Догматизм

Догматизм в философии

В философии термином «догматизм» обозначают разновидность философских учений, или же характеристику философских учений. Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения. Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Происхождения термина «догматизм» и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно. Именно поэтому они называли «догматиками» всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах. Скептики предписывали утверждать о познаваемом, используя выражение «мне так кажется», а также сомневаться во всём, что есть.

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

Критическая философия

В Новое время термин «догматизм» был использован Эммануилом Кантом, который назвал догматической все философские учения от Декарта до Кристиана Вольфа. Эти философские учения относились к так называемой рациональной философии. Критика Канта была причиной того, что учения рациональной философии создавались без исследования возможностей, а также предпосылок знания, что должно было осуществлять предварительно. В его работе «Критика чистого разума» использованная им критическая философия стала фундаментом для философского критицизма.

Кант вначале утверждает о том, что познавательные способности человека должны предварительно быть исследованы, а затем подвергнуты критике. Из этого следует, что индивид не может познать вещи сами по себе, но при этом способен познавать определённые явления, которые по закономерностям своей организации принадлежат познающему индивиду. Именно по этой причине, метафизика становилась невозможна как догматическое положительное знание о вещах.

Марксизм и гегельянство

Известный философ Гегель также критиковал догматиков и метафизику, приравнивая термины «метафизика» и «догматизм» к синонимам. Гегель считал, что догматизмом называют одностороннее рассудочное мышление, которое само по себе принимает лишь одну часть диалектического противоречия. Данное положение, по мнению Гегеля, противостояло диалектике.

Как утверждал Гегель, догматизм принимает лишь однорассудочное определение, которое в силу своей односторонности исключает противоположные определения. Диалектическое мышление не содержит в себе односторонних определений и не разделяет их, а является целостностью, что предполагает содержание в нём тех определений, которые в раздельности будут восприниматься догматиками незыблемыми и истинно верными.

Догматики нужны обществу

Впрочем, не следует воспринимать слово «догма», как нечто абсолютно не востребованное в современной жизни. В частности, в юриспруденции широко используются недиалектические формальные методы. Общепринятыми догмами права являются правовые обычаи, прецеденты, юридические нормы и, наконец, законы.

Человек, работающий в этой сфере, в той или иной мере и есть догматик. Этот же подход можно также распространить и на сферу делопроизводства. Такие люди приняли профессиональные требования сознания коллективного и подчинили ему сознание личное. Если разобраться, то в нынешнем обществе полным-полно догм. Они используются для сохранения порядка и целостности общественных устоев.

Дальнейшее исследование неминуемо приводит нас к выводу о широком использовании в современном обществе, помимо диалектического, еще и формально-догматического метода. Так или иначе, всякая хозяйственная деятельность регламентируется нормативными актами (по сути – догмами).

Происхождение понятия догма:

Изначально, такое понятие как догма (слово греческого происхождения) обозначало «мнение» или учение в широком смысле понимания, но со временем данный термин приобрел более конкретных характер, и стал подразумевать истину, в которую беспрекословно нужно верить.

Стоит отметить, что догматизм как явление имеет очень длинную историю, ведущую к первым верованиям людей в сверхъестественное и божественное. Большинство существующих догм являются основными инстинктами, чем-то очень древним и первобытным. Люди исламской, христианской или другой религии, по большому счету не верят в существование бога, они просто знают, что он существует, и это неоспоримый факт, догма в чистом виде.

Так же догматы существуют в различных философских течениях и идеологиях. К примеру, марксистская философия «содержит» в себе веру в то, что социализм является лучшей моделью построения общества, это и является догмой в данном философском течении.

Догмат – это что: смысловые вариации

Чтобы лучше понимать, что собой представляет догматизм, следует обратиться к этимологии этого термина. Древнегреческое слово “dogma” означает «решение» или «учение». Продуктом такого учения и является догмат – точка зрения, выведенная раз и навсегда и не подлежащая сомнению.

Истории известны смысловые вариации этого определения в разные периоды:

• древнеримский мастер красноречия Цицерон характеризовал догматы как доктрины, которые известны каждому и являются истиной в последней инстанции;

• выдающийся древнегреческий полководец Ксенофонт отождествлял это слово с приказом начальства, которому все военные люди должны безропотно подчиняться;

• у античного историка Геродиана догматы – это определения сената, которым должен следовать весь народ.

В наше время слово «догмат» обычно ассоциируется с религиозным постулатом, не подлежащим обсуждению. Любая критика в адрес такой «непреложной» истины воспринимается как ересь.

Объяснительно-иллюстративное обучение

Рассматривая догматическое обучение, остановимся на объяснительно-иллюстративном варианте обучения. Его основной целью является передача и усвоение знаний, их практическое применение. Часто данный метод именуют пассивно-созерцательным способом обучения. Учитель старается изложить учебный материал с использованием иллюстративных и наглядных материалов, обеспечить усвоение его на основе воспроизводства и использования для разрешения практических задач.

Объяснительно-иллюстративный вариант обучения обладает следующими особенностями:

  • преподаватель рассказывает своим ученикам какую-то информацию, поясняет суть процессов, явлений, правил, законов с применением иллюстративного материала;
  • ученики сознательно усваивают эту долю знаний, воспроизводят ее на осознанном уровне, применяют их в разных видах в реальных жизненных ситуациях.

Что нужно делать, чтобы стать альтруистом?

Люди, которым присуще эгоистичное поведение могут придерживаться этого образа жизни годами. Сначала они находят в таком отношении к жизни множество плюсов. Им приносит удовольствие их независимость и получаемые блага. Однако зачастую случается так, что в какой-то момент такие люди перегорают. То, что раньше приносило им счастье, перестает радовать.

В такой ситуации помогает совершить хотя бы один бескорыстный поступок. Но сделать это не так-то просто даже обычному человеку, не говоря уже об закоренелых эгоистах. Так что же нужно чтобы стать альтруистом?

Прежде всего, альтруизм — это огромная работа над собой и самовоспитание. Начать можно с малого, постепенно переходя к серьезным поступкам. Например, можно подать милостыню нуждающемуся на улице или перевести старушку через дорогу.

Получив первое удовлетворение от безвозмездной помощи, совершать добрые поступки в будущем будет все легче и легче.

Внимательное отношение к людям – это отличный вариант, чтобы стать альтруистом. Человек, умеющий понять интересы и почувствовать заботы других людей – идет по пути альтруизма. В первую очередь следует внимательно относиться к родным и близким.

Также отличным началом станет участие во всевозможных благотворительных акциях в качестве волонтера. Там можно не только оказать посильную, бескорыстную помощь, но и найти поддержку и понимание таких же альтруистов.

По-настоящему добрые поступки способны сделать этот мир лучше. Кроме этого, они приносят совершающему их человеку хорошее настроение и позитив.

Догматизм в науке

Догматизм в науке рассматривается как необходимость, когда некоторые выводы и взгляды не следует поддавать критике и сомнениям. Гносеологическая точка зрения определяет догматизм как неосознанное игнорирование изменений и динамики развития, преувеличенное восприятие истинного утверждаемого, избегание логического объяснения и проверки.

Психология рассматривает догматизм как склонность мозга оставаться инертным – он быстрее воспримет некую идею, чем будет стремиться ее объяснить. Это приводит к стереотипному мышлению и консерватизму, когда лучше сохранить прошлое (понятное и предсказуемое), нежели склоняться к неизвестному и творческому настоящему и будущему.

Социология рассматривает догматизм как желание сохранить текущее положение дел, сберечь индивидуальный или групповой статус, который уже был приобретен. Догматизму противопоставляется мышление, при котором факты и выводы делаются на конкретности истины, условиях формирования, целях, месте и времени применимости, ее функционирования в определенных рамках.

Догматизм присущ консервативному уму, который больше склонен верить в устойчивость моральных и универсальных идей. Он не подвергает их сомнению. Здесь происходит извращение морали, когда, например, добро становится злом, если добрый поступок привел к преступлению и не был наказуем. Здесь полностью исключаются любые изменения и перемены, условия и обстоятельства. Идеально подобное мышление подходит в кругах, где требуется слепая вера, например, в религии.

Различные кризисы, которые наступают в жизни любого человека, основываются на догматическом мышлении. Человек сталкивается с ситуациями или обстоятельствами, которые не вписываются в принятые им нормы и правила. Психологи отмечают, что причиной догматического мышления является приспособленчество и непрофессионализм.

Догматизм формирует определенное качество характера в человеке (консерватизм), при котором он становится склонным к утверждению без обсуждения, использованию раз и навсегда приведенных понятий, игнорированию всех изменяющихся обстоятельств и условий жизни.

Человек вынужден принимать любую информацию как истинную, не подвергая ее анализу, не рассматривая ее в различных обстоятельствах. Это вера, которая была внедрена в голову и которую, возможно, человек ни коим образом не проверил. Примерами догм можно назвать:

  1. «Деньги дают власть».
  2. «Порядочных мужчин нет».
  3. «Все бабы – дуры».
  4. «Судьба предопределена» и пр.

Догматизм основывается на незнании и невежестве. Чтобы как-то выжить в мире, человек готов принять любую идею за истину, а потом уже от нее отталкиваться при принятии решений и совершении действий.

Догматизм предполагает страх и уход от самостоятельного мышления, принятых традиций и авторитетов. Примеры такого мышления можно встретить повсеместно, например, в выражении «Мать всегда желает добра своему ребенку». Здесь не учитываются различные обстоятельства и ситуации, когда матери просто физически и морально уничтожали собственных детей, делали их больными.

Догматизм процветает там, где людям необходимо дать некое знание, которое они воспримут как истинное. Человек чего-то не знает, поэтому он готов к получению информации. У него нет ни времени, ни желания, ни возможностей ее проверить. Он не подвергает информацию критике и сомнениям, не проверяет ее истинность. Он просто в нее верит, делает своим убеждением. В результате человек начинает мыслить и действовать, жить на основе данной догмы.

Догмат

Значение слова Догмат по Ефремовой: Догмат — Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.

Значение слова Догмат по Ожегову: Догмат — Основное положение религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике

Догмат в Энциклопедическом словаре: Догмат — в религии — утвержденное высшими церковными инстанциямиположение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, неподлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм идр. 2) То же, что догма.

Значение слова Догмат по словарю Ушакова: ДОГМАТ

, догмата, м. (от греч. dogma) (книжн.). 1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении.Догмат непогрешимости папы (у католиков). 2. перен. Отдельное положение какого-н. учения, научного направления, имеющее основополагающий характер.

Значение слова Догмат по словарю Брокгауза и Ефрона: Догмат

— Значение этого слова, как термина, употребляемого не в одном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оно употреблялось в античной литературе У Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателемдогматов аттических, учения Платона и стоиков — догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должныбеспрекословно подчиняться. У Геродиана им обозначается определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово Д. сохранило и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα называется повеление кесарево о переписи народонаселения Римской империи, в кн. Деяний Апостольских — законы царские, в послании к Колоссянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея. Затем, в кн. Деяний (XV, 20—28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и др. отцов церкви понятие о Д. выясняется с большей подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются божьими (δ. τοΰ Θεοΰ), божественными (δ. Θεία), господними (δ. τοΰ Κυρίου) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям; 2) Д. есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения, учения веры, чем он отличается отправил жизни, или практической деятельности христианина; 3) будучи происхождения божественного, Д. есть истина, определяемая и формулируемая церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα), и 4) Д. есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви.Н. Б. Догма Смита Догмат Догматизация

Что такое альтруизм

Само по себе слово происходит от латинского «альтер», что в переводе означает «другие». Некоторые говорят, что альтруизм — это социальный мазохизм. Наверное, со стороны это выглядит именно так, но не спешите делать выводы. В какой-то степени, такое поведение может быть намного более «умным» и дальновидным.

Альтруист — это человек, который интересы каких-то других людей ставит превыше своих (или наравне со своими). Обычно такое отношение распространяется на родственников, друзей, знакомых, соседей. Но есть варианты, когда альтруизм направлен на любых людей, которые нуждаются в помощи (можно сказать, что это филантропия).

Эгоист же — это противоположная модель поведения, когда человека мало волнуют другие люди или он их даже ненавидит, как недавно рассмотренный нами мизантроп. Но даже такие люди хотя бы в чьей-то судьбе принимают участие или хотя бы интересуются этим.

Население же земли в большинстве своем находится где-то между этими двумя крайностями с большим или меньшим отклонением в ту или иную сторону.

С детства нас учат не быть эгоистами, помогать другим людям и любить не только себя. Мудрый совет, смысл которого понимаешь только спустя годы. По сути, быть альтруистом — это «на отлично» выполнить родительские наказы

Различают несколько вариаций альтруизма:

  1. Родительский — самый понятный и очевидный из всех. Забота о собственных детях считается нормой во всех человеческих этносах (и у многих животных). Это, можно сказать, наш «основной инстинкт».
    Иногда он проявляется и в качестве полного самопожертвования (свойственно в основном женщинам), что является крайней формой альтруистического поведения.
  2. Взаимный — это когда человек готов помогать другому человеку, но только будучи твердо уверен, что тот для него сделает то же самое, возникни такая же ситуация. Такой вид альтруизма мы можем наблюдать у настоящих друзей или влюбленных, а так же близких людей или родственников. Это тоже в большинстве случаев считается нормой.
  3. Нравственный — человек получает удовольствие видя счастье других людей, после того как он им помог. Какое бы еще доброе дело сделать? Таким людям это, что называется, по кайфу. Они достигают внутренней гармонии и комфортного состояния помогая окружающим. Лучшим примером такого типа альтруистов можно считать волонтеров.
  4. Демонстративный — прослыв альтруистом можно достичь большего в жизни (об этом читайте чуть ниже). Многие это видят, понимают и беззастенчиво пользуются (как, например, миллиардеры-филантропы). Схожие мотивы имеют и те, кто делает «добро» не по велению сердца, а токмо во исполнении воли воспитавших его людей.
  5. Сопереживательный — некоторые люди бескорыстно помогают другим, потому что мысленно поставили себя на их место и прочувствовав всю горечь их положения. Это, по сути, эмпатия, то есть некий вариант перенесенного на другого человека своего эгоизма.

Догматизм в философии

Догматизм в науке, философии оценивается характеристиками философских теорий или их разновидностью. Догматичным считается учение, какое выбирает какое-нибудь объяснение в качестве истины без предварительного анализа, не допуская изменений.

Понятие догматизм после Зенона и Перрона изучало много мыслителей. Философ И.Кант определял его не как всю философию в целом, а как некоторое познание не ориентированное на исследование его условий и возможностей. Гегель, один из творцов диалектической философии, понимал догматизм как абстрактное мышление.

Философский догматизм проистекает из ограниченного восприятия и доверчивости к тому, что без особой подготовки с элементарными знаниями, он может постичь истину и решить сложнейшие задачи, что становятся перед ним. Такой подход, определенный наивной верой, был предречен на множество ошибок и иллюзий, привел человека к глубокому разочарованию к своей способности познания. В следствие такого разочарования, возник диаметрально противоположный стиль мышления — скептицизм (отрицание всякой вероятности познать истину). Его еще называют в нынешней культуре релятивизмом. Скептики Перрон и Зенон называли догматиками всех философов, которые пробовали утверждать свои умозаключения как достоверные, они противопоставляли этому сомнение и нереальность в принципе узнать истину.

Решением этих двоих диаметральных позиций стало изучение границ возможностей познаний человека. Такой взгляд был назван Кантом как критицизм. Он уверял, что с периода Аристотеля догматическим мышлением метафизической науки не было обосновано ни одной идеи из логики и психологии, также уверял, что скептицизм также однобок, как догматизм. Кант критиковал философское учение от Декарта до Вольфа, называя его догматическим. Критикуя догматическое мышление, Кант заявлял, что индивид не может постичь вещи и явления просто так, потому что они существуют. Ни догматизм, ни скептицизм ничему не учат, сверх того, понятие догматизм становится по сути скептицизмом в силу своей однобокости.

Догматизм не может познать настоящих причин возникновения реальных проблем, не изучая их с позиции сегодняшнего и прошлого, в совокупности с разными проблемами, а просто налагая на существующий факт готовые идеи, постулаты, догмы, логические умозаключения. Это нередко провоцирует возникновение ложных проблем, что отдаляет или делает сложным решение настоящих проблемных ситуаций.

Между догматизмом и скептицизмом стал Г.Гегель со своим диалектическим методом. Диалектизм отличается от догматизма тем, что не хранит в себе односторонних умозаключений. Догматики всегда из одних умозаключений выводят другие, игнорируя факты из настоящей жизни. Последовательно «антидогматичной» стала марксистская философия, которая объясняя действительность, служит ее изменению. Такое понимание философской действительности исключает догматизм.

Догматизм в науке препятствует ее дальнейшему прогрессу, так как руководствуется устаревшими или однобокими теориями, откровенно неправильными понятиями. Так, догматическое мышление общества обернулось трагически для Дж.Бруно, Галилео, долго шла борьба против эволюционной теории Дарвина. Догматизм в науке, политике, социуме является тем обстоятельством, что тормозит развитие.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Рекомендации

  1. «Догма». Католическая энциклопедия Нового Адвента . Получено 5 октября 2021.
  2. , «догма». Merriam-Webster.com | Энциклопедия Британской компании, Инк. 1831 | https://www.merriam-webster.com/dictionary/dogma>.
  3. «Догма». Dictionary.com . Получено 4 октября 2021.
  4. «Догма (сущ)». Интернет-словарь этимологии . Дуглас Харпер. 2021 г.. Получено 4 октября 2021.
  5. «Догма». Бесплатная энциклопедия от Farlex . Получено 5 октября 2021.
  6. Фуллер 2005, п. 1. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFFuller2005 (Помогите)
  7. Люстхаус, Дэн (2002). Буддийская феноменология (PDF). Рутледж. п. 242, п. 46.
  8. Фуллер 2005, стр. 1–2. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFFuller2005 (Помогите)
  9. Блэкберн 2021, п. 139.
  10. Станглин 2009, п. 240.
  11. О’Коллинз 1983С. 162–63.
  12. Макким 2001, п. 350.
  13. , «догма» Оксфордский философский словарь. Саймон Блэкберн. Издательство Оксфордского университета, 2011.
  14. Мухаммад Абид Джабири, «принцип аналогии», в арабско-исламской философии, пер. Азиз Аббасси (Остин: Техасский университет Press, 1999), 74-85. ISBN 9780292704800
  15. https://societyofepicurus.com/advise-to-new-students-of-epicurean-philosophy/
  16. https://www.ptypes.com/fundamental_dogmas.html
  17. Секст Эмпирик, «Очертания пирронизма», I. 13
  18. Секст Эмпирик, «Очертания пирронизма», I. 14

Догматизм — это что такое?

Для понимания значения термина «догматизм» требуется разобраться в том, что такое догма.

Догма /жен. род/ догмат/ муж. род/ — это незыблемое, единственно верное и поэтому не требующее никаких доказательств положение. Слово переводится как «мнение, учение, мышление», иногда транслитерируемое как «то, что хорошо».

Традиционно теологическое использование термина «догма»/догмат/. Однако, в дохристианскую эпоху догмами считались учения наиболее именитых философов: Сократа, Платона, представителей школы стоиков.

Полководец и историк Ксенофонт считал догмой любой приказ вышестоящего командующего. Спустя почти пятьсот лет после Ксенофонта, выходец из Сирии Геродиан догмой называл все указы римского Сената.

Только в период становления христианства, на первых Вселенских Соборах, стали оформляться положения, возведенные в богооткровенную истину или «догмат веры». Сознательный отход от догматов веры клеймили «ересью», что привело к многочисленным религиозным конфликтам и войнам.

Отношение к догмам в философии мало отличаются от теологии. Философские школы раннеантичной эпохи выводили основные положения и возводили их в ранг абсолютных. Они отрицали любую возможность проверки соответствия действительности.

Краеугольным камнем их учений было утверждение, что постижение истины просто. Однако, около 3 в. до н. э. элидский философ Пиррон, родоначальник учения пирронизма/скептицизма/, подверг критике простоту и выдвинул теорию о невозможности постижения истинного знания.

Сомнению должна была подвергаться любая субстанция. Требовалось говорить, » мне кажется», вместо « я знаю». Именно Пиррону принадлежит философский термин «догматизм». Пирронисты эпохи Ренессанса и Нового Времени находили догматизм во всех философских учениях, отличных от скептицизма.

В 19 веке великий немецкий философ И.Кант назвал догматизмом любое философское учение, не приемлющее критического анализа, и положил начало критицизму. Он считал, что догматизм в философии приводит к появлению псевдопроблем и уводит от проблем настоящих.

Политический догматизм 20 века, порожденный им авторитаризм, не смог ответить на вызовы времени, отстал от экономических и культурных реалий. При всем «удобстве»непреложных истин, надо понимать, что органичность и естественность догм, консерватизм и некритичность догматиков тормозят развитие науки и философии.

Догматизм скорее не система традиционализма взглядов, а отношение к ним. Т.о. догматизм — это мышление, основанное на традиционных истинах /догмах/, не приемлющее трансформаций в изменяющихся условиях, игнорирующее новые данные науки и техники.

Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос:

Как Вы относитесь к философии? → Ответить

Именные методы философии

Философские методы Бэкона

Фрэнсис Бэкон является известным английским мыслителем, политическим деятелем и первооткрывателем эмпиризма. Когда Фрэнсису исполнилось 23 года, его избрали в парламент. В 56 лет он стал лордом, ответственным за сохранение печати, а потом получил должность лорда-канцлера. Кроме того, Бэкон владел титулами барона Веруламского и даже виконта Сент-Олбанского.

В пожилом возрасте его осудили за взяточничество и отстранили от должности, и хотя впоследствии король помиловал Бэкона, на государственную службу он уже не возвращался. Последние жизненные годы были посвящены научной работе.

По мнению Бэкона научные методы обязаны отвечать настоящим целям философии, связанным с обеспечением человеческого благополучия, а также достоинства. Практическое могущество невозможно без обладания истиной. То есть, именно знание Фрэнсис Бэкон считал единственной настоящей и действенной силой.

Одной из используемых ним методик была опытно-индуктивная. Она заключалась в формировании новых определений посредством интерпретации явлений после их наблюдения и последующего анализа. Только такой способ может способствовать открытию новых истин.

Дедукция Бэконом не отрицалась, но должна была использоваться вместе с индуктивными методами, которые, в свою очередь, могли быть:

  • Полными;
  • Неполными.

Полные индуктивные методы связаны с идеалом познания, то есть регулярной повторяемости того или иного свойства явления. Однако они используются достаточно редко, так как в окружающем мире нет почти ничего постоянного.

Неполные индуктивные методы предполагают построение выводов на основе частичного анализа эмпирических материалов. При этом не исключается вероятность характера сделанных выводов.

Философские методы Сократа

Сократ считается первым афинским мыслителем, отцом которого был обычный ремесленник, а матерью – повивальная бабка. В молодости Сократ участвовал в афинских войнах со Спартой, участвовал в качестве председателя в послевоенном суде, где крепко стоял на том, чтобы не спешить казнить всех спартанских стратегов (однако его не послушались).

Считается, что Сократ был не самым лучшим семьянином, так как не проявлял никакой заботы о своей жене и трех сыновьях. Основное время он посвящал различным спорам и проведению философских бесед, так как имел большое количество учеников (хотя и не брал ха это деньги).

В семидесятилетнем возрасте был обвинен в безбожии, отказался сбежать из тюрьмы (хотя подобная возможность предоставлялась) и выпил растительного яда, чтобы покончить с собой.

Что касается философского метода Сократа, то сам он называл его майевтикой. Данная методика заключалась в извлечении скрытого знания посредством правильных наводящих вопросов. Отдельное значение придавалось смыслу добродетели. Нравственные люди должны обладать добродетелью, а мораль совпадает со знанием.

В сущности, такую методику можно смело считать началом идеалистической диалектики, так как истина открывалась с помощью того, что раскрывались и впоследствии преодолевались противоречия. Сократовская «ирония» заключалась в том, чтобы привести собеседника к противоречию самому себе, из чего следовало его признание своего невежества.

Философские методы Канта

Иммануил Кант является великим немецким мыслителем и основателем классического философского учения немецкой школы, которая действовала на стыке просветительской и романтической эпохи. Он родился в достаточно бедной семье, а его отец был обычным ремесленником. С самой юности Иммануил проявлял особенную одаренность, сумел успешно окончить престижные учебные заведения и долгое время работал домашним преподавателем.

В 30 лет ему удалось разработать космогоническую гипотезу, предполагающую происхождение нашей галактики из туманности. Данная гипотеза является актуальной и по сегодняшний день. Тогда же Кант получил докторскую степень и на протяжении 40 лет учительствовал в университете. С 46 лет он начал писать свои знаменитые «критические» труды, немало внимания уделял политической философии.

Философская методика Канта связана с трансцендентальным мышлением, а целью такой методики является определение условий познания. Такие условия оказываются связанными с условиями суждения.

Само же сознание выполняет объективную роль и является необходимым. Причем эти суждения должны быть не аналитическими, а синтетическими, то есть, такими, которые выходят за границы понятий и связывают понятия с моментами, выходящими за его границы. Причем, такие суждения опираются не только на данные опыта, но и на результаты интуиции.

Сократическая беседа

Самым известным видом систематического обучения является обучение посредством постановки во время диалога наводящих вопросов, которые помогают находить истину. Этот вариант обучения и воспитания использовался древнегреческим философом Сократом, а потому был назван методом сократической беседы.

Подобное воспитание и обучение является противоположностью догматического подхода.

Сократ считал основной задачей наставника пробуждение глобальных душевных сил своих учеников. Его беседы были направлены на то, чтобы оказать помощь «самозарождению» в сознании воспитанников истины.

Беседа-диалог состояла из двух частей. На первом этапе образовательного процесса Сократ серией вопросов побуждал своих воспитанников находить истину. Ученик должен был увидеть и осознать проблему там, где ему до этого все казалось понятным и простым.

При раскрытии противоречий устранялось мнимое знание, а беспокойство, в которое вводился ум, вызывало мысль о поиске настоящей истины.

Вторая часть беседы стала называться «майевтикой». Это слово в буквальном смысле означает « повивальное искусство». Ученика с помощью правильно сформулированных вопросов приводили к осознанию положений, что являются истинными.

В процессе поиска истины наставник и ученик находятся в одинаковых условиях. В качестве одного из достоинств Сократа как учителя было его отталкивание из того, что ученик понимал свою ограниченность, что способствовало побуждению его к самостоятельному мыслительному процессу.

В настоящее время сократическую беседу активно используют в рамках постановки и решения проблем во многих учетных дисциплинах, а также при необходимости выбора конкретных решений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: