Что такое сенситивный тип характера и основные черты этой акцентуации

Основные акцентуации

Акцентуация характера – это психологический термин, который описывает наиболее отличительные черты. 

Чувствительный тип личности – это акцент, который выделил психолог Личко. Характерные черты:

  • повышенная мягкость, ранимость и чувствительность;
  • доброта; мечтательность;
  • завышенные требования к себе;
  • заниженная самооценка;
  • застенчивость;
  • невозможность отказать;
  • излишняя исполнительность и целеустремленность;
  • склонность к замалчиванию проблем, обидчивости, плаксивости.

 Таким людям сложно найти себя в жизни и в обществе. Особенно, если человек – представитель «сильного» пола, так как в действие вступают стереотипы. Часто сенситивные люди становятся объектом насмешек, а затем и молчаливого избегания. Стоит отметить и наличие серьезно заниженной самооценки, вплоть до самоуничтожающих мыслей и обвинения себя во всех грехах.

Основные сферы интереса – красота, изысканность, искусство. Как правило, у этих людей хороший вкус и эстетическая точность.

Сенситивный тип личности

Кстати, среди детей чувствительный тип не встречается в чистом виде. Развитие акцентуаций происходит в более позднем периоде (14-19 лет). Ряд исследователей считают, что наличие любой акцентуации является отклонением от нормы.

Однако, сенситивность стоит принимать как одну из особенностей личности до тех пор, пока она не мешает вести качественный образ жизни: быть здоровой, строить счастливые отношения, продвигаться по карьере и т.д.

Пубертатный период

Для родителей подростковый период их ребёнка проходит практически незаметно. Имеется в виду отсутствие конфликтов, побегов из дома и бунтов, капризов.

А всё потому, что проявляется совершенно не так, как у остальных. Сенситивы просто становятся ещё более впечатлительными и самокритичными, им кажется, что они буквально недоразвиты и не дотягивают до уровня обычных нормальных людей.

Отчего полностью погружаются в процесс самобичевания, размышления о своей нелегкой судьбе. Если взрослый попробует посягнуть на свободу или будет читать нотации – вместо взрыва эмоций, свойственного подросткам из-за гормональной перестройки, они попросту закроются ещё больше в себе, проведя весь вечер в слезах и испытывая отчаяние.

Что такое сензитивные периоды

Сенситивные периоды – это отрезки онтогенеза, на которых личностная восприимчивость к явлениям и событиям жизни резко повышается. Это означает, что на протяжении жизни отношение человека к людям и событиям может изменяться. Этот процесс не зависит от религиозной, культурной или расовой принадлежности человека. Наступление сенситивно-значимого периода обусловлено индивидуальными особенностями личности. На основе этого утверждения в науке сформировались такие подходу к обучению и воспитанию, как индивидуально-ориентированный и личностно-центрированный.

Вопросами изучения динамики впечатлительности на разных этапах онтогенеза занимаются возрастная психология, психофизиология и педагогика. Ученые установили, что признаки выраженности у ребенка такой черты характера как сенситивность, заметны уже в возрасте 1,5 – 2 лет. Маленькие сенситивы ведут себя нерешительно, когда в дом приходят гости, закрывают лицо ладошками. В группу сверстников идут неохотно, предпочитая оставаться рядом с мамой.

Малышка-сензитив

По мнению психологов, пик сенситивности как черты характера наблюдается у юношей и девушек в период подросткового возраста. Отчасти это связано с наступлением кризиса взросления.

Результаты психолого-педагогических и психофизиологических исследований помогают специалистам помогающих профессий определить приоритетные направления в развитии личности на том или ином периоде развития.

Возраст от 0 до 5 лет считается наиболее благоприятным для становлении речевой функции у ребенка. В период от рождения до 1 года у крохи формируются предпосылки к овладению родным языком. В возрасте 2 – 3 лет дети демонстрируют высокую чувствительность к звучащей речи. Это проявляется в том, что они быстро запоминают слова, стремятся многократно повторять их, соотносить с конкретным предметом. Именно поэтому психологи говорят о том, что с такими малышами будут эффективны занятия по изучению иностранного языка.

К моменту поступления в школу дети свободно общаются на родном языке, употребляют в речи слова в правильной форме, демонстрируют базовые знания грамматики и фонетики.

Период с 6 до 10 лет – это самый благоприятный период для формирования универсальных общеучебных навыков. В этом возрасте структуры мозга пластичны, благодаря чему дети быстро усваивают новые знания, учатся с интересом. Познавательный интерес и высокая учебная мотивация создают благоприятные условия для формирования письма, счетных навыков, становления абстрактно-логического мышления младших школьников.

В 10 – 15 лет наступает оптимальное время развития самопознания личности. Именно в этот период подростки активно пробуют себя в разных видах творческой деятельности, стремясь самореализоваться и заявить о себе. Благодаря подростковой романтичности, в этот период многие дети быстро осваивают базовые принципы игры на гитаре.

Кроме того, в период пубертата происходит формирование коммуникативных способностей, которые способствуют благоприятной социализации индивида

Именно в этом возрасте для индивида крайне важно быть принятым в коллектив сверстников. Поэтому подростки много внимания уделяют внешним атрибутам: одежде ,аксессуарам, прическам, ведь внешнее сходство способствует возникновению межличностной симпатии

Другими словами, в период подросткового возраста обостряется чувствительность сверстников к модели поведения товарищей. Каждый подросток стремится занять высокий социально-психологический статус в коллективе, поэтому не хочет выделяться на фоне товарищей, использует ту же атрибутику, которая считается модной в этой среде.

Впечатлительный подросток

Юность – это сензитивный период для профессионального и личностного самоопределения человека. В это время у молодых людей и девушек завершается формирование системы жизненных ценностей и нравственных ориентиров.

Те или другие способности, умения и навыки быстрее формируются у ребенка, когда он наиболее восприимчив к специально организованным обучающим воздействиям. Если же развивающие условия в тот иди иной сензитивный период не будут созданы, велика вероятность того, что социально и личностно значимые качества индивида не смогут сформироваться в полной мере. Так, если ребенка в возрасте 1 – 3 лет лишить возможности слушать родную речь, его навыки говорения не разовьются сами собой.

Ипохондрический

Сосредоточенность на субъективных негативных ощущениях, преувеличенно трагическое отношение к боли, желание долго и подробно рассказывать о ней врачам, медперсоналу, близким и соседям по палате. Мнительность насчет «побочных действий» лекарств, недоверие к врачам и диагностике. Последнее может сыграть положительную роль — ипохондрический пациент, как правило, проходит обследование несколько раз у разных специалистов. Это повышает достоверность исследований. Гипертрофированное желание излечиться сочетается с упадническим настроением, с неверием в успех и подозрениями медицинских работников в непрофессионализме. По этой причине ипохондрический пациент может бросить терапию.

Как проявляется лабильный характер

Наиболее характерными особенностями этого типа личности являются непредсказуемые реакции и частая смена настроения. Как правило, упомянутые особенности не поддаются какой-то логике. Здесь налицо проблема психологического плана, когда человек в определенной мере не способен к контролю над своими эмоциями и действиями.

В подростковом возрасте очень часто имеют место описанные выше проявления, что легко объяснить особенностями процессов взросления. Однако даже в таком возрасте имеется предел. Если подросток слишком подвержен частой смене настроения или его реакции совершенно непредсказуемы, выходят за рамки логики и морали, уже можно говорить о начальной стадии формирования лабильности характера.

Предвестниками формирования лабильного типа личности являются неадекватные реакции, а также изменения в настроении по причине несущественных факторов. К примеру, оторванная пуговица или внезапно начавшийся дождь могут привести человека в состояние тяжелой депрессии, которая сопровождается агрессивными выпадами или ярко выраженной меланхолией.

«Мрачное» состояние может резко сменяться приступами веселья с безудержным смехом из-за случайно вспомнившейся шутки или анекдота. Все эти признаки красноречиво говорят о наличии психологических проблем. На практике психологи часто встречаются с людьми, которые обладают лабильным характером. В ходе бесед специалисты, как правило, наблюдают несколько непоследовательных и спектрально противоположных смен настроения и тактики поведения.

Характерные черты акцентуации

Из негативных проявлений лабильности можно выделить:

  • резкие спады настроения
  • склонность к проявлению агрессии, драчливость
  • приступы истерии, которые могут сопровождаться безудержным смехом или плачем
  • сниженный самоконтроль
  • конфликтность
  • чрезмерная вспыльчивость

Поведение человека с лабильным характером, качество его сна, работоспособность, концентрация внимания, наличие аппетита – все это напрямую зависит от того, в каком настроении он пребывает в конкретный момент.

Несмотря на то, что лабильный человек имеет множество негативных качеств, его отличают и такие черты характера, как искренность и добродушие

Например, когда человек выбирает себе друзей, он ориентируется на то, насколько хорошо и правильно друг сможет реагировать на его частные смены настроения. К своим друзьям человек с лабильным характером очень крепко привязан психологически. Благодарность и лесть со стороны окружающих воспринимается им положительно, но без проявления эгоизма и самолюбования.

Классификация смежных типов личности

Чаще всего сенситивность ассоциируют с меланхолическим типом личности, поскольку он тоже отличается излишней эмоциональностью, длительностью переживаний, тревожностью.

Также сенситивность соотносят с шизоидной акцентуацией, которая бывает 2 видов:

  1. Экспансивно-шизоидная

Для экспансивного шизоида характерна холодность, грубость, он безразличен к окружающему миру. Однако, все это – психологическая защита, за которой скрывается глубокая неуверенность в себе, страх отвержения.

  1. Сенситивно-шизоидная

В отличие от экспансивных, сенситивные шизоиды открыты, ранимы, чувствительны к критике. Им свойственна мечтательность, романтизм, интеллектуальная направленность. Любая мелочь может их расстроить, вызвать бурную эмоциональную реакцию. Они обидчивы, слезливы.

Периоды развития

Известный итальянский педагог, специализирующийся на вопросах раннего развития личности , Мария Монтессори. Она выделила следующие ключевые сенситивные периоды, которые проходит любой индивид:

  1. Развитие речи (0-6 лет). До года ребенок еще не разговаривает с окружающими, но активно контактирует с ними доступными ему способами. В это время большое значение имеют близкие эмоциональные связи, которые помогают познавать окружающий мир.

    С года до трех лет происходит активное освоение языковой речи, словарный запас малышей постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются. С трех до шести лет значительно улучшаются разговорные навыки, появляется интерес к чтению и письму. Многие дети в возрасте 6 лет уже умеют неплохо читать и писать печатными буквами отдельные слова или короткие предложения.

  2. Восприятие порядка (0-3 года). Для детей порядок в их жизни имеет гораздо большее значение, чем для взрослых. Ежедневные ритуалы, правила поведения, одинаковое расположение вещей в шкафу и в комнате , все это дает малышам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Внешний порядок в сознании детей напрямую связан с внутренним спокойствием. Любые непредвиденные ситуации, изменение привычных ритуалов являются для детей стрессом. По этой причине именно в возрасте трех лет чаще всего наблюдаются истерики, капризы. Большинство сцен, которые устраивают дети своим родителям, являются не проявлением характера, а реакцией на изменение привычного порядка вещей.
  3. Сенсорное развитие (0-5,5 лет). Обоняние, осязание, вкусовые ощущения развиваются естественным образом. Совершенствование этих навыков может происходить при содействии взрослых. Детям полезно ощупывать ткани и изделия разных фактур, слушать музыку, изучать окружающие предметы, пробовать разные блюда и т.д. Чем богаче палитра ощущений, которые переживает маленький человек, тем более разностороннее развитие он получает.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5-6,5 лет). Все специалисты сходятся во мнении, что игры с мелкими предметами прекрасно развивают мелкую моторику детей. В свою очередь, от развития мелкой моторики напрямую зависят речевые способности. Малыши уже в раннем возрасте неосознанно тянутся к пуговицам, горошинам и прочим небольшим по размеру объектам, желая пощупать их собственными руками и рассмотреть со всех сторон. Подобные игры с миниатюрными предметами должны проводиться только под наблюдением взрослых. Также можно максимально обезопасить ребенка , продеть мелкие бусины через нитку, пришить пуговицы разных размеров к лоскуту ткани и т.д. В данный период большую пользу приносят конструкторы, которые помогают детям определить связь между целым и частью.
  5. Развитие движений и действий (1-4 года). Двигательная активность играет ключевую роль в полноценном развитии психических функций у детей данного возраста. Во время движения обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга. По мере взросления ребенок начинает лучше координировать свои движения, осознает свое тело. Большое значение имеют физические упражнения , бег, прыжки, балансирование, карабканье и т.д. Чем активнее проводит ребенок время в данный период свой жизни, тем лучше для него.
  6. Период развития социальных навыков (2,5-6 лет). До 6 лет формируются основы социального поведения. От того, какие культурные формы общения закладывают в малыша окружающие, зависит уровень его вежливости, воспитанности, уважения к другим людям. Дети подражают действиям и речи взрослых, поэтому большое значение имеет поведение родителей, которые являются для ребенка авторитетом.

Рекомендации

  • Чтобы повысить свою самооценку, следует заниматься теми делами, которые доставляют удовольствие, вызывают интерес. Обычно сенситивы стараются развить свои слабые места, отчего уходят в агрессивный спорт, пытаются построить карьеру, часто выступая перед публикой и так далее. Это называется гиперкомпенсация, то есть, человек словно пытается себе доказать, что он в силах справиться со своими слабостями, что он не трус. Если вам нравится читать книги, вышивать крестиком и играть на гитаре – уделяйте время этим занятиям, вместо прыжков с ненавистным парашютом, соревнований по боксу, борьбе и прочее.
  • Если ваш ребёнок обладает столь чувствительным характером, обращайтесь с ним аккуратно, закаливание и подготовка к суровой социальной жизни могут обернуться крахом, только усилив развитие фобических расстройств.
  • Работайте над своей самооценкой, её обязательно следует повышать. Тогда вы сможете достичь ощущения внутренней гармонии, уйдут терзания и тревога. Завышенные требования к себе не помогут стать лучше, а лишь приблизят появление невроза и других психических расстройств.
  • Учитесь опираться на свои чувства и желания, не подстраиваясь под чужие. Всем на свете не угодишь, а вот жизнь себе подпортить можно, задвигая собственные амбиции на задний план.
  • Дозируйте нагрузки такого ребёнка, иначе, совершив ошибку от усталости, он решит, что является неудачником. Избегайте чрезмерной опеки по отношению к нему, оставляйте возможность ему получать опыт, учиться чему-то. Так как, выполняя его работу, вы только подтвердите его идеи о ничтожности и неспособности самостоятельно справляться с трудностями.

Что такое сензитивные периоды

Понятие «сензитивность» связано с еще одним важным психическим явлением, на этот раз в возрастной психологии. Развитие человека – это прогрессивный процесс, он связан не только с физическим ростом и взрослением, но и с формированием новых психических функций, с овладением новыми видами и приемами деятельности. Наиболее ярко это проявляется в детстве.

Но, как заметили ученые, занимающиеся проблемами детской психологии, развитие хоть и поступательное, но неравномерное. Есть в нем периоды, когда психика ребенка наиболее чувствительна к воздействию окружающего мира и формированию тех или иных функций. Эти периоды в развитии и называются сензитивными или сенситивными.

  • Сензитивным периодом формирования речевых навыков является возраст от рождения до 5-6 лет. Именно от рождения, так как основы овладения речевой деятельностью закладываются у малыша с момента появления на свет (а возможно, и раньше). К 5-6 годам дети не только свободно разговаривают на языке, на котором с ними общаются родные, но и владеют правилами фонетики и грамматики, и даже начинают осваивать письменную речь.
  • 6-10 лет – сензитивный период для учебной деятельности. Дети в этом возрасте не только открыты всему новому, их мозг пластичен и восприимчив и к высшему типу мышления – абстрактно-логическому, понятийному. Младшие школьники также овладевают операциями со знаками (счет и письмо) и учатся рефлексивной деятельности.
  • Подростковый возраст – сензитивный период для самопознания, и завершается он формированием самооценки. Для этого периода также характерно развитие коммуникативных навыков и социальных функций.
  • Ранний юношеский возраст важен для формирования мировоззрения, системы жизненных ценностей и ориентиров.

Сензитивные периоды важны не только потому, что в это время формирование и развитие психических функций идет легче, но и потому, что отсутствие условий для развития в этот период может привести к серьезным психическим проблемам. Например, если у малыша в возрасте 1-4 лет отсутствует возможность овладения речью или с ним просто очень мало общаются, то у него, вероятнее всего, сформируется умственная отсталость. Если подросток лишен общества сверстников, у него будут серьезные проблемы в сфере коммуникации.

Профилактика сенситивности у детей и взрослых

Ребенок сенситив требует дополнительного внимания. Чтобы не допустить усугубления патологических черт, достаточно придерживаться умеренного, демократичного стиля воспитания. Если говорить о конкретных мерах профилактики:

  • Достаточное количество любви и внимания.
  • Открытое проявление собственных чувств к ребенку. Это важная составляющая успешного развития молодого представителя психотипа.
  • Минимум наказаний. Строгая рациональность в выборе методов и поводов. Никакого физического и психологического насилия.
  • Привлечение ребенка к труду. Также достаточная мотивация.

Обязательное привлечение к деятельности в области искусства.

Детство

Сенситивных детей называют обычно «домашними», а всё потому, что они не стремятся проводить свободное время с шумными и активными одногодками. Тем более, не играют в подвижные игры, во время которых можно пораниться, устать.

Они послушны, так как очень впечатлительны и ранимы, отчего тяжело переживают любую критику и неодобрение со стороны взрослых. Поэтому, чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, подстраиваются под любые правила и требования тех, с кем приходится взаимодействовать.

Понять, что ребёнок принадлежит к данной акцентуации характера несложно – он боится всего на свете. Начиная с темноты, одиночества и заканчивая боязнью разных животных, насекомых. У некоторых даже развивается кинофобия, то есть иррациональный неконтролируемый страх собак.

Они робкие и застенчивые, обычно прячутся за маму или папу при встрече с другими людьми. Если те к ним обращаются, то молчат и не смотрят в глаза.

Так происходит не потому, что им не интересно общаться, просто им в этот момент настолько непросто совладать со своими чувствами, что даже пары слов выдавить из себя не в состоянии.

Свободное время проводят за чтением, лепкой, рисованием. Любят возиться с малышами, учить их чему-то, переодевать, кормить и так далее.

На первый взгляд кажется, что они совершенно необщительны, но это не так. Люди, к которым они привыкли и могут доверять, имеют возможность познать всю глубину их внутреннего мира.

Особенности характера

Сенситивные люди чрезмерно чувствительны, поэтому достаточно часто переживают стресс, который постепенно разрушает их здоровье, как физическое, так порой и психическое. Например, именно среди данного типа акцентуаций наиболее часто наблюдаются фобии, психозы и депрессии.

Неприятные ситуации, которые они проживают, не усваиваются в качестве опыта, на который в дальнейшем можно опираться. А наоборот, служат неким ограничителем действий. Боясь повторения, они замыкаются в себе, отказываются рисковать и пробовать новое.

Очень требовательны к себе, за любую малейшую ошибку будут предаваться самокритике и самоуничижению. Поэтому любые неудачи воспринимают как конец света, долго и тяжело после них восстанавливаясь.

А вот успех приписывают лишь удачно сложившимся обстоятельствам, полностью обесценивая свои старания, которые вкладывали, чтобы его достигнуть.

Не любит больших компаний, предпочитая камерность, только тогда способен раскрыться в полной мере.

Если общаться с ним грубо, на повышенных тонах – обязательно закроется в себе и будет избегать в дальнейшем встреч с таким человеком.

У сенситивов сильно развита нравственность, на них наверняка можно положиться, долг свой исполнят несмотря ни на какие обстоятельства, за исключением моментов, когда пугаются публичности и так далее. Тогда могут сдаться, сбежать с места событий.

Обычно их не интересует алкоголь и наркотики, даже к курению относятся крайне негативно.

Возможно, потому, что в изменённом состоянии они не испытывают эйфории, а лишь ещё больше начинают себя винить за неправильное поведение, вредные привычки. А уровень самоуничижения и так достаточно высок, в отличие от самооценки.

В обществе такие люди считаются наиболее порядочными, честными, с развитым правосознанием и моральностью.

Подходящие профессии

Люди с повышенной сенситивностью испытывают трудности при работе в команде. Их эффективность в той или иной сфере труда гораздо выше, если они работают одни. Им не свойственно часто менять место работы, стремиться к быстрому продвижению по карьерной лестнице. В профессиональной сфере для них главное – это стабильность и комфортные условия труда.

Сезитивность обеспечивает успех индивиду в таких профессиях, как:

  1. Психотерапевт или психолог. Эта черта личности обеспечивает психотерапевту умение замечать и своевременно корректировать процессы в группе, анализировать установки и ценностные ориентации клиентов, оказывать клиентам помощь в решении внутриличностных конфликтов.
  2. Дизайнер. Повышенная чувствительность помогает человеку подбирать удачные цветовые решения, составлять композиции.
  3. Флорист. Умение считывать эмоциональное состояние человека по мимике и жестам поможет сензитиву составлять такие букеты, которые будут нравиться заказчику.
  4. Инженер. Склонность обдумывать мельчайшие детали поможет сензитиву учесть все нюансы при разработке сложного чертежа или проекта. Аналитический ум и обостренное чувство ответственности помогут человеку стать мастером своего дела.
  5. Фотограф. Умение видеть то, чего не видят другие, поможет сензитиву делать атмосферные фотографии. Его услуги будут пользоваться спросом.
  6. Художник, музыкант или писатель. Тонкая душевная организация впечатлительного человека станет источником вдохновения для создания шедевров живописи, музыки или литературы.
  7. Ветеринар, биолог или зоолог. Развитая интуиция и природная чуткость помогут сензитиву не только успешно лечить животных, но и получать удовольствие от своей работы.
  8. Бухгалтер, переводчик или финансист. Такие профессии требуют внимательности и сосредоточенности при работе со знаками. Эти качества у сенситивов хорошо развиты.

Что это такое?

Психологи давно заметили, что нельзя ко всем людям подходить с одним мерилом: то, что один считает нормальным, совершенно не вписывается в представления другого. Сенситивностью называют особенность личности, которая проявляется в повышенной чувствительности к определенным событиям, информации, переживаниям, свойственным только этому типу личности. Сенситивный ориентир у каждого психотипа свой. На основании общего представления о разности психологических типов личности была создана первая в мире типология, в основу которой легко учение об акцентуации. Это случилось в 1968 году. Немецкий психиатр Карл Леонгард предложил классифицировать всех людей по определенным типам в зависимости от их сенситивности.

Немецкий специалист утверждал, что примерно 50% населения – это акцентуанты, вторая же половина – люди нормальные. Таким образом, Леонгард считал акцентуацию определенным отклонением от нормы, впрочем, никак не мешающим человеку жить. В 1977 году советский психиатр Андрей Личко, взяв за основу типологию Леонгарда, создал свою типологию, которая предназначалась для диагностики психопатии в подростковом возрасте. Современная психиатрия определяет акцентуации как вариант нормы, но подчеркивает, что в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход и диагностика.

Леонгард выделил такие 12 типов акцентуации, как:

  • гипертимный – люди, которые жаждут деятельности и активности, постоянно нуждаются в свежих ярких переживаниях и эмоциях, большие оптимисты, всегда ориентированные на достижение успеха;
  • дистимический – типы заторможенные, переживающие, настроенные пессимистично, ожидающие подвоха и провала, часто апеллирующие к этическим нормам;
  • аффективно-лабильный – сочетает в себе признаки оптимиста и пессимиста, они взаимно неплохо уравновешивают друг друга;
  • аффективно-экзальтированный – возвышенный человек, высоко ценящий все чувственное, эмоциональная сфера для них на первом месте;
  • тревожный – боязливый, очень робкий, не желающий отстаивать точки зрения, покорный, податливый;
  • эмотивный – очень сострадательный, сопереживающий, участвующий в переживаниях других, мягкий и душевный человек;
  • демонстративный – очень самоуверенный, тщеславный, хвастливый, часто – лжец и льстец;
  • педантичный – человек, которому с трудом даются решения, но очень совестливый, человек с высокими идеалами, личными планками и требованиями;
  • застревающий – подозрительный, обидчивый, уязвимый, очень тщеславный с сильными и частыми колебаниями настроения;
  • возбудимый – очень вспыльчивый человек, которого ведут инстинкты.

Что касается сенситивности, то к сенситивным типам обычно относятся тревожные типы личности. Еще раз загляните в представленную типологию Леонгарда, станет очевидно, что сенситивные люди – это очень тревожные люди, которые боятся нового, с тревогой смотрят в будущее, часто застенчивые и очень впечатлительные, долго и мучительно переживающие неудачи. Сюда относятся застревающий, тревожный и частично дистимический тип акцентуаций личности. Значит ли это, что сенситивный человек болен. Не всегда, он просто обладает особенной чувствительностью, которая при неблагоприятных обстоятельствах, впрочем, вполне может стать заболеванием.

Что такое сензитивные периоды

В педагогике, педагогической и возрастной психологии есть определение сензитивный период – это временные рамки, когда какое-либо качество или психическое свойство развивается лучше. Периоды:

  1. 0-4 месяца. Ребенок реагирует на звуки, учится распознавать и воспринимать речь, совершать персональную двигательную активность (перевернуться, держать голову).
  2. 1-1,5 года. Начало развития языковых навыков, запоминание первых слов, звукоподражательные процессы.
  3. 2-2,5 года. Очень быстро накопление и расширение словарного запаса. Научение правильно выражать свои эмоции, чувства, желания. Первоначальное освоение грамматических норм родного языка.
  4. 2,5-3 года —  ребенок начинает думать и проговаривать свои мысли вслух. В речи может проскакивать некоторая эгоцентричность, но для такого возраста это считается нормой.
  5. 3,5-4 года. Ребенок употребляет словесные конструкции осознанно, способен вести осмысленную беседу, отвечать на вопросы.
  6. 4-4,5 года – умение использовать слова для решения проблем. Например, если ребенку хочется поиграть с чужой игрушкой, он уже не будет ее отбирать и драться, а сможет попросить ее.
  7. 5 лет – интерес к буквам и письменной речи. Ребенок учится распознавать буквы на письме, постепенно учится читать и писать.
  8. 5-6 лет – сензитивный период для освоения фонетики, грамматики и других языковых структур. Также в этом возрасте происходит начальное освоение правил письменной речи. Формируется любознательность и активность, ребенок подражает в поведении значимым взрослым.
  9. 6-10 лет – благоприятное время для учебной деятельности. Дети открыты для всего нового и непознанного ранее, мозг очень податлив и пластичен. Младшие школьники учатся считать и писать на более серьезном уровне, осваивают мыслительные процессы, логические связи. Появляется выраженное чувство долга, стремление к достижению успеха. Развиваются навыки коммуникации в коллективе.
  10. В подростковом возрасте у человека формируется самооценка, он начинает активно познавать себя и искать свое место в жизни. Также не менее активно развиваются навыки коммуникации и социального взаимодействия. В некоторых сферах жизни подросток экспериментирует с целью поиска себя. Периодически ему хочется вставать на лидерские позиции, например, в группе сверстников.
  11. Ранний юношеский возраст – сензитивный период для формирования жизненных ценностей, приоритетов и ориентиров. Человеку хочется быть ближе к людям, выстраивать коммуникации.
  12. Период ранней взрослости сензитивен для построения карьеры, любовных отношений, получения серьезного образования.
  13. Средняя взрослость характеризуется упорной работой над собой, ведением разнообразной и зрелой жизни. Семейные отношения, как правило, уже выстроены, человек испытывает удовлетворенность от них. Появляется желание обучать и воспитывать новое поколение.
  14. В позднюю взрослость человек оценивает общую картину прожитой жизни, подвергает ее спокойным, взвешенным оценкам. Учится принимать прожитую жизнь такой, какая она есть, примиряется с неизбежным, задумывается об уходе из жизни.

Признаки сензитивности и примеры

Признаки сензитивности обычно сопровождают характерологическое особенности человека. Если индивид сензитивен, то ему присущ ряд качеств.

Признак сензитивности. Пример из жизни.
Робость. Человек при сензитивности не проявляет решительности, активности, не ведет себя нагло. В большинстве случаев держится в стороне.
Самокритика. Сензитивные люди редко считают себя красивыми, успешными, умными или выдающимися. Комплименты принимают с трудом, чаще отшучиваются.
Низкая самооценка. Сензитивные люди могут считать себя хуже других, постоянно сомневаться в себе. Из-за этого они ведут себя зажато, нередко упускают интересные и перспективные возможности.
Склонность к длительным переживаниям. Обычный человек быстро забывает ссору, случайную оплошность или неловкую ситуацию. Сензитивный по этому поводу долго переживает, думает, что и как он мог бы изменить.
Повышенная эмоциональность. Сензитивный человек может расплакаться от умиления при виде котенка или разрыдаться во время прочтения романтической книги.
Застенчивость. Сензитивы редко сами проявляют инициативу, ведут себя раскованно или являются душой компании.
Комплекс неполноценности. Низкая самооценка и неуверенность в себе при сензитивности легко перерастают в комплексы, человек действительно перестает верить в собственную привлекательность, считает себя ужасным.
Страх перед новым. Сензитивные люди тяжело меняют место учебы или работы, для них перемены и новшества связаны с определенным стрессом.
Умение налаживать отношения с другими. Людям с повышенной сензитивностью свойственна уступчивость, тактичность, умение вставать на место другого человека.
Настрой на плохое из-за неудачного опыта в прошлом. Если у человека с повышенной сензитивностью один раз что-то не получилось, то в дальнейшем он будет настраивать себя на негатив, с трудом поверит в собственный успех.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность выделяется на определенном этапе личностного развития человека. Он становится более чувствительным к внешним воздействиям окружающей среды.

В период чувствительного, сензитивного возраста можно легко научиться чему-то новому. Конечно, сделать это можно будет и потом, но с куда большими усилиями и проблемами. Человек будет понимать, что возможность упущена, это будет давить на него.

Именно поэтому родители и учителя должны знать о сензитивных периодах, распознавать их характерные особенности, формировать у ребенка качества и навыки вовремя. Сензитивные периоды универсальны. То есть, у каждого человека они наступают в примерно одинаковое время, независимо от пола, национальной принадлежности, культурных различий.

Диагностика

Основой диагностики заболевания является выяснение базовой проблемы, которая послужила толчком для развития симптомов.

Непосредственно наличие нестабильности эмоциональной сферы выявляется врачом-психиатром.

Далее проводится обследование у терапевта, невролога, эндокринолога, кардиолога. При обнаружении проблем со здоровьем по одному из этих профилей упор делается на избавление от основного заболевания, послужившего стимулирующим фактором.

Основные методы обследования пациентов с психической лабильностью:

  1. Беседа. Типичные жалобы людей, страдающих от собственной эмоциональной неустойчивости: проблемы в общении с родственниками и коллегами, частые перепады настроения, плаксивость и истеричность, неспособность контролировать себя.
  2. Наблюдение. Посещение психиатра является для пациентов стрессовой ситуацией, поэтому все существующие негативные особенности психики усиленно проявляются во время общения со специалистом. Люди начинают неадекватно реагировать на вопросы, демонстрировать повышенную возбужденность и раздражение, могут начать плакать из-за излишнего волнения.

    Часто присутствуют навязчивые действия, которые применяются пациентом неосознанно с целью снятия мышечного напряжения (потирания рук, постукивание ногой, поглаживание стола и т.д.).

  3. Психодиагностика. Производится более глубокое обследование эмоциональной сферы при помощи специальных опросников. Проверенные способы, помогающие определить, есть ли у пациента эмоциональная лабильность: тест Айзенка, опросник Кеттела и другие популярные методики.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: