Эго
Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego», что означает «я». Эго является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Эго стремится к выражению и удовлетворению желаний Ид, но уже в соответствии с теми ограничениями, которые налагает внешний мир.
Структура и функция Эго произрастают из Ид. Эго происходит и эволюционирует из Ид, а также берёт у него часть энергии для своих потребностей, чтобы отвечать условиям социальной реальности. Так получается, что Эго обеспечивает сохранение и безопасность организма. К примеру, человеку, который хочет есть, необходимо различать образ пищи, имеющийся в представлении, от реального образа пищи. Другими словами, человеку нужно уметь доставать пищу и потреблять её до того, как напряжение снизится. Данное стремление побуждает человека к обучению, размышлениям, рассуждениям, восприятию, принятию решений, запоминанию и т.п. Следует вывод, что Эго используются перцептивные и когнитивные процессы в его стремлении к удовлетворению потребностей и желаний Ид. Однако если природа Ид находит выражение в поиске удовольствия, то природа Эго подчинена принципу реальности, целью которого является сохранить целостность организма через отсрочку удовлетворения инстинктов до тех пор, пока не будет найдена возможность разрядки и снятия напряжения наиболее подходящим способом или пока внешняя среда не будет отвечать соответствующим требованиям.
Общая терминология
Итак, разберемся сначала, что это такое — Супер-Эго.
В структуре личности отец психоанализа Фрейд выделил три составные части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Супер-Эго («Сверх-Я»).
Ид.
Ид – это первородная, основная составная часть личности. Это первичные инстинкты и воспоминания, которые были вытеснены из сознания.
Ид – это компонент личности, который у нее имеется с рождения, он бессознательный, включает в себя инстинкты и примитивное поведение.
Этот компонент личности функционирует в соответствии с удовольствием. Если эти потребности не удовлетворить своевременно, у человека возникает состояние напряженности и тревоги.
Ид играет важную роль в младенческие годы, так как именно этот компонент личности гарантирует, что все потребности малыша будут удовлетворены.
Эго.
Эго – это та составная часть личности, которая непосредственно взаимодействует с реальностью. Эго помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и формирует его характер. Эта часть личности подчиняется требованиям и нормативам реальности.
Супер-Эго.
Супер-Эго — это совокупность всех установок, всех ценностей, которые усвоил ребенок. Фрейд указывал на три функции Супер-Эго: формирование моделей общественного поведения, самонаблюдение, этика. Эта часть личности направляет деятельность человека в сторону интересов общества. Супер-Эго старается усовершенствовать и скорректировать поведение человека в соответствии с законами, культурой, запретами, которые приняты в обществе.
Супер-Эго — это последний компонент, который формируется в личности. Это все усвоенные нами моральные ценности, нормы, идеалы — мы получаем их от родителей, именно они составляют наше представление о правильном и неправильном. Супер-Эго начинает проявляться с 5 лет.
В психологии Супер-Эго направлено на формирование цивилизованного и совершенного поведения.
Вместо введения
Говоря о психоанализе необходимо сказать, что он подразделяется на классический и современный. Когда мы говорим о первом, мы прежде всего имеем в виду теорию, разработанную австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (1856 — 1939). Именно он впервые употребил данный термин для обозначение нового метода изучения и лечения психических расстройств.
В дальнейшем благодаря его ученикам и последователям теория развивалась, разрасталась и обрастала новыми идеями. Развитию психоанализа способствовали Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее неофрейдисты Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан и др. Их деятельность привела к тому, что современный психоанализ трудно представить в виде единой теории. Он проявляет себя скорее в совокупности различных направлений и практических подходов к решению проблемы сущности человеческой психики.
Супер-Эго
Разговор о Супер-Эго должно начать с того, что для эффективного функционирования в социуме человеку необходимо обладать системой ценностей, этики и норм, которые буду совместимы с системой, принятой в окружающем его обществе. И всё это может быть приобретено в процессе социализации – если выражаться в терминологии психоанализа, то это происходит благодаря формированию Супер-Эго, что также происходит от латинского языка, в котором «super» означает «сверх», а «ego», как и говорилось – «я».
Супер-Эго является последним компонентом развивающейся личности. По мнению Зигмунда Фрейда, в только что родившемся организме Супер-Эго ещё нет. Оно обретается ребёнком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. В качестве морально-этической силы, Супер-Эго представляет собой следствие долговременной зависимости ребёнка от родителей и проявляется с того момента, когда ребёнок начинает отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
Помимо всего прочего, Зигмунд Фрейд разделил Супер-Эго на две отдельные подсистемы – это Совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается через родительские наказания и связана с тем, что считается «непослушным поведением», т.е. с тем, за что ребёнка ставят в угол и т.п. В совесть входит возникновение чувства вины, наличие моральных запретов и способность к критической самооценке. А поощрительным аспектом Супер-Эго является Эго-идеал, формирующееся из одобрений и высоких оценок значимых людей. Эго-идеал обуславливает наличие таких чувств как гордость или самоуважение.
Супер-Эго можно считать сформированным окончательно только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится к тому, чтобы окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид, и направляет человека к совершенству в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели преобладают над реалистичными.
Таковы роли и значение Ид, Эго и Супер-Эго в психоанализе Фрейда. Заключая, можно лишь сказать, что всю сознательную жизнь человека Эго ищет компромиссные решения, которые могут удовлетворить находящиеся в постоянной конфронтации друг с другом Ид и Супер-Эго.
Функции эго
Основной функцией является проверка реальности, соотнесение собственных представлений с тем, что есть на самом деле (внешних источников, так и собственных фантазий и домыслов). Эго позволяет установить контакт и развить другие структуры психики, особенно волевого спектра, поскольку необходима не только проверка реальности, но также ещё и составление плана действий или ограничения собственных желаний.
Функция самоопределения позволяет выстроить целостный образ собственного состояния. Сюда относится целый набор внешних характеристик, настолько подробный, что окружающие могут и не догадываться (психическая структура хранит память о каждом миллиметре тела и постоянно сопоставляет наличие изменений и характера их привнесений). Также самоопределение постоянно мониторит и складывает психологический образ, где есть привычки и характер, предпочтения, цели и примерны ответы о том, кем и каким я являюсь.
Функция социализации проявляется в поиске своего места не только из внутреннего ракурса желаний, но также и относительно социальной ситуации. Тут поднимаются вопросы лидерства, предпочтения совместной или одиночной работы, необходимость семьи, а также способы её формирования. Если функция самоопределения помогает человеку понять кто он, то социальная функция помогает понять кто он относительно других, и какое место занимает. Рядом с социальной всегда идет функция адаптации, корректирующая поведение насколько ужать свои желания и тем, как всё-таки осуществлять реализацию действительно важных потребностей, не теряя социальной поддержки.
Чем больше социального взаимодействия, тем больше потребность в умении устанавливать психологические защиты. Если речь не идёт о физической безопасности, то все остальные границы формирует эго. Именно эта структура помогает избежать новых психологических травм, уйти от чрезмерного стресса, установить гармоничные, а не истощающие отношения, выбрав нужную дистанцию. Чем лучше развита защитная функция эго, тем чаще личность проверяет мир на его удовлетворение собственных безопасностей и возможностей развития. Тут включаются фантазии о том, как хочется и как будет хорошо, выполняя одновременно и успокаивающую функцию и планирующую.
Создание идеального образа (не статичного, а меняющего вследствие новой полученной информации или приобретённого опыта) являющегося целеполагающим фактором. Это функция формирования жизненного пути с желанием соответствовать внутреннему образу. Эго всегда берёт всю ответственность на себя, расширяя или сужая контакт с внешним, осознавая свои потребности и всё время, соотнося это с реальностью. Можно сказать, что это главный управляющий элемент психики, т.к. ид подчиняется подсознательным импульсам.
Методика «Супер-Эго»
Не так давно разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:
- Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
- Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.
Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.
Что такое женское и мужское Эго
Женщины и мужчины от природы устроены по-разному. Начиная от гормонального баланса и базовых инстинктов, у разнополых людей формируются определённый склад личности со своими интересами и доминирующими ролями. Конечно, вследствие эволюции, в современном сложно организованном обществе роли мужчин и женщин могут быть равными, каждая личность обладает своим уникальным характером и может не соответствовать усреднённым представлениям.
В модели общественного сознания К.Г.Юнга есть понятие архетипов. Это собирательные конструкты, ролевые эталоны, существующие в каждом обществе. Среди них есть модели Матери, Воина, Дитя.
И хотя Эго-компонент работает у всех людей одинаково, существуют типично женские и мужские поведенческие программы, осознаваемые через Эго. Это влияет на формирование личности и поведение людей.
3.2.1. Хайнц Гартманн. Теория я
Хайнц
Гартманн(1894-1970) — выдающийся психоаналитик
второго поколения, посвятивший свои
труды психологии Я и адаптации. В отличие
от бытующего в психологии мнения, что
Я это личность, человек как целое,
Гартманн предлагает различать Я как
целое и Я как отдельную инстанцию этого
целого. Я, по его мнению, нельзя приравнивать
к личности или к индивиду, это не субъект,
противопоставляемый объекту, не сознание
и не чувство Самости. В психоанализе Я
это особое понятие. Оно представляет
собой частную область личности и
определяется его функциями. Нередко
в психоаналитических исследованиях, в
частности в работах Фрейда, Я рассматривалась
как инстанция, вовлеченная в
интрапсихологический конфликт. Остальные
функции Я, не связанные с конфликтом,
не изучались. Именно Гартманн первым
попытался прояснить некоторые из
неисследованных областей психоаналитической
теории. Возникновение
и начало генезисаЯ относится Гартманном к самому раннему
детству. Это положение противоречило
уже вполне устоявшемуся мнению о том,
что Оно является источником развития
Я. Ранняя дифференциация Я и Оно
соотносилась с закономерностями процесса
созревания как части биологического
наследия организма. Этот процесс был
соотнесен с реакцией индивида на
воздействие влечений и конфликтов между
ними. «Первичная
автономия Я» определяется развитием
восприятия, памяти, контроля за движениями,
которые находятся под влиянием
конституциональных факторов. «Из
этих ядер Я в раннем Я развиваются такие
функции, как понимание объекта,
планирование, продуктивность, хватание,
ползание, ходьба, мышление, речь и др.
Они развиваются в основном без конфликтов
и не включаются в конфликты. Для
обозначения совокупности этих функций,
которые всегда проявляются вне сферы
психических конфликтов, Гартманн ввел
термин «бесконфликтная сфера Я»
(Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный
психоанализ // Энциклопедия глубинной
психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С.
63).
Со
временем часть механизмов, участвующая
в конфликтах, может стать относительно
независимой от них и использоваться
для других целей, например, адаптации,
синтеза, интеграции и др. Подобная смена
функций приводит к формированию
«вторичной автономии Я».
Гартманн
систематизирует разрозненные функции
Я, выделяя наиболее важные из них. Это
— организация и контроль восприятия и
движения, защита от чрезмерных внешних
и внутренних раздражителей, проверка
реальности, сигнализация об опасности,
антиципация, а также координирующая и
интегрирующая тенденции, реализующиеся
через синтетическую функцию.
С
инстанцией Я Гартманн связывал адаптацию
организма. Кроме известных научному
миру способов адаптации — аутопластические,
т.е. изменения самого индивида, и
аллопластические, т.е. переструктурирование
окружения, Гартманн описывает третий
путь адаптации — создание новой и более
благоприятной среды для индивида.
Нахождение новой среды может быть
затруднено на таком социальном
пространстве, где существуют жесткие
ограничения и нормативы. Тем не менее
реальная возможность создания нового
в сочетании с изменением себя и
переструктурированием среды рассматривались
Гартманном в качестве важных элементов
модели психического здоровья человека.
Индивидуация
Юнг часто использует образ спирали: мы движемся, вращаясь в пределах своего эго вокруг самости, постепенно приближаясь к центру, снова и снова встречаясь в разных контекстах и под разными углами, с сердцевиной своей самости. Мы часто сталкиваемся с этим в клинической практике: образ себя, с которым пациент приходит на первую сессию, может служить ключом ко всей нашей будущей работе.
Индивидуация – это путь всё более и более полного осознания самого себя. Юнг дал определение индивидуации в 1928 году:
«Пройти путь индивидуации – значит стать не-разделённым индивидуумом, и поскольку индивидуальность охватывает нашу сокровенную, самую глубокую, ни с чем не сопоставимую уникальность, индивидуация также подразумевает становление собственной самости, приход к самому себе. Мы можем, таким образом, перевести слово “индивидуация” как “становление личности” или “само-реализация”». (Jung, 1928a, 173).
Игнорируемые прежде или казавшиеся неприемлемыми аспекты личности достигают сознания; устанавливается контакт. Мы перестаём быть домом, перегороженным на отдельные изолированные друг от друга части; мы становимся индивидуальностью, нераздельным целым. Наше «Я» становится реальным, приобретает фактическое, а не только потенциальное существование. Оно существует в реальном мире, «реализуется» — как говорится об идее, воплощённой в жизнь. Юнг пишет: «Психика – это уравнение, которое не может быть «решено» без учёта фактора бессознательного; это совокупность, которая включает как эмпирическое эго, так и его транс-сознательную основу». (Jung, 1955-1956, 155).
Процесс индивидуации – работа по решению этого уравнения. Она не завершается никогда.
В психологии
Субличность, именуемая эго, оказывает значительное влияние на мысли человека, на его поведение и жизнедеятельность. Эго находится на уровне подсознания личности. Именно там пребывают сформированные ею правила и верования.
Многие люди тяжело соглашаются на какие-либо изменения в своей жизни: например, уход с работы, обретение новых знакомств, смена места жительства. Все время находятся отговорки, чтобы избежать этого. Но на уровне подсознания человек понимает, что перемены неизбежны.
Так проявляет себя эго. Ему не нравится дискомфортное состояние, когда всё нужно начинать сначала.
Удивительно, но эго способно управлять человеком. Причем делает это настолько сильно и убедительно, что он сам быстро попадает на крючок отговорок, оправданий и поиска более легких вариантов. В этой борьбе эго обычно побеждает.
Одно из самых полных описаний эго было предложено автором серии книг из раздела психологии и психосоматики — Луизом Бурбо.
Эго в психоанализе Фрейда
Эго является, наряду с (Оно
) и Супер-Эго (Сверх-Я ), одной из трёх психологических сущностей, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эго не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Эго, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.
По мере развития индивида происходит дифференциация Эго и развитие Супер-Эго. Супер-Эго включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, таким образом, возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности. Эго играет роль посредника между Супер-Эго и Ид путём бессознательного создания защитных механизмов: отрицания, замещения, проекции, рационализации, реактивной формации, регрессии, подавления, сублимации и др. При осознании одного защитного механизма, он уступает место другим. Есть мнение, что по мере использования, сила Эго снижается.
Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности эго
Это важное качество было названо Фрейдом «силой эго». Человеку с «сильным эго» свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс
С другой стороны, индивид со «слабым Эго» более схож с ребёнком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искажённых и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.
Эго, Ид и Супер-Эго
Эго — это осознание индивида как отдельного существа с неповторимой личностью. Оно даёт людям способность понимать свои потребности, интересы, желания и цели. В упрощённом разъяснении Эго — это сама личность человека, а точнее её представление.
На основе осознанных чувств потребностей и желаний индивид может отличить свою личность от других людей. Эго — это ложное представление о мнимой сущности, не существующей в природе. Другими словами это искажённая самоидентификация. Сначала человек говорит: «Я», а дальше рассказывает об этом «я».
Ид – это часть личности индивида находящаяся в бессознательной форме, а именно животная сущность.
Супер-Эго – это особенность человеческого характера, которое отвечает за следующие моменты:
- нормы поведения;
- правила общества;
- моральные устои;
- религиозные ценности.
Оно формируется в процессе взросления, образования, воспитания индивида. Супер-Эго – это идеал, к которому стремится каждый член социума. Персона устанавливает его в качестве индикатора хороших и плохих поступков с позиции общественного мнения.
Эго является промежуточным звеном между инстинктивными желаниями и правильным идеалом. Оно позволяет личности ощутить своё «Я» в данном времени. Супер-Эго – это совершенство, которого личность хочет добиться. С его помощью Эго остаётся в рамках желаемого идеала.
Эго – посредник между животными инстинктами и совершенной личностью. Оно помогает индивиду стабилизировать своё отношение к себе и окружающим людям. Особа комфортно общается в обществе, не оскорбляя собеседников, но при этом не унижает собственное достоинство.
Что такое Эго человека
Чтобы понять, что значит Эго, следует обратиться к разным психологическим школам. Но даже в таком случае получим лишь приблизительное представление об этой непростой составляющей нашей личности. О собственном Эго больше всего размышлений можно найти в психоанализе. Чаще всего под этим понятием подразумевают внутреннюю сущность человека, которая отвечает за восприятие, запоминание, оценку окружающего мира и контакты с социумом.
Мужское и женское Эго помогает людям отделять себя от окружающей обстановки, осознавать себя как индивидуальность и самостоятельное существо. В то же время Я старается удержать человека во взаимосвязи с окружающим миром, помогает понимать происходящее вокруг и принимать решения для необходимых действий. На протяжении жизни эта часть личности способна меняться и расширяться, если человек прилагает усилия для духовного роста.
Что такое большое Эго?
Понятие большое или высокое Эго относится к сфере эзотерики. Высокое Эго – это духовность личности, божественные качества, приобретенные в процессе познания высших духовных материй. Каждый житель нашей планеты рождается существом, направленным на удовлетворение своих личных желаний и потребностей. Низшая сущность подталкивает индивида быть потребителем, жить за счет других, поддерживая свой организм. Низшее собственное Эго является источником всех проблем: зависти, лжи, агрессии, жадности.
В противовес низшей внутренней сущности высокое Эго стремится выйти за рамки личности и тела и соединиться со вселенной. Молитвы, мантры, аутотренинги и другие духовные практики помогают Эго обрести новое значение, стать шире и объемнее. На этом этапе человек приобретает более высокие стремления, начинает воспринимать окружающих как близких людей. При этом меняется характер, душа становится светлее, одухотвореннее и целостнее.
Выход рядом
Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.
Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.
Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.
В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже. Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности
Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности. Самопознание приводит к ясности
В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм
Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.
Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Самолюбие под маской любви
Потребитель реальности
Чувство собственной важности
Секс и чувство собственной важности
Фрейд и Эриксон: теоретические различия
Сам Эриксон настаивал на том, что его концепции являются не более, чем продолжением психоаналитической теории Фрейда. Но фактически он так далеко от нее отошел, что в современной науке теорию Эриксона рассматривают отдельно. В чем же разница между взглядами Фрейда и Эриксона на развитие личности, характер человека и его становление в процессе жизни?
- Главную роль в развитии личности Фрейд уделял бессознательным влечениям, или Ид. Он был убежден, что именно конфликт бессознательного и социальных ограничений является причиной всех болезней и неврозов. Эриксон же настаивал на доминирующей роли Эго, за счет чего теория Эриксона и была названа «Эго-психологией». Фрейд полагал, что Эго – это компонент, который, как между молотом и наковальней, пытается свести ограничения социума и влечения Ид. Эриксон же был уверен, что Эго является отдельно функционирующей системой, которая работает с внешним миром посредством восприятия, мышления, памяти и внимания.
- Отличаются взгляды Фрейда и Эриксона на родительскую роль в формировании характера. На развитие личности оказывают влияние в большей степени те условия, в которых родился и живет человек, историческая эпоха. К такому выводу Эриксон пришел, наблюдая за развитием детей в различных культурах. Ученый был уверен, что Эго неизбежно развивается и меняется под действием внешних условий.
Теория развития личности Эриксона отличается от концепции Фрейда в понимании психосексуальных конфликтов
Фрейд акцентировал внимание на том, какое влияние оказывает бессознательное на человеческую жизнь. Он также был уверен, что причиной конфликтов взрослого человека являются неразрешенные травмы детства. Эриксон, напротив, делал главный упор на понимание взрослого человека как личность, умеющую справляться с трудностями
Его теория центрирована на понятии Эго со всеми его достоинствами, раскрывающимися в процессе жизни
Эриксон, напротив, делал главный упор на понимание взрослого человека как личность, умеющую справляться с трудностями. Его теория центрирована на понятии Эго со всеми его достоинствами, раскрывающимися в процессе жизни.
Подсказка
Итак, что же делать, чтобы быстрая чужая мысль не закрепилась у вас в голове и не повлияла на формирование точки зрения на тот или иной факт? Ведь в следующий раз при взгляде на человека, с которым произошёл конфликт или неприятный разговор, у вас в мозгу в первую очередь будет всплывать именно та первая, шальная, мысль и те фразы, которые последуют за ней. В такой ситуации, чтобы не наломать дров, стоит лишь на мгновение остановиться, вдохнуть глубоко три раза и… поискать иные варианты для ответа. Вы заметите, что это не так сложно, как кажется, а диалог станет структурированным, спокойным и результативным. Спокойствие и сосредоточенность — это то, что может выделить вас из толпы и поднять своё эго на ступеньку выше. Итак, что такое эго с точки зрения наших мыслей? Это неразделимые понятия, но среди всей той массы помыслов, что посещают нашу голову ежесекундно, следует вычленять основные, близкие по духу только вам.
Вместо вывода
Рассмотренные выше идеи помогают понять сущность психоанализа и его роль в развитии психологии. И несмотря на то, что в настоящее время, психоанализ не пользуется такой популярностью как раньше и часто критикуется, нельзя отрицать тот факт, что он оказал влияние на всю Западную культуру. Ни одно другое направление в психологии не приобретало такую популярность, какую приобрел психоанализ. Изначально создаваемый как метод диагностики и излечения истерии он стал общефилософским учением, попытавшимся дать объяснение структуры человеческой психики, определить сущность и значение глубинных и неизученных психологических процессов бессознательного.
Литература:
- 1. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
- 2. Зигмунд Фрейд. Я и Оно: / З. Фрейд. — М. : Эксмо-Пресс, 2003.
- 3. Зигмунд Фрейд. «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник» / З.Фрейд. — СПб.: Алетейя, 1998.
- 4. Зигмунд Фрейд. «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена».
- 5. Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ» / З. Фрейд. — СПб.: Алетейя, 2005.
- 6. Зигмунд Фрейд «Очерк Истории Психоанализа» / З. Фрейд. — СПб.: Алетейя, 1998.
- 7. Лейбин, В.М. Психоанализ: учебное пособие / В. М.Лейбин. — 2-е изд., — СПб.: Издательство Питер, 2008.
- 8. Лейбниц В. Г. Монадология / В. Г. Лейбниц. Сочинения: в 4 т. — М.: Мысль, 1982. Т. 1.
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate