Зарождение и развитие агностицизма
Как было отмечено выше, первые аргументы в пользу агностицизма высказывали ещё античные философы, приверженцы скептицизма. Их главным аргументом было несовершенство имеющихся у человечества знаний, которые постоянно менялись и пересматривались. В связи с этим скептики отказывались считать истинными любые существующие знания, релятивизировали их (релятивизм — это философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания), утверждая, что они отражают не объективную реальность, а доступные методы познания.
В относительно современной форме основные идеи агностицизма сформулировал Джордж Беркли. Он утверждал, что человек не способен выйти за пределы собственного чувственного познания, а значит, и полное понимание объективной реальности ему недоступно.
Авторами классической концепции агностицизма считаются Дэвид Юм и Иммануил Кант. Юм утверждал, что любое знание, которым обладает человек, исходит из опыта. А этот опыт всегда будет ограничен, и выйти за его пределы невозможно. Соответственно, невозможно достоверно понять, насколько знание совпадает с объективной реальностью. Кант применял к объективной реальности понятия «вещь в себе» и «вещь для нас». Он считал, что субъект может познать в любом объекте лишь тот смысл, который вкладывает в него собственными действиями.
Значительную роль в развитии учения сыграл анализ рассуждений Виктора Кузена о природе Бога и её познаваемости, который опубликовал в 1829 году Уильям Гамильтон. Впоследствии многие из мыслей, высказанных в этой работе, повторял один из главных представителей агностицизма Герберт Спенсер.
Основываясь на идеях Канта, Гамильтон считал, что все знания, которыми может обладать человек, основываются на субъективном опыте. И знание, находящееся за пределами опыта, всегда будет оставаться для человека антиномичным (антиномия – ситуация, при которой два взаимно противоречащих утверждения выглядят одинаково обоснованными с точки зрения логики).
Что такое агностицизм? Общие сведения
Давайте сначала узнаем, что такое агностицизм простыми словами. Так называют одно из направлений в философии. С точки зрения этой позиции человек говорит: не существует абсолютного знания по любому вопросу. Невозможно иметь полную достоверную информацию о любом явлении, событии, человеке или вещи.
Агностицизм – это убеждение о том, что мир познать невозможно. Реально лишь увидеть его малую часть и составить свои субъективные суждения и домыслы. У каждого есть собственное представление о происходящем с ним, с другими людьми, с планетой, с космосом, со вселенной. При этом нет точного критерия истины. Невозможно оценить информацию, с точки зрения абсолютной правды, поскольку её просто не существует. Значит, никто не может подтвердить или опровергнуть вашу личную точку зрения.
Сознание человека воспринимает огромное количество информации и распределяет их «по полочкам», объём знаний увеличивается непрестанно, но количество не означает качество, истина по-прежнему остаётся недоступной, а мир непознаваемым. Обычно агностицизм ассоциируют с атеизмом, но эти понятия не являются равнозначными. Они отличаются, агностик может верить в бога, а атеист категорически отрицает его существование.
Агностицизм в религии нашёл своё место. Правда это выглядит довольно странно. Агностик может быть как атеистом, так и верующим приверженцем любой религии. Он отличается от абсолютно верующего тем, что лишь допускает наличие Всевышнего, но не убеждён в его существовании. Можно сказать, что он находится в постоянном сомнении и вера его условна.
Сущность агностицизма такова, что человек подобных взглядов стремится к познанию и нуждается в доказательствах. Он не принимает на веру что-либо, без веских оснований. С одной стороны, это делает процесс познания проще, но с другой — значительно усложняет жизнь. Люди, как правило, нуждаются в слепой вере. Это создаёт иллюзию безопасности. Агностик лишает себя такой возможности, он выбирает сторону знания, хотя иногда лучше оставаться в неведении. Чтобы быть агностиком, нужно избавиться от иллюзий и иметь хорошую выдержку.
История возникновения Агностицизма
Возникновение агностицизма приходится на конец XVIII века. Его идеи разрабатывались в противовес метафизической философии, которая активно исследовала мир с помощью субъективного осмысления метафизических идей, в большинстве своем не имеющих никакого объективного проявления или доказательства.
Разработкой этой теории занимались Герберт Спенсер, Гамильтон, Джордж Беркли, Давид Юм и др.
Первичные истоки агностицизма прослеживались еще в античной философии (философские взгляды Протагора, софистов, античных скептиков и т.д.). Но впервые этот термин ввел в научное обращение профессор Томас Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. Впоследствии агностицизм стал одним из направлений философской науки, которое обосновывало невозможность познания окружающей действительности посредством субъективного опыта.
Важно! Агностицизм имеет прямое отношение к философскому скептицизму, представляющему собой обоснование идей о том, что человек неустанно познает окружающий мир, его знания об окружающей действительности расширяются, но все равно всегда будет та часть нерешенных вопросов, получить ответы на которые человек не сможет, обладая всеми своими знаниями и способностями
Кто такой агностик?
Агностик — это человек, который не отрицает существование бога, но и признает, что его может просто не быть. Процент агностиков с каждым днем увеличивается. Для них нет авторитетных источников в различных религиях, все священные писания для агностика — лишь литературные памятники. Все агностики стремятся к истине и понимают, что мироустройство гораздо сложнее, чем видится на первый взгляд, но в отсутствии доказательств познание для агностика становится невозможным, а пытливый разум все подвергает сомнению.
Впервые термин «агностицизм» введен в науку Т.Г. Гексли – последователем дарвинистской эволюционной теории для обозначения своих взглядов на религиозные верования. Ричард Докинз в своем труде «Бог как иллюзия» выделяет несколько типов агностиков:
- Агностик по факту. Вера в бога немного выше, чем неверие: не совсем убежден, но склонен полагать, что Творец все-таки есть.
- Непредвзятый агностик. Веры и неверия ровно пополам.
- Агностик склонный к атеизму. Неверия немного больше чем веры, испытывает ряд сомнений.
- Агностик по существу больше атеист. Вероятность существования бога абсолютно мала, но не исключается.
Во что верят агностики?
Может ли агностик верить в бога, таким вопросом задаются люди, которые постепенно отходят от религии, но продолжают верить «своим» способом. Типичная характеристика агностика помогает разобраться в этих вопросах:
- воздерживается от суждений: есть Бог или его нет, т.е. не может ни опровергнуть ни доказать существование или отсутствие Творца;
- верит, что человек должен действовать сам;
- даже если бог существует, то до человека ему нет никакого дела;
- понятие добра и зла относительное, есть нежелательное поведение;
- совесть человека – мерило его поступков;
- большинство агностиков восхищаются личностью и жизнью Иисуса Христа, но видят в нем обычного человека, пусть и наделенного сверхкачествами;
- сомневаются в существовании души и бессмертия;
- смысл жизни для агностика – сама жизнь с ее радостями и печалями и теми целями, которые ставит для себя человек;
- считают доказательства существования бога или его отсутствие делом времени, пока их мало и все сомнительные.
Агностицизм в философии
Немецкий философ Нового времени И. Кант занимался изучением явления агностицизма и вывел стройную и последовательную теорию этого направления. По Канту агностицизм в философии – это невозможное познавание действительности или реальности субъектом, потому что:
- Человеческие способности познания ограничены его природной сущностью.
- Мир непознаваем сам по себе, человек может познать только узкую внешнюю область явлений, предметов, тогда как внутренняя остается «terra incognita».
- Познание – это процесс, при котором происходит изучение материей самой себя со свойственной ей отражательной способностью.
Д. Беркли и Д. Юм другие видные философы, также внесли свой вклад в данное направление философии. Кратко агностик кто это и общие черты агностицизма из трудов философов представлены в следующих тезисах:
- Агностицизм тесно связан с философским течением – скептицизмом.
- Агностик отвергает объективное знание и возможность познать мир в полной мере.
- Богопознание невозможно, получение достоверной информации о боге затруднено.
Расширение научного горизонта
Научные открытия подтверждают это. Изучив молекулы, а потом и атомы, ученые встали перед проблемой субатомных частиц и кварков. А исследование звездных систем и галактик закономерно приводит к вопросам, связанным с темной материей и энергией.
Постоянное расширение научных горизонтов не отрицает познаваемость мира. Агностицизм как условие непрерывного развития и совершенствования знаний лежит в основе всей современной цивилизации. Все явления и законы природы изучаются человеком. Поэтому особенности познающего субъекта находятся в центре внимания философов.
Сегодня агностицизм можно рассматривать с двух точек зрения. В предельно широком понимании данная тенденция является предпосылкой современного научного познания. В более узком толковании с этим учением связана совокупность всех философских тенденций, основанных на признании множественности равнозначных идей, мнений, оценок и позиций.
Проблемы агностицизма
Как и у многих иных философских и религиозных течений, у агностицизма есть как сторонники, так и противники этой теории. В связи с этим людьми, которые опровергают агностицизм, высказываются различные проблемные аспекты рассматриваемой идеологии. Давайте рассмотрим их более подробно:
- Проблема познания. Так как ничто не может быть объективно познано и изучено человеком, возможность наличия каких-либо достоверных знаний опровергается. Это делает невозможным дальнейшее развития агностицизма как направления мысли;
- Проблема способов доказывания и исследования мира. Так как человек не может описать все увиденное, услышанное, то возможность познания ограничена. Соответственно, агностицизм – это постоянная жизнь в непознанном мире;
- Познать можно только те вещи, которые существуют в настоящем времени. Соответственно, агностицизм отвергает возможность познания таких категорий как “смерть”, “жизнь”, “время” и иных.
Агностицизм сопровождается определенными противоречиями
Во что верят агностики
Агностики видят человеческий мир по-своему. Чтобы правильно осознать сущность агностицизма, необходимо разобраться во что именно верят представители повременного агностицизма:
- Человек не может познать мир и его явления;
- В отношении религии – невозможно точно определить существует Бог или нет. То есть такая религиозная концепция не может быть как доказана, так и опровергнута человеком;
- Нельзя точно определить границы плохого и хорошего. То есть извечный спор о добре и зле неэффективен и не принесет никаких результатов;
- Все подтвержденные знания всегда могут быть опровергнуты в будущем. Это означает, что знания не являются действительными;
- При этом, агностики не опровергают возможность того, что когда-нибудь человечество сможет однозначно определить существование тех или иных явлений.
Агностики придерживаются определенных убеждений и позиций
Философский агностицизм
Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма, эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.
Наиболее знаменитые философы-агностики:
- Джордж Беркли (1685-1753).
- Дэвид Юм (1711-1776).
- Иммануил Кант (1724-1804).
- Герберт Спенсер (1820-1903).
Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.
Джордж Беркли
Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.
Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.
Дэвид Юм
Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.
По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.
Иммануил Кант
Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.
Кант считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.
Герберт Спенсер
Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.
Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.
Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.
Особенности агностицизма Канта
Кант сформулировал основное понимание агностицизма, как направление, изучающее разницу между априорным знанием, и информацией, полученной опытным путем. Философ полагал, что некоторые сферы науки нельзя проверить с помощью основного рационального метода познания — эксперимента. Поэтому ни одно убеждение нельзя воспринимать как истину.
В результате своих рассуждений Кант пришел к выводу, что предметы обладает двойственностью. Их отдельные свойства можно изучить с помощью органов чувств: человек может определить вес, цвет и размер предмета без дополнительных приборов. Но их скрытые характеристики без специального оборудования изучить нельзя. В науке всегда будут оставаться спорные явления, которые до конца понять невозможно.
Отношение к религиям
Агностицизм не означает отрицание существования Высшей силы, он лишь утверждает невозможность познать, есть или нет Бог на самом деле, объясняет нереальность получения достоверной и точной информации, истинных знаний по этому факту.
Когда человек не имеет достаточного количества доказательств существования Бога, он предпринимает попытки найти их, выдвигает гипотезы, проводит исследования, опровергая или доказывая их, но в конечном счете делает вывод о том, что доказать существование или не существование Высших сил все-таки невозможно. То же самое относится и к различным когнитивным и философским рассуждениям.
Важно! Агностик не исповедует «агностицизм», ведь такой религии просто не существует. Агностицизм – это философское направление, учение, теория познания.. Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта
Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта.
К известным агностикам относятся: И.Кант, Б.Рассел, Ф.Хайек, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Е.Гайдар и др.
Агностицизм в научном смысле
Ученый-агностик предпочитает создавать и доказывать теории исключительно эмпирически, на основе данных, получаемых системой органов чувств. Он исключает умозрительность, оторванное от реальности абстрактное рассуждение из способов доказательств.
Агностици́зм (от др. -греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — термин в философии, теории познания и теологии. Сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности.
Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.
Агностицизм возник в конце XVIII века как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.
Кроме философского агностицизма, существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая её некой светской школой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения.
Научный агностицизм существует как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает. На принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.
Философский агностицизм
Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма, эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.
Наиболее знаменитые философы-агностики:
- Джордж Беркли (1685-1753).
- Дэвид Юм (1711-1776).
- Иммануил Кант (1724-1804).
- Герберт Спенсер (1820-1903).
Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.
Джордж Беркли
Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.
Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.
Дэвид Юм
Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.
По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.
Иммануил Кант
Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.
Кант считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.
Герберт Спенсер
Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.
Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.
Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.
Агностик и атеист
Не следует путать агностицизм с атеизмом — эти два понятия существенно отличаются:
- Агностик не может постоянно придерживаться какого-то одного факта в силу постоянно имеющихся сомнений. Сегодня это может быть одно, а завтра — кардинально другое. Он понимает, что в мире много нового, неизведанного и открыт для самой разной поступающей информации, она же заставляет его постоянно колебаться во мнениях. Атеист твердо стоит на том, что нет никаких высших сил. Такая личность полностью сформирована и тверда в атеистических убеждениях, которые не колеблет ни время, ни новые факты. Агностики по своей сути гуманисты и альтруисты, им важен человек, как таковой, со всеми своими потребностями. Агносты с пониманием относятся к верующим людям. Суть атеистов — это эгоизм, свои интересы у них всегда преобладают, и это может проявляться в агрессии к верующим людям, резком неприятии их веры. И агностик, и атеист не видят возможности доказать существование человеческой души. Разница заключается лишь в том, что первые ощущают ее в себе, а вторые отрицают и наличие даже своей собственной, так же как и загробной жизни. Несомненная разница присутствует и в отношении к традициям. Несмотря на то, что агностик не верит в Бога, ему не чужды все церковные празднования — он их любит и принимает. Атеист не признает подобных мероприятий в силу того, что они, по его субъективному мнению, навязывают ему веру.
Сам по себе человек при рождении не имеет никакой веры и со временем принимает ту, которая прививается ему с детства самим обществом. Но считается, что каждый человек рожден агностиком или атеистом. И именно отсутствие веры как таковой — тот общий момент, который связывает и тех, и других.
Агностики не обладают абсолютной уверенностью в существовании Бога, они постоянно ищут доказательства этому, выдвигают гипотезы, проводят исследования. Это не дает никаких подтверждений, а лишь укрепляют их во мнении о том, что найти неопровержимые доказательства присутствия творца невозможно.
Агностицизм
Манифест Горгия (софист, теоретик, учитель красноречия, живший в V веке до н. э.) об агностицизме:
«Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже когда и познаваемо, то необъяснимо для другого».
Религиозная философия и наука ищут объективное основание для объяснения мира. Материализм отыскивает в материи, идеализм — в Боге, и только агностицизм остаётся неизменным на своей позиции — он нерешителен и реакционен.
Вот, что сказали два известных человека (видный политический деятель и писатель-классик) по этому поводу. Первый охарактеризовал агностицизм, как колеблющийся между поповщиной и материалистической наукой (В. Ульянов), второй просто назвал агностицизм безбожным учением, выставляющим себя вперёд, являя мнимую невозможность знать (Л. Толстой).
Агностицизм — это одно из осторожнейших учений нашей эры, утверждающее, что любое слово, высказывание или заключение объективной реальности будет недействительным ввиду искажения субъективными обстоятельствами. Агностицизм имеет свою позицию в философии, теологии, а также в науке, и называется соответственно: философский агностицизм, теологический агностицизм и научный агностицизм.
Плюсы и минусы агностицизма
Агностицизм – это не религия. Если вы рассматриваете возможность того, что будете придерживаться по жизни принципов агностицизма, то вам необходимо ознакомиться с основными достоинствами и недостатками такой концепции. Это позволит вам определить, подходят вам такие взгляды или нет. Давайте рассмотрим основные достоинства и недостатки далее.
Достоинства
Достоинствами являются следующие признаки:
- Агностицизм, несмотря на принцип «невозможности познания мира», является определенной верой. Эта вера предполагает, что представителя верят в невозможность объективной оценки явлений мира;
- Агностики позволяют существование многих, казалось бы, невозможных и нереальных вещей и явлений;
- Агностики терпимо относятся ко всем направлениям науки, философии, религии, так как они не могут их опровергнуть;
- Агностицизм – достаточно миролюбивая позиция для обоснования мира.
Агностицизм, другими словами, – это вера в возможность существования практически всех теорий
Недостатки
Неопределенность (ничто не познаваемо, ничто не может быть доказано или опровергнуто)
Всегда необходимо подтверждать свою позицию философскими позициями и взглядами
Отсутствие веры во что-либо как таковой
Познание мира по агностицизму должно основываться исключительно на органах чувств человека (слух, обоняние, зрение, осязание)
При поддержании агностицизма отсутствует возможность использования методов дедукции и индукции
Необходимость постоянного объяснения своей жизненной позиции
Агностик и атеизм в чем разница
В этой статье достаточно часто звучала параллель между агностиками и верой, а также агностиками и атеистами. И те и другие не признают существование Бога. Но в чем же тогда заключается различие между ними?
Агностики
Не придерживаются какой-то веры или религии, при этом не отрицает рациональность веры человека в высшие силы
Агностицизм – это вера в то, что мир непознаваем
Не отрицают возможность существования Бога
Не противоречат существующим религиям, так как их не отрицают
Агностицизм характерен не только для религии, но также для науки, философии и др.
Атеисты
Отрицают необходимость духовных практик и отношения к какой-либо вере
Отрицают веру во что-либо как таковую
Отрицают божественную силу и божественное участие в создании мира
Выступают противниками существующих мировых религий
Атеисты исключительно рассматривают вопросы религии