Принципы: где взять
Принципы — основа личностного роста. Как видно из приведённых выше примеров без наличия чётких принципов, а также их понимания, легко пойти не в ту сторону.
Поэтому в основу любого своего начинания положите принципы. Но иногда, как с билетами или бумагой в офисе, очень сложно заметить за собой места, где отходишь от своих же принципов, и личностный рост останавливается.
Это происходит потому, что понятия честности, доброты, отсутствие эгоизма могут сильно отличаться у разных людей. Светское общество не устанавливает каких-либо строгих стандартов в соблюдении морали. Есть законы, но их недостаточно для того, чтобы развить в себе человечность и иметь нравственный стержень, на котором держится личность.
Что из себя представляют моральные ценности хорошо разобрано во всех основных религиях мира. С чего же начать их изучение?
- Можно для выработки нравственного стрежня изучить материалы наиболее близкой религии, читать книги, слушать лекции, посещать службы.
- Тем, кому совсем неприятна мысль об изучении материалов религиозной тематики, можно читать книги по личностному росту, например, Стивена Кови. В них хорошо разобраны человеческие ценности, но при этом нет упоминаний, связанных с религией. Этот автор взял все самое лучшее из основных религий и смог донести до читателя в таком виде, в котором даже самый закоренелый атеист легко сможет все прочесть в его книгах.
Как формируется индивидуальность — что помогает и мешает
Развитие индивидуальности начинается, когда ребенок еще находится в младенческом возрасте. Индивидуальность определяют разные факторы, зависящие и не зависящие от человека.
Развить индивидуальные способности помогает:
сформированная система жизненных ценностей, приоритетов;
жизнь в гармонии с собой, принятие достоинств и недостатков;
поддержка близких, значимых людей;
таланты, способности;
умение выражать свое мнение;
открытость для всего нового, необычного, интересного.
Узнайте, кто такой амбидекстр и как амбидекстрия влияет на формирование индивидуальности.
Ряд факторов и качеств, которые мешают человеку проявлять и раскрывать индивидуальность:
негативные установки, характеристики личности, которые передаются из поколения в поколение («не умеешь – не берись», «не женское это дело», «все блондинки глупые» и т.д.);
неудачный опыт самого человека;
физические, душевные заболевания;
манипуляции со стороны родителей и других родственников, попытки подмять человека под себя, сделать его более удобным;
опыт насмешек, травли, отвержения в социуме.
Наследственность
Наследственность определяет черты внешности человека, некоторые его физиологические показатели и черты поведения, которые будут присущи только ему одному.
Воспитание
В процессе воспитания у человека формируются его индивидуальные жизненные ориентиры, установки, система ценностей, отношение к окружающим людям и самому себе. Все это в наборе становится тем, что принято называть индивидуальностью.
Индивидуальные черты, привитые ребенку в процессе воспитания, со временем могут углубляться, видоизменяться, трансформироваться.
Социализация
В процессе общения и внедрения в общество, у человека формируется его самооценка, самоценность, определенные черты поведения, качества личности (эмпатия, лидерство, сочувствие, забота о других).
Самостоятельное развитие
Человек далеко не всегда оказывается в благополучной жизненной обстановке. У него может отсутствовать полноценное воспитание, а социализация пройти неудачно. В этом случае не стоит опускать руки и считать себя хуже других, ведь можно развиваться самостоятельно и добирать то, что не было дано в полной мере.
Пример значимых взрослых
В процессе социализации дети неосознанно копируют поведение родителей, перенимают их установки и ценности. Именно поэтому дети могут вырастать похожими по характеру на своих родителей.
Культура и традиции
Культурные и традиционные факторы зачастую определяют индивидуальность человека и дальнейший путь его жизненного развития.
Функции образования
Образование играет важную роль в жизни общества
Образование представляет собой целую систему, играющую важную роль в развитии общества.
Поэтому оно касается разных аспектов жизни и обладает множеством функций:
- Познавательная. С самых малых лет ребенок познает мир. Сначала ему помогают родители и детский сад, где он получает начальные знания и опыт, потом школа, в которой ученики изучают точные и естественные науки, затем идет профессиональное образование.
- Статусная. Быть образованным престижно в современном мире. Большинство учащихся после школы стараются поступить в более статусное учебное заведение. Отличники штурмуют ВУЗы, расположенные на первых строчках в рейтингах. Для повышения своего статуса в обществе нужно что-нибудь закончить. В глазах людей такой человек смотрится выше, чем тот, который не имеет среднего специального или высшего образования.
- Ценностная. В учебных заведениях довольно часто проводятся мероприятия для прививания ценностей, которые должны быть у каждого порядочного гражданина страны.
- Мировоззренческая. Во время обучения в школе у детей закладываются основные взгляды на жизнь. Потом они могут меняться. Но встречается это не всегда.
- Социальный контроль. Формирующаяся личность нуждается в постоянном контроле. В процессе развития (особенно в переходном возрасте) ребенок впитывает как губка все, что вокруг него происходит. Система образования старается делать так, чтобы он избежал попадания в плохие ситуации.
- Экономическая. Это больше подойдет к профессиональному образованию. В этом случае готовится человек, который в будущем займет место на работе и будет влиять на экономику.
- Социальная. Система образования старается помочь детям найти свое место в мире и в социуме.
Но у образования не всегда получается исправно выполнять свои функции. Для решения этой проблемы создается множество вариантов. Один из них – это личностный подход в педагогике.
Главный плюс индивидуальности
Каждый человек по-своему индивидуален, и это делает его не похожим на других, уникальным. Главное преимущество индивидуальности заключается в узнаваемости (для публичных личностей). Для простых же людей преимущество индивидуальности в том, что они могут прожить свою собственную жизнь, никому не подражая и не на кого не оглядываясь.
Индивидуальность и позволение быть собой пленят и завораживают. Такие люди очаровывают, с ними хочется общаться, дружить, хотя бы просто находиться рядом.
Каковы яркие примеры индивидуальностей из мира искусства? Яркая индивидуальность – Лолита Милявская. Она проявляется в аппетитных формах певицы, грубоватом низком голосе. Джулия Робертс – пышные рыжие волосы, широкая белозубая улыбка. Анжелина Джоли – «холодная» красота, грациозность, выдержанность.
Теоретическая основа
Изучением индивидуальности впервые начали заниматься еще древнегреческие и древнеримские врачи, философы, мудрецы, мыслители.
Гиппократ считал, что индивидуальность человека может меняться на протяжении его жизни, следовательно, это откладывает отпечаток на том, как будет развиваться судьба человека.
Феофраст в своих работах утверждал, что индивидуальность человека тесно связана с анатомическими и биологическими процессами, происходящими в организме. Эта теория легла в основу направления мыслей современных специалистов.
Френсис Гальтон проводил ряд опытов и испытаний, в том числе, и при помощи аппаратов, чтобы лучше узнать об отличиях испытуемых. Его исследования и легли в основу уровней индивидуальности.
Штерн и Анастази продолжали изучение индивидуальности, что помогло разграничить психологию на разные направления.
На сегодняшний день выделяют 3 подхода к описанию индивидуальности:
- Объяснительная (Кречмера и Шелдона) занимается установлением психо-телесных соответствий.
- Описательная (Ганнушкина и Личко) составляет индивидуально-типовые портреты.
- Терапевтическая (Юнг) выделяет индивидуальные психологические черты личности.
Личностное самоопределение и саморазвитие
Личностное самоопределение человека в более осознанном возрасте невозможно без стремления к саморазвитию. Саморазвитие подразумевает такие основополагающие понятия, как самопознание, самоактуализация, самообразование.
Человек должен четко понимать, кто он есть на самом деле. Осознавать свои способности, навыки, таланты. Самопознание подразумевает также раскрытие в себе новых способностей, испытание своих сил в разных сферах деятельности. Личность должна четко понимать, что ей нравится, какие у нее интересы.
Есть три уровня самопознания:
- Биологический – познание себя, как организма;
- Социальный – познание своих возможностей в овладении новыми знаниями, навыками и нормами поведения;
- Личностный – способность принимать решения, делать выбор, организовывать свою жизнь.
Если человек не воспринимает себя как уникальную личность, он не будет понимать, в каком направлении ему двигаться, и соответственно не будет иметь никакой мотивации к действию. Такие люди обычно ничего не достигают, плывут по течению и проживают скучную серую жизнь.
Немаловажную роль в самоопределении играет самооценка человека, так как она формирует силу воли, уверенность в себе и собственных силах. Адекватная самооценка способствует саморазвитию. Добиваюсь определенных успехов, она повышается и повышается вера в себя, что мотивирует человека идти дальше и не останавливаться на достигнутом.
Разобравшись в себе и своих жизненных ценностях и приоритетах, человеку проще ставить перед собой конкретные цели и достигать их. Для достижения определенных целей необходима правильная мотивация. Она возможна лишь в том случае, когда человек точно знает, чего он хочет и что ему нужно.
Каждодневная работа над собой — приведет к успеху
Чтобы самоопределение стало основой успешной и счастливой жизни, необходимо постоянно работать над собой. Постоянно анализировать, каких ресурсов вам не хватает для достижения своих целей.
Самообразование дает человеку возможность реализовать себя в профессиональной и личной сфере. Чтение книг, посещение тренингов и семинаров, просмотр мотивирующих фильмов повышает уровень интеллекта и открывает более широкие возможности для самоопределения и реализации.
Самоактуализация – это развитие потенциальных возможностей личности. А.Маслоу определил самоактуализацию, как полное использование своих талантов, способностей и возможностей.
Результатом самоактуализации является возможность заниматься значимой трудовой деятельностью. Деятельностью, которая будет удовлетворять ваши духовные и материальные потребности, а также нести благо обществу. В этом случае личность будет чувствовать себя реализованной, успешной и значимой.
Человек, который встал на путь саморазвития, способен сам стать хозяином своей жизни. Не зависеть от мнения окружающих, навязанных обществом правил, стереотипов и ограничений. Он сам принимает решения, делает выбор и слушает только свое внутренне «Я». Такой человек понимает смысл жизни, находит свое предназначение и проживает яркую счастливую жизнь.
Тематика: Личностный рост, Самооценка, Самореализация
Ошибки в целеполагании
Далеко не все люди умеют ставить цели. Это мешает быть продуктивным в своей жизни. Вот почему еще школьников необходимо обучать целеполаганию. Рассмотрим основные ошибки, которые мешают эффективности:
Нельзя измерить цель. Она должна быть конкретной, а не где-то, о чем-то. Ее нужно количественно или качественно измерить. Пример: вы решили похудеть. Но как понять на сколько? Измерение – или в сантиметрах на талии или в сброшенных килограммах. Тогда это достижимо.
Нереальная цель. Реальное достижение – одно из главных условий, и это не новое в целеполагании
Пример: вы затеяли генеральную уборку и у вас в распоряжении 2 часа до важной встречи. Реально успеть в 5-комнатной квартире? Я думаю, нет
Ставьте реальные цели.
Неправильные приоритеты. Человек не может определить, что ему нужно делать в первую очередь. Пример: для того чтобы написать статью, нужно сначала определить техническое задание, а не писать обо всем и ни о чем.
Неправильное планирование. Без точного плана сложно выполнить большое дело. Пример: вы делаете ремонт и сначала клеите обои, потом шпаклюется потолок, потом крепятся плинтуса – сплошной беспорядок. Правильное планирование решит вопрос времени и качества сделанной работы.
Нет анализа ошибок. Невозможно все время делать правильно. Но если человек не делает работу над ошибками, он будет натыкаться на те же грабли несколько раз и ставить неправильные цели.
Конструктивный внутриличностный конфликт
Конструктивный, т.е. оптимальный или продуктивный внутриличностный конфликт – это конфликт, в котором происходит развитие конфликтующих сторон, а личностные затраты на его разрешение минимальны. Такой конфликт является механизмом гармонизации личности, т.к. человек в процессе его разрешения осознаёт себя личностью.
Одной из характеристик личности является то, что в ней соотносятся друг с другом определённые жизненные отношения, которые и порождают внутреннюю борьбу. В некоторых случаях эта борьба может происходить в не проявляющихся внешне формах и не оказывает на личность человека разрушительного воздействия. Если личность гармонична, это вовсе не говорит о том, что она не подвержена внутренней борьбе. Причём, эта борьба может стать основой всего облика человека.
Конструктивный внутренний конфликт способен закалить характер, сформировать решительность и психологическую устойчивость, независимость; способен установить чёткую направленность личности, создать новые черты характера, способствовать адекватной самооценке, личностному росту и самопознанию.
ПРИМЕР: Борьба с вредными привычками; развитие силы воли; работа над собой, вопреки нежеланию и лени; умение поставить на задний план свои собственные желания во имя блага другого человека или даже своего собственного и т.п.
Место искусства в жизни людей: поиск себя
Самовыражение в искусстве – это задача, которая создается перед многими творческими людьми, задумывающихся о проявлении индивидуальности. Чем это объясняется?
Внутренний мир наполняют образы, ассоциации, которые не способны оставлять человека без эмоций, желания проявить эмоции. Обмен элементами внутреннего мира способствует эмоциональной коммуникации между людьми, проявлению бессознательного и нахождению внутренней гармонии. Творческие работы служат проявлением мнения об окружающем мире, происходящих обстоятельствах, а прямое проявление внутреннего мира откликается в душе зрителей. По данной причине самовыражение в искусстве – это задача творческих людей, которые развивают заложенный потенциал.
Рациональный человек отдаляется от самовыражения, подстраивается под стереотипы мышления, правила мегаполиса, потребности активной и успешной жизни. Такая ситуация не приносит настоящего счастья, приводит к разочарованию в жизни.
Творческие работы выполняют утилитарную, приспособительную функцию, регулируют жизнь. Для проявления «Я» требуется восстановление контакта между чувствами и разумом, создание целостной и гармоничной личности, понимание личностных смыслов. По данной причине психологи рекомендуют проявление характера не только во внешности, вкусовых предпочтениях, профессии, что является внешними атрибутами, но и в искусстве, в чем помогает арт-терапия.
Психология личностного самоопределения
Как говорит психолог Л.И.Божович: « Личностное самоопределение — это выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни, поиск цели и смысла своего существования , потребность найти свое место в общем потоке жизни».
Работы Л.И.Божович дают возможность понять психологию личностного самоопределения:
- Потребность в самоопределении возникает лишь на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Необходимость этой потребности обосновывается логикой и социальным развитием подростка.
- Эта потребность формируется на поиске ответа на вопрос: «В чем смысл жизни и собственного существования?»
- Самоопределение связано с юношеским устремлением в будущее.
- В этом возрасте самоопределение в основном сводится к выбору будущей профессии. По мере взросления понимание личностного самоопределения расширяется.
Одна из самых проработанных теорий самоопределения личности является концепция М.Р. Гинзбурга. В основу рассмотрения понятия о самоопределении личности он кладет представление о двойственности, духовно — материальной сущности человека.
Человек живет в двух плоскостях:
- Ценностно – смысловой;
- Пространственно – временной. Она отражает реальное действование, которое есть средством реализации ценностей и смыслов Он рассматривает временной аспект: прошлое, настоящее и будущее.
По мнению автора: « Прошлое существует как воплощение опыта, настоящее отражает действительность и предполагает саморазвитие, а будущее существует как проект, обеспечение смысловой и временной перспективы». Таким образом, вопрос выбора профессии в юношестве предполагает построение планов на будущее. Именно в процессе профессионального самоопределения происходит развитие и становление личности.
Классификация
В психологии есть несколько классификаций ценностей.
По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.
Материальные
К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.
Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.
Духовные
Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.
Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.
Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.
Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:
- Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода. Те самые, что не меняются со временем.
- Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
- Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.
Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.
Осознаваемые
Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.
Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.
Неосознаваемые
Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном. Они оказываются там в результате действия психологических защит. Человек не хочет признавать в себе какие-то слабости и несовершенства, поэтому старается вытеснить их в глубинные слои психики.
Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть
Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека
Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.
Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.
По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.
Терминальные
Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.
Инструментальные
Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.
Внешние конфликты из-за личностного смысла
Поскольку личностный смысл у каждого свой, это нередко порождает конфликты и недопонимание между людьми. На это есть две причины:
- смысловой барьер;
- несовпадение иерархии ценностей.
Смысловой барьер
Смысловой барьер – это ситуация, когда два или более людей не могут договориться, потому что в одни и те же поступки вкладывают диаметрально противоположный смысл. Этот термин был введен в научную психологию Л. С. Славиной.
Например, мать отчитывает ребенка за то, что он подрался. Она наделяет это действие вполне определенным смыслом: «я не хочу, чтобы он пострадал или вел себя аморально, я боюсь за него и за его будущее». Ребенок может вложить в это совсем другой смысл: «она меня не понимает и не пытается понять, ей только и нужно меня контролировать и срывать на мне свое раздражение из-за отца, который нас бросил».
Мужчина постоянно работает и редко видится со своей девушкой. Она может вложить в это один смысл: «я ему уже наскучила, для него работа важнее, чем я». Он может вложить другой: «мне нужно заработать много денег, иначе она не согласиться выйти за меня замуж».
Это порождает недопонимание и конфликты, поскольку личностные смыслы зависят от твоего предыдущего опыта, воспитания, мировоззрения и мотивационно-ценностной сферы.
Несовпадение иерархии ценностей
Даже если два человека имеют примерно одинаковый набор ценностей, а, как правило так оно и есть, потому что люди тянутся к себе подобным, это не значит, что на этой почве не возникают конфликты. И причина снова в личностных смыслах. Допустим, мужчина и женщина определяют три главные ценности: семья, здоровье и карьера. Это три значимых аспекта в жизни обоих.
Но личностный смысл наделяет эти ценности разной степенью значимости и определяет, что для человека на первом месте, а что на последнем.
Распространенная ситуация. Мужчина в тридцать активно вкладывается в свой карьерный рост, понимания, что нельзя упускать шанс. А женщина в тридцать может хотеть родить ребенка, тоже боясь «упустить шанс». Если бы у мужчины не было в системе ценностей ребенка, а у женщины карьеры, возможно, они бы нашли компромисс, поскольку он бы продолжил зарабатывать деньги, а она бы реализовывала себя в роли матери.
Но он понимает, что не хочет быть «вечно отсутствующим» отцом, поэтому настаивает, что не время сейчас для ребенка. И она не готова уйти в «вечный декрет», и нуждается в помощи со стороны мужчины, поскольку хочет вернуться в профессию.
Способы самовыражения
Презентовать окружающим свой внутренний мир можно по-разному. И не обязательно делать это с помощью творчества, хотя это один из самых популярных и эффективных способов самовыражения личности. Есть и другие.
Творческое
Помогает человеку реализовать творческие задатки, развить способности и освоить новые умения. Дополнительное преимущество — возможность посвятить время тому, что по-настоящему нравится. И не обязательно плоды своей работы показывать другим людям. Наслаждаться ими можно и в одиночестве.
Если вы точно знаете, какой потенциал в вас спрятан, действуйте. Может быть, вы умеете писать стихи или увлекательные рассказы? Или красиво рисуете пейзажи? Или, к примеру, у вас хорошо получается делать фотографии? Что бы это ни было, развивайте свои таланты. Занимайтесь любимым делом как можно чаще, ведь оно дает заряд положительных эмоций и помогает преодолевать трудности.
А как быть, если кажется, что способностей нет? Пробуйте себя в разных сферах, экспериментируйте, ищите свое «Я». Танцуйте, займитесь вокалом, рисованием и т.д. Может быть, вам по душе какое-то необычное хобби, например, вышивание бисером или вязание.
Гармонизация целей и принципов
Личностный рост нравственной личности предполагает не только развитие нравственных качеств, но и достижение своих целей без ущерба другим.
Поэтому цели и методы их достижения всегда необходимо гармонизировать между собой. С чего начинается гармонизация целей разберем на примере ниже.
Пусть человек решил открыть свой бизнес, то есть это его цель. Но при этом он должен помнить и придерживаться принципов, то что он делает это в первую очередь для людей
Важно развивать не только рекламу, но и делать свой продукт более качественным. Важно не обманывать покупателя, а стараться предложить ему действительно нужные и хорошие вещи
Важно заработать деньги, но этого нельзя делать за счёт обмана покупателей.
Если предприниматель продаёт продукты, то не надо переправлять срок годности на просроченных товарах. Если предприниматель продает одежду, то не надо наклеивать этикетки от известных производителей и торговать подделкой.
Сама идея, какой бизнес открыть, тоже должна соответствовать принципам. Сделать фирму-однодневку, которая соберёт деньги на проект, а потом исчезнет тоже бизнес. Но личностный рост, тем более, если говорить о нравственной личности, тут совершенно ни при чём.
Старайтесь в любых своих начинаниях развиваться не только обретая новые навыки, но и заботясь об улучшении своего характера и нравственности. Тогда можно стать действительно развитой личностью.
https://youtube.com/watch?v=ThGsdyy8gpk
Проактивность и реактивность – в чем различия?
Проактивность и реактивность являются противоположными по смыслу понятиями . Если проактивный человек не будет списывать проблемы на других и искать виноватых, то реактивный – как раз займется этим с удовольствием.
Все люди знают, что с профилактической целью желательно один раз в шесть месяцев посещать врача-стоматолога. Проактивный человек обычно посещает, так как уверен, что лучшее лечение – профилактическое. Реактивный человек подождет, когда заболит зуб, образуется кариес, «дупло», скол, и только тогда запишется на прием.
Есть даже различные выражения, по которым легко можно отличить реактивного индивида от проактивного.
- Мне приходится делать это / Я решил сделать так.
- Я не в состоянии справиться с этим / Я обдумал выход из ситуации.
- Не могу изменить обстоятельства / Подумаю, какие варианты есть.
- У меня не получится я никогда этого не делал / Я разберусь с этим и научусь.
- Не могу этого терпеть, выхожу из себя / Я умею держать себя в руках, просто так меня не выведешь.
- Я не знаю, что делать / Я подумал и принял решение поступить так.
- Я не знаю, как будет лучше / Я все взвесил и решил, что так будет выгоднее всем.
- Я такой и меня не изменить / Я посмотрю, как можно поменять свое решение.
- Меня поставили перед фактом / Всегда есть выбор, надо проанализировать ситуацию.
- У меня нет выбора / Выбор в пользу этого очевиден.
Реактивность – естественное качество, оно присуще всем людям. Отличие лишь в том, что кто-то позволяет ему развиться, а кто-то нет. Например, встав утром с постели и увидев пасмурную погоду, реактивный человек решит, что весь день будет мрачным и тоскливым, на работу надо ехать на такси, чтобы не промочить ноги, встречи надо отменить, чтобы в дождь никуда не идти.
Реактивный человек, услышав критику в свой адрес, теряет веру в себя, бросает начатое дело, отходит в сторону. Проактивный – анализирует, почему не получилось, правильно ли критикуют, работает над ошибками.