История
В немецком использовании, студенты применили термин Philister (филистимлян) , чтобы описать человека , который не обучался в университете; в немецком социальном контексте этот термин обозначал мужчину ( Филистер ) и женщину ( Филистерин ), которые не принадлежали к университетской социальной среде.
В английскоме использовании, в качестве дескриптора антиинтеллектуализма термина обыватель — человек с дефицитом в культуре либеральных искусств — было распространено британское использованием в декаде 1820 года , в котором описывается буржуа , купец среднего класса в викторианской эпохе ( 1837–1901), богатство которого делало их равнодушными к культуре. В книге «Культура и анархия: очерк политической и социальной критики» (1869) Мэтью Арнольд сказал:
Причины ханжеского поведения.
Так как понятие «ханжество» имеет психологическую основу, причины могут видоизменяться в зависимости от особенностей личности и других факторов. Ниже приведем несколько основных причин, которые влияют на такое поведение индивида:
- Психологическая травма. Интенсивные травмирующие воздействия на психику человека оказывают негативное влияние на иммунитет и на способность мыслить ясно. Вследствие чего любое несоответствие установкам вызывает озлобленность и агрессию.
- Чересчур строгое отношение родителей к ребенку. Дети зависимы от одобрения взрослых, поэтому стараются с родителями вести себя так, чтобы заслужить это самое одобрение через подавление собственных желаний.
- Узкий кругозор. Возможное отсутствие объективной оценки происходящего.
- Стереотипное мышление, зачастую сформированное в результате влияния средств массовой информации и пропаганды, не допускает возможности принятия новых прогрессивных идей.
- Незрелость психической системы. Детские мечты, подростковые фантазии и реалии жизни взрослого человека расходятся, провоцируя подобное поведение.
Каждому кто тем или иным способом стремиться стать лучше угрожает опасность стать ханжей. И лишь тот, кто выбрал курс на то, чтобы быть более чутким, открытым, сильным, может избежать проявлений этого понятия в своей жизни. Не стоит рассматривать понятие «ханжество», как вину человека, скорее, как его трагедию.
Как Преодолеть Экзистенциальный Кризис?
Если вы понимаете, что вас настиг экзистенциальный кризис, как преодолеть его – вторая мысль, которая посещает умного человека. Выход из экзистенциального кризиса осуществляется четырьмя способами:
1. Можно закрыть для себя эту тему, поставить запрет мысли о тщетности существования, изолироваться от тревожных размышлений.
2. Отключить критическое мышление, зафиксировав себя на правилах и убеждениях (моральных, религиозных, общественных). Можно выбрать те, что подходят именно вам.
3. Иногда срабатывает отвлечение
В таком случае люди погружаются в развлечения, путешествуют, фокусируют внимание на разных задачах. Это может быть хобби, азартные игры, экстремальные виды спорта
4. Творческие люди направляют своё отчаяние и страх в созидательное русло.
Преодоление экзистенциального кризиса возможно, когда человек осознаёт, что может управлять своей жизнью. Он уже не хочет делать то, что предписано и решено заранее. Он обретает свободу, к которой стремился готов принять ответственность за неё. Ставя перед собой задачи, опираясь на интуицию, оценивает результаты. Такой кризис означает взросление и созревание личности.
Контролировать свои мысли
Заменить негативные мысли позитивными. Сделать всё, чтобы вложить смысл в свою жизнь: заниматься любимым делом, стать добровольцем или просто проявлять сострадание к ближнему.
Дневник благодарности
Чтобы преодолеть негативные чувства, человек может записывать в дневнике всё то, за что он благодарен (свои таланты, достижения, семью и т. д.)
Познать самого себя
Человеку может помочь и самопознание. Если ему сложно, он может попросить близких определить его положительные качества, какое положительное влияние он оказал на их жизни, какие у него есть сильнейшие, самые замечательные качества.
Не пытаться найти сразу все ответы
Это не значит, что не нужно их искать, но на некоторые вопросы ответов не будет. Человек может попробовать разбить глобальные вопросы на более мелкие ответы. Затем работать над тем, чтобы быть удовлетворённым изучением ответов на более мелкие вопросы. Они же и составляют картину в целом.
Практики для избавления от чувства бессмысленности
Что может быть страшнее, чем нарастающая с каждым днем внутренняя пустота? Человеку не за что зацепиться, чтобы хоть как-то оправдать свою все еще продолжающуюся жизнь.
- Позвольте себе полностью погрузиться в состояние беспомощности, осознание бессмысленности бытия. Вы самый несчастный человек. Сочувствия не будет.
- Вот на последней фразе и концентрируйтесь, пусть она будет фоном всех мыслей. Проверено: когда Вы осознаете это на 100%, захочется что-то делать. И какой-то смысл появится.
- Попробуйте найти вдохновение в каких-то областях. Творчество, волонтёрская помощь и т.п.
- Просто ждите. Некоторые утверждают, что все проходит, пройдёт и это состояние.
- Концентрируйтесь на конкретных действиях, пропуская глобальные цели.
- Выберите себе жизненное кредо и живите по нему, не зная страха и упрёка. Найти его можно с помощью философии, религиозных течений, биографий жизни каких-то уважаемых Вами людей (однако копировать полностью их не стоит. Эти люди и стали известными потому что пошли своей, уникальной дорогой).
- Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Совет конечно самый очевидный, но иногда действительно нужна незаинтересованная третья сторона.
Страницы биографии
Удары судьбы сопровождали Гофмана от рождения до смерти. Он родился в Кёнигсберге, где в ту пору профессорствовал «узколицый» Кант. Родители быстро разошлись, и с 4-х лет вплоть до университета он жил в доме дяди, успешного юриста, но человека чванливого и педантичного. Сирота при живых родителях! Мальчик рос замкнутым, чему способствовал его малый рост и облик уродца. При внешней расхлябанности и шутовстве натура его была уязвима до чрезвычайности. Экзальтированная психика определит многое в его творчестве. Природа наделила его острейшим умом и наблюдательностью. Душа ребёнка, подростка, тщетно жаждавшая любви и ласки, не ожесточилась, но, израненная, страдала Показательно признание: «Юность моя подобна иссушённой пустыне, без цветов и тени».
Университетские занятия юриспруденцией он рассматривал как досадную повинность, ибо по-настоящему любил только музыку. Чиновничья служба в Глогау, Берлине, Познани и особенно в захолустном Плоцке тяготила. Но всё же в Познани счастье улыбнулось: обвенчался с очаровательной полькой Михалиной. Мишка, хоть и чуждая его творческим исканиям и духовным запросам, станет его верным другом и опорой до конца. Влюбляться он будет не раз, но всегда без взаимности. Муки неразделённой любви запечатлеет он во многих произведениях.
В 28 лет Гофман – правительственный чиновник в занятой пруссаками Варшаве. Здесь раскрылись и композиторские способности, и певческий дар, и талант дирижёра. С успехом поставлены два его зингшпиля. «Музы всё ещё ведут меня по жизни как святые заступницы и покровительницы; им предаюсь целиком», – пишет он другу. Но и службой он не пренебрегает.
Вторжение Наполеона в Пруссию, хаос и нескладица военных лет положили конец недолгому благополучию. Началась скитальческая, материально неустроенная, порой голодная жизнь: Бамберг, Лейпциг, Дрезден… Умерла двухлетняя дочь, тяжко занемогла жена, сам заболел нервной горячкой. Он брался за любую работу: домашний учитель музыки и пения, торговец нотами, капельмейстер, художник-декоратор, директор театра, рецензент «Всеобщей музыкальной газеты»… А в глазах обывателей-филистеров этот маленький, невзрачный, нищий и бесправный человечек – попрошайка у дверей бюргерских салонов, шут гороховый. Между тем, в Бамберге он проявил себя как человек театра, предвосхитив принципы и Станиславского, и Мейерхольда. Здесь он сложился как универсальный художник, о котором мечтали романтики.
Быть снобом хорошо или плохо?
Слово «снобизм» еще со времен его первого употребления носило негативную окраску. Снобы обладают множеством отрицательных свойств человеческого характера. В обществе принято считать, что быть снобом – плохо и некрасиво. Ведь они очень часто ведут себя неадекватно. Им не свойственна и противоестественна простота и искренность человеческого общения, как с вышестоящими, так и с подчиненными. Они всегда подразделяют людей в близком окружении на достойных и недостойных своего внимания. Единственным нюансом, с которым связано употребление слова «снобизм» в последнее время, является придание ему некоторого сарказма, небольшой доли иронии. Существует множество людей в современном мире, которые с радостью и особой гордостью называют себя снобами.
Психологическая наука рассматривает сноба как человека, у которого преобладает визуальный вектор. Они эстеты, тонкие ценители всего прекрасного, окружающие себя красивыми предметами и милыми собеседниками. Они умеют видеть красоту окружающего мира, являются постоянными посетителями музеев, различных выставок, конкурсов красоты, театров и художественных галерей. Они с отвращением относятся к различным формам проявления невежества, плодам творчества низкого сорта и неформальным направлениям в искусстве. Это достоинство, положительная черта снобизма и ведет к неблагоприятным последствиям.
Каждый сноб причисляет себя к особому, приоритетному общественному слою, сливкам общества. Относя себя к элите, высшему рангу, всех тех, кто выходит за рамки этого круга, снобы ни во что не ставят, стараясь унизить и доказать их убогость и несостоятельность. Они называют других людей второсортными, недостойными уважения и никчемными. Все новое, нестандартное, необычное, противоречащее их привычному взгляду, они яростно порицают и отвергают. Они убеждают всех в том, что только классика в культуре и устоявшиеся на протяжении веков обычаи могут быть удостоены внимания современного культурного и воспитанного человека. Несмотря на то, что их личные интеллектуальные познания в области культуроведения очень ничтожны. Сноб – достаточно претенциозный тип человека, но с очень жалким внутренним потенциалом и энергией.
Правила поведения со снобом:
При встрече с человеком, который пренебрежителен с вами, пытающимся вас унизить или оскорбить, старайтесь не вступать в конфликт и не общаться с ним
Объяснения в его неправоте он не примет, а если вы будете обращать на него свое внимание, то это приведет вас к душевному расстройству и опустошению, что не является в данной ситуации разумным решением.
Постарайтесь воспринимать его с небольшой долей юмора, как временные неприятные условия погоды.
Достоинство и адекватное поведение – ваше главное оружие в схватке со снобом.
Никогда не опускайтесь до оскорблений и уровня противника.
О «Житейских воззрениях кота Мурра»
Книга задумывалась как итоговая, в ней сплелись все темы и особенности манеры Гофмана. Здесь трагедия соединилась с гротеском, хотя они обратны друг другу. Сама композиция тому способствовала: биографические записки учёного кота прослаиваются страницами из дневника гениального композитора Иоганна Крейслера, которые Мурр использовал вместо промокашек. Так и напечатал рукопись незадачливый издатель, помечая «вкрапления» гениального Крейслера как «Мак. л.» (макулатурные листы). Кому нужны страдания и печали любимца Гофмана, его alter ego? На что они годятся? Разве что на просушку графоманских упражнений учёного кота!
Иоганн Крейслер, дитя бедных и невежественных родителей, познавший нужду и все превратности судьбы, – странствующий музыкант-энтузиаст. Это – любимец Гофмана, он действует во многих его произведениях. Энтузиасту чуждо всё, что имеет вес в обществе, потому его ждут непонимание и трагическое одиночество. В музыке и любви уносится Крейслер далеко, далеко в светлые миры, известные ему одному. Но тем безумнее для него возврат с этой высоты на землю, в суету и грязь маленького города, в круг низменных интересов и мелких страстей. Натура неуравновешенная, постоянно раздираемая сомнениями в людях, в мире, в собственном творчестве. От восторженного экстаза он легко переходит к раздражительности или к полной мизантропии по самому незначительному поводу. Фальшивый аккорд вызывает у него приступ отчаяния. «Крейслер нелеп, почти смешон, он постоянно шокирует респектабельность. Эта неконтактность с миром отражает полное неприятие окружающей жизни, её тупости, невежества, бездумия и пошлости… Крейслер восстаёт один против целого мира, и он обречён. Мятежный дух его гибнет в душевной болезни» (И.Гарин).
Но ведь не он, а учёный кот Мурр претендует на роль романтического «сына века». Да и роман пишется от его имени. Перед нами не просто двухярусная книга: «Крейслериана» и животный эпос «Мурриана». Новое здесь – линия Мурра. Мурр не просто филистер. Он пытается предстать энтузиастом, мечтателем. Романтический гений в образе кота – смешная идея. Вслушайтесь в его романтические тирады: «… я знаю твёрдо: моя родина – чердак!. Климат отчизны, её нравы, обычаи – как неугасимы эти впечатления… Откуда во мне такой возвышенный образ мыслей, такое неодолимое стремление в высшие сферы? Откуда такой редкостный дар мигом возноситься вверх, такие достойные зависти отважные, гениальнейшие прыжки? О, сладкое томление наполняет грудь мою! Тоска по родному чердаку поднимается во мне мощной волной! Тебе я посвящаю эти слёзы, о прекрасная родина…» Что это как не убийственная пародия на романтические эмпиреи йенских романтиков, но ещё больше – на германофильство гейдельбергцев?!
Писатель создал грандиозную пародию на само романтическое мировоззрение, зафиксировав симптомы кризиса романтизма. Именно сплетение, единство двух линий, сталкивание пародии с высоким романтическим стилем рождает нечто новое, неповторимое.
«Что за истинно зрелый юмор, какая сила действительности, какая злость, какие типы и портреты и рядом – какая жажда красоты, какой светлый идеал!» Достоевский так оценил «Кота Мурра», но это достойная оценка творчества Гофмана в целом.
Экзистенциализм — это…
Перекос в сторону трагичности человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных течений западной философии XX века.
Многоголосье экзистенциалистов крайне неоднородно и разнообразно, но всех объединяет интерес к основным темам — человеческие бытие, свобода, выбор, смерть, смысл жизни.
Экзистенциализм сформировался как отдельное философское направление перед Первой мировой войной и просуществовал до середины 1960-х годов, пройдя через все катастрофы XX века.
Но истоки этой философии нужно искать в XIX столетии — в творчестве Ф.М.Достоевского, идеях Ф.Ницше, учении датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, которого называют основоположником экзистенциализма.
*Сёрен Кьеркегор (1813–1855)
Именно Кьеркегор выводит понятие экзистенции, ставшее центральной категорией экзистенциальной философии.
Датчанин впервые за всю историю философии ставит вопрос ребром — почему, собственно, философы занимаются чем угодно — сущностью бытия, первичностью материи, Богом, познаваемостью мира, универсалиями, волей и прочими туманными понятиями — но воротят нос от насущных проблем простого человека с его переживаниями, проблемами, страхами?
Неудивительно, что экзистенциальные вопросы часто звучат в произведениях художественной литературы. Пожалуй, это философское направление как никакое другое отразилось в литературном творчестве.
Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Райнер Мария Рильке, Альберто Моравия — далеко не полный список писателей, поднимающих экзистенциальные темы в своих произведениях.
*Альбер Камю о жизни
Большинство людей живут в условиях неподлинного существования, они плывут по течению, не задумываясь зачем и куда. «Быть как все» — вот девиз такой жизни.
Таким образом, цель человеческой жизни — экзистенция, обретение себя. Экзистенциальная истина — это не то, что познается, а то, что переживается каждым человеком индивидуально.
Экзистенциальные проблемы
Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.
Например:
- «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
- «Какова цель моей жизни?»
- «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
- «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»
Цели экзистенциализма
Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни
А именно:
научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
помочь ему самореализоваться
Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
помочь ему социально приспособиться
Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.
Экзистенциализм глазами обывателей
На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:
Экзистенциализм — философское понятие, простыми словами объяснить его не так просто. Это такое личное ощущение человека, когда он как бы смотрит и оценивает себя со стороны. Понимая временность собственного существования, он все же не жалеет о своем пребывании на этой земле. Ощущения эти могут быть временными, некоторые люди способны испытать их только перед лицом смертельной угрозы либо непосредственно перед смертью.
Экзистенциальность — это, если простыми словами, когда человек не взваливает ответственность за свои поступки на природу, обстоятельства или другие факторы. Каждый выбор является актом свободной воли, именно свободна и ответственность становились предметом рассмотрения философии.
Литературное наследство Гофмана
Сам Гофман своё призвание видел в музыке, но славу приобрёл писательством. Всё началось с «Фантазий в манере Калло» (1814-15), затем последовали «Ночные рассказы» (1817), четырёхтомник новелл «Серапионовы братья» (1819-20), своеобразный романтический «Декамерон». Гофман написал ряд больших повестей и два романа – так называемый «чёрный», или готический роман «Эликсиры сатаны» (1815-16) о монахе Медарде, в котором сидят два существа, одно из них – злой гений, и незавершённые «Житейские воззрения кота Мурра» (1820-22). Помимо этого, сочинялись сказки. Самая известная из них рождественская – «Щелкунчик и мышиный король». С приближением Нового года в театрах и по телевидению идёт балет «Щелкунчик». Музыка Чайковского у всех на слуху, но лишь единицы знают, что балет написан по сказке Гофмана.
Мнение Психологов
️ Экзистенциальные кризисные ситуации встречаются довольно часто, они связаны с такими явлениями как: смерть, свобода, одиночество. Они затрагивают самые глубинные основы жизни, могут возникать как продолжение психологических проблем личности, когда жизненные неурядицы провоцируют «самокопание».
️ По мнению психологов, их возникновение связано с недостаточной самореализацией человека. Например, кризис среднего возраста тоже возникает от осознания бессмысленности жизни. Человек чувствует смутный дискомфорт, не имея чёткого понимания, откуда он берётся. В поисках избавления от него люди предпринимают кардинальные попытки изменить свою жизнь – уходят с работы, расстаются с партнёрами, бросаются «во все тяжкие».
️ Перманентный экзистенциальный кризис, который испытывают некоторые люди, длится долгое время и не прекращается. Внутренняя борьба может длиться годы и десятилетия. Личность находится в постоянном поиске ответов и не находит их. Впрочем, это не означает, что человек думает о смысле бытия неусыпно и круглосуточно. Он всё же отвлекается на события, происходящие вокруг.
️ Кризис может утихать на месяцы и годы, принимая образ мысленного фона. Периодически человек возвращается к своим размышлениям, используя новую информацию о себе и окружающем мире, которую получил за время затишья. Если же погружение настолько велико, что перерастает в депрессию, тогда требуется помощь специалистов. Дело в том, что сомнения, не получившие естественного разрешения, приводят к подавленному состоянию, а оно, в свою очередь, провоцирует суицидальные мысли. Поэтом в благополучных развитых странах люди гораздо чаще испытывают подобные наклонности.
️ Они не так сильно озабочены выживанием, физическим трудом и у них есть достаточно свободного времени для праздных размышлений. Есть мнение, что такие состояния лечатся трудом. Физическая деятельность, связанная с ежедневными усилиями, утомляет организм настолько, что у человека не остаётся сил размышлять о своём существовании. После работы он «проваливается» в сон, а мозг в это время отдыхает и «перезагружается», не оставляя шансов для появления кризиса.
️ Казалось бы, это явление должно вызывать отрицательное отношение, ведь оно лишает покоя многих людей. Но если взглянуть на человеческую историю, то можно наблюдать, что это состояние стало причиной появления многих художественных произведений фундаментальных поступков знаковых личностей. Именно глобальное переосмысление жизни породило великолепные плоды творчества художников, писателей, музыкантов и учёных.
Человек – сложное существо и его психология полна ловушек. Мы стремимся к улучшению своего материального положения, облегчению жизни, повышению её уровня, что естественно. Однако, достигнув желаемого, погружаемся в мир мыслей, сомнений и раздумий
Этот замкнутый круг можно победить, лишь соблюдая баланс между физическим и ментальным миром, уделяя внимание жизни своего тела и в достаточной мере развивая интеллект
️Впрочем, для человечества в целом экзистенциональный кризис как явление необходим, для его общего развития. Более того, система современного образования опирается на его принципы. Все неудачи и проблемы считаются очередной ступенькой для развития и показателем ошибок, которые требуют исправления.
(Visited 13 716 times, 24 visits today)
Двоемирие Гофмана: буйство фантазии и «суетня жизни»
Каждый истинный художник воплощает своё время и ситуацию человека в этом времени на художественном языке эпохи. Художественный язык гофмановского времени – романтизм. Разрыв между мечтой и действительностью составляет основу романтического миросозерцания. «Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман» – эти слова Пушкина можно поставить эпиграфом к творчеству немецких романтиков
Но если предшественники, возводя свои воздушные замки, уносились прочь от земного в идеализированное Средневековье или в романтизированную Элладу, то Гофман отважно погружался в современную реальность Германии. При этом он как никто до него смог выразить тревожность, зыбкость, изломанность эпохи и самого человека
По мысли Гофмана, не только общество поделено на части, каждый человек, его сознание раздвоено, разорвано. Личность утрачивает свою определённость, цельность, отсюда мотив двойничества и безумия, столь характерный для Гофмана. Мир неустойчив, и человеческая личность распадается. Борьба между отчаянием и надеждой, между мраком и светом ведётся почти во всех его произведениях. Не дать тёмным силам места в своей душе – вот что волнует писателя.
При внимательном чтении даже в самых фантастических вещах Гофмана, таких как «Золотой горшок», «Песочный человек», можно обнаружить весьма глубокие наблюдения над реальной жизнью. Он сам признался: «Во мне слишком сильно чувство реальности». Выражая не столько гармонию мира, сколько жизненный диссонанс, Гофман передавал его с помощью романтической иронии и гротеска. В его произведениях полным полно всяческих духов и призраков, происходят вещи невероятные: кот сочиняет стихи, министр тонет в ночном горшке, у дрезденского архивариуса брат – дракон, а дочери – змейки и прочее и прочее, тем не менее, он писал о современности, о последствиях революции, об эпохе наполеоновских смут, которые многое перевернули в сонном укладе трёхсот немецких государств-княжеств.
Он заметил, что вещи стали властвовать над человеком, жизнь механизируется, автоматы, бездушные куклы берут верх над человеком, индивидуальное тонет в стандартном. Он задумывался над таинственным феноменом претворения всех ценностей в меновую стоимость, прозревал новую силу денег.
Что позволяет ничтожному Цахесу превратиться в могущественного министра Циннобера? Три золотых волоска, которыми наделила его сострадательная фея, имеют чудодейственную силу. Это отнюдь ещё не бальзаковское понимание беспощадных законов нового времени. Бальзак был доктором социальных наук, а Гофман – провидец, которому фантастика помогала обнажать прозу жизни и строить гениальные догадки о будущем. Показательно, что сказки, где он давал волю безудержной фантазии, имеют подзаголовки – «Сказки из новых времён». Он не просто судил современную действительность как бездуховное царство «прозы», он сделал её предметом изображения. «Опьянённый фантазиями Гофман,– как писал о нём выдающийся германист Альберт Карельский, – на поверку обескураживающе трезв».
Уходя из жизни, в последнем рассказе «Угловое окно» Гофман поделился своей тайной: «Ты, чего доброго, думаешь, что я уже поправляюсь? Отнюдь нет… Но вот это окно – утешение для меня: здесь мне снова явилась жизнь во всей своей пестроте, и я чувствую, как мне близка её никогда не прекращающаяся суетня».
Берлинский дом Гофмана с угловым окном и его могилу на иерусалимском кладбище «подарили» мне Мина Полянская и Борис Антипов из породы энтузиастов, столь чтимой нашим юбиляром.
О сборнике «Фантазии в манере Калло»
Французский художник XVII века Жак Калло известен своими гротескными рисунками и офортами, в которых реальность выступает в фантастическом обличье. Уродливые фигуры на его графических листах, изображавших сцены карнавала или театральные представления, пугали и притягивали. Манера Калло импонировала Гофману и дала определённый художественный стимул.
Центральным произведением сборника стала новелла «Золотой горшок», у которой подзаголовок – «Сказка из новых времён». Сказочные происшествия случаются в современном писателю Дрездене, где рядом с обыденным миром существует потаённый мир чародеев, волшебников и злых колдуний. Впрочем, как выясняется, они ведут двойное существование, некоторые из них прекрасно совмещают магию и волшебство со службой в архивах и присутственных местах. Таков ворчливый архивариус Линдхорст – владыка Саламандр, такова злая старуха-колдунья Рауэр, торгующая у городских ворот, дочь репы и драконова пера. Именно её корзинку с яблоками нечаянно опрокинул главный герой студент Ансельм, от этой мелочи и пошли все его злоключения.
Каждая глава сказки названа автором «вигилия», что на латинском языке означает – ночная стража. Ночные мотивы вообще характерны для романтиков, здесь же сумеречное освещение усиливает таинственность. Студент Ансельм – растяпа, из породы тех, у кого, если падает бутерброд, то непременно маслом вниз, но и он верит в чудеса. Он – носитель поэтического чувства. При этом он надеется занять подобающее место в обществе, стать гофратом (надворным советником), тем более, что дочь конректора Паульмана Вероника, за которой он ухаживает, твёрдо определилась в жизни: она станет женой гофрата и будет красоваться по утрам в окне в элегантном туалете на удивление прохожим франтам. Но волею случая Ансельм прикоснулся к миру чудесного: внезапно в листве дерева он увидел трёх изумительных золотисто-зелёных змеек с сапфировыми глазами, увидел и – пропал. «Он чувствовал, как в глубине его существа шевелилось что-то неведомое и причиняло ему ту блаженную и томительную скорбь, которая обещает человеку другое, высшее бытие».
Гофман проводит своего героя через множество испытаний, прежде чем он попадает в волшебную Атлантиду, где соединяется с дочкой могущественного повелителя Саламандр (он же архивариус Линдхорст) – синеглазой змейкой Серпентиной. В финале все обретают партикулярный облик. Дело заканчивается двойной свадьбой, ибо Вероника находит своего гофрата – это прежний соперник Ансельма Геербранд.
Ю. К Олеша в заметках о Гофмане, которые возникли при чтении «Золотого горшка», задаётся вопросом: «Кто он был, этот безумный человек, единственный в своём роде писатель в мировой литературе, со вскинутыми бровями, загнутым книзу тонким носом, с волосами, навсегда поднявшимися дыбом?» Возможно, знакомство с его творчеством позволит ответить на этот вопрос. Я бы рискнула назвать его последним романтиком и родоначальником фантастического реализма.
Значение слова «филистер»
Фото автора Kseniya Kopna: Pexels
Слово «филистер» пришло в русский язык из немецкого, Philister. При заимствовании были учтены правила русского языка. Слово перешло с оригинальным написанием, лексическим значением и произношением. Правильно говорить «фили́стер», с акцентом на второй слог.
Давай посмотрим, какое оно имеет лексическое значение. В толковом словаре, составленным Владимиром Далем, характеризуют филистера, как человека с узким взглядом на происходящее. Такие люди преданны рутинности. Это самодовольные мещане, малограмотные обыватели. Их отличительная черта — лицемерие, фальшивость, двоедушие.
Филистеры – люди, которых не заботит удовлетворение духовных потребностей. Те, кто не стремятся к познанию. Они не нуждаются в эстетике, красоте мира, удовлетворяются лишь физическими потребностями. Таким людям присущ мещанский, обывательский кругозор, ханжеское поведение.
Другое обозначение слова
Немецкий филолог Фридрих Клуге написал научную работу, связанную со словом «филистер». Он отметил следующие необычные его лексические значения:
- В Библии употребляется слово «филистер» для обозначения Голиафа, великана и силача, который был сын Филистимской земли, юга Ханаанской стороны.
- Профессор приводит цитату из книги, датированной 1672 годом. Там говорится, что филистером зовут грандиозного, могучего мужчину, приводится олицетворение его с башней и деревом.
- В конце XVII века слово «филистер» употребляется для обозначения воинов, которые несут вахту ночью, мушкетеров, чьим долгом было сопровождать надзирателя за поведением студентов вне стен университета.
- В энциклопедии, созданной Брокгаузом, говорится, что филистер – опытный, пожилой человек, который принадлежит к достойному кругу почтенных людей.
Багаж знаний — софизм, казуистика, филистер
В XIX веке в Прибалтике, в городе Дерпте, упоминается филистер, как воспитанник университета. Также называют и выпускников прибалтийских университетов. Обычно в этом случае филистер сокращается до «фил».
Слово филистер активно использовал в своем лексиконе Александр Пушкин, упоминая его в романе «Евгений Онегин» для характеристики Ленского.
Основной навык специалиста
Понимая, кто такой менталист по своей сути, необходимо также дополнительно разобраться в том, какими навыками он пользуется. Самым главным среди них является понимание. Оно является основой для того чтобы осуществлять чтение других.
Если менталист разговаривает с другим человеком, ему обязательно необходимо его понимать. Этому довольно сложно научиться, поэтому не всем данная «способность» подвластна. Чаще всего люди всего лишь притворяются, что они понимают своих знакомых, близких и друзей.
Желание понять других – это редкий дар, который дан далеко не всем живым существам. Им надо уметь пользоваться правильным образом, чтобы в итоге узнать о собеседнике то, что он, возможно, даже и не сказал вслух. Прежде всего, чтобы этого достичь, следует уметь выслушивать речь до конца, не перебивая и не отвлекаясь. Таким образом, еще и рождается интерес к тому, о чем повествуется в рассказе.
Менталисту следует играть роль покорного ученика, который поставил себе за цель выслушать и понять, а не залезть в душу. Интересным и удобным пособием, которое помогает этого достичь, является и сам сериал «Менталист». Именно ему стоит быть благодарным за распространение знаний о данном термине по всему миру. Просматривая данную киноленту, можно понять не только основные особенности поведения менталиста, но и использующиеся им приемы, который в той или иной мере позволяют «читать» окружающих, понимая их мысли.
Использование слова «ханжа»
—
«И Лена, учуяв маленькую слабость матери, в минуты раздражения говорила про неё Дмитриеву: ханжа. А он приходил в ярость. Орал: «Кто ханжа? Моя мать ханжа? » (Ю. Трифонов «Обмен»)— «Он был ханжа. Он думал, что он бессмертен, и не торопился » (Б. Окуджва «Новенький как с иголочки»)— «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем » (А. Островский «Гроза»)— «Романтик вы, Урусов, ― сказал Савельев, ― и, как все романтики, самодур и ханжа; а особо романтические натуры, к вам это не относится, еще и выжиги » (Н. Галкина «Вилла Рено»)— «Он не ханжа и все понимает, живет на земле, а не в облаках и, кстати, не только глава коллектива, он еще и глава семейства » (Л. Зорин «Юпитер»)