Яркие примеры состояния фрустрации
Разберем на нескольких примерах, какой бывает фрустрация и когда люди с ней чаще всего сталкиваются.
Проигрыш в спорте
Спортивная команда проиграла. Фрустрация настигла как игроков, так и болельщиков. Но это разные уровни разочарования, потому что для игроков проигрыш напрямую связан с дальнейшей карьерой, а для болельщиков это просто досадный факт (если никто не ставил деньги на выигрыш команды). Спортсмены с большей вероятностью будут винить себя, друг друга или примут это как факт, разберут ошибки и сделают работу над ними. А болельщики, скорее всего, разозлятся на команду. Возможно, кто-то в сердцах скажет: «Я больше не буду за них болеть».
Сбежавшая невеста
День свадьбы. Жених ждет невесту, чтобы поехать в ЗАГС, но получает сообщение, что она не придет и что им лучше расстаться. Он не понимает, что случилось. Вспоминает, что могло стать причиной этого. Пытается дозвониться до невесты, но она не берет трубку. Тогда его охватывает злость. Он пытается найти девушку, выяснить, что случилось. Еще долгое время он преследует ее и пытается вернуть разными способами (от подарков до угроз и шантажа). Девушку пугает это, она обращается в полицию. И только тогда мужчина оставляет ее в покое. Правда, теперь он не доверяет никому из девушек.
Безработица
Полгода мужчина не может найти работу. Он ходит по собеседованиям, но всегда кто-то из кандидатов оказывается лучше, чем он. В последний раз он был уверен, что его примут на работу, но этого не случилось. Несмотря на то, что он трезво оценивает свои возможности, имеет неплохой опыт и разбирается в той сфере, где хочет работать, ничего не получается. Он действительно хороший специалист, который осознает свою ценность, но почему-то он не может продемонстрировать это перед работодателями.
Смысл жизни
Женщина потеряла бизнес — дело всей жизни. Она зла, растеряна и не видит смысла в жизни. Это так травмировало ее, что она не готова создавать что-то новое. Она нашла работу по принципу «жить на что-то надо», ее жизнь превратилась в день сурка, она плывет по течению, вечерами топит тоску в алкоголе. Она оказалась в экзистенциальной фрустрации.
Позже женщина нашла в себе силы обратиться к психологу, и тот помог найти новый смысл.
Любовь родителя
С первых лет жизни ребенок не чувствовал себя любимым
Всеми силами он пытался заслужить любовь и внимание родителя, хотел быть принятым и понятым, но его потребность в близости оставалась неудовлетворенной. Он рос с болью, обидой, злостью
Иногда он винил себя и думал, что это с ним что-то не так, а иногда обвинял во всем родителя.
И даже в 30 лет он продолжал делать все, чтобы почувствовать любовь: бросал свои дела и по первому зову мчался к родителям, жертвовал своими интересами ради них. Фрустрация заставляла его действовать иррационально — отказаться от себя и своей жизни.
При помощи психотерапевта он понял, что не может заставить родителя полюбить его. Остается проработать и отпустить эту ситуацию, вернуть себе свою жизнь и найти опору и любовь внутри себя, в других отношениях.
Фрустрация может быть проявлением более серьезной проблемы, например, депрессии, фобии, тревожного расстройства.
Составить список продуктивных, значимых занятий
Чтобы сделать выводы об эффективности, важно вести мониторинг хотя бы месяц. Затем нужно сгруппировать все задачи, посчитать общие временные затраты
Просмотр социальных сетей может занимать всего 1,5−2 минуты. Суммируйте затраты за сутки, неделю, месяц: выйдет несколько часов! Аналогичные неожиданные выводы можно будет сделать касательно того, сколько занимает курение, кофе, личные телефонные разговоры.
Чтобы повысить эффективность, классифицируйте задачи, избавьтесь от «лишнего». Достаточно спросить: «Что случится, когда я откажусь заниматься этим вообще?». Отказ приведет к реальной потере денег, социальных связей или прочих значимых вещей? Тогда это — важная задача. Остальное стоит рассматривать как «балласт».
Причины возникновения социальной ингибиции
Исходя из теорий, основные причины возникновения социальной ингибиции заключаются в следующем:
Оценка со стороны окружающих.
Данный фактор включает доминирующие реакции в психике человека. Здесь могут быть разные вариации, но, наибольшее влияние ощущают те люди, которые зависимы от оценки окружающих.
Отвлечение на публику.
В момент, когда сосредоточение внимания собрано на реакциях окружающих, эффективность работоспособности снижается, появляется неуверенность и растерянность, которую можно сравнить с дезориентацией. Так же большую роль играет половая принадлежность публики.
Внутренний настрой личности и уверенность в себе.
Фото Icons8 Team on Unsplash
Со многими спортсменами, ведущими, медийными людьми и политиками постоянно работают ораторы и психологи, которые применяют специальные техники для поднятия уровня уверенности в себе и своих силах. Внутренний настрой перед выступлением с аудиторией, способен привести личность, как фасилитации, так и к ингибиции.
Если человек все же обнаружил у себя проявление социальной ингибиции, то он может изменить свое поведение, поменяв внутреннее отношение к ситуации и поняв, каков механизм имеет этот феномен. Психологи и педагоги рекомендуют контролировать ситуацию в общих чертах, нельзя концентрироваться на деталях обстановки и на индивидуальных реакциях зрителей.
Лучшим вариантом для решения такой проблемы будет посещение курсов по ораторскому мастерству. Недаром такие тренинги проводятся во всех университетах и высших учебных заведениях. Занятия помогут снять внутренне напряжение, обрести уверенность в себе и своих силах, а также грамотно реагировать на публику.
Научиться «правильно» отдыхать
Работать, учиться, выходить из зоны комфорта, важно для повышения личной эффективности. Постоянно поддерживать высокую продуктивность сложно
Важно уметь отдыхать. Если свободное время проходит без желаемого ощущения расслабления, то возникнут проблемы со здоровьем. Важно уметь слушать свой организм. Хорошо, когда занятия спортом завершаются чувством обновления, сбросом накопленного негатива. Если бег, сеанс йоги становится очередным изматывающим сеансом работы над телом, то нужно поискать альтернативный вид отдыха. Аналогичным образом дружеское общение одними воспринимается настоящей отдушиной. Другие считают регулярные встречи элементом успешной личной жизни, «работой» над выстраиванием нужных социальных связей. Любая деятельность, которая считается отдыхом, может обернуться стрессом. Агрессивные люди ходят на охоту, сбрасывают пар. Интроверты, флегматики воспримут такое развлечение болезненно.
Учиться отдыхать бывает сложно. Вначале рекомендуется заняться «ничегонеделаньем». Скроллинг соцсетей, переключение тв-каналов, чтение пабликов —деятельность, не способствующая повышению эффективности отдыха. Рекомендуется просто посидеть, полюбоваться закатом или закрыть глаза, прогнать все мысли из головы, поискать виды деятельности, которые могли бы принести реальное расслабление, удовольствие. Медитация тоже является методом повышения личной эффективности, ведь дает возможность очистить разум от лишней информации.
Признательное исследование
Эту методику (Appreciative Inquiry) в середине 90-х годов прошлого века разработали Дэвид Куперрайдер и Дайана Уитни. Ее название переводится буквально как «благодарное исследование», а наиболее точно по смыслу — как «исследование с целью правильно понять ценность». Ее суть — быстрое и позитивное моделирование будущего.
В основе методики лежит «Правило четырех D», а работа в группе проходит в четыре этапа:
Discovery (Открытие): Раскрытие позитивной сути проблемы. Что ранее у нас получалось особенно хорошо? Где и как мы достигли успеха? На что опирался этот успех?
Dream (Мечта): Визуализация перспектив и максимальное раскрытие их потенциала: Что бóльшего возможно на этой основе? Какова наша самая смелая мечта о себе?
Design (Замысел): Создание проекта реалистичной картины: Что из этого мы хотим воплотить в жизнь? Какое будущее для себя мы выбираем?
Destiny (Предназначение): Определение вовлеченных в процесс людей и шагов к будущему: Кто что делает? Какие шаги, в какие сроки? О чем еще полезно договориться?
Огромным преимуществом этой методики является то, что картина будущего строится на факторах достижения успеха, определенных участниками, при этом параллельно устраняются возможные причины неудачи
Разумеется, необходимо обращать внимание на то, чтобы от ощущения легкости достижения успеха у присутствующих не началась эйфория
Фасилитатор помогает участникам быть реалистами, задавая больше вопросов в третьей и четвертой частях встречи. Идеальное представление о будущем — о проекте изменений, должно подвергаться сомнению, чтобы команда выработала реалистичное и четкое видение того, к чему должна привести их реализация.
Больше информации о методе Признательного исследования вы можете получить из этих статей:
APPRECIATIVE INQUIRY: Коучинговый прием, Социальная технология, или Система взглядов?:
- Часть 1.
- Часть 2.
- Часть 3.
Свойства темперамента
Известно, что сангвиники легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям. Холерики склонны действовать импульсивно, совершать необдуманные шаги. Флегматики достаточно спокойны и рассудительны, а меланхолики отличаются эмоциональной неустойчивостью и чрезмерной впечатлительностью. Какое влияние на все четыре типа оказывает социальная фасилитация? Пример можно привести такой: при первых же трудностях меланхолик склонен тотчас же замыкаться в себе, флегматик пытается разложить все «по полочкам», сангвиник активно и продуктивно действует, а холерик громко возмущается.
Понятия фасилитация и ингибиция
Определение 1 Социальная фасилитация / ингибиция – это усиление/снижение активности деятельности личности в присутствии посторонних людей.
Фасилитацию первый раз зафиксировали в конце XIX века в опытах, поставленных французским физиологом У.Фере. Позже это явление подробно описали Ф. Олпорт, В. Меде, В.М. Бехтерев и др.
Выявить феномен социальной фасилитации позволил факт, отмеченный наблюдателями гонок – на велосипедном треке перед трибунами со зрителями спортсмены ускоряются.
Эксперименты, проводившиеся и в других странах, тоже фиксировали тот факт, что скорость людей, выполнявших какие-либо действия, увеличивается в присутствии других людей. Подобный феномен фиксируется и в экспериментах с животными, например, птицы быстрее склевывают зерно, если рядом есть их сородичи.
Готовые работы на аналогичную тему
Социология девиации. Реферат, Социология проверена на уникальность эксперт Екатерина Константиновна Романова 280 P. 19 страниц
Коррекция эмоционально-волевой сферы личности Презентации, Психология проверена на уникальность эксперт Элина Губайдуллина 90 P. 10 страниц
Социальный контроль и девиация Реферат, Социология проверена на уникальность эксперт Екатерина Константиновна Романова 224 P. 14 страниц
Механизмы социальной фасилитации Курсовая работа, Психология проверена на уникальность эксперт Екатерина Константиновна Романова 660 P. 34 страницы
Детерменизм. Контрольная работа, Философия проверена на уникальность эксперт 135 P. 20 страниц
Социальная реадаптация Курсовая работа, Социология проверена на уникальность эксперт 420 P. 28 страниц
Социальная реклама. Понятие девиантного повидения Курсовая работа, Социология проверена на уникальность эксперт 470 P. 30 страниц
Социальный контроль и девиация 2 Курсовая работа, Социология проверена на уникальность эксперт 430 P. 23 страницы
Понятие о девиации, делинквентности и деструкции Курсовая работа, Психология проверена на уникальность эксперт Виктор Петрович Ковалев 730 P. 11 страниц
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
На уровне социума и отдельно взятой личности появляется необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния, и одним из таких инструментов является социальная фасилитация, дающая возможность справиться с поставленными задачами и достичь цели.
Замечание 1
В психологии социальная фасилитация – это есть влияние оценки социума на производительность.
Безусловно, данное явление вызвало большой интерес в научных кругах и привело к тому, что начатые Н. Триплеттом, исследования, были продолжены. Позже было выяснено, если вокруг исполнителя находятся пассивные наблюдатели, то эффективность выполнения определенной задачи значительно снижается. Эти два феномена завели общую теорию фасилитации в тупик.
Замечание 2
Что касается социальной ингибиции, то она, подразумевает снижение продуктивности выполняемой деятельности, уменьшение её скорости и качества в присутствии посторонних людей, даже если они воображаемые.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Социальная ингибиция зафиксирована не только у людей, но и у животных.
Таким образом, фасилитация и ингибиция противоположны друг другу, но могут появляться в одинаковой степени.
Изучая этот феномен, Ф.Олпорт и Н. Трипплет подсчитали, какое количество людей обладает этими свойствами – около 40% проявляют эффект социальной фасилитации, 20% – эффект социальной ингибиции и 40% людей никак не реагируют на присутствие посторонних во время своей работы (их показатели не ухудшаются и не улучшаются).
В условиях интеллектуально сложной и простой, почти механической работы, феномен «фасилитация-ингибиция» проявляется принципиально по-разному. Интеллектуально сложная деятельность при наблюдателях ухудшается, а простая — активизируется.
Замечание 3
Феномен «фасилитация-ингибиция» зависит от социальных и социально-психологических характеристик личности.
Феномены социальной ингибиции и социальной фасилитации
Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства.
Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение (Н.Триплетт, 1898, В.Меде, 1920, Ф.Олпорт, 1924, В.М.Бехтерев, 1925). Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации (от англ. facility — облегчение) — улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей и социальной ингибиции(от лат. Inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшения этих результатов. Последующие исследования (Р. Зайонс, 1965) позволили сделать вывод о том, что присутствие группы усиливает «доминирующую», т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию. В экспериментах американских социальных психологов (С.Харкинс и др., 1980) получены данные, говорящие о феномене т.н. «социальной лености» — тенденции прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля за индивидуальным вкладом каждого участника. Однако, по мнению самих исследователей, проявление этого феномена, а также степень его выраженности существенно зависят от ситуативных и социокультурных факторов (Д. Майерс, 1997).
Обобщение результатов этих, а также последующих специально выполненных исследований позволило Н.Н.Обозову (1979) сделать следующие выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей — т.е. характеристики точности (качества) психической деятельности. Повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти — т.е. скоростные (временные) характеристики психической деятельности.
В первом случае отмечается подавление, угнетение психических функций под влиянием группы, т.е. феномен социальной ингибиции, а во втором — их поддержка, усиление, т.е. феномен социальной фасилитации. Снижение в группе количества ассоциаций по контрасту и их увеличение по сходству свидетельствуют о том, что в группе психические процессы имеют тенденцию к единообразию, нормообразованию. В условиях группового взаимодействия (взаимовлияния — по терминологии Н. Н. Обозова) у индивидов снижаются: точность восприятия сложных объектов при их кратковременном предъявлении и качество (нетривиальность) генерируемых идей. Повышаются: точность восприятия простых объектов и времени, точность восприятия сложных объектов при их длительном предъявлении и способность к определению в неодинаковых объектах сходных элементов.
Эти данные говорят об усилении тенденции к конвергенции, согласованности мнений и оценок в условиях группового взаимодействия. Экспериментальные исследования М. Шерифа, П. Зоди, Е. Боварта, Н.Н. Обозова показывают, что при высокой определенности и малой сложности перцептивных задач в группе повышается точность восприятия и снижается конвергенция оценок, а при высокой неопределенности и сложности задач — точность восприятия в группе снижается, а конвергенция оценок увеличивается. В классических экспериментах М. Шерифа (1937) исследовался процесс формирования групповых норм. В ходе исследования с использованием т.н. автокинетического феномена (иллюзии движения неподвижного источника света в темноте) М. Шериф обнаружил тенденцию к усреднению, согласованности индивидуальных оценок в группе и их последующее закрепление и воспроизведение в индивидуальных оценках испытуемых. Эти эксперименты положили начало серии лабораторных исследований феноменов группового давления и конформизма.
Все материалы из данного источника: Журавлев А.Л. ->
Вам также может быть интересно:
Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!
Сферы применения фасилитации
Мы уже разобрались, что главная функция фасилитатора – модерировать дискуссию таким образом, чтобы ни одна идея не осталась незамеченной. В целом, необходимость применения технологии ясна, но есть ряд условий, при которых следует ее использовать:
- когда есть неопределенная задача, решение которой неочевидно;
- когда для решения задачи нужно ее обсуждение и сбор мнений с нескольких сторон;
- когда нужно собрать мудрость группы и нужна поддержка от большого количества участников .
Соответственно, фасилитаторов приглашают, чтобы найти новые идеи, принять новую стратегию, договориться разным командам продукта. Например, в случаях:
- совещания по развитию организации и формированию новых проектов;
- сессии стратегического планирования;
- подведения итогов года;
- антикризисных сессий;
- поиска и внедрения новых продуктов и услуг;
- совещания по конкретному продукту;
- разработки корпоративных ценностей, миссии, ключевых показателей;
- ребрендинга;
- решения конфликтов и улучшение взаимодействия.
Еще одна частая сфера применения – Agile-команды, которые сами по себе используют принципы работы, схожие с применяемыми в фасилитации. Но ее инструменты помогают постоянным рабочим командам систематизировать и одновременно упростить все процессы.
Однако работа над проектами – не единственная форма, в которой фасилитация приносит эффект. Самоменеджмент тоже может стать эффективнее, если в нем применять техники фасилитации.
Например, делать графические или текстовые записи во время мыслительного процесса – это тоже элемент фасилитации. Визуализация помогает сконцентрироваться, точнее выразить свои мысли и объяснить их другим. Так можно проще решить собственные внутренние конфликты, взвесить все аргументы и быстрее принять решение.
Индивидуальный коучинг – это тоже своего рода фасилитация, только с коучем ведется работа по личному запросу. Но основные принципы работы остаются неизменными.
Получается, что мы можем проводить фасилитационные сессии с кем-то или наедине с собой, ведь нашим внутренним голосам тоже нужно помогать договориться!
Также вам наверняка знаком эффект социальной фасилитации: присутствие других людей повышает уровень возбуждения человека, улучшая выполнение им простых заданий и ухудшая выполнение сложных . Если учитывать влияние этого эффекта на нас, то можно осознанно усилить свою продуктивность.
Удивительно, но в педагогике фасилитация также может быть применима (это не так удивительно внимательному читателю, т.к. мы уже писали выше про схожесть с принципами неформального образования).
На данный момент преподавание знаний перестало быть актуальным, т.к. вся информация доступна всем в Интернете. На арену образования выходит педагогическая фасилитация – инициирование и поощрение саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной деятельности за счет особого взаимодействия педагога и обучаемого .
Учителю-фасилитатору теперь нужно сосредоточиться на создании в классе такой атмосферы, которая помогала бы ученикам активно и свободно участвовать в процессе обсуждений – без критики и традиционных властных отношений, включающих оценивание. Работа преподавателя теперь связана с работой терапевта, который не создает человека заново, а помогает обучающемуся развить в себе уже существующие положительные качества .
В каком-то смысле такой вид фасилитации объединяет групповое взаимодействие и самоменеджмент, т.к. влияет на образование в классе и самостоятельное обучение.
Таким образом, мы видим, что сфера применения фасилитации достаточно широка, что еще и влияет на формы ее использования. И если придерживаться ее принципов, тогда она принесет пользу и поможет продвинуться в решении самых различных вопросов.
Техники фасилитации
Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:
- «Поиск будущего/ Future Search» — достоинство метода в том, что помогает включить в работу всю компанию вплоть до рядовых сотрудников. Проводится в формате корпоративной конференции.
- «Выход за рамки/ Work out» — техника обеспечивает быстрый прорыв компании, разработку инноваций, культуры. Предполагает – открытый диалог руководителей с сотрудниками по целям и задачам. Внедрение лучших решений в практику.
- «Мозговой штурм/ Brainstorming» — происходит сбор всех идей без сортировки на «плохие» и «хорошие». Цель найти «свежие», нестандартные, но эффективные решения.
- «Поляризация мнений/Polarization of opinion» — метод помогающий определить пессимистическое и оптимистическое прогнозирование ситуации. Фасилитатор делит участников на «оптимистов» и «пессимистов». «Оптимисты» описывают, что компания получит от внедрения новой технологии, «пессимисты» прогнозируют предполагаемые потери.
- «Открытое пространство/Open Space» — позволяет за короткий период времени (1,5 – 2 часа) осуществить сбор всех имеющихся идей, мнений. Сотрудникам задается много вопросов по темам. Огромным плюсом техники является ощущение причастности каждого сотрудника к процессам, происходящим в компании.
Границы роли фасилитатора
Многие спрашивают, может ли член команды быть фасилитатором? Не может – фасилитатор не имеет права голоса, а также не выполняет функции стенографа, логиста или администратора. Он также не выполняет функций арбитра и не отвечает за качество принятых решений, как и за их исполнение.
Фасилитатор наблюдает, фокусируясь на следующем:
Следит за тем, как участники дискутируют.
Поддерживает конструктив.
Уводит от конфликтов между участниками.
Поддерживает высказывание каждого мнения.
Вникает в суть идей, но свои мысли не навязывает.
Равномерно уделяет внимание каждому вне зависимости от сана.
Пресекает категоричность, обесценивание, надменность.
Корректирует начальный план при необходимости.