Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время
Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются
Ассоциативное мышление — это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связан с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека. Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и человека. Примером ассоциативного мышления может служить ребенок, который придает перевернутому цветку значение «девушка» и оперирует далее созданными аналогиями в процессе игровой деятельности. В данном случае воображению нет предела.
Взрослый человек, например, при слове «персик» представляет себе сад, дерево, голубое небо, насекомых, летний зной, землю, запах фрукта.
Из ассоциативно – образного мышления вытекает также способность человека творить что – то новое, генерировать новые идеи. Данный вид мышления способствует благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся. Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление.
С помощью упражнений для развития ассоциативного мышления можно увеличить количество ассоциативных образов и связей, а значит развить свой творческий потенциал.
Как развить ассоциативное мышление?
Упражнение 1. Составление цепочек ассоциаций
Называем любое слово для начала цепочки, затем следующее, которое с ним ассоциируется в Вашей памяти.
К примеру: небо-птица-клюв-пища и т.д.
Упражнение 2. «Поиск цепочки ассоциаций»
Называем два исходных слова. Далее подбираем цепочку слов-образов, которая начинается первым выбранным словом и заканчивается вторым. Например, имеются два слова: дерево — дождь. Составим цепочку: дерево – плоды – засуха — дождь. Или же: сено и рояль. Цепочка: сено – коса – смерть – гроб – церковь – костел — орган — рояль.
Упражнение 3. «Сочетание по признаку»
Называем 2-3 слова, затем подыскиваем к ним несколько слов, подходящих к одному либо ко всем исходным по определениям или признакам. Например, полый и темный: куб, ведро, бочка, кувшин.
Упражнение 4. «Подходящие слова»
Выбираете 2-4 слова, затем ищем в памяти те слова, которые подходили бы к каждому взятому за основу цепочки слову одновременно. Например, исходные слова: камин – огонь – растопка. Подходящие слова: гостиная, комната, дом, ресторан.
Упражнение 5. Необычные ассоциации
Исходя из одного первого слова в цепи, подбираем оригинальные, необычные слова, дальние от него по смыслу. Например, первое слово ручка. Банальная ассоциация – тетрадь. А вот «пускание мыльных пузырей» из ее полости или «древний состав чернил» уже более необычная ассоциация.
Тест на ассоциативное мышление
Игра в ассоциации используется как метод исследования своих глубинных проблем и особенностей личности, тестирования себя.
С помощью теста вы можете заглянуть в свое подсознание!
- Введите первые 16 слов, которые приходят вам в голову.
- Для упрощения ниже Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
- Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
- Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
- Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов.
- Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов, из 2 слов.
- Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему — ведь вы практически вытащили его из своего подсознания.
Перечень букв, на которые начинаются слова-ассоциации:
Следует отметить, что ассоциативный метод исследования появился впервые в психоанализе З. Фрейда, который вывел и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямое проецирование глубоко внутренних, часто неосознаваемых проблем. Пройдя данный тест, Вы лучше познаете себя и корень своих проблем.
Как работать с метафорическими ассоциативными картами?
Главная ценность МАК в том, что они помогают завязать разговор с клиентом и преодолеть защиты сознания. Людям сложно раскрыться на сеансе у психолога, и наводящие вопросы не всегда работают. Человек ходит вокруг главной проблемы, но иногда даже не осознает то, что является источником его дискомфорта.
Карты МАК извлекают из подсознания мысли и чувства человека, реальные мотивы его поступков и причины проблем. Клиент встречается со своим бессознательным, погружается внутрь себя. В присутствии психолога человек вновь проживает свою проблему. Специалист наблюдает за этим и понимает, как выстраивать терапию.
Во время сеанса у клиента складывается ощущение чуда: он вытягивает карту, и она точно описывает его. На самом деле это механизм проекции. Какое бы изображение клиент ни видел — даже просто круг или квадрат, — оно говорит о нем.
Очевидно поэтому, что у изображений нет единой трактовки, она зависит только от субъективного восприятия. Ни одна карта сама по себе не обладает позитивным или негативным смыслом. Например, картинка с человеком, идущим по темной улице в одиночестве: один клиент увидит надвигающуюся угрозу, другой — самого себя, бредущего поздно вечером с работы.
Работа с картами проходит в диссоциированном и ассоциированном режиме. Диссоциация (отстранение) нужна при анализе сложного и неприятного опыта. Ассоциация «достает» из человека его «тень», помогает найти внутренние ресурсы.
Как работать с метафорическими картами
Техник работы с метафорическими картами много — как мы писали выше, они задействуют творческое начало не только клиента, но и психолога. В основном они строятся вокруг следующих элементов:
Выбор — вслепую или в открытую. Первый вариант позволяет добавить творчества, игрового начала и облегчает переход от логики и рационального мышления к интуитивному. Но не всем подходит случайность, заложенная в таком выборе. Во втором случае человеку может быть спокойнее, он сильнее ощущает отнесённость карты именно к его жизни.
Вопросы — по инструкции или спонтанные, после выбора или до него, от психолога или от клиента. Чаще всего используются комбинации — например, человек может вытаскивать карту в поисках ответа на заранее сформулированный вопрос, а психолог помогает интерпретировать ответ через спонтанные вопросы.
Количество карт — иногда выбор ограничивается одной картой, в другой раз — картой и словом, бывают ситуации, когда из карт выстраиваются мостики от прошлого или настоящего к будущему или через них раскрываются разные стороны одного вопроса.
Хочется отметить, что одно из основных правил работы с МАК — свобода, которая есть у вытащившего карту. Он может счесть её неподходящей, отвечающей на другой вопрос или попросить вытянуть другую. Как правило, работа с МАК во многом строится уже внутри процесса, с учётом стиля психотерапевта и личностных особенностей клиента. Так, для некоторых ситуация выбора вслепую может быть связана с повышением тревоги или наоборот — тревога будет подниматься при необходимости отобрать одну карту в открытую.
Наконец, метафорические карты можно сочетать с другими методами, что ещё расширяет вариативность их использования. Так, МАК используются в трансформационных играх («Лила чакра», «Путь к мечте» и др.) . Это формат психологических тренингов, на которых человек переживает какие-то изменения; это может быть определение внутренних препятствий к достижению желаемого результата, прохождение в игровой форме пути, который предстоит в будущем, раскрытие ресурсов…В трансформационной игре у каждого — свой результат и свои задачи, а метафорические ассоциативные карты помогают войти в игровой процесс и действительно прожить путь трансформации.
И хотя для использования колод не требуется специального обучения, начинающим специалистам может быть полезно пройти соответствующие психологические тренинги. В основном их три вида — те, где обучение МАК является частью более широкого курса; те, где идёт опора на работу с определёнными темами и колодами; и курсы, предлагающее знакомство с общими правилами работы. А ещё можно потренироваться работать с картами бесплатно онлайн, почувствовать себе увереннее при использовании этого инструмента для работы с подсознанием.
Как развить ассоциативное мышление
Ассоциативное, как и другие виды мышления, можно развивать. Главное требование в этом вопросе — регулярно проводить тренировки, выполняя ряд простых упражнений.
Работа с детьми
Развивать мышление такого типа лучше с детства. Детям легче, чем взрослым устанавливать связи между предметами, событиями и явлениями. Как же помочь им развить способность мыслить ассоциациями?
Для начала расскажите ребенку о предметах, которые его окружают, и о том, что с ними можно делать. После переходите к обобщению. Например, объясните, что тарелки, чашки, кастрюли — это все посуда, а диван, шкаф и стул — мебель.
Эти упражнения подойдут для маленьких детей. Для тех, кто старше, нужны более сложные задания. Предложите ребенку определить правильную последовательность предметов или найти в них один общий признак.
Помните, что не всегда ассоциации будут позитивными. Иногда дети остро реагируют на тот или иной образ. Например, белый халат они связывают с врачом, а самого врача с уколом и т.д. Такие ассоциации называют подавленными. От них нужно избавляться.
Упражнения для взрослых
Регулярное выполнение простых упражнений поможет вам научиться быстро создавать ассоциативные цепочки и запоминать новую для вас информацию.
- Возьмите 2 слова, которые никак не связаны между собой. Создайте между ними ассоциации.
- Придумайте 1 слово, с которого вы начнете построение ассоциативной цепочки. Подбирайте к нему ассоциации до тех пор, пока получается.
- В этом упражнении пусть у вас будет 3 слова. Подбирайте ассоциации, которые подходят к этим словам по каким-либо признакам. Например, вы выбрали «яркий» и «горячий». Подумайте, какие объекты или явления могут иметь такие характеристики.
- К нескольким исходным словам подберите ассоциации, подходящие к каждому из них.
- Возьмите 1 слово и подберите к нему необычную ассоциацию, которая, на первый взгляд, не имеет к нему никакого отношения.
- Подумайте о ком-то из своих друзей. Подберите песню, которая характеризует его наилучшим образом. Пусть это будет то, что первым придет в голову. Также можно включить радио или любимый плейлист, закрыть глаза и понаблюдать за возникающими в сознании ассоциациями.
- Проведите мозговой штурм. Что это такое? Возьмите лист бумаги и запишите на него все слова, которые приходят вам в голову. Прочитайте записи. Подумайте, как эти слова связаны между собой. Естественно, некоторые из них поставят вас в тупик. Не пугайтесь и не останавливайтесь. Попробуйте разобраться.
Это упражнения на развитие ассоциативного мышления, которые можно выполнять самостоятельно. Есть и те, которые можно делать группой, например, в кругу друзей:
- Ведущий придумывает слово. Участники по очереди должны назвать вызванные им ассоциации. При этом им нужно составить ассоциативную цепочку. Каждое новое слово нужно связывать с предыдущим по смыслу.
- В этом упражнении смысл остается таким же: к исходному слову нужно придумать ассоциации. Только на этот раз не прямые, а косвенные. Человек должен назвать образ, возникающий именно в его подсознании. Пусть даже он и не будет иметь прямого отношения к объекту.
Последний этап — обсуждение. Пусть каждый участник расскажет, чем вызвана та или иная ассоциация, почему он назвал именно ее. Это поможет заглянуть внутрь себя, достать то, что хранится глубоко в подсознании.
Что такое ассоциативное мышление
Ассоциативное мышление — что это? Это выраженная словами связь между двумя или более понятиями. Подсознание работает с поступающей в мозг информацией, не применяя при этом способность проводить логический анализ. С ассоциативным мышлением связывают восприятие окружающего мира, способность принимать решения и генерировать идеи. Его развитие зависит от внимания, памяти, жизненного опыта каждой отдельной личности.
Что такое ассоциативное мышление, можно показать на примере. Допустим, вы познакомились с каким-то новым предметом или человеком. В этот момент ваш мозг начинает активно действовать. Он сравнивает то, что вы только что узнали, с тем, что знали до этого. При это он создает ассоциации. При следующей встрече с объектом вы его узнаете благодаря уже закрепленным в подсознании ассоциациям. Чем больше их будет, тем проще вам вспомнить и проанализировать ситуацию.
А теперь наглядный пример. Представьте человека, который первый раз в жизни увидел северное сияние. Он сравнивает его с чем-то знакомым, например, салютом или молнией. Звук, который сопровождает явление, похож на треск дров в печи. И так дальше. Встретив нового знакомого, человек отметит, что его голос похож на голос коллеги. Форма лица такая же, как у кого-то из родственников, а походка как у близкого друга.
Ассоциативная теория мышления
Наука психология возникла одной из последних: ей всего 100 лет. И ассоциации сыграли одну из основных ролей в познании психической деятельности человека. Например, психическую активность прочно связывали именно с набором накопленных ассоциаций.
Считалось, что психическая деятельность основывается исключительно на ассоциациях и связи прошлого опыта с настоящим.
Эта теория, конечно, не смогла объяснить особенности творческого мышления, которое мало связано с прошлым опытом. тем не менее, внесло большой вклад в развитие психологии как науки познания человеческой души.
Значение ассоциаций в развитии мышления:
- использование наглядного материала повышает восприимчивость и усвоение учебного материала;
- обучение чему-либо возможно только через правильные образы и представления;
- стимулирует сознание: заставляет его анализировать, сравнивать и обобщать.
Благодаря ассоциативному мышлению были созданы подводные лодки (наблюдали за рыбами) и самолеты (наблюдали за полетом птиц). У дельфинов сплагиатили идею эхолокации, а у бабочек и птиц научились раскрашивать ткани для одежды.
Шерсть животных использовали для утепления, у некоторых птиц научились делать жилище, у термитников научились создавать инфраструктуру.
Липучки на одежде и обуви появились не просто так: на этот полезный и удобный способ застежки швейцарского ученого Жоржа де Менстраля вдохновил обычный репейник. Он так активно цеплялся за одежду, что напросился увековечить свою способность в создании липучек. Вообще, наблюдение за жизнью животных и растений многому научило человека.
Развитие ассоциативного мышления:
- способствует развитию воображения;
- развивает креативность, генерирует новые идеи;
- облегчает восприятие;
- помогает решить сложные задачи;
- стимулирует развитие мозга;
- увеличивает объем памяти.
С помощью ассоциативного мышления можно запоминать сложные названия и иностранные слова.
Ассоциативное мышление необходимо развивать с самого раннего детства, когда ребенок учится говорить и запоминать новые слова. Например, он должен понимать, что чашки и тарелки с ложками относятся к категории «посуда». Конструктор, куклы, машинки, кубики — это игрушки. Стулья, столы и кровати — мебель.
Психологи отмечают важность правильного понимания ассоциативных связей, чтобы они не спровоцировали глубокий психологический комплекс. Например, ассоциативная цепочка «укол, боль, белый халат, врач» и связанная с ней негативная реакция может стать подсознательным страхом в будущем
Важно вовремя выявить негативные ассоциации и успокоить ребенка, настроить на позитивный лад
Ассоциации в психологии: основные виды
Связи между явлениями и предметами могут затрагивать те или иные их стороны.
В связи с этим выделяются ассоциации различных видов:
- Ассоциации по сходству . Предметы внешне похожи друг на друга: яблоко – шар, лампочка – груша, ложка – лопата и т. д.
- Ассоциации по контрасту . В этом случае предметы имеют противоположные признаки: чёрный – белый, мокрый – сухой, тяжёлый – лёгкий и др. Они считаются самым сложным видом ассоциаций, да и изучены они ещё недостаточно.
- Ассоциации по смежности во времени или пространстве . В этом случае оба предмета расположены близко друг к другу в пространстве или времени: лето – отпуск, зима – снег, стол – стул и т. д.
- Причинно-следственные ассоциации . Предметы здесь являются причиной и следствием друг друга: лампочка – свет, дождь – лужа, яд – смерть и др.
- Ассоциации по смыслу . Это такие взаимосвязи между предметами, которые отражают личный опыт человека и могут быть непонятны для непосвящённых. Например: самолёт – любовь. Для обычного человека никакой связи между этими понятиями не существует; однако для того, кто летел однажды в самолёте и там встретил девушку, в которую влюбился, эта пара понятий имеет абсолютно конкретную и однозначную связь.
Возникновение ассоциаций – важное условие для полноценного мышления. На их образование влияют несколько факторов
На их образование влияют несколько факторов
- Скорость протекания нервных процессов, отчего зависит и быстрота рефлексов мозга . Чем выше эта скорость, тем быстрее возникают ассоциации и тем они разнообразнее.
- Память и хранящаяся в ней информация . Человек с хорошей памятью будет порождать более богатые и глубокие ассоциации, следовательно, результаты мышления в этом случае будут более оригинальными.
- Воображение . Когда рождаются ассоциативные связи, возникающие образы подвергаются трансформации, их элементы соединяются в разных сочетаниях. Так действует воображение, и его работа чрезвычайно важна для функционирования мышления в целом.
- Подсознание . Ассоциативные процессы распространяются по всему мозгу, затрагивая и область подсознания. Эта часть мышления обычно недоступна для нашего наблюдения и контроля, и ассоциации – один из немногих способов проникнуть туда.
Обычно ассоциации – имеют индивидуальный характер, ведь они связаны с личным опытом. Однако среди них есть такие, которые являются общими для большого количества людей, и даже такие, которые охватывают большинство людей. Так, снег большинство людей связывают с зимой, а жару – с летом.
Упражнения для развития креативного мышления
Беглость
1. Задаем определенное количество идей для решения конкретной задачи.
Пример: На столе стоит стакан. Трогать его нельзя. Придумайте не менее десяти способов, как из него удалить воду.
2. Ставим таймер на 10-15 минут и пишем максимальное количество способов решения конкретной задачи.
Пример: Напишите любые варианты использования обыкновенной канцелярской скрепки. Это упражнение — тест, который в США проводили для проверки уровня креативности детей раннего возраста. Школьники начального звена легко находили 40-50 способов, а в отдельных случаях и больше сотни. Дети средней школы справлялись с этой задачей в три раза хуже, а в старших классах варианты можно было пересчитать по пальцам.
Оригинальность
В качестве инструмента подойдет метод фокальных объектов.
- Придумываем предмет, который хотим улучшить. Например, кастрюлю.
- Выбираем ряд случайных объектов — например, котенок и ластик — и пишем их свойства. Чем больше, тем лучше.
- Присоединяем их свойства к исходному объекту, развиваем полученные варианты путем ассоциаций.
- И вот уже готовы идеи новой кастрюли. Например, мяукающая кастрюля — прообраз мультиварки или гибкая кастрюля — идея посуды из силикона.
Гибкость
Для развития гибкости нужно расширять кругозор, насмотренность. Люди не создают идеи из воздуха — информация берется из той картины мира, которая на данный момент есть в голове
Поэтому так важно посещать музеи, выставки, путешествовать, читать книги, общаться с разными людьми и так далее. Детям очень полезно будет почитать фантастику, где есть масса идей, которые могут реализоваться уже в ближайшем будущем.
Ассоциативное мышление
Помимо беглости, оригинальности и гибкости, для развития креативности полезно развивать ассоциативное мышление. Во-первых, на ассоциациях рождаются идеи. Во-вторых, дети очень любят игры в ассоциации. Вот несколько упражнений на эту тему:
1. «Цепочка ассоциаций».
Выбираем любое слово или словосочетание и начинаем строить цепочку ассоциаций. Например, «банк» — работа, отпуск, предвкушение, радость.
2. «Неправильная цепочка ассоциаций».
Выбираем два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе — ее концом. Задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например, исходные слова «собака» и «машина». Цепочка: «собака — лай — прохожий — тротуар — дорога— машина».
Эти упражнения покажут, как у вас обстоят дела с характеристиками креативного мышления. Например, чем длиннее цепочка, тем лучше беглость. Если играете в команде с ребенком, можно оценить оригинальность ваших ассоциаций (если повторяются у обоих — неоригинально, если у кого-то одного — браво). И чем больше будет категорий, по которым можно распределить ваши ассоциации, тем лучше развита гибкость.
С помощью этих несложных занятий можно развить креативное мышление не только у детей. Взрослым это даже полезнее. Ведь, чем старше мы становимся, тем более шаблонно мыслим. Развивайте креативное мышление всей семьей — это отличный вариант досуга, который не только учит, но и сближает.
Материалы по теме:
- Как креативно «переизобретать» обучение
- Юлия Бродская: «Главная цель обучения — помочь человеку отыскать собственный смысл в жизни»
- 3 способа творчески «перепридумать» школьные уроки
Упражнения на развитие мышления
Чтобы развить ассоциативное мышление, нужно регулярно выполнять упражнения.
- Нужно взять пару несвязанных друг с другом слов и постараться выстроить между ними ассоциативную цепочку. Например: автомобиль и дерево. Можно восстановить между ними логическую связь следующим образом: автомобиль — трасса — лесополоса — дерево.
- Возьмите несколько разных слов и постарайтесь найти к ним общие ассоциации. Например: окошко, бусы, бутылка. Общие ассоциации будут следующими: стеклянный, прозрачный, сверкающий, твердый.
- Найдите ассоциации, которые подходят для нескольких слов и объединяют их в одну категорию. Например, ассоциации со словами «блестящий, холодный» — это металл, лед, алмаз.
Письменное упражнение
Запишите в вертикальный ряд 16 любых букв и к каждой букве допишите слово, которое первым придет в голову. Не нужно что-то специально придумывать, записывайте первое подходящее.
Далее эти 16 слов нужно организовать по парам и выстраивать между ними ассоциативную цепочку. Затем можно находить ассоциации к уже найденным ассоциациям и выстраивать цепочки.
Таким методом пользовались в своих исследованиях бессознательного Юнг и Фрейд. Он помогает проникнуть в глубины психики и изучить самого себя, найти в себе неизведанные ранее потайные места.
С помощью данного метода можно найти решение любой проблемы, потому что именно в подсознании находятся ответы на все вопросы
Важно записывать на лист все ассоциации, которые приходят в голову
Индивидуальные и групповые техники
С помощью МАК психолог может проработать любую проблему клиента. Например, человек жалуется на нерешительность. Психолог просит его выбрать карту, которая ассоциируется с этим состоянием. Далее специалист распутывает клубок ассоциаций, задавая вопросы: «Чего боится ваша нерешительность?», «Что усиливает ее?» и так далее. Клиент выбирает карты, проблема начинает говорить сама за себя.
Любое изображение на карте «говорит» о внутреннем мире клиента
Еще одна простая техника — «Визитка». Ее цель – помочь человеку представиться на сеансе индивидуальной или групповой терапии и ответить на внутренний вопрос: «Кто я?» Психолог раскладывает на столе карты, человек берет ту, которая соответствует его личности, и через описание изображения рассказывает о себе.
Многие семейные техники МАК предназначены для работы партнеров друг с другом без специалиста. Например, муж и жена могут попробовать парную технику. Жена выбирает карты, составляя свою идеальную семью, а муж – свою. Затем они меняются местами и объясняют, что видят в раскладе супруга. Так люди начинают понимать себя и другого, объяснять, чего они хотят.
Для групповой работы можно применить технику «Иногда я бываю таким». На столе перед участниками сеанса раскладывается портретная колода МАК. Каждый вслепую вытягивает по одной карте и описывает, каким он бывает, основываясь на ассоциациях от изображения.
Сеанс работы с МАК