Обыденное мировоззрение
Опирается на житейский опыт и формируется стихийно, в процессе взаимодействия личности с различными сферами и проявлениями жизни.Установки, сформированные повседневным мышлением, автономны и самодостаточны. Часто они сопровождаются исключительно ассоциативным способом восприятия, который основывается на знаниях и практике предков или окружающих. Причем новая информация в рамках этого мировидения имеет возможность интегрироваться и применяться в различных сферах деятельности.Немаловажную роль играют интуиция, эмоции и чувства, инстинкты. Также взгляды и убеждения воспринимаются в связи с ценностными ориентирами, нормами поведения, существующими в общественной системе.
Что такое мировоззрение?
Мировоззрение – это многозначное понятие. Это комплекс или набор убеждений личности. Это его оценка действительности и отношение ко всему происходящему. Мировоззрение человека формируется на протяжении всей жизни. Оно может изменяться в силу разных обстоятельств и причин.
Интересно, что находятся люди с одинаковым мировоззрением. Они формируют группы, это единомышленники, соратники, их объединяют общие цели.
Мировоззрение в молодости больше основано на эмоциональном восприятии мира и происходящих событий. С возрастом оценка действительности становится более осознанной. Человек опирается на собственный опыт, анализ чужих поступков, его мировоззрение становится шире и глубже.
Мировоззрение складывается из нескольких компонентов. Тем не менее это единое целое. Составляющие не могут существовать по отдельности. Для мировоззрения характерна целостность, это важный признак.
Приведём в качестве примера противоположные друг другу мировоззрения:
1. Человек убеждён: если много работать, что результаты будут очевидны. Только от него зависит его успех и материальная обеспеченность.
2. Человек считает, что работа не гарантия финансовой стабильности. Материальное благополучие – случай везения. Вот кому-то повезло родиться в богатой семье, он и сам обеспечен, а работать ради достижения финансовой стабильности – пустая трата времени.
Таким образом, становится понятно: мировоззрение – это особая система ценностей, принципов и взглядов. Мировоззрение формируется в определённых условиях. На него оказывают влияние такие факторы, как:
- Окружение. Человек живёт в обществе, люди окружают его с момента рождения. Если его родители придерживаются религиозных принципов, то вероятность того, что он сам станет их придерживаться, возрастает.
- Общество. Ребёнок вступает в контакт с обществом по мере взросления. Он перенимает опыт, руководствуется традициями, изучает культуру и поддерживает принятые стереотипы.
- Религия. Все духовные практики диктуют правила поведения. Они указывают на нормы морали и нравственности. Именно они регулируют стороны жизнедеятельности человека.
- Образование и наука. Человек приобретает знания, он уже может доказать свою точку зрения, опираясь на научные факты. Так, формируется самая точная форма мировоззрения.
- Эпоха. Мировоззрение может складываться в силу традиций, культуры эпохи. Мировоззрение нынешнего поколения резко отличается от родительского. Информация стала доступнее, а значит, возможностей для формирования мировоззрения стало больше.
- Профессия. Трудовая деятельность оказывает влияние на формирование мировоззрения. Например, большинство врачей отрицает факт существования загробной жизни, это издержки профессии. Доктора руководствуются научными знаниями.
Религия и мы
Историки убеждены, что определяющим признаком религиозного мировоззрения является предотвращение социального напряжения в классовом обществе.
С появлением социального и материального неравенства стало необходимым создать строй, чтобы не допустить социальных бунтов, переворотов, любых массовых возмущений. С этим и связано навязывание религиозного мировоззрения, перехватившего эстафету первенства у мифологии.
Религиозное мировоззрение более прогрессивное, чем мифологическое, так как человек с ним более свободен. В христианстве, например, ярко выражено понятие свободы воли. Это подтверждается тем, что религиозное мировоззрение проповедует теорию того, что бог управляет нашей жизнью, но за нашу судьбу мы в ответе сами.
Фигуру божества религиозное мировоззрение понимает несколько по-другому. В мифологии Боги являются телесными существами со всеми их грехами, а в любой религии Бог предстает как сверхъестественное, совершенное и не телесное существо.
Основные черты религиозного мировоззрения – это разделение на потусторонний и реальный мир, то, что Боги рассматриваются как высшие нравственные существа, на которых религиозное мировоззрение призывает равняться, ну и некая свобода выбора человека.
Как бы ни утверждали многие аналитики, что такому типу мировоззрения все меньшее число человечества подвержено, что религиозному мировоззрению приходится постепенно отступать от ведущей позиции в современности, тем не менее, число верующих людей неуклонно растет.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
– мир материален;
– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Типы
Так как на рассматриваемое определение оказывает влияние непосредственный окружающий мир, его уровень развития и исторический этап, то можно выделить следующие типы:
-
Мифологическое. Люди не могли объяснить явления общественной жизни или природы, в результате чего и возникли мифы. В качестве их базового принципа выступает преобладание фантастических объяснений происходящего с человеком.
Тем не менее, в мифологии можно наблюдать и морально-этические проблемы, ценности.
- Религиозное. В религиозных учениях содержаться определенные догмы, которых следует придерживаться последователям данного учения. Любая религия включает в себя нравственные нормы и их строгое соблюдение, а также вопрос морали, добра и зла и т.д., на которых и строит свои убеждения.
- Философское. Базовый элемент данного типа — теоретическое мышление или, другими словами, обобщение, систематизация и логика. В то время, как мифологический тип в большей степени основан на эмоциях и чувствах людей, философский базируется на разуме человека. Философский тип предполагает свободомыслие и наличие всевозможных альтернативных трактовок.
- Обыденное. Фундаментальной основной данного типа становится здравый смысл, а также опыт, полученный в процессе жизнедеятельности. Его особенностью является то, что взгляд на действительность формируется стихийно, его нельзя систематизировать и предугадать.
- Гуманистическое. Базируется на том, что человек — это главная ценность общества, у него есть право на удовлетворение имеющихся потребностей, необходимое развитие и самореализацию. В связи с этим, основополагающей идеей данного типа является мысль, что все люди равны между собой и каждый может реализовывать свои желания и стремления.
- Научное. Его можно назвать современной трактовкой философского типа. В виде главных компонентов также выделяют обобщение, систематизацию, логику и разум. Единственное, что иногда наука слишком сильно отходит от потребностей человека, результатом чего становятся разработки, направленные на манипулирование и запугивание людей.
Мифологическое мировоззрение
Формировалось на таком историческом этапе, когда человечество постепенно отделяла себя от природы и противопоставляла ей. Возникали различные культы, пантеоны. Непростые явления социальной жизни находили свое отражение в мифах: подобно людям боги и герои устраивали войны, конкурировали между собой.Свойства мифологии:
- наделение природы человеческими чертами;
- взаимодействие реального с фантастическим;
- отсутствие логического анализа и рефлексии;
- практическая направленность на решение бытовых задач;
- сюжеты однотипны и поверхностны.
Архаический подтип
Это древняя форма представлений человека о себе, жизни и взаимодействии с природой. Для него характерно сосуществование реальности и фантазии. Оба этих понятия объединились однажды в различных вариациях верований: тотемизме, анимизме, фетишизме. Точно так же в рамках этого мировидения не существует деления на «Я» и мир. Все вокруг имеет жизненную энергию и требует к себе определенного отношения (ритуалов, поклонения).
Негативное окружение, созданное находчивыми людьми
Очень часто в фильмах, по телевидению, в прессе говорят о том, что «такой-то гражданин Н. украл один миллион рублей», «депутат П. владеет салоном интимных услуг» и т.д. и т.п. Согласитесь, когда вы день ото дня слышите подобные вещи, то вы, хотите ли этого или нет, однако начинаете во всё это верить.
Причём вся фишка этого заключается в следующем. По телевидению и в других СМИ пишут лишь об самых ярко выраженных случаях криминала, коррупции и т.д. Грубо говоря, вам показывают «самых, самых».
Советуем почитать: Заработок на вашем интересе
Всё дело в том, что человек так устроен, что ему всегда интересно смотреть только что-то негативное, ужасное, вопиющее, кровавое и т.д. А знаете, почему так происходит, почему человек любит, просто обожает негативные новости? Всё дело в том, когда люди смотрят что-то ужасное, то подсознательно они сравнивают себя с тем «серийным убийцей», которому дали пожизненный срок.
Человек лежит на диване и думает: «А что, хоть у меня и небольшая зарплата, однако я ещё не так плохо устроился в жизни. Работаю себе спокойно, лежу на диване. Жизнь удалась. По крайней мере, мне не предстоит провести весь остаток жизни на тюремных нарах».
Тем самым человек занимается самовнушением, которое просто необходимо практически всем людям, живущим на планете. Иначе бы, многие из тех, кто реально бы взглянули на своё истинное место в жизни («полная Ж…!»), поняли, что, на самом деле, их жизнь далека от идеала. Соответственнно количество самоубийств, происходящих каждый день, превысило бы все мыслимые пределы.
Однако, в природе всё гармонично. Причём, смышлёные – богатые люди давно знают секрет подобной гармонии. При умелом её использовании можно:
а) зарабатывать хорошие деньги (ТВ, интернет, газеты и т.п.);
б) не впустить в свой круг новых членов (зачем нарушать гармонию богатых?).
В связи со всем этим, сегодня (а я так полагаю, что и раньше, только при помощи других способов и инструментов) большинству людей навязывается то, что мир – жесток, люди – злые и алчные.
Все манипуляции направлены на то, чтобы человек, окружённый негативом со всех сторон, пришёл сам к выводу, что лучше сидеть смирно и не высовываться, и тогда можно избежать большинства проблем
Причём здесь очень важно, чтобы человек пришёл к такому вывод сам, самостоятельно. Ведь, согласитесь, своё собственное мнение всегда верное, не так ли?
Советуем почитать: Обзор 5 полезных сайтов для учёбы
А что в итоге? Итоге следующий – человек, пришедший к выводу о том, что мир жесток и алчен, самовольно помещает себя в замкнутый круг, из которого никогда не выходит до конца своих дней. Хороший источник энергии, и, как следствие, неплохая рабочая сила. А кто владеет этой самой рабочей силой? Тот, кто владеет заводами? А кто владеет заводами? Тот, кто создаёт негативную установку, т.е. богатые люди, которым это выгодно.
Причём, а так думаю, что если бы богатые люди не делали ничего подобного, то со временем, большинство просто бы умоляло их (богатых) дать им хотя бы капельку негатива. Негатив как наркотик? А что. Когда долго чем-либо занимаешься (например, рабским трудом, как это было на протяжении тысяч лет), то из поколения в поколение переходит чувство наслаждения от негатива.
Ведь рабы в древности не знали практически ничего, кроме негатива. А человек так устроен, что он просто нуждается в радостях. Причём человек может получать удовольствие и от негатива, ведь всё равно ничего другого он не видит.
Как видите, корни всей этой «любви» к негативным новостям, как я полагаю, идут из глубокой древности. А что вы на это думаете?
Сущность мировоззрения
Основным условием развития человеческой личности является постоянное изучение окружающей действительности, происходящих в ней изменений и приспособление к ним.
Чтобы понять, что такое сущность мировоззрения, следует рассмотреть уровни, из которых оно состоит:
- Мироощущение – способность людей адаптироваться к окружающей среде и ориентироваться в ней. На этом уровне познание мира осуществляется за счет 5 органов чувств и работы бессознательного. Здесь же находится эмоциональная оценка действительности. Например, неожиданное чувство радости и счастья возникает на уровне бессознательного до того, как мозг начнет искать причину, приведшую к подобной перемене в настроении.
- Миропонимание – это работа на уровне сознания, во время которой происходит получение и обработка информации об окружающей действительности. В ходе этого процесса проявляются 2 типа восприятия:
- Обыденный, во время которого человек составляет свое мнение о желаемом уровне жизни, окружающих людях, работе, стране, политиках, семейных отношениях и о многом другом.
- Теоретический тип – общее познания бытия, своего места в мире, опиравшееся на имеющиеся данные различных наук или философии.
Сущность мировоззрения заключается в сведении всех уровней восприятия реальности в единую систему ценностей, знаний и их эмоциональной оценки в некую жизненную позицию, подтвержденную поступками человека.
Как изменить мировоззрение: Трудно, но оно того стоит
Несколько толковых советов для тех кто готов к кардинальным переменам в своей жизни
В этой статье я хочу сделать акцент на важности такого понятия как мировоззрение, а именно: Что это такое, какую роль играет в нашей жизни и как изменить своё мировоззрение
Что такое мировоззрение?
Я не хочу вдаваться в глубокий философский анализ этого понятия, а попытаюсь вкратце донести суть: Мировоззрение, по моему скромному мнению – это субъективное (личное) видение реальности, отношение к окружающему миру. Если уж совсем упростить, то я бы сказал так: Мировоззрение – это ваш личный выбор!
Как наше мировоззрение влияет на нашу жизнь.
Мы определили, что это такое, а теперь давайте разберемся с чем это едят!
Важность того как смотреть на вещи, и как относиться к окружающему миру, трудно переоценить. Это первый шаг на пути к осознанной жизни
Знаете чем мы кардинально отличаемся от братьев наших меньших? Свободой воли выбора! P.s
Жаль, но многие, почему-то, часто забывают об этом важном преимуществе
Наше отношение – главный аспект, который формирует нашу жизнь.
Вы задумывались когда-нибудь: почему вы делаете, то что делаете, одеваетесь так, а не иначе, любите это, а это не воспринимаете? Это всё и есть маленькие винтики в механизме вашего мировоззрения.
Задайте себе вопрос: “Мой ли это выбор или мне это привила окружающая среда?”.
Что я имею ввиду? В мире слишком много фальшивых ценностей, навязанных нам. Много ненужных вещей, вредных советов и бесчеловечных процессий. Все мы знаем, что фастфуд вреден, что реклама не более чем способ впарить товар, что ради мяса страдают тысяча животных, что законы принимаются без нашего согласия и этот список можно продолжать до бесконечности. Правда в том, что у нас есть козырь в рукаве, да-да у каждого, самого обычного человека. Есть способ дать отпор и порвать цепи заблуждений. Изменив своё мировоззрение – мы способны в корне изменить наше отношение ко многим вещам, а значит и изменить всю нашу жизнь.
Как изменить своё мировоззрение: 3 этапа.
1.Провести анализ своих убеждений.
Задумайтесь о вашем отношении к жизни. Что вам свойственно, а что нет и почему это так. Самокопание – это на самом деле сильнейшее оружие, если использовать его в меру. Определите те взгляды, которые вас не устраивают, или которые хотелось бы изменить. Возьмите на вооружение.
Плюсы и минусы.
И так вы определили негативные взгляды, начнем работать с ними. Следующим этапом будет взвешивание всех за и против.
Ради наглядного примера, я возьму личное убеждение, которое хочу изменить:
Моё желание звучит так: “Я хочу отказаться от мясной продукции”. Я на днях посмотрел не простой фильм, под названием: “Земляне” (посмотреть здесь). Очень тяжелая для восприятия кинолента, о жестокой эксплуатации животного мира в угоду человеческих интересов. Фильм, я считаю, обязателен к просмотру всем. Это ужасы нашей реальности, то о чем обычно принято не говорить. Именно это кино поспособствовало к зарождению такого желания, отказа от мясной пищи. Я начал интересоваться этой темой, ведь до этого момента мне казалось абсолютно нормальным есть мясо, что в этом такого, я всю жизнь ел мясо. Но внутри что-то основательно пошатнулось и это моя фальшивая картина мира! Я и раньше догадывался, что еда не рождается в упаковках на прилавках, но именно масштабы той трагедии, которую я увидел своими глазами и осознал – заставили меня всерьёз задуматься. Я прошуршал интернет в поисках ответов на все мои “за и против” и пришел к решению, что я попытаюсь отказаться от мяса. P.s Я ничего не пропагандирую, это лишь мой личный пример, который очень хорошо описывает процесс изменения мировоззрения в моем случае.
Оставить прошлое. (Читать: Как простить себя и отпустить прошлое).
Перемены – это всегда изнуряюще, особенно в начале. Будьте готовы к тому, что ваш ум будет цепляться за старое: Старые повадки, старый образ мышления, старые предпочтения, вкусы, выбор и т.д. Вы внесли в вашу картину мира абсолютно новый элемент, естественно вы будете испытывать дискомфорт.
Мотивируйте себя.
Постоянно напоминайте себе основные мотивы вашего решения, так же больше времени уделяйте изучению новых взглядов. Культивируйте в себе те мысли, которые привели вас к решению. В этом деле вашими друзьями послужат: Строгая дисциплина, самоконтроль, терпение. Находите новые знакомства по интересам, узнавайте мнение людей, ищите нужную литературу, смотрите кино по теме и даже измените свои музыкальные вкусы.
Роль мировоззрения
Роль мировоззрения в жизни человека:
-
Дает основу целостности личности, которая предполагает наличие четкой системы ценностей, идеалов.
-
Структурирует окружающее пространство, делая его знакомым, более понятным и безопасным.
-
Подсказывает пути достижения целей.
-
Его отсутствие делает жизнь хаотичной, а психику нестабильной, полной противоречивых установок, что приводит к неразрешимым внутренним конфликтам.
Бывает состояние, когда старое мировидение разрушается, а новое на его месте еще не сформировалось. Такой этап называют мировоззренческим кризисом
В этот момент крайне важно вернуть личность к целостности, иначе на место здоровых форм мировоззрения придут различные заблуждения: алкогольные и наркотические вещества, сектантство и др
С мировидением связано также понятие менталитет, которое означает определенный склад ума, совокупность психических свойств и особенностей поведения. Он отражает характер целой группы людей (например, нации) и представляет из себя внутренний мир личности, который пропущен через призму исторического опыта.
Приглашаем на онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
Исторические типы мировоззрения
На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.
В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.
Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.
Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.
Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.
Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.
Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.
Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.
Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.
Формирование мировоззрения и его виды
Мировоззрение выступает в качестве системы знаний об окружающем мире, его устройстве, определении места человека в нем. Помимо того, что мировоззрение формируется в результате воздействия внешних факторов, оно имеет прямую зависимость от самого человека. Понимание мира возникает с помощью: жизненных ценностей, основных жизненных позиций человека, идеалов и убеждений.
Формирование мировоззрения происходит на протяжении всей жизни человека. Мировоззрение может меняться в процессе взросления и старения, что обусловлено появлением новых интересов и взглядов. Картина мира в целом закладывается на протяжении первых 9-11 лет жизни, когда ребенок переживает активное освоение окружающего его пространства. При этом процесс составления общей картины мира является достаточно длительным процессом, который будет зависеть от внешних условий и самого человека
В период начала формирования следует обращать внимание на то, что мировоззрение на начальных этапах его восприятия, имеет весьма неустойчивое положение. Именно поэтому дети в подростковом возрасте склонны к частой смене своего мнения
Что оказывает влияние на процесс формирования мировоззрения? В первую очередь — это внешние факторы, которые могут быть социальными, экономическими, политическими, культурными и т. д.
На основании этого, существуют несколько видов мировоззрения, которые требуют рассмотрения:
- Научное. Формируется в результате получения информации и процесса мыслительной деятельности. Общая картина мира возникает в результате опоры на законы и закономерности природных и социальных явлений. Научное мировоззрение подразумевает наличие возможности получения новой информации из уже известной.
- Философское. Возникло в результате логического суждения о том, какой является сущность человека и, каким является окружающий мир. Данный вид опирается на разум и гуманитарное видение мира. Кроме того, отличается критичностью и теоретичностью.
- Гуманистическое. Прослеживается в процессе наблюдения за человеком. Характеризуется высокой степенью стремления к самопознанию, саморазвитию, удовлетворению потребностей и самореализации.
- Бытовое. Возникает в результате естественного процесса развития человека. Каждый человек в период взросления и созревания имеет свое ядро, которое определяет здравый смысл в рамках восприятия одним человеком. Наиболее важными условиями для этого вида являются: необходимость в знании родного языка, трудовая деятельность и степень восприятия жизненных ценностей.
- Религиозное. Сформировалось в период развития цивилизации, основывается на вере в сверхъестественные явления в природе. Религиозное мировоззрение не имело целостной структуры долгое время, однако, с появлением систем заповедей и факторов, определяющих греховность или святость, оно обрело индивидуальную структуру.
- Художественное. Выявляется с помощью эстетически-образному отношению к окружающей среде и действительности. Предметы, окружающий мир и люди оцениваются, в первую очередь, по внешним данным.
- Мифологическое. Основывается на существовании мифов, легенд и одухотворения материальных предметов. В основе данного вида лежит вера. Основной идеей мировоззрения выступает стремление подняться до уровня бога.
Кроме того, что мировоззрение делится на виды, оно состоит из компонентов, которые требуют детального рассмотрения.
Структура мировоззрения включает в себя:
- Знания — представляют собой совокупность сведений об окружающем мире. Знания выступают в качестве исходного этапа формирования мировоззрения, их отсутствие отрицает возможность формирования.
- Духовные ценности — обособленное отношение к окружающим людям, конкретным сферам деятельности и потребностям. Стремление к выполнению своих ценностей, которые появляются в процессе жизнедеятельности.
- Принципы — являются субъективной оценкой происходящего вокруг человека. Отражают его поведение и отношение к конкретному вопросу.
- Идеалы — являются совокупностью проявлений индивидуальных качеств человека. Его достижения, взгляды на жизнь, мироощущение.
- Убеждения — это то, что формируется на основании интересов человека.
- Идеи — расценивается в качестве метода активизации мыслительной деятельности, направленной на генерирование своего видения ситуации.
Понятие и структура мировоззрения
Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.
Познавательный
Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.
Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления, которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.
Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.
Ценностно-нормативный
В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.
Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.
Эмоционально-волевой
Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.
Практический
Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней. Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе
Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается
Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения
Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:
- Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
- Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, — структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека.
- Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.
«Подкормка» мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.
Почему человек вообще меняется
Можно ли рассчитывать на то, что человек полностью поменяет, к примеру, свой характер, поведение, отношение к тому или иному объекту? Каждый человек приходит в этот мир, располагая лишь набором безусловных рефлексов и генетическими задатками, полученными от его родителей. Но по мере взросления он начинает развиваться как личность. На него, помимо генетической предрасположенности, оказывает огромное влияние то воспитание, которое он получает дома, в кругу самых близких людей, в школе, в саду. Именно в раннем детстве закладывается характер человека, определяющий его последующее поведение.
Впоследствии ребенок начинает тесно общаться со своими сверстниками в детском саду, школе. Он в процессе учебы узнает много нового, постепенно приобретает некоторый опыт, у него появляются какие-то увлечения, хобби. Все это также влияет на его поведение, взгляды, вкусы. Потом во время подросткового периода его характер и поведение могут резко измениться, но это носит временный характер, пока гормональный фон не стабилизируется. И так далее. По мере того, как человек становится старше, он приобретает все больше опыта, меняет свое отношение к людям, систему ценностей и т.д. Соответственно, он сам меняется, в том числе под влиянием других людей, прежде всего тех, которых любит и ценит.