Архетипы личности по юнгу и пирсон-марру + тесты для их определения

Психологические типы личности.

На основании всего вышесказанного очевидно, что личность Юнга может из себя представлять сочетание четырех функции и двух основных установок, таким образом мы можем получить восемь типов личности.

— Экстравертный мыслительный тип.
— Экстравертный чувствующий.
— Экстравертный ощущающий.
— Экстравертный интуитивный.
— Интравертный мыслительный.
— Интравертный чувствующий.
— Интравертный ощущающий.
— Интравертный интуитивный.

Разумеется, как и в случае с чистой интроверсией и экстраверсией, говорить о чистых типах невозможно, таковых просто не существует в природе.

Следует также подчеркнуть, что именно означают разные типы личности.

Деятельность любого сознания основана на информационном обмене между частями этого сознания. Так информацией может обмениваться внутренний и внешний мир, а также и различные части и внешнего, и внутреннего мира.
В рамках этой логики можно представить себе, что любое действие (поведение) также представляет из себя обмен информацией.

От каких именно факторов в наибольшей степени зависит этот обмен и определяет тип личности.

Например, у экстраверта — мыслителя при взаимодействии с миром главную роль будут играть факты и события внешнего мира в которых он будет искать закономерности.

Для сравнения интроверт — мыслитель будет также искать закономерности, но только в более значимой для него области внутреннего мира.

Типологическая модель Юнга

Одним из главных вкладов Юнга в современную психологию стало разделение людей на два типа и введение понятий экстраверсия и интроверсия. Эта дифференциация считается врожденной. А кроме того, Юнг разделял людей и по доминирующей функции — интуитивной, ощущаемой, мыслительно и эмоционально чувствующей.

Экстраверты по Юнгу — это люди, направляющие энергию на внешние события жизни и на общество. Такие личности являются очень коммуникабельными, контактными, разговорчивыми и активными. Выживание в одиночестве для них — непосильная задача.

Интроверты — это личности, ориентированные на собственный внутренний мир. Они — философы и созерцатели. Отношения с другими людьми строят неохотно и почти не приспособлены к жизни в социуме. Они замкнуты и не любят шумных компаний.

Доминирующие характеристики типов выглядят следующим образом:

Экстраверт Интроверт
Выбирает общительность Выбирает замкнутость в себе
Направленность на внешнюю жизнь Направленность на внутренний мир
Широта и насыщенность жизни Глубина жизни
Активный расход энергии Экономия энергии
Открытость Задумчивость
Сначала говорит, потом думает Сначала думает, потом говорит

Юнг считал, что в каждом человеке сочетаются черты интроверта и экстраверта. В определенный период жизни один из аспектов доминирует над другим. Это зависит от воспитания и жизненных обстоятельств, влияющих на картину мира личности в целом.

Терапия в аналитической психологии Юнга 

В работе с пациентами Юнг ставил основной целью не просто избавление от проблем, но и продвижение человека в сторону развития и раскрытия способностей. Крайне важным фактором успеха Юнг считал доверие и сотрудничество между пациентом и психотерапевтом.

В своей терапии Юнг использовал несколько основных методов.

ассоциативный тест. Благодаря этому методу клиент выбирал слова, которые вызывали негативные и болезненные чувства. Это позволяло понять, что волнует человека
анализ снов

Это один из основных методов, которому Юнг уделял особое внимание. Он считал, что сновидениями бессознательное как бы предупреждает человека о наличии каких-либо проблем или скрытых, неосознанных желаний.
творческие занятия

Юнг считал, что подключение воображения и занятия арт-терапией помогают человеку избавиться от негативных эмоций и обрести душевную гармонию.

Метод терапии Юнга чаще всего использует долгосрочно. В среднем, психотерапевты занимаются с клиентами от полугода и дольше. Однако в практике современных психоаналитиков есть случаи, когда клиенту становилось лучше уже через несколько сессий.

Анимус

Архетипы мужчин интересны для рассмотрения, и благодаря этой классификации можно сделать немало любопытных выводов как о себе, так и о других представителях сильного пола.

Невинный

Невинный (простодушный) – это понятие архетипа, характеризующегося как слабовольная, беззащитная личность, которая нуждается в поддержке.

Сирота

Сирота (славный малый). Человек, который стремится к саморазвитию, уважает людей и чувствует чужую боль, умеет дружить и не эгоистичен. Принимает все аспекты жизни как должное, не склонен к борьбе или соперничеству, однако не так прост, как может показаться – обладает достаточной мудростью и интуицией, за счет чего получает желаемое.

Архетип Воина

Проявляется с ранних лет, когда еще мальчиком он стремится всех спасти, всем помочь, каждого выручить из беды и победить все зло, его окружающее. Иногда бывает агрессивен, может стать эгоистичным.

Хранитель

Хранитель – это тип мужчины, который можно охарактеризовать как «полный альтруизм и сострадание». Все для других, помощь миру, жертвенность – это принципы Хранителя.

Ненавидит эгоистичных людей, считает это пороком, заботится исключительно о людях, а свои интересы ставит далеко не на первое место.

Странник

Странник отличается тем, что он никогда не задерживается долго на одном месте, будь то дом, город, работа. Он покоряет одну вершину и отправляется к следующей.

Хочет все увидеть и узнать, набрать максимум опыта в этой жизни, все попробовать. Постоянно в поиске себя и своего смысла.

Бунтарь

Бунтарь – архетип мужчины, который всегда воинственно настроен и всегда против. Он не согласен с мироустройством, со структурами, с обществом, ему некомфортно жить и не бороться.

Может достичь большого успеха в бизнесе, не отличается наивностью и простотой.

Любовник

Любовник – это мужчина, который живет исключительно ради наслаждений и постижения всех тайн любви. Он любящий сын, брат, отец, муж.

Но главное – он любовник, искуситель, он не останавливается на пути постижения искусства любви и может разбить множество сердец, однако в зрелом возрасте станет идеальным семьянином.

Творец

Интересный архетип – Творец. Он креативный и нестандартный во всех проявлениях, чем бы ни занимался – бизнесом, строительством или искусством. Творец все делает необычно, вносит инновации, разрабатывает идеи и вводит новшества.

Архетип Правитель

Архетип Правитель говорит сам за себя. Этот мужчина рожден на свет для того, чтобы организовать новое общество или структуру, чтобы вдохновлять людей своими идеями, чтобы за ним следовали.

У него есть врожденные качества, которые позволяют ему добиваться не просто успеха, а значительных побед, и его имя остается в истории.

Архетип Маг

Архетип Маг схож с женским архетипом Колдуньи – он мудр, обладает уникальной интуицией и интеллектом, чувствует законы природы и мироздания.

Может влиять на ход событий, менять судьбы людей, но ставит себе более глубокие, внутренние, духовные цели. Может стать прекрасным наставником.

Философ

Философ (мудрец) живет для того, чтобы постичь истину, чтобы понять, как устроены мир и общество. Созерцает, а не действует, не привык бороться и мчаться за чем-либо, живет аскетично.

Шут

Шут – человек, живущий ради самой жизни и умеющий этой жизнью наслаждаться. Он может быть лентяем, но никак не дураком – Шут знает, что жизнь нельзя торопить, и умеет находиться в настоящем моменте.

Мужские архетипы разнообразны, они могут дополнять друг друга и сочетаться в одном человеке, могут иметь разную степень и качество. Разные виды архетипов могут быть проявлены ярко или скрыто, иногда встречаются в чистом виде.

История создания

Теория об архетипах людей появилась следующим образом. Несмотря на дискуссионный характер работ Фрейда, группа его коллег решила проработать основные понятия.

Со временем некоторые исследователи отошли от психоанализа для поиска новых подходов к характеристике людей и их типологии. Самым выдающимся среди них был Юнг.

Начинающий ученый уделял много внимания анализу влияния динамических учений. Однако, в отличие от коллег, он придерживался мнения, что бессознательное является большим, чем подавление сексуального возбуждения.

Его описание архетипов личности по-другому называется аналитическая психология. По мнению ученого, происхождение рассматриваемых им образов уходит вглубь истории человеческой эволюции.

Еще одна причина разногласия между Юнгом и Фрейдом — первый не хотел объяснить сексуальность как преобладающую силу в структуре личности. Он считал, что либидо — диффузная творческая жизненная сила.

Анализ сновидений

Ночные видения Юнг рассматривал как прямой канал, благодаря которому можно связаться с бессознательным. Данный метод предусматривает поиск взаимосвязей между индивидуальными и культуральными символами.

Основы юнгианского анализа сновидений строятся на том, что их содержание можно трактовать как интеграцию и рефлексию имеющих место жизненных процессов. Но с другой стороны, ночные сюжеты позволяют людям ассимилировать опыт всего человечества, который был накоплен в коллективном бессознательном.

В юнгианском анализе сновидений выделяют субъективный и объективный уровень трактовки увиденного. В связи с этим одни и те же образы могут быть интерпретированы совершенно по-разному. Например, появление во сне знакомой женщины может стать отражением специфики отношений к ней наяву, выражением необходимости решения той или иной проблемы или же указывать на динамику психических процессов индивида.

Помимо этого, проводимый специалистом анализ сновидений обладает проспективным или ретроспективным аспектом. Первый из них настраивает взаимосвязи с будущим и занимается поиском тех процессов, которые начинают созревать в душе человека. Что касается ретроспективного анализа, то его основной задачей является поиск взаимосвязей между сновидениями и жизненными событиями, произошедшими недавно или в далеком прошлом.

Для того чтобы произвести максимально полную интеграцию значений образов, увиденных в ночных сюжетах, специалисты могут использовать танцевально-двигательную или арт-терапию, а также иные методы, например, работу с одной из традиционных символьных систем – картами Таро. Подобные техники являются весьма эффективными, и потому рекомендуются к их прохождению.

Младенец

Архетип младенца ассоциируется с будущим. Например, герои мифов часто предстают как боги-младенцы, которым, чтобы достичь цели, нужно пройти через мрак. Мраком в данном случае выступает бессознательная часть, от которой архетип стремится избавиться.

Иными словами, младенец – покоритель темноты. Его часто изображают содействующим развитию культуры. Характерные атрибуты: огонь и металл (кузнечное дело) или зерно и кукуруза (сельскохозяйственное окультуривание).

Также младенца часто ассоциируют со спасением, потому что по Юнгу этот символ появился в результате взаимодействия двух противоположностей – бессознательного и сознательного, а как было выяснено ранее, именно эта связь дает возможность человеку быть жизнеспособным, спасает его от смерти.

Правда, есть и другая сторона архетипа, которая проявляется в покинутости и незащищенности. Будучи плодом взаимодействия двух противоположных начал, младенец сперва был покинут и бессознательным, и сознательным. Отсюда и возникают негативные ассоциации архетипа.

Символика, применяемая для трактовки архетипов

Как связал Карл Юнг архетип и символ?

Важное наблюдение: вся культура (абсолютно любая ее часть) человечества построена на основе архетипов. Они проявляются в мифах, в архитектуре и литературе, обрядах и танцах, одежде и т.д

При этом важно понимать, что архетип хотя и заключает в себе какие-либо символы, не является ни одним из них на 100%, потому что отображает лишь какое-то конкретное качество.

Последнее утверждение лучше пояснить на примере: символ огня – зигзаг. Чтобы его передать, на костюмах, использующихся для выполнения танцев, передающих страсть и бурные эмоции (сгорание человека в переносном смысле, что явно подразумевает огонь), используют воланы характерных окрасов, которые передают движение языков пламени.

Чем ближе символ к первоначальному образу, заложенному в далеком прошлом, тем более сильные эмоции он вызывает у человека.

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга


Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного

Среди основных понятий психологии Юнга следует обозначить методы, с помощью которых можно исследовать бессознательное:

  1. Ассоциативный тест. Для проведения теста психоаналитик подготавливает список, включающий не менее 100 слов. Список медленно зачитывается испытуемому, на каждое слово-стимул он должен выдать слово-ассоциацию. Психоаналитик отмечает слова, на которые испытуемый реагировал иначе: волновался, злился, задерживался с ответом. Список зачитывается дважды, после чего выделенные слова группируются и анализируется на предмет закономерностей.
  2. Анализ сновидений. Для анализа содержания снов пациент должен вести дневник, в которые ежедневно следует записывать сюжет сна. Сопоставление сюжетов снов позволяет выявить, в какой области индивид вступил в конфликт с бессознательным. Часто причиной конфликта становится личный комплекс.
  3. Амплификация. Метод заключается в подборе подходящих параллелей — похожих моделей поведения в искусстве, литературе, истории, религии. Из подходящего контекста берется основа, по которой анализируется содержание сновидений.

Применение методов Юнга требует творческого подхода, умения работать с разнообразной информацией.

Типажи Ведьмы и Шута

Психологи выделяют архетипичные образы ведьмы и шута. Мифологический тип ведьмы является инстинктивным прообразом, символизирующим потребность в изучении мира.

Люди, принадлежащие к этому типажу, интересуются эзотерикой и религией. Увлекают их и тайны бытия. Они предпочитают окружать себя оберегами, а также носят татуировки и амулеты. Носители подобного архетипа отличаются хорошей интуицией.

Входит в архетипы и тени по Юнгу и подтип «Мэри Поппинс» (это светлая сторона образа ведьмы). Такой типаж продемонстрирован в фильме «Муза». Подобный тип не способен хитрить и руководить другими людьми.

Отличительная черта архетипа «Шут» — способность к креативному мышлению и нестандартному взгляду на вещи. Теория Юнга, которую использует психология и философия, включает множество подтипов, но только типаж шута легко относится к жизни.

Этот типаж отличает импульсивность и некоторая спонтанность в совершаемых действиях. Из-за свойственной «Шуту» игривости представители других архетипов могут обвинить его в инфантильности и отсутствии желания взрослеть.

Основные архетипы юнгианской аналитической психологии

Среди основных архетипов, к которым прибегают все люди, относятся:

  1. Самость — объединяющий компонент, который является центральной структурой сознательного и бессознательного.
  2. Тень — комплекс, в котором скапливаются вытесненные части личности. Они могут быть деструктивными и созидательными. Человек вытесняет те части, которые выходят за рамки его представления о себе. Тень часто появляется в сновидениях в виде темной человеческой фигуры.
  3. Анима и Анимус — представление об идеальном женском и мужском начале. Сущность архетипа зависит от пола пациента.

Помимо основных, общечеловеческих архетипов, человек также связан с семейными архетипами — сценариями, передающимися от родителей.

Структура личности К. Г. Юнга

Теорию архетипов понять несложно, главное – вникнуть, что автор хотел нам сказать о личности.


Архетипы личности по Юнгу

На вершине структуры мы видим слово “Эго”, его иногда заменяют на простое “Я”. Это сознание человека, то, что мы осознаем конкретно в этот момент. А именно: чувства (я голодный), мысли (Вот Ленка предательница, могла и предупредить), воспоминания (какое классное лето было, столько общения и путешествий!).

Рядом с “Эго” расположена “Персона”. Сюда наше сознание отбросило за ненадобностью не очень важные переживания. Например, я переживаю, что сестра приболела, но сейчас для меня важнее то, что я голодная. “Эго” и “Персона” связаны. Человек, когда надо, может без труда извлечь данные из своей “Персоны”. Также от этого архетипа зависит имидж человека, его социальный образ.

Потом переходим к среднему слою. Там нас встречает “Тень”. Именно здесь мы накапливаем обиды, страхи, переживания, которые наша психика, заботясь о нас, вытеснила. Тут хранится все, что противоречит нашим нынешним идеалам, установкам, то, что не может перенести наше “Я” и “Персона”. Здесь хранятся также наши комплексы.

После этого слоя следуют “Анима” и “Анимус”. Вот мы и подошли к коллективному бессознательному – эти самые архетипы, о которых мы и говорим. Здесь хранятся наши представления о мужчинах и женщинах, идеальном быте, социальных ролях и т. д.

Последний архетип – это “Самость”. Автор считает его самым важным, наиболее гармоничным, полным, всеобъемлющим. Он характеризуется самодостаточностью, целостностью. Это сердцевина личности. Он очень редкий и выражается в личности слабо. Но каждый должен стремиться его развивать, так как это приведет человека к любви к себе и полной гармонии.

Вот эта “распаковка” личности по архетипам Юнга дает возможность психотерапевтам качественно менять жизнь клиентов шаг за шагом, аккуратно пробираясь к установкам, которые прививались годами, поколениями, которые могут спровоцировать неудовлетворенность в нынешних отношениях и поиск несуществующих идеалов.

Итак, по Юнгу архетипы:

  • устойчивые;
  • всегда вызывают реакцию человека;
  • встречаются во всех народах в разное время;
  • влияют на эмоциональное состояние;
  • могут обладать положительными и отрицательными характеристиками;
  • отражаются в сказках, мифах.

Критерии классификации

Типология Юнга подразумевает психологическую установку, согласно которой люди бывают двух типов — экстраверты, интроверты. По этому учению, преобладающими психическими функциями являются интуиция, мышление, ощущения, чувства.

Впервые эта типология была представлена в работе «Психологические типы», которую написал психиатр из Швейцарии Карл Гюстав Юнг в 1921 году. Цель разработанной им классификации была не в банальном разделении людей на отдельные группы по каким-либо психологическим признакам. Он хотел создать особый инструмент для практического психолога, с помощью которого он может упорядочить накапливающиеся психологические знания, изучать людей, сокращать количество ошибок при исследованиях.

Психологический подтип Бог

Архетипический концепт продолжила разрабатывать Шинода Болен. Она изучала женскую и мужскую архетипичность в такой науке, как мифология. Ученая выделяла следующие подтипы:

  1. Зевс — волевой и уверенный в себе типаж.
  2. Гадес — отстраненный, тихий и загадочный подтип.
  3. Аполлон — зрелая и рациональная личность, которая действует, руководствуясь здравым смыслом.
  4. Гефест — трудолюбивая и сильная личность.
  5. Дионис — увлекающийся и неконфликтный подтип.

«Афродита» является чувственной и нежной личностью. «Тюфе» считается противоречивым человеком, стремящимся объять необъятное. Такому подтипу может помешать неспособность к предусмотрению последствий совершаемых действий.

Типаж «Геката» считается великим мистификатором. Люди, относящиеся к этому типу, склонны к изучению оккультных практик.

Матерь

Данный архетип нельзя воспринимать буквально (как и все остальные). Он, конечно, может проявляться и в маме, но может и в бабушке. Иными словами, во всем, что ассоциируется со словом богиня.

Данный архетип отражается в вещах, которые вызывают чувство благоговения. Для всех они разные: для одних – государство, для других – церковь, для третьих – университет.

Архетипы вызывают противоположение эмоции. Так что, кроме благоговейных символов, выделяют и злые. Среди них ведьмы, смерть и приведения, домовые, саркофаги и глубокие воды.

Из добрых символов можно отметить заботу и сочувствие, женскую мудрость, поддержку.

Данный архетип ассоциируется с воскрешением, а также с магией.

Анима

Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера.

Амазонка

Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач.

Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом.

Гейша

Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода».

Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.

Женщина Колдунья

Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна.

Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.

Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок.

Архетип Матери и Жены

Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.

Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.

Что такое архетип?

Если дословно переводить этот термин, состоящий из комбинации arche + typos, то получится начало + образ. Определение слову, которое было введено психологом Юнгом, можно дать следующее: первобытные образы, мотивы, универсальные атрибуты и события. Весь этот «микс» заложен в бессознательном коллективном.

Получается, что архетип — это совокупность установок и сценариев, с помощью которых определяется принцип мышления и поведения личности в тех или иных условиях.


Источник фото: shutterstock.com

Считается, что архетип буквально «вшит» в ДНК индивида. Поэтому нельзя сказать, что принцип мышления является приобретенным. В отличие от знаний и навыков, его нельзя скорректировать или изменить.

Архетипы по Юнгу

Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.

Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.

Юнг выделил три сферы в структуре личности:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное;
  • сознание.

Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.

Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.

  • Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
  • Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.

Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.

  • Анима – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
  • Персона – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.

Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.

Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:

  • Мать – утешение, спокойствие;
  • Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
  • Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
  • Мудрец – знания, мудрость, опыт;
  • Герой – спасатель, защитник, опора;
  • Враг – опасность, тревога.

Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии

Структура психики включает бессознательный компонент и сознание. Бессознательное не имеет четких границ, его происхождение неизвестно. Бессознательное выражено сознанием — инструментом, с помощью которого личность ориентируется в мире.

Внутри сознания находится эктопсихическая система — комплекс чувств, связывающих человека с внешними явлениями. Под влиянием комплекса органов чувств формируется психологический тип. Вторая составляющая сознания — эндопсихическая система. К ней относятся внутренние элементы, регулирующие эмоции, память, и взаимодействие с бессознательной частью психики.

Сущность аналитической психологии: место в системе наук

Аналитическая психология — психодинамическое направление, созданное Юнгом на основе психоанализа Фрейда. Его суть состоит в сборе и анализе глубинной мотивации личности, основанной на содержании бессознательной сферы личности. Учение Юнга базируется на представлении о коллективном бессознательном — собрании культурных, религиозных и исторических образов.

Проблема психоанализа, на которую указывают критики этого подхода — субъективность. Интерпретация материалов анализа зависит от личности психоаналитика, и не имеет четких критериев, в отличие от других методов психотерапии.

Архетип

Понятие архетипа (архаические остатки, первобытные образы) Юнг сравнивал с явлением импринтинга у животных: «В сущности, архетипы являются инстинктивным вектором, направленным трендом, точно таким же, как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники.» . Архаические остатки существуют в человеческом сознании наравне с инстинктами, необходимыми для адаптации и ассимиляции в мире людей. Архетипы – это своего рода маяки, посредством которых человек ориентируется в окружающем мире, и имеет возможность, несмотря на отсутствие опыта, реагировать и оценивать те или иные события. Основными архетипами являются: Анима/Анимус, Персона, Тень, Бог и другие.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глубинная психология — направление в психологии в традиции Карла ЮнгаГлубинная психология — один из многих терапевтических подходов, заимствованных из юнгианской психологии. Этот метод основан на обнаружении неявных мотивов психических проблем, как бы  скрываемых в глубине психики. Во время глубинной психологии терапевт работает с клиентом, чтобы выявить источник проблемы, а не симптомы, связанные с ней. После выявления скрытого смысла дезадаптивные мотивы можно сознательно преобразовать, что приведет к более здоровым и позитивным мыслям и поведению.Одним из феноменов, существующих в глубинной психологии, является феномен «раненого целителя» (термин ввел Ролло Мэй). Когда терапевт работает с клиентом, у которого есть подобные эмоциональные раны, терапевт осознает эту динамику и может непреднамеренно передать свои раны обратно клиенту. Этот процесс контрпереноса может быть вредным как для терапевта, так и для клиента, потому что он подвергает терапевта ранениям его клиента, таким образом потенциально заражая терапевтический процесс. Одним из существенных отличий юнгианского психоанализа от традиционного психоанализа, продолжающего идеи Зигмунда Фрейда, можно назвать отношения равенства психотерапевта и пациента. Юнг не считал людей, вынужденных прибегнуть к психологической помощи неполноценными, требующими излечения. Юнг рассматривал любые психические проявления как явления смысла и если клиенту и терапевту удастся понять послания души, то тем самым цель терапии будет достигнута, человек приблизится к обретению цельности и полноты, сознание будет в гармонии с бессознательным. Полнота — одно из важных понятий наряду с индивидуацией, которым Карл Юнг придавал большое значение в качестве цели не только психотерапии, но человеческой жизни вообще.

Тест на определение архетипа Пирсон-Марр

То, что массово называется архетипами сегодня, ушло далеко от того смысла, который вкладывал в этот термин Юнг. В результате произошедшего упрощения термином начали описывать в целом модели поведения человека. Американкой Кэрол Пирсон была написана книга на эту тему, в соавторстве с Хью Марром создан специальный индикатор (Pearson-Marr Archetype Indicator – PMAI) и тест на определение архетипа личности.

Так же как и аналогичный тест MBTI, методика Кэрол Пирсон не является психодиагностической, то есть она не используется в клинической психологии. Причины:

  1. Каждый человек с лёгкостью может найти в себе черты нескольких, даже всех 12, «архетипов».
  2. Некоторые события, определённый ход вещей или любое другое обстоятельство способствует ситуативному проявлению того или иного «архетипа личности».
  3. То, что во время тестирования вас отнесли к одному из «архетипов», является следствием текущей ситуации. Через неделю, под влиянием обстоятельств, вы дадите другие ответы – и «архетип» изменится.

Таким образом, тест «на определение архетипа» в действительности не позволяет определить тип личности, даже если и предположить, что поведение всех людей на земле можно поделить на 12 моделей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: