Что такое методы научного исследования
Научно исследовательский проект автора направлен на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями:
- четко сформулированная цель;
- желание выявить неизвестное;
- систематизация процесса и результатов;
- пояснение и верификация выводов.
Научное исследование разниться с обыденным тем, что применяет определенные методики, выступающие способами достижения целей проекта. Соединить в себе все методики может наука – методология. Суть метода заключается в объекте и субъекте, каким образом совершается деятельность человека, путем каких средств и способов.
Интерпретационные методы
Методика определяет основные направления интерпретации полученных в ходе психологических исследований данных. Они характеризуют подходы, применяемые в анализе этих данных. Ананьевым было выделено 2 основных подхода: генетический и структурный. Они могут применяться независимо друг от друга либо в комплексе.
Генетический метод состоит в способе исследования психологических явлений, основанном на онтогенетическом развитии особи (т.е. постепенном проявлении заложенной генетической программы в зависимости от конкретных условий внешней среды) и филогенетическом развитии (связанным с общими историческими корнями у разных представителей человеческого рода). Генетический метод позволяет обрабатывать результаты исследования через определенные фазы, стадии и критические моменты в формировании психики индивида. Метод позволяет выстроить генетические связи по вертикали между различными уровнями становления личности.
Структурный метод помогает определить горизонтальные (структурные) связи между разными уровнями организации, присущими определенному человеку, между различными его характеристиками. Этот метод выявляет и описывает структуру психических явлений
Характеризуется вниманием к текущему состоянию исследуемого объекта, к присущим ему постоянным (не меняющимся) внутренним свойствам, к соотношению между выявленными фактами.
Пиаже Жан
Пиаже Жан
Пиаже (Piaget) Жан (1896-1980) — крупнейший психолог современности, основатель Женевской школы генетической психологии. В 1915 г. окончил Невшательский университет (Швейцария), в 1918 г. получил степень доктора естественных наук. В течение последующих двух лет занимался академической и практической работой в лабораториях Решнера и Липпса, в психиатрической клинике Блейлера, в лаборатории Бине. Его первые психологические исследования были произведены по стандартизации тестов Берта и опубликованы в статьях 1921 г. С 1921 г. Пиаже — научный директор Института Ж.-Ж. Руссо в Женеве (который позже сливается с Женевским университетом), в 1923-1929 гг. работал в Невшательском университете. Здесь в период между 1921-1925 гг. были проведены исследования, посвященные речи ребенка, причинному мышлению детей, их представлениям о повседневных явлениях, моральным суждениям, которые принесли ему мировую известность.
В период 1925-1929 гг. Пиаже приходит к положению о роли действия в начальный сенсомоторный период развития мышления ребенка, к выводу о том, что интеллект складывается еще до овладения речью, а интеллектуальные операции высшего порядка подготавливаются сенсомоторным действием.
В последующее десятилетие (1929-1939) Пиаже совместно с Б. Инельдер и А. Шеминской проводит исследование генезиса представлений ребенка о числе, количестве, пространстве, времени, движении и пр. На основе этих исследований в мышлении были выделены операциональные логические структуры, генезис которых составляет, по Пиаже, содержание стадий развития интеллекта. Для точной интерпретации этих явлений Пиаже обращается к операторной логике, используя и модернизируя ее формальный аппарат. В 1939-1950 гг. продолжались исследования Пиаже в области психологии мышления. Изучались представления ребенка о пространстве и геометрических построениях. Совместно с М. Ламберсье было начато изучение восприятия, позволившее Пиаже высказать гипотезу о его вероятностной природе. Проведено экспериментальное исследование перехода мышления ребенка к мышлению подростка, дана характеристика формально-операционального мышления, сформулирована общая теоретико-познавательная концепция генетической эпистемологии. В 1955 г. Пиаже создает в Женеве Международный центр генетической эпистемологии, в котором на материале экспериментальных психологических исследований специалисты многих областей знания из разных стран разрабатывали методологические проблемы познания. В том же 1955 г. Пиаже сформулировал гипотезу о стадиях интеллектуального развития ребенка и подростка. Работы последних 20 лет были посвящены развитию памяти, умственного образа, сознания ребенка, проблемам биологии, философии, эпистемологии.
Развиваемая Пиаже концепция интеллектуального развития ребенка как единства процессов ассимиляции, аккомодации, адаптации, выделение этапов этого развития, каждый из которых отличается качественным своеобразием операциональных структур интеллекта, указание на роль действия в психическом развитии являются крупнейшим достижением зарубежной психологии в области проблем психического развития.
Пиаже написал около 50 книг, сотни статей. На русском языке опубликованы: «Речь и мышление ребенка» (М., 1932); совм. с Б. Инельдер «Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации» (Вопросы психологии, 1965, №» 6); «Проблемы генетической психологии» (Вопросы психологии, 1956, № 3); «Как дети образуют математические понятия» (Вопросы психологии, 1966, № 4); «Избранные психологические произведения» (М., 1967).
Лит.: Анцыферова Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974, с. 251-300; «Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981; Флейвелл Джон. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
В данное издание включена статья Ж. Пиаже «Теория Пиаже», в которой излагаются основные положения его генетической психологии.
Подробное описание алгоритма
Кодирование пространства поиска
В ГА часто используют следующие типы кодирования компонент пространства поиска:
- Бинарный, если признак сам по себе является бинарным;
- Численный в двоичной системе. Расширенный вариант бинарного, где используется фиксированное число бит. Самый простой в реализации, но имеет существенный недостаток (см. ниже);
- С небинарными операторами скрещивания и мутаций:
- Числа с плавающей запятой. Используются в том случае, когда масштаб изменения признака заранее не известен;
- Номинальные типы и более абстрактные сущности;
- Типы с автоподстройкой…
Начальная популяция
Начальная популяция генерируется обычно случайно. Единственный критерий — достаточное разнообразие особей, чтобы популяция не свалилась в ближайший экстремум.
Оценка приспособленности
Оценка приспособленности часто проводится в две стадии. Первая — собственно оценка: . Вторая — дополнительные преобразования. Например, ею может быть нормировка к виду , где и , соответственно, лучший и худший показатели в текущей популяции.
Оператор отбора (селекции)
На этом этапе отбирается оптимальная популяция для дальнейшего размножения. Обычно берут определённое число лучших по приспособленности. Имеет смысл также отбрасывать «клонов», т.е. особей с одинаковым набором генов.
Оператор скрещивания
Чаще всего скрещивание производят над двумя лучшими особями. Результатом является также обычно две особи с компонентами, взятыми от их родителей. Цель этого оператора — распространение хороших генов по популяции и стягивание плотности популяции к тем областям, где она и так велика в том предположении, что «нас много там, где хорошо».
В одноточечном варианте, результатом скрещивания родителей в -ой популяции станут два
элемента популяции , такие что , где точка выбирается случайно. В двухточечном варианте, соответственно, точек пересечения будет две, и они также выбираются случайно. Легко расширить эту конструкцию и до n точек. Нужно заметить, что в случае нечётного n, происходит n+1-точечный кроссинговер с n+1-ой точкой между последней и первой компонентами.
Скрещиванием с маской является результат в виде двух потомков с компонентами, принадлежность которых определяется по битовой маске. Т.е. результатом скрещивания родителей в -ой популяции станут два
элемента популяции , такие что , где при и при , и противоположные условия для второго отпрыска. Маска выбирается случайно. Для простоты, ею может быть третья особь.
В непрерывном пространстве можно ввести такую аналогию для скрещивания:
, где — плотность генофонда к-ой популяции, — расстояние между двумя особями с генами x и y, M_c — матрица силы скрещивания.
Оператор мутаций
Оператор мутаций просто меняет произвольное число элементов в особи на другие произвольные. Фактически он является неким диссипативным элементом, с одной стороны вытягивающим из локальных экстремумов, с другой — приносящим новую информацию в популяцию.
- Инвертирует бит в случае бинарного признака.
- Изменяет на некоторую величину числовой признак. Причём, скорее на ближайший.
- Заменит на другой номинальный признак.
- В непрерывном пространстве можно ввести следующую аналогию:
, где — плотность генофонда к-ой популяции, M_c — матрица силы мутаций.
Критерии останова
- нахождение глобального, либо субоптимального решения;
- выходом на «плато»;
- исчерпание числа поколений, отпущенных на эволюцию;
- исчерпание времени, отпущенного на эволюцию;
- исчерпание заданного числа обращений к целевой функции.
Этапы развития интеллекта
Первой стадией развития является так называемая сенсомоторная стадия. Она называется так потому, что на этом этапе малыши осваивают свои моторные – двигательные – реакции, и их восприятие тесно связано с органами чувств. В этой стадии выделяют шесть подстадий, охватывающих период от рождения до года.
Сенсомоторная стадия
В начале жизни ребенок еще не отделяет себя от мира, не воспринимает себя как субъекта. Но взаимодействуя с игрушками, предметами вокруг, он осознает свою отдельность от внешнего мира, а также то, что некоторые его действия могут оказывать воздействие на объекты реальности. Так, если тронуть неваляшку, она будет издавать звуки, а если разжать пальцы, то предмет выпадет из рук. Таким образом, малыш активно осваивает мир, формируя различные схемы действия и понятия, опираясь на механизмы ассимиляции и аккомодации.
Важным достижением этой стадии является усвоение принципа постоянства – объект продолжает существовать, даже если становится недоступен органам чувств (невиден или спрятан). Вдобавок ребенок приобретает реакцию предвосхищения – он становится способен предугадать место появления движущегося объекта, но спрятанного под одеялом, например.
Также значительно то, что постепенно ребенок переходит от чисто рефлекторной деятельности к поведению, которому свойственны любознательность и экспериментация. Так, малыш начинает не просто активно исследовать окружающий мир, но пробовать разные варианты взаимодействия с объектами и получения желаемого, сильно расширяя свой арсенал схем и знаний. Действуя методом проб и ошибок, экспериментируя и перебирая различные возможные варианты действия, например, того, как достать игрушку с верхней полки, ребенок развивает свои мыслительные процессы.
К концу сенсомоторного периода дети становятся способны решать простые задачи с опорой на конкретную сенсорную информацию. Постепенно здесь совершается и переход от конкретно-чувственного мышления к символическому, которое свойственно следующей стадии развития интеллекта – дооперациональной.
Дооперациональная стадия
На дооперациональной стадии мы видим, что ребенок освоил речь и может мыслить образно – представлять, притворяться, использовать слова или объекты как символ, репрезентацию других предметов или понятий. Однако логического мышления у ребенка на этом этапе еще нет, он не овладел навыком манипулирования информацией и выполнения с ней мыслительных операций. Поэтому эту стадию также иногда называют допонятийной.
Операциональная стадия
На третьем этапе развития, приблизительно годам к семи, мыслительный аппарат ребенка уже довольно развит, так что он уже может совершать простые логические операции. Тем не менее, чтобы оперировать логикой и проводить мыслительные действия, дети нуждаются в физическом взаимодействии с объектами, т.е., пока не могут осмыслять абстрактные идеи и ситуации. Потому эта стадия получила название конкретно-операциональной, и она охватывает период примерно с 7 до 12 лет. Эту стадию часто объединяют со следующей (особенно в русскоязычной традиции) и называют операциональной. Однако Пиаже выделял четвертую стадию когнитивного развития детей и развития самого интеллекта – формально-операциональную или стадию формальных операций.
Стадия формальных операций
На стадии формальных операций мы уже можем наблюдать освоение детьми абстрактного мышления и логики. Это более высокий уровень развития интеллекта и мыслительной деятельности, позволяющий осмыслять и организовывать свое знание, решать задачи, мыслить логически и объективно, в том числе и об абстрактных, гипотетических, ранее незнакомых категориях и понятиях. В представлении Пиаже эта стадия представляет собой наивысшую точку развития интеллекта.
Как видно из вышесказанного, развитие мышления и ума заключается в переходе от простых форм умственной деятельности и взаимодействия с внешними объектами к более сложным, наработке новых неоднолинейных навыков и схем, а также совершенствовании логических структур и мыслительных умений.
Несмотря на то, что открытия Жана Пиаже оказались ценными для понимания детского мышления и развития психологии в целом, некоторые положения его теории были подвергнуты критике
Так, указывается на то, что интеллекту придается слишком большое значение в процессе развития ребенка, и не принимается во внимание тот факт, что развивается не только этот элемент, но и сам ребенок и его сознание. К тому же исследователи считают, что Пиаже недооценивал роль обучения в когнитивном процессе
А теперь давайте подведем итог всему вышеописанному, но перед этим:
Место генетического метода в общей методологии
Генетический метод – это процесс познания, основанный на изучении развития и изменения психического явления, как в рамках онтогенеза, так и в рамках филогенеза.
Все методы изучения и познания психических явлений и процессов можно разделить на 4 большие категории:
- организационные методы – способы организации исследования;
- эмпирические методы – способы получения конкретного результата, такие как эксперимент, беседа, анкетирование, наблюдение и так далее;
- различные способы обработки данных – математический, статистический и качественный анализ;
- интерпретационные – подходы, на которых основывается способ объяснения полученных данных, то есть их интерпретация.
Интерпретационные методы имеют два подхода: структурный и генетический. В первом случае исследователь определяет, какое место изучаемое психическое явление занимает в общей структуре, то есть размещает его в горизонтальной плоскости, добавляет в ту или иную классификацию.
Во втором случае, интерпретация полученных данных происходит в рамках их развития, изменения, то есть помогает понять генезис этого явления. Это генетический метод.
Суть метода простыми словами
Генетический метод сосредотачивает внимание на том, как развивается конкретное явление, то есть:
- изначальные предпосылки появления и развития явления;
- динамика и этапы развития этого явления;
- за счет чего происходит развитие и изменение явления;
- механизм перехода от одной стадии развития к другой;
- описание характерных признаков, которые присутствуют на той или иной стадии развития;
- влияние явления на личность в целом и на ее конкретные проявления в частности;
- последствия этого явления.
Важно учитывать, что любые методы в психологии подразумевают изучение как человека, так и любого другого живого существа, но в этой статье речь будет идти о людях. Цель генетического метода – показать, что любое психическое явление нужно рассматривать в динамике
Оно не статично, увеличивается как по количественным показателем, то есть увеличивается количество его составляющих, но и по качественным – появляются новообразования, новые свойства
Цель генетического метода – показать, что любое психическое явление нужно рассматривать в динамике. Оно не статично, увеличивается как по количественным показателем, то есть увеличивается количество его составляющих, но и по качественным – появляются новообразования, новые свойства.
Характерная особенность генетического метода в том, что он имеет два подвида:
Методы психологического исследования
- онтогенетический – изучения явления в рамках развития конкретного человека;
- филогенетический – изучение явления в рамках эволюции в целом.
Место генетического метода в общей методологии
Фото автора Darina Belonogova: Pexels
Генетический метод – это процесс познания, основанный на изучении развития и изменения психического явления, как в рамках онтогенеза, так и в рамках филогенеза.
Все методы изучения и познания психических явлений и процессов можно разделить на 4 большие категории:
- организационные методы – способы организации исследования;
- эмпирические методы – способы получения конкретного результата, такие как эксперимент, беседа, анкетирование, наблюдение и так далее;
- различные способы обработки данных – математический, статистический и качественный анализ;
- интерпретационные – подходы, на которых основывается способ объяснения полученных данных, то есть их интерпретация.
Интерпретационные методы имеют два подхода: структурный и генетический. В первом случае исследователь определяет, какое место изучаемое психическое явление занимает в общей структуре, то есть размещает его в горизонтальной плоскости, добавляет в ту или иную классификацию.
Во втором случае, интерпретация полученных данных происходит в рамках их развития, изменения, то есть помогает понять генезис этого явления. Это генетический метод.
Количественные и качественные методы исследования в психологии
Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.
Метод статистического анализа
Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.
Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.
Метод качественного анализа
В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.
Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.
Методы мутации
Последний
оператор, который применяется для формирования нового поколения популяции – это
мутация. Обычно, она применяется с некоторой малой вероятностью к отдельным
генам потомков, меняя их определенным образом. Мутация позволяет поддерживать
генетическое разнообразие особей, чтобы популяция не выродилась и хромосомы не
стали похожи друг на друга.
Инвертирование битов
Наверное, самый
простой вариант мутации – это инвертирование битов, записанные в генах. Здесь
может быть несколько вариантов реализации. Например, с некоторой (обычно
низкой) вероятностью хромосома подвергается мутации и далее случайный бит (ген)
переводится и инверсное состояние:
Либо, можно
вначале также выбираем с некоторой вероятностью хромосому для операции мутации,
а затем, проходим по всем генам и с некоторой другой (также низкой)
вероятностью выполняем инверсию бит.
Мутация обменом
Для
упорядоченных списков (когда в генах хромосомы хранятся индексы некоторого
списка и они не должны повторяться, как в задаче коммивояжера) можно выполнять
мутацию путем обмена случайно выбранных генов:
Этот же способ
мутации можно использовать и в других типах задач, не обязательно только для
списков.
Мутация обращением
Несколько
видоизмененная идея мутации обменом является другой способ – мутация обращением.
Здесь мы выбираем также случайным образом непрерывную последовательность генов,
которые, затем, записываем в обратном порядке:
Этот метод также
пригоден при кодировании списков в генах, так как данные не искажаются, а лишь
меняются местами.
Мутация перетасовкой
Несколько более
разнообразные результаты мутации можно получить, если в предыдущем алгоритме
значения ген записывать не в обратном, а случайном порядке. Такой подход
известен под названием мутация перетасовкой:
Мутация для вещественных чисел
Если в генах
хранятся вещественные числа, то помимо рассмотренных подходов (кроме, может
быть инвертирования битов), можно воспользоваться еще одним, связанным с
генерированием случайных вещественных величин.
Например, можно
вначале определить с некоторой небольшой вероятностью ген, который будет
подвергаться мутации, а затем, в него записать новое случайное значение:
И здесь возникает
один тонкий момент. Числа следует генерировать, во-первых, из области
допустимых значений и, во-вторых, желательно близкими к исходному значению. Например,
если мы знаем, что допустимый диапазон значений , то новое значение
для прежнего гена с числом 1.2 можно смоделировать с помощью нормального закона
распределения:
Здесь в качестве
среднего значения (математического ожидания) берется, как раз величина 1,2 и
ограничивается диапазоном .
На языке Python выполнить такое
моделирование очень просто. Для этого можно воспользоваться функцией triangular(), которая
ограничивает диапазон СВ и функцией gauss(), которая
моделирует нормальные (гауссовские) случайные величины с заданным средним mu и стандартным
отклонением sigma:
x = random.triangular(-off, off, random.gauss(mu, sigma))
Философское осмысление мира, его основные типы и способы
Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем — философии. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности.
Но отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Стало это возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, есть самопостижение.
Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.
Источник