Семейное пространство в психотерапии

Виды методики семейное пространство

Действительно существует не одна вариация методики. В зависимости от обстоятельств, количества участников, от самой проблемы терапевт выбирает, какой конкретно вариант лучше будет использовать.

Есть три вида методики. Они различаются в первую очередь технологией проведения:

Системная семейная психотерапия

Первый вариант.

Отец и мать на листах бумаги рисуют каждый свой родительский дом, прорисовывая все пространство досконально

Важно обозначить каждую комнату, отражая каждую мелочь, которая имеет то или иное значение для человека

В это время, дети выступают наблюдателями в этом процессе. Психотерапевт же совершает экскурс в методическую систему. Он задает наводящие вопросы, дает указания и выясняет моменты, которые послужат в дальнейшем трамплином в работе.

Вторая вариация.

Дети, также прорисовывая всю пространственную картину, изображают на листе бумаги дом, в котором они живут. В этот раз, родители выступают наблюдателями. Технология проведения не отличается от предыдущего варианта.

Третий вид.

Родители совместно с детьми рисуют план дома, в котором они проживают все вместе. Психотерапевт также помогает вопросами и указаниями.

В случае если семья часто переезжала, возможно, рисовать дом, который больше всего запомнился или в котором больше времени было проведено.

Методы

Психотерапевт может использовать абсолютно разные методики лечения в зависимости от конкретного случая. При этом учитываются специфика самой проблемы, особенности характеров членов семьи, этап, на котором осуществляется терапия.

Во время поведенческой психотерапии терапевт меняет представление членов семьи о сущности проблемы и возможных путях ее устранения.

Обычно на консультацию приглашаются только супруги или ребенок и кто-то из родителей. Целью этого метода является повышение компетентности пациентов в вопросах воспитания и отношения в кругу семьи.

Распространенными техниками этого метода являются:

  • жетонная система (вознаграждение ребенка за хорошее поведение);
  • контрактная система (изменение поведения не только проблемного ребенка, но и самих родителей);
  • прерывание (изоляция в качестве наказания).

Стратегическая терапия заключается в выявлении того поведения, которое вызывает проблему, разработке стратегии для ее решения. При этом специалист принимает все, что предполагает пациент.

Существует также семейная коммуникативная психотерапия. Ее цель – изменение способов общения, манипуляция отношений в семье с помощью различных приемов. Супружеская психотерапия ориентирована на пару, в которой случаются конфликты и кризисные ситуации. Она направлена на выработку взаимного изменения поведения.

Особое место уделяется во время сеансов упражнениям. Они помогают наладить контакт между сторонами и лучше узнать участников конфликта. Обычно упражнения проходят в игровой форме, причем каждому человеку отводится своя конкретная роль.

Одним из таких упражнений является «Игра наоборот». Конфликтующие члены семьи меняются местами и показывают ситуацию, которая провоцирует споры. Такое упражнение помогает увидеть свое поведение со стороны и позволяет подумать над тем, что чувствует партнер. Под грамотным руководством специалиста эта игра дает хорошие результаты.

Пошаговая инструкция постановки цели по SMART

С основными понятиями и принципами мы разобрались. Теперь вам не составит труда превратить уже существующие цели в SMART-цели. А сейчас мы с вами рассмотрим технологию, как правильно ставить цели сразу, чтобы их потом не пришлось редактировать.

Шаг 1. Отрефлексируйте потребность

В основе каждой цели лежит нереализованная потребность. Подумайте, чего вам не хватает, что хотелось бы воплотить, куда двигаться. На этом этапе можно не заморачиваться насчет формулировки, а лишь наметить шаблон для дальнейшей работы.

Вот несколько примеров:

  • научиться петь;
  • сбросить вес;
  • завести собаку;
  • съездить на море;
  • сменить имидж;
  • увеличить прибыль;
  • открыть онлайн-школу;
  • купить новый телефон.

Шаг 2. Соотнесите ее с вашими ценностями и целями

Теперь вашей потребности предстоит пройти проверку на актуальность. Если она органично вписывается в вашу систему ценностей и образ жизни, не конкурирует с более важными целями, можно дать ей зеленый свет.

Если же вписать удается со скрипом, стоит 10 раз подумать, прежде чем пускать ее в ход. Эмоции не лучший помощник в этом деле. Бывает, что чего-то ну очень хочется, а дальше – хоть трава не расти. Тогда я советую вам отложить этот вопрос на недельку-другую, пока эмоции не улягутся и разум не возьмет верх.

Рассмотрим оценку потребности на нескольких примерах:

  1. Я хочу купить новый телефон. В зависимости от ситуации это может быть как нормальная потребность, так и совершенно излишняя. Если ваш телефон работает без нареканий и свободных денег у вас нет, то такую потребность лучше отмести. Или хотя бы отложить.
  2. Хочу сменить имидж. Если подобные изменения никак не повлияют на вашу работу или учебу, то почему бы и нет. А если повлекут за собой не очень приятные последствия, то нужно тщательно взвесить все за и против. Возможно, от радикальных изменений придется отказаться в пользу более умеренных.
  3. Хочу съездить на море. Если позволяют финансы и душа требует отпуска, то почему бы и нет. Но если везде свирепствует эпидемия и всех призывают сидеть дома, то это не лучшая идея.

Шаг 3. Максимально конкретизируйте желаемое

Теперь нужно абстрактную потребность превратить в конкретную цель. Как будет выглядеть конечный результат? Как вы поймете, что он уже достигнут? Ответьте на эти вопросы и сформулируйте в голове образ желаемого. Чем конкретнее, тем лучше.

Давайте потренируемся:

  • было “хочу купить новый телефон” – стало “хочу купить новый iPhone X”;
  • было “хочу сменить имидж” – стало “хочу похудеть”;
  • было “хочу съездить на море” – стало “хочу поехать в Португалию”.

Шаг 4. Установите количественные или другие объективные критерии

Если есть такая возможность, сделайте желаемый результат измеримым. Чтобы не было неопределенности и двусмысленности. Но имейте в виду – показатели нельзя брать “с потолка”. Они должны быть четко выверены и соотнесены с реальностью.

Можно взять за основу результаты статистики, ваш или чужой опыт, научные данные. Также обязательно учтите дополнительные факторы: ваши психологические особенности, степень участия третьих лиц. Давайте рассмотрим на примерах.

Изначальная цель Измеримая цель
Купить новый iPhone X Купить новый iPhone X за 70 тыс. руб.
Похудеть Сбросить 10 кг
Поехать в Португалию Съездить в Португалию на 2 недели по путевке за 150 тыс. руб.

Шаг 5. Определите временные сроки

Чтобы цели не повисли в воздухе, нужно подвергнуть их последней манипуляции – установить дедлайн. Используйте тех же помощников, что и в предыдущем пункте: опыт, статистику, научные данные.

В итоге получаем 3 готовые цели:

  • купить новый iPhone X за 70 тыс. руб. к Новому году;
  • сбросить 10 кг к 1 июня;
  • съездить в Португалию на 2 недели по путевке за 150 тыс. руб. в октябре.

Лучше устанавливать дедлайны с запасом, чтобы не попасть в цейтнот.

Шаг 6. Проверьте цель на достижимость

Остался последний штрих – оценить достижимость цели. Если до этого вы добросовестно выполняли все пункты, то проверка будет лишь формальностью. Задайте себе следующие вопросы:

  1. Достижима ли цель в принципе?
  2. Имеется ли у меня достаточно ресурсов для ее выполнения?
  3. Хватит ли времени на ее реализацию с учетом всех факторов, в том числе не зависящих от меня?
  4. Можно ли внести какие-то коррективы, чтобы сделать формулировку цели лучше?

Если цель прошла проверку, поздравляю! Теперь можно заняться составлением плана по ее реализации. В этом вам помогут специальные техники планирования – ищите их в нашей статье про тайм-менеджмент.

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

УПРАЖНЕНИЕ «Семейное пространство»

проведения данной методики

Во время рисования специалист постепенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы:

  • Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.
  • Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в этой комнате.
  • Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встречи всех членов семьи?
  • Когда члены вашей семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи?
  • Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?
  • Было ли у вас какое-то особенное место в доме?
  • Попытайтесь, как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности.
  • Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет?
  • Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме.
  • Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, которые произносились членами вашей семьи.
  • Специалист может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети в это время наблюдают за ними.
  • В качестве другого варианта можно предложить детям нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблюдателей.
  • Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.
  • Вопросы направлены на выявление воспоминаний, связанных с существующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях.
  • Кроме того, воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения.

Использование первого варианта (когда родители выполняют упражнение, а дети наблюдают за ними) позволяет провести границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Такого рода деятельность подтверждает уникальное место родителей в семейной системе, когда детям отводится роль обучающихся. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурному наследию данной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того, волнующие супругов в настоящий момент проблемы, их конфликты могут быть освещены через обращение к материалам семейной истории.

Во втором варианте применения методики (дети рисуют план дома, а родители наблюдают за ними) специалист выделяет и поддерживает детскую субсистему уникальных точек зрения и чувств детей по отношению к внутрисемейному взаимодействию.

Когда методика используется в ее третьем варианте (вся семья рисует план дома), специалист получает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной системы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант методики при работе с семьями, в которых размыты границы между субсистемами, а также границы между

семьей и внешним миром. Безопасное выражение семьей различных точек зрения и чувств на происходящее позволяет в какой-то мере прояснить внутрисемейные границы.

Методика «семейное пространство» может использоваться в семейно-групповой психокоррекции в работе с родительскими группами

В зависимости от целей группы внимание фокусируется на актуальных семейных конфликтах или же на истории семьи

Цели семейной психотерапии

Семейная психотерапия являет собой особый подход психотерапии, целью которого выступает коррекция межличностных взаимоотношений и устранение нарушений в эмоциональной сфере семьи, которые более проявлены у кого-либо из участников семейных отношений.

Семейная терапия может длиться от нескольких сеансов и до 2-3 лет. Длительность ее определяется тяжестью психических нарушений у так называемого “носителя симптома”, мотивами членов семьи к достижению результата (выраженного психотерапевтического эффекта), выраженностью в семье межличностных конфликтов. Вначале терапия может проводиться не чаще чем 2 встречи в неделю. Через некоторое количество времени и свершении изменений в эмоциональной сфере семьи встречи можно проводить 2 раза в месяц, потом – 1 сеанс в 3 недели.

Семейная психотерапия и Эйдемиллер выделял четыре основных этапа: постановка диагноза (диагностический этап), устранение семейного конфликта, восстановительный и поддерживающий этапы.

Минимальная задача семейной психотерапии предполагает облегчение существующих симптомов, в дальнейшем не возникновение новых симптомов у членов семьи, разрешение представленных проблем. При этом ключевой задачей терапии является достижение понимания членами семейных отношений того, что убежденность в успехе – это не пассивное состояние, а целый комплекс инициативных действий, постоянный поиск потенциальных возможностей, методов помощи индивиду с расстройством. Каждый участник семейной психотерапии должен осознавать и принимать ответственность за успех в лечении на себя. Общепризнанной целью семейной психотерапии считается помощь семье в решении характерных задач жизненного цикла. Кроме коррекции взаимоотношений семейная психотерапия также преследует и другие цели, например, повышение результативности межличностных коммуникаций, трансформацию личности участников терапии таким манером, чтобы они научились взаимодействовать как психически здоровые цельные личности, основываясь на актуальной реальности, а не на неосознаваемых отношениях прошлого.

В целом, среди основных стратегических задач в семейной психотерапии можно выделить:

— улучшение микроклимата семьи;

— появление ощущения у участников семейных отношений того, что их потребности и интересы уважают другие;

— преодоление членами семьи точки зрения, связанной с приписыванием возникновения проблем в семье кому-то одному;

— вырабатывание более толерантного отношения к лидеру, который проявляется в какой-либо ситуации;

— формирование способности к сопереживанию и взаимопониманию;

— развитие способности принимать имеющиеся отличия во взглядах;

— улучшение навыков совместного и самостоятельного решения проблем;

— высвобождение одного или нескольких участников семейных отношений от так называемой роли «козла отпущения»;

— формирование способности к самоанализу;

— укрепление независимости;

— достижение равновесия между устремленностью участников семейных отношений к сплоченности с одной стороны и независимости – с другой.

Другие направления

Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил. Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной метод.

Из представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте, наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker) и Огаст Напир (August Napier). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер, Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999).

Дополнения к технике

В некоторых случаях к исходной аббревиатуре могут добавляться и несколько других букв. Таким образом, техника расширяется и становится более универсальной. Наибольшее распространение получили следующие варианты:

  1. SMARTER. Здесь под дополнительными признаками подразумевают Evaluated (Оцениваемый), а также Rewiewed (Гибкий) или Readjust (Изменяемый). Подход более гибкий и предусматривает регулярную оценку с изменением некоторых параметров по мере необходимости.
  2. SMARTTA. А тут добавляются такие признаки, как Trackable (Отслеживаемый) и Agreed (Согласованный). Подразумевается почти то же самое, что и прошлом варианте, а именно – необходимость постоянного анализа развития событий и корректировка плана действий.

Примеры рабочих ситуаций

Семейное консультирование и семейная психотерапия накопили за время своего существования немало образцов, наглядно иллюстрирующих идеи данного подхода. В данном случае можно привести несколько наглядных примеров. Ребенок страдает паническими атаками, которые не поддаются медикаментозной терапии. При обращении к психологу оказывается, что между родителями нет нормальных отношений, по вечерам они постоянно ссорятся

Когда же у ребенка начинается паническая атака, это прекращает ссоры – все внимание родителей концентрируется на проблеме чада. Таким образом, единожды произошедшая паническая атака у ребенка получила положительную обратную связь от родителей, что закрепило данную реакцию

Корни проблемы малыша в действительности находились в трудностях родителей.

Другой пример – дочь не может обустроить свою личную жизнь. Все ее попытки в данном отношении заканчиваются крахом, отношения не длятся более нескольких недель. При обращении к психологу оказывается, что проблем в поведении девушки, которые отталкивали бы потенциальных кандидатов в мужья, нет. В действительности, налицо проблемы во взаимоотношениях с матерью, которая постоянно демонстрирует поведение манипулятивного характера, не желая «отпускать» взрослую дочь из семьи. Решением проблемы девушки будет психологическая сепарация от матери, взятие ответственности за свою жизнь, работа над развитием независимости – в том числе и финансовой.

Какой должна быть SMART цель?

Задание для старательных. Мысленно сформулируйте трудную, но достижимую для вас цель по каждому пункту.
Бегло проверьте, чтобы она была вам по душе и была измеримой.
Срок – 3 месяца.

Цели не по SMART SMART цели в жизни: примеры
Понять откуда «проблемы» в жизни. Разобрать целое на сферы жизни.
Составить колесо баланса.
Вести здоровый образ жизни. Как изменить свой рацион в лучшую сторону?
Какую физическую активность ввести в привычку?
Разобрать жизнь по полочкам. Провести аудит жизни.Собрать значимые факты.
Пройти курс «Карта Жизни».
Жить ярко. Что конкретно делать, чтобы прожить следующий месяц ярче, чем текущий?
Встретить свою вторую половинку. Где «они» могут находиться и как с ними познакомиться?Что изменить в себе, чтобы быть интересным самому себе?
Стать богатым. Какой доход иметь в месяц?
Как быть там, где деньги?
Какие услуги предоставлять миру?
Улучшить физическую форму. Быть ли спортивного телосложения и накачанным?
Быть ли подвижным и выносливым?

Способность ставить цели и задачи перед собой нужно нарабатывать и регулярно упражнять.
У меня и у многих других даже вырабатывается источник ежедневного удовольствия – результативность в исполнении обязательств.

Учитесь ставить разумные цели с техникой SMART.

Поделитесь

https://goal-life.com/page/goals/postanovka-celey-po-metodu-smart, 886729997

Примечания:

  1. Друкер Питер. «Практика менеджмента», 1954 г.
  2. Developments in Business Simulation and Experiential Learning, volume 39, 2012, Page 259.
  3. Андрей Портнов. Из интервью на «Vласть vs Vлащенко

Ещё почитать:

Диагностика детей и подростков

МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» — РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА Назначение:

  • 1 — если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
  • 2 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
  • 3 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
  • 4 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
  • 5 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.

№№109-116Необходимые замечания

При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения (1 — никогда, … , 5 — всегда) лучше выписать на доске.
При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что те, кто не живет с тем или иным родителем, могут не заполнять на него опросник.
Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы 109 — 116 касаются не его личных пристрастий («мне нравится кататься на велосипеде»), а его отношений с родителем («мне нравится, когда она …» «мне нравится, что ею характер « и т.д.)
Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. «Вот если «Я ни в чем не хочу изменять наши отношения» и я согласен, то это «всегда» или «никогда»?» Можно предложить следующий способ выбора верного ответа: подставляем ко всему вопросу фразу «так бывает всегда, никогда, иногда…» При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего.
Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45-50 минут

Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока) целесообразно ориентировать подростков во времени заполнения: «чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку», «по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку».
Часть вопросов носит неконкретный характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события»). Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос («Например, ты принес из школы «двойку». Если она в хорошем настроении, то скажет: «Ничего, бывает», а если в плохом — будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения.

  • 1 — если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
  • 2 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
  • 3 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
  • 4 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
  • 5 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.

№№109-116ОПРОСНИК ДРОП Может развеселить меняШкала

Шкала Мать Отец
1. Принятие 24-28 22-27
2. Эмпатия 21-25 19-24
3.Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции) 17-23 18-22
4. Сотрудничество 22-27 21-26
5. Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя) 18-22 16-21
6. Конфликтность 6-9 6-10
7. Поощрение автономности 21-26 21-26
8. Требовательность 18-22 17-22
9. Мониторинг 19-25 15-21
10. Контроль 16-23 12-19
11. Авторитарность 12-18 11-18
12. Оказание поощрений 9-13 9-12
13. Реализация наказаний 4-8 4-9
14. Непоследовательность родителя 13-19 13-19
15. Неуверенность родителя 12-17 11-19
16. Удовлетворение потребностей ребенка 21-27 19-23
17. Неадекватность образа ребенка 13-17 14-19
18. Враждебность по отношению к супругу 5-9 6-11
19. Доброжелательность к супругу 9-14 9-13
20 Удовлетворенность отношениями 20-27 18-26

1 19 37 55 73 91
2 20 38 56 74 92
3 21 39 57 75 93
4 22 40 58 76 94
5 23 41 59 77 95
6 24 42 60 78 96
7 25 43 61 79 97
8 26 44 62 80 98
9 27 45 63 81 99
10 28 46 64 82 100
11 29 47 65 83 101
12 30 48 66 84 102
13 31 49 67 85 103
14 32 50 68 86 104
15 33 51 69 87 105
16 34 52 70 88 106
17 35 53 71 89 107
18 36 54 72 90 108

Тест “Рисунок семьи”НазначениеОписание теста Инструкция к тесту Инструкция:1. Оценка общей структурысвязано с реальным положением в семье2. Определение наиболее привлекательного персонажаиного родителя выражается в том3. Ребенок о себе4. Дополнительные персонажиотносящихся к семейному кругу5. Родительская пара противоположного пола удалены друг от друга6. Идентификация7. Отказ от изображения того или иного члена семьиотдалении от остальных членов семьи  1                    

Групповая семейная психотерапия

Семейная психология и психотерапия, в основном, рассчитана не более чем на 7 супружеских пар. Пары нужно подбирать приблизительно одной возрастной категории и с одинаковым уровнем образованности.

Основные принципы групповой психотерапии сходны с процессом терапии отдельной семейной пары, но существуют и отличия. При групповых сеансах важным моментом считается возможность обучения на модели взаимоотношений других, что значительно обогащает методики, так как имеется возможность разыгрывания ситуаций при помощи распределения ролей между участниками процесса. Групповая терапия позволяет не только поведать об обстоятельствах сложившейся ситуации, но и продемонстрировать альтернативные шаблоны поведения.

Групповая супружеская психотерапия способствует более эффективному освоению различных видов коммуникаций, например, научиться корректно, мягко высказывать своему партнеру не очень приятные вещи. Кроме этого, она предоставляет возможность грамотной оценки результатов конструктивных ссор.

Перед началом групповой терапии обычно проводится пара раздельных сеансов с мужчинами и женщинами, т.е. группа делится на две подгруппы. В группах, где будут присутствовать оба партнера, существует риск приумножения защитных реакций. Динамически целенаправленная работа группы семейных пар предполагает обстановку коммуникативной безопасности, преодоления знакомых ограничений, устоявшихся мнений. Типичное раскрытие клиента будет наблюдаться только после того, как супруг(а) начнет оправдываться. Люди, в основном стремятся попасть на сеансы именно групповой психотерапии именно из-за желания скрыть о себе информацию и до конца не раскрываться. Довольно часто наблюдаются неблагоприятные последствия сеансов терапии, когда супруги приходят домой и продолжают ссору. Выработанные выводы после психотерапевтических сеансов могут стать причиной эскалации супружеского конфликта. Именно поэтому большинство терапевтов считает целесообразным в ходе проведения сеансов руководствоваться не столько динамической психотерапией, сколько инструктивным разбором вопросов, которые касаются жизни партнеров (быт, досуг, воспитание детей и т.п.). Также популярностью пользуются бихевиористические методики, ориентированные на формирование навыков положительных коммуникаций и умение разрешать конфликты.

Обычно работа в группе ведется двумя терапевтами. Группа помогает изобретать модели и обстоятельства, которые могут применять супруги, а пары сравнивают собственное поведение. На сеансах проигрываются с последующим комментированием различные формы коммуникаций и приемы разрешения проблем, формируются и сравниваются брачные соглашения между супругами, контролируется их выполнение.

Некоторые психотерапевты используют жесткие организационные границы – в ходе встреч супружеские пары обучаются четкому формулированию собственных переживаний, акцентированию основных пожеланий и конкретизации требований относительно трансформаций в поведении партнера.

Методы и приемы

Общество семейных консультантов и психотерапевтов ежегодно пополняет арсенал используемых для лечения методик и приемов. С их помощью удается гораздо более эффективно отыскать трудные положения и воздействовать на ключевые аспекты проблемы.

Психоаналитическая семейная психотерапия подразумевает тщательный анализ проблемной ситуации, эмоций и действий каждого члена семьи, а также их взаимодействия. На разных этапах используются следующие методы семейной психотерапии:

  • Недирективная методика – полная концентрация внимания на пациенте, его переживаниях, соотношении между истинными проявлениями поведения и внутренним «Я».
  • Супервизия – наблюдение, контроль и анализ. Супервизия в семейной психотерапии применяется в сочетании с аудио и видео технологиями.
  • Эмпатия – сопереживание, проникновенность чужими чувствами.

Важно сконцентрировать свое внимание на пациенте, его переживаниях, отношениях с другими членами семьи

В различных техниках семейной психотерапии используются такие приемы:

  • свободные ассоциации;
  • свободные дискуссии;
  • интерпретация;
  • моделирование и проработка ситуаций;
  • директива;
  • парадоксальная реакция;
  • анализ видеозаписей;
  • интервенция;
  • прояснение;
  • конфронтация;
  • отражение чувств;
  • информирование;
  • обратная связь;
  • вопрос;
  • толкование снов;
  • поощрение;
  • повторение;
  • использование молчания и т. д.

Распространенные ошибки

Есть несколько видов «граблей», на которые пользователи методики SMART частенько натыкаются. В результате процесс целеполагания может пойти не совсем гладко или даже привести к отрицательным последствиям. Как говорится, предупрежден – значит вооружен, поэтому я перечислю эти самые ошибки, чтобы вы с ними постарались не сталкиваться:

  • Постановка нерелевантной, незначимой цели. Помним, что она должна соответствовать стратегии компании и вести ее вперед. 
  • Завышение ожиданий. Ни одна техника целеполагания не поможет тому, кто хочет достичь невообразимых высот за короткое время. При постановке целей обязательно следует брать в расчет имеющиеся возможности и правильно оценивать ресурсы. Например, если ноунейм-компания только завела аккаунт в социальной сети, то достижение 10 тысяч подписчиков к концу месяца – это чересчур…
  • Отсутствует гибкость. Если сотрудник не учитывает какие-то обстоятельства, которые постоянно меняются, то процесс пойдет крахом. Например, если у компании возникнет кризис или конкуренты начнут активную борьбу за долю рынка, нужно менять подход и подстраиваться под ситуацию.
  • Сотрудники недостаточно мотивированы. Не мне рассказывать о принципах подбора персонала. Но я замечу, что при правильном подходе сотрудник достаточно проникнется в стратегию компании и будет помогать ей продвигаться. Хорошим бонусом будет приятная атмосфера в коллективе, а также некоторые плюшки в виде надбавок или возможностей для развития.

Определение

Под семейной системной психотерапией (ССТ) понимается целое направление, которое объединяется под одним названием. Психолог, который применяет в своей практике ССТ, работает с семейными трудностями, однако это не единственная сфера его компетенции. Нередко на прием к такому терапевту приходят и отдельные люди, имеющие жизненные сложности. Человек всегда воспринимается как часть системы людей, взаимодействующих между собой. И та жизненная трудность, с которой ему приходится иметь дело, воспринимается как общая для всех людей проблема. Именно поэтому в названии данного вида терапии присутствует слово «системная».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: