Введение
В последние годы в психологической литературе настойчиво утверждается мысль о том, что современная психология пребывает в состоянии когнитивного кризиса, то есть кризиса того, как следует изучать и объяснять психическую реальность.
Основными симптомами кризиса являются:
– отсутствие единой науки;
– дефицит устойчивого знания;
– обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;
– углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;
– конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания .
Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии.
Например, по словам Л.С. Выготского доминирующий в психологии с начала ее зарождения естественнонаучный подход, при всех его несомненных достоинствах, показал несостоятельность в вопросах исследования «вершинных» феноменов психологического бытия, таких как ценности, смысл, переживания и др. .
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, какая парадигма необходима для изучения психических явлений. В связи с этим в настоящее время сформировалось три различных взгляда на состояние современной психологии:
1. психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма в ней еще не сложилась;
2. психология мультипарадигмальная наука, то есть в этой дисциплине существует несколько парадигм;
3. психология внепарадигмальная область и концепция Куна вообще неприменима в психологии .
Несмотря на разность взглядов относительно парадигмы в психологии, большинство современных психологов считают, что существуют две парадигмы:
1. Естественнонаучная
2. Гуманитарная
Большинство авторов так же считают, что эти парадигмы не исключают друг друга, так как каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами, и проблема заключается лишь в ограничении сферы их применения. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.
О естественно-научных и гуманитарных парадигмах
Учёный Дильтей говорил о том, что психологию обязательно стоит разделить на несколько отдельных разделов, начиная с объяснительного, который больше всего характеризуется и склоняется к различным методам точных наук, также на описательную и понимающую. Данный взгляд на вещи можно смело назвать и сегодня актуальным и ряд многочисленных методов и способов, которые позволяют познать психику человека продолжают очень активно обсуждаться. Выдвигаются новые теории и гипотезы, одни из которых уверенно и непоколебимо подтверждаются благодаря которым аргументам, а другие так и остаются на стадии разработки. Как только психологи увлекаются математическими методами и процессами описания психических аспектов, они стремятся к чётким формулировкам и претензии уже возникают у гуманитариев. Дело в том, что психика человека очень сложна и невозможно сформулировать всё это словами. Эта ситуация наблюдается и в самой психологии.
Термин в социологии
Многочисленные противники сциентистского подхода часто приводят в качестве общего доказательства психоанализ. Так, знаменитые Кижи были построены каким-то волшебным образом без единого гвоздя, так и это психологическое направление не имеет ни одного математического знака и точного определения. Дискуссии каждой из сторон продолжаются по сей день и они не устают приводить различные аргументы и факты, которые выступают прямыми доказательствами правоты, что на самом деле всё именно так и есть. Если рассматривать данный термин с точки зрения социологии, то обязательно стоит знать, что в отношении данного понятия «парадигма» в науке складывается весьма неоднозначная ситуация, которая была походе с той, описанной выше.
В социологии имеется ряд особых фундаментальных теорий, благодаря которым её можно смело рассматривать так же как и психологию, и в дальнейшем смело соотносить с мультипарадигмальной наукой, то есть относить её к научной дисциплине, которая имеет несколько парадигм. Оценивая её нынешнее состояние, социолог Осипов отметил ряд очень важных схем, которые базируются на основе популярных теорий Маркса, Вебера и Дюркгейма.
Виды и примеры парадигмы
Парадигмы в психологии условно разделяют на три группы — три методологические ориентации в психологии:
- естественнонаучная ориентация;
- гуманитарная;
- практическая.
Основанием для такого разделения и классификации является исходный образец, на который психологическая дисциплина ориентируется в организации своей структуры. Каждая парадигма имеет свои начальные и развитые формы, характеристики, предметы, приоритеты в исследовании и методологические «склонности». В зависимости от группы психологической парадигмы:
Термин «парадигма» имеет то или иное значение в зависимости от контекста, в который этот термин вставлен. Например, парадигма в психологии — это принятие идей, предполагаемых убеждений и усвоенных мыслей на первом этапе жизни. Детство является одним из этапов жизни и самым большим примером с точки зрения счастья. Таким образом, понятие парадигмы в психологическом контексте относится к различным типам человеческого поведения в соответствии с различными ментальными схемами.
Например, с точки зрения человеческого поведения следует отметить, что басня — это пример парадигмы через рассказ, который предлагает конкретные выводы, они служат основой для размышлений о правильном действии.
Естественно-научные и гуманитарные парадигмы
По мнению Дильтея, психологию следовало бы разделить на несколько разделов. Один из методов должен был носить объяснительный характер, так как он имеет много общего с методами точных наук. Такой взгляд на вещи не теряет свою актуальность и на сегодняшний день, так как различные способы для познания человеческой психики сегодня активно обсуждаются. Ученые выдвигают самые разнообразные теории, которые как подтверждаются, так и остаются на стадии разработки. Также психологи применяют математические методы для описания психических процессов, ведь формулировка словами не всегда является доступной и понятной. Подобное часто можно встретить в самой психологии.
Термин в социологии
Согласно мнению многих ученых, парадигма не имеет точного определения и математических знаков. В качестве доказательств и на сегодняшний день проводится большое количество дискуссий на предмет данной темы. В социологии существуют некоторые фундаментальные теории, благодаря чему парадигму можно рассматривать как психологию, которая относится к научной дисциплине. Осипов, являющийся социологом, выделил в ней несколько очень важных схем. Эти схемы базируются на основании теорий Вебера и Маркса.
Понимание термина
В зарубежной литературе можно встретить большое количество определений слова «парадигма». Каждый автор по-своему трактует данное слово, например, Гидденс рассматривал его лишь в качестве научных парадигмальных теорий, которые ранее были выдвинуты другими учеными.
В социологии этот термин рассматривают как в классическом его понимании, так и в современном. По мнению зарубежных социологов, каждая эпоха имеет свои особенности, поэтому не всегда удается объяснить социальные процессы на основании умозаключений ученых прошлого века.
Можно говорить о том, что созданная картина с особым представлением в обществе является так называемой парадигмой. Множество споров можно очень долго не заканчивать, выясняя, что же в действительности можно называть парадигмой. Тем не менее, можно с уверенностью заявить, что значение данного слова в каждой науке будет индивидуальным, а из употребления оно вряд ли выйдет.
Понятие личностной парадигмы
Парадигма является разработкой других методов исследования и фактов. Под личностной парадигмой подразумевается совокупность установок и убеждений, разделяемых индивидом. Вид парадигмы человека зависит от того, что он видит вокруг себя и чувствует. Следует говорить о неправильности парадигмы в том случае, если индивид не способен видеть все факторы, которые оказывают влияние на систему. Таким образом, вашу личностную парадигму определяет набор отдельных характеристик, благодаря которым вы имеете определенный взгляд на жизнь.
Иногда основным препятствием на пути к развитию является закостенелость личности. Человек и сам прекрасно может понимать, что он далек от совершенства, но даже это не может повлиять на него, если он не хочет меняться. А перемены могут привести к значительному улучшению жизни. Именно поэтому рекомендуется заниматься саморазвитием, познавать себя, свои способности и возможности, улучшая их. У Викиум есть много полезных курсов для саморазвития. Например, курс «Эмоциональный интеллект» поможет обрести осознанность, научит понимать свои эмоции и управлять ими.
Мифы о естественно-научном и гуманитарном мышлении и реальность гуманитарной парадигмы
Следующий аспект понимания естественнонаучной парадигмы напрямую связан с принятием идеи о том, что исследователи, работающие в ее рамках и использующие экспериментальный метод для проверки психологических гипотез, реализуют специфическое естественнонаучное мышление.
На вопрос о происхождении гуманитарной парадигмы в отечественной психологии утвердительно ответил В.П. Зинченко, отнеся ее к этапу первой школы — школы Выготского, а также к идее символического опосредования переходов П.А. Флоренского. В работах Б.М.Тешгова, Д.Н.Узнадзе, Н.А.Бернштейна и особенно А.А.Ухтомского он также видел зарождение гуманитарной парадигмы, не столько в связи с предметом, сколько с методом, с учетом идей медиации, функциональных органов, хронотопа, ноосферы и др. Тем самым он напрямую связал естественнонаучный подход с «односторонней сосредоточенностью на физиологии мозга».
Идея опосредствования деятельности как сознательно принятая марксистская платформа — и в какой-то мере учитывающая обвинения Выготского в идеализме — привела А.Н. Леонтьева к смещению акцента с проблемы опосредствования на проблему объективности как внешней, так и внутренней деятельности. Развитие гуманитарной парадигмы было ценностным — большевики уничтожили умопостигаемую материю и тем самым сократили пространство мысли до точки, так что теперь мы должны и воссоздать его, и наверстать упущенное. Таким образом, в самой постановке этой задачи прослеживается переход методологии на этап постнеклассического мировоззрения.
А.В. Брушинский в дискуссии утверждал, что отход от естественнонаучной парадигмы в психологии уже свершился, но не на основе перехода к гуманитарной парадигме или отказа от эксперимента как ведущего метода, а на основе выявления принципов деятельности и предметного опосредствования. Он подчеркивал идею собственной активности ребенка в условиях воспитания и переоценку идеи интернализации. В отличие от другого участника дискуссии, он настаивал на том, что идеи позднего Выготского основывались не на естественнонаучной, а на культурно-социологической парадигме, так же как идеи С.Л. Рубинштейна и его учеников не основывались на естественнонаучной парадигме.
Розин отметил, что идея построения психологии по образцу естественных наук потерпела неудачу; психология также не была успешной с точки зрения экспериментирования, как это пропагандировалось в естественных науках.
Именно слово «не удалось» кажется здесь неудачным. Выготский строил культурно-историческую психологию, а не научную психологию, хотя он хотел построить научную психологию и ставил своей целью современную научную методологию. Тем самым он показал, что научная психология не обязательно является естественнонаучной психологией; в его подходе она стала культурно-исторической, с соответствующим изменением метода исследования.
Обратимся конкретно к проблеме экспериментального метода. Идею понимания экспериментального факта как установленного, а не непосредственно эмпирически данного, К. Поппер обосновал на примере судов присяжных, то есть из гуманитарной сферы — юриспруденции, которая является скорее конвенциональной системой знания, чем научным примером. И то, что в психологии эксперимент по-другому реализует идею причинного вывода, принимая иные (психологические, а не физические) законы в своих представлениях о причинности, совершенно верно. Точно так же верно, что установление экспериментальных фактов и следование логике гипотетико-дедуктивного умозаключения не является прерогативой исследований в естественных науках.
Не следует путать формальные и содержательные аспекты организации экспериментальной ситуации: Определение процессов в психологическом эксперименте, по крайней мере в школе Выготского, вовсе не характеризуется понятием воздействующей причины, как это фактически имеет место в эксперименте естественных наук. То же самое относится к школе К. Левина и ряду других.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Имплицитная теория личности
- Развивающие игры как средство подготовки детей к обучению в школе
- Психолого-педагогическая деятельность в детских и молодежных объединениях
- Исследование внимания в когнитивной психологии
- Высшие и низшие психические процессы
- Гуманистический подход в психологии личности
- Методы сознания
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
- Взаимоотношения ученика и учителя. Конфликты — Педагогический конфликт, его содержание, виды и функции
- Практическая психология
Бихевиоризм
Но оказалось, что у этих методик существует и другая теория. Согласно ей возникла тенденция не следовать никаким теориям. Эти заслуги приписывают бихевиоризму. Его сменила психология когнитивная. Они занимаются изучением и преобразованием представлений. Анализируют события, которые являются основой явлений, происходящих во внешнем мире.
Как видно, парадигма имеет две функции, связанные между собой: познавательную и нормативную. Психика характеризуется различиями внутреннего и внешнего её проявления. В связи с этим возникает проблема: каким способом можно приобрести знания о достоверности и недостоверности знаний, о субъективной и объективной составляющей психологического познания?
Так же возникает потребность в соотношении задач психологии и успехов кибернетики. И эволюция знаний в психике была возможной с участием когнитивной психологии. Произошёл переворот не в исследованиях, а в познании и истолковании психики в реальности. Наряду с этим были сохранены все предыдущие уровни познания.
Две фазы существования науки
Фото Yeshi Kangrang on Unsplash Томас Кунт говорил, что есть всего две фазы, в которых может существовать наука:
- революционная фаза;
- нормальная наука.
В революционной фазе царит сильная динамика и полный хаос – делаются новые открытия, которые перечеркивают предыдущие знания, теории конкурируют друг с другом, а научные деятели вступают в дебаты, потому что их доводы зачастую полностью противоречат друг другу.
Потом какие-то теории принимаются большинством из научного сообщества и начинается фаза «нормальной науки».
В этот период, который является более длительным, чем революционна фаза, происходит систематизация научных знаний, их обобщение, растет доказательная база. Полученные знания структурируются и интерпретируются.
Потом совершается какое-то революционное открытие, прорыв, который полностью меняет представление о тех или иных явлениях, которые главенствовали в научном сообществе. И снова наступает революционная фаза.
Таким образом происходит постоянное развитие науки. Парадигмы напрямую связаны с фазой «нормальной науки».
Основные подходы и парадигмы в современной психологии
Научная парадигма в науке
Как сфера человеческой деятельности наука сформировалась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естествознание. Реальная модель для науки в XVIII веке. века была новая механика Ньютона, а идеи механизма стали доминирующими в классическом естествознании. Свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления. Естественные науки достигли высокого уровня точности и доказательности уже в классический период, что было обусловлено относительной простотой изучаемых ими систем, которые относительно легко поддавались теоретическому анализу. Современное естествознание ориентировано на междисциплинарные исследования, его предметом являются уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, оно включает в состав объяснений ценностные факторы. При этом парадигма естествознания сохраняет ценность объективного научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, а также принцип применения («полезности») научного знания. Основным видом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в определенный момент, его «срез». Предмет познания выносится за скобки познавательной деятельности.
Как отмечают В.А. Рыбаков и А.Л. Покришкин, многие люди продолжают считать, что парадигма естественных наук применима к психологии. Нам просто нужно найти определенный нюанс и особенность, чтобы все работало правильно
Принимая во внимание отличия естественнонаучной парадигмы, авторы выделяют ее основные принципы:
- принцип опоры на эмпирические факты.
- принцип рациональности, т.е. мир рационально упорядочен (свободен от противоречий) и человеческий разум способен понять законы мироздания.
- принцип редукции, т.е. объяснение неизвестного путем сведения к тому, что хорошо изучено.
- принцип идеализации позволяет нам распознать (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.
- принцип простоты. Этот принцип был сформулирован еще в XIV веке английским философом и теологом Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить с помощью большего то, что можно объяснить с помощью меньшего».
- принцип независимой проверяемости. Этот принцип изложен следующим образом: Предлагаемые теории (гипотезы) должны быть подтверждены другими эмпирическими данными и логическими выводами, отличными от тех, на которых они основаны.
Эти принципы считаются фундаментальными и хорошо работают в естественных науках, но не в психологии. В.А. Рыбаков и А.Л. Покришкин указывают и на другие принципы, которые по умолчанию принимаются как самоочевидные и утверждаются в психологии даже без рассмотрения и обсуждения. Авторы называют эти принципы?
1-я — реальность изучаемого объекта. Простым примером проявления этого принципа является изучение эмоций, снов и т.д. Если эмоции реальны, то в каких единицах их можно измерить? А если они не реальны, то как мы можем проявлять и видеть их?
2-й — Объект познания (познаваемое) относится к объекту реальности материальному или идеальному. В этом контексте представители научной парадигмы утверждают, что идеальное — это результат работы мозга. Мозг и его работа — это механизм, который превращает причины в следствия, механизм, недоступный гуманитарным наукам. Но он доступен для естественных наук, потому что мозг материален, а мы можем изучать материю. И раньше мы изучали это, но теперь нет; история насчитывает большое количество неудачных попыток.
3-я — Обособленность реальностей, т.е. для объяснения явлений психической реальности необходимо использовать объяснительные принципы, и только когда их недостаточно, и можно показать взаимодействие различных реальностей, в качестве объяснительных принципов привлекаются явления материальной реальности.
4-я — «Сенсорное» познание по отношению к психической реальности.
Парадигмы в психологии
В современной психологической науке принято выделять три основные парадигмы, которые определяют предмет психологии, методы ее изучения, принципы научного подхода, критерии ценности полученного знания и многое другое.
Виды парадигм в психологии:
естественно-научная;
- гуманитарная;
- практическая.
Естественно-научная парадигма
Эта парадигма предполагает строгий научный подход к изучению психологических явлений, главными принципами которого является объективизм, детерминизм, рационализм и результативность. Образцом для подражания служили науки эпохи Просвещения, механика Ньютона, эволюционная теория.
Giphy
Наука и модель
Научная парадигма – это универсальная методология, средство, посредством которого принимают эволюционное решение и создают гносеологические модели деятельности таких решений. Такой свод установок и правил чаще всего является общепринятым. Это методы принятия решений, создание и описание мировой модели (в частности, отдельных фрагментов мироздания), которые приняли большинство людей в силу доказуемости и обоснованности самой парадигмы.
Понятие научной парадигмы является общепринятым для различных сфер деятельности человека. Это понятие трактуется в зависимости от области применения. Научные парадигмы включают в себя образцовые методологии, позволяющие принять определенную форму решения проблемы, способ создания модели мира или его отдельного фрагментов. Примером может служить парадигма благотворности, возникшая в конституционном курсе России в 1993 году, или парадигма программирования в общем виде.
Гуманистическая парадигма
Педагог и обучающийся являются равноправными субъектами образовательной деятельности. Особенностью парадигмы является основная цель обучения: развитие и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка. Ученик получает свободу выбора и слова, создаются оптимальные условия для максимального развития его природных задатков.
Подобная парадигма ориентирована на духовное, творческое развитие личности, на поддержку самообразования подрастающего поколения.
Рассмотрение перечисленных парадигм позволяет сделать вывод, что в настоящее время передача информации осуществляется с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Что такое Парадигма простыми словами
Парадигма (греч. – образец, пример, модель) — это общепринятый образец или модель чего угодно, в зависимости от обсуждаемой темы, но, чаще всего, термин применяют в науке. Также парадигму можно понимать, как пример подхода к решению проблемы в конкретной области.
Для большего понимания, парадигму можно воспринимать как некий шаблон, который создавался на фоне полученного опыта и знаний. По данному опыту систематизируются процессы, и производятся действия в каких-либо узкоспециализированных сферах или в глобальном масштабе.
В полной мере понятие относят к науке. Любая парадигма в ней в зависимости от конкретного витка эволюции, учитывая несовершенство мира, будет признана несостоятельной. Далее она подвергнется корректировкам или полностью исчезнет. Но, на её месте возникнет другой шаблон, который будет использоваться с целью приведения в порядок каких-либо актуальных событий и явлений.
Самый яркий пример в данном случае, это глобальная парадигма, описывающая представление общества об окружающем его мире. Например, в древности большинство людей считали, что Земля – это центр мироздания и при этом, она плоская.
Когнитивно-поведенческая терапия
Психологические проблемы и психические расстройства не возникают на пустом месте, считают специалисты КПТ, их истоки — в неверном мышлении.
Лечение заключается в коррекции образа мыслей — сломе привычного образа мыслей, изменении или ликвидации довлеющих установок или стереотипов. Пациент учится думать реалистично и адаптивно, находить оптимальные решения в сложных ситуациях. Особенности КПТ:
- длится меньше, нежели другие виды психотерапии;
- клиент и психолог ведут активный диалог;
- идет активный поиск и исправление проблемы до получения конкретного результата.
Когнитивная психология имеет научно доказанную эффективность и высокую результативность. Особенно эффективна КПТ в лечении панических атак, всевозможных страхов, депрессий, обсессивно-компульсивных (навязчивых) и тревожных расстройств.
Другие существующие виды
Что такое парадигма и какие бывают ее значения?
Рассматривая сущность и концепцию парадигмы, человечество создало некую классификацию парадигм, среди которых выделяют:
- лингвистическую;
- философскую;
- парадигму программирования;
- образовательную;
- риторическую – исторический или морфологический пример для сравнения (басня, парабола и т. д.);
- парадигма для научной методологии – набор ценностей, технических возможностей и навыков, различные виды подходов и методов, что приняли в сообществе ученых для создания устоявшейся традиции на конкретный промежуток времени;
- политологическая парадигма – познавательные принципы и приемы для отображения политических реалий, которые задают логику организациям знания; это форма теоретической трактовки явлений социального характера.
Философский аспект методологии.
МЕТОДОЛОГИЯ — учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия выявляет общественноисторическую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблеМетодология В границах обслуживания типовых программ деятельности смысл Методология сводим к обеспечению их нормативнорационального построения. Общественноисторическая и культурная обусловленность Методология выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых методологических средств. Значимую роль в разработке философских проблем Методология сыграли Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Декарт, Кант, Шеллинг, Гегель и др. Специфический подход к проблеме предлагает системомыследеятельностная Методология Сложность отношений Методология и философии, как известно, определялась тем, что и Методология может трактоваться с позиции философии, и философия может характеризоваться в рамках некоей обобщенной Методология Пока в науке доминировала вера в незыблемые познавательные стандарты, философия реконструировалась в категориальнопонятийных комплексах общей Методология познания. Но поскольку в 20 в. познавательные стандарты обнаружили собственную зависимость от самого процесса познания, от развитости познающего субъекта и от типа познаваемых объектов, постольку в основаниях Методология выявились социальноисторические, человеческие, личностные, культурные измерения, потребовалось их принципиально иное философское осмысление. В этом плане Методология обнаружила свою условность в контексте постоянно воспроизводящихся репертуаров и процедур деятельности людей. В развитии современной Методология все большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных проблем, культурноисторической природой познавательных средств, изменчивостью категорий и понятий, формированием новых познавательных установок и т.д. Эти вопросы так или иначе сопряжены с включением в структуру Методология философских представлений. Методологическая работа философии не ограничивается анализом познания, она рассматривает схемы деятельности, создаваемые людьми для обновления и воспроизводства социального бытия. Задачей Методология становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов. Методология становится важным пунктом осмысления и переосмысления современной культурной проблематики
Внимание Методология к схемам обыденного поведения и мышлению людей объясняется тем, что в их повседневном опыте традиции и стандарты деятельности перестают играть прежнюю роль. Действия и поступки людей, их общение и мышление утрачивают черты естественности стереотипных актов
Автоматизмы человеческого бытия уступают определяющую роль всевозрастающей совокупности оригинальных ориентиров, вырабатываемых людьми в процессах проблематизации, программирования, проектирования и решения конкретных жизненных задач
Осуществление новых нетрадиционных схем деятельности становится уделом все большего числа людей. Эффективность этой работы — это вопрос существования и обновления современной культуры. Последняя живет и трансформируется в значительной мере благодаря тому, что, осмысливая собственную методологичность, культивирует общественногуманитарные измерения Методология.
Возможные трактовки
На некоторых этапах существования парадигма становилась синонимом слова «ахинея» или «катавасия». Последнее изначально не означало беспорядок. Его использовали в случае обсуждения особого порядка или строя церковного пения. «Ахинея» означало псевдонаучную речь студентов в Средние века, которые пытались подражать древнегреческим философам.
В зависимости от сферы, парадигма может иметь разное объяснение:
- В филологии. В данном случае оно означает совокупность форм слов, образующих лексему (описывает слово как абстрактную единицу морфологического анализа);
- Научная методология и философия. В данном случае, парадигма находится в философских и теоретических рамках, где просматривается основы научной дисциплины и школы, где формируются эксперименты, теории, законы и обобщения. Например, если говорить о парадигме Лобачевского, она была смещена парадигмой Евклидова в геометрии. О подобных сменах парадигм в науке можно почитать в книге Томаса Куна, которая имеет соответствующее название – «Смена Парадигм»;
- В лексике. Здесь говорится об общих или противоположных по смыслу словах. Например, если это дуб, сюда также можно отнести берёзу, сосну, или клён. Также существуют синтаксические парадигмы. Их изучением занимается парадигматический анализ.
Параллельно парадигмам существуют синтагмы. Например, для слова дуб, синтагматическая группа, это противоположное слова или те, с которыми он имеет что-то общее по признакам.
Парадигмы в программировании
Парадигмы программирования — это шаблон, которому следует программист, составляя алгоритмы работы электронных машин и разрабатывая компьютерные программы. То есть то, каким образом он мыслит при решении той или иной задачи.
Парадигмой также может быть определенный образец, на основании которого строится текст программы (её исходный код).
Основные парадигмы программирования
- императивное (процедурное) программирование;
- функциональное программирование;
- логическое программирование;
- объектно-ориентированное.
Появление парадигм в программировании связано с разработкой языков программирования. В языках программирования может быть заложено несколько парадигм.