Гни свою линию, или как убедить оппонента в своей правоте

Показать зубы

Обычно давлению подвергаются те, кто не может дать сдачи. Таким образом, чтобы уменьшить риск попасть под прессинг, нужно самому становиться сильнее. Закалять характер и способность постоять за себя можно самыми разными средствами. Например, эффективны такие инструменты:

  • Работа с психологом и психотерапевтом.
  • Спорт – делая более сильным тело, мы укрепляем и свой внутренний ресурс. Хороши, например, единоборства и командные виды спорта.
  • Общение с сильными и уверенными в себе людьми и возможность брать с них пример поведения с окружающими.

Чувствуя сдержанную внутреннюю силу человека, окружающие боятся на него нападать. При этом сила не должна выставляться напоказ, но ее должны чувствовать окружающие.

Образно говоря, не нужно махать перед людьми шашкой, но если они увидят, что из-под плаща торчит ее рукоятка, будут более сдержанными в своих действиях и высказываниях.

ВНУШЕНИЕ

Внушение – это вид психологического воздействия на человека, после которого он начинает некритично “глотать” информацию, навязываемую ему извне  Человек, использующий этот способ, должен быть авторитетом для своей жертвы, иначе фокус не сработает. Крайним вариантом внушения является различного рода воздействия или гипноз, однако оно может применяться и в состоянии бодрствования. Для этого, как правило, используются игры с голосом, интонацией и другие полубессознательные моменты. Парадоксально, но есть люди, которые вообще не поддаются внушению, и тут каждый подумал про себя, но это не так.

Как ответить человеку, перешедшему на личности

Каким же образом можно обезопасить себя и справиться с человеком, который не желает использовать аргументы, а пускается в оскорбления?

Есть 4 основных способа:

Будь готова к тому, что такой спор обязательно перерастёт в серьёзный конфликт.

Далеко не каждый человек будет терпеть оскорбления в свой адрес. Отсюда и появляется агрессия. А всё потому, что все оскорбления не являются правдивыми. Они придуманы на ходу в процессе спора. Иногда окружающие верят в те факты, которые приводит тот, кто перешёл на личности, а из-за этого может пострадать честь и репутация того, кого оскорбили;

Ни при каких обстоятельствах не реагируй.

Если спор остановить уже невозможно, то стой на своём и продолжай приводить правдивые аргументы и обоснованные факты. Не уподобляйся своему оппоненту и не начинай использовать переход на личности вслед за ним. Люди, применяющие такой метод недостойны уважения и доверия даже во время мирной беседы;

Если ты вступила в дискуссию, то старайся держать дистанцию.

Самым лучшим решением будет прекратить разговор, как только в нём начали появляться оскорбления. Твой оппонент может остаться этим недоволен, и даже начать преследовать тебя, надеясь на реванш;

Когда ты точно знаешь, что этот конкретный человек склонен переходить на личности, то просто не начинай с ним спор.

Оставайся на нейтральной территории. Продолжай быть ему коллегой, одногруппницей, соседкой. Разговаривайте о чём угодно, но не вступай в дискуссию. Такие люди очень любят поднимать «животрепещущие» темы и пытаться обсудить политику, религию и семейные ценности. Именно в этих темах они, как им кажется, разбираются лучше всех, а ты даже недостойна иметь собственное мнение.

Теперь ты знаешь немного больше о таком психологическом приёме, как «переход на личности».

Будь умнее и применяй полученные знания.

8 ценных советов и логические уловки в споре.

По-настоящему общая логика – интересный инструмент, правил тут немного. Но изучив простые логические законы, можно начинать конструировать любые теории. Пусть выдуманная последовательность фактов, выражений к результату далекому от правды. Зато новый смысл позволяется получать интересные парадоксы, позволить победить в споре и поднять самооценку.

Совет 1. Применяйте интуицию, умейте импровизаровать.

Этот способ умения отстаивать свое мнение зависит от силы интуиции, способностей подбирать нужные ответы импровизированно. Поиск нужных аргументов, контраргументов ведется в поле информации, которую выдает оппонент. При этом защищать мнение можно пассивно, избегая построения сложных логических систем. С помощью интуиции, ненавязчивых убеждения и здравого смысла противника медленно, но верно склоняйте к признанию противоположного мнения. Интуиция помогает привлечь удачу и предвидеть вопросы, найти нестандартные ответы.

Совет 2. Воспользуйтесь логикой

Данная стратегия как победить в споре с помощью знаний формальной логики. Дискуссия подразумевает строгое соблюдение правил формальной логики. В доказательство приводите цифры статистики, используйте только информацию, подтвержденную фактами.

Совет 3. Приемы неправильной логики, софистика

Переспорить человека можно используя логические ошибки, которые без внимательного рассмотрения кажутся правильным построением доказательства. В этом случае основная преследуемая цель как победить в споре, а не как докопаться до истины. Можно подводить вывод под частичные, косвенные доказательства.

Совет 3. Использование авторитетов

Как победить в споре, используя авторитет подскажет данная тактика спора. В голове у человека может быть много авторитетов, которые ограничивают способности к спонтанному, свободному мышлению. Используйте прием, когда статус противника ниже, либо приводите в пример взгляды конкретного уважаемого человека, музыканта, проповедника. Подтверждении личную позицию с помощью статуса. В качестве авторитета могут использоваться авторы книг, фразы, цитаты ученных.

Совет 4. Критика

Как научиться спорить и отстаивать свое мнение с помощью негативной установки к оппоненту. Проявляйте критичность к доводам, аргументации оппонента. Подобная психологическая установка заставляет подсознание выискивать слабые места в его теории. Стоит искать не только ошибки в доказательстве, но наблюдать с помощью чего и какие слабости прикрывает оппонент. Затем можно использовать слабости, чтобы показать слабость доказательства, или не способность противника вести спор. Не допустимо менять негативную установку на позитивную. Чтобы защита была более действенной, не принимайте доводы оппонента всерьез. Не допускать, что в его словах есть крупица разума.

Совет 5. Разведение демагогии

Умение интересно и долго рассуждать на тему дискуссии поможет победить другого человека в споре. Ответ должен быть подробным, многозначительным, уводить противника подальше от сути поставленного вопроса. Можно приводить разносторонние факты. Объем темы сужайте или расширяйте по мере надобности, как и сами ключевые понятия. Используйте подобную тактику, чтобы побольше раскрыть свое мнение, мысли. Ставьте неопределенные цели обсуждении.

Совет 6. Выгода как цель

Прагматический подход хорош, когда вы не заинтересованы в обнаружении истинны, а за победой вашего мнения стоит определенная выгода. Здесь можно смутить оппонента, обнаружив в его теории недостаток опыта, или вещи неприменимые в конкретном опыте. Найти больше минусов, чем плюсов в теории.

Совет 7. Как проиграть, но выйти победителем.

Чтобы не выглядеть окончательно побежденным в дискуссии, участник может выйти из спора красиво. Достойно признать победу соперника. Существует два подхода – уход от темы, ссылаясь на личные убеждения. Например, «Это выше моего понимания», «Мои убеждения не позволяют это признать». Другой способ согласиться, например, «Ну ладно, вы меня убедили».

Переход на личности

  • Пример: «Только такая деревенщина, как ты, будет приводить подобные аргументы».
  • Цель использования: смена темы.

Люди на второй ступени пирамиды в спорах обращаются к личным особенностям того, с кем спорят: его социальному статусу, полу, внешнему виду и так далее. К сожалению, такой способ ведения диалога стал особенно опасен с появлением социальных сетей, где легко найти информацию о собеседнике и сделать её объектом обсуждения.

Причина перехода на личности схожа с предыдущим пунктом. У человека нет других аргументов, и он пытается перевести тему в другую плоскость, указывая на ваши особенности как на недостатки. Опытные ораторы просто признают несовершенство своей личности и продолжают диалог, не давая себя запутать. Однако начинающему спорщику лучше сразу прекратить разговор и оставить соперника наедине с его словами.

Употребление «заумных» терминов

Эта уловка использует недостаток интеллекта (хотя ни один человек не может знать все) и стеснительность. Если человеку не знаком какой-то термин, он, чтобы не показать своей некомпетентности, может притвориться, что ему все понятно, но не решится развивать эту тему дальше; или же будет и дальше участвовать в разговоре, но незнание терминологии неизбежно «посадит его в лужу». И. Олейников в своей книге «Жизнь как песТня» рассказывает историю про своего однокурсника Г. Хазанова:

«Однажды Михаил Иосифович Зильберштейн, доктор искусствоведения, импозантный седовласый мужчина, преподававший нам сатирическую литературу, пытаясь уличить его в незнании предмета, коварно спросил:

— Геночка, милый, вы случайно не помните, когда в России организовался первый сатирический журнал и как он назывался?

«Милый Геночка» строго глянул на пожилого доктора и отчеканил:

— Фрондерствуете, Михаил Иосифович? И не стыдно Вам в ваши-то годы?

Михаил Иосифович побелел и осекся

В перерыве я завел Гену в туалет и осторожно спросил:. — Хазан, что означает «фрондерствуете»?

— Хазан, что означает «фрондерствуете»?

— Фрондерствуете, — важно ответил он, — производное от слова «фронда». Сиречь французская оппозиция времен революции

— Нашей?

— Ихней.

Так и не поняв, какое отношение имеет «фронда» к Михаилу Иосифовичу, а Михаил Иосифович к ихней революции, я тем не менее был настолько очарован дивным звучанием глагола «фрондерствовать», а также эффективностью его воздействия, что дал себе слово при случае обязательно им воспользоваться. Срабатывало всегда. Стоило только молвить какому-нибудь зарвавшемуся скандальному собеседнику: «Фрондерствуете, бога душу мать?», как он мгновенно затихал, и беседа переходила в спокойное, нежное русло».

Приём номер 12 — Сведение к ложным ахиллесовым пятам

Этот приём заключается в том, чтобы не отвечать на ваш тезис, на который консерватор не способен ответить, а найти общность, к которой принадлежит ваш тезис, и найти ахиллесову пяту в этой общности, чтобы перевести спор на неё. Причём чаще всего эта общность вообще придумывается консерватором, и тогда, получается, этот приём сливается с приёмом номер 1. Пример употребления:

Как видите, консерватор опять не спорит с тезисом, потому что не может ничего ответить. Значит, нужно сжульничать с помощью демагогических приёмов. Поэтому он делает следующее: сканирует ваше сообщение, видит там фамилии Маркса и Пикетти, но последнего он не читал и ничего про него не знает; первого он тоже не читал, но знает, что СССР был основан марксистами (про консервативный государственный переворот Иосифа Сталина он даже и не подозревает). Значит, надо давить на ошибки, допущенные в СССР. Разговор в итоге уводится в сторону от первоначально обсуждаемой проблемы. При этом вы можете даже не быть марксистом и сами можете знать лучше него слабые места своих единомышленников или защищаемого вами объекта разговора, и хотеть их исправить.

Сведение к ложным ахиллесовым пятам отличается от приёма номер 4 тем, что в случае с последним консерватор переводит разговор на совершенно другую общность объектов, а в данном же случае он ищет слабые места у объектов в уже обсуждаемой общности. Поэтому технически распознать приём номер 12 сложнее, чем приём номер 4.

Здесь, опять же, следует корректно указать на использование демагогического приёма и попросить высказываться в первую очередь по существу проблемы.

Почему важно выслушивать оппонента

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Парадокс, но именно когда человеку дают высказаться, он становится более открытым для восприятия чужого мнения. 

Слабая сторона противника 

При подробном высказывании доказательств своего утверждения, иногда теряется убежденность противника в своей правоте, что помогает побеждать. Происходит это из-за отсутствия основательных знаний о предмете спора, или других сторон темы. 

До обсуждения проблемы не осознаваемого, но поднятого при «проговаривании».

Чем больше человек говорит, тем вероятнее ошибиться или отойти от темы, воспользовавшись этим, достигают превосходства. 

Необходимо наличие фундаментальных знаний о предмете, вызвавшем разногласия. Причем с разных позиций. Спор двух невежд бессмыслен, как и эксперта с упрямым профаном. 

Определить цель

Существует целый арсенал логических и риторических приемов, которые позволяют занять и удержать в споре наиболее выигрышную позицию. Многое в данном случае зависит и от цели дискуссии, которую определили для себя в качестве допустимой: победить в споре любыми средствами, в том числе запрещенными в логике, или же пользуясь лишь лояльными приемами. Практика показывает, что люди крайне редко поддаются переубеждению в споре, поэтому такая цель будет практически недостижима. Лучше постараться в диалоге донести свое видение вопроса, чтобы оппонент понял вашу точку зрения. Принять чужую сторону всегда проще, если ее понимаешь.

Осознать

Это самый важный шаг на пути борьбы с психологическим давлением. Конечно, если оно осуществляет прямо и открыто – например, когда человека запугивают, заметить это просто. А вот более изощренные подходы, например, манипуляции, уговоры, уход в сторону – отследить бывает сложнее.

Мы можем месяцами или даже годами быть орудием чужой воли, даже не подозревая об этом, особенно если речь идет о близком человеке.

Признаков того, что на нас давят, может быть множество. Например:

Постоянное стремление собеседника акцентировать внимание на определенной проблеме.
Подозрительно щедрые обещания.
Беспричинное чувство вины.
Возникновение чувства долга по отношению к человеку, который оказал некую услугу и теперь просит ответить тем же. Причем часто о такой услуге его даже никто не просил.
Иногда мы можем заметить, что часто делаем что-то, чего сами не хотим, но это нужно кому-то другому, и пр.

ПРИНУЖДЕНИЕ

Принуждение – это прямое неприкрытое воздействие на другого человека. К нему прибегают лишь тогда, когда есть какая-то сила, иначе никто не будет поддаваться. Примерами такой силы могут быть физические качества, власть, деньги, информация. Человек, которого принуждают к чему-то, знает о происходящем процессе – в отличие от манипуляции. Можно попробовать защититься от него намекнув “давителю” на то, что он поступает агрессивно – некоторые люди не любят признаваться в этом. Однако если человека это не смущает, то противостоять данному виду давления очень сложно.

Внушение

Этот метод не имеет под собой аргументов и фактов. Он действует на личность иначе. С его помощью можно навязать человеку свое мнение и заставить действовать в ваших интересах.

Внушение бывает прямым и косвенным. В первом случае вы прямо высказываете свою точку зрения и ждете повиновения. Этот метод используется родителями, воспитателями, учителями. Во втором случае выбираются приемы, ненавязчиво подталкивающие к действию. Таким методом пользуются создатели рекламы.

На эффективность внушения влияют следующие факторы:

возраст человека или целевой аудитории;состояние (усталость, утомленность);ваш авторитет;тип личности человека, на которого оказывается психологическое воздействие.

Внушение можно считать успешным, если вам безоговорочно верят и следуют указаниям, не требуя объяснений.

Как понять, что тобой пытаются манипулировать

Несмотря на то, что манипуляции довольно сложный метод управления волей другого человека, они более популярны в системе межличностных взаимодействий, чем прямое открытое общение, использование силы убеждений, уважение к воле другого человека, искренность и честность в отношениях.

Распространенность манипуляций можно объяснить тем, что порой повлиять на ситуацию легальным способом не представляется возможным, поэтому в ход идет эмоциональное воздействие для исполнения своих желаний за чужой счет.

При этом манипулятор может незаметно внушить человеку:

  • чувство никчемности, вины, страха, зависимости, несамостоятельности;
  • мысль о несоответствии социальным нормам и моральным устоям, профессиональным требованиям, семейным ролям.

Манипуляция окружает нас ежедневно, кто-то  управляет другими людьми целенаправленно, а кто-то бессознательно.

Женщины используют манипуляции чаще, чем мужчины.

В силу эмоциональной гибкости и природной хитрости дамы избегают открытого выяснения отношений, поэтому им проще использовать скрытые манипуляции. Но и мужчины не брезгуют ими, чтобы сохранить суверенитет своих личных переживаний и оградиться от чрезмерного женского любопытства.

Избежать манипулирования собой на протяжении всей жизни невозможно. Каждый из нас хоть раз попадал под влияние близких людей, идеологов, политологов, общественных деятелей, докторов или педагогов.

Манипуляции – это всегда лукавство, ложь и искажение информации, помогающие человеку достичь своих целей за счет ресурсов других людей. Суть этих действий – приобретение контроля над отдельной личностью или группой людей и подавление их воли.

Очень наглядно этот процесс виден при взаимоотношениях взрослых и детей. Последние, в силу своей эмоциональной незрелости, воспринимают взрослых как ступень к достижению своих целей. Они добиваются своего через плач и капризы. Эмоциональное управление  детей своими родителями относится к открытому виду манипуляций. По сути также действует и взрослый манипулятор, только уже более тонко и незаметно, поэтому его поведение не всегда удается распознать.

Манипуляции могут стать опасными для человека, которым управляют в течение длительного времени. Под их воздействием меняется его мировоззрение возможно возникновение психических расстройств или неврозов.

Для того, чтобы понять как перестать поддаваться манипуляциям нужно разобраться, чем они отличаются от авторитетного влияния.

  1. Во-первых, манипуляции – это подавление собственной воли человека, скрытое управление им в своих целях. Влияние же – это аргументированный совет, предполагающий самостоятельное решение проблемы на свое усмотрение.
  2. Во-вторых, основа манипуляций – это эмоциональная сфера, своеобразная скрытая игра чувствами. Влияние оперирует к разуму человека, к осознанным размышлениям, самостоятельному анализу всех «за» и «против».
  3. В-третьих, влияние помогает человеку сделать собственный выбор, тогда как манипуляции – это всегда насильственное воздействие, диктат воли одного человека.
  4. В-четвертых, манипуляции косвенно изменяют поведение человека, влияние – это прямое искреннее высказывание с предложением поддержки и альтернативы при решении жизненно важных вопросов.

После того как к человеку приходит осознание, что он попал под прямое или косвенное психологическое воздействие возникает чувство опустошенности и разочарования в себе. Поэтому жертва насильственного влияния начинает задумываться как не поддаваться на манипуляции и избежать их негативного влияния.

Пограничные состояния психики в психиатрии

Пограничному расстройству личности практически всегда предшествует пограничное состояние психики (ПСП).

На пограничное состояние психики могут указать следующие симптомы и характерные черты поведения индивидуума:

  1. Человек без каких-либо видимых причин
    может впадать в депрессию, периодически становится тревожным. Это вызывает недоумение со стороны окружающих и становится причиной еще большей замкнутости (пациенту кажется, что его никто не понимает).
  2. Люди перестают объективно оценивать свою личность. Впадают в крайности. Или слишком преувеличивают свои достоинства и верят в собственную неповторимость и непогрешимость, либо же, наоборот, занимаются самокритикой, самоуничижением и впадают в глубокую депрессию по этому поводу.
  3. Нестабильность в отношениях с другими людьми. Очень часто пограничная личность сначала слишком идеализируют конкретного человека, затем резко (без объективных причин) разочаровывается, испытывают отвращение, прерывают всякое общение с ним.
  4. Импульсивное поведение. Проявление ярких эмоций. Провокация ссор, скандалов, драк.
  5. Склонность неосознанно наносить вред своему здоровью, провоцировать опасные для жизни ситуации (чрезмерное переедание, экстремальные развлечения, частая беспричинная смена половых партнеров).

Часто люди, которые находятся в таком состоянии, испытывают чувство не только тревоги, но и самые настоящие панические атаки, которые сопровождаются:

  • состоянием нехватки воздуха;
  • учащенным сердцебиением;
  • тремором (дрожью) в руках и ногах;
  • головокружением;
  • предобморочным состоянием;
  • изменением артериального давления.

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Как научить ребенка отстаивать свое мнение?

Как узнать может ли ваш ребенок отстоять свое мнение? Проведите дома эксперимент. Соберите группу детей, раздайте всем пирожные. Одно из пирожных посолите, намеренно подайте соленное лакомство тому, за кем наблюдаете. После того как дети начнут есть лакомство, спросите вкусно ли? Большинство, тех кто ел сладкие пирожные – скажут да. Сможет ли ребенок получивший соленное утверждать то же самое? Вероятнее да. Пока ребенок общается вместе с остальными — придерживается мнения большинства. Не следует ребенка ругать за желание быть как все. Маленькие дети испытали себя в жизни пока мало, учатся самоидентификации. Не знают, как сказать нет и отстоять свое мнение.

Очень часто сами взрослые придерживаются стороны большинства, не могут с легкостью сказать нет.  Отстоять свое мнение порой также сложно. Если умения побеждать в споре, такие как агрессивность, критичность слабые. Тогда человек предпочитает просто сверять мысли, восприятие, глядя на окружающих.

Поддерживайте доверительный контакт со своим ребенком на любом этапе его развития. Стараться не ограничивать детское любопытство негативной эмоциональной реакцией (злостью за то, что спросил, например, «почему ты не любишь тетю Машу?». Многозначительным молчанием, если ответ подразумевает подробности взрослой жизни.

Чувство любопытства — основная мотивация к знаниям. Ребенок, учиться иметь свое мнение и отстаивать его, когда много читает, вслух рассуждает с родителями. Но стоит дозированно выдавать слишком серьезные знания о жизни. Не стоит также давить на ребенка как на взрослого – если он проявляет излишнее упрямство.

Чтобы научить ребенка отстаивать свое мнение, позвольте ему самостоятельно выбирать. Например, «что ты будешь есть кашу или яичницу?» Не подталкивайте ребенка к выбору ссылаясь на авторитет большинства «все остальные дети едят по утрам кашу». Но можно, например, подтолкнуть его к выбору, если ребенок не до конца понимает, чего ему хочется. Или не видит преимущества того или другого. Например, «каша уже вот уже готова», или «а в кашу можно мед добавить»

Учите ребенка не только давать более-менее «складный» ответ, но и мотивируйте вопросами чтобы он мог дать подробное объяснение. Логические игры научать как правильно спорить, надстраивать общую логику. Поможет в будущем найти свое призвание в жизни.

Играйте в настольные игры, развивающие фантазию. В те игры, которые подразумевают не только четкие правила хода, но и требуют смекалки, вычисление выгодных ходов.

Чтобы развить у ребенка независимое мнение, учите как побеждать в любом споре. По мере надобности посвящайте его в те же самые стратегии взрослых.

Факты, цифры, высказывания

Научные факты и доказанные научные законы являются одними из наиболее сильных аргументов. Авторитет науки сегодня выше авторитета любого другого типа мировоззрения, поэтому обоснованные доводы всегда производят должный эффект. Далее — опора на правильно преподнесенную статистику. Такой шаг также выбивает почву из-под ног любого оппонента, поскольку статистика апеллирует к закономерностям. Наконец, серьезное впечатление производит ссылка на видных авторитетов в той или иной области

Что касается применения аргументов, то важно с самого начала захватить инициативу, задать свое видение проблемы, чтобы направить спор в удобное для себя русло. При этом самые сильные аргументы лучше приберечь напоследок и вообще постараться оставить за собой последнее слово, если полемика осмысленна

Моббинг на работе закон. Примеры моббинга

  • «Когда я разговаривала по телефону, мой начальник мог при всем отделе сказать, чего это ты там рецепты обсуждаешь, только это делать и можешь, даже если я разговаривала с коллегами по работе. Это очень унизительно». Алиса, 25 лет.
  • «Ты не сможешь этого сделать. Ты не оканчивала специальных курсов и не имеешь сертификатов». Хотя я точно знаю, что для выполнения этой деятельности сертификаты не нужны». Марина, 32 года
  • «У нет полномочий и мозгов, чтобы принимать решения. Я твой руководитель, как сказал, так и будешь делать». Ольга, 21 год.
  • «Ты вечно опаздываешь на работу, мы тебя никак дождаться не могли и приняли решение без тебя. В следующий раз опаздывать не будешь. Засоня». Лариса, 29 лет.

Самое интересное, что это лишь часть высказываний, которые мне прислали, когда я проводила опрос «Испытывали ли вы психологический террор или притеснения на работе». В итоге 100 человек поделились более чем 2,5 тысячами высказываний и ситуаций. Масштабы впечатляют. Негативные высказывания и постоянная критика как со стороны работодателя, так и коллег, социальная изоляция внутри организации, распространение о сотруднике ложной информации, необъективная оценка результатов труда влекут за собой снижение мотивации и заинтересованности в труде, «замораживание» инициативы и стимулов к активной позиции у моббинг-жертвы. В итоге человек, подвергшийся моббингу, может заболеть, у него может развиться стресс. В результате он будет некачественно выполнять свои обязанности, чувствовать психологическую усталость. Установлено, что нездоровая атмосфера в коллективе, интриги и разногласия сотрудников отражаются и на финансовых показателях: падает производительность труда, возрастает текучесть кадров, коллектив становится менее сплоченным.

Преднамеренное невежество (willful ignorance)

Заключается в игнорировании любых доводов, не согласующихся со внутренней моделью реальности. В отличие от обычного невежества, человек осведомлён о фактах и источниках, но отказывается признать их, или даже ознакомиться с ними, если они не соответствуют его ожиданиям. Такой человек обычно будет придумывать предлоги в стиле Ad Hominem и прибегать к тактике Ad Lapidem (лат. «обращение к камню»), заключающейся в отвержении доводов оппонента как абсурдных без приведения при этом каких-либо доказательств их абсурдности (это бред, конспирология, вы всё врёте и т. д.). Заявления Ad Lapidem ложны, поскольку не затрагивают сути аргументов и никак на них не влияют. Это софизм «произвольных названий» и «бездоказательных оценок», где безосновательное нарицание аргументов противника нелестными эпитетами заменяет доводы.

Отрицание фактов может быть как намеренной тактикой, так и когнитивным искажением, известным как «предвзятость подтверждения», так и неосознанным защитным механизмом «отрицания». Самые убедительные доводы будут выталкиваться психикой индивида так же, как пробка выталкивается водой.

В книге двух гарвардских гей-активистов, предлагающей стратегии гомосексуальной пропаганды, описаны 10 основных проблем в поведении гомосексуалистов, которые следует устранить ради полного успеха гей-повестки. Среди этих проблем числятся отрицание реальности, нонсенсное мышление и мифомания.

Основные приемы рефрейминга

Методы «переописания» объясняют, как можно манипулировать человеком лишь при помощи замены слов, части сообщения. Рассмотрим их подробнее.

  1. Техника замены новым предложением или словом одного фрагмента вербальной информации. Например, вместо выражения «Я боюсь» сказать «Я опасаюсь». Страх уже не будет таким выраженным, и индивид примет его как указание быть более внимательным и осторожным.
  2. Переоформление намерений, вернее, истинное их раскрытие. Что значит манипулировать человеком при помощи этого метода? Согласно основам нейролингвистического программирования, цель любого поведения является позитивной. И стоит лишь открыть истинное намерение, то можно подобрать более приемлемые действия. Например, жена часто недовольна мужем, позволяет себе повышать на него голос. При попытке супруга выяснить причины такого поведения она плачет или уходит. Работая с женой, психолог помогает открыть настоящую цель истеричных действий — нехватка внимания, поддержки, любви. После проговаривания намерения супруга может облачить свое поведение, например, в мягкую, нежную форму и тем самым попробовать заново достигнуть желаемого.
  3. Как манипулировать человеком с использованием метафоры? Она представляет собой притчу или короткий рассказ, в котором присутствует сравнение с рассмотренной ситуацией. Можно воспользоваться примером из известной сказки или мультфильма.
  4. Еще одной действенной техникой в «переописании» является использование критерия, который сформулировал адресат в новом утверждении. Показательным примером является история о греховности женщины. Когда Иисус на предложение закидать ее камнями ответил: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в меня камень».
  5. Побуждение взглянуть на себя со стороны. Иначе — изменить позицию восприятия адресата. Как манипулировать человеком таким способом? При осуждении адресатом некой ситуации можно задать вопрос: «А если бы ты оказался в таких обстоятельствах?»
  6. Техника влияния за счет неспособности мозга отличать вымысел и реальность. Задавая вопросы типа «А откуда ты знаешь…?» или «Почему ты так решил…?», манипулятор достигает цели приема — обдумывается «правильность» восприятия ситуации.

Как видно из описания техник, рефрейминг лежит на лингвистических приемах, которые дают возможность рассмотреть обстоятельства по-новому. Что значит манипулировать человеком, применяя данный способ? Это раскрытие разных путей достижения своих истинных намерений, а также умение посмотреть на действия со стороны.

Обращение к природе (appeal to nature)

Это логическая ошибка или риторическая тактика, в которой некое явление объявляется хорошим, потому что оно «естественно», или плохим, потому что оно «неестественно». Такое утверждение, как правило, является мнением, а не фактом, которое вдобавок ошибочно, нерелевантно, непрактично и содержит крайне расплывчатые определения. Смысл слова «естественный», например, колеблется от значения «нормальный» до «встречающийся в природе».

Вместе с тем, естественные факты обеспечивают вполне надёжные оценочные суждения, обращение к которым является правильным с точки зрения логики. Поэтому утверждение «Содомия — это противоестественно» не является ошибкой. Проникновение в нижний отдел желудочно-кишечного тракта, который от природы не приспособлен к пенетрации и фрикции, происходит наперекор естественным данным человеческой физиологии и чревато различными травмами и дисфункциями, нередко необратимыми. Это — факт.

В качестве примера ошибочного обращения к природе можно привести один из ключевых силлологизмов гомосексуальной пропаганды:

Помимо некорректного обращения к природе данное умозаключение содержит ещё две логических ошибки:

  1. «Подмена понятий», проявляющаяся в необъективной антропоморфной интерпретации поведения животных и попытке выдать «естественное отклонение от нормы» за «естественную норму».
  2. «Выборочное представление фактов», выражающееся в крайне селективной экстраполяции явлений животного мира на жизнь человека.

В комедии Аристофана «Облака» показана вся абсурдность такого подхода: пытаясь доказать отцу правомерность побоев родителей детьми, сын приводит в пример петухов, на что отец ему отвечает, что если он хочет брать пример с петухов, то пусть берёт во всём.

В любом случае, наличие какого-либо явления в природе ничего не свидетельствует о его нормальности, желательности или приемлемости. Рак, например, это абсолютно естественное явление — какой вывод можно сделать из этого сведения? Да никакой.

Цель психологического воздействия

Независимо от объекта (один человек или группа), за процессом стоит определенная цель психологического воздействия:

Использование других людей для удовлетворения личных потребностей.Завоевание авторитета в группе.Создание рамок и стандартов общества.Обретение чувства значимости.Доказательство своего существования.

В большинстве попыток манипуляции лежат эгоистичные цели. Мы видим человека, эмоционально слабее нас, и стремимся его подчинить. Одному нужно, чтобы его выслушивали, другому, чтобы выполняли за него поручения. Это цели, которых мы добиваемся посредством психологического воздействия.

Одни используют это умение в благих целях, другими двигает эгоизм. Но в первом и во втором случае истинной целью служит доказательство собственной значимости перед обществом и установление факта своего существования. Психология не разделяет мотивы на плохие и хорошие, она изучает методы и способы воздействия, открывая новые факты.

Умелого мастера раскусить сложно, особенно если он действует на вас и на ваше окружение. Убедить несколько человек на практике проще, чем одного. Этому виной стадное чувство и развитие средств массой информации. Мы слепо верим в то, что нам говорят по телевизору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: