Психосексуальное развитие по фрейду

Прояснение механизма гипноза

После прояснения механизмов массообразования и основ гипноза Фрейд демонстрирует, каким образом он функционирует в массе на примере первобытной орды:

Исходные предпосылки Фрейда:

  1. Масса – вновь ожившая первобытная орда;
  2. Психология массы – древнейшая психология человечества;
  3. Любовь ограничивает нарциссизм;
  4. Праотец принуждает «сыновей» к воздержанию, то есть к массовой психологии;
  5. Гипнотезер похищает волю субъекта, обладает силой- животным магнетизмом, что носит характер табу у примитивных народов.

Объяснение Фрейдом механизма гипноза на примере орды:

Демонстрация любви. В первобытной орде поддерживается иллюзия о том, что вождь любит каждого ровным и справедливым образом (идеалистическая переработка условий первобытной орды: все сыновья знали, что их одинаково преследует отец и одинаково его боялись).
Концентрация внимания/похищение воли. Гипнотезер как и вождь орды требует смотреть ему в глаза, что является трудновыносимым. Он избегает направлять сознательное мышление субъекта на свои намерения

Субъект концентрирует свое внимание на гипнотезере, устанавливая с ним связь и готовность к перенесению внутренних процессов.
Пробуждение страха перед родительской фигурой. При гипнозе будится у субъекта часть его архаического наследия, которое проявлялось и по отношению к родителям

У субъекта при этом оживало представление о сверхмогущественной и опасной личности. Аналогичное отношение первобытного человека орды к праотцу.

На основе сделанных ранее выводов хотелось бы отметить, что Фрейд объясняет принудительный характер массообразования, в т.ч. происхождение первобытной орды с помощью гипноза (внушения), основанное не на мыслительной работе, а на эротической связи, что не совпадает с выводами, сделанными ранее его предшественниками. Однако логичность рассуждений и приведение доказательной базы позволяет согласиться с мнением автора.

Книги по психологии, которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

«Ведение в психоанализ» — это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
«Толкование сновидений» — это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
«Психопатология обыденной жизни» — это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии

Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
«Я и Оно» — это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны основные положения психоанализа, но также представлены их источники и обоснования.
«Тотем и табу» — это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
«Психология масс и анализ человеческого «Я» — представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы

Поясняется также потребность масс в руководителе.
«Очерки по психологии сексуальности» — это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
«Психология масс и анализ человеческого «Я» — представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
«Очерки по психологии сексуальности» — это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать

Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд

Я и Оно

  • роль словесного представления и восприятия в сознании человека
  • роль посредствующих звеньев при переходе от Оно к Я
  • доминирование бессознательного в человеке по теории психоанализа

Под сознанием Фрейд в своей теории психоанализа подразумевал поверхностный слой личности человека по отношению к внешнему миру. Чувственные восприятия, приходящие извне, а также ощущения и чувства, которые приходят изнутри являются осознанными. С помощью словесных представлений все наши ощущения и чувства становятся осознанными и появляются в сознании.

Словесное представление — это следы воспоминаний в нашей памяти, которые остались благодаря восприятиям каких-либо процессов, происходящих в прошлом. Любые процессы, чтобы быть осознанными личностью, должны пройти во внешнее восприятие и стать воспоминаниями, которые затем обретут словесную форму и станут мыслительными процессами.

С помощью словесно-образных звеньев различные восприятия могут быть вытеснены из сферы бессознательного в предсознательное, а потом в сознание. Это внутреннее восприятие ощущается сознанием как удовольствие или неудовольствие и является первичным, чем ощущения приходящие извне.

Ощущения воспринимаемые как удовольствия не побуждают к действию и ощущаются как понижение энергии, а вот неудовольствие мотивирует нас на совершение поступков и ведёт к повышению энергии.

Таким образом, если наше libido скрыто в бессознательном и пытается проявиться в личности в виде сексуальных чувств или стремлений, то для сублимации и получения удовольствия его необходимо перенести в сферу сознания, т. е. сделать осознанным. По Фрейду и его теории психоанализа для того чтобы это сделать, необходимы так называемые посредствующие звенья, а для ощущений, притекающих в сознание естественно, такой необходимости нет.

Фрейд называет сущность исходящую из поверхностного сознательного (W) как Я, а те области, куда эта сущность собирается проникнуть обозначает словом Оно.

Личность представляется как бессознательное и непознанное Оно, которое сверху охвачено Я, появляющимся из системы W. Я это только изменённая под влиянием внешнего мира и посредством осознанного восприятия часть Оно. Я пытается заменить внешним миром и реальностью принцип удовольствия, который безраздельно властвует в сфере Оно. Для Я характерно восприятие, а для сферы Оно — влечение. Для Я характерно разумность и мышление, а для сферы Оно —страсти.

Я, в теории психоанализа, представляет место откуда исходят как внешние, так и внутренние восприятия. Если искать анатомическую аналогию, то Я подобно человечку в мозгу, который находится вниз головой, смотрит назад и управляет левым полушарием мозга и речевой зоной.

Подсознание

Мы привыкли главную роль отводить сознанию и полагать, что игра страстей происходит преимущественно в подсознании, но Фрейд утверждает, что даже трудная интеллектуальная работа может происходить подсознательно и не доходить до сознания. Например, в состоянии сна происходит решение сложной задачи, над которой человек бился накануне безрезультатно.

Примечательно, что у некоторых людей такие высшие проявления личности, как совесть, самокритика и чувство вины проявляются бессознательно, что вследствие может привести к разного рода психическим заболеваниям. Вследствие этого Фрейд в своей теории психоанализа делает заключение, что не только наиболее глубокое и непознанное в Я, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным. Так, демонстрируя и говоря о сознательном Я, Фрейд называет его как Я-тело и подчёркивает его прямую и неотъемлемую связь с бессознательным.

https://youtube.com/watch?v=COYW40JlQ_4

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Внутренний конфликт

Главной особенностью теории Фрейда и его психоанализа является то, что в человеке скрыт конфликт между его внутренними бессознательными силами, такими как libido, Эдипов комплекс и враждебной средой, которая диктует и навязывает ему различные законы и правила поведения.

Те законы и нормы поведения, которые навязывает ему внешняя реальность, подавляют энергию бессознательных влечений и эта энергия высвобождается в форме невротических симптомов, страшных сновидениях и других расстройствах психики.

По теории психоанализа Фрейда личность состоит из трёх компонентов:

  • бессознательное (Оно),
  • эго (Я)
  • сверх эго (сверх Я).

Бессознательное представляет собой сексуальные и агрессивные инстинкты, стремящиеся к удовлетворению своих влечений во внешней реальности.

Эго (Я) способствует приспособлению индивида к реальности, сохраняет информацию об окружающем мире в сознании человека в интересах его жизнедеятельности и самосохранения.

Супер-эго является вместилищем моральных норм, запретов и поощрений человека и служит, таким образом, как бы совестью человека. Нормы усваиваются человеком бессознательно в процессе воспитания и поэтому проявляются в человеке как чувство страха, вины и угрызения совести. Таким образом, неспособность бессознательной энергии свободно высвобождаться ведёт к конфликту человека с окружающей средой и появлению у него различных психических заболеваний.

Задачей психолога или психотерапевта является выявления в пациенте бессознательных переживаний и представлений и вытеснение их из сферы Оно (бессознательного) в сферу сознание человека, т. е. освобождение с помощью катарсиса.

В процессе психотерапевтического сеанса негативный трансфер (перенос чувств и ощущений больного по отношению к своим близким на личность психотерапевта) пациента к психологу сменяется на положительный эмоционально окрашенный. Таким образом, самооценка пациента возрастает и происходит постепенное выздоровление, но нужно учитывать, что перед этим психолог должен войти в доверительное отношение к пациенту, чтобы снизить его сопротивление к процессу психотерапии. При жизни З. Фрейда для лечения психических расстройств широко применялся гипноз, но после его трудов все чаще стали применять на практике внушение, аутогенную тренировку и самовнушение.

Фиксация и характер

В зависимости от того, на какой стадии произошла фиксация, З. Фрейд выделял следующие типы личности:

  • орально-пассивный;
  • орально-агрессивный;
  • анально-удерживающий;
  • анально-выталкивающий;
  • фаллический.

Орально-пассивный тип личности

Это фиксация на ранней оральной стадии, когда главной потребностью ребенка было получение материнской любви, заботы и молока. Люди с такой фиксацией обычно веселые, позитивные, достаточно инфантильные. Они желают ото всех получать любовь и признание, нуждаются в постоянной заботе и внимании.


Фото Artem Labunsky on Unsplash

У людей этого типа личности часто возникает эмоциональная зависимость от другого человека, ведь они нуждаются в том, чтобы кто-то другой заменил им мать. Они крайне доверчивы к людям, незрелые, ведомые, легко поддаются влиянию и не готовы брать на себя ответственность за свою жизнь. Они много говорят, шутят, часто оказываются в центре внимания и становятся «душой компании».

Орально-агрессивный тип личности

Этот тип личности формируется на поздней оральной стадии, когда у ребенка появляются зубы и он начинает кусаться. Человек с фиксацией на этой стадии будет «кусать» окружающих – подкалывать их, ехидничать, делать замечания. Такие люди саркастичны, остроумны, они склонны к ораторству, постоянно вступают в споры и конфликты.  Часто они обладают пессимистическим взглядом на жизнь, часто выказывают свое неудовольствие, стремятся к доминированию, власти и самоутверждению.

Анально-удерживающий тип личности

Такой характер формируется если родители жестко, даже насильно пытаются усадить ребенка на горшок, диктуют, когда он должен это делать и не учитывают его потребности. Ребенок пугается, протестует и специально терпит, даже если он хочет в туалет.


Фото автора Monstera: Pexels

Люди с фиксацией на этой стадии отличаются упрямством, не терпят, когда их контролируют и заставляют что-то делать, очень пунктуальны, к любому делу подходят основательно и методично, любят во всем порядок. Бывает, что их отличает скупость, прижимистость, бережливость в денежных вопросах.

Анально-выталкивающий тип личности

Ребенок, протестуя против приучения к горшку специально его игнорирует.

Люди с такой фиксацией характеризуются импульсивностью, агрессивностью, они часто словами и действиями стараются все испортить, причинить вред человеку или какому-то проекту, они склонны к разрушению. Их характеризует то, что к своему любовному партнеру они могут относиться как к объекту, а не как к личности. Мир для них – это враждебное опасное место, от которого нужно защищаться. У них часто высокий уровень тревожности.

Фаллический тип личности

Самый сложный и самый интересный период развития для ребенка – это фаллический, когда ребенок интересуется своим телом, узнает его потребности, интересуется ролями отца и матери, их интимной жизнью.


Фото Daniel Cheung on Unsplash

Мужчины с фиксацией на фаллической стадии все время пытаются доказать миру свою состоятельность, они дерзкие, влезают в рискованные авантюры, жаждут успеха, все больших и больших достижений, постоянно доказывают свою мужественность, жаждут обольстить как можно больше женщин, но воспринимают их лишь как трофеи.

Женщины с фиксацией на этой стадии добиваются своих целей благодаря внешности, привлекательности, они стремятся обольстить как можно больше мужчин, хотят, чтобы вокруг них всегда было много поклонников, которые будут удовлетворять их нужды. Часто они бегут от серьезных отношений, поэтому вступают в связь с женатыми мужчинами, тем самым, как бы, беря верх над своей соперницей.

Бывает, что такие женщины берут на себя мужскую роль, становятся самоуверенны, амбициозны, пытаются «победить» всех мужчин.

Таким образом, согласно психоаналитической теории Фрейда, фиксация на той или иной стадии развития оказывает колоссальное влияние на характер человека и всю его дальнейшую жизнь.

Таблица стадий психосоциального развития по Фрейду

В следующей таблице представлен обзор наиболее важных аспектов различных этапов.

Стадии Возраст Эрогенная зона (зоны) Характерные особенности
Оральная стадия От рождения до примерно 1 года Рот, губы, язык Ребёнок испытывает удовольствие при сосании предметов (например, материнской груди или большого пальца). Ребёнок может преодолеть оральную фазу путём отлучения от груди.
Анальная стадия Приблизительно от 1 до 3 лет Анус Дети учатся контролировать анальный сфинктер. Вырабатывается определённая форма чистоты и механизмы контроля.
Фаллическая стадия Примерно от 4 до 6 лет Гениталии У детей развивается интерес к собственному телу и к противоположному полу. У мальчиков развивается страх кастрации, у девочек – зависть к пенису.
Латентная стадия Примерно от 7 до 12 лет Нет Сексуальное развитие больше не является центром внимания. Противоположный пол становится неинтересным.
Генитальная стадия Примерно от 13 до 18 лет Гениталии Противоположный пол снова становится интересным. Происходит первый сексуальный опыт.

Теория и практика

Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных
психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем
всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Личность как триединство.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»),
предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры
личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию
практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть
осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном
слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически
является энергетической основой личности. «Оно» — бессознательное (глубинные инстинктивные,
в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую
поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты,
которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют
деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных
инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических
отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего
конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба
между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение
человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит
энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо (см. приложение), о котором
так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая
связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии
Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал,
что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек
не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное,
наполняя его содержание.

Вторая структура личности — «Я» по мнению Фрейда также является врожденной
и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем
осознать осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким
делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот
сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая
в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу
между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего
тела, сужая таким образом объем «Я».

Третья структура личности — «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни
ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего
пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». В процессе
идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс
Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает
ребенок к объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует
неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг
другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя
человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе.
«Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека,
предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения
норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится как бы ареной
борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое
состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает
его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой
грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение
делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье
зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если
не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между
«Оно» и «Сверх-Я».

Отрицание

Заключается в отрицании реальности или каких-то событий. Считается в определенном роде «детской» реакций, потому что игнорируются очевидные доказательства и доводы, противоречия в логике. Оно типично для детей, во взрослом возрасте проявляется как реакция на сложные травмирующие события.

Например, человек может отрицать совершение преступления, если был пьян и не осознавал происходящее. Или мать может до последнего отказываться поверить в смерть ребенка.

Также отрицание является первой ступенью переживания горя, и нередко, человек не в силах перейти на другую ступень осознания утраты и снова и снова возвращается к отрицанию.

Отрицание спасает человека от первоначального шока, давая время, чтобы постепенно привыкнуть к произошедшему. Но долго задерживаться в этом состоянии нельзя.

Прорыв в бессознательное

Позже, в работе «Психопатология обыденной жизни» (1901), Фрейд укажет
и на другие способы прорыва Бессознательного в жизнедеятельность человека: в основе психической
деятельности лежит либидо – психическая (у Фрейда почти везде — сексуальная)
энергия (влечения, желания), которая может быть измерена; она создает
перенапряжение, может перетекать или изменять форму (сублимироваться), чтобы найти
доступ в систему Предсознание – Сознание. Возникает догадка об определяющей роли
детской сексуальности в психической жизни человека. Постепенно вырисовывается и содержание
Бессознательного – Эдипов комплекс, каннибализм, комплекс кастрации, зависть к пенису,
объединенные неким первомифом о взаимоотношениях в первобытной семье между отцом
и его детьми в («Тотем и табу», 1912). Меняется фрейдовское понимание Бессознательного:
помимо вытесненного содержания, которому ученый первоначально сводил Бессознательное,
появляется представление о филогенетическом (не индивидуальном, а унаследованном от предков) его компоненте – первофантазмах
(внутриутробная жизнь, первосцена, соблазнение, отходящая в эту область кастрация).

Теория двойственных либидных и агрессивных влечений

1) либидные влечения

2) агрессивные влечения (недеструктивные формы агрессии).

Агрессия – некая позиция ЭГО, обеспечивающую самосохранение.

Позже З. Фрейд постулировал фундаментальный пожизненный конфликт между инстинктом смерти (Танатосом) – источник агрессивного влечения и инстинктом жизни (Эросом).

Либидо – жизненная сила. Деструдо – энергия инстинкта смерти.

Сексуальность и агрессия внутренне близко связаны с фазами развития инфантильной сексуальности.

Анна Фрейд: ранние депривации, потеря объекта или насилие над ребенком наносят вред либидной привязанности. Тогда наблюдается манифистация агрессии.

  1. Психосексуальность

    – как инстинктивное влечение, аффект, импульс, желание, мотивационный толчок, активизирующий сознание.

  1. Половая идентичность – психологическая система, соединяющая и интегрирующая личную идентичность с биологическим полом.
  2. Эго – психическая инстанция, синтезирующая, организующая и гармонизирующая личность.
  1. Суперэго – гипотетическая психическая система, функционирующая для установления и поддержания морально-нравственных стандартов, желаемых целей и идеалов. Способствует внутрипсихической и межперсональной гармонии и облегчает социальную адаптацию (при условии оптимального функционирования).

    Функционирование ощущается как увеличение чувства собственного достоинства или болезненного чувства вины.

Согласно Фрейду люди явл. сложными энергетическими системами. Поведение мотивируется (активизируется) единой энергией. У человека имеется ограниченное количество энергии. Источник энергии – нейрофизиологическое состояние возбуждения. Цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Таким образом мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. Психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами.

Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Фрейд признавал наличие двух групп инстинктов: инстинктов жизни и инстинктов смерти.

Первая группа – инстинкты жизни

– под общим названиемЭрос , включает все силы, служащие цели поддержания жизни и обеспечивающие размножение вида. Наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты –либидо. Вторая группа – инстинкты смерти

– Танатос – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Психосексуальное развитие — биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня.

Социальный опыт привносит свой вклад в каждую стадию в виде собственных установок, черт, ценностей.

Фрейду принадлежит гипотеза о 4 последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической, генитальной

(в соответствии с изменяющимися эрогенными зонами).

Фрейд отмечает латентный период

(между 6 и 7 годами жизни) и началом половой зрелости. Это не является стадией.

Первые три стадии развития захватывают период от рождения до 5 лет.

На каждой стадии есть свой главный источник получения удовлетворения. Фиксация на какой — либо стадии ведёт к чрезмерному скоплению либидо, впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанные с той психосексуальной стадией, на которую пришлась фиксация.

Стадии:

оральная (0-18 месяцев);

анальная (18 мес. – 3 года);

фаллическая (3-6 лет);

(латентный период);

генитальная (12 лет).

Тип характера зависит от развития ребенка на каждом из этих этапов.

Основной механизм формирования характера – фиксация (задержка, остановка или трудности развития на определенной стадии).

Объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон

, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, чтов процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера . Взрослые сфиксациейнаанально-удерживающей стадиистановятсянегибкими, скучными и непреодолимо аккуратными.

Теория либидо

Вся психическая деятельность связана с влечением.

Либидо как гипотетическая психическая сексуальная энергия, ищущая разрядки. Лежит в основе сексуального удовольствия. Либидо более широкое понятие, чем сексуальность, включает также любовь к родителям, к детям, дружбу; сильную привязанность к конкретным объектам и абстрактным идеям.

Источник либидо — должен быть соматическим или гормональным. «Эрогенные зоны» — -рот, анус, гениталии.

Цель либидо — удовлетворение инстинктивного влечения через сосание, дефекацию, генитальную маструбацию, достижение оргазма.

Объект либидо- личность, используя которую можно достичь цели; или по отношению к которой влечение способно достичь своей цели. Раннее детство- -не мать как «целостный объект», а функции, предоставляемые матерью (еда, уход) и доставляющие удовольствие.

Сила либидо — количество влечений или «мера потребности работы, которые они представляют».

Сексуальность— термин для обозначения сексуального удовольствия, полученного от какого-либо участка тела или органа, а не только гениталий.

З. Фрейд. Теория психосексуального развития с оральной, анальной и фаллической фазами основана на продвижении концентрации на эрогенных зонах.

З. Фрейд, Абрахам, Ференци: чрезмерное удовлетворение, либо чрезмерная фрустрация могут нарушать спокойный процесс развития. Возникают «точки фиксации либидо» — «когда некоторое количество либидной и /или агрессивной энергии остается позади и прикрепляется к психическим представлениям данного периода. Точка фиксации является «молчащей» до тех пор, пока человек не столкнется со стрессом или сложностью, с которыми он не может справится при помощи обычного механизма защиты. Тогда он прибегает к регрессии. В поведении это сдвиг к поведенческому стереотипу, характерному для более раннего уровня развития. Если точка фиксации не является «молчащей», то личность задержалась на этой стадии развития и дальнейшее развитие не происходит.

Анна Фрейд: Прогресс и регресс — наблюдаемые, интегральные части нормального развития. Регрессия не есть временное возвращение, это поворот назад к более надежным источникам получения удовольствия. «Точка фиксации либидо» — некая мысль, некое желание, некое поведение, связанное с удовольствием или болью, которые являются эмоционально значимыми для личности/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: