Развитие зрительной памяти онлайн
Что улучшает память? Игры на развитие зрительно-пространственной памяти (например, «Путь ниндзя») оттачивают способность запоминать расположение объектов (закрашенные клетки на поле) и требуют эффективной работы гиппокампа. Это прекрасная тренировка для мозга.
Развитие зрительной памяти онлайн – один из эффективных способов тренировки. это удобно: достаточно иметь хотя бы смартфон с Интернетом, что на сегодняшний день – уже не проблема
Тренировки на тренажерах для мозга онлайн – это доступный и увлекательный способ развивать не только зрительную память, но и другие её виды, а также внимание, восприятие и мышление. Возможность наблюдать динамику своих успехов, ощутимые перемены к лучшему, наглядная статистика, участие в турнирах, соревновательный дух превратят рутинные занятия в ежедневную увлекательную игру, очень полезную и результативную
Упражнения для развития разных видов памяти
Можно поиграть в игру для развития памяти и внимания, которая называется «найди отличия». Для этого в интернете существуют уже готовые картинки по этой тематике. Можно установить мобильное приложение, в которых разработчики внесли все возможные упражнения для тренировки мышления.
Для вас подарок! В свободном доступе до25 сентября
61 проверенный канал из закрытой подборки по поиску работы в IT
Гарантированно найдете выгодную работу за 1-2 дня
Гарантированно найдете выгодную работу за 1-2 дня
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Перейти
Скачать файл
Для слуховой
Есть такое упражнение, которое называется «10 слов». Напишите на бумаге такое количество слов, которые совершенно не имеют никакой смысловой цепочки, и попробуйте повторить их на память. Если вам это удалось, то их число можно увеличить.
Еще одно упражнение для развития памяти и внимания можно использовать по пути домой или на работу. Прослушивая музыку, остановите композицию в любом месте и постарайтесь воспроизвести у себя в голове ее продолжение. Хорошим результатом станет возможность в уме прокручивать и останавливать любимую песню.
Для двигательной
Для развития двигательных навыков существуют упражнения, при которых задействованы оба полушария головного мозга. Например, «круговые упражнения и постукивания». Здесь суть заключается в задействовании двух рук. Одной ладонью руки нужно совершать круговые движения по поверхности стола, а другой, сжатой в кулак – равномерно стучать по столешнице.
Объем зрительной памяти
Важнейшей интегральной характеристикой памяти является объем. Он дает возможность человеку запоминать, хранить материал в определенном количестве.
Если говорить о памяти, то ее показателем является число запечатленных ресурсов информации.
Какой объем зрительной памяти у детей?
Дети постарше имеют больший объем фотографической памяти. Ребенок дошкольного возраста запоминает около 7 предметов, изображений из 11-16, после того, как ему их показали всего один раз.
Тест на зрительную память
Объем фотографической памяти у ребенка определяется по специальному тесту. Детям показывают десять картинок с различными предметами, им нужно запомнить их. Не следует спешить. Каждую иллюстрацию показывайте в течение шести секунд. Потом попросите назвать предметы.
Следует обратить внимание на ошибки:
- Повторения детей
- Объекты, которые не показывали
- Сколько картинок помнят дети
Ребёнок запоминает картинки Затем опять покажите фото, которые они забыли, через десять минут попросите вспомнить, снова выявите ошибки. Спустя час попросите снова вспомнить изображения.
Результаты оценивайте по следующим параметрам:
- 8-10 фото — хороший результат
- 5-7 фото — удовлетворительный результат
- до 5 фото — неудовлетворительный результат
Объем зрительной памяти. От чего он зависит?
Как натренировать
Моторная память – навык приобретаемый с практикой. Чтобы закрепить ее, не требуется изощренных упражнений. Если вы хотите приобрести определённый навык — следует монотонно повторять одно и то же действие, стараясь, чтобы каждый раз он выполнялся одинаково правильно. При этом, отрабатывая навык, следует концентрироваться на информации или самом действии.
Также существуют общие упражнения для тренировки двигательной памяти. Возникает вопрос — для чего она нужна в повседневной жизни? Как оказалось, упражнения на двигательную память являются отличным спасением для тех, кто постоянно «витает в облаках» и пропускает мимо ушей важную информацию. При этом данные тренировки не занимают много времени и могут быть даже интересны.
1. Упражнение «гриб-поляна». Исходное положение: одна рука,
символизирующая гриб, выставлена вперёд и смотрит вверх, сжата в кулак.
Вторая рука — поляна, ладонь полностью прямая и находится прямо
под»грибом», то есть локтем второй руки. А далее следует резко поменять
руки — «поляна» становится «грибом», а «гриб» — «поляной». Плечи при
этом остаются в прежнем положении, работают только предплечья, кисти и
пальцы. Для лучшего результата темп упражнения можно ускорить.
2. Выставите руки на уровне лица и, словно держась за ручки двух больших колёс, начинайте вращать их в разные стороны по кругу — одно «колесо» на себя, второе — от себя. Поняв, что приноровились, следует поменять направления. Чем скорее научитесь менять их — тем лучше.
Существуют и другие способы развития двигательной памяти. Например, интересные упражнения даёт автор данного видео:
— Технике запоминания майндмэппинг (на основе карт мыслей)
— Техника запоминания Дворец памяти (на основе мнемоники)
— 15 полезных приложений, которые сделают из вас гения
11 сентября 2017
Виды памяти у человека
Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы личности, такие как мышление, например. Память бывает:
- Произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет)
- Непроизвольная – не заставляет.
Если молодой парень, который хочет заинтересовать девушку заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память. Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память — его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память.
Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти. Все что помниться дольше этого – долговременная. Развитие памяти у взрослых имеет свои особенности, а теперь вернемся к развитию памяти детей и отметим некоторые особенности этого развития.
Зрительная память, запоминание
Считается, что люди запоминают всего лишь «фотографию». Эта картинка дополняется множеством различной информации, полученной с других чувствительных рецепторов.
По сути, запоминание — это запечатление, дальнейшее сохранение полученной информации. По динамике протекания данного явления имеется два вида памяти: непреднамеренное запоминание, преднамеренное.
- При преднамеренном существует поставленная цель — запомнить, для этой зрительной памяти используются искусственные методы запоминания.
- Непреднамеренное запоминание происходит без поставленной цели, без различных приемов, без особых усилий.
Как проходит визуальное запоминание образов в памяти? Использование фотографической памяти дает человеку сохранить множество воспоминаний. Однако трудно запоминать информацию из большого количества слов, которые невозможно запомнить на слух. Вспомнить этот текст значительно проще по целостному образу (картинке).
Запоминание — один из важных процессов в памяти
10 полезных упражнений
Если уже браться за тренировку зрительной памяти, нужно делать это, применяя красочные наглядные пособия, подключать элементы игры.
В начале занятия объясните ребенку, что ему придется делать, например, запоминать показанные предметы или рисунки, а потом с закрытыми глазами стараться представить их образы.
Орнамент
Можно придумать историю о найденном кладе, в котором есть всякие красивые украшения. Из бусинок, пуговиц создать орнамент. Ребенок запоминает его в течение 15 секунд. После этого выкладывает орнамент самостоятельно. Сложность можно постепенно повышать, меняя элементы орнамента.
Разноцветные карточки
Для начала выложите в ряд карточки разного цвета. Ребенок смотрит на карточки секунд 15, потом их переворачивают, а ученик устно называет цвета. После можно добавлять карточки с оттенками цветов.
«Геометрический» парк
Предложить пофантазировать, что есть волшебный парк, в котором кроны деревьев представляют собой геометрические фигуры. Ребенок получает карточку с изображением трех таких «деревьев». В течение 15 секунд запоминает объекты, после чего рисует «дерево», которое было посередине.
Что изменилось
Разложите на столе от пяти до восьми разных фигурок, дайте ребенку на них посмотреть 15 секунд. Потом ребенок отворачивается, а вы тем временем убираете или добавляете, или переставляете предметы. Когда он повернется, спросите, что изменилось?
Занимаемся на прогулке
Во время прогулки обращайте внимание ребенка на яркие предметы, например, рекламные щиты, вывески магазинов, а также на прохожих с запоминающейся внешностью или какими-то элементами (к примеру, в яркой одежде, с бородой, с необычной сумкой). Придя домой, предложите малышу нарисовать то, что он запомнил, или рассказать об этом как можно более подробно, в деталях
Найди 10 отличий
Для самых маленьких хорошей тренировкой будет искать отличия на ярких картинках с интересными персонажами.
Спички
Разложите на столе спички в произвольном порядке (можно начинать с трех). Ребенок смотрит на них несколько секунд, после этого спички накрывают листком, а ваш ученик самостоятельно выкладывает композицию.
Таблицы Шульте
В таблице в хаотичном порядке вписаны цифры, например, до 25-ти. Упражнение заключается в том, чтобы как можно быстрее отыскать цифры по порядку. В то время, когда ученик занят поиском цифр, зрение охватывает сразу несколько ячеек одновременно
Таким образом, тренируется внимание, наблюдательность, боковое зрение
Шкатулочка
Это упражнение подойдет для малышей. Можно взять шкатулку, у которой есть несколько выдвижных ящичков. Или склеить для этой цели спичечные коробки, красиво оформить, например, в стиле «декупаж». Положить в один из ящичков маленький предмет, чтобы ребенок это видел. Потом на некоторое время шкатулочку убираете. После показываете ребенку вновь и предлагаете открыть тот ящичек, где, по его мнению, спрятан предмет.
Вспоминаем предметы
В течение 5-10 минут ребенок пристально смотрит на окружающие его объекты. Это могут быть предметы в его комнате, или красивый вид за окном, либо что-то другое. Затем закрывает глаза и старается представить увиденное в мельчайших подробностях. Можно даже зарисовать. Постепенно время наблюдения за объектом уменьшается.
Что такое рабочая память
Рабочая память — это одна из исполнительных функций мозга. Это способность удерживать новую информацию, чтобы использовать ее в различных целях. Рабочая память позволяет нам держать информацию, не теряясь в том, что мы делаем.
Детям необходима эта способность для хорошей учебы. Представьте следующее:
Учитель по математике просит класс сложить в уме 21 и 13, а потом вычесть из суммы 6.
Рабочая память помогает Вашему ребенку визуализировать числа и удерживать их в голове. Она также позволяет ему запомнить сумму 21 и 13, чтобы потом вычесть из нее 6.
Возможно, Ваш ребенок не вспомнит эти числа на следующем уроке или даже 10 минут спустя, и это нормально. Рабочая память выполнила свою краткую работу и позволила ребенку справиться с текущим заданием.
Что такое память и запоминание?
свою собственную память:
Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:
1
Запоминание– процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала
Запоминание – очень важный процесс, развитию которого будет уделено ключевое внимание в нашем курсе. Однако этот процесс не является единственным.
2
Хранение– процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации
Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека. Кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.
3
Воспроизведение– это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.
Также можно выделить забывание. Оно тоже является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы тоже узнаете из этого курса.
Что такое двигательная память?
Двигательная память представляет собой запоминание определенных движений. Если быть более точным, то мозг запоминает длительность, амплитуду, скорость или же направление движения. Такие характеристики позволяют каждый день выполнять привычные действия и не обращать даже на них внимания.
Память такого типа позволяет оптимизировать процессы мышления и освободить дополнительное место, куда будут поступать новые задачи. Мозг определяет последовательность движений во время выполнения того или иного действия, затем направляет сигнал к рукам и ногам. За счет этого не приходится тратить время еще и на рутинную работу. В организме все очень тщательно продумано. Без двигательной памяти жить было бы очень сложно, ведь нужно было бы каждый раз думать о последовательности движений перед тем, как что-то сделать. И это касается даже самых примитивных действий.
При этом все процессы выполнялись бы в несколько раз медленнее, ведь двигательная память работает за счет подсознания. К примеру, если человек выполнит несколько раз какую-то определенную работу, то в дальнейшем скорость повторения процесса будет только увеличиваться. Стоит отметить, что основные навыки человек получает еще будучи ребенком. Действия, полученные в детстве, будут сохраняться на протяжении всей жизни и выполняться машинально.
Как улучшить память
В случае ухудшения
Для начала определимся, из-за чего память может начать ухудшаться. Вот основные причины:
- стресс;
- хронические недосып и усталость;
- вредные привычки;
- дефицит витаминов;
- травмы головы;
- заболевания сердечно-сосудистой системы и внутренних органов;
- инфекционные заболевания;
- нарушение обмена веществ;
- применение стимуляторов.
Можно сделать простейший вывод, что для улучшения и сохранения функций памяти нужно минимизировать возможность появления всех этих причин. То есть, достаточно соблюдать режим дня, полноценно и регулярно питаться, избавиться или максимально снизить потребление алкоголя, никотина и т. п., а также регулярно проходить медицинские осмотры для своевременного обнаружения возможных заболеваний.
В повседневной жизни
Если же каких-то конкретных проблем с памятью нет, но есть желание улучшить ее способности в целом, помимо профилактики всех предыдущих причин, можно сделать следующее:
Как тренировать зрительную память дошколят?
После проведенного обследования родителям будет несложно оценить уровень зрительного восприятия у дошколенка и подобрать развивающие игры или упражнения для домашних занятий. Главное, они должны помнить об особенностях проведения упражнений для развития ребенка:
- Задания должны соответствовать уровню развития, сложность их нарастает постепенно.
- Учитывается недостаточная произвольность действий ребенка, поэтому при тренировке необходимо заинтересовать его игровыми приемами, соревновательными моментами, призами.
- Задания должны быть понятны детям, для этого инструкции даются простым, доступным языком.
- Для получения лучшего результата при тренировке зрительной памяти необходимо задействовать слуховые ощущения, моторно-двигательные навыки.
Как развить логическую память
Логическая память предполагает предварительную работу мышления
Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное, установить связи, представить общую картину и познать суть
<<Форма демодоступа>>
Анализ
Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».
Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.
Синтез
Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.
Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.
Поиск связей
Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.
С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти.
Познание сути
Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше. Для этого:
- Изучите историю вопроса.
- Попытайтесь связать новую тему с той, что вам близка.
- Задействуйте эмоции. Например, изучая геоцентризм, попробуйте представить, что чувствовал Джордано Бруно, когда его вели к костру.
- Прочтите биографии людей, связанных с темой изучения.
- Читайте новости по теме, выписывайте цитаты экспертов.
Объем зрительной памяти
Объем зрительной памяти – важный показатель, от которого зависит возможность сохранения того или иного количества запечатленной информации. Для определения объёма кратковременной и оперативной памяти существует и такая методика: ребенку поочередно предлагают изучить два рисунка, которые представляют собой произвольно расположенные ломаные линии, состоящие из 9 отрезков.
После запоминания каждого из этих двух рисунков ребенку предлагается трафаретная рамка, на которой он должен максимально точно отобразить по памяти линии, изображённые на каждом из рисунков. На основании двух опытов определяется среднее количество правильно воспроизведенных по памяти линий.
Этот показатель принимается за объём зрительной памяти. Под правильным воспроизведением при этом понимается отклонение от исходного рисунка по длине не более чем на одну клетку в каждой линии, при сохранении правильного угла наклона.
Оперативная зрительная память показывает, как долго человек может сохранять и использовать нужную для решения задачи информацию. Показатели оперативной зрительной памяти ребёнка определяются, например, при помощи следующего теста: ребенку предлагается в течение 15 секунд рассматривать карточки в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. Затем ребёнок получает матрицу из 24 разных треугольников (4 карточки по 6 треугольников в каждой) и найти среди них те, которые запоминал на шести карточках изначально. Разделив количество времени, потребовавшегося на решение (в минутах), на количество ошибок и прибавив единицу, получим искомое значение – показатель развитости зрительной оперативной памяти.
Как происходит развитие крупной моторики?
Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.
Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.
Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.
Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!
Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.
Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.
После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.
Виды памяти в зависимости от того, что мы запоминаем
Люди сталкиваются с самой разной информацией, которая оказывается в мозге разными путями. Специалисты выделяют формы запоминания исходя из того, какие процессы психики были задействованы.
Образная память
Наибольший объем имеет отдел памяти, который должен хранить образы, полученные с помощью органов чувств.
Зрение обеспечивает визуальную информацию, в т.ч. и в виде напечатанного текста. Речь людей, звуки природы, музыка проходят через слуховой канал. Тактильные ощущения человек получает посредством осязания, запахи — обоняния и т. д.
Картины происходящего вокруг поступают в мозг человека непосредственно после рождения, чему способствует образная память. Некоторые люди обладают особенным видом запоминания, благодаря которому могут детально воспроизвести то, что увидели, услышали или почувствовали.
Моторная или двигательная память
Эта способность была свойственна людям еще на заре эволюции. Человек часто не осознает, насколько важен для него моторный вид памяти. Благодаря ему он может не только заниматься спортом, танцевать, но и выполнять более простые действия, например делать записи в блокноте, наливать воду и пр.
Эмоциональная память
Часто человек мало придает значения воспроизведению чувств или эмоций. Однако без этого процесса жизнь людей утратила бы смысл. Эмоциональная память всегда связана с ассоциациями, т. е. воспоминание происходит при полном или частичном повторении того или иного события. Иногда, чтобы возникли эмоции, хватает одной детали. Однако в воспоминаниях они будут выражены менее интенсивно, чем в момент их получения.
Сведения, имеющие эмоциональную окраску, всегда запоминаются лучше.
Словесно-логическая память
Словесно-логический вид свойственен только человеку. Даже если животное запоминает какие-то слова, то только как звуковые сочетания, которые связаны с образом зрительного, слухового или обонятельного характера. Человеку же присущ процесс осмысления.
Наилучшим образом запоминание идет в процессе восприятия текста, а не отдельных слов. Логическая память относится к самым молодым видам психических процессов. Она требует осознанности, развить которую можно только целенаправленно.
Диагностика
Чтобы узнать, хорошая у вас или плохая зрительная память, проводится специальная диагностика в виде теста. Испытуемому предъявляются несколько картинок, которые он должен запомнить и потом описать. Количество иллюстраций и их сложность зависит от возраста.
Диагностика ЗП у маленьких
Тест для старших дошкольников и начальной школы «10 картинок».
Задача: оценить уровень развития ЗП у ребёнка 6-9 лет.
Оборудование: 10 иллюстраций. Они могут быть оформлены в виде книжки-блокнота или все 10 размещаться на одном листе.
Иллюстрации:
- Гриб.
- Флажок.
- Бабочка.
- Мяч.
- Снежинка.
- Зонтик.
- Рыбка.
- Цветок.
- Солнышко.
- Машина.
Один из вариантов иллюстраций для проверки зрительной памяти у детей
Инструкция:
- Поставить перед ребёнком задачу — запомнить как можно больше картинок.
- Показать иллюстрации. Если они размещены на одном листе, дать секунд 15 на их изучение. Если в виде книжки — 25.
- Убрать картинки из его поля зрения.
- Попросить назвать то, что на них было изображено. Малышей можно попросить нарисовать по памяти.
Оценивание результатов:
- высокий уровень развития ЗП — 8-10 картинок;
- средний — 4-7;
- низкий — 3 и меньше.
Диагностика ЗП у взрослых
Тест для подростков и взрослых «Двухсерийные иллюстрации».
Задача: исследование зрительной памяти, оценка её уровня у людей старше 13 лет.
Оборудование: две серии иллюстраций. Каждая включает 30 картинок с различными предметами (не сюжетные). Они должны быть соединены скрепками по типу перекидного календаря или блокнота.
Инструкция:
- Поставить задачу — запомнить как можно больше иллюстраций.
- Перелистывать блокнот, задерживаясь на каждой картинке не более 2 секунд.
- Когда картинки первой серии закончатся, через 10 секунд попросить испытуемого назвать те предметы, которые он смог запомнить. Ответы фиксируются. Последовательность не имеет значения, главное — количество воспроизведённой информации.
- Иллюстрации второй серии демонстрируются точно так же, но на следующий день.
Проверка и оценивание результатов: высчитывается среднее количество запомнившихся картинок за 2 дня, и определяется уровень развития ЗП:
- хорошая зрительная память — 18-30 картинок;
- средняя — 11-17 картинок;
- плохая — меньше 10.
Для того, чтобы узнать уровень развития ЗП у самого себя, можно пройти многочисленные онлайн-тестирования. Если у ребёнка — желательно обратиться к психологу. При не слишком хороших результатах нужно задаться целью максимально развить зрительную память.
https://youtube.com/watch?v=YlQXDZ8aw5I
Моторная память: что такое и как натренировать
Многие люди, особенно с течением лет, сталкивались с неприятной ситуацией, когда крайне важная информация просто исчезала из головы. Оправдывать это можно по-разному: подростковые изменения, старческий склероз, плохая память от природы – однако есть в человеческом мозгу особые методы запоминания, не подверженные влиянию времени. К таким относится моторная (или двигательная) память.
Развитая моторная память крайне важна для спортсменов и танцоров, но также актуальна и для запоминания информации. За формирование этой памяти в человеческом мозгу отвечает область, носящая название «ретикулярная активирующая система». Яркий пример развитой двигательной памяти – секретарь, быстро набирающий текст на клавиатуре
Кстати, любопытно, что во время «слепой» печати такой секретарь обычно концентрирует свое внимание именно на информации, а не на клавишах, на которые нажимает. К тому же ученые утверждают, а опыт подтверждает, что когда мы записываем лекции, то чаще всего стараемся перефразировать материал, т.е
вовлекаемся в учебный процесс больше и глубже, а двигательная память работает сама по себе… Мистика, верно?
Виды памяти
Память – это психический процесс сохранения и воспроизведения прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию не теряя при этом прежних знаний и умений. Она позволяет человеку расширять свои познавательные способности. Для того чтобы таких знаний было больше, этот психологический процесс нужно развивать. Для начала стоит определить, какой вид памяти у вас лучше «прокачан». Различают 4 вида данной когнитивной способности:
- Слуховая – позволяет человеку понять смысл информации и быстро ее обработать.
- Зрительная – благодаря ей можно получать и сохранять визуальные образы и в последующем воспроизводить их в своем сознании.
- Двигательная – с ее помощью человек может фиксировать и воспроизводить движения, формируя навыки.
- Комплексная – память, которая объединяет в себе вышеперечисленные навыки.
Виды памяти
В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения полученной информации память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную.
Долговременная память – это способность воспроизводить информацию на протяжении всей жизни, например, где мы родились, какую школу закончили и так далее. В памяти постоянно идет обращение к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Если сказать проще, то человеку не нужно заучивать то, что он хорошо знает.
Кратковременная память нужна нам для того, чтобы не заполнять мозг не нужной информацией. Например, код подтверждения, присланный в смс для регистрации на сайте, вам больше никогда не пригодится, да и вряд ли вы его вспомните через несколько часов.
Под оперативной памятью понимают запоминание, которое нужно для определенных ситуаций. Человек может держать в голове информацию, которая ему необходима для выполнения настоящей работы. Когда данные становятся неактуальными, то мозг их стирает, освобождая место для новых событий.
Где находит применение
Как развить чувство юмора — что это такое и как оно проявляется
Самый первый кандидат из списка, кому может пригодиться ЗП, – это человек, связанный с изобразительным искусством. Художники и скульпторы могут по памяти нарисовать портрет или изваять его из глины.
Краткий перечень профессий, где многое значит хорошая ЗП, следующий:
- Военнослужащие: разведчики, сапёры, минёры, снайперы – есть необходимость запоминать местность, расположение предметов и примечать любое изменение в обстановке;
- Полицейские, детективы, охранники – нужна обязательная память на лица для распознавания и идентификации личности;
- Водители автотранспорта – должны запоминать маршрут и дорожную картину в целом;
- Лесничие, егеря и охотники – обязаны уметь ориентироваться в лесу, различать животных одной породы, отличать деревья одно от другого.
Кондуктор и пассажир
Зачем нужна мнемотехника для детей
До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания.
<<Форма демодоступа>>
Регулярные занятия мнемотехникой развивают:
- память и внимательность,
- речь и словарный запас,
- фантазию и творческие способности.
Овладев искусством ассоциативного запоминания, ребёнок сможет не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.