Виды аналогий метода синектики
- Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней. Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.
- Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном». По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны. Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т.п. Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.д.
- Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением. Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений. При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.
- Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности. Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут. Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий.
То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.
Виды сравнений синектики
Прямая аналогия, чаще всего имеет природную или техническую основу. К примеру, сочетание цветов на перьях попугаев активно используют как дизайнеры, так и художники, техника окрашивания стен отлично подходит по отношению к мебели, а самоочищающаяся краска была создана на основе строения обычного листа, который, имея определённые впадинки и бороздки способен отталкивать воду.
Символическая. Включает в себя использование метафор и преобразование как обыденного в необычное, так и наоборот
К примеру, в кинематографе этот тип сравнений очень популярен, так как помогает заинтриговать зрителя и привлечь внимание, допустим, смотрели фильм «Живые мертвецы»? А слышали, как говорят: «Это было началом конца», или «Я оказался без вины виноватым»?
Субъективная. Её ещё называют личной, а всё потому, что тому, кто её использует, необходимо попробовать ощутить себя в роли какого-то предмета или объекта. Особенности этого способа в том, что он позволяет нестандартно, совсем под другим углом взглянуть на проблему или задачу, которая в силу определённых обстоятельств не может быть решена с помощью обычных размышлений и логики
Например, психологи рекомендуют во время серьёзного конфликта немного абстрагироваться и представить себя мухой на потолке, которая в данный момент наблюдает за ссорой. Это помогает не только «не наломать дров», порушив отношения, но и понять, как смотрится со стороны эта ситуация.
Фантастическая. Синекторы (то есть люди, использующие этот метод) игнорируя все законы физики и прочее, пытаются вообразить, что какой-либо предмет или явление обладают сверх способностями. Ну, допустим, чтобы быстрее закончить какую-то задачу, они представляют, что ручка является волшебной палочкой, способной ускорить рабочий процесс.
Особенности этого способа в том, что он позволяет нестандартно, совсем под другим углом взглянуть на проблему или задачу, которая в силу определённых обстоятельств не может быть решена с помощью обычных размышлений и логики. Например, психологи рекомендуют во время серьёзного конфликта немного абстрагироваться и представить себя мухой на потолке, которая в данный момент наблюдает за ссорой. Это помогает не только «не наломать дров», порушив отношения, но и понять, как смотрится со стороны эта ситуация.
Фантастическая. Синекторы (то есть люди, использующие этот метод) игнорируя все законы физики и прочее, пытаются вообразить, что какой-либо предмет или явление обладают сверх способностями. Ну, допустим, чтобы быстрее закончить какую-то задачу, они представляют, что ручка является волшебной палочкой, способной ускорить рабочий процесс.
Краткое резюме
На сегодняшний день описание метода синектики и его этапов значительно упрощены для понимания и всё это кажется простым в применении. Однако в действительности использовать синектический метод довольно сложно. К тому же, для эффективного его использования обучение групп синектиков должно продолжаться как минимум на протяжении года.
В том случае, если к синектическому методу решит прибегнуть бизнесмен или руководитель крупной организации, то ему потребуется найти синектиков-специалистов, которые смогут обучить персонал всем особенностям и нюансам методики
Но любой обычный человек в процессе поиска решения проблем или творческих задач может просто применять аналогии, которые являются неотъемлемой и наиболее важной частью синектического подохода
Желаем вам творческих успехов!
Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно
выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.
Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.
Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.
Появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма
Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность
Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум
на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий
В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум
на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.
Фантастические аналогии
Данный метод генерирования новых идей потребует от изобретателя особой творческой раскованности и присутствия креативного мышления. В этом случае синекторам предлагается представить себе рассматриваемые явления, предметы и объекты вне всяких связей с существующими законами физики. При этом изобретатель должен увидеть свой продукт таким, каким он хотел бы его увидеть, невзирая на существующую реальность.
Нередко при решении поставленной задачи синекторы используют какой-либо сказочный атрибут, например, волшебную палочку. Можно также предположить и то, что подобным видом аналогии пользуются фантасты. Она им необходима при написании произведений.
Все рассмотренные выше аналогии синектики позволяют полностью охватить мысли и опыт людей. И это станет более понятно, если объяснить данную классификацию несколько иначе. Так, прямые и фантастические аналогии можно рассмотреть как реальные и нереальные, а личностные и символические – как телесные и абстрактные.
Однако стоит иметь в виду, что данные виды синектики не стоит считать фундаментальными. Ведь при своем широком практическом применении метод постепенно расширяет количество имеющихся у него средств, разрабатывая новейшие приемы разбора и углубленного изучения явлений и предметов.
Но для того, чтобы применить необходимую в каждом конкретном случае аналогию, важно правильно сформировать синектический коллектив. Этот процесс состоит из трех фаз, которые рассмотрим подробнее
Как научиться
Авторы этого метода убеждены в том что для его успеха необходимо, чтобы в группе не было косно мыслящих лиц и были тщательно уравновешены опыт и индивидуальные особенности членов группы. Примерно после годичного периода, в течение которого часть рабочего времени отводится на обучение и тренировку, группа сможет далее работать самостоятельно, успешно преодолевая инерцию основной организации. Большинство синекторов прекращают эту деятельность после нескольких лет работы, возможно, потому, что она оказывает разрушающее влияние на их нервную систему.
Сказанное не должно отпугнуть энтузиастов от того, чтобы попробовать свои силы в этом методе даже при отсутствии опытного руководителя, однако из изложенного вытекает, что добиться успеха здесь будет не так легко и имеется риск нанести ущерб психике. Вероятно, наилучший способ уменьшить этот риск состоит в том, чтобы запретить обсуждение достоинств и недостатков членов группы. Первые синекторы приложили много усилий к тому, чтобы не огорчать людей, которые оказались неспособными к работе в такой группе. Участники должны иметь право прекращать работу без каких-либо объяснений, как только они почувствуют потребность в отдыхе (см. метод «Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM)»).
Гордон сообщает, что синектика дает хорошие результаты при наличии сильного руководителя, а также при неоговоренной заранее многократной смене руководителей в зависимости от рассматриваемой проблемы. Как правило, принято приглашать опытных специалистов для помощи в оценке практической осуществимости предложенных идей.
(Консультациями и обучением в области синектики занимается фирма «Синектикс инкорпорейтед», Черт-стрит, Гарвард-сквер, Кэмбридж, шт. Массачусетс. США.)
Принцип работы по синектическому методу
Сама же работа по синектическому методу Уильяма Гордона происходит следующим образом:
1
Первый этап
Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины, области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, исходя из диапазона их знаний, практического опыта (желательно, разнообразного), гибкости мышления, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении и для её работы должны быть созданы все необходимые условия: помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой (если это требуется), в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.
2
Второй этап
Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий для ориентирования нервной системы всех участников и их мозговой активности в решении поставленной задачи. Синектики должны обсуждать аналогии и использовать эти обсуждения как средство спонтанного ориентирования своего мыслительного процесса на поставленной задаче.
Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Особенно хорошо, если использовать их по такой системе: прямые – реальные, личные – телесные, символические – абстрактные, фантастические – нереальные. Наряду с этим, особенно важным является то, что каждый член группы должен преодолеть свой страх раскрыть перед остальными личные мысли. Для этого можно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии. А для того чтобы все участники научились распознавать признаки приближения решения задачи, следует использовать в процессе работы аудиозаписи пройденных этапов.
3
Третий этап
На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:
- Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить);
- Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
- Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
- Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
- Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).
В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.
Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения.
4
Четвёртый этап
Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.
Пример применения синектики для поиска решения
В качестве практического примера использования синектики, лучше всего подойдёт ситуация реального применения метода его непосредственным создателем – Уильямом Гордоном. Интересной особенностью этого примера является реальная всемирная известность изобретения с достаточно полноценным описанием процесса поиска решений. Так, автор методики был привлечен компанией Kellogg для разработки решения на тот момент, казалось бы, абсолютно неразрешимой проблемы. Перед Уильямом Гордоном встала задача разработать способ рационального размещения картофельных чипсов в упаковке так, чтобы воздух занимал минимальную часть пространства, и, в то же самое время, сами чипсы и их форма не страдали бы от найденного решения. Так, в рамках процесса поиска аналогий, было придумано сравнение чипсов с осенней листвой, собираемой в мусорные пакеты. Сухие листья занимали куда больше пространства, в сравнении с влажными.
Так, используя эту аналогию, была рассмотрена принципиально новая возможность изготовления чипсов путём увлажнения картофельной муки с последующим созданием идеальной формы чипсов, вместо простой тонкой нарезки картофеля. Именно благодаря этому решению возникли всемирно известные чипсы Pringles, которые сейчас можно найти на полках супермаркетов практически во всём мире.
Как генерировать идеи по методу синектики
Согласно работам Уильяма Гордона и Джорджа Принса, для достижения результата требуется правильная организация и последовательность.
Так, для применения метода нужен коллектив людей из 5-7 человек (желательно различных профилей деятельности, к примеру, экономист, юрист, дизайнер и т.д.)
Также стоит обратить внимание на их черты характера, темперамент, возраст, пол. Стоит собрать наиболее противоположных по отношению друг к другу личностей
Перед работой стоит также позаботиться о наличии технических элементов (листы бумаги, ручки, маркеры, магнитная доска и т.д.). Это нужно для визуализации мыслей и быстрого понимания другими членами коллектива.
Не каждый может знать сути метода, поэтому стоит заранее объяснить виды аналогий, приёмов, используемых в синектике. Стоит поинтересоваться тем, кто из собравшихся владеет этим методом, или хотя бы знает про него.
В конце теоретической части целесообразно организовать тестовое задание, чтобы присутствующие смогли ориентироваться в аналогиях и принципе синектики. Чем лучше коллектив понимает суть, тем быстрее и качественнее будет решена проблема.
Далее руководитель в общих чертах начинает описывать проблему, которую нужно решить. Переходить сразу к описанию деталей не нужно – это может снизить эффективность мышления, так как собравшиеся будут фокусироваться на мелочах. Если задача, которую нужно решить, глобальная, возможно, придётся работать с её частями по отдельности.
На начальном этапе обсуждения выделяются основные, очевидные пути решения, которые нужно записать на бумаге или доске. Из них можно сразу выделить исключить нерациональные, чтобы не тратить время.
Члены коллектива имеют индивидуальное мышление, сформированное под влиянием их специализации, профессии, должности. Поэтому каждый может привести и высказать собственные аналогии. Они могут быть абстрактными, непонятными для других – нужно работать до тех пор, пока не станет ясно, как применить озвученное на практике.
Непривычность и нестандартность услышанного может заставить работать мозг человека по-другому, что и является способом достижения результата по методу синектики.
Пример применения синектики для поиска решений
Обращаясь к опыту Уильяма Гордона и Джорджа Принса, можно привести ситуацию, когда компании «Pringles» было необходимо разработать удобную упаковку для продукции. В ходе применения метода синектики пачка чипсов была сравнена с мешком для сбора листвы. Это помогло определить недостатки данной формы – в пакете сухие листья хрупкие, и при физическом воздействии крошатся. Поэтому производителю было рекомендовано создать плотную, цилиндрическую упаковку, исключающую повреждение чипсов. Такой формат используется и сегодня.
Другой пример применения синектики – поиск способа компактного размещения жилплощади в пределах населенного пункта. В своё время архитекторы, проведя аналогию с муравейником, обнаружили, что располагая квартиры одна над другой, можно добиться желаемого, результата. Сегодня каждый город имеет многоквартирные дома различной этажности.
Этапы синектического решения
Более подробно понять принципы, на которых базируется синектика и практические методы их реализации можно, проанализировав пошаговую программу поиска решений в рамках этого процесса. Так, в классическом виде, этапы синектики выглядят следующим образом:
Подготовка. Прежде, чем начинать использовать синектический метод, следует отобрать группу участников. Их оптимальное число – 4-8 человек, причем половина из них должна представлять собой профильных специалистов в различных областях, знания которых могут потребоваться для решения. Другая же половина должна состоять из работников отдела, который будет использовать внедренное решение и нуждается в нём, так как они лучше всего понимают проблематику практических аспектов деятельности. Необходимо выделить участникам помещение, обеспечить наличие записывающей аппаратуры и весь дополнительный инструментарий – доску с маркерами, столы, стулья, канцтовары.
Рассмотрение проблемы в чистом виде. На первичном этапе, проблема сама по себе должна быть известна только руководителю группы. Именно он и презентует её, без каких-либо технических деталей и в самом общем виде. Предварительное обсуждение проблемы, подготовка к синектике не даст возможности абстрагироваться от стандартных и привычных решений.
Разделение проблемы. После ознакомления с проблемой, участники разделяют общую задачу на несколько менее важных, и каждая из них впоследствии рассматривается по очереди. После этого, выбранная проблема рассматривается и анализируется более конкретно и всесторонне. Участники должны изложить своё видение проблемы с учетом личных профессиональных умений.
Применение аналогий. Это – основной этап синектики, на котором к задаче применяется главная характерная часть данного метода в виде различных аналогий. При этом данная стадия включает в себя несколько этапов:
- Подбор аналогий. Участники подбирают различные аналогии к рассматриваемой задаче.
- Создание из знакомого – незнакомого. Участники сознательно абстрагируются от имеющихся у них знаний о проблеме, пытаясь взглянуть на неё с нетрадиционных ракурсов.
- Обсуждение аналогий. На данном этапе все участники активно обсуждают найденные ранее аналогии и пути решения проблематики в рамках этих аналогий.
- Объединение с проблемой. Найденные решения для выбранной аналогии переносятся непосредственно на рассматриваемую проблему и адаптируются для её разрешения.
Принятие решения и его внедрение. Это – заключительный этап синектики, который предполагает интеграцию принятого решения, проведение непосредственных научных и технических изысканий, стороннюю экспертную оценку самого решения, а также последующий после его внедрения анализ. На основании анализа также оценивается и деятельность всей синектической группы.
Создание квалифицированной синектической группы требует достаточно длительной подготовки и обучения её участников. При удачном стечении обстоятельств, данное обучение может проводиться среди мотивированных работников путем создания кружка качества. Традиционно же метод синектики предполагает специализированное теоретическое обучение участников группы данной методике в течение года перед решением практических задач для достижения наилучших результатов.
Аналогии для озарения
—
прямые (например, аналогии с биологическими
системами)
—
личные (отождествление себя с объектом
исследования
Аналогии
для озарения
—
символические (поэтические метафоры
и сравнения)
—
фантастические (формирование образа
не существующего, ножелаемого
Метод
«мозговой атаки»
Этапы
ссесии синекторов
-
Целеполагание
-
Дискуссия
-
Анализ и отбор
идей -
Подведение итогов
Трудности
—
целесообразно выполнять вслед за
«мозговым штурмом»
—
в состав группы должны входить
представители творческих профессий
—
требование максимальной психологической
комфортности
—
необходимость специального психологического
образования для ведущего
Рис.
12.4. Факторы реализации метода «синектики»
Метод
синектики предназначен для генерирования
альтернатив путем ассоциативного
мышления, поиска аналогий поставленной
задаче и заключается в следующем.
1.
Формируется группа из пяти-семи человек,
имеющих гибкое мышление, опыт,
психологическую совместимость,
общительность и подвижность.
2.
Вырабатываются навыки совместной
групповой работы.
3.
Перебираются не только известные
подобные решения, но и все возможные и
невозможные (фантастические) решения.
4.
Запрещается обсуждать достоинства и
недостатки членов группы.
5.
Разрешается каждому прекратить работу
в любой момент без объяснений причин.
6.
Роль ведущего периодически переходит
к другим членам группы.
В
отличие от «мозгового штурма» здесь
требуется специальная и длительная
подготовка группы. Работа группы проходит
в два этапа. Задача первого этапа —
сделать непривычное привычным. Для
этого путем обобщения различных ситуаций
непривычную проблему или объект с
помощью метода аналогий помещают в
привычный контекст, и ее непривычность
исчезает. После этого начинается второй
этап, задача которого — сделать привычное
непривычным (вернуться к исходной
проблеме).
Последовательность
решения проблемы:
1)
проблема, как она задана, — формулировка
проблемы;
2)
очищение от очевидных решений — дискуссия,
в ходе которой члены группы выясняют
свои взгляды на очевидные решения,
которые едва ли дадут нечто большее,
чем сочетание существующих решений
(этот этап напоминает «мозговой штурм»);
3)
превращение необычного — в привычное,
поиск аналогий, позволяющих выразить
«заданную проблему» в терминах, хорошо
знакомых членам группы по опыту работы
(в попытке проникнуть в суть проблемы
и распутать клубок предложений допускается
игнорирование физических законов и
соглашений);
4)
проблема, как она понята, — определяются
главные трудности и противоречия,
препятствующие решению проблемы;
5)
наводящие вопросы — председательствующий
предлагает дать решение, пользуясь
одним из типов аналогий. Каждый член
группы в свободной манере проигрывает
наводящий вопрос. Если аналогии становятся
слишком абстрактными, дискуссия
направляется в русло «проблема, как она
понята». Когда появляется перспективная
идея, ее развивают словесно до того
момента, когда члены группы смогут
изготовить и апробировать грубые
прототипы устройства.
Психологические механизмы синектики
Из основных теоретических принципов возникли два наиболее интересных элемента, которые показывают, что такое синектика на практике.
- Превращение неизведанного в знакомое.
- Превращение знакомого в неизведанное.
Сам Гордон резюмировал это одним предложением: «Доверяйте непознанному и остерегайтесь того, чему доверяете». Этим он хотел подчеркнуть, что важно отстраняться от исходной проблемы, чтобы научиться воспринимать новое. Фактически, синектика управляет способностью справляться со сложностями, неопределенностью и очевидными противоречиями. Для этого нужно разблокировать творческий потенциал и положиться на бессознательные процессы