Лекция 7. антропологический подход к исследованию человека б.г.ананьев

Ошибки, которые мешают правильной организации и координации работы в команде (на примере IT)

Распределяйте специалистов разного уровня равномерно по рабочим группам. Если в одном отделе у вас будут работать только профессионалы, а в другом неопытные программисты, то в целом роста не будет. При соблюдении баланса между новичками и опытными сотрудниками продуктивность вырастет. Сильные программисты могут снять с себя часть текучки, при этом реализуют свои возможности наставничества, тогда как новички наберутся опыта в программировании.

Отсутствие грамотного распределения задач

Программист – одна из самых высокооплачиваемых должностей в компании. Для его развития и продуктивности рекомендуем ставить сложные задачи, чтобы у него была возможность поразмыслить. Таким сотрудникам нужен вызов, и постановка непростых задач поможет ему расти. Загружать легкими задачами ведущего специалиста нецелесообразно, даже если он делает это быстро и лучше начинающего программиста. Это все-равно, что забивать гвозди микроскопом.

С другой стороны, поручать только сложные проекты не всегда возможно, поэтому везде нужно равновесие. Чередуйте сложные и масштабные проекты с текущими простыми задачами.

Ошибки, которые мешают правильной организации и координации работы в команде

Недостаточная (или некорректная) мотивация сотрудников

В мотивации требуется индивидуальный подход к каждому сотруднику

Один готов работать эффективнее за прибавку к зарплате, другому важно признание коллег и благодарность руководства, третий стремится к карьерному росту. Отдельная мотивация для каждого члена команды будет более эффективна, чем единые KPI на всю компанию

К тому же, так удобнее регулировать цели и компании, и сотрудника.

Экономия на обучении

Направляйте сотрудников на всевозможные мероприятия, связанные с обучением, обменом опыта и получением новых знаний. Если компании сейчас это не по карману, организуйте сами на базе своего офиса. Устройте день обмена информацией в неформальной обстановке, закажите кофе и пиццу, пусть люди обсудят новые технологии и инструменты в своей сфере и придумывают хитроумные коды.

Тотальный контроль

Не нужно контролировать каждое действие своих подчиненных. Людям нужно чувствовать ответственность за свою работу. Если сотрудник понимает за что он в ответе, он становится более самостоятельным и продуктивным.

Высшая степень талантливого руководителя – управлять не управляя. Раздавать прямые поручения – это простой способ организации труда, но контролировать каждый шаг сотрудника очень энергозатратно. Эффективный руководитель – это такой же член команды, как все. Но его задачи носят стратегический характер. Периодически он задает новые направления работы команде или обозначает конкретные проблемы, которые нужно решить.

Популярные статьи

Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем

Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов

Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома

Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится

Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы

А специалисты по направлениям подхватывают эти задачи. Пожалуй, этот подход наиболее верный для эффективной работы в команде. Для этого требуются уже сформированная опытная группа людей и отработанные бизнес-процессы в компании.

Преимущества от командообразования

Противоположность тимбилдинга — жесткое администрирование, которое подразумевает полный контроль за действиями каждого, а также строго определенную систему «кнута и пряника». Все это выливается в серьезные расходы для фирмы. Не зря некоторые начальники ностальгируют по временам коммунизма, когда сотрудники боролись за идею, а их энтузиазм почти или совсем не зависел от зарплаты.

Игры на командообразование и тренинги как раз способствуют формированию коллективной мотивации.

Преимущества для фирмы, если ее сотрудники — одна команда:

  • Все работники максимально отдают свои таланты и умения, чтобы решить проблему. КПД выше, чем при подчинении одному начальнику.
  • К каждой задаче подходят комплексно и решают ее креативно, ведь, как известно: «Одна голова хорошо, а десять — еще лучше».
  • Работники становятся более дисциплинированными, повышается их производительность.
  • Критические ошибки возникают реже, поскольку ответственность коллективная, и все заинтересованы в результате.
  • Снижается риск эмоционального выгорания, поскольку развивается взаимопомощь.
  • Работник, почувствовав себя отстающим, начинает самостоятельно стремиться догнать остальных. Отпадают затраты в этой области.
  • Никто не стремится «подсидеть» другого, количество интриг и склок уменьшается, поскольку цель у всех общая.
  • Сотрудники преданы фирме и мотивированы даже без премий.

4 метода командообразования

Есть 4 основных способа формирования командообразования:

Метод целеполагания

Помогает команде понять, какую коллективную задачу нужно выбрать и решить. Для помощи группе прибегают к услугам консультанта. Цели ставят или общие стратегические, или специфические, относящиеся к какой-то одной деятельности, например, увеличить продажи или повысить выпуск продукции.

Интерперсональный, или межличностный, подход

Концентрирован на улучшении отношений между всеми членами коллектива. Базируется на понимании, что межличностная компетентность продляет срок существования команды. Основная цель подхода — сформировать доверие, поощрить взаимовыручку, поднять коммуникационный уровень.

Ролевой метод

Для его реализации проводят обсуждение внутри команды. Определяют роли каждого. Они могут даже перекрываться или частично пересекаться друг с другом. На основании результатов дискуссии меняют командное поведение или индивидуальное восприятие своей роли в группе.

Подход, ориентированный на решение проблем внутри команды

Для реализации метода организуются несколько встреч с привлечением консультанта. Участники — группа людей с одинаковыми целями и отношениями на предприятии. Смысл обсуждений — решить проблемы команды и достичь основной коллективной задачи. Необходимо, чтобы помимо наработки таких умений у каждого сотрудника, концентрация была на главной цели, на навыках и способностях, а также включала в себя понимание соотношения функций и ролей.

Индивидуальный жизненный путь.

В исследованиях Б. Г. Ананьева имеются наметки психологической концепции личности как субъекта жизни. Прилагая собственную активность, личность наделяет жизненный путь свойством уникальности и, в известной степени, неповторимости. Это происходит потому, что индивидуальные свойства личности объективируются в «изгибах» жизненного пути, равно тому, как индивидуальность творца материализуется в его творениях. Индивидуальный жизненный путь всегда несет на себе печать индивидуально-личностных особенностей субъекта жизни

Иногда «ананьевскую» концепцию жизненного пути личности справедливо упрекают в избыточном «социологизме». Например, К. А. Абульханова-Славская полагает, что в ней до предела заострена проблема социальных детерминант и характеристик жизненного пути личности, а вопрос о субъектной детерминации обходится стороной . Действительно, Б. Г. Ананьев рассуждает о личности больше как о субъекте основных видов человеческой деятельности – игры, учения, труда, нежели как о субъекте жизни; жизненный путь раскрывается скорее как форма социального развития, и в меньшей степени – саморазвития личности

Вопросы для самопроверки:

1. С позиций Б.Г.Ананьева, структура личности строится по принципам:

а) субординационному

б) координационному

в) субординационному и координационному

г) комбинаторному

Ответ: в) субординационному и координационному

2. Особенностями личностного развития не являются согласно Б.Г.Ананьеву:

а) интегративность,

б) неравномерность (гетерохронность),

в) противоречивость,

г) периодичность (фазность, стадиальность)

д) конструктивность

Ответ: д) конструктивность

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.

Глоссарий:

Личность— это социальная подсистема человека. Человек как личность принадлежит к определенному социальному классу, является сверстником своего поколения, входит в семейную структуру, принадлежит этнической группе.

Внутренние психические образования личности включает пять иерархически связанных подструктур: психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками. Структура личности строится по принципу субординации и принципу координации.

Характер— система свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, другим людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личностных свойств.

Жизненный путь – «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения».

Особенности личностного развития:интегративность, неравномерность (гетерохронность), противоречивость, периодичность (фазность, стадиальность).

Интегративность —означает, что мере развития личности ее психические структуры, функции, качества комплектуются в интегральные новообразования – талант, смысл жизни, характер, самосознание.

Неравномерность жизненного пути проявляется в том, что различные психические структуры личности формируются в разное время и прогрессируют с разными темпами. Существуют сенситивные периоды развития, а также периоды стабилизации, сенсибилизации и деградации личностных свойств.

Гетерохронность личностного развития обусловливает противоречивость как свойство жизненного пути. С точки зрения Б. Г. Ананьева, противоречия личностного развития движут индивидуальным жизненным путем, лежат в основе его критических периодов и событий.

Периодичность– в структуре жизненного пути вычленяются качественно своеобразные фазы, периоды, этапы и генетические переходы между ними. Рубежными «вехами» жизненного пути личности являются следующие события и фазы: фаза подготовки к самостоятельной жизни, ее старт, кульминация (пик или «акме»), финиш.

3 вида инструментов командообразования

Управление командообразованием подразумевает плавное увеличение степени вовлеченности сотрудников и раскрытие ценных качеств их личности. Существует 3 вида инструментов тимбилдинга. Их можно использовать как отдельно, так и вместе:

Соревнования и «выживание»

Спортивные мероприятия — очень популярный вариант командообразования. Он помогает эмоционально разгрузиться, выплеснуть накопившийся негатив. Вот примеры таких соревнований:

  • Пейнтбол.
  • Баскетбольные или футбольные матчи.
  • Спартакиады.
  • Бег с препятствиями.
  • «Олимпийские игры» внутри предприятия.
  • Квесты на улице.
  • Преодоление препятствий на полосах, предназначенных для военных.

Часто используют соревнования с применением альпинистского снаряжения на высоте не более 20 м. В таком случае развиваются навыки как самостоятельной, так и командной работы. Царящий на спортивных мероприятиях дух здорового соперничества и азарта, позволяет достичь следующих результатов:

  • Определить работников-лидеров.
  • Развить качества: взаимопомощь, стрессоустойчивость, ответственность.
  • Повысить чувство уверенности в каждом работнике.
  • Развить навыки успешного решения проблем и трудностей в непривычных условиях.
  • Выработать умения, помогающие преодолеть стеснительность, зажатость и страхи.

Совместные занятия спортом улучшают коммуникации внутри группы, стимулируют дальнейший коллективный труд. Для упрощения организации проведения мероприятий есть комплексы или центры, которые занимаются устройством игр для предприятий.

Интеллектуальные мероприятия

Второй по популярности инструмент после спортивных соревнований. Основная задача — повысить скорость мышления, показать уровень эрудированности, сплотить команду. Есть множество интеллектуальных игр для фирм:

  • «Что? Где? Когда».
  • Квесты.
  • «Форт Боярд».

Выбор, чем будут заниматься сотрудники, ограничен только фантазией руководства: искать выход из замкнутого пространства, отвечать на вопросы, играть в «Колонизаторы» или «Мафию» и т. д. В итоге достигается ряд задач:

  • Тренируется память подчиненных.
  • Устанавливаются приятельские отношения.
  • Определяется степень эрудированности и тип мышления каждого члена команды.
  • Развивается креативность и быстрота реакции людей.

Преимущество умственных игр перед спортивными: низкая цена заказа проведения. Можно даже не выбираясь из офиса купить мероприятие в event-агентстве. Если же не хочется привлекать посредников, то вот варианты для досуга:

  • «Крокодил». Каждый участник беззвучно должно изобразить предмет, явление природы или героя фильма.
  • «Узнаем друг друга». Сотрудникам раздаются ручки и небольшие листы бумаги. Задача: написать факт о себе. Затем все листочки складываются шляпу/ящик/корзинку. После начинают доставать их по одному и зачитывать. Необходимо угадать, к какому человеку относится факт. Можно указывать также любимые книги, блюда, писателей и иные особенности, которые позволяют получше узнать других.
  • «Элиас». Команда делится на 2 группы, каждой вручаются карточки с написанными словами. Выбираются ведущие. Они должны при помощи не однокоренных ответов на вопросы, антонимов или синонимов давать объяснения словам. Засекается время, например, 2 минуты. Победа за той командой, которая угадает больше всего слов в отведенный срок.

Интеллектуальные мероприятия

Бизнесмены с ограниченными денежными ресурсами устраивают шашечные и шахматные турниры, соревнования в настольные игры «Уно», «Испорченный телефон» или «Кто я?» и т. д.

Творческие мероприятия

Они позволяют сотрудникам отдохнуть и проявить креативность. Что можно организовать:

  • Мастер-классы по визажу или кулинарные.
  • Занятия лепкой из глины.
  • Уроки рисования. Сотрудники пишут картины в определенной тематике.
  • Совместная фотосессия в оригинальных костюмах.
  • Арт-терапия как способ выявления межличностных конфликтов в команде. Используется песок, карандаши, краски.
  • Использование техники декупаж для создания предметов.

В творческих занятиях нет азарта или конкуренции. Они очень сильно сплачивают коллектив. Их проводят либо в своем офисе, либо арендуют помещение и приглашают тренера. Конкретный вид мероприятия зависит от состава команды, нужно учитывать возраст и пол. Вряд ли, например, женщин привлечет занятие по робототехнике, а мужчин — мастер-класс по вязанию.

Взаимосвязь личности и судьбы человека

Однако Ананьев, предложив не традиционно динамичное, а историческое, биографическое осмысление времени жизни, определил важнейшие с точки зрения развития личности особенности — начало, кульминацию высших достижений в избранной деятельности и финиш, показал зависимость кульминации от начала и начала от истории личного образования. Это была конкретизация главной идеи Шарля Бюлера, который стремился показать жизнь не как случайную, уникальную судьбу человека, а как логическую историю. Но в то же время он связывал эти этапы в основном с предметом деятельности (а не с течением жизни в целом), полагая, что «определить основные моменты становления, стабилизации и завершения личности можно только путем сопоставления сдвигов по многим параметрам социального развития человека»: гражданский статус, экономический статус, семейное положение, перекрытие, консолидация или разделение социальных функций (роли, природа ценностей и их переоценка в определенных исторических обстоятельствах), изменения в среде развития и коммуникации, конфликтные ситуации и решения жизненных проблем, реализация или нереализация жизненного плана, успех или неудача-триумф или поражение в борьбе. Как отмечалось, на наш взгляд, стремление Ананьева конкретизировать понятие жизненного цикла человека в категориях социологии как наиболее прогрессивного на тот момент направления и тем самым преодолеть абстрактность принципа социальной детерминации личности, выразить это определение в категориях, близких к личностным, особенно очевидно здесь. Он дополняет типизацию, присущую социологическому подходу, индивидуализацией. Однако под индивидуализацией в данном случае он подразумевает онтогенетическую эволюцию: «очень важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является возрастающая индивидуализация этой эволюции.

Таким образом, по нашему мнению, в концепции Ананьева корреляция жизненного пути 1) как биографии, т.е. собственно индивидуальной истории, жизненного пути (или цикла) 2) как социально типичного процесса, включающего в себя стадии, общие для всех людей, и 3) как онтогенетического процесса эволюции человека остается неясной.

Понятие деятельностного подхода

Деятельностный подход — это метод, который был разработан в Советском Союзе психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном отдельно друг от друга. Его возникновение стало возможным благодаря исследованиям Л.С. Выготского, а конкретно его культурно-историческому подходу в 1930-е годы. Также в основу метода легла марксистская теория.

Деятельность — это такое взаимодействие человека с окружающей средой, которое направлено на конкретные объекты с целью удовлетворения своих потребностей.

Деятельность человека от деятельности животного отличается следующими признаками: 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Деятельность человека нельзя объяснить одними только потребностями.
  2. Деятельность можно охарактеризовать по способу достижения цели. 
  3. Деятельность управляет поведением субъекта. 
  4. Человек осознаёт цель, которую необходимо достичь и ищет действия для её достижения в соответствии со своим опытом.

Основные психологические теории личности

Психодинамический подход – это подход к исследованию личности человека, который был разработан З. Фрейдом.

В соответствии с данным подходом человек представляется в виде существа, которое имеет управляемую динамику и неосознанные влечения, в то время как личность рассматривается как устойчивое «Я» человека, имеющее определенную структуру.

Структура личности по З. Фрейду: «Оно» – «Я» (эго). При этом «Оно» представляет собой вместилище инстинктивных влечений, которые подчиняются принципу удовольствия. «Эго» – это центральная инстанция саморегуляции, которая основана на принципе реальности.

Психодинамический подход З. Фрейда занимает особое место в современной психологии, на основании данного подхода разработаны многие теории, последователями Фрейда.

Готовые работы на аналогичную тему

Поведенческий подход – это подход, основателями которого являются Дж. Уотсон, И. П. Павлов и Б. Скиннер, трактующие личность как совокупность внутренних переживаний и набора поведенческих стереотипов.

В соответствии с поведенческим подходом в природу личности входят такие составные элементы как творчество, воля, достоинства и свобода. Личность понимается как определенный поведенческий репертуар, который соответствует определенному набору жизненных обстоятельств. При этом человеческое поведение представляет собой лишь функцию, являющуюся производной от конкретных социальных условий, в которых живет и развивается человек. Качества самой личности представляют собой набор продуктов социального подкрепления в рамках определенных социальных обстоятельств.

Деятельностный подход – это подход, разработанный в 30-е годы рядом советских ученых (Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым), и отличающийся от поведенческого подхода некоторыми принципиальными моментами.

Основные отличия деятельностного подхода:

Таким образом, деятельностный подход рассматривает личность как совокупность биологических компонентов человека, его жизненного и практического опыта, а также направленности.

Когнитивный подход – это подход, который в психологии представлен теорией личностных конструкторов (автор Дж. Келли), факторной теорией черт личности (автор Р. Кэттел), факторной теорией личностных типов (автор Г. Айзенк) и некоторыми иными теориями.

В рамках когнитивного подхода личность рассматривается с точки зрения логического размышления о предназначении человека, особенностей картины миры каждого человека и процедуры измерения психических черт личности.

Когнитивная теория личности исходит из того, что личность каждого человека является динамичной сущностью, которая развивается на протяжении всей жизнедеятельности. Основными элементами личности, оказывающими непосредственное влияние на ее развитие, являются:

Таким образом, в рамках когнитивного подхода к пониманию личности, она рассматривается как поведение человека в определенных жизненных условиях, совокупности правил, которым подчиняются люди на протяжении всей своей жизни.

Экзистенционально-трансперсональный (гуманистический подход) – это подход, который представляет собой анализ и понимание личности исходя из того, что в каждом человеке заложена потребность в собственном личностном развитии, раскрытии своего потенциала и способностей, стремление к определенному идеалу.

Основателем гуманистического подхода является Абрахам Маслоу, которым впервые было введено понятие «самоактуализации» личности, используемое для всесторонней характеристики личности человека.

Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами:

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни.

Итог

Исследования экспериментальной психологии в области ситуационизма во многом повлияли на понимание природы черт человека и его взаимосвязей с обществом. Сегодня наработки социальных психологов и бихевиористов активно применяются в разных областях и помогают исследовать такие феномены и проблемы как:

  • особенности межкультурных взаимосвязей;
  • объяснение сложной динамики социальных систем;
  • причины межгрупповой конкуренции;
  • идеи управления;
  • решение конфликтов;
  • факторы влияния одного индивида на другого;
  • основы мотивации и самоконтроля;
  • групповое давление на искажение суждений.

В традиционной психологии (особенно в психоанализе) принято считать, что каждый человек обладает определенными чертами характера, которые выступают главными доминантами в прогнозировании его поведения. Однако в ситуативном подходе ученые пытались доказать обратное: диспозиции человеческого характера менее стойки и не всегда могут повториться в сложившиеся ситуации, особенно, если она новая и стрессовая.

Если вам интересно узнать больше об этом направлении, можете почитать книгу Ли Росса и Ричарда Нисбетта «Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии» или книгу Курта Левина «Решение социальных конфликтов». В них можно почерпнуть много интересной информации о разных экспериментах, которые изменили понимание природы человеческого поведения.

Поэтому только ваше четкое понимание собственного поведения в той или иной ситуации, какой бы сложной и волнующей она ни была, зависит, как быстро вы найдете способ на нее реагировать

Если вы хотите эффективно справляться со сложностями, контролировать уровень стресса и страха, а также понять, откуда берутся тревоги, обратите внимание на нашу программу «Психическая саморегуляция». В течении 6 недель вы поймете, как адаптироваться к любой среде, сохранять концентрацию, и усвоите лучшие техники для подготовки к публичным выступлениям, экзаменам и собеседованиям

Желаем удачи и до скорых встреч!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: