Профессиограмма — что это?

Содержание и структура профессиограммы

Самой распространенной является комплексная профессиограмма, которая включает в себя целый спектр технических, гигиенических, социальных и экономических критериев. Она же определяет способы и цели оценки результатов в рамках какой-либо профессиональной деятельности.

Психологически ориентированная профессиограмма описывает суть выполнения трудовой функции. Она отражает характерные реакции отдельных индивидуумов на какие-либо ситуации, возникающие в профессии.

В рамках данного термина рассматриваются разнообразные психические состояния сотрудников:

  • анализируются эмоциональные процессы;
  • подвергаются детальному рассмотрению волевые и эмоциональные проявления;
  • определяются особенности психомоторики при решении интеллектуальных задач.

Кроме того, психологически ориентированная психограмма включает в себя описание разнообразных вариантов трудового поведения. С ее помощью можно проанализировать динамику производственной активности и наиболее часто встречающихся ошибок.

Аналитическая профессиограмма ориентирована не на частные свойства компонентов той или иной профессии. Ее задачей является выявление унифицированных показателей.

Поскольку профессиограмма является кратким описанием какой-либо профессии, пропущенным через призму предполагаемых психологических особенностей сотрудников, то ее часто называют эталонной моделью идеального специалиста в какой-то конкретной области.

Профессиограмма и ее назначение

Приведенные выше ПЗ представляют собой перечень основных требований к профессии и специальности юриста

Важно, чтобы психофизиологические и личностные характеристики человека, выбирающего профессию юриста, были максимально приближены к этим требованиям. Степень выраженности определенных профессионально важных характеристик варьируется среди юридических специальностей и зависит от конкретного вида работы

Профиль адвоката составляется в соответствии с параметрами PQR.

Профессиограмма (от лат. professio — профессия и gramma — написание) — это система (1) характеристик, описывающих профессию и специальность; (2) требований, которые профессия предъявляет к работнику; (3) психологических характеристик, которым должен соответствовать специалист определенной профессии. Появление первых профессиональных профилей и их использование для отбора персонала относится к началу XX века, когда специалисты автомобильных заводов компании Ford, проанализировав содержание труда и определив соответствующие требования к работникам, пришли к выводу, что некоторые профессии вполне посильны для инвалидов.

Во-первых, профессиограмма описывает характеристики и структуру профессиональной деятельности и основные требования к физиологическим и психологическим характеристикам специалиста; во-вторых, она представляет собой научно обоснованную систему норм и требований профессии к определенным видам деятельности, а также индивидуальные личностные характеристики специалиста, позволяющие эффективно выполнять требования профессии, что в то же время создает необходимые условия для развития самого специалиста.

До недавнего времени профессиограммы разрабатывались в основном на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий, но в последнее время их активно разрабатывают и крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Кроме того, формирование профиля специальности актуализируется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) последнего поколения.

Основными отличиями профессионального профиля от должностной инструкции являются отсутствие декларативного характера, то есть разделов, содержащих информацию о моральных качествах и обязанностях работника, наличие описания условий труда на рабочем месте и большого количества требований к работнику. В теории и практике управления персоналом профессиограмма, наряду с коллективными договорами и квалификационными справочниками, характеризуется как документ, способствующий лучшему подбору работников по особо важным профессиям.

Понятие личности, ее структура, содержание и другие проблемы, связанные с личностью, широко обсуждаются в философской, юридической, социологической и психологической литературе. Здесь предполагается, что личность юриста — это субъект, осуществляющий профессиональную юридическую деятельность, затрачивающий на нее физические и психические усилия, собственное время, переживающий успехи и неудачи, преследующий те или иные, благородные или не всегда благородные цели. Из профессионального профиля человек получает информацию о реальном содержании работы и необходимых психологических качествах, без которых трудно соответствовать профессии и должности.

Профессиональный профиль позволяет человеку понять:

  1. суть выбранной профессии;
  2. чем конкретно он/она будет заниматься как специалист в этой области;
  3. каковы условия труда;
  4. каким должен быть уровень образования;
  5. возможности трудоустройства в этой профессии;
  6. уровень дохода и материально-финансового обеспечения и уровень комфорта в жизни;
  7. возможности карьерного роста;
  8. общественный престиж выбранной профессии;
  9. негативные аспекты профессии, ее трудности и возможные ошибки, риски и экстремальные стрессовые ситуации;
  10. влияние профессии на семью

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психолого-педагогические аспекты влияния компьютерной зависимости на личность подростка
  2. Оценка теории личности
  3. Деструктивное поведение
  4. Проблема развития мышления и интеллекта
  5. Гуманистический подход в психологической помощи
  6. Пиковые переживания личности в гуманистическом подходе
  7. Жан Пиаже, швейцарский психолог
  8. Вебер Эрнст Генрих, немецкий психофизиолог и анатом
  9. Влияние условий семейного воспитания на возникновение комплекса неуверенности у детей с нарушением слуха — Типы отношений родителей к глухому ребёнку
  10. Значение семьи и семейной психотерапии

Что такое профессиограмма?

Это специальная инструкция, в ней описывают характеристики той или иной профессии. В обязательном порядке присутствует описание психологического портрета кандидата на должность.

Профессиограмма включает такие пункты:

  • Название специальности. В разделе указывается основная информация, которая касается специфики работы, перспектив, на которые может рассчитывать сотрудник.
  • Описание рабочего процесса. Указывается рабочее место, должность и обязанности, специфика выполняемой работы.
  • Знания и навыки. В инструкции четко указываются те задачи, с которыми сотрудник должен справляться. Также проводится тщательный анализ как личностных, так и профессиональных качеств, которые подходят для требуемой должности.
  • Квалификация. Какой минимальный опыт, какое образование должен иметь кандидат. Обязательно обозначаются присутствующие возможности профессионального роста.
  • Санитарно-гигиенические условия. Расписываются те условия, в которых происходит рабочий процесс, указываются возможные риски, ответственность за травмы, полученные во время работы.
  • В обязательном порядке должна содержаться информация о физиологических, а также психологических требованиях к сотруднику, его интеллекту, уровню внимательности и конфликтности.

Стоит отметить, что каждая компания имеет свой уникальный документ, который создается в индивидуальном порядке и может значительно отличаться от профессиограммы других организаций.

Как составить

Профессиограмма составляется специалистом по профориентации или специалистом по подбору кадров и руководителем. Как составить профессиограмму? Следовать плану.

Что нужно указать:

  • специальность;
  • профессиональные требования к работнику;
  • важные для профессии качества;
  • требования к психофизиологическим особенностям (ПФО) кандидата;
  • методы исследования соответствия ПФО;
  • ранжирование ПФО;
  • нормы оценки профессионально важных качеств;
  • психограмма;
  • поиск, адаптация работника;
  • разработка индивидуального профессионального развития;
  • поиск вариантов подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

При разработке профессиограммы и психограммы профессии нужно соблюдать ряд принципов:

  1. Системность. Нужно изучать особенности профессии в рамках конкретной фирмы.
  2. Целостность. Должны учитываться интеллектуальные, нравственные, моральные, психологические, физические особенности личности.
  3. Практичность. Результаты диагностики должны быть представлены в доступной форме, ориентированы на деятельность конкретной фирмы.
  4. Научность, современность. При исследовании кандидата и профессии должны применяться новейшие методы, современные теории.
  5. Эффективность. Перспектива развития должны быть направлена не только на конкретного работника, но также на развитие фирмы в условиях высокой конкуренции.
  6. Целенаправленность. Исследование профессии должно иметь теоретическое и практическое значение.
  7. Личностный подход. Анализ вариантов компенсации одних качеств другими, адаптации труда согласно индивидуальным особенностям.
  8. Допуски. Нужно определить минимальное и максимальное соответствие/несоответствие требованиям профессии.
  9. Надежность. Нужно рассматривать все ситуации на производстве, в том числе вредные, опасные. Даже если те случаются крайне редко.
  10. Этический принцип. Все профессии требуют уважительного отношения. Нельзя принижать достоинство одних профессий ради рекламы других.
  11. Конкретность. Нужно не просто описывать профессиональные задачи, а определять, как часто они встречаются, каких затрат требуют, какова их значимость.

О чем рассказывает профессиограмма? Правильно составленная профессиограмма профессии отвечает на следующие вопросы:

  1. В чем суть специальности?
  2. Чем занимается работник?
  3. В каких условиях приходится работать?
  4. Какой уровень подготовки требуется от работника?
  5. Какие способности помогут овладеть профессией?
  6. Легко ли найти работу по этой специальности?
  7. На какую зарплату можно рассчитывать?
  8. Какие есть перспективы карьерного роста?

А чтобы точнее понять специфику труда, нужно ответить на следующие вопросы:

  • что делает человек,
  • как он это делает,
  • для чего он это делает,
  • при помощи каких инструментов он это делает.

Для составления психограммы психодиагност должен сам погрузиться в работу фирмы или он должен взаимодействовать с тем, кто отлично разбирается в особенностях труда, отдельной должности, отдельных видах деятельности.

Для правильного составления профессиограммы нужно погрузиться в работу.

Чтобы составить психограмму специалисты используют следующие источники информации о кандидате:

  • документы, особенно инструкции, нормативные акты, журналы наблюдений;
  • результаты анкетирования, опроса старых работников, результаты экспериментов, отзывы работников;
  • результаты исследований;
  • результаты эргономического обследования работников (производительность в разных условиях, затраты энергии, скорость усвоения информации, прочее).

Анализ профессии проводится штатным психологом компании или специально приглашенными психологами.

Качества личности (в соответствии с профессиограммой)

Профессиональный педагог должен обладать рядом качеств, чтобы соответствовать своей должности. Кроме глубокой академической базы и рабочей компетентности, преподаватель должен обладать  выдающимися личностными качествами, к которым относятся:

Зрелость (гражданская и нравственная). Поскольку одна из задач педагога — прививать ценности своим студентам и служить примером для подражания, недопустимо проявлять инфантилизм или позволять недопустимые высказывания в адрес правительства, школы, руководства, педагогического состава, студентов или их родителей.

Профессиональная идейность. Педагог должен обладать сознательным отношением к своей профессии, то есть выделять себя как самостоятельный субъект профессиональной деятельности, который может оценить работу других субъектов через призму своих профессиональных компетенций.

Общественная активность. Для того, чтобы привить студентам правильные ценности и приоритеты, педагог должен выступать также в роли инициативного проводника норм и идеалов социума. Это может проявляться в общественно полезной деятельности, организации социальных мероприятий, участии в общественных движениях.

Увлеченность своей профессией. В отличие от некоторых других специальностей, деятельность педагога не может быть успешной без личной заинтересованности и энтузиазма к своему делу. Преподаватель всегда находится на виду, поэтому ему сложно скрыть апатию и отсутствие интереса к своему предмету, которые делают вовлечение студентов в учебный процесс и достижение хороших академических результатов практически невозможными.

Любовь к детям. Педагог вынужден находиться в постоянном контакте с детьми, поэтому без любви к ним ему самому будет трудно находиться среди студентов

Дети учатся эмпатии, поэтому им очень важно чувствовать себя любимыми для здорового процесса взросления.

Заботливое и гуманное отношение к детям. Дети очень уязвимы и только учатся выстраивать свои системы ценностей и мировоззрения

Помочь им в этом можно заботой, умением выслушать и дать совет. Педагог должен не только донести определенный объем знаний до своих учеников, но и помочь им встать на путь развития полноценных членов общества.

Коммуникативные качества высокого уровня. Общение является неотъемлемой частью работы учителя. Педагогу нужно поддерживать постоянный контакт с учениками, коллегами, руководством школы, родителями. Поэтому преподаватель должен обладать развитыми коммуникативными навыками, чтобы обеспечить эффективность учебного и рабочего процессов.

Умение расположить к себе (детей, взрослых). Для того чтобы минимизировать конфликтные ситуации педагог должен уметь располагать к себе. Детям требуется определенная мотивация для учебы, поэтому симпатия к своему преподавателю повышает эффективность и успеваемость.

Вежливость. Педагог — ролевая модель для подрастающего поколения, взрослый, с которым дети проводят большую часть своей жизни. Преподаватель обязан обладать высокими моральными качествами и в частности быть вежливым, чтобы студентам было проще стать ценными членами общества.

Психологическая совместимость в коллективе. Деятельность педагога выходит далеко за рамки своего кабинета. Преподаватель проводит большое количество времени в школе среди своих коллег, поэтому взаимоотношения в коллективе определяют, насколько продуктивной и комфортной будет работа для всех. При возникновении спорных вопросов с руководством школы, родителями или учениками педагогу будет проще получить поддержку от коллег, если в коллективе сложились теплые отношения.

Примеры

Агроном

Содержание труда Выполнение агротехнических приёмов по выращиванию сельскохозяйственных культур с использованием удобрений и инсектицидов. Осуществление мелиорации земель.
Знания и умения Знания по семеноводству, выбору адаптированных сортов культур. Грамотное употребление химических средств. Использование современного оборудования для сбора урожая
Профессиональные качества Любовь к природе и биологии, наблюдательность, дальновидность. Способность управления персоналом
Медицинские противопоказания Аллергия на химические препараты, кожные болезни, ревматизм.
Пути получения профессии Сельскохозяйственные институты и техникумы.

Экономист

Содержание труда Работа с документацией, экономический анализ деятельности компании, начисление и отчисление платежей
Знания и умения Знание структуры хозяйственных средств, навыки составления отчётов, финансовых проводок и экономического анализа, умение работать с материальными ценностями
Профессиональные качества Абстрактно-аналитический склад ума, внимательность, ответственность, усидчивость
Медицинские противопоказания Заболевания позвоночника и суставов, нарушения работы зрения и слуха
Квалификационные требования Высшие финансовые образовательные учреждения, техникумы

Водитель троллейбуса

Содержание деятельности Управление троллейбусом по графику, профилактический осмотр и устранение незначительных неполадок
Знания и навыки Знание правил дорожного движения, умение водить транспорт и проводить ремонт
Условия труда Работа по сменам, включая вечерние и утренние часы, выходные и праздники. Льготы при выходе на пенсию
Личностные требования Быстрота реакции, внимательность, ответственность
Медицинские противопоказания Заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, проблемы с органами слуха и зрения
Где можно приобрести специальность ПТУ, курсы обучения водителей

Структура профессиограммы учителя

Психолог В.А. Крутецкий, чьи работы Министерство просвещения СССР одобрило как пособия для студентов педагогических училищ, выделил четыре блока профессиограммы педагога.

  1. Первый блок, «гуманистическое мировоззрение». Только человек, обладающий высоким уровнем общей культуры и достойным моральным обликом, способен организовать успешный образовательный процесс. Этот человек должен любить детей и понимать ценность и особенности периода детства и взросления.
  2. Второй блок, «положительное отношение к собственной педагогической деятельности». Хороший педагог не должен и не может быть равнодушным к своей профессии. Он должен иметь склонность к педагогике и стремиться посвятить себя и свою жизнь педагогической профессии. Дети чувствуют, какие педагоги не понимают и не любят их и образовательную деятельность в общем.
  3. Третий блок, природные предпосылки. Успешность применения навыков и профессиональных знаний во многом зависит от личных качеств и природной предрасположенности к работе с детьми и педагогической деятельности.
  4. Четвертый блок, профессиональные умения, знания и навыки. Педагог должен обладать глубокими знаниями в области определенного учебного предмета и владеть технологиями их успешной передачи ученикам.

Кроме этих четырех блоков следует обратить внимание на такое понятие, как педагогическая культура. Педагогическая культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности

Педагогическая культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Практическое назначение профессиограмм

Практическое назначение профессиограмм — служить трафаретом, согласно которому можно максимально объективно отобрать сотрудника для выполнения той или иной производственной задачи.

Типичным примером является ситуация со специалистом, имеющим высшее столичное образование, но отличающимся чрезмерно вспыльчивыми реакциями. Такого человека нельзя использовать в работе с клиентами, несмотря на его красный диплом.

Другим распространенным примером является отказ в работе водителю, который проявил себя как знаток всех видов двигателей без вредных привычек, но с крайне медленной реакцией на экстремальные ситуации на дороге.

При этом критерии, рассматриваемые внутри той или иной профессиограммы, со временем могут меняться. Например, еще совсем недавно в профессиограмме бухгалтера указывалось, что на данную должность не рекомендуется брать лиц с аллергическими реакциями. Это объяснялось тем, что специфика работы бухгалтера предписывала ему много времени проводить среди конторских книг и архивных документов.

Бумажная пыль и специфический запах, сопровождающий скопление бумажных документов, вызывает у аллергиков выраженные раздраженные реакции. Но в настоящее время это требование не актуально, поскольку большинство компаний и предприятий переходят от бумажного документооборота к цифровому.

Профессиограмма отражает комплексное описание психологических характеристик, подходящих для представителей профессиональных групп, их уместно применять при выработке антикризисной кадровой политики.

Унифицированность требований упрощает работу специалиста по кадрам. В то же время применение профессиограмм — это гарантия рациональных и грамотных решений.

Примеры

Предлагаем узнать, что такое профессиограмма, на примере профессиограмм различных профессий: парикмахер, работник банка (бухгалтер, экономист), воспитатель ДОУ.

Парикмахер

Что делает специалист:

  • стрижет;
  • бреет;
  • делает прически;
  • окрашивает волосы;
  • моет волосы, обрабатывает их средствами бытовой химии.

Что нужно знать:

  • структуру, особенности кожи, волос;
  • правила, способы выполнения услуг;
  • рецептуру растворов, красок;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • специфику влияния химикатов на кожу, волосы.

Профессионально важные качества (ПВК):

  • творческое воображение;
  • развитый вкус, представление об эстетике;
  • доброжелательность;
  • коммуникабельность;
  • точность, быстрота движений;
  • терпеливость;
  • способность управлять концентрацией внимания.

Требование к образованию:

  • ПТУ;
  • УКК;
  • обучение на предприятии.

Противопоказания к работе:

  • кожные заболевания;
  • аллергия на химические препараты;
  • варикозное расширение вен;
  • проблемы с координацией рук;
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • серьезные проблемы со зрением, болезни глаз.

Работник банка, бухгалтер, экономист

Что делает специалист:

  • преобразовывает цифры, тексты, коды с использованием специальных языков, специальной техники;
  • принимает, контролирует первичную документацию;
  • обрабатывает первичную документацию, составляет отчеты, учетные документы;
  • начисляет платежи;
  • решает финансовые вопросы (прием, выдача средств).

Что должен знать:

  • основы бухучета;
  • нормативы;
  • должностные инструкции;
  • структуру хозяйственной деятельности организации;
  • основы работы на вычислительной технике;
  • документы, связанные с товарооборотом, оборотом денег.

Что должен уметь:

  • общаться;
  • вести документацию;
  • обращаться со счетами, деньгами;
  • работать с техникой;
  • соблюдать должностную инструкцию;
  • работать с материальными ценностями.

ПВК:

абстрактное мышление;
способности к счету, аналитике;
развитая устойчивость, концентрация внимания;
хороший объем, распределительные свойства внимания;
способность быстро переключать внимание;
психоэмоциональная устойчивость;
усидчивость;
высокая работоспособность;
точность в работе;
развитая память.

Способности, интересы:

  • точно выполнять инструкции, указания;
  • заниматься монотонной деятельностью (для специалистов, работающих с бумагами);
  • работать с людьми (для специалистов соответствующего направления);
  • устойчивые трудовые интересы.

Требования к образованию: высшее экономическое.

Противопоказания:

  • тяжелая форма остеохондроза;
  • заболевания суставов;
  • проктология;
  • проблемы со зрением (цветовая слепота или потеря больше 25 % зрения);
  • проблемы со слухом (потеря больше 50 % слуха);
  • невротические расстройства.

Воспитатель ДОУ

Что делает работник:

  • организует воспитание, обучение, развитие детей;
  • планирует, проводит мероприятия;
  • следит за безопасностью детей.

Что должен знать:

  • педагогику;
  • педиатрию;
  • психологию;
  • методологию дошкольного воспитания, образования.

ПФК:

  • отзывчивость;
  • любовь к детям;
  • внимательность;
  • наблюдательность;
  • коммуникабельность;
  • терпеливость.

Образование: педагогический колледж или ВУЗ.

Противопоказания:

  • заразные болезни;
  • психические, неврологические патологии;
  • болезни опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, анализ описывает особенности работы на конкретной должности в конкретной компании. И одновременно он выдвигает требования к соискателям. На основе этого можно понять, подходит ли кандидат. Что упрощает и ускоряет отбор кадров.

Наглядные примеры

Рассмотрим краткое содержание стандартных профессиограмм для абсолютно разных сфер деятельности. Данное сравнение – отличный наглядный пример, дающий понимание индивидуальности каждой программы.

1. Основы труда. Данный специалист проводит стрижку, окрашивание, укладку и различные процедуры по уходу, учитывая тип волос и лица. Наносит на локоны специальные растворы и краски, которые имеют определенный химический состав. Бреет волосы специальной машинкой и пользуется щипцами.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Качества лидера

2. Необходимые знания и навыки. Строение и типы волос, а также влияние на них разнообразных составов. Способы и техники нанесения краски и владения горячими приборами

Важной составляющей считается знание основ первой медицинской помощи

3. Профессиональные качества. Хороший вкус и творческий поход. Доброжелательность, внимательность, терпеливость, аккуратность.

4. Квалификация. Колледж, ПТУ, курсы.

5. Медицинские противопоказания. Аллергия на химические вещества и запахи. Заболевания кожи, плохое зрение, нарушение координации, варикоз, выраженные нервозы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вторая профессиограмма будет на примере профессии пилота:

1. Основы труда. Управление воздушным судном, отличное знание маршрута. Полный осмотр для исключения технических дефектов перед полетом. Отдача и распределение приказов между другими сотрудниками.

3. Профессиональные качества. Хорошая логика, уравновешенность, внимательность. Способность принимать важные решения и организовывать процесс.

Рекомендуем: Что такое конгруэнтность?

4. Квалификация. Высшее образование (вуз).

5. Медицинские противопоказания. Нарушения координации, проблемы со зрением и слухом, неврозы, психические отклонения.

Данные профессии очень сильно отличаются, поэтому и профессиограммы у них совершенно разные. Подобные краткие инструкции можно использовать на малых предприятиях в специальностях, которые не нуждаются в обширных описаниях и характеристиках.

Умения педагога (в соответствии с профессиограммой)

В профессиограмме также присутствует список необходимых умений, которыми должен владеть педагог. Это совокупность технических и так называемых гибких навыков, без которых сложно представить успешного преподавателя.

Информационные навыки. Для подготовки учебных материалов педагог обязан уметь работать с источниками и предоставлять современную, правдивую и точную информацию. Для презентации материалов ученикам преподаватель также должен хорошо владеть современными технологиями

Чем более актуальные и эффективные методы используются в процессе обучения, тем легче и лучше студенты усваивают и применяют полученные знания.

Умение привлечь внимание учеников. Дети продолжают развиваться физиологически и психически, поэтому во многих вопросах невозможно предъявлять к ним такие же требования, как к взрослым

Если студент не слушает преподавателя или мешает учебному процессу, то это не всегда вызвано недостатком дисциплины или желанием начать конфликт. В зависимости от возраста детям бывает сложно удерживать внимание на одном предмете в течение длительного времени, они также могут терять концентрацию, если не понимают происходящее на уроке.

Понятное и доступное изложение мыслей — ключевой навык для любого педагога.

Установление деловых отношений в процессе деятельности. По роду деятельности преподаватель вынужден много времени общаться с большим количеством людей, от школьников и их родителей до руководства школы и различных ведомств. С каждой из этих категорий людей педагог должен уметь устанавливать отношения, чтобы обеспечивать качественное образование для студентов и комфортные условия труда для коллектива.

Что обозначает данный термин

Профессиограмма — это перечень обобщенных представлений, отражающих специфику какой-либо профессии, а также критерии, предъявляемые к специалисту.

Описательно-техническая характеристика видов узкоспециальной деятельности, выполненная в рамках какой-либо схемы, помогает решать разнообразные административные и кадровые задачи. По сути, профессиограмма являет собою список унифицированных требований, которым должен соответствовать специалист и на которые он же обязан ориентироваться.

Типы профессиограмм выделяются в зависимости от профессиональных задач, для решения которых они требуются. В настоящее время существует несколько видов профессиограмм.

Они выделяются в зависимости от того, какие сведения о профессии содержит профессиограмма.

Виды профессиограмм:

  1. Ориентировочно-диагностические. Актуальны для выявления причин низкой производительности труда (помогают также выявить изначальные причины техногенных катастроф и аварий).
  2. Информационные. Необходимы для информирования потенциальных соискателей должностей (используются в области профориентации).
  3. Конструктивные. Используются для рациональной организации профессиональной занятости сотрудников (применяются для инфицированности эргатических систем на базе внедрения инновационной техники).
  4. Диагностические. Помогают определиться с методиками для профессионального отбора (используются для переподготовки кадров).
  5. Методические. Используются для рациональной организации труда (в частности, актуальны для специалистов, занятых структурированным профессиографическим обобщением какого-либо вида деятельности).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: