1. Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки . К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.
  2. «Пилить опилки»

    , как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.

  3. Культивировать чувство вины

    . Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.

  4. Отвечать за весь мир

    . Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.

Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.

Саморефлексия — ключ к успеху

Когда мы говорим об «успехе», мы не имеем в виду исключительно то, как мы достигаем привилегированного положения в обществе. Успех — это, прежде всего, благополучие и способность быть творцами собственного счастья в любой сфере нашей жизни. Согласно исследованию Даниэля Гоулмана, саморефлексия имеет решающее значение для того, чтобы мы могли развивать соответствующий эмоциональный интеллект.

Мы должны понимать, что психологи определяют как «саморефлексивное осознание». На самом деле это «метакогнитивная» способность, которую мы все можем тренировать и расширять. Это означает, прежде всего, способность думать и размышлять над своими умственными и эмоциональными процессами, чтобы понимать и осваивать их.

Этот тип человека способен наладить здоровый и полезный внутренний диалог, с помощью которого можно обнаружить ошибки, недостатки, неуверенность и беспокойство, чтобы излечиваться и становиться лучше с каждым днем.

С другой стороны, стоит вспомнить, что однажды сказал Эммануэль Кант в «Критике чистого разума». Для этого кенигсбергского философа внешнее, то, что нас окружает, фактически является отражением нашего внутреннего я. Итак, если наш внутренний образ характеризуется низкой самооценкой, жестким мышлением и несуществующей способностью к саморефлексии, то все эти негативные характеристики заставят нас рассматривать внешний мир как гнетущий и серый.

Рефлексия как метод исследования психики

Рефлексивные процессы успешно используются в психологии при проведении интроспекции. Интроспекция (в переводе с латыни «смотрю внутрь») – способ исследования психологических качеств субъекта. Он базируется на наблюдении личностных психологических процессов без использования каких-либо эталонов.

Виды рефлексии в психологии

Родоначальник интроспекции британский психолог и философ Джон Локк объяснял, что у личности существует два постоянных источника познаний, необходимых для становления психики человека:

  1. Объекты окружающего мира. По мере взросления человек контактирует с окружающим миром с помощью внешних чувств (зрение, осязание, слух). В ответ он получает некие впечатления, которые и складывают в сознании восприятие действительности.
  2. Деятельность человеческого ума. Сюда относятся воспитание и становление личности с помощью всех проявлений чувств.

Эти два источник неразрывно связаны между собой, их совместную деятельность и организовывает рефлексивность. По мнению Локка: «Рефлексия – наблюдение, рождающееся из деятельности».

Чем помогает самоанализ

Когда психолог использует в своей работе методы рефлексии, он подталкивает пациента взглянуть на себя со стороны. В результате успешной работы человек учится глубоко и верно анализировать собственные поступки и лучше понимает свой внутренний мир.

При рефлексивной работе психолог, разбирая определенную ситуацию, помогает пациенту осознавать следующие моменты:

  • что именно ощущает личность в данное время;
  • какое уязвимое место в собственном сознании пострадало в ситуации;
  • как использовать возникшие трудности с выгодой для себя.

Самостоятельный поиск ответов и определяет суть работы психолога, который использует рефлексивные методы. Рефлексия помогает не только взглянуть на себя внутреннего, но и познать себя общественного (то есть ту личность, которую воспринимают окружающие люди). А также узнать себя улучшенного (такого, которого человек видит в идеале).

Функции рефлексии

Рефлексивные способы психологической работы помогают осознать пациенту шесть частей собственной личности. Перечислим их:

  1. Я, как сам субъект.
  2. Я, как человек на людях.
  3. Я, как идеальное создание.
  4. Я в восприятии постороннего.
  5. Я, как человек на людях в восприятии окружающих.
  6. Я, как идеальное создание в восприятии посторонних.

Определения рефлексии

В современной науке авторы в рамках различных научных направлений и практических подходов активно исследуют рефлексивные процессы:

В философии

Вид (форма) теоретической деятельности, направленной на осмысление собственных действий и законов, по которым они совершаются.

Внутренняя деятельность, направленная не на собственное осмысление, а на осмысление ситуации или проблемы, чтобы впоследствии найти выход из нее.

В психологии

Процесс самопознания субъектом своих психических актов и состояний (основа интроспективной психологии).

Процесс понимания состояния другого человека через сопереживание и созерцание его.

В социальной психологии

Понимание субъектом (группой, сообществом) того, как они понимаются и принимаются другими партнерами по общению.

Понимание другого человека через его (ее) созерцание.

В педагогике

Корреляция с нормами и стандартами. Для Давыдова, Неверовича и Самокиной (1972) понятие рефлексии как специфического познавательного акта заключается в конкретизации знания, в прояснении оснований знания, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.

Сластенин дает следующее определение: «Рефлексия включает в себя построение выводов, обобщений, аналогий, сравнений и оценок, а также эмоциональное переживание, запоминание и решение проблем. Она также включает в себя обращение к убеждениям для интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки».

Каждый человек уникален; нет стандартов, с которыми его можно было бы сравнить. Ситуация проясняется, анализируется, но не оценивается.

Представления о ситуации и проблемах участников построения сетевого сеанса могут быть уточнены, расширены, выявлены и обобщены.

В чем польза рефлексии?

Рефлексивная деятельность открывает перед человеком новые возможности.Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:

  • Появляется возможность контролировать свое мышление. Человек старается мыслить в правильном направлении.
  • Рефлексия способствует появлению самокритики, что позволяет видеть собственные минусы, анализировать их и проводить работу над ошибками.
  • Самоанализ позволяет избавиться от негативных и гнетущих мыслей, отравляющих человеческое существование.
  • Начинается анализ пережитых жизненных ситуаций, с последующими выводами.
  • Осознавая прошлые ошибки, индивид воспитывает в себе стойкую личность и обретает собственную позицию.

В процессе рефлексии, наблюдается личностный рост. Человек меняется и учится на своих ошибках, не повторяя их в дальнейшем. Но если у человека отсутствует рефлексия, то он повторяет схожие ошибки и не понимает причину бедственного положения. Мизантроп и мизантропия: определение типа личности

Примеры рефлексии в психологии

Рефлексия в нашей жизни встречается практически в любых наших действиях и мыслях у большинства людей. Приведу несколько простых примеров рефлексии:

  1. Чтение книг и просмотр фильмов. Во время чтения того или иного произведения мы сопереживаем героям, задумываемся о том, как мы поступили бы на их месте, иногда сопоставляем написанные ситуации со своими. Благодаря чтению, наш кругозор становится выше и человек словно перенимает написанный опыт, использует в своей дальнейшей жизни.
  2. Процесс обучения. Пока мы учимся, мы узнаём новые факты о жизни и большинство из них применяем непосредственно в своей. Проведение контрольных и самостоятельных работ в школе позволяет учителям проанализировать какие темы были хорошо усвоены, а над какими стоит ещё поработать. 
  3. Сожаление или прощение. Если мы сожалеем о произошедшем или сделанном нами, что могло обидеть или навредить другому человеку нередко приходится извиняться. Это значит, что в своём большинстве, человек осознал ошибку, мысленно вернувшись в произошедшее и проанализировав ситуацию и своё поведение в ней. 


Письма позволяют распрощаться со своими проблемами и закрыть гештальт

Как использовать рефлексию с пользой?

Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства

. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно

. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание

. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

4. Не стремитесь контролировать всё

. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день

. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно

. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление — это понимание, чего хочет человек и как этого достигнуть. Помогает просчитывать риски, определять ходы, приоритизировать задачи и делать выводы.

Как развивать:

Расширять кругозор в области психологии и работы мозга

Например, читать книги или смотреть лекции по теме. Интересоваться, как работает мозг, какие отделы за что отвечают.

Учиться расставлять приоритеты

Например, «Сейчас поступление в МГИМО — это главное. Значит, мне нужно сдать ЕГЭ на 80+ баллов. Тогда в субботу вместо прогулки с друзьями я повторю неправильные глаголы, а встречу предложу перенести на воскресенье».

Анализировать ситуацию изнутри и со стороны

Например, «Я злюсь, потому что недостаточно хорошо написал пробник. Это моё внутреннее состояние. Одноклассники не понимают, почему у меня нет настроения, значит, нужно объясниться и договориться, что мы поболтаем завтра».

Что почитать:

  • Кеничи Омае. «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски»
  • Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф. «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни»

Большая ясность мысли

Самоанализ дает возможность думать о чем-то изолированно от самой вещи.

Вместо того, чтобы ваш разум был омрачен эмоциями, которые вы испытываете при взаимодействии с рассматриваемой вещью, вы можете рассматривать ее в более рациональном смысле.

Вы можете увидеть это с большей ясностью и подумать об этом с округлой точки зрения с плюсами, минусами и другими важными деталями, которые помогут вам сделать обоснованный вывод о том, как вы хотите измениться в отношении этого (или если вы на самом деле не хотите изменить вообще).

Например, выбор вашей работы. Если вам не нравится длительная поездка на работу в вашей нынешней должности, вы не сможете увидеть преимущества, которые она приносит во время самой поездки.

Но, сделав шаг назад и подумав об этом в выходной день, вы, возможно, поймете, что, несмотря на то, что не все, что вам нравится, плюсы работы, которой вы увлечены, или заработная плата, которую вы получаете делают поездку на работу стоящей.

Это может даже изменить то, как вы относитесь к своим поездкам на работу или к тому, как вы решили провести это время.

Заключение: что нужно помнить о рефлексии

Мы рассмотрели понятие рефлексии — что это такое. Обобщим основные моменты о рефлексии, которые нужно усвоить.

Рефлексия — это часть обучения и мышления. Мы размышляем, чтобы чему-то научиться, или мы учимся в результате размышления, и термин «рефлексивное обучение» подчеркивает намерение учиться на текущем или предыдущем опыте.

Рефлексия — это тип мышления, направленный на достижение лучшего понимания и ведущий к новому обучению.

Важные аспекты рефлексивного процесса:

Осмысление опыта

Мы не всегда учимся на собственном опыте. Через размышление мы может анализировать опыт, активно пытаясь осмыслить или найти в нем смысл. Это должно привести к обучению.

Отвлечение

Бывает трудно размышлять, когда мы поглощены какой-то деятельностью. Рефлексия дает возможность «отстраниться» от эмоций и быстрых суждений, чтобы развить более ясный взгляд или перспективу.

Повторение

Рефлексия включает в себя «перебор» чего-то, часто несколько раз, чтобы исследовать то, что произошло с разных точек зрения.

Глубокая честность

Рефлексия связана с «стремлением к истине». Через размышление мы можем признать то, что нам трудно признать в данный момент: чувства или мысли, которые мы, возможно, предпочли бы игнорировать в тот момент, особенно если мы чувствовали себя неуверенно или беспокоились о том, что могут подумать другие.

Взвешивание

Рефлексия предполагает беспристрастность или уравновешенность в суждениях

Это значит принимать во внимание все, а не только самое очевидное

Ясность

Отражение может принести большую ясность, как видение событий, отраженных в зеркале. Это может помочь на любом этапе планирования, проведения и анализа деятельности.

Понимание

Рефлексия — это обучение и понимание на более глубоком уровне. Оно включает в себя получение ценных прозрений, которым нельзя просто «научить».

Принятие решений

Рефлексия включает в себя элемент составления выводов для того, чтобы двигаться дальше, изменять или развивать подход, стратегию или деятельность.

Будьте здоровы! До встречи на сеансах-консультациях!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: