Самоопределение личности

Проблема самоопределения

В поисках своего места в мире человек может столкнуться с массой проблем. Основную трудность представляет выбор подходящей профессии. Очень многие школьники совершенно не знают, кем хотят стать в будущем. Они привыкли жить без проблем и забот, не задумываться о завтрашнем дне и о том, что такое самоопределение. Сделать столь ответственный выбор для них очень сложно.

Некоторые молодые люди вовсе самостоятельно не решают, кем стать в будущем. Выбор за них делают родители, которые стараются подобрать для своего ребенка самую высокооплачиваемую специальность, при этом совершенно не задумываясь о его интересах. В результате школьники не имеют ни малейшего представления о том, чем им предстоит заниматься всю жизнь, либо, даже не начав обучение, ненавидят свою будущую профессию.

С личностным самоопределением также возникает немало проблем. Очень часто на консультации к психологам обращаются запутавшиеся в себе и своих ценностях люди. Сложные жизненные ситуации заставляют пошатнуться, казалось бы, незыблемые ценности, в результате чего человек теряет смысл своего существования. Справиться с этим помогают различные тренинги, семинары и качественная психологическая поддержка со стороны близких и специалистов.

Виды самоопределения

Самоопределение изучают такие науки, как:

  • психология,
  • философия,
  • социология,
  • педагогика.

Каждая наука изучает те или иные аспекты этого феномена.

Выделяют несколько видов самоопределения человека. Основные виды самоопределения: личностное, жизненное и профессиональное.

Личностное самоопределение — это определение и реализация себя на основе критериев, выработанных обществом и принятых данной личностью (поиск и утверждение среди окружающих собственного «я»).

Жизненное самоопределение — это выбор социальных ролей, стиля жизни.

Профессиональное самоопределение личности — это осознанное построение профессиональных перспектив.

Также изучают следующие виды самоопределения:

  • Социальное самоопределение как принадлежность к той или иной группе.
  • Внутригрупповое самоопределение как осознание своей роли внутри социальной группы.
  • Семейное самоопределение как представление модели семьи и своей роли в ней.
  • Гражданское самоопределение как понимание позиции гражданина и его обязанностей.
  • Общественно-политическое самоопределение как приверженность тем или иным политическим взглядам.
  • Религиозное самоопределение как принадлежность к той или иной религии, толерантность к представителям других религий или отвержение религии.

Психология профессионального самоопределения

В наше время психология профессионального самоопределения утвердилась в качестве комплекса процессов, которые входят в состав общей жизненной самоориентации, поскольку профессиональная деятельность является одной из ведущих сфер жизни каждого индивида. При этом стоит отметить тот факт, что, выбирая свою будущую профессию, человек пересматривает также последующий образ жизни и соотносит его со своими собственными предпочтениями и убеждениями. Над этим вопросом активно работал отечественный специалист в области психологии А. Климов, который отнес профессиональное самоопределение к показателям качества психологического развития человека. С его точки зрения у каждого индивида в течение жизни формируется личный взгляд на те или иные области профессиональной деятельности. Также А. Климов предложил следующую структуру этих процессов: • Понимание индивидом собственной принадлежности к некоторой профобщности, например, строителей или же врачей. • Оценка индивидом своего собственного места в данной сфере деятельности и своего статуса в ней. • Понимание человеком его признания окружающими относительно его профессионализма. • Знание сильных и слабых личностных сторон, индивидуальных и эффективных подходов к решениям возникающих проблем, умение их реализации, а также знание путей самосовершенствования. • Самооценка, личное представление о себе как о работнике и о работе в будущем.

перейти наверх

Личностное самоопределение и саморазвитие

Личностное самоопределение человека в более осознанном возрасте невозможно без стремления к саморазвитию. Саморазвитие подразумевает такие основополагающие понятия, как самопознание, самоактуализация, самообразование.

Человек должен четко понимать, кто он есть на самом деле. Осознавать свои способности, навыки, таланты. Самопознание подразумевает также раскрытие в себе новых способностей, испытание своих сил в разных сферах деятельности. Личность должна четко понимать, что ей нравится, какие у нее интересы.

Есть три уровня самопознания:

  1. Биологический – познание себя, как организма;
  2. Социальный – познание своих возможностей в овладении новыми знаниями, навыками и нормами поведения;
  3. Личностный – способность принимать решения, делать выбор, организовывать свою жизнь.

Если человек не воспринимает себя как уникальную личность, он не будет понимать, в каком направлении ему двигаться, и соответственно не будет иметь никакой мотивации к действию. Такие люди обычно ничего не достигают, плывут по течению и проживают скучную серую жизнь.

Немаловажную роль в самоопределении играет самооценка человека, так как она формирует силу воли, уверенность в себе и собственных силах. Адекватная самооценка способствует саморазвитию. Добиваюсь определенных успехов, она повышается и повышается вера в себя, что мотивирует человека идти дальше и не останавливаться на достигнутом.

Разобравшись в себе и своих жизненных ценностях и приоритетах, человеку проще ставить перед собой конкретные цели и достигать их. Для достижения определенных целей необходима правильная мотивация. Она возможна лишь в том случае, когда человек точно знает, чего он хочет и что ему нужно.

Каждодневная работа над собой — приведет к успеху

Чтобы самоопределение стало основой успешной и счастливой жизни, необходимо постоянно работать над собой. Постоянно анализировать, каких ресурсов вам не хватает для достижения своих целей.

Самообразование дает человеку возможность реализовать себя в профессиональной и личной сфере. Чтение книг, посещение тренингов и семинаров, просмотр мотивирующих фильмов повышает уровень интеллекта и открывает более широкие возможности для самоопределения и реализации.

Самоактуализация – это развитие потенциальных возможностей личности. А.Маслоу определил самоактуализацию, как полное использование своих талантов, способностей и возможностей.

Результатом самоактуализации является возможность заниматься значимой трудовой деятельностью. Деятельностью, которая будет удовлетворять ваши духовные и материальные потребности, а также нести благо обществу. В этом случае личность будет чувствовать себя реализованной, успешной и значимой.

Человек, который встал на путь саморазвития, способен сам стать хозяином своей жизни. Не зависеть от мнения окружающих, навязанных обществом правил, стереотипов и ограничений. Он сам принимает решения, делает выбор и слушает только свое внутренне «Я». Такой человек понимает смысл жизни, находит свое предназначение и проживает яркую счастливую жизнь.

Тематика: Личностный рост, Самооценка, Самореализация

Подростковый возраст

Давайте вспомним себя в этом возрасте. Сколько пришлось пережить открытий, которые, казалось бы, все время были у нас перед глазами? Сколько раз мы вдруг, неожиданно для самих себя, начинали смотреть иначе на все привычные и обыденные вещи?

Все усугублялось, когда этим объектом созерцания становился ты сам. Анализировать свои поступки нас учат с детства. Эталоном были взрослые наставления, объяснение того, что такое хорошо, а что плохо. Дети до 10-11 лет в силу возраста не склонны к рефлексии, они не могут оценить свое психическое состояние и еще не умеют анализировать свои переживания. Следовательно, проблема самоопределения перед ними тоже пока не стоит, так как это результат процесса интроспекции.

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»;
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»;
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы;
  • поменять специальность на другую, но в смежной области;
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Суть самоопределения

Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью индивидуальных ценностей, определение целей, возможностей, норм поведения и критериев, согласно которым человек формирует для себя оценку собственной личности и достижений.

Процесс самоопределения у зрелой личности продолжается всю сознательную жизнь. Человек ищет ответы на вопросы: кто я, зачем я живу, чего могу достичь, в чем мое предназначение, как я могу помочь тем, кто мне дорог, и т.д.

В процессе самоопределения человек формирует смысл своего существования, соединяя в одну целостную систему понимание о себе самом и представление об окружающем мире. Самоопределение и самосознание – разные понятия; осознание себя не означает, что человек перешел на следующую ступень и задумался о том, на что он действительно способен и что от него требуется. Этапы самоопределения и сама потребность в нем зависят от возраста человека, системы социальных связей, окружающей среды, в которой тот находится (и того, насколько сильно окружающая ситуация подстегивает к таким размышлениям). Кроме того, большую роль играют личностные качества – степень мотивации и готовности к действиям.

Самоопределение – один из этапов социализации. Смысл процесса самоопределения заключается в выстраивании у личности понятия смысла жизни и осознания целей. На этом этапе человек формирует для себя картину самостоятельной жизнедеятельности, опираясь как на собственные желания, возможности и присущие ему качества, так и на ожидания социума и требования со стороны окружающих.

В психологии выделяют личностное и социальное самоопределение

Личностное самоопределение – поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии и определение критериев успеха в личной жизни и профессиональной деятельности. Если смотреть глубже, то это поиск своего истинного « Я» и своего предназначения.

Социальное самоопределение — это определение своего места в обществе, принадлежность к определенному социальному кругу или группе людей. Это формирование социальной осознанности, определение собственных взглядов на религию, политику, философию жизни и мораль.

Необходимость в личностном, социальном и профессиональном самоопределении возникает в 15-17 лет. Это ранний юношеский возраст, когда старшеклассники готовятся к поступлению в ВУЗы, выбору будущей профессии и самостоятельной жизни. В таком возрасте рано говорить об осознанном самоопределении. Более правильно говорить о психологической готовности молодого человека к самоопределению.

  • Готовность к личностному самоопределению. Готовность к личностному самоопределению подразумевает формирование у подростков осознанности, представления о своих обязанностях и правах в обществе. А также формирование устойчивых моральных принципов, взглядов и убеждений. В этом возрасте человек должен уметь нести ответственность за свои действия, уметь анализировать жизненный опыт и давать адекватную оценку событиям. Это обеспечит в будущем сознательную, творческую и активную жизнь. Конечно, главную роль в готовности к самоопределению играет самосознание, т.е. понимание себя, своих качеств и их адекватная оценка.
  • Личностное самоопределение подростков. В подростковый период происходят глубокие изменения в человеке. Они касаются и физиологии, отношений со взрослыми и сверстниками, изменения в развитии интеллекта и способностей. Это переход с детства во взрослую жизнь. Личностное самоопределение в юности начинает формироваться с понятия о мотивации, определения личных и деловых интересов. В этот период проявляются профессиональные склонности. Несомненно, это переломный и самый трудный период становления личности. Но он самый ответственный в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется стремление к самосовершенствованию. Хочется познать себя, выразить и утвердиться.

Главная особенность этого возраста – это стремлением быть похожим на взрослых. Подросток копирует манеру поведения, стиль одежды, лексикон. В этот период взрослые сами начинают относиться к ребенку как ко взрослому, больше ему разрешают и доверяют, возлагают новые обязанности. Отношения становятся более равноправными и независимыми. В итоге, у подростка укрепляется стремление быть взрослым, поэтому новые жизненные обстоятельства выводят личность на новую ступень личностного психологического развития.

Начинает формироваться самосознание, оценка личных способностей. Все подростки недовольны собой, потому что оценивают достоинства других людей и желают иметь такие же. Они создают себе идеал и переживают, что не соответствуют ему.

Основной проблемой личностного самоопределения является то, что большую часть времени подросток проводит в школе. Наша система образования не только не способна помочь ребенку определиться, познать себя, испытать свои возможности, а в принципе педагоги не воспринимают подростка за человека. В школе не учат мыслить, думать, развиваться, творить и ставить цели.

По мнению Н.С. Пряжникова, личностное самоопределение «обладает такими характерными чертами как глобальность, зависимость от стереотипов общественного сознания и зависимость от влияния объективных факторов, определяющих жизнь группы».

Особенности нравственного самоопределения

Нравственное самоопределение проходит длительный процесс формирования. В его основу ложатся ценностно-смысловые ориентиры, которые ребенок уже имеет. Основа нравственности и духовной ценности закладывается в детской Душе её родителями.


Giphy

Личный пример родителей, доброжелательные беседы с ребенком на тему нравственности, морали и порядочности оказывают глубокое влияние на его ценностные ориентиры. Сензитивным возрастом для формирования нравственности у человека является, опять-таки, пубертатный период.

Исследования на данную тему особенно важны, так как нравственная направленность молодежи является будущим общества, а значит уже сейчас стоит обращать внимание, кто служит им идеалами и эталоном для подражания, какие ценности и ориентиры они выбирают. Нравственность стоит рассматривать, как совокупность убеждений, эталонов, идеалов и смыслов, которые вырабатывают в личности потребность жить духовно-нравственно

В психологии этот процесс определяют, как нравственная ориентация человека на собственную систему ценностей и индивидуальный поиск самореализации в жизни, согласно с этой системой

Нравственность стоит рассматривать, как совокупность убеждений, эталонов, идеалов и смыслов, которые вырабатывают в личности потребность жить духовно-нравственно. В психологии этот процесс определяют, как нравственная ориентация человека на собственную систему ценностей и индивидуальный поиск самореализации в жизни, согласно с этой системой.

Особенностями нравственного самоопределения являются следующие факторы:

Самоопределения себя как образа «Я – идеальный».

Поиски путей достижения этого образа.

  • Определение смыслов и норм морали в общении с другими людьми.
  • Определение смыслов в системе мироздания.

Каждый фактор оказывает в совокупности влияние на конечный результат и даст свой «оттенок» на становление.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты

Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
Позиция потребителя

Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Профессиональное самоопределение

Выбор профессии и поиски себя в этом мире настегают подростка по окончанию школы. Несмотря на то, что уже в старших классах активно ведется работа по профессиональному самоопределению, многие дети все равно словно плывут по течению и делают свой выбор под давлением родителей или общества.


Фото автора Marcelo Chagas: Pexels

В психологии существуют разные тесты и методики, которые позволяют подростку лучше узнать себя и свою направленность. Профориентационные методики способны очертить определенные направления в деятельности, которые подходят человеку.

Свобода выбора должна быть всегда, но так как многие подростки не относятся серьезно к выбору профессии и пока еще не осознают, что пора делать свой выбор деятельности, который может повлиять на всю их жизнь, случаются проблемы.

Характеризует профессиональное самоопределение человека следующие аспекты:

  • Подросток готов к самостоятельному и осознанному освоению новой трудовой деятельности, в которой ему предстоит самореализовываться.
  • Личность испытывает необходимость в поиске собственного смысла в том или ином профессиональном направлении.
  • Адекватная оценка собственных возможностей и способностей для самореализации в той или иной деятельности.


Фото автора RODNAE Productions: Pexels Здесь наглядно показано, что в основе профессионального самоопределения лежит внутренняя потребность в самореализации, а она формируется исключительно на личностном самоопределении. Пока ребенок не осознает свои внутренние мотивы и побуждения. Пока он не будет действовать согласно своим ценностям. На его пути будут встречаться сложности с выбором профессии.

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение — один из основополагающих процессов формирования личности.

Интересно!

Другой термин, обозначающий этот процесс — профориентация. Но психологи не очень любят его, поскольку он выглядит пассивным. Когда мы говорим о профессиональном самоопределении, очевидно, что человек занимается им самостоятельно, лично.

Этап профессионального самоопределения связан с реалиями жизни в обществе. В нашем обществе принято, что в возрасте 16–18 лет подросток оканчивает школу и начинает профессиональное обучение, а значит, он должен определиться с выбором профессии к этому сроку.

Интересно!

В Германии профессионально ориентированное обучение начинается уже в средних классах школы, в то же время, нормальной считается ситуация, когда выпускник школы несколько лет не поступает в вуз, перебиваясь подработками, а студентом вуза становится в более зрелом возрасте, сделав более осмысленный выбор профессии.

На профессиональное самоопределение влияют многие факторы:

  • Внутренняя готовность, которая включает в себя адекватную оценку своих способностей, достижений и личностных качеств, ответственность и мотивацию.
  • Информированность о профессиях, сферах деятельности, условиях труда, учебных заведениях и программах, а также отсутствие «розовых очков».
  • Сформированность ценностей при выборе профессии и вуза.

Важно понимать, что подросток не должен оставаться «один на один» с такой сложной проблемой, как профессиональное самоопределение и вовремя обратиться к специалисту по профориентации. Самоопределение — один из самых важных процессов, который приводит к психологической зрелости человека, а также механизм обретения внутренней свободы, осмысленности жизни, самоуважения и, как результата — счастья

Одним из важнейших видов самоопределения личности является самоопределение профессиональное как выбор и построение профессиональных перспектив. Большое значение в профессиональном самоопределении имеет выбор вуза, который позволит реализовать свои профессиональные и карьерные планы. Вузы Германии имеют немало преимуществ, основные из которых — качественное бесплатное обучение, широкий выбор специальностей, возможность построить успешную карьеру в Европе. Обратитесь к специалистам за помощью в поступлении

Самоопределение — один из самых важных процессов, который приводит к психологической зрелости человека, а также механизм обретения внутренней свободы, осмысленности жизни, самоуважения и, как результата — счастья. Одним из важнейших видов самоопределения личности является самоопределение профессиональное как выбор и построение профессиональных перспектив. Большое значение в профессиональном самоопределении имеет выбор вуза, который позволит реализовать свои профессиональные и карьерные планы. Вузы Германии имеют немало преимуществ, основные из которых — качественное бесплатное обучение, широкий выбор специальностей, возможность построить успешную карьеру в Европе. Обратитесь к специалистам за помощью в поступлении.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии — осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Стадии профессионального самоопределения

Самоопределение – часть внутреннего мира личности. Оно вытекает из профессионального ориентирования, но осуществляется только самим человеком. И развиваться профессионально самоопределение начинает с рождения:

  1. Стадия предигры (до 3 лет). Закладывается база восприятия, речи, ценностей и поведения, которые будут определять дальнейшее отношение к труду.
  2. Стадия игра (от 3 до 6-8 лет). Дети начинают подражать взрослым и играть «во взрослых»: водители, продавцы, учителя. Это первое знакомство с миром профессий.
  3. Овладение учебной деятельностью (от 6-8 лет до 11-12 лет). В процессе обучения развивается самоконтроль, самоанализ, способность к планированию.
  4. Стадия оптации (от 11-12 лет до 14-18 лет). Ситуация характеризуется выбором профессии. Возраст в данном случае играет условную роль, ведь оптантом может стать и взрослый безработный человек.
  5. Стадия адепта. Возраст разный, ситуация предполагает прохождение профессионального обучения в ВУЗе или техникуме.
  6. Стадия адаптанта. Возраст разный, но длится стадия от нескольких месяцев до 3 лет. Предполагает начало практической деятельности после получения профессии.
  7. Стадия интернала. Человек становится полноценным членом профессионального общества, его воспринимают как коллегу, а не как «новичка», «студента».
  8. Стадия мастера. «Лучший в своем деле». Работник положительно выделяется среди коллег.
  9. Стадия авторитета. «Лучший среди мастеров», то есть человек поднялся еще на одну ступень и стал лучшим среди лучших.
  10. Стадия наставника. Высшая ступень развития в любой деятельности. Человек не просто становится лучшим в своем деле, но и способен передавать знания и опыт ученикам.

Таким образом, профессиональное самоопределение не заканчивается на выборе профессии. Человек должен регулярно ориентироваться в мире профессий, оценивать себя и свои успехи, анализировать и рефлексировать, решать вопросы об обучении или смене места работы, а то и специальности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: