Нарушения психического развития детей

Другие статьи по теме:

  • Электронная заявка
  • Методы диагностики
  • Детская реабилитация. Восстановление движений
  • Детская реабилитация — ЗПР у детей

*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.

От стратегии констатации хода развития к социальному конструированию детства

Современная психология развития и возрастная психология давно преодолели барьер внедрения научных достижений в практику обучения и социализации ребенка. Ярким примером могут стать образовательные и социальные проекты, реализация которых существенна для определения содержания и динамики психического развития ребенка различного масштаба: от модернизации институтов социализации, проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – до практики возрастно-психологического консультирования. Социальное конструирование детства, все более отчетливо осознаваемое обществом как цель, результат и течение социальных процессов и явлений различных уровней, порождает новый образ будущего детства в нашем обществе, в его преемственности и инновациях.

Методологической основой перехода к стратегии социального конструирования детства является культурно-деятельностная теория развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин), обеспечивающая переход от констатации стихийного характера психического развития ребенка к целенаправленному конструированию детства и компенсации рисков его развития. Для реализации новой стратегии необходимо последовательное решение взаимосвязанных задач:

  1. Определение ценностно-целевых социальных установок в отношении детства, другими словами, определение того, каким общество хочет видеть детство и ребенка.
  2. Составление прогноза развития детства как необходимого условия его конструирования с учетом социальных требований и внутренней логики онтогенетического развития ребенка. Прогноз развития детства должен быть условно-вариантным, учитывающим связь ресурсного обеспечения условий развития и его вариантов.
  3. Создание условий, обеспечивающих структуру и содержание детства, отвечающего целевым и ценностным установкам общества. Такими условиями становится создание оптимальной социальной ситуации развития как источника развития с учетом специфической роли каждого из ее контекстов (семьи, школы, группы сверстников) и возрастной стадии; новых форм сообществ и социальных практик для выстраивания связи и преемственности между миром взрослых и миром детей; проектирование и организация различных видов деятельности ребенка, форм посредничества, сотрудничества и совместности, в которых автономия / самостоятельность и свобода выбора согласуются с руководством, направленным на инициирование и реализацию общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.

Проблема, о которой стыдно молчать

Послушай одну занятную историю. В 80-х годах одной моей знакомой удалось побывать заграницей. С ее слов, на тот момент, больше всего ее удивило, то что там очень много детей-инвалидов. «В нашей стране их столько нет» — были ее слова по приезду. На самом деле это было не так.

К сожалению, наше общество старалось таких детей прятать. С ними не ходили на детские площадки, в зоопарки, на спектакли, да даже просто в магазин. Старались сделать все возможное, чтобы никто не узнал о таком «позоре» семьи.

Сейчас времена поменялись, эту проблему пытаются решить на уровне государства. Но стереотипное мышление, доставшееся нам от предыдущего поколения мешает это сделать. До сих пор коррекционное образование считается чем-то постыдным. А учащиеся и воспитанники специальных учебных заведений – малолетними преступниками и отбросами общества.


Фото автора Sharon McCutcheon: Pexels

Родители таких детей долго не могут принять тот факт, что их дети особенные и им нужна квалифицированная помощь дефектологов. И что обратится за этой помощью – не стыдно! И к сожалению, упускают драгоценное время.

Знаменитый русский психолог Лев Семенович Выготский, который кстати, выделил специальную психологию, как отдельную науку, доказал, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья, не смотря на нарушения, проходит все те же стадии развития, что и нормотипичный ребенок. И чем раньше начинается коррекционная работа с ним, тем быстрее можно преодолеть недостатки его развития.

Да, возможно такие дети выглядят и ведут себя необычно, но в них нет никакой угрозы. Российскому обществу пора переосмыслить отношение к таким людям, признать их права и равные возможности.

При успешной коррекционной работе, люди, психическое развитие которых проходит по типу ретардации способны к социально приемлемому поведению и освоению ряда профессий. Они имеют право жить счастливо в обществе, а не быть его изгоями. Надеюсь, ты теперь понимаешь, что таким людям нужна наша помощь, поддержка и принятие!

Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Суть проблемы

Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.

Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».

Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.

Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).

Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).

Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.

Причины

После нововведений в медицинскую практику, относящихся к проведению измерений и сбора антропометрических данных, учёные начали регистрировать и фиксировать явления акселерации. При этом они обнаружили закономерность, связанную с увеличением скорости роста и более ранним наступлением пубертатного периода у детей. Такое явление учёные стали именовать акселерацией, поскольку в дословном переводе это слово означает ускорение.

Процесс акселерации затронул всю территорию земного шара.

Также учёные отметили и ускорение темпов биологического созревания, о чём свидетельствует, например, более раннее прорезывание зубов.

Помимо того, существует воззрение, что в дальнейшем эскалация процессов акселерации будет наблюдаться в африканских государствах. При этом сегодня в большинстве стран отмечается резкое снижение темпов созревания и скорости роста.

Акселерация роста и развития имеет следующие причины: смешанные браки, миграционные процессы, урбанизация, поменявшиеся биологические ритмы существования, изменение рациона (так в 1812 году в среднем на одного индивида приходилось 14 кг мяса в год, в 1933 – 33 кг, в 1980 году – 60 кг); изменившейся температурный режим (современное отопление поддерживает температуру неизменной), гипервитаминозы (чрезмерное потребление витаминов, что ускоряет биохимические процессы), блага цивилизации, например, электричество, телевидение вследствие своего раздражающего воздействия и поддержания возбуждения в нервной системе, стимулируют созревание и рост, наследственные факторы.

Также, помимо выше перечисленных факторов, учёными выдвинуто ряд теорий, объясняющих возможные причины, спровоцировавшие появление описываемого явления.

Теория физико-химического воздействия объясняет возникновение данного явления влиянием радиоволновой, солнечной радиации, магнитного поля, космической радиации, экологической обстановкой, обусловленной высокой концентрацией углекислоты, спровоцированной ростом производства.

Теории факторов условий бытия объясняют данное явление алиментарными и нутритивными причинами, избыточной информацией, социальными факторами.

Акселерация развития детей и подростков может быть генетически обусловленной, например, наступать вследствие циклических биологических трансформаций, смешения популяций (гетерозис).

Акселерация

Ретардация как обратное акселерации понятие предполагает задержку или отставание в развитии. Следовательно, акселерация – это ускорение темпов роста и развития в детском и подростковом возрасте. Также сюда можно отнести быстрое увеличение объемов тела взрослых людей. На сегодняшний день выделяют два типа акселерации: внутригрупповую и эпохальную. Первая – это ускорение темпа развития некоторых детей и подростков в определенных возрастных группах. Эпохальной акселерацией называют быстрое физическое развитие современных детей в сравнении с предшествующими поколениями.

Особенности психического развития детей с ретардацией

Запаздывание или приостановка психического развитии в психологической науке называется ретардацией. Именно данным феноменом можно объяснить особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития и расстройствами аутического спектра. Такие дети характеризуются нарушениями речи или ее отсутствием, интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, особенностями поведения.

О психической ретардации

Ретардация может быть тотальной и частной. В первом случае говорят о запаздывании или приостановке всего психического и личностного развития в целом. Во втором же случае – это запаздывание или приостановка развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности.

Остановимся подробнее на диагнозах детей, у которых психическое развитие проходит по типу ретардации:

  • Задержка психического развития – временное замедление темпа развития психики и интеллекта;
  • Умственная отсталость – стойкое снижение познавательной деятельности и развития психики вследствие органического поражения головного мозга;
  • Расстройства аутического спектра (РАС) – нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных функций. В большинстве случаев сочетается с интеллектуальными нарушениями. Также часто характеризуется асинхронностью развития. Ребенок с РАС может быть одарен в математике или изобразительном искусстве, но при этом у него может вызвать трудности такие простые вещи, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц.

Асинхронии и гетерохрония развития в детском возрасте

Асинхрония – искаженное диспропорциональное дисгармоничное психическое развитие, которое характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонии личности и психики в целом

П.К.Анохин рассматривает отличие асинхронии от физиологической гетерохронии, т.е. от разновременности созревания церебральных структур и функций.

Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии.

Каждая из психических функций имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития.

Асинхрония как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций (Анохин). Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии — разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования.

На ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи является в этот период ведущей координацией психического развития в целом. Речь, по выражению Выготского, характеризуется прежде всего гностической функцией, которая проявляется в стремлении ребенка «замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно». Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координации возникает на пути ее формирования. В патологии происходит нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется, фиксируется, зацикливается в своем развитии. Изолированной может оказаться не только поврежденная, но и сохранная функция, что происходит в том случае, когда для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, при тяжелых формах умственной отсталости (F70-F79) весь моторный репертуар больного ребенка может представлять собой ритмическое раскачивание из стороны в сторону, стереотипное повторение одних и тех же актов. Подобные нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие. Так, по данным Макфарлейн, «пик» детских страхов в норме ограничен сенситивными возрастами 3 и 11 лет. В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды (Злотович).

Клинические признаки

Важно понимать, что задержка психического развития не относится к серьезным диагнозам. Этот тип нарушения находится на промежуточном уровне между нормальным состоянием ребенка и патологией

У пациентов отсутствуют выраженные проблемы со слухом, речью, двигательной активности и эмоциональным состоянием. Основные трудности связаны с социальной адаптацией ребенка и его способностями к обучению. В отдельных случаях ЗПР может иметь собственные особенности проявления, но выделяют характерный комплекс клинических признаков, которые должны стать поводом для более детального обследования:

Недостаточность эмоционально-волевой сферы — первый симптом. Детям сложно выполнять необходимые задачи, в том числе бытовые, если они не приносят положительных эмоций и не вызывают интерес

Это может становиться причиной проблем с самообслуживанием.
Нарушение внимание — типичное проявление ЗПР. У детей наблюдаются сложности с концентрацией даже на короткий период времени, неспособность к выполнению одновременно нескольких задач

Часто этот симптом развивается в комплексе с повышенной двигательной активности и эмоциональным перевозбуждением. Такой комплекс выделяется в отдельный диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Нарушение восприятия — еще один признак ЗПР. Ребенок может идентифицировать знакомые предметы, но ему бывает сложно их узнавать в неизвестной обстановке. Также могут проявляться сложности с ориентацией в пространстве. Полноценная работа с пациентом может частично улучшить ситуацию или даже полностью избавить от подобных нарушений.
Дефицит памяти имеет характерную особенность — дети хуже воспринимают и запоминают вербальный материал. Если дать им возможность усваивать новую информацию через зрительные образы либо текст, разница между прогрессом у детей с ЗПР и без этого диагноза будет отсутствовать либо окажется несущественной.
Проблемы речи проявляются по-разному. Легкая степень ЗПР характеризуется незначительной задержкой речи с сохранением ее качества. Однако, в тяжелых формах наблюдается значительное отставание от сверстников, нарушение лексической и грамматической составляющей.
Нарушение мышления касается всех форм этого процесса. У детей проявляются сложности с логикой, анализом, сравнением и обобщением фактов. Это можно диагностировать при выполнении различных логических задач.

Клинический институт мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и адаптации детей с задержкой психического развития. Стоит понимать, что этот диагноз не будет препятствием к посещению детских общеобразовательных учреждений, работе в коллективе и другим видам социальной активности. Полноценная работа может полностью устранить все различия между детьми без нарушений и пациентам с ЗПР, а их успехи в обучении будут практически одинаковыми.

Наследственные ретарданты и социальный фактор

В основном к моменту окончания процессов роста ретарданты не отстают по этому показателю от своих сверстников, просто средних величин они достигают на один-два года позднее

Если принимать во внимание, что ретардация в психологии – это замедление роста и развития, то для полного рассмотрения проблемы следует определить причину данного явления. Если отставание происходит в результате наследственного фактора или после перенесенного заболевания, то, как правило, наблюдается временная задержка роста, и после окончательного выздоровления темпы роста ускоряются, то есть генетическая программа реализуется за более короткий период. Негативное влияние на рост и развитие ребенка может оказывать и социальный фактор

И это не столько невысокий материальный доход, сколько негативный эмоциональный микроклимат в семье или в детских учреждениях. Установлен факт, что дети, воспитывающиеся в школах-интернатах, в детских домах или в условиях дефицита внимания со стороны родителей, отстают в развитии на полтора-два года от своих сверстников

Негативное влияние на рост и развитие ребенка может оказывать и социальный фактор. И это не столько невысокий материальный доход, сколько негативный эмоциональный микроклимат в семье или в детских учреждениях. Установлен факт, что дети, воспитывающиеся в школах-интернатах, в детских домах или в условиях дефицита внимания со стороны родителей, отстают в развитии на полтора-два года от своих сверстников.

Одаренные дети и особенности их социальной адаптации

Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным развитием ребенка и выраженностью более специальных способностей. Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и от характера деятельности.

Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности.
Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой — легко складывает в уме пятизначные числа, третий — высказывает мысли, достойные философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают проявления ранних и ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость в занятиях любимым делом.

Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий ученых и учителей. На одном из таких обсуждений А.В. Петровский отмечал, что одаренность детей была всегда, но на фоне научно-технических достижений, интеллектуального, художественного и физического развития блеск «вундеркиндов» как бы потускнел, но яркие проявления детской одаренности по-прежнему существуют. А.В. Петровский подчеркивал, что, как правило, такие дети легко переносят ускоренное, бурное развитие своих способностей, и, объясняется это тем, что на решение задач, стоящих перед ними они затрачивают меньше сил. И еще нельзя забывать о положительных эмоциях от успеха, чем прекрасно компенсирует энергетические затраты. И еще в чем выразилась озабоченность А.В. Петровского — поддерживая проявления ярких способностей, нельзя упускать из виду формирование личности.

Н. Лейтес, который больше исследовал одаренных интеллектуалов, отмечая, что истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. У каждого нормального ребенка обязательно бывают периоды, когда он делает, казалось бы, необычайные успехи. Так, отмечает Н. Лейтес, что все малыши очень чутки к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная сила воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных детей позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный жизненный старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях. Н Лейтес подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил себя как можно ярче в раннем детстве. Н

Лейтес заметил одно важное обстоятельство в развитии одаренности, выделяя как бы рубеж между неодаренностью и одаренностью — потребность реализовать себя

Он обращал внимание на то, что побудительная сила такой потребности отличает истинно одаренного и талантливого, и что это важно поощрять

Л. Венгер, участвуя в дискуссии, в развитии одаренности многое связывал с возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую предопределенность видел только в темпах усвоения умений, знаний.
Изучение одаренности имеет длительную историю и, тем не менее, терминология еще не вполне установилась и имеет несколько различных значений. Указывая на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком уровне умственного развития и многих других особенностях.

Воспользуемся термином «одаренность» в наиболее употребительном его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых — общих и специальных. У некоторых детей и взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и одаренными.

Период раннего детства.

    В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: «ребенок – предмет – взрослый».

    Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

    В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит  сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» — главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

Высшие психологические защиты

Высшие психологические защиты называются так, потому что человек, использующий их — зрелая личность — не скрывает от себя часть реальности, не маскирует негативные чувства, а перерабатывает их безопасным для себя и общества способом и перенаправляет негативные импульсы не на себя, не на других, а без жертв и разрушений в созидательную деятельность, приемлемую и одобряемую.

К высшим психологическим защитам относится сублимация и юмор. Разберём и их.

1. Сублимация

Защитный механизм психики, благодаря которому негативная энергия, направляется в другое социально приемлемое русло. Этот способ помогает пережить стресс, комплексы, отрицательные эмоции, снять внутренний конфликт и найти выход негативу, обычно, в форме физической активности или в творчестве.

Например, человеком овладел сильный гнев, ярость, он не начинает крушить всё кругом или резать себе руки, он:

  1. Осознаёт и принимает эти чувства.

  2. Идёт в спортзал, на пробежку или просто прогуляться.

Человек потерял близкого, он не пытается отгородиться от горя, не топит себя в алкоголе, а, например, пишет роман, выплёскивая всю боль и горечь на бумагу.

Отличный фильм на тему «Под покровом ночи» Nocturnal Animals Тома Форда (!имейте в виду, фильм содержит довольно травмирующие сцены насилия!)

2. Юмор

Юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности.

Нервные смешки и зашучивание ситуации могут использоваться при любом из незрелых видов защит. Если человек рассказывает, как его избивал отец и при этом весело смеётся — это не юмор, как защита, это «идентификация» или «реактивное образование». Как понять, что это так? Обычно окружающим становится неловко от такого рода «юмора», человек выглядит немного (или даже сильно) не адекватно контексту.

Разница между зрелой и незрелой защитой, как мы говорили в том, что человек не отгораживается от реальности, он принял и переработал травму. Он способен признать, что отец вёл себя, мягко говоря, не лучшим образом, не отрицая его вины и не обесценивая свой ущерб.

Используя зрелый юмор, человек ничего не отрицает, и никого, в том числе себя, не высмеивает, он «разглядывает» ситуацию под различными углами, видит её объёмной, выявляет, в том числе, комическую сторону произошедшего. И именно это помогает ему справиться с напряжением, разрешить внутренний конфликт, выйти из стрессовой ситуации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: