Что такое конформизм в психологии?
Термин происходит из латинского языка и означает «подобие». Существует морально-политическое определение и не только. Нас интересует другой аспект: конформизм — что это такое с точки зрения человеческой психологии и как он влияет на жизнь в социуме. Принято считать, что данным термином обозначается «стадное чувство», то есть отсутствие собственного мнения, беспринципность и податливость.
Впервые конформизм был исследован и описан С. Ашем (американский психолог)
В данный момент этому явлению уделяют внимание специалисты из трёх областей:
️ Психология личности;
️ Социология;
️ Психология социальная;
Поэтому понятие конформизма разделяют на явление социальное и конформность как особенность поведения.
Конформизм — это в психологии синоним конформности. Данные термины похожи, но имеют разный смысл. Первый используется в политике, часто имеет негативный смысл, а второй определяет психическое состояние без деления на плохое и хорошее. Конформизм означает приспособленчество и отсутствие собственного мнения, а что такое конформность мы рассмотрим более подробно.
Конформизм – что это такое?
Эффект конформности описал Д.Майерс, посвятив данному явлению своё исследование под названием «Социальная психология». Он считал, проявление конформности означает повторение поступков других людей, перемена в поведении под влиянием кого-то, подверженность реальному или воображаемому давлению. Конформность мышления формируется не сразу. Это происходит постепенно и выражается в нежелании думать, размышлять, делать выводы. Вместо рассуждений используются стереотипы и шаблоны, которые облегчают принятие решений.
Понятие конформизма и конформность в психологии — это разные вещи. Феномен конформизма в социуме появился не просто так. У большинства людей есть потребность быть сопричастными к своей истории, роду, стране, нации, семье, коллективу. Этот механизм – продукт эволюции и он заложен в генах всех живых существ. Только человек способен осознавать свои инстинкты и даже сопротивляться им. Личность может намеренно противопоставлять себя обществу и выбирать участь изгоя, становясь нонконформистом.
Практическая польза подражания в общении
Подражание можно использовать и как инструмент подстройки под собеседника. Это довольно популярный метод, приёмы которого несложно реализовать.
Некоторые относятся к коммуникативному подражанию скептически, думая, не будет ли оно выглядеть глупо и неуместно, заметит ли собеседник подобные уловки. Вопросы справедливы, но только если подражающий смущается, повторяя действия собеседника, например, отзеркаливает позы.
Однако рассматривать подстройку в разговоре можно и как погружение в диалог на более глубоком уровне. Понимание, что такая манера общаться — не передразнивание, а доверительный разговор на языке тела, поможет преодолеть смущение.
С человеком, ответившим такой же невербаликой, устанавливается контакт, появляется ощущение взаимной симпатии. Главное — поймать правильный момент и не увлечься подражанием. Когда возникает контакт, можно развивать диалог.
Подражание — важнейший социально-психологический конструкт. Данный феномен помогает в установлении межличностных отношений, обучении и многих других сферах. Также этому способствует курс Викиум «Профайлинг». С его помощью можно научиться «читать людей» по невербальным признакам, выявлять скрытые намерения собеседника и прогнозировать действия оппонента в разных ситуациях.
Как подстроиться к собеседнику через подражание?
Наверняка вы уже знакомы с этим методом, так как он очень популярен и сведения о нём даются в различных источниках. Но применить его решается далеко не каждый. При желании использовать его в беседе обычно возникают следующие мысли:
- это будет выглядеть вульгарно и грубо;
- собеседник сразу заметит ваши трюки;
- вас разоблачат, осмеют и унизят.
Такой подход к вопросу совершенно адекватен. Просматривая популярные статьи, я нередко замечала, как автор метода учит читателя закидывать ногу на ногу через короткий промежуток времени после того, как это сделает его собеседник, сидящий напротив. Или подпереть рукой голову, почесать затылок вместе с ним. Нормально? Если учесть, что человек при этом испытывает крайнее нервное напряжение и даже стыд, такие предложения действительно ненормальны. Но если говорить о прожжённых и циничных индивидах, которым не свойственно смущение в принципе – им подходит и открытое отзеркаливание жертвы. Ведь если подражание будет раскрыто, смущение появится далеко не у подражающего.
Чтобы избавиться от смущения, нам потребуется чётко уяснить: мы не передразниваем собеседника, а включаемся в диалог на более тонком уровне. То есть начинаем говорить с ним на языке тела. Если он нам ответит на этом же языке, мы испытаем удивительное чувство. Оно возникает как проявление необычной симпатии к человеку.
Но наша задача – не увлекаться этим чувством. Испытав его, нужно дать себе команду: «Есть». После этого сосредоточиться на укреплении контакта.
Начинающие могут использовать аналогии. Например:
- Придать своему лицу приблизительное выражение: характерно поджать губы или прищурить глаза, посмотреть в ту сторону, куда смотрит собеседник.
- Если собеседник взял в руки ручку и начал писать, можно соединить три пальца щепотью. На втором шаге начать мерно постукивать по поверхности стола.
- Если он закинул ногу на ногу, вам достаточно выставить одну ногу чуть вперёд. На втором шаге – характерно перекрестить ступни.
Если проявить фантазию, можно придумать множество интереснейших способов дать понять собеседнику интерес к нему. Поверьте, он будет эмоционально удовлетворён, а вы получите ценный опыт.
На этом этапе не нужно применять специальных методик для прекращения контакта, он может рассогласоваться любым удобным и естественным образом.
Что значит подражать?
Подражать – значит повторять, воспроизводить в точности чьи-либо действия, брать пример с кого-то.
Очень многие люди говорят, что подражание кому-то или чему-то отрицательно сказывается на развитие своего Я, т.е. вместо того, чтобы творить что-то новое, ты пытаешься сделать тоже же самое. Отчасти я с этим согласен. Нужно понимать и улавливать тонкую грань между подражанием и хорошей мотивацией. Не нужно становиться кем-то, нужно быть собой. Но встроить в свою модель жизни положительные черты, качества, действия, процессы и т.д. необходимо для развития личности любого человека. Поэтому в моем понимании подражание является больше мотивацией, чем «тупое копирование».
Ник Вуйчич: история родительской любви
Этого молодого человека знает весь мир: он является символом победы сильного духа над слабым телом, а его родители – пример для подражания и живое наставление всем, желающим родить ребенка.
Душка и Борис Вуйчич, простая медсестра и пастор в протестантской церкви, даже не представляли, какое испытание им уготовил Бог. Их долгожданный ребенок родился с редчайшей патологией – тетраамелией: у малыша не было ни рук, ни ног, а только жалкое подобие левой стопы. Борис, который присутствовал при родах, вместе с врачами первый увидел своего долгожданного ребенка и понял, что это испытание его веры. Ребенка первые дни не показывали матери, но Душку терзали внутренние чувства еще во время беременности, женская интуиция подсказывала ей неладное. И когда муж объяснил ситуацию, первая ее реакция была: «За что?» Но буквально сразу же она поняла: «Если Богу угодно – так тому и быть, кто она, чтобы оспаривать решение божественной воли?» Более того, маленький попискивающий комочек ни о чем еще не подозревал и требовал к себе внимания и родительского тепла. Наверно, это и стало решающим фактором. Несмотря на советы докторов, ребенка оставили и окружили заботой, воспитывая как обычного мальчугана.
Ник на каждом своем выступлении искренне благодарит своих родителей за их неземное терпение, безграничную любовь и веру в его силы. И, когда Ник решил свести счеты с жизнью в 10-летнем возрасте, именно мысль о родителях его остановила: как он может предать их веру, как он может своим эгоистическим поступком сделать им больно, ведь они столько выстрадали ради него?!
Ник Вуйчич вырос, получил два образования в сфере финансов и еще в университете понял, что способен вдохновлять людей с ограниченными возможностями на ежедневную победу над собой, не сдаваться ни при каких обстоятельствах, принимая каждый шаг судьбы как подарок и стимул для развития, а не наказание. Ник успешно женат, его жена беременна третьим ребенком, с губ этого красивого мужчины никогда не сходит улыбка, показывающая всему миру, что он – пример для подражания.
Как подстроиться к собеседнику через подражание?
Наверняка вы уже знакомы с этим методом, так как он очень популярен и сведения о нём даются в различных источниках. Но применить его решается далеко не каждый. При желании использовать его в беседе обычно возникают следующие мысли:
- это будет выглядеть вульгарно и грубо;
- собеседник сразу заметит ваши трюки;
- вас разоблачат, осмеют и унизят.
Такой подход к вопросу совершенно адекватен. Просматривая популярные статьи, я нередко замечала, как автор метода учит читателя закидывать ногу на ногу через короткий промежуток времени после того, как это сделает его собеседник, сидящий напротив. Или подпереть рукой голову, почесать затылок вместе с ним. Нормально? Если учесть, что человек при этом испытывает крайнее нервное напряжение и даже стыд, такие предложения действительно ненормальны. Но если говорить о прожжённых и циничных индивидах, которым не свойственно смущение в принципе – им подходит и открытое отзеркаливание жертвы. Ведь если подражание будет раскрыто, смущение появится далеко не у подражающего.
Чтобы избавиться от смущения, нам потребуется чётко уяснить: мы не передразниваем собеседника, а включаемся в диалог на более тонком уровне. То есть начинаем говорить с ним на языке тела. Если он нам ответит на этом же языке, мы испытаем удивительное чувство. Оно возникает как проявление необычной симпатии к человеку.
Но наша задача – не увлекаться этим чувством. Испытав его, нужно дать себе команду: «Есть». После этого сосредоточиться на укреплении контакта.
Начинающие могут использовать аналогии. Например:
- Придать своему лицу приблизительное выражение: характерно поджать губы или прищурить глаза, посмотреть в ту сторону, куда смотрит собеседник.
- Если собеседник взял в руки ручку и начал писать, можно соединить три пальца щепотью. На втором шаге начать мерно постукивать по поверхности стола.
- Если он закинул ногу на ногу, вам достаточно выставить одну ногу чуть вперёд. На втором шаге – характерно перекрестить ступни.
Если проявить фантазию, можно придумать множество интереснейших способов дать понять собеседнику интерес к нему. Поверьте, он будет эмоционально удовлетворён, а вы получите ценный опыт.
На этом этапе не нужно применять специальных методик для прекращения контакта, он может рассогласоваться любым удобным и естественным образом.
Подражание и управление чужим поведением
Подражание в межличностной коммуникации и управление чужим поведением
Здесь подражание рассмотрим в трех аспектах:
– копирование – осуществление того же, что и другой человек;
– конгруэнция – осуществление согласованных действий;
– референтность – когда человек копирует или конгруэнтен людям (группе), не присутствующим при данном контакте.
В групповом контексте возможны два плана подражания:
– какому-то конкретному человеку;
– нормам, выработанным группой.
Подражание служит: в младенческом возрасте – попыткам установления первых контактов с окружением, в дошкольном – постепенному проникновению в смысловые структуры деятельности от внешних форм к внутреннему содержанию; в подростковом – направлено на идентификацию себя со значимой личностью или с обобщенным стереотипом личностных и поведенческих характеристик.
Подражание у взрослых имеет место в случаях, когда отсутствует какой-либо иной способ овладения незнакомым действием (в традиционном понимании).
Помимо таких крупных форм, подражание проявляется в менее заметных деталях, что также используется для влияния. Технологически подражание представляет собой исполнение записанных от других людей наглядно-образных и вербальных моделей и команд.
Выделены следующие виды подражания’, логическое и внелогическое; внутреннее и внешнее; подражание-мода и подражание-обычай; подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.
Также выделены законы подражания.
– подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам);
– низшие (по социальной лестнице) подражают высшим (придворные королю).
Д.А. Зарайский
By |2018-01-28T08:43:42+03:0027 января, 2018|Управление чужим поведением|
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
подража́ть, подража́ю, подража́ем, подража́ешь, подража́ете, подража́ет, подража́ют, подража́я, подража́л, подража́ла, подража́ло, подража́ли, подража́й, подража́йте, подража́ющий, подража́ющая, подража́ющее, подража́ющие, подража́ющего, подража́ющей, подража́ющего, подража́ющих, подража́ющему, подража́ющей, подража́ющему, подража́ющим, подража́ющий, подража́ющую, подража́ющее, подража́ющие, подража́ющего, подража́ющую, подража́ющее, подража́ющих, подража́ющим, подража́ющей, подража́ющею, подража́ющим, подража́ющими, подража́ющем, подража́ющей, подража́ющем, подража́ющих, подража́вший, подража́вшая, подража́вшее, подража́вшие, подража́вшего, подража́вшей, подража́вшего, подража́вших, подража́вшему, подража́вшей, подража́вшему, подража́вшим, подража́вший, подража́вшую, подража́вшее, подража́вшие, подража́вшего, подража́вшую, подража́вшее, подража́вших, подража́вшим, подража́вшей, подража́вшею, подража́вшим, подража́вшими, подража́вшем, подража́вшей, подража́вшем, подража́вших
Поделиться значением слова:
Психологические механизмы взаимодействия людей. Психологические механизмы интеракции
При изучении общения как взаимодействия, взаимовлияния людей (интерактивная сторона в общении) необходимо особое внимание уделить пониманию основных механизмов взаимовлияния людей. К числу таких механизмов относят следующие. Убеждение, когда воздействие осуществляется через рациональную сферу личности и основано на ее критическом восприятии информации и внутреннем принятии ее, согласии с ней на основе аргументации, доказательства тех или иных положений
С помощью данного механизма осуществляется передача другому человеку, партнеру по общению образов мыслей, умозаключений
Убеждение, когда воздействие осуществляется через рациональную сферу личности и основано на ее критическом восприятии информации и внутреннем принятии ее, согласии с ней на основе аргументации, доказательства тех или иных положений. С помощью данного механизма осуществляется передача другому человеку, партнеру по общению образов мыслей, умозаключений.
Внушение — процесс передачи информации, основанный на ее не критическом восприятии. Внушение широко используется в медицине, психотерапии, публичных выступлениях, рекламе, моде. При внушении осуществляется преимущественно вербальное эмоционально-волевое воздействие на человека, причем однонаправленное, персонифицированное воздействие на человека (или социальную группу). Здесь информация принимается в готовом виде, как готовый вывод и почти не подвергается анализу, здесь нет полемики. Внушение зависит от многих обстоятельств: возраста, личностных особенностей коммуникатора, от установок личности реципиента, особенностей ситуации и т.п. Более внушаемы люди мнимые, конформные, экстравертированные, левополушарные психотипы. Внушаемость людей возрастает с ухудшением их физического и психического состояния, при утомлении, с усложнением жизненных обстоятельств, с повышением опасности, стрессовости ситуации. Люди более внушаемы, когда оказываются в незнакомой социальной среде. Внушающее воздействие становится более эффективным при возрастании авторитета источника воздействия, доверия к нему.
Возрастные категории
В зависимости от возраста человека существуют разные периоды подражания. К примеру, в младенчестве ребенок попросту копирует внешние действия, звуковые реакции родителей и взрослых, а вот в более позднем детстве осуществляется уже более полная обработка получаемых извне образов.
В начальных классах школы начинается подражание личностным характеристикам взрослых; в средней школе субъектом копирования поведенческих факторов становятся сверстники. По мере взросления возникает такой феномен, как взаимное подражание, – когда группа людей берет необходимые признаки друг у друга, так сказать, групповое подражание. В юношеском возрасте главную роль в поведенческом подражании играют личные качества субъекта подражания, его жизненные ценности, характер.
Рекомендуем: Коллективизм и индивидуализм
Исходя из этого можно проследить, как меняется содержание, и сделать вывод, что в младшем возрасте человек берет пример со взрослых и приспосабливается к существованию в материальном мире, наполненном физически доступными вещами, а в более взрослом – перенимает социальные модели и поведенческие клише. Главную роль здесь начинает играть не внешнее копирование действий, движений и так далее, а социально значимые факторы, привычки человека, которого молодой человек избрал себе в качестве примера для подражания.
Подражание и его социальную значимость трудно переоценить в свете усвоения индивидуумом конкретного общинного опыта, который мы можем разделить на несколько этапов личностного развития человека. Как ни посмотри, влияние копирования как фактора общественного развития находит множество подтверждений. К примеру, когда на индивидуума воздействуют некие общественные каноны и границы, которые соблюдаются всеми другими членами социального окружения, человеку будет трудно не соблюдать их или действовать наперекор.
Такое поведение можно охарактеризовать как некий вид группового человеческого сознания. Человеку необходимо чувствовать и понимать, что он делает все правильно, в пределах социальной нормы. Копируя поведение большинства, их мышление, действия, даже кулинарные вкусы, человек начинает соответствовать своему окружению, чувствовать себя «своим среди своих». Ведь большинство делает именно так, значит, это правильно, – думает человек.
В психологии выделяют тот факт, что подражание вызывает страх быть изолированным от всех остальных. Каждый человек хочет быть как все, не выделяться разительно чем-то особенным, не принятым в данном конкретном социальном круге.
Вспомните, хотели вы быть в роли «белой вороны» в детском саду, в школе, в университете? Именно из-за страха оказаться «за бортом» человек перенимает все основные социально значимые поведенческие факторы – чтобы быть «как все» в своей социальной группе.
Виды подражания
- осознанное или бессознательное;
- полное или частичное;
- добровольное или принудительное;
- творческое или буквальное.
Подражание бывает осознанным, когда мы сознательно копируем поведение или внешность другого человека. А бывает неосознанным, когда на нас оказывает влияние группа. Тогда подражание выступает как часть мышления толпы. Мы невольно начинаем подчиняться правилам той или иной группы, начинаем разделять их мировоззрение, их образ жизни.
Фото автора Ivan Samkov: Pexels
Даже если у тебя нет определенного кумира, в той или иной степени ты постоянно подражаешь кому-то. Людям своей профессии. Авторитетным деятелями. Близким, которых ты ценишь и уважаешь. Друзьям и знакомым, чьи идеи и взгляды ты разделяешь. Полное или абсолютное подражание, как правило, зацикливается на определенном человеке, кумире.
Чем ниже индивидуальное сознание, тем сильнее выражается процесс подражания. Потребность находиться в группе, среди своих, снижает рациональное критическое мышление, зато повышает наше эмоциональное состояние, которое мы желаем разделить с единомышленниками.
В такой момент процесс подражания проявляется как никогда ярко. Мы начинаем неосознанно копировать паттерны поведения окружающих, которые находятся в похожем эмоциональном состоянии. Такое явление можно наблюдать, например, на концертах известных музыкантов или на спортивных соревнованиях.
В такие моменты происходит эмоциональное заражение, что усиливает эффект подражания, который доходит до пика. Затем следует спад. Подражание не может продолжаться бесконечно, энергия исчерпывается, а потребность признания и принадлежности удовлетворяется на какое-то время. Человек восстанавливает контроль над своим поведением.
Фото автора Galvão Menacho: Pexels
Виды подражания
- осознанное или бессознательное;
- полное или частичное;
- добровольное или принудительное;
- творческое или буквальное.
Подражание бывает осознанным, когда мы сознательно копируем поведение или внешность другого человека. А бывает неосознанным, когда на нас оказывает влияние группа. Тогда подражание выступает как часть мышления толпы. Мы невольно начинаем подчиняться правилам той или иной группы, начинаем разделять их мировоззрение, их образ жизни.
Фото автора Ivan Samkov: Pexels
Даже если у тебя нет определенного кумира, в той или иной степени ты постоянно подражаешь кому-то. Людям своей профессии. Авторитетным деятелями. Близким, которых ты ценишь и уважаешь. Друзьям и знакомым, чьи идеи и взгляды ты разделяешь. Полное или абсолютное подражание, как правило, зацикливается на определенном человеке, кумире.
Чем ниже индивидуальное сознание, тем сильнее выражается процесс подражания. Потребность находиться в группе, среди своих, снижает рациональное критическое мышление, зато повышает наше эмоциональное состояние, которое мы желаем разделить с единомышленниками.
В такой момент процесс подражания проявляется как никогда ярко. Мы начинаем неосознанно копировать паттерны поведения окружающих, которые находятся в похожем эмоциональном состоянии. Такое явление можно наблюдать, например, на концертах известных музыкантов или на спортивных соревнованиях.
В такие моменты происходит эмоциональное заражение, что усиливает эффект подражания, который доходит до пика. Затем следует спад. Подражание не может продолжаться бесконечно, энергия исчерпывается, а потребность признания и принадлежности удовлетворяется на какое-то время. Человек восстанавливает контроль над своим поведением.
Фото автора Galvão Menacho: Pexels
Как выбрать пример для подражания
Определись, кем ты хочешь быть, чем заниматься и какой образ жизни вести
Это самый главный пункт. Ты хочешь вести определенный образ жизни? Хочешь добиться чего-то в определенной сфере, которая тебе нравится? Хочешь изменить себя, развить в себе сильную личность? Тогда подумай и напиши свои стремления и качества, которые тебе помогут всего этого добиться. А вот вторым шагом необходимо выбрать пример для подражания, который добился уже чего-то или у него есть эти необходимые качества.
Выбери пример из своего круга общения или среди знаменитостей
Для начала нужно обратить внимание на свое окружение. Первым делом – на родителей
Так как в детстве ребенок берет сначала пример именно с родителей. И вырастая, они могут так и остаться главными примерами для подражания. Могу сказать, что мама для меня является примером для подражания. Смотря на нее, на ее действия, я много чего понял, осознал и лучшие привычки встроил в свою жизнь. Если же родители так и не смогли стать примером, то в юности мы больше ориентируемся на своих друзей, с которыми мы постоянно общаемся. Помню в детстве, один из моих друзей хорошо играл на гитаре. Я тоже очень сильно хотел научиться игре на этом инструменте. И в некоторых моментах я действительно хотел ему подражать, быть таким же, играть так же. В итоге – играть на гитаре я научился, сам! А вот когда мы вырастаем и уже приобретаем какую-ту профессию, то здесь больше смотрим на знаменитостей в той или иной сфере деятельности. Как правило, мы со знаменитостями не можем быть рядом, чтобы они нас чему-то учили. Поэтому приходится изучать их биографию, следить за их действиями в СМИ и делать выводы, основываясь на личных наблюдениях.
Помни, что люди не идеальны
Если ты уже выбрал пример для подражания, то не нужно его полностью копировать. Это очень большая ошибка. Понимай, что в любом человеке есть положительные и отрицательные стороны. Твоя задача взять от подражания все самое лучшее и встроить это в свою жизнь. Это могут быть привычки, действия, мысли, идеи и так далее.
Узнай все об успехах и провалах кумира
Это тоже очень важный этап, так как можно заранее отгородить себя от провала в каком-либо деле, узнав о неудачах твоего примера для подражания. Успех не приходит сразу, это очень долгий и тернистый путь. И почти все набивают себе много шишек, прежде чем добиться успеха. Это упасет тебя от многих провалов и сделает твой путь более быстрым и легким.
Николай Сысоев
7 сфер жизни
Система гармоничного развития личности, которая приведет к счастью, успеху и богатству
1 уникальная система развития личности
3 важных вопроса для осознанности
7 сфер для создания гармоничной жизни
21 вектор для эффективного развития
читать книгу
Не стоит копировать полностью
Пример для подражания нужно использовать, как ориентир, а не образ поведения
Тем самым ты сохранишь свою индивидуальность, а это очень важно. Брать с кого-то пример – хорошо, но более важно быть индивидуальностью
В погоне за примером важно не потерять себя. Не стоит просто копировать – нужно выделяться и может когда-нибудь ты тоже станешь примером для подражания.
Умение слушать и слышать
Слушать и слышать — настолько похожие слова, что не каждый понимает разницу в их значении. Тем не менее, важны оба качества. Вместе они образуют переходную составляющую от навыка говорить к умению правильно себя вести. Жванецкий в одном замечательном произведении говорил, что с умным человеком легко находиться рядом, быть самим собой. С дураком же это всегда утомительная работа, надо обороняться, что-то доказывать и постоянно быть начеку.
Умение слушать и просто помолчать, когда говорит другой, даёт прекрасный перерыв для оценки обстановки и коррекции собственного поведения. Слушая другого человека, можно продумать ход дальнейшего общения и вести беседу в желаемом русле. Не делайте поспешные выводы, дайте человеку спокойно изложить свои мысли. Даже если будут перебивать вас, не отстаивайте свои права, спокойно выслушайте человека, что лишь подчеркнет ваш культурный уровень.
Чтобы не прослыть лицемером, кроме умения слушать надо развивать навык слышать, о чём вам говорят. Это касается и самого разговора, и невербальных знаков. Вежливый человек чувствует своего собеседника, способен понять его настроение, считаться с особенностями его натуры. Этот человек тактичен, ему известно чувство меры. Воспитанный человек может найти общий язык благодаря внимательному отношению к личности своего собеседника.