Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это многозначное понятие. Это комплекс или набор убеждений личности. Это его оценка действительности и отношение ко всему происходящему. Мировоззрение человека формируется на протяжении всей жизни. Оно может изменяться в силу разных обстоятельств и причин.

Интересно, что находятся люди с одинаковым мировоззрением. Они формируют группы, это единомышленники, соратники, их объединяют общие цели.

Мировоззрение в молодости больше основано на эмоциональном восприятии мира и происходящих событий. С возрастом оценка действительности становится более осознанной. Человек опирается на собственный опыт, анализ чужих поступков, его мировоззрение становится шире и глубже.

Мировоззрение складывается из нескольких компонентов. Тем не менее это единое целое. Составляющие не могут существовать по отдельности. Для мировоззрения характерна целостность, это важный признак.

Приведём в качестве примера противоположные друг другу мировоззрения:

1. Человек убеждён: если много работать, что результаты будут очевидны. Только от него зависит его успех и материальная обеспеченность.

2. Человек считает, что работа не гарантия финансовой стабильности. Материальное благополучие – случай везения. Вот кому-то повезло родиться в богатой семье, он и сам обеспечен, а работать ради достижения финансовой стабильности – пустая трата времени.

Таким образом, становится понятно: мировоззрение – это особая система ценностей, принципов и взглядов. Мировоззрение формируется в определённых условиях. На него оказывают влияние такие факторы, как:

  • Окружение. Человек живёт в обществе, люди окружают его с момента рождения. Если его родители придерживаются религиозных принципов, то вероятность того, что он сам станет их придерживаться, возрастает.
  • Общество. Ребёнок вступает в контакт с обществом по мере взросления. Он перенимает опыт, руководствуется традициями, изучает культуру и поддерживает принятые стереотипы.
  • Религия. Все духовные практики диктуют правила поведения. Они указывают на нормы морали и нравственности. Именно они регулируют стороны жизнедеятельности человека.
  • Образование и наука. Человек приобретает знания, он уже может доказать свою точку зрения, опираясь на научные факты. Так, формируется самая точная форма мировоззрения.
  • Эпоха. Мировоззрение может складываться в силу традиций, культуры эпохи. Мировоззрение нынешнего поколения резко отличается от родительского. Информация стала доступнее, а значит, возможностей для формирования мировоззрения стало больше.
  • Профессия. Трудовая деятельность оказывает влияние на формирование мировоззрения. Например, большинство врачей отрицает факт существования загробной жизни, это издержки профессии. Доктора руководствуются научными знаниями.

Личные качества

Бывают и индивидуальные слова-паразиты, которые не являются популярными у большого круга говорящих, однако постоянно проскальзывают у отдельно взятых личностей (например, знаменитое «однозначно», так обожаемого одним знакомым политиком), со временем способные «заразить» их собеседников и слушателей.

«Однозначно» указывает на уверенность того, кто говорит. А «как бы», наоборот, чаще всего используется неуверенными в себе людьми», по словам Максима Кронгауз. Хотя с неизвестными авторами известной в Интернете заметки «Слова-паразиты выдают наши секреты» он не соглашается:

Механизмы формирования психологических защит

Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе)  даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.

Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:

На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.

Далее, есть два пути решения конфликта:

  1. Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.

  2. Или «студент» всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.

Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.

Чем невротизм отличается от расстройства личности

Расстройства личности характеризуются незрелостью. Такие пациенты нетерпимы и испытывают неконтролируемые эмоциональные состояния, связанные с тревогой, горем после потери, разочарованием, любовью и т. д. Часто эти расстройства сопровождаются слабо развитым сознанием, неприятием жизненных ценностей.

Человек с расстройством личности не критичен к личным эмоциональным реакциям и поведению и плохо осознает, что они социально неприемлемы. Он не испытывает вины и стыда, и при этом преувеличенно наказывает себя за какие-то проступки, в т.ч. воображаемые. 

Больные с расстройством личности имеют пожизненную историю сложных межличностных отношений. Жизненный опыт мешает им созревать и развиваться. Цель терапии в таких случаях – обеспечить созревание, осознание и лучшую терпимость к собственному опыту и эмоциям.

Невротическая личность испытывает внутренние конфликты, связанные с конфликтными тенденциями. Попытки их подавить и примирить противоречия приводят к компромиссам с самим собой. Однако чаще компромиссы не дают добиться полного удовлетворения. Невротик переносит эмоциональное напряжение и долго тормозит неприятные чувства, не осознавая сути конфликта. Это приводит к сильным перегрузкам, ощущению беспомощности.

Основные виды мировоззрения

В первую очередь выделяют обыденное и научное мировоззрение. Первое формируется на бессознательном уровне, стихийно: человек получает информацию, оценивает ее, делает выводы на основе собственных представлений и знаний, а также мнений людей. Всё это происходит постоянно в течение всей жизни. Научное мировоззрение формируется в результате работы мышления, применения аналитических способностей, доказанных фактов и достоверной информации.

Согласно другой классификации, существует мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Мифологическое мировоззрение было в первобытном обществе. Люди с помощью мифов пытались объяснить явления, происходящие в мире. К формированию мифологических образов их побуждал в основном страх, незнание, к чему приводит то или иное явление. Когда человек не знает, что получится в результате, он додумывает, часто приукрашивает. Первобытные люди делали это с помощью мифологии.

Религиозное мировоззрение – более прогрессивное восприятие мира, по сравнению с предыдущим. Оно появилось в классовом обществе, когда необходимо было придумать некую силу для сплочения людей. И сегодня религия очень сильно влияет на мировоззрение.

Самая прогрессивная форма – философское мировоззрение. Оно предполагает формирование восприятия мира на основе индивидуального мышления, аналитических способностей, собственных мнений без учета точек зрения других людей.

Способы мышления

В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:

  • Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
  • Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.
  • Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.

В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.

Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.

Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.

Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.

Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.

Проявления целостности

Личность, принявшая свою идентичность:

  • Строит отношения с другими людьми, потому что ощущает к ним интерес, нежность, азарт, удовольствие и прочее. А никак не потому, что не способна какие-то потребности удовлетворить самостоятельно. Отчего она избирательна в выборе людей, с которыми проводит время. И если остаётся рядом с человеком, причиняющим ей боль – то только потому, что сделала осознанный выбор, лишенный иллюзий и фантазий о том, что он изменится и оценит её страдания.
  • Терпима к недостаткам других, так как понимает, что у всех разная жизненная история, ограничения и возможности. Отчего не в праве кого-то осуждать, критиковать.
  • Умеет ценить и благодарить. Даже незначительное проявление заботы не останется незамеченным. Она не обесценивает и не ожидает, что кто-то вместо неё решит проблемы.
  • Принимает не только позитивные, но и негативные черты и свойства характера. Она ценит и любит себя. А также позволяет проявлять различные чувства, не пряча их глубоко внутри, только лишь потому, что кому-то это не понравится. Не боится быть неудобной, так как ценит жизнь, делая выбор в сторону качества.
  • Знает, какими возможностями и ресурсами обладает. И не просто знает, но и умеет их применять. А также, над какими пробелами и недостатками стоит поработать, если хочет перемен.

Получить более подробную информацию о том, какие ещё существуют характеристики человека, который обладает внутренней свободой, вы можете, нажав на эту ссылку.

Относитесь к прошлому с благодарностью

Как избавиться от прошлого? Относитесь к минувшим временам не с грустью, а с благодарностью. Ведь какими бы трудными и туманными ни были прошлые события, именно им вы обязаны тем, какой вы есть сейчас. Трудности научили вас быть стойким, мужественным. Вы стали сильнее, начали проще воспринимать жизненные неурядицы.

Психологи в данном случае рекомендуют пользоваться техникой с поэтичным названием «Жемчужины мудрости». Ее суть состоит в том, чтобы проанализировать ситуацию, которая не дает вам покоя, а по итогам выписать на лист бумаги все то, чему она вас научила, как она вас изменила. Это и есть те самые «жемчужины». Поблагодарите прошлое за них и без сожаления отпустите ситуацию.

Диагностика и лечение

Поставить диагноз может только квалифицированный врач. Даже в том случае, если у человека наблюдаются пять и более симптомов из выше перечисленных, еще рано говорить о его психологическом расстройстве.

Если же симптомы ярко выраженные, имеет длительный и постоянный характер, а у человека наблюдаются трудности в социальной адаптации или проблемы с законом, то стоит бить тревогу и обратиться к врачу.

Нужно отметить, что лечение очень сложное и длительное, так как не существует специальных медикаментов, которые лечат именно пограничное расстройство личности. Поэтому терапия направлена на купирование определенных симптомов (депрессии, нервозности, агрессии).

В зависимости от симптомов возможно понадобится консультация невролога, нарколога, гинеколога, уролога.

Так как пограничное расстройство почти всегда сопровождается депрессивным состоянием, то назначается курс антидепрессантов. Они призваны помочь в восстановлении психического здоровья пациента. Чаще всего назначаются лекарства группы СИОЗС, как наиболее безопасные и современные.

Кроме того, назначаются антипсихотические препараты (снижают стремление к получению новых ощущений, которые могут нанести вред здоровью), стабилизаторы настроения, противотревожные препараты (анксиолитики).

Не обойтись без многочасовых сеансов психотерапии. Только психотерапия дает положительные и видимые результаты, помогает разобраться в корне проблемы, найти причины ее возникновения и обрести душевное равновесие пациенту.

Очень важно, чтобы у пациента возникло чувство доверия к психотерапевту. Чтобы он мог максимально открыть свои душевные переживания и чувства

Грамотный врач направит пациента в нужную сторону, поможет ему найти собственное «Я», проведет терапию «переноса» в те ситуации в жизни человека, которые могли спровоцировать возникновение и развитие заболевания. К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Поэтому выбор психотерапевта имеет определяющую роль в лечении.

К последствиям пограничного расстройства личности можно отнести уже раннее названые: алкоголизм, наркоманию, ожирение, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

К более глобальным: социальная изоляция, одиночество (следствие невозможности построения длительных отношений), проблемы с законом, судимость, суицид.

Пограничные расстройства не повод для отчаяния. Во время ремиссии такие люди заводят друзей, строят семьи, живут полной жизнью. Нужно просто правильно выбрать лечащего врача или клинику для лечения в период обострения.

Бывает ли здоровый эскапизм – позитивная сторона

Если человек эскапист, то это еще не значит, что с ним что-то не так, ведь эскапизм может и должен быть здоровым, приносящим пользу.

Благодаря эскапизму человек может найти свой жизненный путь. Не всем нравится ходить на работу 5/2 и сидеть в офисе за компьютером. Например, благодаря эскапизму человек может построить карьеру писателя, создать свой собственный мир, стать популярным, делать любимое дело и радовать поклонников.

Эскаписты имеют удовольствие ощущать себя самими собой, проживать свою собственную жизнь, а не навязанную кем-то. Если бы все «снимали розовые очки» и «переставали витать в облаках», в нашем мире бы не было творческих людей, произведений искусства, научных открытий.

Люди, практикующие эскапизм, гораздо чаще могут похвастаться развитыми творческими способностями. Им удается найти ту сферу, где они смогут раскрыть себя в полной мере (ведение блога, демонстрация своих картин через Интернет, написание песен, создание онлайн-курсов и т.д.).

Дополнительная информация по теме:

Техника «Убеждения о деньгах» поменяет отношение к деньгам и заработку

Какие проблемы решает ассоциативный тест Юнга: алгоритм прохождения и шаблон

Техника «Остановись, мгновение» помогает решить затяжные проблемы быть в балансе

Профилактические действия

Любое заболевание лучше вовремя предотвратить, чем лечить. Это относится и к обсессивно-компульсивному расстройству. Большинство психических нарушений формируются ещё в раннем детстве, поэтому некоторая степень вины за их развитие лежит и на родителях.

Главное – помочь ребенку самому сложить мнение о себе и своей роли в обществе. Адекватная самооценка – важная деталь воспитания здоровой личности. Чувство собственной неполноценности или, наоборот, превосходства является причиной формирования комплексов, страхов и тревожных мыслей в будущем. 

К профилактическим мероприятиям следует отнести:

  • спокойные, доброжелательные отношения между родителями и остальными членами семьи;
  • устранение факторов, способных травмировать психику;
  • исключение физических наказаний в воспитательном процессе и методов влияния, унижающих личность.

Если кто-то из родственников когда-либо страдал ОКР, то имеется риск наследственности. Необходимо вести спокойный образ жизни, избегая раздражителей.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

– мир материален;

– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Причины психических заболеваний

Большинство психических заболеваний являются результатом жизненных ситуаций и опыта, а также того, как мы с ними справляемся. Увольнение, смерть, травматический опыт приводят к стрессу, который может вызвать расстройства. Это очень индивидуальный вопрос, часто психические проблемы передаются по наследству, иногда они возникают в результате текущих событий.

Во-первых, обращает на себя внимание нетипичный ход развития психики человека, например, воздействие травмирующих событий в детстве. Во-вторых, было доказано, что некоторые расстройства в некоторой степени наследуются, например, шизофрения или повышенная вероятность депрессии у людей с семейным анамнезом. . Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций

Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств

Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций. Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств.

Исследование EZOP (Эпидемиология психических расстройств и доступность психиатрической помощи) показало, что 23% людей страдают по крайней мере одним психическим расстройством, а у каждого четвертого – целое сочетание нарушений.

По мнению специалистов, плохому психическому здоровью способствуют многие факторы. Люди жалуются на быстрый темп жизни, плохие экономические условия и нестабильную работу. Окружающая среда тяжелая, и наша психика не становится сильнее. Мы не в состоянии справиться со стрессом или защитить себя от него. Это причина многих расстройств.

В случае когнитивно-поведенческой терапии признается, что в основе человеческого поведения лежат убеждения, приобретенные в процессе обучения, которые определяют, как интерпретируется мир. Таким образом, искажения убеждений и обработки информации или дефицит когнитивных навыков считаются основными причинами психических расстройств. Согласно этому, обращение со стрессовым событием с помощью рациональной системы убеждений приводит к адекватным эмоциям и решимости предотвратить подобные события в будущем.

Кто рискует заболеть психосоматическим расстройством?

Наиболее подвержены психосоматическим заболеваниям люди, привыкшие сдерживать свои эмоции и переживания. Но бывают ситуации, когда даже самые уравновешенные и спокойные люди не справляются с эмоциями, поэтому нельзя сказать, что кто-либо полностью застрахован от психосоматических заболеваний.

Если психосоматическое заболевание или склонность к нему не обнаруживается в детском или подростковом возрасте, то в последствии диагностировать заболевание очень сложно. Например, такое заболевание как алкоголизм обычно развивается на почве ощущения своего несоответствия ожиданиям или требованиям, постоянной вины и неприятия себя как личности. Начинается это еще в детстве, если родители предъявляют слишком высокие требования к ребенку, а настоящим алкоголиком человек становится уже в зрелом возрасте, когда найти корни проблемы непросто.

Причиной частых простудных инфекций может стать отсутствие простой радости в жизни, а анемии – страх пред неизвестностью. Заболевания горла чаще диагностируются у пациентов, которые не могут высказать свое мнение и выплеснуть свой гнев. Жизненная неопределенность и некоторая обреченность может стать причиной развития гастрита. От бесплодия часто страдают люди, которые боятся изменения своей роли в мире и течения времени. Вообще люди, которые боятся жить, не уверены в себе и в своих возможностях, не могут реализовать себя, рискуют заполучить множество неприятных заболеваний, вплоть до новообразований, которые также могут иметь психосоматические причины.

Что такое развитие личности

Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Касается сферы социализации, поскольку вне общества человек живет по законам животного мира. Личность формируется при взаимодействии с другими людьми. Наедине, без культурного контакта и обмена информацией, этот процесс не возможен. Чтобы не возникало путаницы, приводим следующие смежные понятия:

  • Человек – представитель биологического вида Homo sapiens;
  • Индивид (индивидуум) – отдельно взятый организм, способный к самостоятельному существованию;
  • Личность – субъект социокультурной жизни, наделенный разумом, моральностью, духовными качествами.

Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух».

К слову, уровни развития личности отчасти повторяют ее потребности, отображенные в Пирамиде Маслоу. Начальным этапом становится удовлетворение необходимых для жизни функций, постепенно поднимаясь к уровню духовности и самосознания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: