Венский кружок в философии

Философ в окопе

Воспоминания соратников и противников Витгенштейна точно указывают — людей Людвиг не любил. Когда ему надоедало чье-то общество, то он просто сматывался в неизвестном направлении. В 1913 году философ покидает Кембридж и уезжает в Норвегию. Здесь, в домике во фьордах, он живет в полном одиночестве. Вояж Витгенштейна будет неприятным сюрпризом для Рассела, который только проникся к ученику симпатией. Юного гения, впрочем, отношение ученых к его закидонам не смущало — их мнение вообще не учитывалось из-за отсутствия видимых личных достижений.

Биографы сходятся во мнении, что бегство Витгенштейна из Великобритании стало следствием затяжной депрессии. Суицидальные мысли продолжали тяготеть Людвига, однако рвать с жизнью просто так ему не хотелось. Требовалось как минимум закончить свой трактат, объяснив все на свете языком современной логики.

В ходе боев на Восточном фронте Витгенштейн попросился на самый рискованный рубеж — наблюдательный пункт, ставший главной мишенью русских.

Новые принципы философствования были для XX века абсолютно необходимы. Последнее романтическое столетие завершилось, теперь главными двигателями цивилизации становилась наука и коммуникации. Европа была перетянута телеграфом и телефоном, появились автомобили и летательные аппараты. И хотя информация практически мгновенно передавалась по континенту, это не решило старых проблем — религиозных и политических конфликтов, которые приближали новую войну. Видимо, именно это подстегнуло Витгенштейна отказаться от прежней философии. К чему нужны бесконечные разговоры о бытии, сознании и вере, если люди все равно не могут договориться? Слова, смыслы и факты — вот что Людвига действительно волновало. Когда мировая война все-таки началась, он собрал записные книжки и добровольцем ушел в армию Австро-Венгрии. 

Воевать Витгенштейн почему-то хотел на восточном фронте. Большой фанат произведений Толстого столкнулся с русской армией в 1916 году, во время Брусиловского прорыва. Позже он пожалуется на противника, который своим огнем отогнал важные для его работы логико-математические рассуждения. Забавно, но на другом фронте этой войны в то же самое время альтер-эго Витгенштейна, писатель Эрнст Юнгер, будет маяться схожими проблемами.

Именно в окопах главное произведение Витгенштейна, получившее нехитрое название «Логико-философский трактат», будет завершено. Все миропонимание Людвига уместится в восемьдесят страниц — оказалось, что такого объема вполне достаточно, если не пытаться строить из себя умника. 

Законченную работу лейтенант Витгенштейн до конца боевых действий протаскает с собой. В 1918 году его полк будет переброшен на другой фронт, где очень скоро окажется окружен итальянскими частями. Людвиг окажется в плену и, несмотря на иностранных покровителей, решит добровольно остаться в лагере. Все-таки парня очень сильно тянуло к страданиям, а освобождение от ареста по блату мало общего имело с «достойным» образом настоящего военного. Домой Людвиг вернется вместе с остальными беднягами только через год. 

Витгенштейн (крайний справа) в кругу семьи. После войны семейство изрядно поредело. Брат философа Пауль (второй слева) вернется из плена в Омске без правой руки. Несмотря на недуг, он прославится как великий пианист.

В Вене он узнает о гибели друзей и родных. Брат Витгенштейна застрелится при отступлении войск, а его соратник по Кембриджу Дэвид Пинсент сгинет во время ожесточенного воздушного боя с немцами. Бурная и неприятная военная история автоматически запишет философа в списки «потерянного поколения». Боевые действия не принесут ему успокоения, и Витгенштейн снова спрячется от всего мира. На этот раз он поселится в удаленном альпийском поселке.

Пока Витгенштейн учил сельских детишек математике, его трактат путешествовал по миру. Изданный на английском языке текст произвел фурор в научном сообществе. Австрийский инженер-чудак, даже не получивший звания бакалавра, мгновенно превратился в главного революционера. Этому помогала совершенно хамская концовка «Логико-философского трактата» — на последних страницах Витгенштейн утверждал решение всех проблем науки. Соответственно, и заниматься ей больше нет смысла, а все высоколобые ученые могут спокойно оставлять кафедры и валить работать на завод. Там от них будет хотя бы какая-то польза. Такой подход Людвига к своей и чужим жизням был более чем логичным — решив все вопросы, он уподобился римскому императору Диоклетиану, коротающему деньки за выращиванием капусты.

2. Представители Венского кружка

Кружок состоял из многих выдающихся лиц и стал идейным центром неопозитивизма.

Основателем кружка считают Морица Шлика, немецко-австрийского философа, который стал основателем и впоследствии одним из лидеров логического позитивизма. Он изучал физику в Берлинском университете, а также защитил по ней диссертацию, но затем увлёкся философией и в 1922 возглавил кафедру философии Венского университета. Был убит своим бывшим аспирантом (впоследствии — членом нацистской партии).

Курт Гёдель был логиком и философом науки. Наиболее известное достижение Гёделя — это сформулированные и доказанные им теоремы о неполноте, которые гласят, что любой язык, достаточно сильный для определения натуральных чисел (например, логика второго порядка или русский язык), является неполным. То есть содержит высказывания, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть, исходя из аксиом языка. Доказанные Гёделем теоремы имеют широкие последствия как для математики, так и для философии.

Рудольф Карнап — немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Он активно участвовал в ряде радикальных неопозитивистских концепций и отрицал мировоззренческий характер философии. Карнап также развил теорию логического синтаксиса (раздел формальной логики, изучающий правильность построения выражений, безотносительно к тому, есть ли у этих выражений логические значения и если есть, то какие именно).

Ханс Хан (Ганс Хан) — австрийский математик, внёсший вклад в развитие функционального анализа, топологии, теории множеств, вариационного исчисления, вещественного анализа, и теории порядка. Вклад Хана в математику включает также принцип равномерной ограниченности.

Нейрат Отто (1882—1945 гг.) — австрийский философ, социолог; был одним из организаторов и лидеров Венского кружка. Считая установление единства знаний важнейшей задачей философии науки, Нейрат полагал, что его можно достичь с помощью единого, универсального языка, опирающегося на язык физики и математики. С помощью такого языка можно установить логические связи между науками. Выработать общую методологию, проанализировать основные понятия и разработать классификацию наук.

Филипп Франк — известный американский философ и физик, рассматривал философию науки как «потерянное связующее звено» между наукой и философией и стремился не только дать философские интерпретации научных дисциплин, но и установить связи последних с историческими направлениями философии, такими как идеализм и материализм. Внёс весомый вклад в позитивистские концепции по вопросам философии естествознания.

Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями

Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут несомненными отправными точками знания».

Основные положения позитивизма

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованном в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание, в основном, посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene

). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно — метода логического анализа».

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм. Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
  • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
  • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для научной революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Больше читайте Гегеля

Не поймите неправильно, Советский Союз в начале тридцатых годов привлекал многих представителей «креативного класса». Это была закрытая для всего мира страна принципиального нового строя — в нее хотели (и попадали) многие иностранные социалисты. В кремлевском колумбарии по сей день находится прах американцев Джона Рида и Джона Фримана, венгра Енё Хамбургера, норвежской коммунистки Августы Осен. В какой-то степени СССР был весьма модным местечком для левых прогрессоров всех мастей. И даже тоталитарный курс Сталина многих из них не смущал.

Фактор сталинского тоталитаризма точно также не беспокоил и Витгенштейна. Деятельность советского вождя он воспринимал весьма положительно — при всех недостатках лидер страны «дал людям работу». Для философа, весьма щепетильно относившегося к материальному миру, это было довольно важным бонусом. Однако рациональные причины поездки Людвига в СССР на этом заканчиваются. Делать ему там было нечего.

Советский Союз раннего сталинизма. Кадры из «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова.

Советская философская школа развивалась обособленно и мало походила на уютные беседы с аспирантами Тринити-колледжа. В Москве и Ленинграде преподавали диалектический материализм — марксистское учение с примесью Ленина, положенное на практические рельсы. С одной стороны, такой подход должен был нравиться Витгенштейну — его всегда раздражали философы, которые вместо реальных дел предпочитают толочь воду в ступе. Но за красивыми идеалами коммунистической идеологии скрывалась практически религиозная зависимость от авторитета. В Москве Витгенштейн уже не мог, подобно истории с «Трактатом», послать куда подальше научное сообщество. Здесь правила были другие, и Людвиг это прекрасно знал. Столичные аппаратчики в любой момент могли припомнить ему резкую критику философских текстов Ильича.

Однако 7 сентября 1935 года Людвиг Витгенштейн все-таки оказался в Ленинграде. Его визит строился по весьма обширной программе. После формальной встречи с Татьяной Горнштейн, первой в СССР женщиной со званием доктора философских наук, австриец направился в Институт Севера. Вместо философских измышлений он предложил организовать новую полярную экспедицию с собой во главе. Одного взгляда на худого и как будто вечно больного Людвига должно было хватить, чтобы его выставили за дверь. 

Трижды советская власть пыталась ублажить иностранца высокими постами. Ему предлагали возглавить кафедру в Казани (знаковое место — альма матер Льва Толстого и Ленина), преподавать в МГУ и Ленинградском университете. Все приглашения Витгенштейн в итоге отверг, однако просто так покидать СССР не хотел. Когда план северной экспедиции провалился, он всерьез предлагал назначить его простым рабочим на завод имени Лихачева или отправить сеять зерно под Кострому. К счастью, такой вариант властями даже не рассматривался. Уж в ком, но в колхозниках и заводских рабочих Советский Союз крайней нужды не испытывал.

Историю путешествий Витгенштейна по России описала Софья Яновская, первый в истории философ-математик. Она много лет состояла в переписке с Людвигом, и явно не хотела для него судьбы советского гражданина. Воспоминания о гениальном австрийце она пересказывала своим ученикам.

Именно Яновской предстояло убедить Витгенштейна не связывать жизнь с СССР. В ходе долгой беседы на философские темы она достаточно сильно придавила его безмерное эго. Никто в европейской философии (кроме, разумеется, Карла Поппера, против которого работает только кочерга) не мог просто так щелкнуть Людвига по носу. Советской еврейке Яновской это удалось. Она посоветовала иностранцу «побольше читать Гегеля», потому что без него автор «Трактата» крайне неуверенно чувствовал себя в диалектическом материализме.

Намек был понят. Витгенштейн вернулся в Великобританию и больше никогда не заикался о переезде. Он оставил в СССР одну вещь — экземпляр книги немецкого логика Готлоба Фреге, единственный на всю страну. Благодаря этой мелочи в России зародилась целое философское направление. Чудна, все-таки, история науки.

Гений, богач и (возможно) однокашник Гитлера

Австро-Венгрия в конце XIX века подарила мировой истории десятки выдающихся личностей. Густав Климт, Франц Кафка. Даже Адольф Гитлер, не самый приятный парень из списка австрийцев, в свое время топтал улицы Вены и Линца. Здесь одногодки Гитлер и Витгенштейн, по одной из версий, даже успели поучиться в одном классе. Подтверждением этой довольно странной легенды служит единственная фотография школяров, обнаруженная в архиве. На ней маленький Витгенштейн запечатлен в строю с другими детьми. Один из гимназистов, при должной фантазии, действительно похож на юного фюрера. 

Маленький Витгенштейн снизу слева. Условный Гитлер — парнишка сверху справа.

Доказательство так себе, но если делать из Витгенштейна мифическую личность, то надо идти до конца. Биография философа настолько разнообразна, что ее просто обязан экранизировать Netflix, и без сцены с маленьким Гитлером уж точно будет не обойтись. Людвиг родился в небедной семье ассимилировавшихся евреев. Еще в двенадцать лет Витгенштейну пришлось столкнуться со смертью — сразу два его брата наложили на себя руки. С тех пор мысли о самоубийстве стали для философа одним из способов мышления, а также заложили принципы его стремления к аскезе. 

Удивительно, как весьма богатый австриец, завсегдатай литературных клубов и авангардных кружков, умудрился буквально за год раздать миллионное наследство отца — просто потому что ему эти деньги не были нужны. За счет Витгенштейна свою жизнь будут устраивать друзья, дальние родственники и поэты. В ряде случаев будущий философ просто не знал, кому именно помогает материально. Нажитое предками добро утекало сквозь пальцы, и Людвигу было на это абсолютно плевать.

Здоровому сибаритству он предпочитал точные науки и инженерию. Ради математики будущий философ отправился сначала в Берлин, а потом в британский Манчестер — учиться в одной из главных технологических школ Новейшего времени. Впоследствии необычная черта характера — умение безжалостно бросать надоевшее дело — сделает биографию Витгенштейна похожей на лоскутное одеяло. Трудно сказать, что именно щелкнуло в голове у Людвига, но скоро из математика и перспективного воздухоплавателя он превратился в вечно недовольного всем на свете логика. 

Бертран Рассел — главный ментор, враг и друг Витгенштейна на долгие годы. Его мысли, как считал Людвиг, всегда были намного интереснее выводов.

Даже его учитель, знаменитый Бертран Рассел, описывал молодого питомца как невероятно утомительного типа. Талантливую, но очень болезненную занозу в заднице, которая обожала спорить и докапываться до сущих мелочей. Осенью 1912 года Рассел пожалуется на Витгенштейна в своем дневнике:

Искушенные в философских и религиозных вопросах читатели при упоминании носорога вспомнят знаменитый «Чайник Рассела» — теорию, которую Бертран представит много лет спустя. На всякий случай, помня о спорах с учеником, фарфоровый чайник будет спрятан им как можно дальше, чтобы поклонники Витгенштейна не могли его найти.

Витгенштейн мог себе позволить быть неприятным парнем — за пару лет он настолько вник в мировую философию, что мог ответить на основополагающие научные вопросы менее чем за пять минут. Неудивительно, что учитель благосклонно терпел его закидоны и тотальное неуважение к историческому авторитету. Ко всем классикам философии, от Сократа до самого Рассела, Людвиг относился без особого пиетета. В общем-то, по его мнению, они всю жизнь занимались какой-то глупостью. Вопросы про бытие и прочие эфемерные материи его не волновали — более того, они были вредными для науки. В Великобритании Витгенштейн начнет разрабатывать собственный трактат, который призван предельно просто объяснить весь мир. Закончит он его в лагере военнопленных, под самый конец Первой мировой войны.

3. Основные идеи Венского Кружка

На формирование идейных установок Венского кружка значительное воздействие оказал махизм, пользовавшийся большим влиянием в Венском университете, с его эмпиризмом и негативным отношением к традиционной «метафизике». Основные концепции, на которых основывался Венский кружок, — это идеи «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна. Одной из идей является: реальность устроена так же, как формальный язык логики: имеются «атомарные» предложения, из которых с помощью логических связок, кванторов и операторов образуются сложные, «молекулярные» предложения. Всякое молекулярное предложение может быть разложено на составляющие его атомарные предложения. Члены Кружка, рассмотрев эти идеи, решили, что язык науки имеет похожую структуру. Они считали, что их основная задача заключается в том, чтобы выделить в науке «слой наиболее простых — протокольных, как называли их члены кружка, — предложений и показать, каким образом к ним можно свести все остальные научные предложения».(http://ariom.ru/wiki/VenskijjKruzhok) Потому что протокольные предложения являются, несомненно, истинными. Это научное знание должно было подтвердиться эмпирическим обоснованием, но план оказался утопией. Для решения многих философских проблем, члены Кружка использовали аппарат математической логики, а также для анализа языка науки и рассмотрения структуры научного знания. В дальнейшем это помогало доказывать или опровергать научные теории.

В 1920-х гг. на основе Венского Кружка возникло направление неопозитивизма, как логический позитивизм. Для логического позитивизма был характерен ярко выраженный сциентизм. То есть система убеждений, которые утверждали основополагающую роль науки в суждении о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику и математику и считали, что все науки должны строиться на их основании.

В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». В это время окончательно и формируется Венский Кружок, и устанавливаются связи с такими же по духу группами. Так, в 1930 году Венский кружок, совместно с группой Рейхенбаха (ещё одна неопозитивистская группа, получившая название Берлинский кружок) начинает выпускать журнал «Познание» (нем. «Erkenntnis»).

Дифференциация и преемственность идей позитивизма

В современном наукознании позитивизм получил широкое распространение и дифференциацию. Так, например, отдельное направление представляет юридический позитивизм. Его основная идея заключается в отрицании внегосударственного происхождения прав человека. Право представляется как нечто самоценное, независимое от социально-экономических предпосылок. Юридический позитивизм определяет государство в качестве источника и гаранта права. При этом право и закон рассматриваются как синонимичные понятия. Личностные права не могут быть выше государственных. Также они могут меняться в соответствии с государственными возможностями.

В свою очередь, социологический позитивизм ориентирован прежде всего на взаимодействие общества и права, на процесс реализации норм и др. Он является одним из главных течений в мировом социологическом знании. Развитие социологии как науки непосредственно связано с эволюцией этого направления. В данном контексте следует отметить вклад в развитие социологического позитивизма Герберта Спенсера (1820-1903). Разделяя идеи Конта о социальной статике и динамике, Спенсер проводит аналогию между обществом и человеческим организмом. Так, общество включает в себя такие социальные «органы», как право, семья, религия и др., точно так же, как организм – сердце, легкие, почки и т. д. Соответственно, каждый из перечисленных элементов выполняет особую функцию и поэтому незаменим. Также Спенсер вводит понятия военного (принудительное объединение субъектов) и индустриального (в основе создания – идея равенства) обществ.

Отдельный вопрос представляет значимость исследований, на которые опирается позитивизм в философии. Этот вопрос на данный момент остается открытым. Есть разные мнения на сей счет. С точки зрения одних представителей научной мысли, философский позитивизм, как уже упоминалось выше, является одной из наиболее прогрессивных форм общественного знания. В других же работах высказывается иная мысль. В соответствии с ними позитивизм в философии – это мировоззренческая позиция, которая потеряла свою ведущую роль и питается притязанием науки на истинность. Как бы то ни было, роль позитивистского направления в развитии философской мысли оценивается современными исследователями чрезвычайно высоко.

Автор Виктор Крафт

Назарова. О.А. «От второго позитивизма к третьему…»

ПРЕДЫСТОРИЯ ВЕНСКОГО КРУЖКА: 1907г…

Идеи Венского кружка, неопозитивизма и логического эмпиризма обсуждали, анализировали и развивали в своих трудах И.С. Нарский, B.C. Швырев, Д.П. Горский, Б.С. Грязнов, Л.Б. Баженов, Е.П. Никитин, А.Ф. Грязнов, М.С. Козлова, А.Л. Никифоров и др. Но отсутствие полной информации (архивных документов, дневников); разбросанность публикаций членов Венского кружка по странам и континентам; увлеченность теоретическими проблемами, поставленными Кружком, не позволяли осуществить полноценное исследование его истории. Поэтому у отечественного читателя (впрочем и у зарубежного, как это будет видно из книги В. Крафта) складывалось неполное и упрощенное представление об этих важнейших явлениях философской мысли XX в. Коротко его можно было бы изложить следующим образом: профессор М. Шлик и его студенты — Венский кружок — в середине 1920-х гг. прочитали «Логико-философский трактат» (1921 г.) австрийского философа Л. Витгенштейна, в котором он опирался на логическую систему, построенную Б. Расселом и А. Уайтхедом, попали под влияние идей, высказанных в «Трактате», и стали разрабатывать их. Но последние пятнадцать лет ситуация в исследовании истоков и становления Венского кружка изменилась, и сегодня можно сказать, что его история намного сложнее и интереснее.

История Венского кружка восходит к 1907 г. В этом году в одном из венских кафе начали регулярно встречаться австрийские интеллектуалы, эксперты в различных областях знания, создавшие своеобразное объединение. В него входили католические философы, романтики-мистики, а также Филипп Франк, Отто Нейрат, Ганс Ган и Рихард фон Мизес. Известные ученые — математик и логик Г. Ган, физик Ф. Франк, социолог и экономист О. Нейрат, и, в меньшей мере, профессор прикладной математики Р. фон Мизес — составили ядро будущего Венского кружка. Разными путями члены этого протокружка пришли к научному эмпиризму. Находясь под влиянием идей Эрнста Маха, а именно принципов эмпиризма и номинализма, экономии мышления, и концепции философии, ориентированной на критический анализ языка и науки, участники прото-кружка обсуждали синтез эмпиризма и символической логики и взгляды Больцано, Фреге, Больцмана, Брентано, Майнонга, Гуссерля, Шрёдера, Гельмгольца, Герца и Фрейда. Они стремились переосмыслить эмпиризм Маха в свете французского конвенционализма (Дюгем, Пуанкаре) и тем самым противостоять ленинской критике «эмпириокритицизма», воспринимавшейся ими совершенно серьезно.

Ганс Ган (27.09.1879—24.07.1934) слушал лекции Л. Больцмана, Виртингера в Вене, Д. Гильберта, Ф. Клейна и Г. Минковского в Геттингене. В начале 1905 г. он стал приват-доцентом по математике в университете Вены (защитив в 1904 г. диссертацию «Замечания к вариационному исчислению» («Bemerkungen zur Variationsrechnung»). Г. Ган принимал участие в Первой мировой войне, в 1916 г. получил тяжелые ранения, был демобилизован и назначен внештатным профессором в Бонне, где годом позже получил кафедру математики. Весной 1921 г. Ган окончательно вернулся в Вену в качестве профессора и оставался там вплоть до своей смерти в 1934 г., получив широкое признание как профессиональный математик и популяризатор в области образования. Как профессионал, Ган привнес современную логику и математику в прото-кружок в качестве конституирующего элемента нового позитивизма. Как университетский профессор Ган стремился познакомить широкую аудиторию с работами Рассела и других логиков. Будучи приверженцем социалистических воззрений, он публично защищал демократизацию университетов, а как член Советов школ Вены — поддерживал реформу школ Вены.

Примечания

  1. Виктор Крафт перевод: Александр Никифоров. Назарова. О.А. «От второго позитивизма к третьему…» // Венский кружок. Возникновение неопозитивизма = Der Wiener Kreis: Der Ursprung des Neopositivismus. — Идея-Пресс, 2003. — 224 с. — ISBN 5-7333-0077-9.
  2. Виктор Крафт. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма = Der Wiener Kreis: Der Ursprung des Neopositivismus. — Идея-Пресс, 2003. — 224 с. — ISBN 5-7333-0077-9.
  3. . Дата обращения: 11 июня 2012.
  4. Под редакцией А.А. Ивина. Венский кружок // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. — 2004. на энциклопедиях
  5. Кант же считал предложения математики синтетическими.
  6. Философия науки: учеб. пособие / Под ред. д-ра филос. ф 51 наук А. И. Липкина. — М.: Эксмо, 2007. — 608 с.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: