Online-консультации врачей
Консультация массажиста |
Консультация психиатра |
Консультация специалиста в области лечения стволовыми клетками |
Консультация стоматолога |
Консультация детского психолога |
Консультация репродуктолога (диагностика и лечение бесплодия) |
Консультация невролога |
Консультация андролога-уролога |
Консультация маммолога |
Консультация генетика |
Консультация оториноларинголога |
Консультация нефролога |
Консультация ортопеда-травматолога |
Консультация косметолога |
Консультация педиатра-аллерголога |
Новости медицины
Футбольные фанаты находятся в смертельной опасности,
31.01.2020
«Умная перчатка» возвращает силу хвата жертвам травм и инсультов,
28.01.2020
Назван легкий способ укрепить здоровье,
20.01.2020
Топ-5 салонов массажа в Киеве по версии Покупон,
15.01.2020
Новости здравоохранения
Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020
Коронавирус атаковал уже более 100 стран, заразились почти 120 000 человек,
11.03.2020
Коронавирус атаковал 79 стран, число жертв приближается к 3200 человек,
04.03.2020
Новый коронавирус атаковал 48 стран мира, число жертв растет,
27.02.2020
Ситуация 2. Ребенка насильно ведут на кружки
Каждый человек, даже если он еще ребенок, имеет право на свои увлечения и свой образ мыслей. Это тоже некое личное пространство, которое ограждается от других интеллектуальными границами.
Если родители после детского сада или школы тащат упирающегося обеими ногами ребенка на фортепиано, рисование или кружок по шахматам — они нарушают его личные границы.
Да, возможно, это развивает и открывает какие-то дороги в будущем, но вред может получиться больше, а силы окажутся потрачены зря. Есть масса примеров, когда полученный для родителей красный диплом пылится в шкафу, а закончивший музыкалку ребенок содрогается от одного упоминания о музыке.
Интеллектуальные границы нарушаются, если:
Ребенку запрещают высказывать свое мнение: «Еще молоко на губах не обсохло, сиди да помалкивай».
Его высказывания высмеиваются и неоправданно критикуются: «Да что ты понимаешь».
Его заставляют читать книги, которые ему не интересны: «Я лучше знаю, что тебе нужно».
Что будет, если постоянно нарушать границы ребенка
Чем жестче нарушаются личные границы, тем тяжелее последствия. И формы их разнообразны. Вот лишь несколько примеров, к чему это может привести:
1 Неуверенность в себе. Размытые личные границы ведут к утрате самоценности. Человек не чувствует себя хорошим просто так, по умолчанию, а постоянно стремится это всем доказать.
2 Нерациональные установки. Допустим, ребенку все его детство твердили: «Тарелка после обеда должна оставаться пустой». Он привыкает доедать во что бы то ни стало. Эта установка переходит на бессознательный уровень. И потом, во взрослой жизни, ему будет сложно, а иногда без помощи психолога и невозможно преодолеть эту вредную для здоровья привычку. Отсюда переедания, лишний вес, чувство вины, если не доел.
3 Воровство, жестокость. Ребенок рассуждает примерно так: «Раз я должен отдавать свое, значит и другие должны отдавать мне свое». А если не хотят, можно и отобрать или взять незаметно. Формируется искаженное представление о справедливости.
4 Психосоматические заболевания. Это когда врачи говорят «здоров», а у человека все равно болит. В чем причина? В постоянном сдерживании эмоций, потому что мама сказала, что «злятся только плохие мальчики».
Невроз — психоз — пограничная личность
Важно дифференцировать пограничную личность от невротика или психа, а также последних двух друг от друга. У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций)
Неврозы же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности
У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций). Неврозы же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности.
Невроз – это что-то временное, от чего можно избавиться. Личностное расстройство оказывает огромное влияние на структуру личности, на восприятие и способы реагирования на внешние события.
Пациент, у которого невроз, осознает, что с ним что-то не так, пытается преодолеть это состояние, стремиться обратиться за помощью к специалистам. Индивидуум с личностным расстройством не осознает, что с ним что-то не так. Его реакция и поведение воспринимаются им как вполне реальные и единственно возможные. Такие люди верят, что реальность именно такая, какой они ее видят и понимают.
Невроз – это патология нервной системы, чаще возникает из-за сильного стресса, глубоких переживаний, длительного пребывания в напряженном состояния, вызывается истощением нервной системы.
Разновидности неврозов:
- (не)обоснованные страхи;
- истерия;
- навязчивое состояние;
- неврастения.
Психоз – психическое заболевание, которое проявляется в странном, неадекватном поведении и восприятии окружающего мира, а также нестандартной реакцией на события и внешние раздражители.
Люди, страдающие неврозом, критично относятся к себе и окружающим, не теряют связь с реальностью происходящих событий. Человек анализирует свое состояние, идет на контакт, принимает помощь, охотно соглашается на лечение.
Психозы сопровождаются слуховыми и визуальными галлюцинациями, бредовым расстройством, странным поведением, зацикленностью.
Пограничное расстройство личности и психоз – это психические расстройства, которые связаны с глубоким нарушением психики, прогрессирующим ухудшением социализации человека, чаще всего вызваны рядом психологических и наследственных причин, детских воспоминаний и ситуаций. Часто второе следует из первого, если вовремя не было начато лечение.
В отличии от них, невроз – это заболевание нервной системы, которое человек может заметить самостоятельно и с помощью несложного терапевтического лечения его преодолеть. Неврозы, чаще всего, носят единичный характер (не склоны к повторному появлению).
Пограничное расстройство личности и психоз – заболевания, которые можно «залечить», но не излечить полностью. Возможны длительные периоды ремиссии, с возникающими время от времени кризисами.
Причины жестокости и агрессивного поведения подростков
Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).
- Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
- Расстройства личности (психопатия).
- Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
- Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).
Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.
У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение
В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как — бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый — несдержанным. Драчливый — агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.
Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике
Нужен врач!
Кто рискует заболеть психосоматическим расстройством?
Наиболее подвержены психосоматическим заболеваниям люди, привыкшие сдерживать свои эмоции и переживания. Но бывают ситуации, когда даже самые уравновешенные и спокойные люди не справляются с эмоциями, поэтому нельзя сказать, что кто-либо полностью застрахован от психосоматических заболеваний.
Если психосоматическое заболевание или склонность к нему не обнаруживается в детском или подростковом возрасте, то в последствии диагностировать заболевание очень сложно. Например, такое заболевание как алкоголизм обычно развивается на почве ощущения своего несоответствия ожиданиям или требованиям, постоянной вины и неприятия себя как личности. Начинается это еще в детстве, если родители предъявляют слишком высокие требования к ребенку, а настоящим алкоголиком человек становится уже в зрелом возрасте, когда найти корни проблемы непросто.
Причиной частых простудных инфекций может стать отсутствие простой радости в жизни, а анемии – страх пред неизвестностью. Заболевания горла чаще диагностируются у пациентов, которые не могут высказать свое мнение и выплеснуть свой гнев. Жизненная неопределенность и некоторая обреченность может стать причиной развития гастрита. От бесплодия часто страдают люди, которые боятся изменения своей роли в мире и течения времени. Вообще люди, которые боятся жить, не уверены в себе и в своих возможностях, не могут реализовать себя, рискуют заполучить множество неприятных заболеваний, вплоть до новообразований, которые также могут иметь психосоматические причины.
Акцентуация личности
Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Она определяет поведение и поступки человека, накладывает отпечаток на все сферы его жизни: отношение к себе, к окружающим, к миру. Эта особенность чаще всего наблюдается у несовершеннолетних, переходящих во взрослую жизнь. У подростков ярко проявляется определенная черта характера, часто отрицательная, что приводит к проблемам в общении с окружающими.
Например, он может открыто грубить учителям и родителям, не выполнять домашнее задание, игнорировать просьбы взрослых о помощи. Причин такого поведения может быть несколько: общеобразовательная школьная программа, трудности переходного возраста, влияние подросткового возраста. Если добавить к этому неприятности личного характера или пережитый стресс из-за проблем в семье, можно получить большое число извращенцев, готовых отомстить всем и за все.
Бывает, что детский протест неактивен, выражается в пассивной форме. Эта поведенческая реакция приводит к депрессии, которую тщательно маскируют от взрослых. Она может развиваться из-за воображаемых физических недостатков, которые дети приписывают себе в подростковом возрасте.
Кроме того, подростки иногда неразумно берут на себя ответственность за важные или трагические события: например, испытывают чувство вины после потери любимого человека, смерти животного или считают себя виновным в тяжелой болезни лучшего друга.
Формы деструктивного поведения
Деструктивное поведение имеет множество проявлений, направленных как на самого человека, так и на материальные и нематериальные объекты внешнего мира. Такое поведение может иметь импульсивное, внезапное, или просчитанное влияние на объект.
К целям деструктивного поведения, направленного на предметы внешнего мира, Ц.П. Короленко относит:
- уничтожение живых существ (убийство, издевательства, пытки, каннибализм);
- сознательное нарушение общественных отношений (террористические акты, государственные перевороты, революции);
- нанесение вреда объектам природной среды или неодушевленным предметам ..
Выделяются следующие типы деструктивного поведения:
- антисоциальное (направленное против социума);
- аддиктивное (являющееся следствием зависимости);
- суицидное (направленное против самого себя);
- фанатическое (являющееся результатом фанатического увлечения чем-либо);
- нарциссическое;
- аутическое;
- конформистское.
Кроме того, по видам действия возможно также выделить несколько видов деструктивного поведения .
Прежде всего к деструктивному поведению относится деструктивное интраперсональное поведение, представленное:
- самоуничтожением;
- самоповреждением (пренебрежение витальными и социальными потребностями, рискованным поведением, понижение социального статуса индивида);
- самоизменением (модификациями тела: татуировки, пирсинг, и психического состояния: чрезмерное употребление алкоголя и наркотических веществ).
Такое поведение имеет разнообразный спектр практик и проявлений, обусловленный социально-демографическими характеристиками индивида. Так, к примеру, женщины чаще воспринимают деструктивное поведение как пассивную форму саморазрушения, а мужчины, напротив, выбирают более активные формы (развитие алкогольной зависимости, выполнение опасных работ, экстремальные виды спорта, рискованное управление транспортными средствами и т.д.). Различные формы деструктивного поведения имеют определенную связь с возрастом: к примеру, подростки и молодежь более подвержены самоизменению (нанесению татуировок, пирсинга, подверженности пластическим операциям и операциям по смене пола).
Вторая категория видов деструктивного поведения – интерперсональное поведение.
В речевом поведении деструкция проявляется в завышении статуса говорящего и снижении уважения к собеседнику, что проявляется в использовании критики, угроз и оскорблений. Кроме того, деструктивное поведение проявляется и в действиях индивида. Эти действия также отличаются значительным разнообразием и обусловлены большим количеством факторов. В таком случае деструкцию фактически невозможно отличить от агрессии. Мотивами индивида могут быть низкий уровень социальной интеграции собеседника, стремление сохранить или восстановить положительную самооценку из-за перенесенного ранее воздействия.
Третья категория – деструктивное метаперсональное поведение. Оно направлено на разрушение всего, что связано с ролью индивида в обществе как высокодифференцированной социальной структуре. Обобщение публикаций позволяет выделить две разновидности деструктивного поведения, сфокусированные на отношениях человека и назначенной ему социальной роли:
- отрицание, отказ от социальной роли;
- сверхпринятие, слияние со своей социальной ролью.
Отказ от социальной роли выражается в антисоциальных, дисфункциональных и контрпродуктивных действиях человека в отношении социальной структуры. Центральный момент разрушительной активности — это нежелание его выполнять социальную роль: трудовую, учебную, служебную, отбывание наказания и пр.
Что провоцирует / Причины Расстройства поведения у детей:
Влияние биологических родителей, согласно исследованиям, меньше, чем влияние приемных. Среди факторов риска – природная склонность к трудному темпераменту и неблагоприятная окружающая среда. В развитии антисоциальной личности и преступности у взрослых генетические влияния играют большую роль.
Провоцирует расстройство поведения у детей ближайшая окружающая среда и более широкая среда.
Ближайшая окружающая среда
- Психическое расстройство отца или матери
- Родители-преступники
- Воспитание ребенка
На формирование расстройства поведения у ребенка влияют разлады между родителями, враждебность, направленная на малыша, недостаток теплого отношения, внимания и участия. Это может быть как ответом на поведение ребенка, которое не нравится родителям, так и причиной такого поведения. Также имеют роль непоследовательная дисциплина и недостаточный надзор, которые влияют на то, что ребенок не может выучить социальные правила и подчиняться им. Важен также противоположный аспект – слишком суровая дисциплина – когда ребенку не дают права голоса и права выбора, наказывают за малейшие проступки.
Образцы взаимодействия родитель-ребенок
Мелкозернистый анализ Паттерсона (1994 год) выявил, что деструктивное поведение ребенка усугубляется, если оно дает ему возможность получить больше внимания, избежать неприятных требований или чаще поступать по-своему.
Сексуальное насилие
Более широкая среда
Школьное влияние
Негативно на ребенка влияют, вызывая расстройство поведения, плохо организованные и недружественные коллективы, низкие моральные принципы преподавателей, высокая текучесть кадров.
Более широкие социальные влияния
До сих пор точно не выяснено, являются ли перенаселенность, плохое жилье и бедность района факторами причины или маркерами других семейных или социально-экономических переменных. Расстройства поведения у детей и подростков возникают чаще в районах, где они получают почет и славу за воровство, ношение оружие, прогуливание уроков, где котируется насилие, применяемое к более слабым и младшим.
Что такое девиантное поведение и отклонения поведения?
Девиантное поведение – это устойчивое поведение, отличающееся от нормы, обычаев, правил и традиций. Часто имеют дело с такими людьми социальные работники и врачи. Чаще всего это бездомные, наркоманы, алкоголики. Негативное девиантное поведение связано с применением формальных и неформальных санкций – изоляции, лечения, исправления, наказания. Индивидуальные девиации изучаются психологами
Отклонение от поведения – это действия и поведение людей, отличающееся от большинства норм, принятых в обществе. Но что такое социальные нормы? Как правило, они возникают в ходе исторического развития общества, создавая границы дозволенного.
Абсолютно идеального общества не бывает: часто обходятся каноны, не выполняются поставленные задачи. Но поведение нарушителей не всегда агрессивное или деструктивное, а причины их поступков – скрытность, лень, жадность и другие черты характера. Вред себе и окружающим в таких случаях незначителен.
Еще один пример отклонения от общепринятых норм поведения – извращенное поведение. Примеры из жизни показывают, что оно самым негативным образом сказывается не только на умственном и физическом развитии человека, но и на его социализации. И что особо опасно – от этого может пострадать другой человек.
В основе аномального поведения лежат:
- Эгоистичные цели. Деятельность, направленная на получение материальной выгоды: воровство, грабеж, спекуляция, мошенничество.
- Агрессивные проявления. Это действия против личности: сексуальное, физическое и моральное насилие.
- Социально-пассивное отношение к жизни. Отказ от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.
Разграничивайте зоны ответственности
Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.
Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.
Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.
Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.
Что такое поведение в общем смысле
Поведение – это все реакции живых существ по отношению к окружающей среде, в которой они находятся.
Исследования, проведенные этологами, психологами и социологами, приходят к выводу, что на поведение живого существа влияет все, что происходит в окружающей среде. Поведение соответствует условиям, переживаемым в определенном времени и пространстве.
В психологии разница наблюдается между поведением и рефлексом, поскольку, хотя все живые существа имеют определенный тип поведения, они не обязательно подразумевают когнитивный процесс. Поведение может быть связано, например, с органической деятельностью.
Поведенческие исследования учитывают наблюдаемые и незаметные реакции, поскольку между двумя ситуациями можно увидеть существенные различия, обусловленные тем, что на поведение влияет ряд органических и психологических аспектов, а также элементы культуры, социальные, семейные и школьные. Таким образом, живые существа имеют разные типы поведения, хорошее или плохое, в зависимости от того, где они находятся и воспринимают они это или нет.
Например, дети ведут себя по-разному в школе и дома. Это связано со стимулами действовать. Также и взрослые люди ведут себя по-разному, например, дома, на работе и в гостях. Это поведение не является когнитивным. Люди имеют разное поведение в личных пространствах и общественных местах, где за ними наблюдают и даже критикуют.
Поведение следует понимать в целом, оценивая биологические факторы и влияющие внешние факторы.
Откуда берутся «психопатические погранцы»…
До сегодняшнего дня ученые не могут с полной уверенностью назвать точные причины возникновения пограничных расстройств личности, есть лишь теории:
- Предполагают, что заболевание вызывается нарушением баланса химических веществ (нейромедиаторов) в головном мозге пациента. Они ответственны за настроение личности.
- Немаловажную роль играет и генетика (наследственная предрасположенность). Как было отмечено выше, чаще заболеванием страдают именно женщины (боле двух третей всех зарегистрированных случаев).
- На возникновение заболевания оказывает влияние и характер. Людей с низким уровнем самооценки, повышенной тревожностью, пессимистическим взглядом на жизнь и события, условно можно отнести к группе риска.
- Большое значение имеет и детство. Если ребенок пострадал от сексуального насилия или длительное время подвергался физическому и эмоциональному насилию, пережил расставание или утрату родителей, все это может спровоцировать развитие расстройства личности. Но даже в вполне благополучных семьях есть риск развития психического заболевания у ребенка, если родители запрещают ему выражать свои чувства и эмоции, или же были излишне требовательны к нему.
Что стоит за агрессией
Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.
В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.
Жестокость — разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.
И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.
Ситуация 3. Ребенку запрещают плакать
Родители могут запрещать ребенку плакать, а также злиться, смеяться, грустить или выражать любые другие эмоции. В этом случае страдают эмоциональные границы.
Если ребенок подавил злость или сделал вид, что не обижен, это не значит, что он перестал злиться или обижаться. Просто эмоции загнаны в темный угол, из которого они рано или поздно вылезут в искаженной форме в виде непонятных капризов, хронического раздражения на родителей и даже болезней.
Задача родителей не подавлять эмоции, а научить выплескивать их безопасно для окружающих и для самого ребенка. Как это делать — тема отдельной статьи.
Мешают отстаиванию эмоциональных границ такие утверждения:
«Мальчик не должен плакать».
«Девочка всегда должна быть доброй».
«Злиться — плохо».
Диагностика расстройства
Специалисты утверждают, что СДВГ у взрослых не возникает неожиданно. Это расстройство трансформируется из детской формы патологии
Поэтому в процессе диагностики большое внимание уделяется сбору информации о наличии соответствующей симптоматики в детстве пациента. Для этого производится анкетирование обратившегося за помощью человека, членов его семьи и людей из близкого окружения
Особое внимание уделяется анализу школьных успехов пациента, а также темпов его развития и достигнутых результатов.
Параллельно со сбором информации должно проводиться общемедицинское обследование. Это позволит исключить соматические или неврологические заболеваний, имеющие схожие проявления. Исследования на различных видах томографов позволяют подтвердить наличие органических дефектов в ЦНС. Подобные изменения фиксируются при попытке человека сконцентрироваться на чем-либо. В состоянии покоя органические изменения в головном мозге не фиксируются.
Кроме того, диагностировать СДВГ у взрослых помогают различные тесты. С их помощью можно не только выявить степень умственного развития, но и получить полную картину о пациенте.