В античности
В древнегреческой мифологии Зевс, проглотив свою первую супругу Метиду, олицетворявшую мудрость (приняв, таким образом, её, Метиду, в себя), получал от неё возвещения добра и зла — «что зло и что благо».
В Элладе слово «софос» мудрец было связано с ремеслом, практическим уменьем — слово «мудрый» (умеющий что-либо сделать) употреблялось подобно слову «умный», — указывает проф. М. И. Шахнович.
Античные философы уделяли большое значение мудрости: само слово «философия» (др.-греч. φιλοσοφία) означало «любовь к мудрости».
Эллины считали мудрость высшим благом: «Мудрому человеку вся земля открыта».
Эпикур считал, что мудрость, как результат изучения философии, исцеляет от душевных страданий. «Он, кто впервые нашел ту основу разумную жизни. Что называем теперь мы мудростью», — пишет Лукреций, О природе вещей, V.
В римской мифологии олицетворением мудрости была Минерва (позднее отождествлена с греческой Афиной). Этруски почитали её в том числе как покровительницу полезных открытий и изобретений. Главное празднество в честь Минервы — Квинкватрии, проводимые с 19 по 24 марта, — было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение — minerval.
Символом Минервы была сова, которую считали символом мудрости, поскольку эта птица способна видеть в темноте.
Мудрость вовсе не основана на личном опыте
На самом деле это весьма распространенное представление о мудрости оказалось не более чем мифом. Да, в нашем обществе действительно бытует мнение о том, что якобы истинную мудрость можно обрести лишь вместе с жизненным опытом и только спустя годы — одним словом, что мудрыми могут быть лишь многое повидавшие старики. Однако на самом деле между длительностью жизни, прожитой тем или иным человеком, и его мудростью вовсе нет прямой и крепкой связи. С прожитыми годами люди вовсе не обязательно становятся мудрее.
Более того, ученые, занимающиеся исследованиями в области психологии и социологии, до сих пор не могут определить, какие именно социальные, эмоциональные и когнитивные процессы превращают опыт в настоящую мудрость. По-видимому, на то, сможет ли человек «переплавить» свой жизненный опыт в мудрость, влияет множество других факторов, в том числе и то, способен ли этот человек учиться на этом самом опыте. Да, если у вас есть эта способность, то с каждым прожитым годом вы действительно будете становиться мудрее… Но она есть далеко не у всех.
Любимые книги Стива Джобса
Говоря о цитатах Стива Джобса про учебу, нельзя упустить тему книг. Почти все приведенные ниже произведения о том, как человек проходит через трудности и препятствия, чтобы изменить мир или самого себя. Либо он меняет сразу и мир, и себя.
Рекомендуемый список литературы от Стива Джобса:
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».
Книга о том, что весь мир держится на талантливых творцах-одиночках. Без их творчества все просто рухнет, ведь некому будет держать небо на плечах.
Герман Мелвилл «Моби Дик».
Здесь рассказывается о капитане по фамилии Ахав, который одержим желанием отомстить гигантскому белому киту Моби Дику. Кит прославился как убийца китобоев и в предыдущем плавании уничтожил корабль Ахава и оставил его без ноги.
Произведение об отчаянной борьбе человека с государством, которое делает все возможное, чтобы держать под контролем поведение и мысли своих граждан.
Клейтон Кристенсен «Дилемма инноватора».
Автор рассказывает о том, что технологии сошли с пути постепенного развития и теперь регулярно подвергаются «сбоям». Последние приносят пользу небольшим, но шустрым компаниям.
Рам Дасс «Будь здесь и сейчас».
В книге описана духовная трансформация автора, которую он пережил при помощи йоги.
Сюнрю Судзуки «Сознание дзен, сознание начинающего».
Перед нами работа практике медитации дзэн, которая признана одной из наиболее значительных. С ее помощью Джобс концентрировался в самые непростые моменты своей карьеры.
Парамахамса Йогананда «Автобиография йога».
Книга написана йогином Парамаханса Йоганандой в 1946 году – именно с ее помощью в западные страны пришли незнакомые им ранее медитация и йога.
Фрэнсис Лаппе «Диета для маленькой планеты».
Здесь содержатся правила здорового питания и большой выбор рецептов, обеспечивающих организм большим количеством белка без использования мяса.
Джеффри Мур «Внутри торнадо».
Это практически дорожная карта маркетологов, которые стремятся привлекать клиентов.
Эндрю Гроув «Выживают только параноики».
Данную книгу считают практически лучшей среди тех, где рассказывается «Как я это сделал, и вы тоже можете». Ее автор – успешный генеральный директор. Подход Гроува отличается тем, что он проводит глубокий анализ как своих побед, так и промахов.
Хранилища информации
Если за ум и интеллект отвечает наше сознание, то разум — область не проявленной реальности бессознательного мира (рис.1).
Рис. 1. Расположение и распространение ума, интеллекта и разума
Человек как космическое существо подключен к двум хранилищам информации. Одно — это наш обычный человеческий мозг, а второе это гигантский мозг вселенной. Его называют по разному: коллективное бессознательное, космический разум, Хроники Акаши и тп. Так вот, наш первый физический мозг регулирует процессы умственной деятельности, интеллекта, памяти, сознания, а мозг вселенной регулирует и наполняет информацией наш Разум. Только представьте какой это колоссальный опыт целых поколений и цивилизаций, скопленный в этой вселенской библиотеке. И все эти знания доступны нам, если правильно научиться их добывать и использовать.
Интеллект и ум. В чем отличие?
Между интеллектуалом, который делает научную революцию, и видящим последствия смены власти умным человеком есть существенная разница.
Первый обладает абстрактным интеллектом, может мыслить нестандартно. Второй вообще не должен знать что такое абстрактный интеллект и может быть самой обычной личностью. Но при этом он обладает долгосрочным мышлением, и по праву считается умным.
А вы замечали, что интеллект и ум – не одно и то же? Делитесь своими впечатлениями об этом.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
Знание (информация)
Знание состоит из обладания набором фактов, данных, информации о теме, событии, человеке – в действительности, обо всем, чему можно научиться или выучить. Знание может быть приобретено за определенный период времени в момент исследования, изучения, расследования, наблюдения или проверки информации. Наилучшим образом знание можно описать или определить как понимание и осознание принципов и фактов, обычно в отношении конкретного предмета.
Человек, располагающий информацией, как правило, считается обладающим более высоким знанием «истины» – данных или информации – особенно информации, относящейся к конкретному предмету, и это считается логичным, доказанным и так называемым «окончательным».
Функции ума
Ум не только получает исчерпывающую информацию о мире вокруг, он также способен отклонять или принимать ее по надобности.
Ум и разум! (очень интересный фильм)
https://youtube.com/watch?v=I8MKY8BuVfE
В основном, приятные вещи вроде еды, сна, алкоголя он воспринимает хорошо. Но то, что уму отвратительно (к примеру, сбалансированное питание), он не будет иметь в виду.
Важно, что конкретно такая его работа говорит об искаженности понимания, которое сегодня является нормой.
Дополнительные функции ума, которые до недавнего времени считались ключевым, — это ощущать, желать и думать. Сейчас можно сказать про то, что ум работает лишь по одной системе, предполагающей регулярно чего-то желать и хотеть.
Мышление
Мышление – один из когнитивных процессов. Речь идет, в основном, о работе с информацией, идеями, концепциями. Мышление позволяет человеку находить корреляции, решать проблемы.
Функции мышления:
- формирование концепций;
- распознавание и поиск отношений;
- решение проблем;
- создание чего-то нового.
Результатом является новая информация, опыт, знания.
Свойства
В отношении мышления различаются несколько свойств:
- Конвергенция. Возможность придерживаться определенной темы, идти по линии логического контекста.
- Дивергенция. Также называется художественным, творческим мышлением, характеризуется широким спектром возможностей.
- Мировоззрение. Определяет, насколько широкие знания и проблемы человек может включить или решить в мышлении.
- Глубина. Определяет, насколько человек может вдаваться в детали проблемы (например, посредством анализа).
- Точность (надежность). Определяет, насколько логичны, практичны, правильны идеи.
- Независимость. Способность решать проблемы может быть более или менее обусловлена помощью других людей.
- Гибкость. Способность оторваться от мыслительных стереотипов, находить наиболее эффективное решение данной проблемы (например, преодоление функциональной фиксации).
- Критичность. Способность провести критический анализ отдельных знаний, процесса решения проблемы.
Типы
Мышление делится на несколько типов по различным параметрам.
Конкретное VS Показательное VS Абстрактное:
- Конкретное – непосредственно относится к практическим предметам, человек думает, что он сделает. Этот вариант непрактичен, длителен, утомителен.
- Показательное – прежде чем начать что-то делать, человек представляет, как это будет происходить. Этот вариант более практичный и быстрый.
- Абстрактное – человек не представляет никакие предметы, думает абстрактно. Так, например, решаются математические уравнения.
Аналитическое VS Синтетическое:
- Аналитическое – анализирует целую вещь, делит ее на более мелкие части, которые снова анализирует.
- Синтетические – объединение знаний и фактов в одну концепцию.
На практике часто используются оба типа.
Конвергентное VS Дивергентное:
- Конвергентное – поиск одного правильного решения.
- Дивергентное – поиск всех возможных вариантов решений.
Ввиду сходства этих типов, они также часто применяются вместе – сначала дивергентное мышление, затем – конвергентное.
Рассуждение
Это процесс мышления, в котором выводы основаны на информации.
Способы рассуждения:
- Дедукция – вычитание выводов для конкретного случая из общих правил (из множества определяется один). Пример: Сократ – это человек → человек смертен → Сократ смертен. Дедукция никогда не приносит никакой новой информации.
- Индукция – идет в обратном направлении, чем дедукция – от одного к множеству. Речь идет об установлении общих правил на основании конкретных случаев. Пример: у Петра есть машина → у Александра есть машина → у всех мужчин есть машины. Индуктивные суждения всегда применяются только с определенной вероятностью, никогда не со 100%. Все научные теории основаны на индуктивном суждении.
Мыслительная операция и решение проблем
Мыслительные операции – это целенаправленное умственное манипулирование психическим содержанием, направленное на решение, как теоретических, так и практических проблем.
Мыслительные операции делятся на 2 категории:
- Логические операции – регулируются точными правилами, которые не следует нарушать. В процессе решения проблемы человек следует алгоритму (точно так же, как компьютер). Решение – верное и точное. Однако в повседневной жизни это непрактичный и длительный путь.
- Эвристические операции – сокращенная практика мышления, приводящая к результатам без индивидуального рассмотрения всех вариантов и альтернативных подходов. Результаты оцениваются с точки зрения подходящих/неподходящих. Этот вариант чрезвычайно быстрый и эффективный по сравнению с предыдущим, но он также обременен высоким процентом ошибок.
Что такое ум? Функции ума
Для определения правильного способа взаимодействовать со своим умом важно определить как то, чем он является, так и то, какие функции он в себе несёт. Определив это, станет очевидно как можно задействовать активность ума в правильном направлении
Ум – это элемент психики, который отвечает за восприятие, оценку, мышление и психоэмоциональную сферу.
Главным свойством ума является постоянное стремление к наслаждению и избегание страданий. Ум делит все на хорошее и плохое. Хорошее приносит наслаждение и избавляет от страданий. Плохое наоборот приносит страдания и лишает возможности наслаждаться.
5 основных функций ума
- восприятие
- оценка
- мышление
- психоэмоциональная сфера
- память
Восприятие – это процесс взаимодействия чувств (осязания, обоняния и т.д.) с окружающим миром. Ум воспринимает не объекты внешнего мира, а ощущения, которые исходят из восприятия. Ум воспринимает ощущения, которые превращаются в впечатления. Приятные ощущения создаются хорошие впечатления, неприятные – плохие.
Оценка – это способность ума придавать воспринимаемому предмету определенные параметры, качества и свойства, исходя из которых становится возможно взаимодействовать с предметом. В основном, ум оценивает большинство предметов на три группы
- способные принести наслаждение
- способные принести страдания
- неспособные принести ни того, ни другого.
В зависимости от того, как был расценен предмет, ум автоматически будет желать или избегать данный предмет. В результате возникают такие феномены восприятия как принятие и отторжение. Это работает всегда и на достаточно глубоком, почти бессознательном уровне.
Мышление – это постоянный поток мыслей, образов и внутренней речи. Мышление может затрагивать образы которые не существуют, это будет воображением, или образы которые были в прошлом – это воспоминания. Также, мышление может анализировать происходящее здесь и сейчас. В ходе мышления ум воспринимает различные объекты, что порождает как побуждение к действию, так и совокупность впечатлений. Например, если человек вспоминает о чем-то хорошем, то он будет побужден повторить действие, которое привело его к позитивным эмоциям.
Психоэмоцильная сфера – это совокупность эмоций, настроений, впечатлений, опыта и прочих факторов, которые могут создать положительный или отрицательный психологический фон. Именно ум создает и регулирует психоэмоциональную сферу. Именно в зависимости от его состояния, одна и та же ситуация будет восприниматься по-разному. Поход к друзьям в хорошем настроении дело приятное, в состоянии печальном – неприятное.
Хорошее состояние этой сферы будет проявляться в положительных состояниях и настроениях:
- радости
- счастье
- удовлетворенности
- бодрости
- интересу
- веселью
Плохое состояние, наоборот, повлечет за собой частые сбои, перемены и негативные состояния:
- апатия
- лень
- печаль
- депрессия
- неудовлетворенность
- инерция
Эмоции всегда возникают в уме как реакция на впечатление. Мы можем получить приятное впечатление от вкусной пищи и испытывать от этого положительные эмоции, или можем получить неприятные впечатления от общения и эмоциональный фон станет негативным. Впечатления являются причиной эмоций, но ум может черпать впечатления из прошлых воспоминаний или предвещая какие-либо события. А желания и страхи являются двигателями, которые направляют человека совершать деятельность или общаться, чтобы получить впечатлений. В зависимости от желаний и страхов рождаются стремления, которые обуславливают жизнь в определенный образ, подводя к необходимости достигать желаемого и необходимого, а также избегать неприятного и вызывающего страх.
Память – это способность сохранять и воспроизводить воспоминания, знания и впечатления. Память ума – это способность воспроизводить впечатлений, концентрироваться на них и удерживать в сознании. Ум важен для памяти также и тем, что память намного легче формируется относительно предметов и событий, которые важны, интересны или носят эмоциональный характер для человека. Структурированная память знаний и представлений – это память разума.
Чем отличаются?
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
- Вы знаете, что человек обманывает вас, прямо сейчас он лжет, глядя вам в глаза. А еще он предал вас, но думает, что вы об этом не знаете. Ваш опыт и знания, связываясь с чувствами, подсказывают, что прямо сейчас нужно все высказать негодяю, накричать на него, ударить или организовать вкусную и сладкую месть. Однако разум берет контроль над ситуацией и говорит вам, что это неправильно, а, возможно, опасно для вас же. Разумнее будет не иметь больше с этим человеком никаких дел, спокойным тоном сказать, что вы знаете о предательстве и попрощаться.
-
Мужчина влюблен в девушку друга. Он уверен, что и она испытывает к нему симпатию. К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Его опыт и знания, а также чувства предлагают броситься в омут с головой, то есть предать друга и быть с этой девушкой. Однако разумом он понимает, что это неправильно, низко, подло.
- Пример из сферы этических дилемм. У человека болеет домашнее животное, врачи говорят, что шансов нет – гуманнее усыпить, чтобы не мучилось. Это противоречит всем убеждениям человека: нужно бороться до конца, друзей не бросают, никого нельзя убивать, нельзя предательств и т.д. Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
Кстати, и для ветеринаров это непростое решение: признать, что несмотря на все свои знания, ты не можешь помочь животному и вынужден предложить только единственный вариант.
- Мужчина хочет ребенка, а женщина нет. Они понимают, что, оставляя все как есть, делают несчастным его, да и в отношениях сохраняется напряжение, накапливается недовольство, обиды. А если женщина родит, потому что физически может, но психологически не хочет, то это сделает несчастной ее, его и ребенка. Единственный разумный вариант – разойтись, даже если вы отлично понимаете друг друга, и найти тех людей, которые закроют все актуальные потребности.
- Человек хочет избавиться от вредной привычки – пить при любых трудностях. И вот он снова столкнулся с неприятностями, по уже отточенному сценарию хочет забыться в бутылке, но разум говорит ему, что правильнее будет подавить конкретно это желание и подумать над его истинными причинами, найти другой метод преодоления трудностей.
Каково же главное отличие ума от разума? Первый принимает информацию, второй рассуждает на эту тему. Ум и разум – это разные вещи.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Известные умнейшие люди
В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед… Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.
Стивен Хокинг — невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.
Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта — 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.
Еще один известный математик-вундеркинд — Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ — 230.
Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.
Способы мышления
Человек способен производить как эмоциональное, так и логическое мышление. Второе как раз используется в создании науки, техники.
Эмоциональное же задействуется в решении сложных задач, которые не поддаются алгоритмическому размышлению. Оно также способствует принятию решений, выбору поступка, поведения.
Разум и личность человека невозможно сформировать, желая конкретного результата. Каждый встречается с разными людьми, слышит от них информацию, и по частице выбирая из нее, складывает собственное мнение, знания. Даже чужие поступки формируют у человека личность. Этим и отличается внешний и внутренний удивительный мир, который создан благодаря разуму человека.
Что влияет на ход мысли. Выбор
Люди думают, что сами о чем-то думают. Это неправда. Обычно причина наших мыслей — возникшая ситуация, и именно она определяет ход наших мыслей.
Каждый человек имеет склонность или тягу к какой-то профессии, но ситуация заставляет работать по другой профессии, потому что там больше платят или по другой причине.
Как реклама заставляет нас делать выбор? Например, нам рассказывают о достоинствах нового телефона, о его дизайне, дополнительных опциях, престижности этого телефона.
То есть накручивают его ценность в наших глазах, и когда ценность телефона доходит определенной черты, мы покупаем его. Наш статус повышается с таким крутым телефоном. Но нужен ли нам такой телефон, ведь многими функциями мы не пользуемся.
Другими словами, многие ценности не настоящие, а почувствовать наши истинные желания у нас нет времени. Необходимо выйти из ситуации и разобраться в том, что мы хотим на самом деле. Если вы сами не решите, что вы хотите, то это сделают за вас.
Ум
Ум отличается от мудрости тем, что ум изначально не имеет морали и нравственности. Цель для ума — это абсолютная ценность, мораль и нравственность. Ум просто решает поставленную задачу. Ум не задумывается о последствиях, главное — это достижение цели.
Предназначение ума — облегчение нашей жизни, особенно, когда некогда думать, благодаря имеющимся шаблонам и стереотипам мышления. То есть ум — это набор способов для решений некоторых задач.
ActionTeaser.ru — тизерная реклама Ум — это навык быстрого решения известных задач. Недостаток ума – невозможность решения незнакомых задач. Думаю, каждый человек сталкивался с незнакомой ситуацией и не знал, что делать дальше.
Ум, кроме того, находится еще и в служанках у чувств. На ситуацию мы реагируем эмоционально, а эмоции направляют работу ума. Когда мы в гневе на кого-то, то у нас не возникает добрых мыслей о том человеке. Если человек чего-то захотел, то ум думает, как это достичь. Чтобы ум начал работать, надо поставить перед ним цель.
Мышление
Мышление – один из когнитивных процессов. Речь идет, в основном, о работе с информацией, идеями, концепциями. Мышление позволяет человеку находить корреляции, решать проблемы.
Функции мышления:
- формирование концепций;
- распознавание и поиск отношений;
- решение проблем;
- создание чего-то нового.
Результатом является новая информация, опыт, знания.
Свойства
В отношении мышления различаются несколько свойств:
- Конвергенция. Возможность придерживаться определенной темы, идти по линии логического контекста.
- Дивергенция. Также называется художественным, творческим мышлением, характеризуется широким спектром возможностей.
- Мировоззрение. Определяет, насколько широкие знания и проблемы человек может включить или решить в мышлении.
- Глубина. Определяет, насколько человек может вдаваться в детали проблемы (например, посредством анализа).
- Точность (надежность). Определяет, насколько логичны, практичны, правильны идеи.
- Независимость. Способность решать проблемы может быть более или менее обусловлена помощью других людей.
- Гибкость. Способность оторваться от мыслительных стереотипов, находить наиболее эффективное решение данной проблемы (например, преодоление функциональной фиксации).
- Критичность. Способность провести критический анализ отдельных знаний, процесса решения проблемы.
Типы
Мышление делится на несколько типов по различным параметрам.
Конкретное VS Показательное VS Абстрактное:
- Конкретное – непосредственно относится к практическим предметам, человек думает, что он сделает. Этот вариант непрактичен, длителен, утомителен.
- Показательное – прежде чем начать что-то делать, человек представляет, как это будет происходить. Этот вариант более практичный и быстрый.
- Абстрактное – человек не представляет никакие предметы, думает абстрактно. Так, например, решаются математические уравнения.
Аналитическое VS Синтетическое:
- Аналитическое – анализирует целую вещь, делит ее на более мелкие части, которые снова анализирует.
- Синтетические – объединение знаний и фактов в одну концепцию.
На практике часто используются оба типа.
Конвергентное VS Дивергентное:
- Конвергентное – поиск одного правильного решения.
- Дивергентное – поиск всех возможных вариантов решений.
Ввиду сходства этих типов, они также часто применяются вместе – сначала дивергентное мышление, затем – конвергентное.
Рассуждение
Это процесс мышления, в котором выводы основаны на информации.
Способы рассуждения:
- Дедукция – вычитание выводов для конкретного случая из общих правил (из множества определяется один). Пример: Сократ – это человек → человек смертен → Сократ смертен. Дедукция никогда не приносит никакой новой информации.
- Индукция – идет в обратном направлении, чем дедукция – от одного к множеству. Речь идет об установлении общих правил на основании конкретных случаев. Пример: у Петра есть машина → у Александра есть машина → у всех мужчин есть машины. Индуктивные суждения всегда применяются только с определенной вероятностью, никогда не со 100%. Все научные теории основаны на индуктивном суждении.
Мыслительная операция и решение проблем
Мыслительные операции – это целенаправленное умственное манипулирование психическим содержанием, направленное на решение, как теоретических, так и практических проблем.
Мыслительные операции делятся на 2 категории:
- Логические операции – регулируются точными правилами, которые не следует нарушать. В процессе решения проблемы человек следует алгоритму (точно так же, как компьютер). Решение – верное и точное. Однако в повседневной жизни это непрактичный и длительный путь.
- Эвристические операции – сокращенная практика мышления, приводящая к результатам без индивидуального рассмотрения всех вариантов и альтернативных подходов. Результаты оцениваются с точки зрения подходящих/неподходящих. Этот вариант чрезвычайно быстрый и эффективный по сравнению с предыдущим, но он также обременен высоким процентом ошибок.
Структура интеллекта
Как мы с вами убедились, отказ от шаблонов лежит в основе не только развития интеллекта, но и любых эволюционных процессов в целом. Однако наука, как всегда, интерпретирует «содержимое» набора интеллектуальных способностей по-разному.
Особого внимания заслуживает концепция, разработанная на заре XX века английским профессором психологии Чарльзом Эдвардом Спирменом.
Согласно его теории, структура интеллекта формируется из трех статистически связанных составляющих:
- фактор G – общая способность к мышлению (интеллект вообще);
- фактор S – умение решать особенные задачи (специфические способности);
- групповые факторы.
Последние лежат на стыке первых двух и включают способности к оперированию цифрами, умение понимать слова, бегло воспринимать, анализировать и воспроизводить информацию.
Помимо этого, среди них есть логика, ассоциативная память, пространственное мышление. Сегодня в Сети можно найти немало тренингов, нацеленных на развитие какой-нибудь из вышеупомянутых характеристик.
А вот клинический психолог Говард Гарднер, проведя ряд исследований по вопросам интеллекта, пришел к выводу о существовании его множественных видов, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода при воспитании человека (это как?).
Ученый выделил лишь несколько из великого множества типов интеллекта, которые можно считать самыми распространенными:
- логико-математический (способность мыслить абстрактно);
- внутри- и межличностный;
- лингвистический;
- музыкальный;
- пространственный;
- телесно-кинестетический.
Как утверждал Гарднер (а он, кстати, является автором теории множественного интеллекта), все эти типы равнозначны, и только общество с его предрассудками придает большее или меньшее значение какому-либо из этих видов.
Выводы
Ум – способность размышлять, думать, находить решение задач, в том числе жизненных. Дает возможность предсказывать последствия, к которым приведут выводы и действия. Это не только способность мыслить, но и использовать полезные готовые решения, сообразительность.
Ум – часть разума, позиция восприятия, при решении задач человек руководствуется чаще своей точкой зрения
Разумный человек использует разные позиции восприятия, думает шире и принимает во внимание мнение других людей. Разум можно назвать улучшенным умом, соединением ума, нравственности, творческих навыков
Если к разуму добавляется системное мышление, получается мудрость. Можно даже сказать, что разумный человек осторожен, прислушивается к другим, склонен учитывать социальные последствия.
Ум у человека обеспечивает жизненные процессы, принимает решения, основываясь на том, что будет для него приятно. Он может идти на поводу у чувств, склоняться при выборе в сторону удовольствия. Разумный человек может отказаться от решения, которое кажется правильным, если оно не рациональное, может привести к печальным последствиям.
Отличие ума от интеллекта в том, что с помощью интеллекта знания аккумулируются и систематизируются, а для использования их в жизни нужен ум. Если человек совершает адекватные поступки, то можно считать, что он умный. Интеллект – скопление готовой информации и ответов. Но он не способен выдать правильное решение в экстренной ситуации, если не будет ума.
Разница между умным и интеллектуальным человеком состоит в том, что он не только знает много и он способен применять их, но применять правильно. Важен тут и нравственный аспект, без которого ум может быть орудием зла, если человеком не руководит совесть.