Фасилитация

Фасилитация в педагогике

Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.

При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности. Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.

Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.

Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.

Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.

Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Примеры навыков

Как и любому другому профессионалу, фасилитатору требуются определенные навыки и тип поведения, средства и методы для организации своей работы:

Внимательно слушать и наблюдать невербальные послания участников.
Запоминать произнесенное и помогать группе аккумулировать информацию.
Налаживать простую и ясную коммуникацию между членами группы.
Обращать внимание на сходства и различия в озвученных заявлениях.
Анализировать и синтезировать сказанное, выявлять точки согласия и несогласия.
Идентифицировать предложения и обращать на них внимание группы.
Поощрять конструктивное поведение и обращать внимание на неконструктив.
Создавать модель эффективного поведения и демонстрировать ее на примере.
Облегчать течение обратной связи в здоровой форме между участниками процесса.
Корректировать обвинительные и оборонительные формы общения и другие «токсины».
Работать с индивидуальным поведением членов группы на основе обратной связи.
Проявлять терпение ко внутренней динамике и скорости работы группы.
Повышать доверие внутри группы, к своей роли и к выбранному процессу.
Обращать внимание на успехи, поощрять усилия и ободрять членов группы.
Отслеживать и поддерживать экологию границ каждого человека.

Причины возникновения эффекта аудитории.

В ходе исследований, Роберт Зайонц описал основные зависимости эффекта аудитории:

  1. Чем более авторитетный наблюдатель в глазах исполнителя. Тем сильнее проявляется эффект.
  2. Чем сложнее задача, тем сильнее проявление эффекта.
  3. Соревновательная и совместная деятельность, значительно усиливают эффект аудитории.
  4. Чем эмоционально стабильней личность, тем проще она переносит новые задания, за действующие интеллект.
  5. Эффект аудитории подчиняется закону оптимума активации.

Фасилитация

– это модель управления, отличаемая от общепринятого управленческого стиля не директивностью. Другими словами, методы фасилитации не выходят за границы самоорганизации управляемой системы. Так, например, при традиционных способах управления коллективом, начальник побуждает его выполнять собственные распоряжения и инструкции, тогда как фасилитация требует от начальственного лица сочетания функций руководителя и участника группового взаимодействия.

Термин «фасилитация» берет свое начало от английского глагола, означающего дословно облегчать, способствовать, упрощать.

Фасилитация что это такое? Следует отметить, что в разных научных отраслях данное понятие характеризуется отличными значениями.

Особенности и примеры

В качестве структурированного метода, фасилитатор создает мероприятие наряду с заказчиком, еще до его начала. Любые интервенции, которые будут использованы, также планируются заранее.

Самоорганизующийся диалог характеризуется созданием рабочего пространства самими участниками, хоть и общая схема запуска процесса и временных отрезков формируется лидером.

Социальная фасилитация и ингибиция

Противоположные друг другу психологические феномены ингибиции и фасилитации наблюдаются в нескольких группах одновременно, на одинаковых условиях.

В этом случае ингибиция характеризуется ухудшением деятельности индивида, который попал под воздействие наблюдателя, когда как фасилитация предполагает присутствие наблюдения извне, что вызывает повышение продуктивности у всех членов группы.

Парадоксальный эффект был описан американским психологом Д. Майерсом, который выявил несколько причин, почему так происходит:

  • Настроение. Плохое самочувствие или различные негативные установки у участников, хоть и вызывают ингибицию, в то же время значительно усиливают воздействие фасилитации.
  • Страх оценивания. Наличие незнакомых индивидов, или тех людей, чье мнение авторитетно для участников, способно повышать продуктивность и возбуждение у одной группы, и поднимать заторможенность активности у других.
  • Наличие другого пола в группе. Так, мужчины и женщины способны ошибаться в решении сложных задач в случае, когда в группе находятся наблюдатели иного пола, что объясняется эффектом ингибиции. Фасилитация лишь усиливает качество выполнения и повышает продуктивность.

Эффект социальной ингибиции и фасилитации способен проявляться даже, когда другие индивиды выступают в качестве наблюдателей не в реальной жизни, а в воображении.

Экспериментальное исследование Р. Б. Зайонца указывает на возникновение фасилитации и ингибиции исходя из биологически обоснованных предпосылок.

Так, используя тараканов для прохождения лабиринта, была выявлена взаимосвязь скорости прохождения между особями противоположного пола, отталкиваясь от наличия насекомых-наблюдателей.

Социальная фасилитация и леность

Эффективность фасилитации в деятельности конкретной группы возрастает в случае, когда оценивается и признается величина вклада каждого индивида в решении общей задачи. Социальная леность представляет собой когнитивное явление, которое впервые изучил французский профессор М. Рингельман.

Он пришел к заключению о том, что чем многочисленнее группа, тем меньше усилий требуется для каждого участника. Потому и происходит психологический эффект понижения мотивации и ответственности, по-другому называемым эффектом лености.

Фасилитация в различных видах деятельности

Фасилитация в психологии – это техника, которая может использоваться практически во всех типах группового взаимодействия. Классификация видов деятельности зависит от окружающей характеристики и основной цели использования.

Характеристика Влияние
В бизнесе Активно применяется фасилитаторами в контексте проведения совещаний, круглых столов или конференций внутри компании. Повышение мотивации и общей эффективности персонала, совершенствование интеллектуальных навыков сотрудников, внедрение современных технологических решений для бизнеса, создание комфортной и безопасной психологической среды.
В спорте Принцип базируется на ситуациях, когда команда или отдельный спортсмен наблюдаются большим количеством людей. Основная цель тренера — совершенствование позитивных качеств, которые увеличивают шанс на выигрыш, а также снизят риск развития эффекта ингибиции. Эффективное обучение в команде, повышение командного духа, мотивации, а также ответственности. Улучшение взаимодействия между игроками и тренером.
В педагогике Особо ярко проявляется в педагогическом образовательном кругу, когда педагог обладает современными требованиями фасилитации: открытость выражения мыслей, восприятие внутреннего мира учащихся, хорошая психологическая атмосфера. Повышение результативности учеников в контексте социально-оценочной системы, развитие доверия к учителю, возможность создания игровой модели обсуждения.

Фасилитация в качестве образовательной деятельности активно развивается западной школой психологии. В контексте методологического феномена многие психологи предлагают ее использование в педагогических системах.

Многие исследования указывают на развитие интереса, мотивации, а также понижению лености при внедрении фасилитации в учебных классах.

https://www.youtube.com/embed/YIbyxEpDPLc

Возникновение метода

Фасилитация — процесс и группа навыков, которые позволяют эффективно провести обсуждение сложной проблемы или ситуации. Она помогает группе облегчить внутреннее взаимодействие, чтобы выполнить задачи, решить проблемы или достичь согласия.

Процесс фасилитации повышает эффективность групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, помогает раскрыть их творческий потенциал и приготовиться реализовать принятые решения. Такой процесс стимулирует участников к более продуктивной мыслительной работе, чем тренинг, семинар или другие формы обучения.

Фасилитацию можно рассматривать еще и как метод обучения, при котором тренер-фасилитатор занимает равную позицию с членами команды, помогает им самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать навыки. Успешная фасилитация включает предварительную подготовку, планирование и реализацию.

Цель фасилитации

Основная цель — ответить на запросы бизнеса: собрать информацию, проанализировать проблемы, генерировать идеи, уточнить задачи, найти решения, договориться и сделать выбор, спланировать действия.

Продукты фасилитации — это решения, которые группа фиксирует на бумаге, в цифровой форме или на фотографиях. Следствием фасилитации должны стать изменения в организации или команде.

Роль фасилитатора

Фасилитатор — специалист, который отвечает за качество процесса, не заинтересован в итогах обсуждения, не представляет интересы ни одной из присутствующих сторон и не участвует в дебатах. Его цель — поддерживать группу в выполнении стоящих перед ней задач, привести ее к общему пониманию вопросов, выводов и решений.

Это ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и принятия решений на ее основе, согласно задаче, поставленной перед группой. В этом процессе фасилитатор фильтрует свои стереотипы восприятия, не излагает свой взгляд на проблему, не предлагает свои варианты решений или способы действий. Он предоставляет средства, с помощью которых группа самостоятельно выполняет свои задачи.

Самостоятельный поиск информации и решений мотивирует, обеспечивает более эффективное усвоение и анализ информации, ускоряет процесс принятия решений. А если это обучающий процесс, способствует более эффективному освоению и закреплению приобретенных знаний и навыков. Именно поэтому роль фасилитатора ограничена по влиянию на результаты группы.

Феномены социальной ингибиции и социальной фасилитации

Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение (Н.Триплетт, 1898, В.Меде, 1920, Ф.Олпорт, 1924, В.М.Бехтерев, 1925). Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации (от англ. facility — облегчение) — улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей и социальной ингибиции(от лат. Inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшения этих результатов. Последующие исследования (Р. Зайонс, 1965) позволили сделать вывод о том, что присутствие группы усиливает «доминирующую», т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию. В экспериментах американских социальных психологов (С.Харкинс и др., 1980) получены данные, говорящие о феномене т.н. «социальной лености» — тенденции прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля за индивидуальным вкладом каждого участника. Однако, по мнению самих исследователей, проявление этого феномена, а также степень его выраженности существенно зависят от ситуативных и социокультурных факторов (Д. Майерс, 1997).

Обобщение результатов этих, а также последующих специально выполненных исследований позволило Н.Н.Обозову (1979) сделать следующие выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей — т.е. характеристики точности (качества) психической деятельности. Повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти — т.е. скоростные (временные) характеристики психической деятельности.

В первом случае отмечается подавление, угнетение психических функций под влиянием группы, т.е. феномен социальной ингибиции, а во втором — их поддержка, усиление, т.е. феномен социальной фасилитации. Снижение в группе количества ассоциаций по контрасту и их увеличение по сходству свидетельствуют о том, что в группе психические процессы имеют тенденцию к единообразию, нормообразованию. В условиях группового взаимодействия (взаимовлияния — по терминологии Н. Н. Обозова) у индивидов снижаются: точность восприятия сложных объектов при их кратковременном предъявлении и качество (нетривиальность) генерируемых идей. Повышаются: точность восприятия простых объектов и времени, точность восприятия сложных объектов при их длительном предъявлении и способность к определению в неодинаковых объектах сходных элементов.

Эти данные говорят об усилении тенденции к конвергенции, согласованности мнений и оценок в условиях группового взаимодействия. Экспериментальные исследования М. Шерифа, П. Зоди, Е. Боварта, Н.Н. Обозова показывают, что при высокой определенности и малой сложности перцептивных задач в группе повышается точность восприятия и снижается конвергенция оценок, а при высокой неопределенности и сложности задач — точность восприятия в группе снижается, а конвергенция оценок увеличивается. В классических экспериментах М. Шерифа (1937) исследовался процесс формирования групповых норм. В ходе исследования с использованием т.н. автокинетического феномена (иллюзии движения неподвижного источника света в темноте) М. Шериф обнаружил тенденцию к усреднению, согласованности индивидуальных оценок в группе и их последующее закрепление и воспроизведение в индивидуальных оценках испытуемых. Эти эксперименты положили начало серии лабораторных исследований феноменов группового давления и конформизма.

Все материалы из данного источника: Журавлев А.Л. ->

Вам также может быть интересно:

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Социальная фасилитация и ингибиция

Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

  1. Настроение – плохое вызывает эффект ингибиции, хорошее усиливает фасилитацию.
  2. Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
  3. Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.

Свойства темперамента

Известно, что сангвиники легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям. Холерики склонны действовать импульсивно, совершать необдуманные шаги. Флегматики достаточно спокойны и рассудительны, а меланхолики отличаются эмоциональной неустойчивостью и чрезмерной впечатлительностью. Какое влияние на все четыре типа оказывает социальная фасилитация? Пример можно привести такой: при первых же трудностях меланхолик склонен тотчас же замыкаться в себе, флегматик пытается разложить все «по полочкам», сангвиник активно и продуктивно действует, а холерик громко возмущается.

Социальные предпосылки

Само слово в прямом переводе обозначает облегчать, помогать, способствовать. В словаре Петровского объясняется как повышение продуктивности деятельности путем актуализации в сознании образа другого человека, выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Получается, для поиска лучшего решения психологически нужен другой человек. Этим человеком выступает фасилитатор.

В 1965 году после статьи Роберта Зайонца с идеями о социальной фасилитации появилось новое направление исследований в социально-психологической сфере. В ходе проведенной работы было открыто, что присутствие наблюдателя помогает в любой деятельности. Эти выводы стали основой для появления процесса групповой фасилитации.

Границы роли

  1. Фасилитатор не является членом группы и не имеет голоса при принятии групповых решений.
  2. Роль фасилитатора не предполагает выполнение задач клерка, стенографа, логиста и других административных функций.
  3. Фасилитатор не является посредником в отношениях между группой и более широким контекстом организации или другими группами за ее рамками.
  4. Фасилитатор не выполняет арбитражных функций, члены группы самостоятельно несут ответственность за разрешение конфликтов и выстраивание взаимоотношений.
  5. Фасилитатор не отвечает за качество принятых решений и не несет ответственности за их исполнение.

История открытия

В 1989 г. психологом Норманом Триплеттом было подмечено, что велосипедисты способны добиться лучших результатов в тех случаях, когда соревнуются между собой. Все показатели спортсменов значительно снижаются, если во время тренировок они просто включают секундомер. Психолог провел целый ряд исследований, для того чтобы подтвердить свои догадки.

В дальнейшем эксперименты Триплетта стали одними из первых в социальной психологии. Они заключались в том, что детям предлагалось намотать леску на катушку спиннинга. Был подтвержден тот факт, что малыши работали намного энергичнее в том случае, когда рядом присутствовали другие люди. Намотать леску в одиночестве было для них более сложной задачей.

Подобный эффект, который психолог Флойд Оппорт назвал социальной фасилитацией, ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.

Таким образом, социальная фасилитация в психологии – это влияние оценки социума на производительность. Подобное явление вызвало небывалый интерес в научных кругах. Это привело к тому, что исследования, начатые Норманом Триплеттом, были в дальнейшем продолжены. Несколько позднее был установлен тот факт, что если при выполнении определенной задачи возле исполнителя присутствуют пассивные наблюдатели, то эффективность его действий значительно снижается.

Это был момент, когда ученые были неспособны сопоставить два феномена, что и завело общую теорию в тупик.

Программа исследования социальной фасилитации была возобновлена лишь в 1965 г. За нее взялся Роберт Зейонц. Им была намного глубже исследована социальная фасилитация. Теория активации при этом, сформулированная им же, объяснила два, казалось бы, противоположных феномена. Роберт Зейонц высказал предположение того, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и усвоенных человеком механических действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях.

В основе подобного утверждения лежал установленный факт того, что появившееся возбуждение является активатором доминирующей реакции. Под возбуждением в данном случае понимается присутствие других людей, которые находятся рядом в процессе выполнения того или иного задания. Именно поэтому в случаях простых работ наиболее вероятной, доминирующей реакцией является побуждение к скорейшему выполнению необходимых действий. При этом для решения поставленной задачи зачастую существует единственный верный путь. В тех же случаях, когда правильный ответ не является столь очевидным, возбуждение, вызванное присутствием других людей, провоцирует неверные реакции.

Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции. Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно ее теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт

Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому

Правила участия в конкурсе «Лучший фасилитатор 2019 года»

Ежегодный конкурс «Лучший фасилитатор года» проводится с целью:

популяризации фасилитации групповой работы как важного навыка для развития команд и организаций,
распространение лучшего опыта фасилитации,
повышение уровня профессионализма фасилитаторов на рынке.

Для участия в конкурсе необходимо выслать заявку на участие в соответствии с Положением о конкурсе.

Условия подачи заявки описаны в разделе «Как стать участником конкурса».

В конкурсе есть три обязательных этапа:

  • Заявка на участие в конкурсе. Прием заявок осуществляется до 1 февраля 2020 года на адрес Оплата участия в конкурсе в размере 1300 (Одна тысяча триста) рублей осуществляется в срок до 1 февраля  2020 года и является обязательной.
  • Пост в любой из социальных сетей с ответом на вопрос «Почему я участвую в конкурсе «Лучший фасилитатор года» и хештегами #докажичтотылучший и #конкурсфасилитаторов до 1 февраля 2020 года.
  • Конкурсный проект с презентацией о лучшей проведенной в 2019 году фасилитационной сессии на основании лично разработанного сценария, c фото и/или видео отчетом, отзывами заказчика и участников сессии. В конкурсном проекте должны быть указаны все фасилитаторы проекта и их роли в проекте. Все участники конкурсного проекта автоматически считаются участниками конкурса.

Кто может участвовать в конкурсе

  • Корпоративные фасилитаторы – представители организаций, которые не реже двух раз в год проводят внутрикорпоративные мероприятия с использованием инструментов фасилитации.
  • Внешние фасилитаторы – независимые тренеры / консультанты / коучи / фасилитаторы, которые на платной основе оказывают фасилитационные услуги коммерческим организациям или на льготных условиях – общественным организациям.
  • Бизнес-тренеры, которые регулярно используют отдельные инструменты фасилитации в тренингах.
  • Agile-коучи
  • Менеджеры проектов
  • Дизайн-мыслители

Участники конкурса прошлых лет имеют право участвовать в конкурсе, но в других номинациях, отличных от заявок прошлых лет. Победители прошлых лет приглашаются в жюри конкурса по решению организатора.

Как стать участником конкурса

Заявки, поступившие после 1 февраля 2020 года, приниматься к рассмотрению не будут.

В заявке необходимо указать:

  • Фамилия Имя Отчество участника
  • Город проживания
  • Название организации, должности.
  • Номинация, в которую вы заявляетесь.
  • Контактные данные:
  • Согласие на обработку персональных данных Организаторами конкурса и разрешение использовать их для проведения самого Конкурса.
  • Выслать подтверждение оплаты участия в конкурсе – 1300 рублей (Одна тысяча триста рублей). Без НДС.

Все перечисленные выше пункты являются обязательными. Владельцы заявок, которые были не полностью заполнены, к участию в конкурсе не допускаются.
Принимается только одна заявка к участию в конкурсе от одного лица.
Подавая заявку на участие в конкурсе, участник соглашается, что фото и видео-материалы, связанные с его участием в конкурсе, могут быть использованы в дальнейшем организатором конкурса для освещения конкурса в средствах массовой информации, на сайте, в методических материалах и книгах.

Оплата конкурса производится по следующим реквизитам: ООО «Имидж персонал», ИНН 7701319535, КПП 770101001, р/сч 40702810200000013890, в АО «ОТП Банк» г.Москва, БИК 044525311, к/сч 30101810000000000311.

Подача Конкурсного проекта осуществляется в сроки до 14 февраля 2020 года.

Какие награды получат победители конкурса

Победители получают памятные дипломы и подарки от партнеров организатора, а также:

Победители в номинациях «Лучший корпоративный фасилитатор 2019» и «Лучший внешний фасилитатор 2019» получат ценные призы – Сумка фасилитатора (тренера) и Билет на участие в 11-й Конференции российских фасилитаторов.

Победитель в номинации «Лучший старт 2019» – Модератус и Билет на участие в  11-й Конференции российских фасилитаторов.

Определение победителей конкурса

  • Эксперты;
  • Представители организатора (Консалтинговая компания «Имидж персонал»);
  • Представители соорганизатора (Ассоциация фасилитаторов).

Подведение итогов конкурса

Итоги конкурса будут подведены до 10 апреля 2020 года.Награждение победителей конкурса состоится 16-17 апреля 2020 года в г.Москве на 11-ую Конференции российских фасилитаторов.Все участники конкурса получат памятные дипломы об участии в конкурсе.

Виды фасилитации

Расстройство личности — что это такой за диагноз

Фасилитация подразделяется на несколько видов:

  1. Психологический. Он является процессом управления, в ходе которого происходит конструкция (или реконструкция) некоторой системы. Наряду с происходящими личностными изменениями, данный процесс считается вероятностным, нелинейным, необратимым. Личность, как известно, динамична. Психологическая фасилитация имеет элементы парадоксального контроля за процессом самоорганизации открытой системы личности.
  2. Педагогический. Это вид педагогической деятельности, в ходе которого обучаемый осознает свою самоценность. Учеба призвана поддерживать стремление личности к саморазвитию, раскрытию способностей, самосовершенствованию.
  3. Спортивный. Важная составляющая спорта, нацеленная на то, чтобы суметь сплотить всех членов команды, в то же время показав их ценность по отдельности.


Классический пример успешного фасилицирования в спорте

  1. Экофасилитация. Данный вид фасилитации призван донести до человека понимание, что он, как личность, является открытой динамической системой. Данная система находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой (однако не только социальной и природной). Задача фасилитатора – провести клиента через так называемый преобразующий процессинг.

Социальная леность

Насколько велик индивидуальный вклад каждого члена рабочей группы? В тех случаях, когда перед людьми ставится общая цель, возникает психологический феномен, отличный от социальной фасилитации.

Практически столетие назад инженер из Франции М. Рингельманн рассчитал, что коллективная работоспособность, проявленная группой людей, не достигает и половины от той, которой по отдельности обладают все ее члены. Примером тому послужил эксперимент, в ходе которого перетягивался канат. Испытуемые не знали, прилагают они усилия вместе или в одиночестве, так как им завязывали глаза. Но если им говорили, что канат перетягивает команда, то их усилия снижались на 18%. При этом они считали, что работают изо всех своих сил. В этом и состоит феномен социальной лености, основная причина которого кроется в том, что групповая работа снижает боязнь оценки. Люди, не отвечающие за конечный результат, не способны оценить личный вклад. Их ответственность перед решением поставленной задачи делится поровну между участниками группы.

Как пример социальной лености может быть приведено сельское хозяйство. Ведь личные огороды, занимающие всего один процент угодий в стране, дают практически 27 % урожая.

Границы роли фасилитатора

Многие спрашивают, может ли член команды быть фасилитатором? Не может – фасилитатор не имеет права голоса, а также не выполняет функции стенографа, логиста или администратора. Он также не выполняет функций арбитра и не отвечает за качество принятых решений, как и за их исполнение.

Фасилитатор наблюдает, фокусируясь на следующем:

Следит за тем, как участники дискутируют.
Поддерживает конструктив.
Уводит от конфликтов между участниками.
Поддерживает высказывание каждого мнения.
Вникает в суть идей, но свои мысли не навязывает.
Равномерно уделяет внимание каждому вне зависимости от сана.
Пресекает категоричность, обесценивание, надменность.
Корректирует начальный план при необходимости.

Причины возникновения эффекта аудитории

Эффект аудитории — психологическое явление, которое характеризуется изменением поведения одного из участников в пользу иного, при наличии постороннего наблюдателя.

В современной практике считается, что отрицательное или положительное влияние на индивида возникает вследствие психологического возбуждения в группе. Наиболее популярная причина возникновения эффекта — влияние авторитетного и компетентного человека, который способен дать оценочное суждение.

При этом, чем более опытный индивид, тем сильнее проявляется воздействие. Также деятельность соревновательного и совместного типа оказывает большое влияние на возможность развития эффекта аудитории, при этом многочисленность наблюдателей лишь усиливает его.

Мировое кафе

Методика групповой работы «Мировое кафе» (World Cafe) — подход к внедрению изменений — разработана Хуанитой Браун и Дэвидом Айзексом. Открытая по характеру методика предлагает участникам высокую степень свободы, объединяет людей в команды и высвобождает их творческий потенциал.

«Мировое кафе» отлично подходит, когда большому числу участников необходимо обменяться знаниями и опытом по выбранной теме и собрать максимум информации, впечатлений, мнений и оценок. Результатом такой схемы станет общая «картина мира», полученная за короткое время — отражение ситуации в умах присутствующих и срез общего мнения по теме.

Работа по такой методике организуется чаще всего на два–три часа и даже внешне отличается от других технологий групповой работы. В помещении («Кафе») стоят столики, покрытые большими листами бумаги, на которых можно писать, рисовать, делать пометки, чертить и любым другим способом фиксировать информацию. За каждым столиком постоянно сидит модератор («Хозяин»), остальные участники свободно перемещаются между ними, когда объявляется новый круг обсуждения.

Заслуживающая внимания информация, идеи по решению проблем и мнения фиксируются модератором в обязательном порядке. По окончании очередного тура обсуждения лист бумаги с пометками прикрепляется у стола, а модератор сводит прошедшую дискуссию и ее результаты в мини-презентацию.

Каждый модератор информирует подошедших к его столу участников о наработках, полученных от предыдущих «гостей Кафе». После этого вновь прибывшие «гости» озвучивают свои идеи и предложения по проблеме, делая вклад в общее обсуждение. Эта методика помогает генерировать большое количество идей, тут же подвергать их сомнению, и либо опровергать, либо принимать для дальнейшей работы.

Таким образом, в одном месте концентрируется значительный объем знаний и мнений участников по выбранной теме. Кроме того, процесс обсуждения в «Мировом кафе» создает условия для одновременного взаимного интенсивного обучения участников — своего рода трансфер знаний, представляющий «побочный эффект» групповой работы.

Участники такого мероприятия должны быть достаточно дисциплинированными, чтобы равномерно распределить время между посещениями разных столов. Поэтому фасилитатор всей встречи должен четко следить за временем и помогать присутствующим вовремя перемещаться от стола к столу. Концентрированная, насыщенная дискуссия — желаемый продукт для организаторов «Мирового кафе», а это значит, что фасилитатору придется потрудиться, чтобы оторвать участников от общения.

Другой важной задачей фасилитатора здесь станет организация заключительной части — представления результатов встречи для всех столов. При большом числе участников будет трудно собрать и должным образом обработать все наработки

Поэтому к выбору модераторов, их организаторским и фасилитационным навыкам должны предъявляться высокие требования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: