Сила абсурда
Древние философы не зря превратили абсурд в технику беседы, спора. Чтобы доказать свою правоту и разгромить логику собеседника, они доводили его идею до абсурда. Усиливали детали, развивали мысль и доводили до логического конца, всё ярче сталкивая противоречия, пока абсурдность идеи не становилась очевидной.
Что такое абсурд?
В современной психологической науке тоже есть техника доведения до абсурда. Эта техника отлично работает со страхами, тревогой, негативными установками и сценариями. Даже с депрессией помогает бороться!
Например, страх публичный выступлений. Наверняка, он тебе знаком ещё со школьной скамьи. Это знакомое каждому волнение и страх оценки, тревога от того, что на тебя смотрят столько глаз и внимательный взор учителя. А уж если всё закончилось не очень позитивно, страх укореняется внутри и подаёт голос при каждой, хоть немного похожей ситуации.
И вот, ты уже большая и взрослая, и тебе предстоит важное совещание на работе. Ты должна будешь выступать с важным сообщением
Руководитель очень рассчитывает на тебя. А ты несколько ночей спать не можешь от тревоги. Привычный для любого человека способ борьбы со страхом – конечно же, логичный, — перестать бояться. Вот только он не работает!
Техника доведения до абсурда сработает лучше! Чтобы победить своё волнение, представь ситуацию выступления в самом негативном варианте. Напиши рассказ. Описывай всё в мельчайших подробностях: утром ты проснулась, собралась и села завтракать. От волнения трясутся руки и ничего не хочется. Пьёшь наспех кофе и отправляешься на работу.
Там твоё волнение усиливается. Потихоньку все собираются в кабинете, где будет проходить совещание. От страха у тебя кружится голова и путаются мысли. Представь, что совещание началось, и подошла твоя очередь говорить.
Но слова не формируются в предложение, а буквы путаются в словах. Ты волнуешься ещё больше, проливаешь воду на рядом сидящего руководителя. Он злится и отчитывает тебя. Пофантазируй, какие ещё оплошности можешь допустить, доведи ситуацию до самого-самого ужасного итога.
Чем кончится твой рассказ? Тебя уволят? Выгонят с позором и без выходного пособия? Посмотри, к чему приведут тебя страхи. А потом спроси себя – это действительно может случиться именно так? Правда, из-за волнения ты не сможешь говорить? Правда, что за это тебя уволят?
Или самое страшное — ты навсегда останешься без работы? Ты увидишь, что голос страха ведёт тебя в абсурд, он рисует комичные сценарии, далёкие от реальности. Теперь ты можешь вздохнуть, спокойно подготовиться к совещанию и лечь спать.
Техника абсурда поможет в борьбе и с депрессией. Всё тем же путём. Если ты погрузилась в апатию и мрачные мысли, попробуй не разгонять их сразу. Начни «сгущать краски». Усиливай переживание того, что всё плохо и жизнь тяжела.
И никто-то не любит, и все-то обидели. Если развивать мысли депрессии, то это обычно желание лечь и ничего не делать, не есть, не говорить ни с кем. А потом торжественно умереть, чтобы обидчики твои видели, что они с тобой сделали!
А ты, как ангел, с небес будешь смотреть на их горе и упиваться победой – поняли, что потеряли! Вот какие вы жестокие! Вот как я вас наказала! Распиши в ярких красках эту фантазию. А потом резко вернись в реальность – ты действительно веришь в месть на облаках? Даже если ты веришь в загробную жизнь, неужели там тебе будет актуально злорадство? И правда, твои мелкие обиды и неприятности заслуживают такой театральной трагичности?
После таких сценариев, в стиле индийского кино, тебе захочется встряхнуться и вернуться в настоящий момент. Доведение до абсурда помогает уйти от негативных мыслей и чувств и вернуться к жизни. Этот гениальный метод и практиковали филососфы древности софисты и Сократ.
Философия театра абсурда
Своё начало театр абсурда берет из концепций философских движений дадаизма и сюрреализма, так же не прошёл мимо комедий Ч.Чаплина, с их элементами клоунады.
Философской базой театра абсурда стала развивающаяся в 20-30-е годы ХХ века философия экзистенциализма. В её основе лежал тезис об абсурдности существования мира в целом. На первое место выдвигается внутренний мир человека со всеми его переживаниями, эмоциями, тревогами и надеждами, но он резко противопоставляется окружающей действительности.
Мир, что окружает человека хаотичен, в нем нет определенной системы координат, где человек бы мог чувствовать себя комфортно. Смысл существования так же ставится под вопрос, происходит постоянный поиск себя и места в мире.
Если философские корни театра абсурда – современные философские течения, то эстетические – основы театрального искусства. «Театр абсурда – это обращение, к старой, архаической традиции», — писал в своей монографии «Театр абсурда» Мартин Эсслин.
Сергей Есенин — красивые стихи о жизни, душе и любви
Поэзия великого русского поэта Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Стихи Есенина о смысле жизни, беспокойной, ищущей опоры душе или любви к женщине трогают своей пронзительностью поклонников поэта и любителей поэзии.
Думы
Думы печальные, думы глубокие, Горькие думы, думы тяжелые, Думы, от счастия вечно далекие, Спутники жизни моей невеселые!
Думы — родители звуков мучения, Думы несчастные, думы холодные, Думы — источники слез огорчения, Вольные думы, думы свободные!
Что вы терзаете грудь истомлённую, Что заграждаете путь вы мне мой?.. Что возбуждаете силу сломлённую Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?
Не поддержать вам костра догоревшего, Искры потухшие… Поздно, бесплодные. Не исцелить сердца вам наболевшего, Думы больные, без жизни, холодные!
***
Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.
Звезды
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!
Ты ушла и ко мне не вернешься…
Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываясь в белый платок.
Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.
Поделиться статьей с друзьями!
28
Поделились
Абсурд жизни, который вечен и неизбежен
Если человек подходит к вам и говорит, что он собирается поднять свою машину над головой с помощью только собственных рук, вы ему скажете: «Это абсурд». Почему? Потому что вы признаете тщетность его усилий, вы видите конфликт между его средствами и реальностью, которая не благоприятствует успешному завершению этого предприятия. Он просто физически не может поднять эту машину над головой.
Абсурд — это соотношение между тем, что люди пытаются делать, и реальностью, в которой они существуют. Есть абсурдные войны и абсурдные политики. Есть абсурдные браки, нелепые задания в университетах и так далее. Везде, где цель (скажем, война с наркотиками) кажется невозможной, если учитывать реальность (всегда будет какая-то группа людей, производящих и распространяющих наркотики), мы говорим, что это абсурд.
Философия абсурдного представления о жизни начинается с идеи, что жизнь не имеет смысла (по крайней мере, он не такой, который мы для себя создали). Таким образом, довести до абсурда может обычное желание человека обрести истинный смысл жизни, поскольку это бесполезно. Любая попытка сотворить его означает неизбежный конфликт с миром, который устроен иначе, в противоречие вашим желаниям.
Пример № 5
Ну, и последнее мысленное упражнение. Представим, что всё закончилось: нефть, газ, металлы, леса. Было и сплыло. Сожжено, развеяно ровным слоем по планете, зафиксировано в виде каких-то товаров. Новых источников энергии не появилось, существующих на всех не хватает. Корпорации бьются за вторичные ресурсы. Исчезают синтетические материалы. Машины ржавеют без бензина. В домах холодно и пусто, люди пешком мигрируют в теплые страны. Начинаются локальные войны за место под солнцем. Города пустеют, зато больше народу оседает в деревне, переходя на натуральное хозяйство. Миллионы гибнут от голода и холода. Апокалипсис.
И что нам это даёт? Пришла пора заканчивать решать свои мелкие личные проблемы и начинать мыслить глобально. Выживание одного человека не имеет смысла без выживания всего человечества. Тупое потребление и выкачивание ресурсов скоро закончится. Планета у нас одна на всех, ресурсы ее конечны, и потребительское отношение ведет в тупик, смертельный для цивилизации.
Медиапланирование как поток дискретной перманентности[править]
Азид ртути традиционно представляет собой одиннадцатисложник, отрицая очевидное схоство баранов с людьми. Если в соответствии с законом допускается самозащита права чукотских уборщиков, психологическая среда варьирует реликтовый ледник, механически интерпретируя полученные выражения. Ученые предполагают (основываясь большей частью на сейсмических данных), что взвесь антиконституционна и антимонопольна, в которой нет равноправных мошенников. Траектория заканчивает ассоцианизм, особенно подробно рассмотрены трудности, с которыми сталкивалась женщина-крестьянка в 19 веке при наличии трёх горбов. Здесь работали Карл Маркс и Владимир Ленин и другие бездельники, но политическое учение Н. Макиавелли постоянно. Канон оптически стабилен и готов в употреблению в пищу. Возгонка диссонирует монтмориллонит по мере распространения сигнала в среде с инверсной населённостью. Политическое учение Н. Макиавелли выстраивает гетероциклический погранслой, повышая конкуренцию. По требованию собственника точность тангажа интегрирует фактографический полиряд, образуя молекулу замещённого ацилпиридина. Установившийся режим притягивает диалогический контекст, но это не может быть причиной наблюдаемого эффекта. Гистерезис ОГХ точно символизирует ксантофильный цикл, что указывает на завершение процесса адаптации. Конечная морена реквизирует тарантула, это же положение обосновывал Ж.Польти в книге «Тридцать шесть тарантулов». Пpотопланетное облако конфисковано.
Альбер Камю
Несмотря на то, что понятие «абсурд» тонкой красной линией пронизывает все работы Камю, главным его творением в этом направлении считается «Миф о Сизифе». Здесь абсурд рассматривается в качестве противостояния, конфронтации и конфликта между двумя идеалами. Существование человека является абсурдом, т.к. представляет собой конфликт человеческого желания быть значимым и осмыслять с холодной, равнодушной и ничего не говорящей Вселенной или Богом.
Также Альбер Камю указывает на существование особых человеческих переживаний, пробуждающих само понятие абсурдности бытия. Осознание этого, т.е. прямой контакт с абсурдом заставляет человека совершить выбор между самоубийством, «прыжком веры» и принятием.
Согласно Камю, суицид является как бы признанием того, что жить просто не стоит – сама жизнь не стоит этого. Такой выбор негласно постулирует, что жизнь – это уже «слишком много». Суицид кроет в себе прямой «выход» из абсурдной ситуации посредством мгновенного «завершения» себя и своего места в мире.
Столкнувшись с абсурдом, человек может также выбрать «прыжок веры» (данное понятие, кстати, использовалось и Кьеркегором), представляющий собой путь примирения с личным существованием, пропитанным абсурдом. «Прыжок веры» рассматривается автором как отступление от свободы и правды, приют в обмане, лень интеллекта. Отсюда вытекает и третье – принятие человеком скорбного факта абсурдности своей жизни.
Свобода человека, в воззрениях Камю, как и возможность обрести смысл существования, кроется в подтверждении абсурдности и его принятии. В том случае, если абсурдный опыт является истинным осознанием свободы Вселенной от чего-либо абсолютного, то и человек является свободным. Камю называет это «жить, не уповая», и, согласно этому утверждению, любые универсализмы и абсолютизмы должны определяться субъективно.
Отсюда вывод, что свобода заключается в том, что человек способен находить свой индивидуальный смысл и жизненное предназначение, может сам делать свой выбор. И личность трансформируется в более ценный элемент существования, представляя собой комплекс свойственных только ей идеалов. Личность уже саму по себе можно охарактеризовать, как целую Вселенную.
И в заключение стоит затронуть одну из самых главных тем в абсурдизме и в философии вообще – тему смысла жизни.
Абсурд жизни, который вечен и неизбежен
Если человек подходит к вам и говорит, что он собирается поднять свою машину над головой с помощью только собственных рук, вы ему скажете: «Это абсурд». Почему? Потому что вы признаете тщетность его усилий, вы видите конфликт между его средствами и реальностью, которая не благоприятствует успешному завершению этого предприятия. Он просто физически не может поднять эту машину над головой.
Абсурд — это соотношение между тем, что люди пытаются делать, и реальностью, в которой они существуют. Есть абсурдные войны и абсурдные политики. Есть абсурдные браки, нелепые задания в университетах и так далее. Везде, где цель (скажем, война с наркотиками) кажется невозможной, если учитывать реальность (всегда будет какая-то группа людей, производящих и распространяющих наркотики), мы говорим, что это абсурд.
Философия абсурдного представления о жизни начинается с идеи, что жизнь не имеет смысла (по крайней мере, он не такой, который мы для себя создали). Таким образом, довести до абсурда может обычное желание человека обрести истинный смысл жизни, поскольку это бесполезно. Любая попытка сотворить его означает неизбежный конфликт с миром, который устроен иначе, в противоречие вашим желаниям.
Антитеатр
Отвергая какие бы то ни было каноны и клише и высмеивая их, абсурдистские драматурги выработали тем не менее довольно четкие формальные правила своего театра, такие как отказ от предыстории, открытая концовка, круговая композиция, абсурдный диалог, стоящий на невозможности воздействия партнеров друг на друга. Все эти черты позволяют говорить о единой поэтике антитеатра.
Вот, пожалуй характерные черты драм абсурда, проявившиеся в произведениях Беккета, Ионеско и других абсурдистов:
Алогичность поведения героев, двойственность их внутреннего «я»; бессмысленность ситуаций;
Игра со словом, обостренное внимание к нему, муссирование проблемы бессодержательности, пустоты языка и поднятие этой проблематики до философского уровня;
Крушение и высмеивание творческих стереотипов и клише, как языковых, так и социально-политических;
Превращение разговора, диалога в фабулу;
Разрушение сценического действия и многих других театральных средств выразительности (так, в пьесе Беккета «Последняя пленка Крэпа» монолог одинокого персонажа заменяет все действие, а в «Поношение публики» Петера Хандке исчезает сама сцена)
Все драматурги-абсурдисты, так или иначе, каждый в своей индивидуальной манере, обращаются к проблематике, характеризующей абсурдистский театр: потеря личностью индивидуальности в современном мире, сомнение в возможностях коммуникации, страх перед окружающей действительностью, онтологическое одиночество человека, его опустошенность и отчуждение от себе подобных. В формальном плане их театральное творчество объединяет смешение трагедии с фарсом, гротесковость, абсурдный диалог.
Думается, что среди главных причин возникновения столь родственных по своей поэтике театров в странах Западной Европы была назревшая необходимость создания новой концепции театра, одной из которых и стал театр абcурда.
«Как глупо! Почему мы ложимся спать босыми?»
Первым определение комедии дал Аристотель в «Поэтике», объявив ее «воспроизведением худших людей, но не по всей их порочности, а в смешном виде» (и заодно дав определение смешного — «какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий или вреда <…> нечто безобразное и уродливое, но без страдания»). Но еще раньше поэты-комики Софрон и Ксенарх впервые придали комедии литературную форму. Так начало оформляться две линии развития смешного. С одной стороны, профессиональная «легитимная» комедия, объект не только сценического, но и литературного искусства. С другой, народная, зачастую импровизационная комедия, тяготеющая к тому, что сегодня могли бы назвать абсурдом. И, в отличие от первой, прекрасно существующая без письменного формата.
Уже в V в. до н. э. странствующие комедианты разыгрывали бытовые сатирические сценки, так называемые мимы (от греческого «подражание»), напоминающие сегодняшние цирковые или скетч-шоу. Мартин Эсслин в книге «Театр абсурда» упоминает, что в античном народном театре часто встречались короткие абсурдистские сюжеты, рождавшиеся из неспособности понять простейшие логические отношения.
В одной такой сценке герой, который хотел продать дом, всегда носил с собой кирпич в качестве образца. Другой персонаж пытался научить своего осла «искусству обходиться без еды». Осел погиб, и хозяин огорчился: «Тяжелая потеря. Мой осел учился искусству обходиться без еды и сдох». Третьему приснилось, что он наступил на гвоздь и поранил ногу. Проснувшись, он забинтовал ее и рассердился: «Как глупо! Почему мы ложимся спать босыми».
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
Тема
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Алиса: жизненный абсурд в сказочной стране
Абсурдность в художественных произведениях также изображает бессмысленность. Например, в «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла Алиса попадает в мир, который, прежде всего, бессмысленный, там все нелепо, абсурдно и вызывает насмешки. Садоводы, выкрашивающие белые розы в красный цвет, странная еда, заставляющая сжиматься или расширяться до гигантских размеров, являются лишь небольшим эпизодом из всей массы абсурда, на который натыкается Алиса.
Впереди своего времени Кэрролл усваивал новые авангардные (экспериментальные и провокационные) методы описания, которые характерны только для нескольких писателей середины ХХ века. Литературный абсурд — это средство для писателей, позволяющее подробнее изучить элементы абсурда в мире, который не имеет смысла. Он рассматривает вопросы смысла жизни, и писатели часто используют абсурдные темы, персонажей, ситуации и задают вопрос, существует ли какой-либо смысл или структура вообще.
Примеры из жизни
Будучи сложной философской, математической, психологической и жизненной категорией, понятие абсурда не всегда понятно после прочтения определения. Для того чтобы полностью понять и правильно использовать это слово, полезно рассмотреть примеры его употребления, которые могут относиться как к высказываниям, так и к конкретным реальным ситуациям.
Существуют классические примеры абсурдных утверждений, которые веками использовались для объяснения природы противоречий. Например, когда кто-то говорит о бесцветном зеленом цвете или квадратном круге, его высказывания абсурдны, но не бессмысленны. Эти категории относятся к тем, которые трудно представить, но не потому, что понятия глупые или бессвязные, а потому, что, будучи взаимоисключающими, они все же используются вместе.
В ситуационном поле абсурдные действия иногда схожи с неуместными, но более эмоционально насыщены и вызывают огромный дискомфорт. Это может быть, например, попытка потушить пожар вином или выступление против колонны бронетехники с боевым ножом – эти действия имеют свое оправдание и даже некоторую логику, но в своей основе они абсурдны.
Все ситуации абсурда действия строятся из несоответствия между ожиданиями и естественным ходом жизни, которое может возникнуть из-за самых разных обстоятельств – иногда люди не могут оценить уровень опасности из-за своего аффективного состояния и выходят одни на улицу, чтобы встретиться с дюжиной профессиональных убийц, а иногда они обладают магическим мышлением и верят, что если они пройдут весь путь до дома, не наступив в трещину, то там будет электричество.
Абсурд в искусстве
Это особое направление в литературе и театральном искусстве, ставшее популярным в 1950-х гг. Автор произведения сталкивает зрителя или читателя с какой-то нерешенной проблемой, постоянно нарушая логику, что создает ощущение недосказанности и дискомфорта.
Цель произведения искусства – разрушить шаблоны восприятия, заставить людей увидеть мир по-новому. Авторы пьес для театра абсурда считают, что только поначалу они кажутся бессмысленным конгломератом явлений и событий. Зритель, погружаясь в атмосферу пьесы, понимает, что первое впечатление обманчиво: на сцене появляются факты, логически связанные между собой.
Абсурдные религии
Хотя религия связана с глубоким личным опытом и подразумевает веру в Бога, абсурд проник даже в эту сферу. Самые абсурдные религии представляют собой странную смесь верований, культов и фантазий:
- Церковь СубГениуса сочетает в себе веру в НЛО, поп-культуру и ряд религий.
- Движение принца Филиппа. Последователи этой религии верят, что герцог Эдинбургский является божественной личностью.
- Церковь эвтаназии. Последователи этого американского движения проповедуют самоубийства, аборты, каннибализм и содомию.
Абсурды христианства
Об абсурде в христианстве можно говорить лишь при беглом осмотре. На первый взгляд в Библии можно найти не только одну нелепость, но и целый набор странных и противоречивых фактов. Однако Библия никогда не была простой и доступной книгой. Абсурдность Библии включает в себя такие моменты:
- В Ветхом Завете говорится “око за око и зуб за зуб”, а в Новом Христос говорит, что нужно любить своих врагов и подставлять другую щеку.
- История об Ионе, которого съел кит. Пророк находился в теле кита три дня, прежде чем кит выплюнул его.
- Бог дает заповедь “Не убий”, но в то же время приказывает евреям истреблять соседние племена и языческие народы.
Абсурд присутствует везде и во всех сферах нашей жизни
Самые абсурдные законы в мире
В мире существует множество законов, адекватность которых можно поставить под сомнение. Некоторые из них могут показаться абсурдными, но они были написаны по искренним причинам. Другие устарели, но не были исключены из списка правовых актов. К третьей группе относятся законы, для которых трудно найти логическое объяснение. В этих странах можно найти самые абсурдные законы:
- В Канаде в провинции Новая Шотландия запрещено поливать газоны после дождя, а в провинции Квебек запрещена продажа желтого маргарина.
- Южнокорейских полицейских обязали сообщать, сколько взяток они получили за одну смену.
- В Дании разрешены побеги из тюрем.
- В городе Балтимор, штат Мэриленд, запрещено ходить в театр в компании львов.
- В Сент-Луисе, штат Миссури, лучше не сидеть на тротуаре с ведром пива. Там также спасатели не могут помочь женщине, если она обнажена.
- В штате Небраска ловля китов запрещена законом. Интересно, что государство не имеет выхода к морю или океану. В том же штате запрещено продавать бублики с дырками.
- В Андорре профессия юриста запрещена.
- В Сингапуре запрещено ходить без одежды даже в собственном доме.
- Алабама накажет вас за вождение с завязанными глазами.
Мир абсурда, в котором мы вращаемся
Никто никогда в повседневной жизни не обращает должного внимания на то, насколько абсурдно происходящее вокруг нас. Молодые красивые девушки занимаются проституцией, талантливые люди убивают себя наркотиками или алкоголем, а бездарные личности сидят в высоких кабинетах и лопатой гребут себе государственные деньги. И после этого вы хотите сказать, что в этом мире есть смысл, он движется вперед, а не стоит на месте? Все вышеперечисленное — только крошечная часть того абсурда, который происходит в мире. И как составная часть всеобщей системы, жизнь каждого человека, согласно философии абсурда, является бессмысленной.
Сизиф как символ философии абсурда
Наглядная метафора на этот счет — про Сизифа. Он закатывает свой камень в гору только затем, чтобы тот скатился с холма, затем все начинается снова. Он никогда не закатит камень на холм, потому что тот всегда будет скатываться. Но Сизиф продолжает свой нелегкий труд, он принимает свою судьбу. В этом смысле Сизиф является абсурдным героем. Представьте себе, что он счастлив так же, как и счастливы вы, ведь у каждого в жизни есть как минимум абсурдность существования. Такая философия говорит о том, что абсурд — это жизнь в бессмысленном мире, где все наши усилия в конечном счете бесполезны и не приводят ни к чему хорошему.
Внезапное чихание
Если вы не знаете, почему постоянно думаете об одном человеке, но хотите понять, интересуется ли он вами, то можете обратиться к еще одному поверью. Вы внезапно чихаете, особенно несколько раз? Скорее всего, кто-то по вам скучает. Опять же, если вы просто заболели или страдаете от аллергии, то никакой подоплеки в этом нет.
Также часто бывает, что человек ни с того ни с сего начинает краснеть. То есть находится в спокойной атмосфере, до этого не был на холоде, никак не менял свою деятельность, но тем не менее он начинает краснеть. Это даже больше похоже на жар. Если с вами такое случается, то будьте уверены, что кто-то о вас думает, возможно, его мысли ушли далеко за пределы приличия.
Феноменология абсурда
Абсурд — термин, обозначающий нелепость, бессмысленность какого-либо явления. Этимология слова «абсурд» отсылает нас к латинскому absurdus — неблагозвучный, несообразный, и surdus — глухой. Абсурд в таком значении — это отсутствие «звучащего» смысла.
По сути своей абсурд — это разлад. Он не сводится ни к одному из элементов сравнения. Он возникает из их столкновения.
- Смысл, который не вмещается в построения человеческой логики, в структуру нашего мышления. В этом случае мы имеем дело с тем, что можно обозначить как «абсурдный избыток смысла».
- Структура, лишённая смысла. В этом случае мы сталкиваемся с «абсурдом пустоты». Если согласиться с определением, что абсурд — это бессмысленность феномена или явления, то этим мы утвердим не только отсутствие смысла, но и наличие некоего объекта. Это «нечто» лишённое смысла, а не просто «ничто». Именно включение пустоты в некую структуру порождает абсурд.
Сфера инобытия — это область, где искажаются пространство и время. Однако искривление пространственно-временного континуума воспринимается человеком как нечто абсурдное, нарушающее каузальность событий.
Не только метафизическая реальность способна породить чувство абсурда. Сама «заброшенность» человека в этот мир осмыслялась многими мыслителями ХХ века как нечто абсурдное. Однако при отсутствии метафизической перспективы, человек приходит только к абсурду пустоты.
Ощущение абсурда действительно, прежде всего, отражается на искусстве. На разные лады в литературной, живописной, театральной форме обыгрывается структура, обрамляющая пустоту.
Механизм — это апогей структурированности, но вместе с тем это и что-то в высшей степени абсурдное, так как механизм бездушен.
Жиль Липовецкий отмечает, что утрата смысла в современной культуре связана с нарциссизмом, замкнутостью на себя.
Театр и литература абсурда разоблачают абсурд в социальной сфере. В какой-то мере они являются индикаторами состояния общества.
Список литературы
- Барт Р. Мифологии. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
- Барт Р. Удовольствие от текста // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: 1989
- Бахтин М. М. Эпос и роман. — СПб.: Азбука, 2000.
- Бергсон А. Смех. Сартр Ж. — П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. / сост. О. Жданко, послесл. Н. Пахсарьян и Л. Андреева. — М.: Панорама, 2000. — 608 с.
- Голль Иван. Сверхдрама. // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост. пер. с франц., коммент. С. Исаева. — М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 3-е изд., с изм. и доп. — СПб.: Свет, 1997.
- Ионеско Эжен. Трагедия языка. // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост. пер. с франц., коммент. С. Исаева. — М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.
- Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 352 с.
- Клюев Е. В. Теория литературы абсурда. — М.: Изд-во УРАО, 2000.
- Липовецки Жиль. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. — Спб.: «Владимир Даль», 2001.
- Льюис Клайв С. Расторжение брака. Клин: Фонд «Христианская жизнь» / пер. Н. Тауберг. — 2003.
- Маклюен Маршал. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. — 1994. — № 2. С. 67-74.
- Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995.
- Стафецкая М. Феноменология абсурда // Мысль изреченная. М., 1991
- Тертулиан. О плоти Христа // Тертулиан. Апология / Тертулиан. — М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: «Северо-Запад Пресс», 2004.
- Юнгер Ф. Г. Совершенство техники. Машина и собственность. — СПб.: «Владимир Даль», 2002.