Самопознание и самооценка

Когда может помочь когнитивная психотерапия

Когнитивную психотерапию используют при коррекции большинства психических и психоэмоциональных расстройств. Но наиболее часто к данной разновидности терапии прибегают при лечении депрессии. Человек, находящийся в депрессивном состоянии, испытывает преувеличенное чувство утраты, при этом она может быть реальной или мнимой.

Для депрессии характерно наличие негативных мыслей нескольких направленностей. Прежде всего, у больного формируются негативные представление о себе, он считает себя неудачником, неполноценным человеком. В то же время им дается негативная оценка окружающему миру и проходящим событиям, а также собственному будущему. Специалисты это называют когнитивной триадой депрессии. Чтобы победить данное психоэмоциональное расстройство необходимо работать в каждом из этих направлений, заменяя дисфункциональные мысли на рациональное мышление.

Кроме лечения униполярной депрессии и повышенной тревожности эту разновидность терапии также применяют для устранения обессивно-компульсивного расстройства, различных фобий, расстройств пищевого поведения, мигреней, тревожности и приступов гнева, других расстройств личности и поведения.

Когнитивные методы могут быть частью комплексной терапии при лечении шизофрении и биполярного аффективного расстройства. Сочетание психотерапии с приемом медикаментов позволяет устранить галлюцинации у больных шизофренией и смягчить другие симптомы этой патологии. Исследователи доказали ее эффективность при коррекции многих соматических заболеваний.

В ходе терапии психотерапевт работает над решением проблемы, он не изменяет личностные характеристики пациента или его недостатки. С самого начала пациент и терапевт должны прийти к некому соглашению, обозначить круг проблем, над которыми им предстоит работать. Устранить проявления выше перечисленных расстройств удается при помощи экспериментальной проверки дезаптативных мыслей.

Что такое когнитивный компонент

Фото автора Bruno Thethe: Pexels

Еще в раннем возрасте у человека появляется понимание, кто он такой. Понимание это основывается на знании, кто ты такая, осознании своих ресурсов, способностей, умений, места в жизни. В психологии вся эта совокупность оценок и знаний носит название когнитивный компонент.

Слово «когнитивный» имеет латинские корни – cognition означает «узнаю». Компонент – это элемент, деталь системы, структуры. И вот на этом стоит остановиться чуть подробнее.

Человек, с точки зрения психологии, является гармоничной системой, включающей 3 компонента: когнитивный, поведенческий и аффективный.

Поведенческий связан с тем, как человек действует, какие факторы влияют на его поведение, и какое воздействие оказывает оно на его жизнь. Эмоционально-аффективный компонент включает чувства, эмоции, ощущения.

Если эмоциональный и поведенческие элементы появляются практически с рождения, для возникновения и развития когнитивного компонента требуется время. Сначала он связан с неясным ощущением себя, как носителя некоего имени – Петечка, Анечка, котеночек, зайка.

Позже знание расширяется, включает в свой круг все больше составляющих.

Ребенок:

  • Чувствует свое тело и узнает его границы;
  • Осознает свою индивидуальность и отделенность от мамы или значимого ближнего;
  • Понимает свои желания, предпочтения;
  • Видит, кто есть «Я», какой «Я», чем отличаюсь от окружающих;
  • Осознает свои знания, ресурсы, возможности;
  • Формирует осознанное отношение к себе, своим интересам, окружающему миру и людям;
  • Знает свои личностные границы;
  • Принимает осознанные решения;
  • Сравнивает свои реальные достижения с победами других.

Если в младенческом возрасте ребенок плакал, когда он был голодный или мокрый, то уже к первому году жизни он плачет из-за того, что ему не дали, то, что он считал своим. Из аффективно-эмоциональной причина обиды становится когнитивной, основанной на знании и причинно-следственной связи.

Когнитивная психология

Когнитивный компонент может быть положительно или отрицательно заряженным. В основе этой оценки лежит понимание, что ты обладаешь достаточным очарованием, чтобы стать звездой вечера. Или трезвая оценка, что тебе не хватает знаний, чтобы занять пост начальника.

Ты – социальная

Когнитивный компонент включает осознание себя, как человека социального. При этом учитывается:

  • Уровень доходов;
  • Социальный статус;
  • Память о прошлом социальном статусе;
  • Взаимоотношения с коллегами по работе, представителями власти, банков, магазинов.

Представь, что ты пролила на себя кофе, пока ждала очереди в службу занятости. В результате ощущаешь себя замарашкой, которая не может о себе позаботиться, найти работу и вообще как будто падает на дно общества.

В следующий раз ты посетила банк. Пришла в простом платье, босоножках. Перед тобой стоит дама в брендовом костюме, благоухает духами и ведет себя как королева. Ощущая огромный контраст с ней, тебе может показаться, что ты какая-то недоделанная неудачница.

Еще пара таких инцидентов, и ты можешь быть уверена, что получишь крайне низкую самооценку, как представителя социума. К этому приведет опыт, наблюдения и эмоциональные переживания.

Ощущая поддержку со стороны близких, уверенность в своих силах, ты можешь побороть формирующийся образ неудачницы. Но если этого нет, а в детстве ты частенько испытывала стресс и стыд, то восприятие себя, как ничтожества, получит дополнительное подкрепление.

Когнитивный компонент – сложный элемент человеческого естества. Он помогает видеть себя, как личность, представителя семьи, общества, осознавать себя с этих позиций. Этот элемент защищает образ от излишних эмоциональных потрясений, предупреждает импульсивное поведение.

Ответ: 4

2.

Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является

1) общение при помощи членораздельной речи
2) способность укрываться от опасности
3) потребность в пище и воде
4) необходимость поддержания теплового баланса

Ответ: 1

3.

Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в

1) общении
2) семье
3) признании
4) тепле

Ответ: 4

4.

Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?

А. Врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.

Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 3

5.

В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин

1) личность
2) индивид
3) деятель
4) субъект

Ответ: 2

6.

В целях расширения гражданского опыта школьников была организована общешкольная игра «Страна Ньюландия». Учащимся провели выборы в муниципальные органы власти, разработали и представили программы кандидатов, организовали их публичную защиту, разработали текст конституции школы. Кто (что) является субъектом данной игровой деятельности?

1) разработанная школьниками конституция
2) процесс проведения выборов в муниципалитет
3) программы кандидатов на выборные должности
4) школьники – участники выборной кампании

Ответ: 4

7.

Верны ли следующие суждения о личности человека?

А. Свойства и роли, приобретаемые человеком в процессе взаимодействия с другими людьми, характеризуют его как личность.

Б. Личность человека определяется как природными задатками, так и воздействием всей системы общественных отношений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 1

8.

Признаком деятельности человека, отличающей ее от поведения животных, является

1) постановка осознанных целей
2) приспособление к внешней среде
3) использование природных веществ
4) взаимодействие с себе подобными

Ответ: 1

9.

Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.

Б. Видом деятельности, доминирующем в детском возрасте, является игра.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 3

10.

Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) использование вещества природы
2) удовлетворение биологических потребностей
3) создание нового, не имеющего аналогов в природе
4) использование орудий и средств труда

Ответ: 3

11.

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, представляет собой деятельность

1) материально-производственную
2) социально-преобразовательную
3) ценностно-ориентировочную
4) познавательную

Ответ: 2

12.

Римский философ Цицерон говорил: «Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если все-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения». О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?

1) социальных
2) духовных
3) естественных
4) эстетических

Ответ: 3

13.

Жизненная позиция человека, отрицающего все моральные нормы и принципы, характеризуется как

1) аскетическая
2) альтруистическая
3) нигилистическая
4) скептическая

Ответ: 3

14.

Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Мотивы человеческой деятельности могут иметь как сознательную, так и бессознательную основу.

Б. Игровая деятельность присуща людям исключительно в детском возрасте.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 1

15.

Человек формирует знание о себе, своих потребностях, способностях, стремлениях в процессе

1) самопознания
2) самолюбия
3) самоконтроля
4) самоуправства

16.

Верны ли следующие суждения о свободе?

А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 3

17.

Школьники по заданию учителя обществознания провели социологический опрос среди жителей микрорайона и определили основные проблемы, которые их волнуют. Какой вид деятельности характеризует данный пример?

1) исследовательскую
2) хозяйственную
3) политическую
4) производственную

Цели и методы когнитивной психотерапии

Основной задачей когнитивной психотерапии является выявление дисфункциональных мыслей у пациента и последующая их трансформация. Но, кроме этого, специалисты выделяют пять целей когнитивной терапии:

  • полное устранение симптомов расстройства или уменьшение проявлений патологии;
  • предотвращение рецидива после коррекции психического состояния;
  • улучшение восприятия пациентов других видов терапии, в том числе и медикаментозной;
  • разрешение психологических и социальных проблем человека, которые могут возникнуть на фоне расстройства или непосредственно перед его проявлением;
  • устранение предпосылок, давших толчок к развитию расстройства.

В ходе лечения психотерапевт помогает пациенту осознать степень влияния его мыслей на поведение, эмоции и физическое состояние. Человек после полного курса когнитивной терапии может самостоятельно выявлять мысли, которые негативно сказываются на его психологическом состоянии

И, что самое важное, изменять дисфункциональные убеждения на более рациональные мысли

К основным методам когнитивной терапии относят борьбу с негативным мышлением, использование альтернативных стратегий восприятия проблемных ситуаций, повторное переживание событий из прошлого, а также воображение. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы пациент получил возможность повторно пережить и забыть негативный опыт, а также запастись новым научениями.

Когнитивная психотерапия часто является комплексной. Кроме когнитивных методов психотерапевты в своей работе используют различные поведенческие методики, которые успешно дополняют друг друга.

Упражнения для выработки когнитивного мышления

С детства нас учат мыслить однозначно. Большинству людей характерен такой тип мышления: «Раз у меня ничего не получается, значит, я неудачник и никчемный человек». Подобные мысли очень сильно ограничивают поведение человека, и он даже не пытается опровергнуть их. Исправить ситуацию поможет упражнение «Пятая колонка». Возьмите лист бумаги, на котором изобразите таблицу, состоящую из пяти колонок:

  • 1-я колонка – впишите проблемную, с вашей точки зрения, ситуацию;
  • 2-я колонка – опишите собственные чувства и эмоции, возникающие в данной ситуации;
  • 3-я колонка – укажите автоматические мысли, наиболее часто возникающие в этот момент;
  • 4-я колонка – запишите собственные убеждения, на основе которых возникают описанные вами автоматические мысли. Подумайте, какие установки могут стать причиной подобного мышления;
  • 5-я колонка – постарайтесь опровергнуть мысли, перечисленные вами в 4-й колонке. Запишите установки положительной направленности.

Если вы в дальнейшем окажетесь в стрессовой для себя ситуации, то вызывайте в памяти мысли, идеи и установки, перечисленные в пятой колонке.

После того как вы выявите автоматические мысли, можно выполнить различные упражнения, помогающие изменить собственные установки. Например, можно попробовать совершить в реальных условиях поступки, которые ранее не делались, а затем оценить достигнутый результат.

Когнитивная психотерапия может быть полезна не только при лечении психических расстройств. Даже у психически здорового человека могут быть личностные проблемы, справиться с которыми самостоятельно не получается. Не стоит игнорировать их, ведь именно нерешенные проблемы приводят к снижению самооценки, неудовлетворенности собой и депрессии. Если у вас есть негативные переживания, то можно попробовать самостоятельно воспользоваться методиками когнитивной психотерапии или обратиться к специалисту.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог.

Врачебный стаж: 11 лет

Записаться на прием

Специальные методики

Для лечения некоторых тяжелых психических расстройств применяют особые методики когнитивной терапии. Их сочетают с приемом лекарственных препаратов и другими видами психиатрической помощи. Таким образом удается снизить степень выраженности симптоматики расстройства и повысить эффективность основного лечения.

Среди специальных методик когнитивной психотерапии наиболее востребованными являются методы, применяемые для лечения таких патологий:

Обессивно-компульсивное расстройство. При коррекции этого заболевания используется метод «четырех шагов», разработанный американским психиатром Джеффри Шварцем. Задача данного способа лечения — изменение или упрощение навязчивых мыслей и процедуры «ритуалов», в результате они сводятся к минимуму. Пациент должен осознать свою болезнь и научиться сопротивляться ее проявлениям. Терапевт разъясняет больному, какие из его опасений являются реальными, а какие вызваны заболеванием. Они четко разграничиваются, больному демонстрируется модель поведения здорового человека. Обычно в качестве примера выбираются люди, представляющие авторитет для пациента. Работа в этом направлении ведется поэтапно, в четыре шага. Именно поэтому метод когнитивного лечения ОБР получил такое название.
Шизофрения. Данный вид расстройства является неизлечимым, так как связан с изменениями в коре головного мозга. Но использование методов когнитивной и поведенческой терапии позволяет людям, страдающим шизофренией, принять свое заболевание и научиться сглаживать его проявления. Если пациент постоянно ведет беседы с потусторонними сущностями или придуманными образами, то психотерапевт помогает ему понять, что беседы ведутся не с живыми людьми

Постепенно больной шизофренией осознает, что его собеседник является плодом воображения, в результате таким разговорам придается меньше важности. С течением времени больной все реже и реже вызывает придуманный образ из памяти.
Пагубные зависимости

Алкоголизм и наркомания также вызваны неправильными автоматическими мыслями человека. Особенностью когнитивного подхода к лечению данных расстройств является то, что терапевт сначала должен побеседовать с пациентом о его долгосрочных планах и жизненных приоритетах. Ведь именно от этого должны зависеть краткосрочные цели человека. Прежде всего, ему нужно разъяснить, что основной целью любого живого существа является выживание. Все животные и люди получают удовольствие от того, что способствует продлению рода и выживанию, например, еда, секс и т.д. Процессы, которые вредят жизни, вызывают негативные ощущения (голод, холод или жара). Все эти ощущения переносятся на действия или ситуации, ассоциирующиеся с ними. Но у человека, страдающего каким-либо видом патологической зависимости, появляется новый источник удовольствия, не предусмотренный природой. В результате больному становятся ненужными природные радости, он ставит перед собой цель получение наслаждения искусственным путем, что вредит его здоровью и выживанию. Терапевт должен убедить наркомана или алкоголика, что при определенном желании он сможет достичь правильных целей, что позволит избавиться от депрессий и мучительного возвращения в реальность. Поднять настроение естественным способом возможно, если улучшить качество собственной жизни, повысить самооценку и «подняться» в глазах окружающих. Психотерапевты составляют для пациентов с зависимостями «карту желаний». Это схема, где указывается взаимосвязь базовых ценностей, необходимых для выживания, с инстинктами и сложными суммарными ассоциациями. На этой карте, кроме всего прочего, указывается, каким именно образом зависимость вредит долгосрочным планам и не позволяет получать полноценное удовольствие от жизни. Используя данную методику, можно избавить пациента от большинства пагубных привычек, например, обжорства, игромании или интернет-зависимости.

Эффективность когнитивной психотерапии в лечении этих тяжелых психических расстройств достаточно высока, это подтверждают многочисленные исследования в данной области. Когнитивная и поведенческая терапия способна в несколько раз снизить вероятность развития рецидивов заболевания.

В психологии

В психологии самосознание

понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Рубинштейн С. Л.

Основы общей психологии. — М., 1946.

Развитие самосознания

Основная статья: Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии

(или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Уровни самосознания и их характеристики

Основными функциями самосознания являются::

  • Самооценка;
  • Контроль над своими действиями, умение их оценивать и анализировать (а почему ты поступил так)

Чтобы понять, понимаете ли вы себя вообще, чтобы оценить свой уровень, уже давно есть несколько критериев для самосознания:

  • Определите осознанность внутреннего опыта, то есть проанализируйте свои нравственные основы, качества;
  • Будьте в курсе своей деятельности в любой области, независимо от того, что вы делаете;
  • Поймите и примите свою автономию, что вы способны существовать вне общества;
  • осознать себя через другого;

Уровень осознания делиться на четыре этапа:

  1. Целенаправленно-деятельный;Достижение желаемого результата упорным трудом, через контроль, самопознание, поюеды над своими недостатками
  2. Личностный; Автономия себя, понимание себя, формирование своего личного «я»
  3. Непосредственно-чувственный; Ощущение психологических процессов в своем организме
  4. Рефлексивный; Осознанность мыслительных процессов

Сущность самосознания:

  • Незнание ваших желаний и целей — плохо, нужно разобраться в этом;
  • Самосознание, саморепрезентация, самообразование;
  • Осознание своих мотиваций, ведущих к вашим целям;
  • Сознание эмоциональных представлений о самом себе;

Уровни самосознания делятся на:

  1. Первый-это уровень благополучия, который сводится к элементарному осознанию своего тела и его отделенности от окружающих вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможность свободно ориентироваться в нем.
  2. Второй уровень самосознания реализуется в осознании принадлежности к определенному сообществу, к определенной группе.
  3. Третий — высший уровень самосознания — возникновение сознания своего «я» как сущности, которая хотя и похожа на » Я » других людей, но в то же время уникальна и способна не только совершать поступки, но и нести за них ответственность, что подразумевает необходимость и возможность как контроля над своими поступками, так и своей самооценки.

Понятие самосознания. Самосознание как процесс самосознания. Идентичность — как изображение самого себя (я — консепция). В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и социальных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до уровня теоретического мышления

Очень важно уметь понимать себя и оценивать себя, потому что именно это формирует нас

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: