Применение в других областях
Идея, что онтогенез повторяет филогенез, была применена к некоторым другим областям.
Когнитивное развитие
Английский философ Герберт Спенсер был одним из самых энергичных сторонников эволюционных идей для объяснения многих явлений. В 1861 году, за пять лет до того, как Геккель впервые опубликовал эту тему, Спенсер предложил возможное основание для теории культурного рекапитуляции образования со следующим утверждением:
Если существует порядок, в котором человечество имеет овладев различными видами знаний, у каждого ребенка возникнет способность приобретать эти виды знаний в одном и том же порядке… Образование — это повторение цивилизации в малом.
Г. Стэнли Холл использовал теории Геккеля в качестве основы для своих теорий развития ребенка. Его самая влиятельная работа «Подростковый возраст: его психология и его связь с физиологией, антропологией, социологией, полом, преступностью, религией и образованием» в 1904 году предполагала, что жизненный путь каждого человека повторяет эволюцию человечества от «дикости» к «цивилизации». Хотя он оказал влияние на более поздние теории развития детей, концепция Холла в настоящее время считается расистской. Психолог развития Жан Пиаже предпочел более слабую версию формулы, согласно которой онтогенез параллелен филогенезу, потому что они оба подвержены сходным внешним ограничениям.
Австрийский пионер психоанализа, Зигмунд Фрейд также поддерживал доктрину Геккеля. Он получил образование в качестве биолога под влиянием теории рекапитуляции в период ее расцвета и сохранил ламаркистский взгляд на мир, обоснованный теорией рекапитуляции. Фрейд также проводил различие между физическим и умственным перепросмотром, в котором различия стали существенным аргументом в пользу его .
. В конце 20-го века исследования символизма и обучения в области культурной антропологии показали, что «и то и другое» биологическая эволюция и этапы когнитивного развития ребенка следуют во многом так же, как и в археологической летописи «.
Музыкальная критика
музыковед Ричард Тарускин В 2005 году применил фразу «онтогенез становится филогенезом» к процессу создания и переработки истории музыки, часто для утверждения точки зрения или аргументации. Например, своеобразное развитие произведений композитора-модерниста Арнольда Шёнберга (здесь «онтогенез») обобщается во многих историях в «филогенез» — историческое развитие («эволюция») западной музыки в направлении атональные стили, представителем которых является Шенберг. Такие историографии «краха традиционной тональности» ошибаются историками музыки как утверждающие риторический, а не исторический момент о «коллапсе» тональности.
Тарускин также разработал вариант девиза в каламбур «онтогенез повторяет онтологию», чтобы опровергнуть концепцию «абсолютной музыки», продвигающую социально-художественные теории музыковеда Карла Дальхауза. Онтология — это исследование того, что именно есть, и Тарускин утверждает, что арт-объект становится тем, что общество и последующие поколения сделали из него. Например, Иоганн Себастьян Бах St. Джон Страсти, составленный в 1720-х годах, был использован нацистским режимом в 1930-х годах для пропаганды. Тарускин утверждает, что историческое развитие Страстей по Иоанну (его онтогенез) как произведение с антисемитским посланием, на самом деле, сообщает идентичность произведения (его онтологию), хотя это было маловероятной проблемой. композитора. Музыка или даже абстрактное визуальное произведение не могут быть по-настоящему автономными («абсолютными»), потому что они определяются историческими и социальными представлениями.
Основные фазы развития
Следует отметить, что границы фаз слишком размыты, и конец одного периода не совпадает с началом следующего:
- Первая фаза проходит от рождения и до пятилетнего возраста. Дети постоянно роют и копают (например, игры с ведрами и лопатками в песочнице).
- Вторая фаза — от пяти до одиннадцати лет. Тут преобладает охота и захват. Это проявляется в страхе чужих, проявлении агрессии, жестокости. Малыши начинают отстраняться от взрослых и играть втайне от других.
- Третья фаза — от восьми до двенадцати лет. Ее назвали пастушеской. Она выражается в стремлении иметь свое собственное место. Причем оно должно находиться за пределами дома, где ребенок живет совместно с родителями. Также появляются первые признаки заботы и покровительства, которые дети проецируют на домашних животных. Кроме того, в этот период, особенно у девочек, появляется потребность в нежности и ласке.
- Четвертая фаза — от одиннадцати до пятнадцати лет – земледельческая. В этот момент у ребенка просыпается интерес к природе, погоде, дети начинают заниматься садоводством и цветоводством. Также у них развивается осмотрительность и наблюдательность.
- Пятая фаза — от четырнадцати и до двадцатилетнего возраста. Это развитие торговли и промышленности, или ее еще назвали стадией современного индивида. Ее основой является осознание роли денег, точных наук и обмен предметами, бартер.
Обучение детей
Основная идея теории рекапитуляции заключается в том, что ребенок обязательно должен пройти все стадии психического развития для нормального восприятия мира и здорового восприятия себя. Если же у малыша произойдет фиксация на какой-то стадии, то это станет причиной появления отклонений и аномалий в психике человека в будущем.
Поняв, что прохождение этих фаз обязательно, Холл решил создать особый механизм, который позволял упростить переход между этими стадиями. Поскольку у ребенка нет возможности присутствовать во всех ситуациях, которые прошло человечество, он предложил воссоздать их в виде игры. Именно эта его идея, основанная на теории рекапитуляции, стала причиной появления «войнушек», «казаков-разбойников» и прочих игр подобного типа.
По мнению психолога, взрослые ни при каких обстоятельствах не должны стеснять детей в проявлении инстинктов, поскольку это помогает ребятам пережить ситуации, заложенные генетически, вынести из них опыт и побороть детские страхи.
Критика концепции рекапитуляции
Категорическое несогласие с теорией выразил Л. С. Выготский. Он полагал недопустимым сравнение филогенеза, онтогенеза и социогенеза, считая эти линии развития принципиально разными. Учёный был уверен, что человек, в отличие от животных, идёт по культурно-историческому пути. Он сам создаёт условия своего существования. Психолог негативно относился к наследственности как к определяющему фактору психического развития. Он настаивал на том, что отрицание воспитания и обучения в формировании когнитивной, психоэмоциональной и поведенческой сферы недопустимо.
Подвергал критике теории нативизма и С. Л. Рубинштейн. Он проводил параллели между онтогенезом и социогенезом, сопоставляя культурно-исторический опыт и характер познания мира ребёнком. Так, например, среди общих черт онто- и социогенеза он выделял логику познания от простого к сложному. К различиям относилась генерация и передача культурно-исторического опыта: в социогенезе он формируется, в онтогенезе — присваивается индивидом.
Вопрос развития человека достаточно сложен, так как здесь влияние оказывает комплекс факторов. Однако многое зависит от самого человека: если он хочет быть развитой и сильной личностью, то может устранить даже самые тяжелые факторы, мешающие развитию. В первую очередь в постоянном развитии нуждается мозг, ведь это главный орган, управляющий организмом. Постоянные тренировки мозга обеспечивают поддержание на нужном уровне всех когнитивных функций. Для этого удобно и эффективно использовать тренажеры Викиум.
Смысл теории рекапитуляции
Фото Sergi Dolcet Escrig on Unsplash
Название теории происходит от латинского слова recapitulatio, что означает сжатое повторение. С точки зрения психологов, придерживающихся теории рекапитуляции, на каждом этапе развития личности можно обнаружить аналогию с историческим развитием всего человечества.
Одним из последователей этой гипотезы был Стенли Холл – американский психолог, живший в конце 19-начале 20 вв. Холл был первым исследователем, который сумел предложить стройную теорию развития человека, опирающуюся на знании истории и культуры.
Этому способствовали наработки, которые до него были сделаны Ч. Дарвином и Э. Геккелем. Последний стал известен, благодаря исследованиям эмбрионов 8 живых организмов, в том числе, человека, их сравнению и демонстрации сходства.
Холл пошел дальше. Опираясь на факт биологического сходства в развитии эмбрионов, он провел исследование становления уже родившегося ребенка. Сравнил его с с тем, как развивалось человечество, как вид, и как училось пользоваться орудиями труда, охотиться.
Исследование заняло порядка 10 лет. За это время Холл проанализировал тысячи рисунков, игр, страхов детей разного возраста, в том числе подростков. В работе использовал анкетирование.
В результате сделал несколько важных вывода:
- Детское развитие проходит определенные периоды развития. Холл выделил 5 этапов.
- Каждый период соответствует определенной эпохе человечества.
- Развитие происходит под влиянием наследственных факторов.
- Ребенок, который не сумел пройти этап становления, соответствующий его возрасту, как бы застревает на нем. В результате нарушается его развитие, появляются психические отклонения.
- Для понимания того, как ребенок становится человеком, нужно сконцентрироваться на целенаправленном изучении детства. Холл предложил науку педология.
Возрастная психология. Теория рекапитуляции Стенли Холла.
Родители должны вести «книгу жизни» ребенка с момента рождения до подросткового или более позднего возраста. В книге записываются страхи, ошибки, успехи, достижения.
Еще одно пожелание к родителям – регулярно фотографировать ребенка. Но цель этого не в том, чтобы вспоминать, каким милым он был в детстве
Холлу было важно получить доказательства, как в лице ребенка проявляются черты родителей и более дальних предков.
Фотографии нужно хранить дома в «священном месте», чтобы можно было наблюдать рекапитуляцию, т.е. повторение истории, в действии.
Теория рекапитуляции Холла, если рассматривать ее с точки зрения сходства развития ребенка и человечества, вызвала множество споров. С ее положениями был не согласен, к примеру, Л. С. Выготский.
Зато идея периодизации и выделения этапов личностного развития оказала огромное влияние на исследователей, которые искали логику становления человека, как личности и индивида. Среди них – З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон.
Педология
Это комплексная наука о детях, разработанная Холлом, основополагающей идеей которой является интерес к малышам специалистов разного рода. Она позволяла комплексно изучить все проблемы, возникающие при работе с детьми, начиная от вопросов здоровья малыша и заканчивая уровнем образования его родителей. Но со временем потребность так глобально изучать ребенка отпала и на первый план вышел психологический аспект.
Теории и выводы, полученные благодаря практическим исследованием педологии, используются до сих пор во всех образовательных учреждениях. Таким образом, теория рекапитуляции в психологии стала основой для изучения и понимания развития детей. Многие ученые двадцатого века из разных областей науки интересовались педологией и даже посвятили ей жизнь. Решая детские проблемы, удалось избежать многих нарушений психики пациентов уже в зрелом возрасте. В целом Холл смог внести большой вклад в развитие современной детской психологии.
Теория созревания А.Гезелла
А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы поставить изучение проблем развития маленьких детей на научную основу, проследить фазы развития отдельных слагаемых от рождения до подросткового возраста. А.Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и интеллектуальные интересы. Сам А.Гезелл называл свой метод исследования «биографическилабораторным». В созданном им центре (лаборатории) использовалась специальная аппаратура для объективной регистрации (фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодействия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью («зеркало Гезелла»). Он стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребенка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий – игра с песком или с водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей.
А.Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слабовидящих детей). В результате им был составлен «Атлас поведения младенца» из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов А.Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода.
Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.
Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:
- от рождения до 1 года – наиболее высокий темп развития;
- от 1 года до 3 лет – средний;
- от 3 до 18 лет – низкий темп развития.
В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство – до трехлетнего возраста. А.Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма.
Теория рекапитуляции Г.С.Холла
Г.С.Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
На основе выдвинутых положений выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей (границы не являются жесткими).
- От рождения до 5 лет – стадия «рытья и копания». На этой стадии дети любят играть в песке, манипулировать с ведерком или совочком и т.д.
- От 5 лет до 11 лет – стадия «охоты и захвата». На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородится от взрослых, особенно посторонних и стремление делать многие вещи тайком.
- От 8 лет до 12 лет – «пастушеская» стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия. Дети играют с домашними животными, ухаживают за ними, заботятся.
- От 11 лет до 15 лет – «земледельческая» стадия. Появляется интерес к погоде, явлениям природы, желание заняться садоводством, у детей появляется наблюдательность, осмотрительность.
- От 14 лет до 20 лет – стадия «промышленности и торговли». Начинает осознаваться роль денег, значение точных наук. Возникает стремление меняться различными предметами.
n1.doc
2 …
ГЛАВА 3Основные теории объясняющие детское психическое развитиеобъяснение, интерпретацию. преформизмсенсуализмэтологическое и психоаналитическоеЭтологический подход к психическому развитию ребенкаконцепция рекапитуляциисензитивнымимпринтингом.Психоаналитическая теорияпсихоанализом.либидоидЯэгосуперэгозащитные механизмы
- вытеснение (устранение из сознания и перенос в бессознательное социально неприемлемых желаний и чувств);
- проекция(перенос на другое лицо своих аффектов, обвинение окружающих);
- регрессия(соскальзывание на более примитивный уровень);
- сублимация (перенос запретной сексуальной энергии на различные виды культурной и социальной деятельности — науку, искусство, политику и пр.).
оральной стадиейанальной стадиейфаллическойэдипов комплекс.— преодоление чувства разобщенности и отчуждения, формирование доверия к миру. базового доверия— преодоление чувства стыда и сомнения в своих возможностях и формирование чувства независимости и автономности.Теория привязанностиТак, важным доказательством инстинктивного стремления младенца к защите матерью считаются опыты X. Харлоу с детенышами макак-резусов. В этих опытах обезьянкам предоставлялся «выбор» двух искусственных мам: одна из них была «кормящей» (к ней был прикреплен рожок с молоком), но жесткой и холодной (сделанной из проволоки), а другая — теплой и пушистой (сделанной из меха), но не дающей никакой пищи. Оказалось, что маленькие макаки явно предпочитали пушистую маму (особенно в случае опасности), а к проволочной обращались только за пищей. Эти эксперименты подтверждают второстепенную роль кормления для формирования привязанности детенышей к маме и доказывают решающее значение физического комфорта от соприкосновения с мягким теплым теломкачество привязанностив «внутренняя рабочая модель».
- стремление к познанию внешнего мира, к риску, опасности;
- стремление к защите и безопасности.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже— операция.обратимостью. табл. 2.Таблица 2развития по Пиаже
Возраст | Период развития | Характеристика когнитивной структуры |
От 0 до 2 лет | Сенсомоторный | Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к 2-м годам ребенок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия |
От 2 до 11 лет | Конкретных операций | |
От 2 до 6 лет От 6 до 11 лет | Доопераиионнная стадия Операционная стадия | Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними. Мысль отличается эгоцентричностью. Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами |
От 12 лет до взрослости | Формальных операций | Дети приобретают способность к абстрактному рассуждению |
сенсомоторным, конкретных операций: дооперационнуюоперационнуюадаптациейАссимиляцияаккомодация уравновешивания — Бихевиоризм и теория социального научения — (S—R) (S—R)SR«промежуточные переменные» (V), S — V— R.социальное наученое. На социализации. Научение через подражаниезависимость. S—R, Теория конвергенции двух факторовИтоги
2 …
ГЛАВА 3 Основные теории объясняющие детское психическое развитие
Теория конвергенции двух факторов развития В. Штерн
Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938) изучал духовное развитие ребенка, формирование целостной структуры его личности. Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира, влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. В.Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков – направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.
Сохранение индивидуальных особенностей по В.Штерну возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. В.Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка достаточно неопределенны. Среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые противоречат его наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее, чтобы понять, что нужно ему для хорошего самоощущения и что в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. В.Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают социализации детей и развитию у них рефлексии.
Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет – от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.
Таким образом, В.Штерн повлиял практически на все области психологии развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.
Гештальт (Gestalt) – немецкое слово, эквивалентом которого в русском языке является понятие “целостность”.
История создания
С начала своей карьеры Стэнли Холл стажировался в психологической лаборатории В. Вунда в качестве ученика. Его основным направлением изучения на тот момент была мышечная чувствительность и ее роль в восприятии пространства. После он начал заниматься детской психологией, а именно практическими проблемами школьников. В конце девятнадцатого века ему удалось организовать первую экспериментальную психологическую лабораторию на территории Америки. Именно там он начал исследовать психическое развитие детей.
Особое внимание ученого привлекали подростки. На основе своих трудов он организовал выпуск первых журналов, посвященных данным проблемам в психологии
Не менее серьезный вклад Холл привнес в создание первых профессиональных сообществ психологов США. Именно он стал инициатором создания ассоциации психологов, куда он и пригласил Зигмунда Фрейда. Можно смело говорить о том, что Стэнли стал причиной зарождения американского психоанализа.
Теория рекапитуляции
Концепцию, которая гласит, что развитие одного человека кратко повторяет этапы развития вида в биологическом, социальном и историческом смысле, предложил Г. С. Холл. Выдвигая данное положение, учёный руководствовался теорией эволюции Дарвина и законом Э. Геккеля, согласно которому онтогенез (развитие отдельной особи) определяется как сжатое и краткое повторение филогенеза (становление вида).
Биогенетическая теория была подвергнута критике. Исследователи настаивали на более сложных отношениях «филогенез — онтогенез». Учёные говорили о том, что онтогенез — это не просто повторение циклов развития вида, его структура является более сложной. Изменения затрагивают в том числе и эмбриогенез.
Приверженцы концепции рекапитуляции позаимствовали положения биогенетического закона лишь отчасти. Они стремились рассмотреть через его призму особенности когнитивного, психического, эмоционального развития. По их мнению, стадии формирования психики индивида воспроизводят этапы становления психики далёких человеческих предков и ранних животных.
Теория трёхступенчатого развития К. Бюлера гласит, что психика ребёнка проходит те же стадии развития, что присущи поведению животных: инстинктивный, дрессировочный, интеллектуальный уровни. Эта идея перекликается с теорией созревания, согласно которой каждое новое поведенческое проявление обусловлено развитием конкретных участков центральной нервной системы. Теория же Холла говорит о повторении трёх циклов: филогенетического, антропогенетического и социогенетического.
Теория рекапитуляции С. Холла
Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие (онтогенез) повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12–13 лет) до наступления взрослости (22–25 лет), эквивалентна психологической эпохе романтизма. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.
Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституциональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э. Йенш разрабатывали главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов. Э. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный, а на другом – шизоидный тип. Последователь Кречмера К. Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям, например, предподростковый возраст с его бурными вспышками соответствует циклоидным периодам, юность с ее тягой к самоанализу – шизоидным.
Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития
Это имеет важное значение для психофизиологии. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие
Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Однако свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна.
Общая черта био– и социогенетического подходов к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором – на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.
Изучение подростков
Для точности своих наблюдений психолог разрабатывал специальные опросники, которые помогали ему изучать различные психологические стороны юношей. Сразу он раздавал вопросы учителям, чтобы те передавали их детям. Они должны были показать, как подрастающее поколение смотрит на мир.
Спустя некоторое время решили создать отдельные опросники для родителей и педагогов, чтобы проверить, действительно ли онтогенез и филогенез проходят практически одинаково. Уникальность этих тестов была в том, что помимо проверки знаний, отношения к миру и к другим людям дети должны рассказывать о переживаниях, моральных чувствах, религиозных убеждениях. Также они затрагивали вопросы ранних воспоминаний, опасности и радости ребенка.
Закон Геккеля Мюллера
После получения ответов начинался статистический анализ. Он помогал составить целостное восприятия психологической особенности детей разных возрастных категорий. Также исследования Холла позволяли получить характеристику детей. Они помогли посмотреть на ситуацию не только с точки зрения взрослого человека, но и глазами ребенка.
Проводя свои исследования, Холл осознал, что лучше всего подходит для объяснения психического развития основной биогенетический закон. Его сформулировал ученик Дарвина – Геккель. Но в нем есть одна важная неточность, Геккель был убежден, что зародыш, пока существует в виде эмбриона, проходит все стадии, что и человечество за все время. По мнению же Холла, этот закон применим не только на ребенка в утробе, но и на развитие его психики уже в детском возрасте. И что построение психики малыша происходит по тем же принципам, что и у взрослого. Именно так и зародилась теория рекапитуляции С. Холла.