Провокативная терапия фарелли

Стервозная штучка / «умный» циник

Среди известных в сети психологов популярен образ эдакого «доктора Хауса»: самоуверенные, даже нахальные, они не заигрывают с аудиторией, а как будто снисходят до нее. На любые попытки спорить высокомерно сыпят терминами и диагнозами: «вы патологически зависимы от родителей», «вы так и не переросли свой Эдипов комплекс», «вас на самом деле устраивает муж-абьюзер из-за вторичных выгод». Особенно эти умники любят говорить о вторичных выгодах, существование которых практически невозможно ни доказать, ни опровергнуть: согласно психоаналитической теории, это неосознаваемые преимущества, которые пациентам дают их симптомы, из-за чего они саботируют терапию.

С годами такие персонажи собирают вокруг себя небольшой, но активный кружок фанатов, которые восторгаются каждым их словом, и постепенно теряют связь с реальностью.

Психология как наука пока находится на той стадии развития, когда никто ничего не знает точно: что движет личностью, что нарушает ее развитие и как это исправить — ответы на эти базовые вопросы пока имеют статус гипотез и теорий, которые еще не раз будут уточнены или опровергнуты.

Чтобы помочь человеку, нужны более тонкие инструменты: эмпатия, способность поддержать, взглянуть на мир глазами другого. Термины и ярлыки никак не помогут клиенту справиться с его проблемой. Хороший специалист умеет объяснить сложную теорию доступно, и при этом так, чтобы информация не вызвала отторжения. Более того, многие знаменитые психологи (среди них — Зигмунд Фрейд и Нэнси Мак-Вильямс) считали, что им помогает в работе как раз неуверенность, то есть склонность сомневаться в своих выводах и перепроверять их.

Моралист

«Вы должны помириться с родителями, иначе от вас откажутся ваши собственные дети!». Или еще хуже: «Вы замужняя дама и воспитываете детей, вам должно быть стыдно за такие мысли». Еще более категорично может звучать отсылка к религиозной морали, если вы сами — человек верующий.

Психологи, склонные категорично оценивать поступки клиентов и даже взывать их к стыду и совести, — не такая уж редкость. Хватает и клиентов, которые записываются на встречу в надежде получить «волшебный пинок». Только всё это не имеет ничего общего с психологией и психотерапией.

Попытки пристыдить и усовестить лишь усугубляют конфликт и способствуют тому, что клиент закрывается, начинает скрывать «стыдные» мысли, что делает терапию невозможной.

Современная практика следует принципу безоценочности: поступки клиента не плохи и не хороши сами по себе

Важно только то, способствуют они или мешают достижению поставленных им целей и какое место занимают в его собственной системе координат. Личные воззрения психолога вообще не должны иметь значения: он — зеркало и посредник, но никак не учитель и наставник

Гуманистическая школа психологии (к которой относится и популярная гештальт-терапия) пошла еще дальше, внедрив принцип абсолютного принятия: любые мысли и поступки клиента достойны внимания и понимания. Именно принятие позволяет человеку раскрыться и добраться до самых сложных и глубоких переживаний.

Если же поведение клиента провоцирует у него бурю негативных эмоций — единственное, что он может сделать, это перенаправить его к специалисту с более устойчивой психикой.

Может ли психологическая помощь быть основана на религии — очень спорный вопрос, хотя существует целое сообщество православных психологов. Академическая психология религии сторонится, поскольку наука должна быть основана на эксперименте и доказательствах, а не на слепой вере. С практической помощью сложнее: она строится на множестве гипотез, которые с трудом поддаются проверке, и в ход идет всё, что способно помочь клиенту (в рамках этических норм, конечно).

Суть метода

Вам будет интересно:Вспыльчивость — это… Значение термина, причины, методы лечения

Провокативная терапия зародилась в тот момент, когда ее автор понял, что нет смысла выслушивать бесконечные жалобы пациентов и безрезультатно мотивировать их на успех. В одной из своих книг Фрэнк Фарелли описывает ситуацию, когда, устав бороться с заниженной самооценкой своего пациента, он просто сказал ему: «Согласен, вы безнадежны «.

Такая констатация факта внезапно «разбудила» пациента, и он в довольно резкой манере стал противоречить своему врачу. Этот случай дал Фарелли уверенность в правильности выбранного им подхода.

Итак, суть метода заключается в том, что врач нарочно соглашается с пессимистическими настроениями пациента, заставляет его продолжать свою пораженческую логику, попросту дразнит его. Цель такой провокативной интервенции — перевод проблемы в другую плоскость, мотивирование клиента говорить о самых потаенных страхах, вызвать его эмоциональность и живое переживание.

Обыкновенный/ая сексист/сексистка

Один из самых распространенных вопросов, с которым люди обращаются к психологу, — как устроить или улучшить личную жизнь. И, конечно, они получают массу советов из разряда «как привлечь и удержать мужчину/женщину». Но не всегда навязывание гендерных ролей (а точнее, личных взглядов на них конкретного психолога) очевидно.

Оно может маскироваться под заботу, особенно в исполнении «мудрой женщины»: ведь если вы оставите работу ради ухода за детьми, «вы будете меньше уставать и нервничать» (если бы всё было так просто!). Или доверительно: «мы, женщины, слабые существа, нам нужна забота» (как будто есть в мире люди, которым забота не нужна). Сексистские советы получают и мужчины, хоть и реже. Например, «перестать ныть и начать действовать, как глава семьи».

Специальные методики

Для лечения некоторых тяжелых психических расстройств применяют особые методики когнитивной терапии. Их сочетают с приемом лекарственных препаратов и другими видами психиатрической помощи. Таким образом удается снизить степень выраженности симптоматики расстройства и повысить эффективность основного лечения.

Среди специальных методик когнитивной психотерапии наиболее востребованными являются методы, применяемые для лечения таких патологий:

Обессивно-компульсивное расстройство. При коррекции этого заболевания используется метод «четырех шагов», разработанный американским психиатром Джеффри Шварцем. Задача данного способа лечения — изменение или упрощение навязчивых мыслей и процедуры «ритуалов», в результате они сводятся к минимуму. Пациент должен осознать свою болезнь и научиться сопротивляться ее проявлениям. Терапевт разъясняет больному, какие из его опасений являются реальными, а какие вызваны заболеванием. Они четко разграничиваются, больному демонстрируется модель поведения здорового человека. Обычно в качестве примера выбираются люди, представляющие авторитет для пациента. Работа в этом направлении ведется поэтапно, в четыре шага. Именно поэтому метод когнитивного лечения ОБР получил такое название.
Шизофрения. Данный вид расстройства является неизлечимым, так как связан с изменениями в коре головного мозга. Но использование методов когнитивной и поведенческой терапии позволяет людям, страдающим шизофренией, принять свое заболевание и научиться сглаживать его проявления. Если пациент постоянно ведет беседы с потусторонними сущностями или придуманными образами, то психотерапевт помогает ему понять, что беседы ведутся не с живыми людьми

Постепенно больной шизофренией осознает, что его собеседник является плодом воображения, в результате таким разговорам придается меньше важности. С течением времени больной все реже и реже вызывает придуманный образ из памяти.
Пагубные зависимости

Алкоголизм и наркомания также вызваны неправильными автоматическими мыслями человека. Особенностью когнитивного подхода к лечению данных расстройств является то, что терапевт сначала должен побеседовать с пациентом о его долгосрочных планах и жизненных приоритетах. Ведь именно от этого должны зависеть краткосрочные цели человека. Прежде всего, ему нужно разъяснить, что основной целью любого живого существа является выживание. Все животные и люди получают удовольствие от того, что способствует продлению рода и выживанию, например, еда, секс и т.д. Процессы, которые вредят жизни, вызывают негативные ощущения (голод, холод или жара). Все эти ощущения переносятся на действия или ситуации, ассоциирующиеся с ними. Но у человека, страдающего каким-либо видом патологической зависимости, появляется новый источник удовольствия, не предусмотренный природой. В результате больному становятся ненужными природные радости, он ставит перед собой цель получение наслаждения искусственным путем, что вредит его здоровью и выживанию. Терапевт должен убедить наркомана или алкоголика, что при определенном желании он сможет достичь правильных целей, что позволит избавиться от депрессий и мучительного возвращения в реальность. Поднять настроение естественным способом возможно, если улучшить качество собственной жизни, повысить самооценку и «подняться» в глазах окружающих. Психотерапевты составляют для пациентов с зависимостями «карту желаний». Это схема, где указывается взаимосвязь базовых ценностей, необходимых для выживания, с инстинктами и сложными суммарными ассоциациями. На этой карте, кроме всего прочего, указывается, каким именно образом зависимость вредит долгосрочным планам и не позволяет получать полноценное удовольствие от жизни. Используя данную методику, можно избавить пациента от большинства пагубных привычек, например, обжорства, игромании или интернет-зависимости.

Эффективность когнитивной психотерапии в лечении этих тяжелых психических расстройств достаточно высока, это подтверждают многочисленные исследования в данной области. Когнитивная и поведенческая терапия способна в несколько раз снизить вероятность развития рецидивов заболевания.

Кому подходит такая психотерапия?

Такой вид психотерапии подойдет людям с хорошим чувством юмора, тем, кто любит прямоту, динамичность и сильные ощущения. Есть пациенты, которых даже обижает, когда с ними работают недостаточно жестко. Считается, что этот метод хорош для лечения зависимостей, а также для людей, переживающих бессмысленность своего существования. И, напротив, слишком ранимым, сентиментальным людям, склонным к суицидальным попыткам, такой метод может быть противопоказан. Решение в таком случае принимает как психотерапевт, так и сам пациент.

Итак, техника психиатра и психолога Фрэнка Фарелли является вполне действенным и результативным методом, содержащим множество стратегий и тактических ходов, она выстроена на базе комичных и гротескных преувеличений и подойдет в первую очередь людям, ценящим исцеляющую силу смеха.

Линии поведения в процессе терапии

Во время проведения провокативной терапии можно выделить пять линий поведения клиента:

Утвердительное поведение, при котором вырабатывается навык уверенности в себе.

Сам Фрэнк Фарелли так объясняет эту позицию: «Люди позволяют вытирать о себя ноги, изображая половичок, а когда их провоцируешь, они издают человеческие звуки». Иными словами, вызывается ассертивное поведение.


Giphy

Самоутверждающее поведение, при котором клиент начинает убеждать себя в собственной значимости.

Провокативный терапевт подпитывает негативное отношение клиента к себе, и он в свою очередь начинает доказывать обратное.

Реалистичная и адекватная самозащита или, иными словами, самооборона.

Человек учится себя защищать в реальных условиях.

Психосоциальное испытание реальности, при котором клиент учится различать, что он ощущает на самом деле от того, что он себе представляет.

Он «примеряет» на себя модели поведения в реальной жизни, узнавая «что к чему». «Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даешь», — говорит об этом Фрэнк Фарелли.


Фото автора Kenneth Gorzal Surillo: Pexels

Позитивное сообщение — демонстрируется теплота, дружеское отношение, любовь к клиенту.

Не стоит забывать, что данный метод могут использовать только профессионалы, так как один из главных этических принципов психотерапии – не навреди.  Если этот метод применяет специалист без должной подготовки, или он не учитывает индивидуальные особенности и психологические ресурсы клиента, то это может закончиться плачевно.

Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии

Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.

Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:

  • техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
  • техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.

На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.

Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.

Как делают мануальную терапию позвоночника

Мануальная терапия — это способ лечения только руками. Методика развивалась на протяжении 150 лет, поэтому врачи разработали множество техник:

Манипуляционная техника – это не сильные, короткие толчкообразные движения, восстанавливающие подвижность суставов в области крестца и позвоночника.

Мобилизационная методика – это движения, способствующие мягкому вытяжению позвонков и наклонам позвоночника. В результате проходят отеки, суставы обретают нормальную подвижность, восстанавливается кровообращение.

Мягкая техника — улучшает тонус мышц, снимает боль, напряжение, лечит связки. Резкие движения отсутствуют. Связки и мышцы становятся более подвижными.

Мы описали основные техники, но есть еще дополнительные:

  • акупунктура;
  • акупрессура;
  • краниосакральная терапия;
  • миофасциальный релиз;
  • прикладная кинезиология;
  • шиацу;
  • лимфодренаж.

Нарушитель границ

Вы идете на еженедельные встречи к психологине, как к старой доброй подруге, чтобы перемыть все косточки вашим бывшим. Или старательно наряжаетесь для встречи с симпатичным психотерапевтом, потому что немного в него влюблены (кажется, он отвечает взаимностью: иначе к чему эти двусмысленные замечания?) — ну а почему бы и не совместить полезное с приятным?

Знаете что? Все эти замечательные люди — неважные профессионалы, если допускают подобное. За десятилетия практики профессиональное сообщество выработало этические нормы, которые четко регламентируют общение между клиентом и консультантом во время приема и вне его.

В России принят этический кодекс психолога. Работу психотерапевтов регулируют профессиональные ассоциации, в которых они состоят или проходили обучение: например, Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии или Европейская ассоциация гештальт-терапии.

В деталях этические кодексы терапевтов разных направлений могут различаться, например, в психоанализе терапевт — это нейтральный наблюдатель, а в гуманистическом подходе он всегда на стороне клиента. Но есть и универсальные правила:

Недопустимо дружеское общение за пределами консультаций.

Прикосновения возможны в исключительных случаях.

Секс с клиентом — табу. Хотя такие истории случаются сплошь и рядом. Как должен вести себя профессионал, когда клиентка откровенно пытается его соблазнить, отлично показано в сериале «В терапии» (спойлер: абсолютно невозмутимо и при этом эмпатично).

Недопустимо, если психолог/психотерапевт — друг члена семьи и консультирует «по знакомству». Хотя на практике это тоже часто случается. Более того, если один из членов семьи уже ходит к специалисту, он не может параллельно консультировать кого-то еще из той же семьи (во избежание предвзятости). Исключение — семейная терапия, в которой семья рассматривается как единая система.
Этический кодекс считает подобные случаи «конфликтом интересов» или «использованием профессиональных отношений в личных целях». У консультанта или терапевта особая роль, и терапия перестает работать, если она подменяется какой-то другой ролью: друга, учителя, любовника. Задумайтесь, станете ли вы платить 5000 рублей в час за советы подруги?

  • Нарушение этики происходит, если психолог много и увлеченно говорит о самом себе. В гуманистическом направлении допустимо самораскрытие, но в очень умеренных дозах и с конкретной целью — например, поддержать клиента в его переживаниях. Рассказы о собственных страданиях психолога не должны забирать у клиента время.
  • Фривольное отношение к конфиденциальности — еще один вариант нарушения границ. Разглашение личных данных с позиции закона — преступление. Без согласия клиента недопустимо делиться информацией о нем даже с его родными. Многие психологи/терапевты ведут блоги, где делятся подробностями своей работы, — это тоже должно происходить с согласия клиента и без указания личных деталей, по которым его могут узнать (например, имени, места работы).

На грубое нарушения этических норм можно пожаловаться в профессиональную ассоциацию, в которой состоит ваш специалист. Она может приостановить его членство, а в самых серьезных случаях — инициировать судебное разбирательство.

Как появился метод провокативной терапии

Занимательна и история зарождения метода провокативной терапии.  В психиатрической клинике Фарелли буквально измучился, пытаясь поднять самооценку одному из пациентов-шизофреников.

И как-то его терпение не выдержало, и он сказал своему пациенту, что тот действительно является никчемным и безнадежным человеком. И тут Фрэнк получил, к своему удивлению, то, чего так долго добивался. А именно – оппозиционное поведение и протест от пациента: он пытался доказать врачу обратное.

Лучшая терапия. Френк Фаррелли.

Используя этот метод, психотерапевт заметил, что многие пациенты буквально возмущались, когда выслушивали от него то, что говорили про себя ранее и пытались ему доказать свою значимость. Это и послужило внедрением данного метода в практику, хотя изначально он выглядел как «запрещенный прием». Это стало эффективным и простым решением многих психологических проблем: использовать провокацию, как действенный инструмент для оказания психологической помощи людям.

ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ ?

Стромстэд следующим образом отвечает на этот вопрос:

— Любого рода физическое, эмоциональное и/или психологическое насилие.

— Ранние детские болезни, трудные роды, дефекты при рождении, травмы тела, полученные на самом раннем этапе жизни.

— Другие травмы тела, включая несчастные случаи и хирургические вмешательства.

— Плохие ранние объектные отношения, где «отзеркаливание» родителями, так необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным.

— Неадекватные или нарушенные границы в межличностных отношениях членов семьи.

— Чувство стыда и критика, которые родители проецируют на ребенка (когда взрослые не в ладах со своим телом). Также эти чувства могут быть вызваны отвергающим или вторгающимся родителем.

— Раннее оставление или игнорирование ребенка. Ощущение ребенком того, что его тело или качество его жизненности не соответствует культурному идеалу или семейному паттерну-стилю.

— Религиозное обесценивание чувственности, потребности и роли тела как наиглавнейшей основы нашего восприятия, точки зрения и доступа к миру ощущений.

— Выживание в катастрофах, таких как холокост, стихийные бедствия, войны. (см. T.Stromsted «Re-inhabiting the female body» / Somatics(r). 1994-1995. V.10. N1. P.18-27.)

Итак, ТДТ — это огромная область. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением являются только ограничения самих танце-терапевтов (в зависимости от их специализации).

В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание — классификация по DSM IV-R); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки — специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.

Начинает развиваться работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми-инвалидами, беженцами.

ТДТ в России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской танце-терапевтической ассоциации (ADTA), Европейской рабочей группы по профессиональному развитию ТДТ (это совет руководителей 12 учебных ТДТ-программ в Европе) и Международной ассоциации терапий творческим выражением (IEATA). С 1995 года существует 4-летняя обучающая программа по ТДТ и в Москве. В 1999 году открылась ТДТ-специализация в Институте практической психологии и психоанализа.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ

1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта аксиома то, что тело — зеркало души, а движение — это выражение человеческого «Я». Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.

Следовательно, задача терапии — достичь самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.

2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

Таким образом, задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.

3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.

Задача — найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.

4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово «процесс» подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.

Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.

Задача: следуя процессу человека (можно сказать, его психосоматическому Дао), танце-терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении — человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологического здоровья).

5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

Задача: развитие самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.

Для достижения терапевтических целей поведение пациента выстраивается по следующим схемам:

  1. Пациента провоцируют на общение с психотерапевтом.
  2. Пациента провоцируют как на вербальную реакцию, так и на действия, зачастую противоречащие ей.
  3. Пациента провоцируют на обе реакции, где вербальная – средство выражения поведенческой реакции.
  4. Пациент показывает психотерапевту явные свидетельства своего поведения, как результата уже усвоенных объединённых реакций.
  5. Пациент вступает в фазу самоутверждения, доказательства своей способности к самозащите, адаптируется к социальной среде и может вступать во взаимоотношения с другими вне терапевтических отношений.

Важной техникой провокационной терапии также является конфронтация. «Конфронтация негативного моделирования» – терапевт действует, подражая клиенту, особенно копируя его манеру говорить и высмеивая те аспекты жизни, которые являются самыми болезненными для клиента

Туда же относятся: «объяснения» или отказ от интерпретаций, подведение абсурдных теоретических объяснений; противоречивые сообщения; перечисления – терапевт заставляет клиента составить перечень причин и данных его поведения, а сам принимает в этом участие, с целью выяснить возможные причины заболевания и вызвать реакцию клиента.

Если во время сеанса клиент не смеется хотя бы часть времени, терапевт не лечит его провокацией, а его действия могут иметь разрушительный эффект. Способность смеяться, в данном случае – показатель благополучия, равновесия чувств, а также чувства реальности. В терапии юмор используется для внезапного сбивания клиента с толку, обхождения и преодоления защиты, вовлечения в общение и, в целом, сближения клиента с терапевтом, чтобы сделать процесс терапии более переносимым и приятным.

Виды панцирей

Различные эмоции, страхи, желания, проблемы проявляются на разных уровнях. То упражнение, которое ты только что выполнила, заковало полностью голову и грудь. С точки зрения телесно-ориентированного терапевта, панцирь образовался на уровне глаз, рта и грудной клетки. А теперь давай подробнее рассмотрим, что это значит.

Глазной

Защита формируется из-за переживания сильных страхов. Человек не может с ними справиться. Это может быть боязнь узнать что-то плохое о себе, ожидание низкой оценки со стороны других, страх совершить ошибку, тревога из-за того, что в очередной раз может подкинуть окружающий мир.

Определить зажим можно по бегающим глазам, взгляда исподлобья, насупленным бровям. Сам человек жалуется на боль в голове, проблемы со зрением, невозможность расплакаться.

Фото автора Karolina Grabowska: Pexels

Оральный

Блок охватывает всю нижнюю часть головы, включая рот, подбородок, горло, затылок. Возникновение панциря связано с отсутствием доверия, страхом жизни, подавлением сексуального желания, агрессии.

Внешне проявляется сжатыми челюстями, висящей нижней челюстью, покусыванием губ. Внутренне человек может жаловаться на боли в голове, неприятные ощущения в горле.

Шейный

Возникновение этого блока связывают со страхами проявить гнев, показаться слабой, сказать что-то лишнее. Проявляется тихим голосом, частым кашлем, судорожным глотанием, стремлением завернуться в шарф. Человек жалуется на ощущение кома в горле, ангину, боли в шее, особенно в том месте, где позвоночник входит в череп.

Грудной

Нетрудно догадаться, что в панцирь облекается вся грудная клетка, лопатки, плечи; зажимаются и руки с кистями. Появление связано со страхами, гневом, агрессией, неспособностью или нежеланием проявить свои чувства, показать нежность, слабость.

На этом уровне находится любящее сердце; руками ты обнимаешь, поддерживаешь окружающих – с зажимами, однако, это сделать не удастся. Внешне панцирь проявляется в ограниченности движения плечевого пояса, сжатых ладонях, резких движениях рук. Внутренние проявления – боли в воротниковой зоне, области сердца, невралгия, проблемы с дыханием, болезненность.

Диафрагма

Уровень охватывает область солнечного сплетения, мускулатуру поясничного отдела позвоночника, саму диафрагму. На этом уровне происходит регулировка дыхания, отделения груди от живота, кишечника. В обычной жизни ты не чувствуешь, как работают мышцы диафрагмы. Но любое сильное переживание страха, внутренней боли, глубокого разочарования, гнева заставляет их напрягаться.

Внешне проявляется выгнутостью позвоночника; у женщин характерный признак – очень плоский живот, в котором, как кажется, нет места даже для внутренних органов.

Фото автора Michelle Leman: Pexels

Внутренние признаки – невозможность вызвать рвоту, даже когда это нужно сделать. Ощущение тяжести.

Живот

Уровень охватывает всю область пояса, в том числе позвоночник. Защита возникает из-за страха агрессии, нападения. Человек закрывается от внешнего мира, пытается создать броню вокруг самой мягкой и незащищенной части тела. Еще одна теория – надломленность. После большого количества сильных переживаний человек теряет внутреннюю силу, теряет способность решать проблемы.

Внешние признаки – боязнь щекотки, стремление вдавить в себя живот, спрятать его. Зажим проявляется расстройством кишечника, проблемами в поясничной области.

Тазовый

Связан этот блок, прежде всего, с ограничением сексуального желания. С другой стороны, неудачной попыткой регулировать свои отношения с окружающим миром.

Внешне выражается вытянутым назад тазом, напряжением ягодичных мышц. Внутренне – дискомфортом и проблемами половой системы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: